Условия игры что где когда. Призы и титулы

Правила игры "Что? Где? Когда?" на 2015 год

1. Общие положения

1.1. В игре принимают участие 2 команды - "Команда Телезрителей" (далее ТВ-ЗРИТЕЛИ) и "Команда Знатоков" (далее ЗНАТОКИ).
1.2. ТВ-ЗРИТЕЛИ задают вопросы ЗНАТОКАМ, а ЗНАТОКИ за 1 минуту должны найти ответ на поставленный вопрос.
1.2.1. Если ЗНАТОКИ правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко.
1.2.2. Если ЗНАТОКИ неправильно отвечают на вопрос, очко получают ТВ-ЗРИТЕЛИ. Кроме очка, Телезритель, на чей вопрос ЗНАТОКИ не смогли дать правильный ответ, получает денежный приз.
1.2.3. Правильность ответа определяет Ведущий игры.
1.2.4. ЗНАТОКИ имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то ЗНАТОКИ получают "дополнительную минуту" на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на один из вопросов данной игры, в том числе в секторах БЛИЦ, СУПЕРБЛИЦ, в "Решающем Раунде".
1.3. Игра идет до 6 очков. Победителем игры становится команда, набравшая 6 очков.
1.4. Игровой стол разделен на 13 секторов. В 12-ти секторах находятся конверты с вопросами от телезрителей, присланные по почте. В 13-ом секторе играют вопросы от Телезрителей, поступившие по Интернету во время игры.
1.5. Какой вопрос будет задан ЗНАТОКАМ, "определяет" стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то ЗНАТОКАМ задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора.
1.5.1. Если стрелка волчка "выбирает" 13-ый сектор, компьютер случайным образом выбирает один из вопросов, поступивших по Интернету к этому моменту. 13-ый сектор может выпасть не более 1 раза за игру.
1.5.2. На игровом столе один из 12 секторов может оказаться сектором СУПЕРБЛИЦ.
В этом секторе играют 3 вопроса. За игровым столом - 1 игрок (по решению капитана).
ВЕДУЩИЙ задает ЗНАТОКУ вопросы ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ, а ЗНАТОК за 20 секунд должен найти ответы на них. Для того чтобы выиграть сектор СУПЕРБЛИЦ, ЗНАТОКУ надо правильно ответить на все три вопроса.
1.5.2.1. В сезоне 2015 года ведущий в начале игры может предложить команде застраховаться на случай, если в игре выпадет сектор СУПЕРБЛИЦ.
Если капитан соглашается застраховать команду, в качестве страхового взноса он должен назвать фамилию ЗНАТОКА, который будет играть СУПЕРБЛИЦ.
Если СУПЕРБЛИЦ выпадет, команда получит страховое возмещение от компании «БИН Страхование» (120 000 рублей).
1.5.3. Также на игровом столе один из 12 секторов может оказаться сектором БЛИЦ. В секторе БЛИЦ играют 3 вопроса. За игровым столом - вся команда. ВЕДУЩИЙ задает ЗНАТОКАМ вопросы ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ, а ЗНАТОКИ за 20 секунд должны найти ответы на них. Для того чтобы выиграть сектор БЛИЦ, ЗНАТОКАМ надо правильно ответить на все три вопроса.
1.6. Один раз за игру команда может взять "Помощь Клуба". Использовать "Помощь Клуба" команда может в том случае, если она уступает в счете телезрителям. "Помощь Клуба" берётся после основной минуты обсуждения. Клуб имеет 20 секунд на высказывание и обоснование своих версий. После этого команда обязана дать ответ. "Помощь Клуба" не распространяется на сектор СУПЕРБЛИЦ и Решающий Раунд. В "Помощи Клуба" может участвовать любой человек, присутствующий в зале.
1.7. В сезоне 2015 года команда ЗНАТОКОВ, проигрывающая ТВ-ЗРИТЕЛЯМ со счетом Х:5 (где Х равно от 0 до 4-х) может попросить у ВЕДУЩЕГО на обсуждение "МИНУТУ В КРЕДИТ".
1.7.1. Если ВЕДУЩИЙ и защитник интересов ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ готовы предоставить команде эту минуту, то знатоки ее получают. Просить "МИНУТУ В КРЕДИТ" капитан команды может по истечении основной минуты на обсуждение, либо после дополнительной, либо после "Помощи Клуба".
1.7.2. "МИНУТУ В КРЕДИТ" можно брать в раундах БЛИЦ и СУПЕРБЛИЦ. В этом случае она может быть использована для поиска правильного ответа только на один вопрос из трёх.
1.7.3. Если команде "помогла" "МИНУТА В КРЕДИТ" и она выиграла раунд, то до окончания игры она обязана ее вернуть, то есть ответить на какой - то из оставшихся вопросов без минуты обсуждения.
Если выпадает сектор БЛИЦ, то команда вернет "МИНУТУ В КРЕДИТ", ответив на все три вопроса без обсуждения. Если сектор СУПЕРБЛИЦ - оставшийся ЗНАТОК должен ответить на все три вопроса без размышлений.
1.7.4. При счете 5:5 ВЕДУЩИЙ принудительно забирает минуту на обсуждение у команды.
1.7.5. Вернуть "МИНУТУ В КРЕДИТ" можно и на Решающем Раунде.
1.8. В Летней, Осенней и в Зимней серии ЗНАТОКИ имеют право брать Решающий Раунд.
Попросить у Ведущего право сыграть Решающий Раунд могут ЗНАТОКИ, которые набрали по ходу игры 5 очков и уже не могут без Решающего Раунда обойти команду, которая играла в предыдущих играх серии. Если Ведущий удовлетворяет просьбу ЗНАТОКОВ, то счет игры становится 0:0, за столом остается один знаток. Победа в Решающем раунде оценивается в 6 очков.
Если в Решающем раунде выпал сектор СУПЕРБЛИЦ, то оставшийся за столом ЗНАТОК должен ответить на три вопроса - на каждый по 20 секунд.
Если в Решающем раунде выпал сектор БЛИЦ, то оставшийся за столом ЗНАТОК должен ответить на три вопроса - на каждый по 20 секунд.
Если к моменту Решающего раунда команда не отдала "МИНУТУ В КРЕДИТ", то в этом случае ЗНАТОК должен дать ответ (ответы) без размышлений.
В Решающем раунде нельзя брать "Помощь Клуба".
1.9. В Зимней серии возможно "ПРАВИЛО УДАЛЕНИЯ ЗА НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ".
Если команда ЗНАТОКОВ дала неправильный ответ на вопрос ТВ-ЗРИТЕЛЯ, то игрок, отвечавший на него, удаляется из-за стола. Если в следующем раунде команда опять проигрывает, то удаляется следующий отвечавший игрок и т.д. Как только команда выигрывает раунд, за игровой стол возвращаются все удаленные ранее игроки.
1.10. Команда ЗНАТОКОВ, проигравшая две игры в текущем сезоне, теряет право продолжать игры в 2015 году.

2. Структура сезона 2015 года

2.1. Сезон 2015 года состоит из Весенней, Летней, Осенней, Зимней серий и Финала года.
2.2. Весенние, Летние и Осенние серии состоят из 5-ти игр – 4-х отборочных игр и финальной игры серии.
Зимняя серия состоит из 5 игр - 4-х отборочных игр и Финала года.

3. Весенняя серия

3.1. Перед началом Весенней серии игр пять лучших команд ЗНАТОКОВ по итогам последних пяти лет получают определённое место в Весеннем Рейтинге Команд (ВРК) - от 1 до 5.
3.2. В первой игре Весенней серии против ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ играет команда ЗНАТОКОВ, занимающая 5-ое место в ВРК, во второй - команда, занимающая 4-ое место в ВРК, в третьей – 3-е, в четвёртой – 2-ое. В финальной игре Весенней серии играет 1-ая команда ВРК.
3.3. Если команда ЗНАТОКОВ проигрывает игру, то она исключается из ВРК, а все команды, которые перед началом этой игры "стояли ниже", поднимаются в рейтинге на 1 пункт.
3.4. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в отборочной игре, то она автоматически оказывается на первом месте ВРК, а все команды, которые перед началом этой игры «стояли выше», опускаются в ВРК на 1 пункт.
3.5. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Весенней серии, то она получает право сыграть в последней отборочной игре Зимней серии. При этом она исключается из ВРК, а все команды, которые перед началом игры "стояли ниже", поднимаются в рейтинге на 1 пункт.
3.6. Команды ЗНАТОКОВ, победившие в отборочных играх Весенней серии, получают приоритетные места в Летней и Осенней сериях. Команда, которая окажется на 1-ом месте ВРК, получит право сыграть в финальной игре Летней серии. Команда, получившая 2-ое место в ВРК, получит право сыграть в финальной игре Осенней серии. Команда, занявшая 3-е место в ВРК, получит право сыграть в последней отборочной игре Осенней серии. Команда, занявшая 4-ое место, получит право сыграть в предпоследней отборочной игре Осенней серии.

4. Летняя серия

4.1. Перед началом Летней серии формируется Рейтинг Команд на Летнюю серию (ЛРК).
4.2. В отборочных играх Летней серии примут участие команды, которые по итогам последних пяти лет оказались на 6-ом, 7-ом и 8-ом месте. Также в Летней серии возможно участие новых команд клуба.
4.3. Команда ЗНАТОКОВ, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом в отборочных играх Летней серии, получит право играть в Осенней серии. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже.
4.4. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Летней серии, то она получает право сыграть в Зимней серии.

5. Осенняя серия

5.1. Перед началом Осенней серии формируется РК на Осеннюю серию (ОРК). В него попадают:
а) команды, завоевавшие в Весенней серии право участвовать в Осенней серии;
б) команда, одержавшая победу в Летней серии с наиболее крупным счётом.
5.1.1. Если команд, перечисленных в п. 5.1. больше, чем оставшихся мест, то команды, получившие низшие места в ЛРК по итогам игр Летней серии, в Осенних играх участия не примут.
5.1.2. Если команд, перечисленных в п. 5.1. меньше, чем оставшихся мест, то в Осенней серии смогут принять участие команды, проигравшие в Весенней и Летней серии, в порядке приоритета:
команда-финалист Весенней серии, команда-финалист Летней серии; команды, проигравшие в отборочных играх Весенней серии (преимущество имеют те команды, которые играли позже); команды, проигравшие в отборочных играх Летней серии (преимущество имеют те команды, которые играли позже).
5.1.3. Перечисленные в п. 5.1. команды смогут принять участие во второй, третьей, четвёртой и Финальной играх Осенней серии.
В первой игре Осенней серии против ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ сыграет команда ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ. Независимо от результата игры, эта команда не претендует на участие в дальнейших играх сезона.
5.1.4. Если никакая команда не вышла в Осеннюю серию, согласно пункту 5.1., то вместо финальной игры проводится отборочная.
5.2. Команда ЗНАТОКОВ, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом во второй, третьей и четвёртой играх Осенней серии, получит право играть в Зимней серии. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже.
5.3. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Осенней серии, то она получает право сыграть в Зимней серии.

6. Зимняя серия

6.1. Перед началом Зимней серии формируется РК на Зимнюю серию (ЗРК).
Места в ЗРК сначала занимают команды-победители серий (чем раньше команда выиграла финальную игру серии, тем выше её место в ЗРК), а вслед за ними - команда, одержавшая победу в Осенней серии с самым крупным счётом.
6.1.1. Если какие-то из команд, перечисленные в п. 6.1., не получили право играть в Зимней серии, то освободившиеся места могут занять команды, не вышедшие в Зимнюю серию, но не проигравшие свою последнюю отборочную игру, или гостевые команды.
6.2. Победителем Зимней серии станет команда, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже. Эта команда получит право сыграть в Финале года.

7. Призы для знатоков

7.1. Лучший игрок каждой игры сезона 2015 года получает приз от представителя Генерального спонсора (Хрустальный атом).
7.1.1. Лучшие игроки тех команд, которые не вышли в Зимнюю серию, могут принять участие в Зимней серии в составе новой команды.
7.2. Если ЗНАТОКИ выигрывают финальную игру Весенней, Летней или Осенней серий, то определяется Лучший игрок данной серии. Он становится обладателем Хрустальной Совы и 300 000 рублей.
7.3. Знаток, который последним в сезоне 2015 года выиграет СУПЕРБЛИЦ, получит приз от компании «БИН Страхование».
7.4. Команда ЗНАТОКОВ, выигравшая Финал года, признаётся Лучшей командой 40-летия игры «Что? Где? Когда?» и получает 6 Хрустальных Сов (Хрустальное гнездо). Из состава победившей команды определяется Лучший игрок. Он становится обладателем Бриллиантовой Совы и 1 000 000 рублей.

Что? Где? Когда? интеллектуальная игра, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловом. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей (как отправить свой вопрос на игру можно узнать пройде по этой ссылке chgk.tvigra.ru). Знатоки должны за одну минуту при помощи только собственного ума найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.

Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыграл, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос. Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.

Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (обычно это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей — 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счёте не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.

Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет заснять подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.

Виды вопросов:

  • Блиц. Кроме обычных вопросов, для ответа на которые даётся минута, были введены «блиц-вопросы». Такой вопрос состоит из трёх более простых вопросов, но на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трёх правильных ответах. Сперва этот тип вопросов появился в телеигре, а позже был включён и в спортивный вариант игры. В то время, когда ведущим был Владимир Ворошилов, он сам выходил в зал к знатокам и задавал вопросы. В данный момент блиц проходит так же, как и обычные вопросы.
  • Суперблиц — похож на блиц, отличие заключается в том, что участвует в нём один игрок от команды.
  • Мультимедийные вопросы . Это вопросы, заданные с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков. В телеигре видеозапись просто показывают на мониторе. В спортивном варианте на каждый стол перед озвучиванием вопроса кладётся распечатка. Часто перед чтением вопроса, чтобы избежать утомительного переписывания, раздаются также длинные тексты (например, стихи).
  • Вопрос с предметом . Команде показывают предмет и предлагают, к примеру, угадать, для чего он служит (или служил), использовать предмет(ы) для достижения определённого результата и т. п.
  • Вопрос с чёрным ящиком . Здесь требуется ответить, что находится в чёрной шкатулке, стоящей перед игроками. По размерам ящика можно приблизительно угадать размеры искомого предмета. Кроме того, в ящике явно не может лежать ничего абстрактного (хотя как-то раз там было ничто — и это было верным ответом, однако данный случай является скорее исключением).
  • Решающий раунд . В том случае, если команда знатоков заработала 5 очков в свою пользу, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу, команда может взять решающий раунд. В этом случае за столом остается наиболее сильный, по мнению команды, знаток, после чего стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи. При этом обязательным условием является, чтобы в зале была абсолютная тишина и полное отсутствие обсуждения вопроса. Данный вид вопросов помогает команде пройти в финал сезона при более успешной игре предыдущих команд данного сезона.
  • С 1984 года лучшим знатокам и лучшим телезрителям стали вручать почетный приз - "Хрустальную сову". С 2002 года лучшему игроку по итогам года стали вручать "Бриллиантовую сову". Начиная с 1995 года в каждом юбилейном сезоне одному из знатоков присваивается почетное звание магистра клуба. В 1995 им стал Александр Друзь, в 2000 Максим Паташов, в 2005 Виктор Сиднев.

    Большая часть вопросов за всю историю телевизионных и спортивных игр Что?Где?Когда? хранится в базе вопросов ЧГК - db.chgk

    Полезные сайты:

    • chgk.com - портал игры, можно узнать о последних новостях, датах проведения игр, турниров, фотографии участников

    Как ребята из Veeam Software решили выяснить, «кто на свете всех умнее», собрали команду по «Что? Где? Когда?» и пошли соревноваться с другими айтишниками (и не только), и даже победили, и даже не один раз. С тех пор много чего поменялось на этом самом свете: в Рио прошли Олимпийские Игры, в Питере, кажется, достроили стадион, а Veeam стал бэкапить не только виртуалки, но и физические машины.

    Но сегодня не об этом, а о том, как можно самим провести турнир по «Что? Где? Когда?» у себя в компании, какая польза от этого сборной команде, и как удивительно в результате может повернуться карьера участника.

    Сам себе event-менеджер

    Вообще-то народ в наших офисах много во что играет: есть специально отведенные комнаты для кикера и настольного тенниса, кто-то предпочитает шахматы и шашки, есть и любители настолок. Но мы решили замахнуться на более массовую игру. Ведь сборной по ЧГК были нужны свежие силы в связи с отъездом некоторых игроков в Чехию, к тому же все больше новичков, рассказывая на собеседованиях о своих увлечениях, называли в том числе и интеллектуальный спорт. В общем, мы подумали и сели организовывать Кубок Veeam по интеллектуальным играм.

    Сразу оговорюсь, что профессиональных event-менеджеров среди нас не было, поэтому к этой задаче мы подошли, можно сказать, по-инженерному: смотрим, как это работает – вычленяем составляющие – собираем у себя из идентичных деталей, при необходимости «обрабатываем напильником», то есть адаптируем под себя.

    Итак, где-то смотрим, как происходит оффлайн-игра для аудитории из нескольких команд. Фиксируем, какие ресурсы задействованы и какие процессы происходят. Прикидываем, какие подготовительные действия понадобятся, и кто в нашей компании за что отвечает (закупки, оформление документов, массовые рассылки и прочее). Сводим все воедино и получаем «раскладку» по мероприятию. Ниже коротко о ключевых моментах.

    Пункт 1. Помещение: Если у вас набирается не очень много народа, то есть человек 30 (это 5 команд), то можно поиграть и в офисе - в учебной аудитории, в большой переговорке, в столовой и т.п. У нас же в этом году с обеих питерских площадок набралось 13 команд, а это больше 70 человек, представители почти всех отделов. Поэтому мы озадачились арендой просторного помещения и организацией кофе-брейка. Довольно быстро нашли подходящий конференц-зал в гостинице неподалеку от обоих офисов. По идее, можно договориться об аренде в ДК, в Доме детского творчества, да просто в кафе (в первый раз мы так и делали – арендовали помещение кафетерия в нашем БЦ).

    Важно! Зал и оборудование обязательно предварительно протестировать и предусмотреть бытовые мелочи – например, чтобы в критический момент у микрофона не сели батарейки, а жюри было куда поставить ноутбук для работы с турнирной таблицей.

    Пункт 2. Редактор вопросов и ведущий: Следующая важная вещь – подбор пакета вопросов, то есть работа редактора, и роль ведущего. Тут мы пользуемся своими знакомствами в служебных целях и – ура! - как и год назад, в роли редактора пакета вопросов и ведущего выступает человек и пароход педагог Михаил Игоревич Скипский!

    Ставка на звездного ведущего в нашем случае себя полностью оправдывает:

    Даша Аксенова, координатор проекта в одном из офисов, секретарь: Я в детстве смотрела игру «Что? Где? Когда?» по телевизору, и у меня была мечта отправить туда вопрос. Позже, во время учебы в школе у меня уже был опыт игры: мы выступали со школьной командой «Коржи» на городских и областных турнирах по «Брейн-рингу» и даже занимали призовые места.
    Когда я узнала, что в нашей компании проводится такая корпоративная игра, то очень обрадовалась и заинтересовалась, а когда выяснилось, что ведущим будет Михаил Скипский, для меня это было просто невероятно! Я же его игры смотрела по телевизору, мне очень нравилась и нравится их команда, я всегда за них болею. А тут я поняла, что увижу его прямо лицом к лицу, и он будет ведущим – конечно, я была в восторге!

    Если же кто-то хочет поработать редактором самостоятельно, то база вопросов вам в помощь. Можно придумывать свои собственные вопросы, но это дело не такое простое , как может показаться на первый взгляд.

    Пункт 3. Процедурные моменты
    ОЧЕНЬ ВАЖНО! Обязательно разработайте и выложите в общий доступ Регламент турнира! Можно почитать, как его пишут другие, и что-то взять за основу. Непременно решите, кто будет следить за его выполнением. Возможно, вам понадобится жюри из нескольких человек (желательно опытных игроков).

    • Подготовьте бумажные бланки для ответов - по числу команд, и еще несколько про запас.
    • Если планируете использовать микрофон и\или включать музыку – назначьте ответственного за звуковое сопровождение.
    • Если среди коллег есть умеющие вести репортажную съемку – отлично! Когда еще можно запечатлеть для истории командную работу мозга.
    • Придумайте, чем награждать победителей. Да, лучше много маленьких призов, чем один большой. Можно давать призы за самый смешной ответ, за лучшую командную форму, и т.д. и т.п.
    Когда всё «утряслось» с помещением, регламентом и ведением, можно оповестить всех желающих, после чего начинаем регистрацию на турнир. Мы поступаем просто: в каждом из офисов назначаем ответственных за сбор заявок по e-mail и ввод их в общую таблицу на GoogleDocs. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Всеобщее веселье и буйство фантазии начинается уже в этот момент – так, в наш список попали «Conversion 146%», «АнсабскрАйбнем», «Без Петровича», «Красный баг», «All Insider Друзь» и сборная всех офисов, названная в честь всех трёх бизнес-центров «Кондратий Плазович Леже». Забегая вперед, скажу, что именно сборная и стала обладателем Кубка-2017, и это, наверное, символично, ведь ЧГК – игра командная.

    Ура, наконец-то закончена беготня с бумажками, согласование бюджета, закупка призов и печать бланков, можно выдвигаться на игру!

    Полезно: Заранее отправьте участникам напоминалку о времени и месте турнира, можно с картой и фоткой street view. При необходимости обеспечьте навигацию на месте – напечатайте бумажные таблички со стрелками, куда идти, или поставьте живого навигатора, который будет направлять гостей.

    Итак, все расселись, отгремели знакомые звуки увертюры Рихарда Штрауса, и началась разминочная «Матрица» (аналог «Своей игры»). В результате разминки мы с коллегами узнали, что такое термин «свежий ветер», какое прозвище носит футбольная команда «Глазго Рейнджерс», и много других занимательных фактов.

    Основной же турнир включал в себя 2 тура по 12 вопросов разной степени сложности. Вот мнения участников.

    В этот раз вопросы были труднее, чем на Первом Кубке год назад?

    Женя Иванов, специалист службы техподдержки, регион Италия: Хорошо, что минимум было взято 13 вопросов. Такие команды придут и в следующий раз. В прошлый раз были команды, которые взяли совсем чуть-чуть, и вот такие скорее всего уже не пришли.

    Ольга Слюсаренко, технический писатель: Да, возможно, дело и в этом. В прошлый раз было больше команд, и на мой взгляд, не все были оптимально готовы к тому, что нужно будет реально сконцентрироваться, быстро думать, искать решение, и не только для простых вопросов. Может, кто-то из-за результата расстроился. Хотя ребята, которые год назад заняли 3 место, сразу же заявили, что в следующий раз возьмут реванш! То есть это их, наоборот, мотивировало. В этот раз победители взяли 21 вопрос из 24, это очень хороший результат.

    Денис Руденко, капитан сборной Veeam, руководитель департамента QA: По-моему, в этот раз многие вопросы были слишком лёгкие. Может, даже, в следующий раз лучше вообще «сборников» не звать за стол. Дать другим игрокам, командам подумать, побороться. А «сборников» отправить, например, в жюри.

    Сложно ли было организовать турнир у себя в компании?

    Ольга: У меня уже был опыт организации Кубка в прошлом году, тогда да, все было впервые, много неочевидных для меня вещей, но мы справились… А потом люди постоянно спрашивали – когда же будет следующая игра? Получилось ровно через год. В этот раз уже все было куда проще. Хотя… пришлось заводить все договоры в систему 1С – вот работа с 1С стала для меня самой большой трудностью.

    Даша: Да, было немножко тревожно, вдруг что что-то не привезут, что-то не успеем сделать, была небольшая спешка и волнение перед таким большим событием, вдруг что-то пойдет не так… Но все равно я была очень рада принимать участие не только в качестве игрока, но и в качестве организатора.

    Денис: Мы же хорошее дело делаем для популяризации игры. Может, кто-то дальше увлечется, будет ходить на тренировки, игры. Это мотивирует.

    Чем тебе запомнился Кубок Veeam-2017?

    Даша: Наверное, атмосферой – это не было какое-то нервное напряжение у каждой команды, а была такая дружеская атмосфера. Еще запомнились, наверное, смешные версии ответов – например, был такой вопрос:«Пустынная улитка период с мая по октябрь проводит в НЕЙ. Назовите ЕЁ». Одна из команд ответила, что «улитка в коме». (У меня был вариант, что она в осенней депрессии (когда спит)), но мы не выбрали эту версию.)

    Смех был по-настоящему искренний, добрый, от радости участия. Я думаю, что все прошло очень здорово, и зал мне очень понравился, красивое оформление, и организация, и кофе-брейк. Конечно, ведущий Михаил Скипский, и подарки, призы.

    Кто «на новенького» в сборной?

    В сборных же Veeam, выступающих в клубе «60 секунд», за эти 2 года появились новые игроки, добавившие красок игре команды.

    Как вы попали в сборную Veeam?

    Кирилл Стецко, специалист службы техподдержки, регион Испания: У нас при приеме на работу просят заполнить анкету, там есть вопрос про увлечения, я написал, что играю в ЧГК. Потом ко мне Дима подошел, пригласил на игру.

    Костя Ляпцев, инженер отдела тестирования: Вообще-то я очень давно играю в «Мафию», можно сказать, стоял у истоков питерского сообщества. А в ЧГК тоже стало интересно себя попробовать, и я отправил заявку сначала на участие во внутреннем турнире-2016. Мы проводили тренировки, хорошо выступили - заняли 1 место. Наверное, мне удалось неплохо себя проявить, и меня пригласили сыграть за сборную. Сначала я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге клуба «60 секунд», теперь уже вызываюсь и на игры в Лиге Чемпионов.

    Женя Иванов: Изначально я работал в команде renewals (продление лицензий ), но мечтал о работе в отделе технической поддержки. Тогда команды по ЧГК только создавались, игроков было немного. Я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге, и мы с коллегой приезжали на совместные тренировки к ребятам в «Кондратьевский» (на этой площадке находятся R&D, QA и TechSupport ). Там познакомился с парнями из саппорта, потом с их тим-лидом общался. Конечно, параллельно я серьезно готовился, ведь хотя навык общения с клиентами у меня уже был, нужно же было еще хорошее понимание технических вопросов. И вот менеджеры дали добро, и я наконец перешёл в саппорт на должность джуниор инженера! То есть, можно сказать, игра в ЧГК помогла мне осуществить свою мечту. Сейчас я играю уже за первую сборную, да и на работе дорос до сеньора, так что это получилась прямо-таки Success Story:).

    За эти 2 года вы шагнули вперед и вверх по карьерной лестнице, у вас появились новые обязанности, новый уровень ответственности. Как вам удается находить время и возможность играть?

    Дима Мордберг, тим-лид команды техподдержки, регион Франция: У меня зашедуленная активность в календаре. Никто не может поставить мне совещание на это время:).

    Денис: У меня сейчас так – работа «съест» всё время, которое я на нее выделю. То есть вопрос в том, чтобы выделить столько, сколько нужно, на необходимое, самое главное, самое важное. И у меня дети еще маленькие, так что свободного времени в целом немного, и ты в какие-то его остатки пытаешься втиснуть что-то - вот ЧГК еще пока втискивается.

    Женя: Скажу так: до перехода в саппорт я думал, что я много работаю. Теперь я понимаю, что все эти предыдущие годы я, можно сказать, отдыхал! Потому что жизнь джуниор саппорт инженера реально была тяжела. Вот Дима, например, отлично помнит, как он заходил за мной, а я на каком-нибудь вебексе досиживал последние минуты, просил: «Дима, пожалуйста, еще 5 минут!» И тут он мне помогал с рабочими вещами, чтобы я мог освободиться вовремя и пойти на игру. А сейчас у меня уже и опыт появился, и тайм-менеджмент лучше стал, ну и обязанности теперь более разнообразные – это и обучение новичков, и написание всяких статей, так что непосредственно работа с клиентами занимает, наверное, примерно треть времени. Так что в целом стало, наоборот, легче.

    Часть сотрудников переехала в Чехию и теперь играет там. Некоторые из вас в скором времени тоже сменят питерский офис на пражский. Как вы видите свое игроцкое будущее на новом месте?

    Денис: Наверное, надо пытаться на другой уровень постепенно выбираться. У меня идея - надо найти там команды из спортивного ЧГК (их там пока немного, 2-3), либо свою попробовать организовать и играть самим. Так что надо продолжать читать, тренироваться. И кто-то ведь планирует возвращаться в Питер, а там уже будет новая страница, новые команды, новое будущее…

    А что скажет уже «бывалый пражанин»? Что общего и чем различаются питерский и пражский ЧГК?

    Ян Димант, инженер отдела тестирования: Здесь, в Чехии, есть 2 или 3 команды, играющие в спортивное ЧГК, а в Праге проходят игры «Открытой Лиги» клуба «60 секунд» . В ее весенней серии приняли участие 26 команд. Отличие от питерских игр в том, что в команде может быть до 8 игроков. И, конечно, здесь отличное чешское пиво, которое прекрасно идет в перерывах между турами и после игры.

    Игра традиционно начинается с «Матрицы», затем 3 тура ЧГК, по 10 вопросов. Для кого-то, может, и слишком просто, но мне в самый раз. Наша команда называется «Veeam_Software_cz», в целом играем достаточно неплохо – в весенней серии поучаствовали в 5 играх, из которых в 2 поделили первое место. Вот один из «призовых подиумов» нашего маленького, но гордого филиала:

    Очень надеюсь, что с приездом еще ребят из Питера наш состав станет стабильным, а победы – регулярными.

    «Нет места, кроме первого!»

    В начале марта в рамках чемпионата IT Challenge (спартакиады «по всякой всячине» среди IT-компаний Питера) прошла игра «IT Brain Battle» . Естественно, на нее заявилась и сборная Veeam. Вообще у нашей команды непростые отношения с этим турниром: в первый год его проведения опоздали с заявкой, затем остались за чертой призеров, хотя и показали неплохой результат. В этом сезоне очень хотелось реабилитироваться.

    За стол в конференц-зале гостиницы «Азимут» сборная садилась в полном составе и с очень серьёзным настроем.

    Как оказалось, это не всегда было кстати - ведь пакет вопросов, как предупредил сам ведущий, все тот же Михаил Скипский, «был проверен на детях», и делать ставку на мудрёные ответы не было надобности. В итоге до «золота» нашим знатокам не хватило всего 2 баллов. Капитан был расстроен, да и все остальные на себе прочувствовали, что значит остановиться в шаге от победы. Второе место, даже при наличии вкусных призов, цветочков и медалек – совсем не то, что первое. Поэтому на фоточках мы не очень-то весело выглядим:

    Но рефлексировать было особо некогда – ведь в начале мая сборная должна была участвовать в Чемпионате Мира среди любительских команд. Времени для тренировок вне работы становилось все меньше, так что пришлось набирать форму через игры.

    И вот мы в игровом зале, где за час до того проходили поединки Чемпионата России по спортивному ЧГК – а там играли все сильнейшие команды страны.

    Но и среди «любителей» то и дело мелькают известные лица: вот команда Елены Потаниной «Маршак Начеку», а вот и сборная клуба «60 секунд» под предводительством его президента Леонида Эдлина. Вот представители Казахстана, Латвии, Израиля, Швеции - всего 46 команд, более 270 участников. Вёл турнир Магистр ТВ-клуба «Что? Где? Когда?» Максим Поташев, он же был редактором одного из туров.

    В ходе двух дней чемпионата было сыграно 6 туров по 12 вопросов, причем во двух из них Veeam набрал наибольшее число очков. (Фото по качеству, конечно, плохое - зато оно хорошо передает настроение парней после выигранного тура.)

    К сожалению, не совсем удачная игра в первом туре оставила команду за чертой призеров. В итоге ребята в зеленых футболках, набрав 48 баллов, заняли 9е место в общем зачете и 4е – в корпоративном.

    Наверное, войти в десятку лучших команд ЧМ – неплохой результат?

    Кирилл: У меня немного странные впечатления от турнира - я думал, там не наш уровень, нам будет сложно, а оказалось, что там можно и нужно побеждать.То есть мы вроде бы в целом нормально играли, но первый тур, например, «слили» - причем непонятно, из-за чего.

    Денис: Мы, можно сказать, остановились в шаге от третьего общего места и от первого в корпоративном зачете, всего 3 баллов не хватило. Там чисто на моих неправильных выборах можно было больше набрать. Две команды были чуть сильнее - и всё. А мысли «не наш уровень» по дефолту - не совсем правильные. Уровень ведь и мыслями тоже определяется. Вполне реально было третье место занять. И сыграли моментами просто хорошо, а в сумме да, получилось средне.

    Какие, по-твоему, есть резервы у знатоков, чтобы расти?

    Денис: Один из резервов, чтобы выигрывать – нужно не стесняться озвучивать версии. Перед игрой я регулярно напоминаю: говорите версии, а если вас не услышали, то повторяйте. Не стараться «донести» свою версию – это ошибочное поведение игрока, но мы стараемся над этим работать, исправляться.

    Даша: Перед турниром мы с моей командой собирались на небольшие тренировки, которые организовывали сами. Было бы интересно и полезно организовать общие тренировки для нескольких команд, с рассказом, какие роли могут быть в команде, какого плана могут быть вопросы… Можно сделать скайп-колл или собрать брошюру с полезными советами, сделать тренировки регулярными – вот это было бы очень здорово!

    Вместо послесловия

    Вот пост на Хабре о том, с чего все это начиналось . Рассказ о Кубке Veeam

    1 канал

    Повторные показы Хронология Похожие передачи Ссылки Официальный сайт
    Данная статья описывает телевизионную версию игры. Чтобы узнать о турнирах и о спортивной версии игры, смотрите .

    Что? Где? Когда? - интеллектуальная викторина , наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в г. телеведущим Владимиром Ворошиловым . Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей . Знатоки должны за одну минуту при помощи мозгового штурма найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.

    Правила телеигры

    В телевизионной версии каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей» (которые как бы вместе играют против команды знатоков). Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Это означает, что в течение одной телевизионной игры может прозвучать не более одиннадцати вопросов. Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыгран, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос.

    Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.

    Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (зачастую это кулак с поднятым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

    Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей - 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счёте не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.

    Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет зафиксировать подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.

    Вопросы

    Общие сведения

    Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить. Из краткого описания игры можно ошибочно заключить, что для успешного ведения игры необходимо помнить множество фактов. На самом деле вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов стараются избегать. Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое для ответа, кроме того могут требоваться знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т. п. Часто какое-то лишнее, не очень пригодное в данном контексте слово или грамматическая тонкость являются сильным намёком; такую роль играют каламбуры и т. п., так что вопросы часто непереводимы и предполагают наличие познаний в культурологии .

    Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности - специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.

    Виды вопросов

    1. Обычный вопрос . Знатокам в словесной форме предлагается вопрос, присланный по почте одним из телезрителей. Вопрос выбирается при помощи волчка в стандартной форме. На обсуждение вопроса даётся одна минута, после чего знатоки должны дать ответ. Ответ даёт один знаток команды. Отвечающего определяет капитан.
    2. Мультимедийный вопрос . Это вопрос, заданный с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков. В телеигре видеозапись просто показывают на мониторе. В спортивном варианте на каждый стол перед озвучиванием вопроса кладётся распечатка (так же известная как «раздатка»). Часто перед чтением вопроса, чтобы избежать утомительного переписывания, раздаются также длинные тексты (например, стихи).
    3. Вопрос с предметом . Команде показывают предмет и предлагают, к примеру, угадать, для чего он служит (или служил), использовать предмет(ы) для достижения определённого результата и т. п.
    4. Вопрос с чёрным ящиком . Здесь требуется ответить, что находится в чёрном ящике, стоящем перед игроками. В редких случаях это может служить своего рода подсказкой, так как размеры ящика ограничены, и в нём явно не может лежать ничего абстрактного (хотя были случаи, когда ящик оказывался пуст, и отсутствие предметов в ящике было верным ответом, однако это является скорее исключением). Один раз в черном ящике лежал другой черный ящик (27 декабря 2008 года). Как вариант такого вида вопросов, если предмет не помещается в черный ящик, он находится за кулисами, о чём знатокам в большинстве случаев сообщается дополнительно.
    5. Тринадцатый сектор . Знатокам предлагается вопрос, заданный пользователями сети Интернет на сайте 13.mts.ru за время трансляции игры. Вопрос выбирается компьютером случайным образом. При этом вопрос полностью непредсказуем и никто (даже редакторы) не знает ответа на вопрос вплоть до его объявления.
    6. Сектор «Зеро» . В начале игры на сектор клались три стилизованых игральных карты со знаком «зеро». В случае выпадения сектора, объявлялся раунд «интеллектуальное казино против знатоков», после чего ведущий Владимир Ворошилов выходил к игрокам и задавал один из вопросов, имевшихся на картах. После смерти Владимира Ворошилова сектор был упразднён.
    7. Блиц (простой). Состоит из трёх более простых вопросов (в сравнении с обычными), но на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трёх правильных ответах. Первоначально этот тип вопросов появился в телеигре, а позже был включён и в спортивный вариант игры. Несмотря на сложность, "Блиц" периодически выигрывается знатоками (например, командой Б. Касумова в летней серии 2008 года).
    8. Суперблиц - усложнённая версия блица , отличие заключается в том, что участвует в нём один игрок от команды, кто именно - решает капитан команды (в редких случаях волчок используется для жребия). Раунд крайне редко выигрывается знатоками (например, А. Козловым в финале 2008 года, до этого М. Поташевым в 1997 году).
    9. Решающий раунд . В том случае, если команда знатоков заработала 5 очков в свою пользу, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу, команда может взять решающий раунд. В этом случае за столом остается наиболее сильный, по мнению команды, знаток, после чего стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи. При этом обязательным условием является, чтобы в зале была абсолютная тишина и полное отсутствие обсуждения вопроса. Данный вид вопросов помогает команде пройти в финал сезона при более успешной игре предыдущих команд данного сезона.

    Примеры вопросов

    1. Перед вами древнеегипетская рукопись; в ней говорится про некоего раба : «Он в совершенстве слышит обоими ушами , честен и послушен». Этот текст рассматривается как один из ранних экземпляров… чего? (Ответ: рекламы .)
    2. Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей , легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? (Ответ: по цене. Черви стоят намного дороже.)
    3. По юмористическому календарю Беляева и Шталбера, «Если бы это утверждение было правдой, это не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите это . (Ответ: вино , «Истина в вине». Вопрос основан на сопоставлении фраз «Истина в вине» и «Горькая правда») .
    4. Как-то раз друг Марка Твена , Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов , обещав непременно вернуть их через месяц - разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? (Ответ: опубликовал некролог Дьюмена)
    5. В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? (Ответ: обещания не лгать.)
    6. Джером К. Джером сравнивал это с правительством , так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. (Ответ: погода)
    7. Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? (Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил)

    Телеверсия игры

    Владимир Ворошилов, создатель игры и продолжительное время её ведущий.

    Днём рождения телеигры считается 4 сентября . В тот день прошла одна игра, по иным правилам , по которым две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива .

    Первые вопросы были придуманы самим В. Ворошиловым, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. . Известно , что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями .

    Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток» , теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков» .

    Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.

    После распада Советского Союза в игра превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино» (хотя место проведения игр не сменилось). Лозунгом игры стала фраза «Интеллектуальное казино - единственное казино, в котором можно заработать деньги своим собственным умом» .

    Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты (Михаил Барщевский). С знатоки решили прекратить играть за деньги, ценность вопросов определяется с помощью телефонного голосования телезрителей. С года авторы вопросов, на которые не был дан верный ответ, получают оплату в соответствии с тем, каким по счёту из невзятых был их вопрос: автор первого вопроса, не отвеченного командой, получает 10 тысяч рублей, второго - 20 тысяч, и так далее; также в случае поражения команды телезрителей в первом раунде проигравший телезритель получает страховку 10 тысяч рублей, а каждый невыпавший вопрос (кроме 13-го сектора) получает компенсацию 10 тысяч рублей (в случае, когда не выпал блиц или суперблиц, автор каждого вопроса блица или суперблица получает 10 тысяч рублей). При этом в 2006-2007 году получали 1 рубль за каждый голос "вопрос нравится" и -1 рубль за каждый голос "вопрос не нравится", что было выгоднее (последний вопрос имел также фиксированную ставку 60 тысяч рублей).

    После игра стала меняться, и эти изменения продолжаются до сих пор. В 1991 году появился новый сектор - ноль («зеро»). Если указатель останавливался на этом поле, то ведущий выходил к публике с тремя карточками (позже игрался единственный вопрос), на которых были записаны его собственные вопросы, и показывал их команде. Делал он это в своей манере, и как-то раз игроки даже не могли понять, где же кончается вступление и начинается вопрос. Такой вариант игры Ворошилов называл «игрой казино против знатоков».

    Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «Брейн-ринга »

    В телеверсии игры предусмотрены паузы преимущественно для отдыха знатоков. Они бывают двух видов:

    • Музыкальная пауза , когда команда выходит из домика в направлении стилизованной сцены, на которой происходит исполнение какой-либо из звезд (приглашенной заранее) любой собственной песни. Как вариант возможно также приглашение группы или ансамбля. Такая пауза объявляется ведущим по истечении четырех раундов (исключение - счет 3:0).
    • Чайная пауза , когда распорядитель приносит на подносе и ставит на стол шесть чашек с уже налитым чаем Ahmad Tea Limited Edition, а также дополнительные коробочки с чаем и сахар. Такая пауза объявляется ведущим по истечении семи или восьми раундов в зависимости от хода игры (естественно, если к тому времени ни одна из команд не одержала победу).

    Прямой эфир

    Особенностью игры является то, что она проходит в прямом эфире . Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей.

    Призы и титулы телеигры

    Совы

    Пиджаки

    • «Красный пиджак» является знаком «бессмертного члена клуба» , человека, который может остаться в клубе даже если его команда проиграла. Получал лучший игрок команды, вышедший в финал серии независимо от результата (но была одна игра, когда вручили на всю команду). В данный момент упразднены (после истории с проигрышем команды Козлова (проигран также пиджак) и Блинова, с пиджаком были Блинов, Друзь и Двинятин). Матч-реванш, выигранный командой Блинова 31 декабря 1994 года, отменил пиджаки, и в клубе была объявлена всеобщая амнистия .

    Погон лучшего капитана

    • Этот погон дается лучшему капитану, которого выбирают раз в 5 лет. Его обладателями являются Борис Ерёмин, Владимир Лутовинов, Андрей Каморин , Виктор Сиднев, Андрей Козлов , Алексей Блинов и Алесь Мухин .

    Магистры

    Музыка в телеигре

    Телевизионная игра стала настолько популярной, что её музыку ассоциируют уже только с телеигрой. Некоторые темы обрели огромную известность и используются в местных викторинах. Для многих людей эти мелодии, впервые услышанные в игре, навсегда остаются связанными с её атмосферой. Основная мелодия, звучащая в заставке игры - это вступительная часть к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра ». Кроме того, в начале игры звучит фрагмент арии Германа из оперы «Пиковая дама » ("Что наша жизнь? Игра!") и другие эпизоды из той же оперы. Во время игры между раундами иногда звучит обработка фрагмента из «Рапсодии в блюзовых тонах» Дж. Гершвина , композиция Джеймса Ласта «Ra-ta-ta» группы «Rotations», фрагменты песен «Crucified» и «Israelism» группы Army of Lovers . В конце игры проигрывается симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти» в исполнении Ekseption.

    Спортивная версия

    В отличие от телеверсии игры, спортивный вариант остаётся неизвестным для большей части россиян, так как популяризацией фестивалей и игр практически не занимаются - в основном потому, что те менее зрелищны, чем телевизионная версия, так как в спортивной версии у зрителя практически нет возможности наблюдать за игровым процессом.

    Игра известна внутри некоторого движения, и человек попадает туда случайно, через своих друзей, знакомых, случайно увиденное объявление или институтский клуб, которые, как и клубы КВН, регулярно проводят игры для студентов.

    Известные знатоки телеигры

    Александр Друзь

    Многие игроки, в основном игроки телеверсии, были очень популярны в Советском Союзе, позже - в России. Наиболее выдающиеся получают различные почётные призы, такие как хрустальная сова , титул бессмертного игрока Что? Где? Когда? , красный пиджак . В некоторых сезонах получали автомобили и крупные суммы денег (в основном, если были известные спонсоры).

    Самые известные и прославленные участники этой игры:

    • Некоторые букмекерские конторы принимают ставки на исход игры (получателя «Хрустальной совы», счёт игры и т.д.), что говорит об отсутствии договоренностей и подтасовки результатов игры.
    • В восьмидесятых годах видеомониторы, расположенные над круглым столом в студии передачи, представляли собой цветные телевизоры "Юность", по всей видимости, модели Ц-440, в корпусах красного цвета. В девяностых годах им на смену пришли телевизоры зарубежного производства, а в настоящее время используются ЖК мониторы.
    • В начале девяностых годов руководство передачи проводило эксперимент по голосованию среди зрителей. Частотомер, выполненный на основе ЭВМ ДВК-2М, измерял частоту питающей сети. Сначала было предложено выключить свои телевизоры всем зрителям, затем только зрителям, голосующим за первую команду, и затем только зрителям, голосующим за вторую команду. Необычный способ голосования основывался на том факте, что при резком снижении нагрузки на электросеть происходит увеличение частоты тока. Эффективность данного способа находится под вопросом, поскольку, во-первых, на электростанциях находятся системы автоматического регулирования, не позволяющие частоте "уплыть" при изменении нагрузки за установленные пределы, а во-вторых, телевизоры различных моделей отличаются друг от друга потребляемой мощностью, так, при выключении телевизора "Рубин-714" нагрузка на электросеть снизится на 250 Вт, а при выключении телевизора "Юность-406Д" - всего на 30 Вт. В наши дни голосования подобного рода проводятся при помощи SMS.

    Версии игры в других странах

    См. также

    Другие интеллектуальные игры

    Примечания

    Ссылки

    Видео

    • «Что? Где? Когда?» Сезон 2008. Финал года. 27/12/08 + ,
    • «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» - Весенняя серия 2009 год. - Игра первая (04.04.2009) на Яндекс.Видео