Степан бандера об украинцах цитаты. Степан Бандера: Наша власть должна быть страшной

Степан Бандера в современном мире является символом борьбы против Русского Мира. И использование символики с его изображением не может и не должно расцениваться как проявление антисемитизма.

В Израиле разгорелся скандал, связанный с известной журналисткой 9 канала Дарьей Ненаховой. В свободное от работы время Дарья пришла поддержать украинскую армию на акцию «Съешь вареник — одень солдата». И все бы ничего, но пришла она в футболке с изображением Степана Бандеры, лидера и идеолога украинского национализма и организации .

Русская улица разделилась на 2 лагеря. Одни предлагают сжечь бандеровку Ненахову на костре, другие же считают что Дарья имеет полное право носить что пожелает в свободное от работы время.

В этой статье я не буду рассматривать поступок Дарьи. Я лишь попробую открыть глаза на личность Степана Бандеры, на деятельность ОУН УПА и отделить правду от мифов.

Прежде всего, говоря об антисемитизме в Украине, следует отметить то факт, что погромы в ней имели массовый характер задолго до создания ОУН и были инициированы не украинскими, а в первую очередь российскими ультраправыми националистическими организациями, входящими в так называемую «Черную сотню».

Кроме этого, за погромами стояли и другие нац. меньшинства Украины, например греки. Именно греки громили евреев Одессы из-за торговой конкуренции. Все это происходило на фоне тяжелейшего социально-экономического кризиса на территории Российской Империи конца 19 начала 20 веков. Руководство Империи видело в евреях объект для перенаправления народного гнева и всячески поддерживало антисемитские ультраправые организации России, российская пресса пестрила антисемитскими карикатурами и статьями.

Эта практика приобрела особо массовый характер в годы Гражданской войны.

Большевики — единственные практиковали массовый призыв еврейского населения в свои ряды, делая ставку на то, что евреи, подвергавшиеся гонениям долгие годы, станут самыми яростными воинами в борьбе против Белого имперского движения. И эта ставка себя оправдала.

Евреи с радостью вступали в ряды большевиков, проявляя особою ярость и непримиримость к противникам. Что моментально отразилось в пропаганде белых:

Антисемитские антибольшевистские карикатуры времен гражданской войны

И эта пропаганда прочно засела в головах местного населения Украины. Как в среде простых людей, так и в среде интеллигенции. Большевик и еврей воспринимались, как минимум, как лепшие друзья, а зачастую и просто отождествлялись.

Тем ни менее, на Первом Большом Сборе украинских националистов были приняты постановления о создании ОУН, в которых нигде не выделялись евреи как враги. Наоборот же, всем народам гарантировалась свобода вероисповедания и культурного развития. С полным текстом можно ознакомиться по ссылке .

Это говорит о том, что Западная Украина была практически не подвержена пропаганде Белого движения времен гражданской войны.

В период с 1929 по 1939 год шла ожесточенная борьба между ОУН и НКВД. Во время которой в Роттердаме был уничтожен лидер ОУН , а новым лидером ОУН был назначен его заместитель . Мельник на втором сборе ОУН в Риме внес изменения во внешнюю политику, сделав ставку на Германию.

Также следует отметить, описывая дальнейшие события, и 1932-1933 годов, устроенного большевиками и унесшего жизни миллионов украинцев.

Далее в рядах ОУН произошел раскол и организация разделилась на две. ОУН(м) под руководством Андрея Мельника и ОУН(б) под руководством Степана Бандеры и Ярослава Стецько. В апреле 1941 года в Кракове прошел большой сбор ОУН(б) , на котором впервые украинскими националистами была поднята тема евреев и поляков, на которую любят ссылаться московские и польские историки. Приведу дословную цитату из постановления:

16. ОУН поборює акцію тих польських угрупувань, що змагають до відновлення польської окупації українських земель. Ліквідація проти українських акцій з боку поляків є передумовою унормування взаємин між українською й польською націями.

17. Жиди в СССР є найвідданішою підпорою пануючого большевицького режиму та авангардом московського імперіялізму в Україні. Протижидівські настрої українських мас використовує московсько-большевицький уряд, щоб відвернути їхню увагу від дійсного спричинника лиха і щоб у час зриву спрямувати їх на погроми жидів.

Організація Українських Націоналістів поборює жидів як підпору московського большевицького режиму, освідомлюючи рівночасно народні маси, що Москва — це головний ворог.

Исходя из этого текста, становится очевидным, что Бандера и Стецько не ставили своей целью истребление польского и еврейского народов, а провозгласили борьбу лишь с теми их представителями, которые настроены враждебно по отношению к Украине, подчеркивая, что главным врагом Украины является Москва. И именно Москва использует антиеврейские настроения украинцев направляя их на погромы евреев. Следует также отметить что в руководящих должностях НКВД в 20-30 годы евреи действительно составляли порядка 50%. Поэтому подобное постановление было вполне логичным и вписывалось в главную идею ОУН — борьбу с СССР.

Также за несколько месяцев до этого акта вышел манифест украинского националиста в котором отчетливо и ясно был обозначен главный враг:

Існуючий політичний уклад сил у світі, що насильно здавлює вартісні та життєздатні народи, валиться від їх визвольних ударів.

Московська імперія — СССР — сьогодні складова частина того укладу.

Ми, українці, підносимо прапор нашої боротьби за свободу народів та людини.

Розвалюючи на завжди жахливу тюрму народів — московську імперію — творимо новий справедливий лад і кладемо основи нового політичного укладу в світі.

Боремося за визволення українського народу та всіх поневолених Москвою народів

Боремося проти московського імперіялізму всіх видів, а зокрема проти большевизму, що довів національно-політичний, релігійний, культурний, соціяльний і господарський гнет до крайніх меж.

Несемо новий лад Східній Європі й підмосковській Азії.

Несемо всім поневоленим Москвою народам свободу творити власне життя на рідній землі по своїй вольній волі.

Несмо безпеку всім загроженим Москвою народам.

Кличемо революціонерів усіх поневолених Москвою народів до спільної боротьби та співпраці з українськими революціонерами-націоналістами.

Тільки Україна є правдивим союзником усіх поневолених і загрожених Москвою народів у їх боротьбі з московсько-большевицьким імперіалізмом.

Українці силою об’єктивних умовин є авангардом усіх поневолених Москвою народів у їх боротьбі за повне визволення.

Українці на землях поневолених Москвою народів стають у перші лави їх революційної боротьби.

Кличемо всіх українців — де вони не жили б — ставати у бойові лави Фронту Української Національної Революції.

Творимо в Україні один спільний Фронт боротьби всіх селян, робітників і трудової інтелігенції проти московсько-большевицького гнету й визиску.

За свою владу, за землю, за людське життя!

Боремося:

  • проти крайного пониження людини в її праці та в її хаті;
  • проти ограблення її з усякої радости життя;
  • проти поголовного ожебрачування громадян;
  • проти обтяжування жінок найтяжчими обов’язками під брехливою заслоною «урівноправлення»;
  • проти злочинного оглуплювання дітей і молоді брехливою большевицькою «наукою», газетою, кіном, радіом, театром, мітінгами та всією безтолковою агіткою сталінського режіму.

Боремося:

  • за гідність і свободу людини;
  • за право визнавати одверто свої переконання;
  • за свободу всіх віроісповідань;
  • за повну свободу совісти.

Боремося:

  • проти тиранії і терору большевицької кліки;
  • проти жахливого режіму НКВД у колгоспах, фабриках, заводах, армії, фльоті, партії, комсомолі, школі і хаті.

Боремося:

за право працюючих виявляти отверто свої політичні переконання словом і друком, відбувати свобідно прилюдні збори, та творити свої політичні, громадські та професійні організації.

Боремося:

  • проти економічного грабежу України та всіх поневолених Москвою народів;
  • проти невільництва у колгоспах, радгоспах, фабриках і заводах;
  • проти ограблювання громадян із злиденних здобутків важкої праці;
  • проти проти насильного виселювання з рідних земель.

Боремося за те, щоб кожний поневолений Москвою народ міг вповні користуватися багатствами своєї рідної землі та здобутками своєї щоденної праці.

Віримо і знаємо, що близький вже час, коли здійсниться завітня мрія наших батьків і з крови довгої черги героїчних поколінь спалахне вогонь народнього гніву.

Встане Україна і розвіє тьму неволі!

І тільки через повний розвал московської імперії і шляхом Української Національної Революції та збройних повстань усіх поневолених народів здобудемо Українську Державу та визволимо поневолені Москвою народи.

Українці й усі гноблені Москвою народи!

Ставайте до нещадної боротьби з московсько-большевицьким гнетом!

Валіть московську тюрму народів!

Свобода всім поневоленим!

Теперь перейдем к самому интересному и вызывающему самые жаркие споры вопросу. Львовскому погрому 1941 года.

Начнем с того, что львовский погром проходил по совершенно идентичному сценарию как и погромы в еще 22 населенных пунктах оккупированной Украины. Начиналось все с входа немецких войск и бегства РККА. Моментально среди местного населения немцами распространялись подобные листовки,

в которых евреи представлялись, не иначе как лидеры большевизма. Далее происходило следующее: немцы находили в НКВДшных тюрьмах трупы убитых политзаключенных, что являлось командой фаз для населения переходить к погромам. Таким образом немцы, используя украинское население, уничтожали евреев, оставаясь при этом как бы чистыми.

То, что происходило во Львове, до сих пор является предметом спора историков. Нет никаких достоверных свидетельств, указывающих на то, что к погрому были причастны члены ОУН(б). К погрому были причастны полицаи, перешедшие на службу к немцам. Но среди них были в основном служившие в советской и ранее польской полиции, а так же простые местные жители. Членов ОУН УПА среди этих людей не было и быть не могло. Что и подтверждают протоколы Нюрнбергского трибунала.

В конце 2007 года, тогдашний директор музея Яд ва Шем Йосеф Томи Лапид пригласил украинскую делегацию с целью предоставить якобы неоспоримые документы, свидетельствующие о прямой вине Романа Шухевича и батальона «Нахтигаль» во Львовском погроме.

Украинская делегация посетив музей и ознакомившись с документами объявила о том, что ничего нового Лапид не показал и все документы, имеющиеся у него в наличии — сомнительной достоверности. Лапид выступил с критикой этих слов. Но факт остается фактом. Мировое историческое сообщество не принимает эти документы как неоспоримый факт, а в свободном доступе их не найти. Сам же Степан Бандера еще до погрома был арестован немцами и посажен в лагерь.

Быстро поняв, что их используют, УПА уже в октябре 1941 года пересмотрели свое отношение к Германии и перешли из стана союзников в стан врагов Германии, подлежащих аресту и уничтожению. Об этом также свидетельствуют документы, представленные обвинением на Нюрнбергском процессе.

В 1943 году в своем очередном акте ОУН УПА отказывается от борьбы с евреями а в 1944-м ставит их в один ранг с братскими народами.

Далее следует отметить, что УПА вела свою , как организация. В СССР был создан культ победы, в котором намеренно замалчивались факты сотрудничества СССР с Германией до 1941 года. Немцы рисовались в нем как враги всего русского и советского, и все национально-освободительные движения на территории СССР назначились пособниками нацистов. В народе были заложены основы разделения на свой-чужой. Отделом пропаганды (ЦК КПСС — А.) СССР была полностью дискредитирована идея национализма. Именно тогда сотрудничавших с Германией полицаев окрестили нарицательным «бандеровцы».

Резюмируя, делаю следующие выводы:

— Антисемитизм в Украине был, но его организаторами и вдохновителями были сперва Царская Россия, а потом Нацистская Германия.

— Евреи действительно тесно сотрудничали с большевиками, занимая руководящие посты, и действительно были причастны к Голодомору.

— До 1941 года ОУН никак не выделяла евреев в своей борьбе.

— В 1941 году евреев выделили. Были призывы бороться с ними как с пособниками большевизма, с указанием нецелесообразности погромов, как оружия Москвы для перенаправления гнева народных масс с себя.

— Сам Степан Бандера находился под немецким арестом с 1941 по 1944 год и не был причастен к созданию УПА, а являлся его символом.

— После освобождения на первом же акте принятом ОУН в 1944 году было принято решение полностью отказаться от любого вида борьбы против евреев. Евреи были поставлены на один уровень с остальными национальностями, которым гарантировалась свобода культуры и вероисповедания.

Угроза фашизации Украины на протяжении последних лет систематически нарастает. Попытка ультранационалистических сил отметить 14 октября 2007 года очередную годовщину образования фашистской ОУН-УПА, стремление реабилитировать пособников нацистов во Второй мировой войне (Шухевича, Бандеру и проч.), переписывание истории Великой Отечественной войны — все говорит о росте угрозы на Украине неофашизма. Если в 90-е годы неофашисты даже не заикались о чествовании очередного своего головореза, тем более в Киеве, то сейчас уже несколько лет подряд они настойчиво добиваются от властей устроения полноценных торжеств в честь своих «героев» и требуют уважения к фашистской идеологии.

Почему на Украине, в одном из оплотов борьбы с гитлеровской Германией, поднимают голову последователи фашистов? Почему их действия поощряются некоторыми государственными институтами и политическими силами? Как факты украинской и советской истории искажаются ради сочинения «новой истории» Украины?

На Украине в течение всего постсоветского этапа развития, как и в других республиках бывшего СССР, никогда ранее не имевших собственной государственности, идет активный процесс формирования украинской нации и, соответственно, украинской национальной идентичности. Этот процесс связан в том числе с вычленением в истории народа событий и явлений, которые могут использоваться при создании минимального набора общих ценностей, способных объединить всех граждан Украины. В ситуации конструирования национальных ценностей история становится неисчерпаемым арсеналом разнообразнейшего материала для интерпретаций и оценок, на основе которых вырабатывается объединительная идеология.

На Украине по этому вопросу вплоть до января 2005 года сохранялась двойственная позиция.

С одной стороны, предпринимаются попытки консолидировать всех граждан Украины, независимо от этнической принадлежности, в украинскую гражданскую нацию.

С другой стороны, за время независимого существования украинского государства постепенно укоренилась и стала частью официальной идеологической доктрины Украины концепция «титульного украинского этноса» как основы украинской политической нации. Именно данная концепция лежит в основе политики опережающей украинской этнической консолидации по сравнению с консолидацией всей украинской нации на основе всех культурно-языковых групп. В этом случае украинская идентичность формируется на сугубо этнической основе, которая в украинском случае часто понимается в примитивном биологическом смысле. После прихода к власти «оранжевых» приоритет отдается именно этому варианту.

В процессе формирования украинской национальной идентичности на этнической основе, к тому же в ее галицкой версии, и при исключении из этого процесса всех не украинцев, интерпретациям исторических фактов и их оценкам, как уже сказано, отводится роль строительного материала для новых символов и новых ценностей. Разумеется, современные преемники фашистских идей, говоря о реабилитации их носителей в лице ОУН-УПА, маскируют эти идеи, как и связанную с ними кровавую историю, под патриотизм и борьбу за независимость Украины.

Однако для этого необходимо заново переписать историю, в частности, Великой Отечественной и Второй мировой войн, ибо в неискаженном виде она совершенно непригодна для обоснования нынешних националистических идеологем и создания новых идеологических мифов.

Сегодня украинцам пытаются навязать несколько таких мифов и, если процессу не противодействовать, их будет больше. В том, что эти мифы сознательно конструируются и сознательно используются в конъюнктурных политических целях, нет никаких сомнений. Среди них — миф об «освободительной войне» ОУН-УПА.

Вся масса исторических документов и свидетельств показывает, что ОУН — идейный руководитель УПА — придерживалась идеологии расово-этнического превосходства украинцев над соседними народами и разделяла основные положения гитлеровской теории о полноценных и неполноценных народах. Именно идеология расово-этнического превосходства направляла действия главарей этой организации и большинства рядовых членов.

Эта установка изначально делала ОУН-УПА преступной группировкой и предопределила близкое идейное «родство» двух идеологий — оуновской и гитлеровской. Фактов на этот счет огромное количество. Это и переписка канцелярии рейхскомиссара Украины Э. Коха, а также других военных чинов и чинов разведки с главарями ОУН-УПА, с абверовскими кураторами Шухевича и с ним самим, это и кадровый обмен боевиками УПА с другими галицийскими карательными и полицейскими формированиями в составе войск СС, это и совместные карательные акции против местного и белорусского населения частей СС и отдельных частей УПА, и многое другое.

Отдельно в ряду акций извергов галицийской полиции стоят кошмар белорусской Хатыни и волынских Кортелис. Следует специально подчеркнуть, что в подобных карательных операциях на территории Украины и Белоруссии принимал участие в качестве исполнителей в основном один и тот же контингент из местного галицийского населения, который, в зависимости от обстоятельств и настроений гитлеровских оккупационных властей, кочевал из СБ ОУН (бандеровская служба безопасности) в УПА, из УПА в дивизии СС «Галичина» и «Нахтигаль», из «Галичины» в Шуцманшафтбатальон №201, а в составе этих полицейских формирований принимал участие в карательных акциях дивизии СС фон Баха­-Залевского «Коттбус», «Болотная лихорадка». А потом снова — в СБ ОУН и т.д.

Почему нынешнее политическое руководство Украины предпринимает столь откровенные и чудовищные в своем цинизме попытки реабилитации преступных формирований наподобие ОУН-УПА и таких мясников, как Р. Шухевич?

Дело в том, что и у галицийских фашистов того времени, и у современных галицийских националистов в основе их действий находятся одни и те же идеологические установки:

  1. вера в существование особой галицийской региональной общности;
  2. убежденность в качественном, то есть изначальном и всестороннем этническом превосходстве галицийского — даже не украинского — этноса.

Первое, скорее всего, действительно имеет место, что неоднократно доказывалось многочисленными исследованиями на эту тему и поведением самих галичан на Украине. Именно эта установка исчерпывающе объясняет попытки галицийской элиты навязать Украине собственные историко-культурные и мировоззренческие ценности, напоминающие поведение оккупационной власти в чужой стране.

А второе — это системообразующая часть галицийских общекультурных установок, обусловленных особыми историческими обстоятельствами развития галицийского края. К ним, на наш взгляд, относятся: 1) систематические спецоперации австро-венгерских властей (начиная с середины XIX в.) по выращиванию радикального галицийского национализма как орудия в сдерживании польского освободительного движения; 2) полное физическое истребление умеренной этнической элиты края, среди которой значительное влияние имела русофильская традиция (ярчайший пример — уничтожение русофильской галицийской интеллигенции в австрийском концлагере «Таллергоф»).

Этими установками можно объяснить отношение массы галицкого населения к восточным украинцам (Центр и Юго-Восток Украины) как к «оккупантам» в ходе Великой Отечественной войны и террористическое сопротивление украинской советской власти в послевоенный период налаживания мирной жизни. На издержки советской коллективизации здесь все не спишешь. Такое же жестокое, выходящее за пределы человеческого понимания поведение галицийские боевики демонстрировали во время войны и по отношению к польскому населению («волынская резня» в 1942-43 гг.). Ссылки на польские жестокости неубедительны, так как хронологически именно галицийский террор на восточных территориях Польши в 20-е годы был первопричиной, спровоцировавшей ответные меры польских властей (впрочем, строго в рамках закона).

Убеждение в собственном этнокультурном превосходстве в среде деятелей ОУН периода между двумя мировыми войнами было развитием внутренней национал-экстремистской традиции и органичным подражанием гитлеровской Германии. Отсюда идет стремление навязать собственные ценностные представления всей Украине, сконструировав фюрерское государство по образу и подобию нацистской Германии.

Нынешняя ситуация в чем-то схожа с ситуацией конца 30-х гг. ХХ века. Распад Союза поставил на повестку дня вопрос формирования украинской нации на независимой Украине, как и начало Второй мировой войны поставило перед галицийскими националистами вопрос о возможности, с помощью гитлеровской Германии захватив власть на Украине, отколоть ее от СССР.

Как и тогда, в 90-е гг. возникла необходимость подведения под существование независимой Украины идеологической базы. Украинская элита встала перед необходимостью смыслового наполнения идеологии украинской государственности. Разумеется, существовало несколько вариантов такой идеологии, и галицийский вариант, дальше всего отстоявший от культуры и ценностей Украины (как Юго-Востока, так и центральной части) был самым уязвимым и неприемлемым. Однако в силу, с одной стороны, полной идейной стерильности украинской правящей элиты, происходящей из инженерно-технической интеллигенции, с другой — из-за наличия недавней традиции вооруженной борьбы за независимость от СССР, пусть и связанной с преступлениями нацистов, именно галицийский вариант идеологии украинской государственности стал господствующим в верхах. Отсюда — почти зоологическая русофобия ее адептов, систематическая агрессия против православия, стремление переписать общую историю россиян и украинцев и многое другое.

В своем первоначальном — так сказать, бандеровском — виде эта идеология и связанные с ее рождением исторические события, разумеется, неприемлемы на нынешней Украине. Попытка смягчить их требует как маскировки изначальных ценностных установок галицийского национализма, так и искажения исторических обстоятельств, действий и взглядов исторических фигур, стоявших у его истоков. В результате нынешние трактовки истории Восточной Европы и СССР вообще и в 1930-40-е гг. в частности, выхолащивают суть галицийского националистического движения: практическое претворение в жизнь принципа изначального этнического превосходства Галиции и подчинение этому принципу всего уклада будущего «украинского» государства. Это влечет за собой физические чистки (истребление) всех этнических неукраинцев, а по сути, всех несогласных с такой политикой как «злейших врагов нации». Адаптация такой идеологии к современной Украине с помощью ее «очеловечивания» и распространение ее по всей стране являются, судя по ситуации в гуманитарной области, главной задачей галицийской региональной элиты и ее союзников из киевского высшего чиновничества.

Итак, круг истории в современной Украине с приходом к власти в 2004 году галицийских этнических националистов замкнулся: оуновская концепция «превосходства» украинской (галицийской) нации и ее союза с «освободителем Европы — Гитлером», взятая из середины ХХ века, в условиях независимой Украины начала ХХI века превратилась в концепцию «титульного» (по сути, снова­-таки галицийского) этноса и союза Украины с процветающими «членами НАТО — защитниками Европы».

Однако объяснить и понять реальные (не выдуманные) события можно лишь, исходя из стандартов оценок того времени. А в то время у украинцев не было иной родины, кроме УССР и СССР. И защищали советские украинцы не мифическую, виртуальную «независимую Украину», что сейчас им пытаются приписать националисты, а тогдашнюю советскую Украину и СССР. Выступая в Великую Отечественную войну против СССР — члена антигитлеровской коалиции, ОУН-УПА автоматически поставили себя по другую сторону баррикад, против тогдашней родины украинцев — УССР и СССР, против всего цивилизованного человечества.

На этом фоне попытки героизации коллаборационистов и превращение их в общенациональные символы отвратительны, позорны и должны быть пресечены совместными усилиями всех здоровых сил общества.

Разгул на Украине политических сил, требующих героизации фашизма и переписывания истории, не говоря уже о нахождении этих сил у власти, является абсолютно неприемлемым. Основная масса населения Украины никогда не смирится с фашизацией страны, а стремление навязать украинскому обществу нацистскую идеологию неизбежно обернется катастрофой украинского государства как такового.

Из высказываний лидеров ОУН-УПА и о них

«Наша власть должна быть страшной».

Степан Бандера

«Об украинских массах говорить поздно. Мы их плохо воспитали, мало убивали, вешали. Теперь надо думать о том, как сохранить организацию и захватить власть».

Из речи Р.Шухевича на собрании ОУН в селе Сороки близ Львова (весна 1944 г.).

На ІІІ (февральской 1943 г.) конференции ОУН было решено: «Используя фронтовой хаос, провести поголовную чистку вражеских украинскому национализму элементов», в том числе и в собственной среде. Выполняя директиву ОУН — Бандеры, Шухевич отдал приказ: «Поспешить с ликвидацией поляков, уничтожить их под корень, чисто польские села сжигать, в смешанных селах убивать лишь поляков... К жидам относиться так, как и к полякам и цыганам: уничтожать беспощадно и никого не жалеть... Беречь врачей, фармацевтов, химиков, медсестер, удерживать их под охраной в полевых госпиталях и следить за их руками... После окончания работы без объявления ликвидировать». В 1944 году, находясь в «немецких застенках» (был временно изолирован с помощью домашнего ареста за строптивое поведение на службе абверу. — В.П.), Бандера прислал Шухевичу сверхсекретное послание. «Под влиянием большевицкой действительности, — писал вождь ОУН, — менее стойкие элементы (из националистических рядов. — В.П.), безусловно, в абсолютном большинстве перейдут на сторону советов. Они в два раза опаснее для нашей дальнейшей работы и их возможный переход... подорвет престиж ОУН и УПА, а их борьба, на которую они активно пойдут вместе с большевиками против ОУН, исключит любую возможность нашей подпольной работы... А потому необходимо немедленно и как можно более тайно, во имя большого национального дела, ликвидировать вышеупомянутые элементы двумя путями...»

Первым путем для С. Бандеры было направление ненадежных подразделений в бой — на неминуемую смерть, вторым — уничтожение «предателей» при участии службы безопасности ОУН. Конкретизируя советы главного руководителя, Шухевич приказал: «...добиваться, чтобы ни одно село не признавало советскую власть. ОУН должны действовать так, чтобы все, кто признает советскую власть, были уничтожены. Не брать на испуг, а физически уничтожать!»

Опираясь на реалии первых военных лет, оценивая действия бандеровцев и предусматривая дальнейшее развитие событий, командир стихийной УПА, не зависимой от ОУН, Тарас Бульба­Боровец в 1943 г. писал: «Может ли правдивый революционер-государственник подчиняться руководству партии, которая начинает строение государства с резни национальных меньшинств и бессмысленного сжигания их жилья... При ваших методах отстрела украинцев,.. удушения путами наилучших людей... вы не мобилизируете армию (УПА. — В.П.). Что общего с украинской народной революцией имеют бандеровские бесправие, побои, грабежи и убийства, коих мы являемся ежедневными свидетелями? Существовала ли когда-либо на Украине такая революционная организация, от которой собственный народ приходил в ужас хуже, чем от злейшего врага, а ее членов называл не иначе, как «путарями» и «сокирниками» (сокира — топор. — В.П.)? Что общего имеют с освобождением Украины бандеровские попытки теперь подчинить украинские народные массы своей партийной диктатуре и фашистской идеологии, которая противна украинскому народу, против которой воюет весь мир?».