С какого числа начинается фомина неделя. В честь какого события празднуется Антипасха

Православный мир продолжает праздновать главный праздникСветлую пасху Христову . Самая радостная – первая неделя после Пасхи, которая называется Сплошная светлая пасхальная седмица .

Когда наступает весенний мясоед

Весенний мясоед – это период в весенне-летнее время между и Великим и Петровом постом. С наступлением Пасхи, как известно, пост прекращается, и верующим не только разрешено, но даже предписано питаться полноценно и разнообразно, чтобы восстановить силы. В этот период разрешается употребление мяса, а по средам и пятницам (которые остаются постными днями) – разрешена рыба.

Церковь рекомендует в это время включать в рацион больше пищи, содержащей полноценный белок: молочные продукты, яйца, белое куриное мясо, по возможности уменьшив количество жирного, сдобного и сладкого и не забывая про витамины. Также церковь решительно выступает против обжорства и чревоугодия в это время.

Антипасха и Красная горка

Эти два праздника справляются практически одновременно – на исходе Сплошной светлой пасхальной седмицы. Православная Антипасха – это последний день Светлой седмицы, а Красная горка – это народно-православный праздник, с которого начинается время свадеб. По православному обычаю венчание под запретом, начиная с Масленицы, и до окончания Сплошной светлой пасхальной седмицы.

В 2017 году Антипасха и Красная горка приходятся на воскресенье, 23 апреля. А во вторник, 25 апреля – Родительский день, или Радоница, которая является «узаконенным» Днем поминовения усопших. Радоницу всегда отмечают во вторник второй недели после Пасхи.

Что такое Антипасха

Антипасха, или неделя обновления, это праздник, который приходит на место Пасхи. Название «Антипасха» не означает противопоставление Пасхе – это как бы новое обращение к светлому празднику, во время которого обновляется память о воскресении Христа. Антипасха всегда отмечается на восьмой день после Светлого Христова воскресения.

В честь какого события празднуется Антипасха

Этот праздник еще называется Фомино воскресенье (а следом наступает Радоницкая, или Фомина неделя), поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, которого называют Фома-неверующий, или Фома-неверный. Согласно Евангелию, Фома, который опоздал к первому появлению воскресшего Христа перед апостолами, отказывался поверить в чудо Воскресения. «Неверующий» апостол хотел до всего докопаться сам и лично прикоснуться к ранам Христа. «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю», – говорил Фома.

И Спаситель исполнил желание своего ученика. «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», – говорится об этом в Евангелии.

После этого Фома не только уверовал, но и стал нести христову проповедь на всей земле – он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, там он и принял мученическую смерть по разным источникам либо в 68 году, либо в 72 году нашей эры. Его мощи находились в Индии до IV века.

Фомина неделя и Радоница – 2017

Вся неделя, следующая за Антипасхой, называется Фомина неделя, или Радоницкая неделя. На Фоминой неделе во вторник, то есть на девятый день после Пасхи, православная церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. В 2017 году Радоница приходится на 25 апреля.

Откуда взялось название «Радоница»

Название содержит слова «род» и «радость»: то есть, христианам, грустя об умерших близких, следует радоваться их рождению для вечной жизни. В праздник Радоницы верующие разделяют с усопшими близкими радость Светлой пасхи – Воскресения Христова.

Что следует делать на Радоницу

В некоторых российских регионах, а также на Украине этот день принято делать нерабочим, чтобы люди могли посетить могилы близких. Власти стараются обеспечить дополнительные автобусы и поезда для доставки людей на кладбища.

В этот день в храмах вновь начинают служить панихиды по усопшим, поэтому с утра многие идут в церковь, чтобы подать поминальные записки. Потом верующие идут на кладбища, где также молятся об усопших, зажигая свечи и иногда приглашая священников. Затем принято убрать и обустроить могилу, украсить ее живыми или искусственными цветами и немного помолчать, вспомнив близкого человека.

Чего не следует делать на кладбище

Церковь не одобряет народную традицию выпивать и закусывать на кладбище, это лучше делать дома во время поминальной трапезы. Особенно отрицательно священники относятся к неистребимому языческому обычаю оставлять на могиле усопшего рюмку с водкой, накрытую хлебом, яйца, конфеты и другие продукты.

Гораздо лучше в этот день накормить голодных, а для усопших «хлеб» – это молитва и память близких.

Следующее воскресенье после Пасхи называется Красной горкой. В 2016 году она выпадает на 8 мая. С этого дня начинается Фомина неделя и длится она по 14 мая. О том, что это такое и что она значит для православных, читайте в нашей постоянной рубрике "Вопрос-Ответ".

Почему неделя называется Фоминой?

Ее назвали в честь апостола Фомы, который первым поверил в воскресение Христа. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показал ему свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Вера возгорелась в Фоме ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!”. Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел к Господу.

Что принято делать в Фомину неделю?

В эту седмицу нужно вспоминать родных и близких, которых уже нет с нами. На протяжении Фоминой недели нужно радоваться тому, что умершие родственники обрели вечную жизнь. По этому поводу принято украшать могилы свежими цветами, приносить и оставлять там различные кушанья, разговаривать с душами умерших и просить у них совета и благословения на самые разные дела.

Как проводили Фомину неделю наши предки?

Фомина неделя начинается с Красной горки. Второе название этого праздника Антипасха, в значении "противоположная Пасхе". В этот день было принято гулять свадьбы, организовывать сватовство и гулянья. Люди носили яркую одежду.

В Фомин понедельник хозяева встречали дома своих умерших родственников, готовя им обед, блины, куличи и красили яйца. Считается, что в этот день покойные отмечают Пасху. Также топили баню, готовили мыло и полотенце, но люди в нее мыться не ходили.

Фомин вторник называют в народе Радоницей. На нее принято украшать могилы цветами и венками. В этот день можно обращаться к покойникам с просьбами защитить и помочь в трудной ситуации. А к вечеру устраивались гулянья.

В Фомину среду в храмах совершают панихиды. В ночь со среды на четверг в одной из комнат окна оставляли открытыми и заходить в нее до утра запрещалось. На столе должны стоять гостинцы. Считалось что в эту ночь покойные приходят к себе домой в гости и им нужно оказать гостеприимный прием.

В пятницу было принято после окончания полевых работ жечь чучело из сухих веток. Так изгоняли нечисть с полей и огородов, которая могла навредить хорошему урожаю. Пепел рассеивали по полю.

В Фомину субботу гнали смерть. Для этого женщины встречались в назначенном месте и выкрикивали проклятия смерти.

Значение ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА в Словаре Обрядов и таинств

ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин

За пасхальной неделей следует Фомина неделя. По Евангелию, апостол Фома отказался поверить в воскресение Иисуса Христа, пока сам не увидит раны от гвоздей и не вложит в них свои персты. За это упрекнул его явившийся ученикам Иисус: "Ты поверил тому, что увидел меня: блаженны не видевшие и уверовавшие". С тех времен за апостолом Фомой навечно закрепилось прозвище "неверующий" , а выражение "Фома неверующий" стало нарицательным для всякого, кто не верит явным фактам.

В Фомину неделю традиционно поминают всех умерших. Когда-то понедельник на этой неделе назывался Навий день. (В славянской философии "навь" - олицетворение прошлого, ушедшего; навьи - древнейшее название мертвецов.) Вторник - Радоница. В XIX в. они слились в один праздник. Навий день был забыт, зато Радоница справлялась в очень яркой форме.

Радоница - праздник древний. В 62-м слове Иоанна Златоуста (IV в.) говорится, что поминовение усопших на Фоминой неделе установлено Церковью в воспоминание о нисшествии Христа в ад.

Радоницу называют еще и Радуницей, Раданицей, Радовницей. Происхождение слова не ясно. Можно предположить, что название "Радоница" происходит от слова "радость", которую принесло воскресение Христово. Полагают также, что само слово, означающее "блестящая, просветленная" , относится к первым весенним дням.

Древнейшим обычаем славян был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве семьи и дому, молодые испрашивали у предков благословения на союз и любовь. На могилах оставляли пироги, чищенные яйца, поливали могилы вином и медом. Жгли на погосте поминальные костры. От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Православие вложило новый смысл в языческие традиции. День, который в церковном календаре называется Радоницей, - "праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа". Церковный устав не случайно предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе.

Народное название этой недели - Проводная. Считают, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле. Поэтому проводы совершаются на кладбище. На Украине поминальный день именуют Гробками или Могилками, и приходится он обычно на понедельник Фоминой недели. Радоница в России приходится на вторник.

Радоница была праздником всенародным. В деревне все жители выходили на кладбище к могилам своих близких. На могилы приносили еду и питье: поминальную кутью, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось "мертвым на еду". После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль нередко переходила в веселье.

Принято было на Радоницу петь песни и водить хороводы. Известна поговорка: "На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут". Действительно, непосредственно после Пасхи начинались работы в поле, на Радоницу посещали кладбища, а к вечеру веселились.

Радоница - один из немногих праздников, который дошел до наших дней почти неизменным. Поминальные обряды вообще менялись со временем менее других.

В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Принято приводить в порядок могилы родственников (в прошлом ухаживали даже за чужими заброшенными могилами). Затем устраивают поминальный обед. На могиле или на столике возле нее расстилают скатерть и кладут принесенную еду и напитки. Традиционное ритуальное кушание - кутья. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают теплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют эту трапезу с живыми. После поминок на могилах оставляют пасхальные яйца, кусочки освященного кулича, пироги, блины. Поминальную стопку водки выливают на могилу или оставляют на ней.

В отличие от кутьи, спиртные напитки не являются частью пищевого обряда, но употребление их в поминальную трапезу стало традицией. Часть поминальных кушаний раздают бедным "за упокой души", а остатки зарывают в землю у могилы. Поминки могут продолжаться и дома.

Радоница - основной (хотя и не единственный) день поминовения всех умерших родственников и близких в году.

В течение всей Фоминой недели многие хозяйки оставляли на ночь на столе кушанья в полной уверенности, что покойники, наголодавшиеся за зиму, заглядывают в эту пору в свои прежние жилища повидаться со сродниками. "Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует"

Во вторник на Фоминой неделе деревенская детвора окликала первый весенний дождь:

"Поливай, дождь, на бабину рожь,

На дедову пшеницу,

На девкин лен, поливай ведром".

Если небо и впрямь брызнет весенним дождем, то все кидались умываться дождевой водой - к счастью.

Если же ударит первый гром, женщины и девушки умывались через золотые кольца для сохранения красоты и молодости.

В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами, ухватами и прочей домашней утварью, гонялись по огородам за невидимым призраком и выкликали смерти проклятия. Чем дольше и веселее устрашали призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни на все лето.

Обегали также и кладбища с ножами в руках, восклицая:

"Бегите, бегите, злые духи!". Этим хотели облегчить загробные страдания покойников, уходивших из этого мира в страну, где царствовала злая нечисть.

В субботу же на Фоминой - самые развеселые хороводы, самые голосистые веснянки.

Фомино воскресенье часто называют сроком найма "казачих" - женщин, девушек для оказания всяческих услуг по дому, особенно в страдное весенне-летнее время. "Казачиха лето прожила, да и жениха купила", - говорили в Архангельской губернии о девушке, нанимавшейся в казачихи и заработавшей себе на приданое.

В казачихах будешь жить,

Надо каждому служить:

Старому и малому. Среднему, последнему,

Ласково словечико

Хозяйке из сердечика....

Рецепты поминального стола - в главе "Последний земной путь".

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФОМИНА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    623836, Свердловской, …
  • НЕДЕЛЯ в Словаре экономических терминов:
    РАБОЧАЯ - см. РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ …
  • РАДОНИЦА
  • НЕДЕЛЯ в Словаре церковных терминов:
  • РАДОНИЦА
    в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после …
  • НЕДЕЛЯ в Православных церковных терминах:
    древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот …
  • НЕДЕЛЯ в Кратком церковнославянском словаре:
    - воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение …
  • НЕДЕЛЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 29:27) - слово неделя в означенной цитате означает семь дней брачного торжества. Деление времени на семь недельных дней имеет …
  • РАДОНИЦА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Радоница - день особого всецерковного поминовения умерших в Русской Православной Церкви Совершается во вторник Фоминой седмицы …
  • НЕДЕЛЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Неделя - древнерусское название воскресенья; происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. ДРЕВО …
  • НЕДЕЛЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" П. Л. Лаврова. При …
  • НЕДЕЛЯ
    еженедельная литературно-политическая газета, издававшаяся в Петербурге в 1866-1901. Основана по инициативе министра внутренних дел П. А. Валуева для борьбы с …
  • НЕДЕЛЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    период времени в семь суток с особым названием каждого дня. Семидневная Н. впервые вошла в употребление на Древнем Востоке. В …
  • НЕДЕЛЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.); 2) церковно-славянское …
  • НЕДЕЛЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Единица исчисления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней. Календарная н. (от понедельника до …
  • НЕДЕЛЯ
    "НЕД́ЕЛЯ", еженед. газета, с 1960, Москва. Осн. как воскресное приложение к "Известиям Советов народных депутатов". Учредитель и издатель (1998) - …
  • НЕДЕЛЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "НЕД́ЕЛЯ", еженед. лит.-полит. газета, 1866- 1901, С.-Петербург. При фактич. ред. Н.С. Курочкине поддерживала рев. народников, опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" …
  • НЕДЕЛЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕД́ЕЛЯ, промежуток времени, равный 7 сут. Впервые введена на Др. Востоке (7 дней Н. отождествляли с известными в то время …
  • НЕДЕЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? 1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.); 2) …
  • НЕДЕЛЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    неде"ля, неде"ли, неде"ли, неде"ль, неде"ле, неде"лям, неде"лю, неде"ли, неде"лей, неде"лею, неде"лями, неде"ле, …
  • НЕДЕЛЯ в Весёлом этимологическом словаре:
    1) ноль; 2) союз; 3) единое целое; 4) доля, которая не делится; 5) жадюга; 6) …
  • НЕДЕЛЯ
    -и, ж. Заимствовано из старославянского языка (др.-рус. нед?ля, ст.-слав. нєд?ля ‘воскресенье’, ‘седмица’, со старшим знач. ‘день неделания, отдыха’, ‘воскресенье’ …
  • РАДОНИЦА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    см. …
  • НЕДЕЛЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • НЕДЕЛЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    || без году неделю, без году неделю на свете …
  • РАДОНИЦА в словаре Синонимов русского языка.
  • НЕДЕЛЯ в словаре Синонимов русского языка:
    неделька, …
  • РАДОНИЦА
    ж. местн. см. …
  • РАДОНИЦА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. местн. см. …
  • НЕДЕЛЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2) Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. 3) …
  • НЕДЕЛЯ
    нед`еля, …
  • РАДОНИЦА в Словаре русского языка Лопатина:
    Р`адоница, -ы, тв. -ей и Р`адуница, -ы, тв. …
  • НЕДЕЛЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    неделя, …
  • РАДОНИЦА в Орфографическом словаре:
    р`адоница, -ы, тв. -ей и р`адуница, -ы, тв. …
  • НЕДЕЛЯ в Орфографическом словаре:
    нед`еля, …
  • НЕДЕЛЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    единица исчисления времени, равная семи дням, вообще строк в семь дней Календарная н. (от понедельника до воскресенья включительно) Рабочая н. …
  • НЕДЕЛЯ
    промежуток времени, равный 7 сут. Впервые введена на Др. Востоке (7 дней недели отождествляли с известными в то время 7 …
  • «НЕДЕЛЯ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 «Исторические письма» П. Л. Лаврова. При …
  • РАДОНИЦА
    См. …
  • НЕДЕЛЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    недели, ж. (первонач. и церк. - то же, что воскресенье). 1. Время от понедельника до воскресенья включительно. На будущей неделе. …
  • НЕДЕЛЯ
    неделя ж. 1) Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2) Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. …
  • РАДОНИЦА в Толковом словаре Ефремовой:
    Радоница ж. местн. см. …
  • РАДОНИЦА
    ж.; - Радуница Поминовение усопших православной церковью, которая разделяет с ними радость Воскресения Христа в надежде всеобщего воскресения (совершающееся в …
  • НЕДЕЛЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2. Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. 3. …
  • НЕДЕЛЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Единица счета времени с понедельника по воскресенье включительно. 2. Календарная единица, равная семи дням; семидневный срок. 3. …

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи”: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: “Пойдем и мы умрем с Ним” (Иоан. 11:16). Вместе с тем, наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). “Вложу руку мою в ребра Его” - из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: “И не будь неверующим, но верующим”, то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги - полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере , ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…” И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом , доверием к учению Христову . Это - лучший путь веры . (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).