Самостоятельная жизнь сада. Насекомые, птицы и животные на страже сада Окружающий мир животные защитники сада

Наряду с птицами огромную пользу саду и огороду оказывают животные, живущие на приусадебных участках. Иногда это редкие гости, а порой они заселяют территорию целыми колониями, и тогда их приходится отваживать от огорода. Полезные для сада животные поедают , а также могут отпугивать незваных гостей (к примеру, крыс), уничтожающих урожай.

Сейчас многие садоводы и огородники знают, что кроме птиц у них еще могут быть и другие помощники в борьбе с вредными насекомыми. На огороде эти животные почти незаметны, и стоит им немного помочь, чтобы они в полной мере раскрыли свои положительные качества. Самые полезные животные для растений сада — это лягушки, ежи, жабы, ящерицы, землеройки. Кроме животных — защитников сада, приносят немалую пользу и пауки, уничтожающие тлей.

Польза лягушек и жаб на даче и чем их привлечь на участок

О пользе лягушек и жаб известно многим. Питаются они насекомыми, поедая в основном вредных, охотятся преимущественно ночью. Лягушка в сутки может уничтожить до 2 г насекомых, а жаба - в 4 раза больше. Польза лягушек на даче заключается в том, что они поедают комаров, муравьев, слизней, бабочек, кузнечиков, проволочников. Также эти полезные животные в саду могут охотиться на медведок, долгоносиков, гусениц, личинок .

Жабята и лягушата, как и их родители, питаются комарами, могут съесть малинного жука и т. д. В свою очередь, лягушки и жабы, особенно их молодняк, являются пищей для ежей, грызунов, некоторых птиц, змей и других мелких животных.

Самое замечательное качество у этих существ то, что они охотятся ночью, когда птицы спят, уничтожая вредителей, активных в темное время суток, и не причиняя никакого вреда посадкам.

Жабы, и лягушки относятся к разным семействам, несмотря на внешнее сходство. В узком смысле лягушками называются представители семейства настоящих лягушек, а жабами - представители семейства настоящих жаб.

Лучший способ, как привлечь лягушек на участок, — это вырыть небольшой водоем или большую лужу, которая не должна пересыхать. Оформляя свой сад-огород, можно сделать такой водоем поблизости от «экологического» уголка участка.

Если вы решили завести в своем дворе лягушек и жаб, первое, что необходимо сделать - это соорудить мини-пруд. Независимо от того, какова будет его площадь, дно водоема нужно сделать с уступами. Они должны располагаться с одной стороны и плавно спускаться в самую глубокую часть. С другой стороны пруд должен иметь отвесный край, сам же пруд сооружают обычно глубиной 1-1,3 м. Это делается для того, чтобы вода зимой не замерзла до дна и лягушки смогли перезимовать.

Вот несколько советов, как привлечь жаб на участок, сделав им «комфортное» место проживания.

Уступы и дно выполняются в строго горизонтальном направлении. Так растительные остатки осядут на их поверхности ровным слоем и не будут образовывать токсичных газов, которые могут отравить обитателей водоема.

Верхний уступ засаживается растительностью, на другом берегу пруда высаживают высокие травы и кустарники для того, чтобы днем лягушки и жабы могли спрятаться в этих зарослях от палящего солнца.

Иногда на берегу устраиваются убежища для лягушек - делают кучки из сухих веток и камней. Кроме того, домики для жаб и лягушек можно выполнить и из кирпичей. Два кирпича, поставленные на торец, служат в качестве стен, а третий, положенный на них сверху, выполняет роль крыши. В таких домиках обитатели пруда проводят зиму.

Искусственный водоем можно сделать и из старого таза или ванны. Предварительно подготовленную емкость необходимо вкопать в грунт, после чего заполнить водой, лучше дождевой. Край водоема оформляется и камнями.

Какую пользу приносят ежи на огороде и чем их подкормить на даче

Очень хорошо, если в вашем саду или на участке поселился еж, ведь он насекомоядное животное. Не пугайте его, не стремитесь взять в дом, пусть живет там, где ему удобнее, так он будет намного полезнее.

Какую пользу приносят ежи вашему огороду? Ежи поедают слизней, жуков и их личинок, гусениц, червей, проволочников, листоедов и прочих . Польза ежей на огороде ещё и в том, что они также охотятся на мышей, лягушек, могут расправиться со змеей и съесть птенцов. В их рацион входит и растительная пища: семена, ягоды, плоды. Но она не является основной. У ежа хороший аппетит, и всю ночь он энергично охотится. Такое поведение животного объясняется просто: ему необходимо накопить достаточно жира, чтобы благополучно перезимовать.

Живет еж обычно под низко растущими ветвями кустарников, там, где есть опавшие листья и старые сухие ветки и сучья. Ежиха делает гнездо, выстилает его мхом или листьями. Вскоре появляется несколько ежат. Через 1,5 месяца молодые ежи начинают самостоятельную жизнь.

Осенью (в октябре или начале ноября) еж делает себе укрытие в куче опавших листьев либо под сухим хворостом, в корнях деревьев. Выстилает его сухой травой и, свернувшись клубком, засыпает.

Весной, когда начинает пригревать солнце, еж просыпается сильно отощавшим за зиму и начинает активно охотиться. В пищу идет любая живность, обнаруженная им на поверхности и неглубоко под землей. Чем подкормить ежа на даче необходимо знать для того, чтобы привлечь их на свой участок.

Как привлечь ежей на садовый участок и чем их кормить на даче

Один из самых простых способов, как привлечь ежей на садовый участок, — это соорудить для них жилище. Наличие на приусадебном или дачном участке живой изгороди из кустов с ветвями, свисающими до земли, и «экологического уголка» - участка с нетронутой, дикой растительностью, с необработанной почвой, где не ходят люди и домашние животные, - прекрасное убежище для ежей.

Наиболее тяжелое время для этого животного - это зима. Ещё один способ, как привлечь ежа на участок – покармливать его. Тут возникает вопрос: а чем кормить ежа на даче, ведь не ловить же для него мышей? Если у вас на участке появился еж, можно помочь животному, подкармливая его до конца октября и с середины февраля сухими собачьими или кошачьими консервами.

Лучше всего для этого подойдет сухой корм для кошек или собак на основе мяса или же корм для птиц, питающихся насекомыми, овсяные хлопья.

Следует иметь в виду, что ежей можно кормить орехами и фруктами. Однако молоко и молочные продукты отрицательно влияют на пищеварение этих созданий. Интенсивную подкормку ежей лучше проводить в осеннее время, когда животные готовятся к зимней спячке.

Корм из мяса можно приготовить в домашних условиях. Для этого мясо наивысшего качества (без гормонов и пестицидов) необходимо измельчить, затем ошпарить кипятком, после чего смешать с сухим кормом или хлопьями.

Для того чтобы еж остался на приусадебном участке, нужно устроить ему зимнюю «квартиру». С этой целью лучше всего использовать сухие ветки и солому.

В заросшем травой углу участка сделайте из подготовленного заранее материала копну, которую накройте старыми досками. В итоге сооружение должно напоминать шалаш, наполненный соломой. Рядом поставьте блюдца с кормом и водой.

Уголок для ежа может находиться как неподалеку от зарослей живых изгородей, так и под сосной либо елью. Самое главное, чтобы предоставляемый для обитания этого помощника в саду и на огороде уголок был экологичным и заброшенным: на этом участке не должна проводиться какая-либо обработка почвы или уборка. Кроме того, вблизи должен располагаться источник воды.

Поскольку ежи любят делать гнездо под сложенными в штабель досками, ветками кустарников, а также под кучками дерна, этих животных на участок можно приманить, если сделать убежище в виде навеса. Под него нужно сложить опавшую листву и сухие ветки. Вокруг убежища следует натянуть проволоку.

Если на участке имеются старые кирпичи, то из них также можно соорудить ежиный дом, который поможет животному успешно пережить зиму.

Построить такой домик не составит труда. Прежде всего кирпичи необходимо расположить на ровной поверхности в виде прямоугольника. Обязательно нужно оставить место для входа. Сверху кладут еще 3-4 ряда кирпичей. Получившийся дом заполняют сухими листьями или травой, после чего сверху размещают толстые деревянные доски, которые служат в качестве крыши.

Для защиты от влаги сверху к доскам можно прикрепить полиэтиленовую пленку. В завершение работы убежище слегка присыпают землей и закрывают крупными камнями.

Землеройки: фото, описание и польза этих животных растениям

Здесь вы можете прочесть описание и увидеть фото землеройки – незаменимого помощника сада.

Землеройка-бурозубка - наиболее распространенный вид на территории средней полосы. По описанию землеройку очень легко спутать с мышью, она имеет плотный мех, темно-бурую окраску спинки.

На животе у нее мех светлее, и, в отличие от мыши, у бурозубки вытянутая мордочка, переходящая в миниатюрный хоботок. Это маленькое (весом всего 10-12 г) насекомоядное животное.

Большую часть времени, до 16 часов в сутки, землеройка проводит в добывании пищи. Она не роет нор, а живет обычно в лесной подстилке, там же ищет себе корм. Польза этих животным растениям заключается в том, что землеройки питаются червями, личинками, слизнями, пауками, мокрицами, гусеницами пядениц и совок и другими насекомыми. Зимой они не впадают в спячку, а продолжают активную жизнь, делая ходы в снегу, разгребая его и мерзлые остатки травы в поисках добычи. В эту пору землеройка употребляет в пищу также семена растений. Если землеройка встречается у вас в саду, знайте - она ваш друг и помощник.

Одну пятую всего мирового урожая зерновых уничтожают крысы. О том, каким аппетитом обладают эти существа, можно судить по количеству припасов в их норах.

В убежищах серых крыс можно обнаружить несколько ведер картофеля, орехов, моркови и т. д. Защитить хранилища от крыс трудно, так как ни мышеловки, ни ловушки на них практически не действуют.

Живут крысы по 6-12 особей в группах. В том случае, если одна крыса из группы погибла в ловушке, другие животные «сообщают» друг другу о произошедшем. Кроме того, у крыс выработана устойчивость ко многим ядам и химикатам, к радиации.

В заброшенном уголке участка либо рядом с растениями, подвергшимися нападению вредителя, которым питается землеройка, необходимо соорудить убежище для данного животного.

Для этого следует выполнить невысокую насыпь из земли, после чего накрыть ее слоем сухих листьев и травы.

Ящерицы на даче – польза или вред? Чем полезны ящерицы в огороде

Многие задаются вопросом: чего от ящериц на даче больше — пользы или вреда, и нужно ли их привлекать на участок?

Ящерицы, встречающиеся на территории нашей страны, совершенно безобидны. Наиболее распространенная из них - ящерица обыкновенная, которая питается насекомыми. Польза ящериц в огороде очевидна – они поедают , различных личинок, пауков, кузнечиков и т. д.

По количеству истребляемых вредителей ящерицы приближаются к птицам. В южных областях встречаются зеленые ящерицы. Польза от этих ящериц на даче в том, что они питаются различными червями, слизнями, гусеницами, личинками.

Зная, чем полезны ящерицы на даче, нужно привлечь их в свой огород. С целью привлечения на приусадебный участок ящериц устраивают небольшие декоративные песочницы. Дело в том, что в песке ящерицы откладывают свои яйца. Обычно такие песочницы не огораживают - просто насыпают кучу песка, вокруг которой сажают всевозможные декоративные растения и размещают крупные камни, на которых эти существа «отдыхают» в солнечную погоду. За не ухаживают. Небольшой поблизости сделает условия проживания ящериц более комфортными.

Не только птицы играют огромную роль на дачах. Пользу оказывают и другие полезные животные. Они могут жить в одиночку или целыми колониями. Некоторых из них нужно зазывать на участок, а некоторых вывести просто невозможно. Полезные животные для сада съедают насекомых, отпугивают крыс и мышей. В статье рассмотрим самых лучших защитников сада.

1. Лягушки и жабы. Поедают лишь вредных насекомых, охотятся в ночное время. Лягушки за одну ночь способны уничтожить до 2 грамм вредителей, а жаба до четырех. Они не брезгуют подкрепиться комарами, муравьями, слизнями, бабочками и даже проволочниками. Бывали случаи, когда жабы уничтожали долгоносиков, гусениц, личинки. Сами животные являются добычей для ежей, мышей, птиц, змей. Они не приносят вреда вашему урожаю. Самый лучший способ привлечь жаб и лягушек в сад - необходимо вырыть маленький водоем, который постоянно будет наполняться водой. Его можно красиво оформить и сделать даже изюминкой вашего сада.

2. Ежи. Они также съедают насекомых. Не старайтесь принести ежа в дом, пусть животное живет там, где ему удобно, иначе еж вообще уйдет с вашего дачного участка. Эти полезные животные с удовольствием лакомятся личинками, слизнями, гусеницами, червяками, листоедами и . Ежи также охотятся на грызунов, могут уничтожить змею и маленьких птичек. Им свойственен отличный аппетит, поэтому питаться могут всю ночь напролет. Такое поведение можно без труда объяснить – животное накапливает жир, чтобы зиму пережить. Проживает зачастую под кустарниками, где много листвы. Чтобы привлечь на дачу это животное нужно сделать жилище из живой изгороди с ветками и необработанной землей. Располагать его нужно там где нет людей и животных, тогда ежи будут чувствовать себя хорошо, и еще долго не уйдут с вашего участка. Подкормить это полезное животное можно сухим кормом для собак или кошек, овсяными хлопьями, орехами и фруктами. Интенсивную подкормку нужно проводить перед морозами.

3. Землеройки. Самым распространенным видом является землеройка-бурозубка. По окрасу ее легко можно перепутать с мышкой. Но у землеройки есть мех на животе и ее мордочка намного длиннее. Представляет собой очень маленькое животное, которое любит полакомиться насекомыми. Из 24 часов в сутки около 15 часов животное старается добыть себе еду. Помогает убрать из сада червей, личинок, слизней, пауков, гусениц. Зимой животное не покидает сад и не засыпает. Оно роет снег в поисках еды, кушает даже старые семена. Если вы вдруг ее встретите, не выгоняйте животное, а наоборот подкормите.

4. Ящерицы. Эти защитники сада совершенно безобидны. Питаются насекомыми, такими как медведки, бабочки, личинки, пауки и кузнечики. Чтобы привлечь их в свой сад, установите небольшие песочники, в которых эти полезные животные будут откладывать яйца.

Полезные животные встречаются практически у каждого. Не выгоняйте их! Обеспечьте защитникам сада достойные условия проживания и наслаждайтесь садом без вредных насекомых.

Окружающий мир. 2 класс.
Учитель: Коробцова Ю.Ю.Место работы : МОУ Рудниковская СОШДолжность: учитель начальных классовТема: «Сад и его обитатели». Цели: познакомить учащихся с разновидностями фруктовых деревьев; дать первичное понятие о классификации плодовых растений; познакомить учащихся с животными- обитателями сада; научить составлять пищевую цепь; научить обобщать жизненный опыт; развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы, муляжи фруктов, картинки, рабочая тетрадь, слайды.

Ход урока. 1. Орг. момент.
2. Повторение пройденного . - Какие природные сообщества мы уже изучили?(Картинки: лес, поле, луг)
3. Новый материал. Сообщение темы урока. - Угадайте, о каком природном сообществе мы будем говорить сегодня? Зреют яблоки и груши, Поспевает виноград. И сюда со всей округи Люди разные спешат. Кто с корзиной, кто с бидоном Урожай собрать хотят. Что за место это …? (Сад). (Картинка).4. Вводная беседа . - У кого из вас есть сад? - Какие там растут растения? - То, что на них созревает, как назвать одним словом? (Плоды).
Виды плодовых культур.
- Все плодовые культуры можно разделить на несколько видов, так как они имеют схожие признаки. а)1 вид- СЕМЕЧКОВЫЕ -Угадайте, что это за культура? Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 1
Рассказ учителя. Плоды яблок созревают на яблонях. Яблонь насчитывают более 6 тысяч сортов. Это самая распространённая культура наших садов, т.к. для яблонь наиболее подходят природные условия территории нашей страны. - Эта плодовая культура тоже вам известна. По форме плода она похожа на лампочку. Что это? (Груша). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 2
Груши тоже часто выращивают в наших садах, но это растение более теплолюбивое, чем яблоня. - А это растение в наших садах редко встретишь. Кто знает, как оно называется? (Айва). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 3
- Скажите, почему все эти культуры называются семечковыми ? (Показ разрезанного яблока). В эту группу входят плодовые культуры с яблоко видными плодами, у которых более10 семян.
б) 2 вид- ЦИТРУСОВЫЕ - Угадайте что это? Сочен, вкусен и душист Этот рыжий мячик. Кожей толстою покрыт Аромат в себе таит. (Апельсин). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 4
- Апельсиновые сады можно увидеть в южных районах нашей страны. Эти фрукты очень хорошо хранятся, поэтому мы можем покупать их круглый год. -Этот фрукт- кладезь витамина С, поэтому часто, когда мы болеем, пьём чай с добавлением дольки…(лимона). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 5
-А эта культура- «младший брат» апельсина. Его можно вырастить в домашних условиях. (Показ деревца мандарина в цветочном горшке). Без него и Новый год не праздник. (Мандарин). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 6
В группу цитрусовых входят вечнозелёные растения, многогнездовые ягоды под кожурой. Этот плод состоит из долек, заполненных соком.
в) 3 вид- КОСТОЧКОВЫЕ - Какое слово спряталось в этом ребусе? А , ИСТ БРИ КОС , ТЬ (Абрикос). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 7
Кругла как шар, Красна как кровь, Сладка как мёд. (Вишня). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 8
- Вишни часто сажают в садах, т.к. она достаточно неприхотлива к условиям обитания и необычайно вкусна.
Синий мундир, белая подкладка А в середине сладко. (Слива). - Как вы думаете, почему этот вид называется косточковыми ? (Эти сочные плоды имеют твёрдую косточку). Показ косточек.
г) 4 вид- ЯГОДНЫЕ Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 9
Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 10
Низок да колюч, Сладок да пахуч, Ягодысорвёшь- Всю руку обдерёшь. (Крыжовник) ПОКАЗ СЛАЙДОВ 11
Все перечисленные культуры широко распространены на территории нашей страны.
- Почему этот вид называется ягодными ? (Имеют сочные ягодообразные плоды, которые быстро портятся).
5. Систематизация знаний. Работа со схемой. (Этажи сада). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 12, 136. Работа в печатной тетради стр. 43. Рисование любимой плодовой культуры и соотнесение её с видом.7. Физкульт минутка . Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать, И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно.8. Животные сада . - Почему мы сад называем природным сообществом? Кто живёт в саду? а) Рассказ учащегося о СКВОРЦЕ . ПОКАЗ СЛАЙДОВ 14
б) Стихотворение учащейся об УДОДЕ . - Как вы думаете, поэт жил на севере нашей страны или на юге? Докажите. ПОКАЗ СЛАЙДОВ 15
в) Рассказ учащегося о СЕРОЙ ЖАБЕ . ПОКАЗ СЛАЙДОВ 16 - Кого ещё вы видели в саду? ПОКАЗ СЛАЙДОВ 17
9. Составление пищевой цепи.
- Сад – это природное сообщество. Здесь растут плодовые культуры, живут различные животные. И у каждого из них своё место и своя роль. - Давайте составим пищевую цепь. Если у нас в саду растут яблони, на них созревают яблоки. Их едят гусеницы. А ими в свою очередь питаются птицы. Если не будет птиц, что произойдёт? ПОКАЗ СЛАЙДОВ 18
10. Работы в саду. - Что должен сделать человек, чтобы этого не произошло? . (Подкармливать птиц, строить скворечники).
- Какие ещё работы выполняют весной в саду? (Побелка стволов, опрыскивание деревьев, окапывание). ПОКАЗ СЛАЙДОВ 19
11. Итог урока. «Засели сад». - Мы сегодня рассмотрели тему « Сад и его обитатели». А теперь давайте заселим картинку. Найдите на картинках животных, которые обитают в саду и прикрепите их на иллюстрацию сада.
12. Домашнее задание . Тетрадь стр. 43 № 4.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок окружающего мира во 2-а классе УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Царенко Г.Е. Дата проведения: 22.04.2013г.

Тема: «Сад и его обитатели» Первый урок

Тип урока : урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с разновидностями фруктовых деревьев;

дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

познакомить учащихся со способами размножений садовых растений

научить обобщать жизненный опыт;

развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование, обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, набор «садовые плоды», задания для групп, гербарии

учебник «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

рабочая тетрадь «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

Планируемые результаты:

Личностные:
проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
овладеют начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
научатся использовать готовые модели для объяснения явлений;
получат первоначальные навыки планирования и проведения несложных наблюдений.

Овладение умений работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Предметные:
получат первоначальные навыки наблюдения, исследования явлений окружающего мира;
получат первоначальные навыки проведения наблюдений явлений природы
овладеют начальными формами логических действий сравнения неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
установят причинно-следственные связи в окружающем мире.

Этап урока

I .Организационный момент

Цель: организовать учащихся для работы. Создать мотивационный настрой.

Обратите внимание на оформление доски и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Тема урока: (природные сообщества)

Листы самооценивания и взаимооценивания

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: Повторить уже усвоенные знания о природных сообществах.

Опрос

Что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества существуют?

Какие образуются связи в природных сообществах?

Мы знаем, что человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему это может привести?

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?

Групповая работа

Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

а). КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН
МЕЖЯГЕУТЖАУАЛИГК
ПРЛАНПЮРАТУИНУК

КОРШУН
МЯТЛИК
ЛЮТИК

} - ЭТО ЛУГ.

б). РУКЯЕКБПУИЫНЕПЫА
ВПРСАЯСНБПВЧАИНК
ФВГАКРВОАУЗФКДЬО

РЯБИНА
РЯБЧИК
ГРУЗДЬ

} - ЭТО ЛЕС.

в). КЕСТАПСМЕРЫТПРШ
ТЭШРАКТЛШОРДИЕАЯКИ
ПДУЕТБДСУКОЕАТРБОЬ

КАМЫШ
ЭЛОДЕЯ
ПЕСКАРЬ

}- ЭТО ВОДОЁМ.

г). ИПЯРТЧИАПМУЕТНРЬАУ
НТХРАОЖАТМЖРЯНК
ОКАПВТАСРПЮКТГР

ЯЧМЕНЬ.
ХОМЯК.
ОВСЮГ

} - ЭТО ПОЛЕ.

Проверка:

Тест Презентация

II. Работа над новым материалом.

Цель: дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

Цель: побуждение к поиску дополнительной информации.

III . Физминутка под музыку.

Тема урока:

Угадайте, о каком природном сообществе мы будем говорить сегодня?

Зреют яблоки и груши,

Поспевает виноград.

И сюда со всей округи

Люди разные спешат.

Кто с корзиной, кто с бидоном

Урожай собрать хотят.

Что за место это …? (Сад).

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим себе на уроке?

Вводная беседа:

У кого из вас есть сад?

Какие там растут растения?

То, что на них созревает, как назвать одним словом? (плоды)

Объяснение нового:

Все плодовые культуры можно разделить на несколько видов, так как они имеют схожие признаки.

1 группа - СЕМЕЧКОВЫЕ

Угадайте, что это за культура?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко ).

Плоды яблок созревают на яблонях. Яблонь насчитывают более 6 тысяч сортов. Это самая распространённая культура наших садов, т.к. для яблонь наиболее подходят природные условия территории нашей страны.

Эта плодовая культура тоже вам известна. По форме плода она похожа на лампочку. Что это? (Груша ).

А это растение в наших садах редко встретишь. Кто знает, как оно называется? (Айва ).

Скажите, почему все эти культуры называются семечковыми?

В эту группу входят плодовые культуры у которых более10 семян.

2 группа - ЦИТРУСОВЫЕ

Угадайте что это?

Сочен, вкусен и душист

Этот рыжий мячик.

Кожей толстою покрыт

Аромат в себе таит. (Апельсин ).

Апельсиновые сады можно увидеть в южных районах нашей страны. Эти фрукты очень хорошо хранятся, поэтому мы можем покупать их круглый год.

Этот фрукт- кладезь витамина С, поэтому часто, когда мы болеем, пьём чай с добавлением дольки…(лимона ).

А эта культура- «младший брат» апельсина. Его можно вырастить в домашних условиях. Без него и Новый год не праздник. (Мандарин ).

В группу цитрусовых входят вечнозелёные растения. Этот плод состоит из долек, заполненных соком.

3 группа - КОСТОЧКОВЫЕ

Какое слово спряталось в этом ребусе?

А , ИСТ БРИ КОС , ТЬ (Абрикос ).

Кругла как шар,

Красна как кровь,

Сладка как мёд. (Вишня ).

Вишни часто сажают в садах, т.к. она достаточно неприхотлива к условиям обитания и необычайно вкусна.

Синий мундир, белая подкладка

А в середине сладко. (Слива )

Очень похож на абрикос, но крупнее, слаще (персик)

Как вы думаете, почему этот вид называется косточковыми ? (Эти сочные плоды имеют твёрдую косточку ).

4 вид - ЯГОДНЫЕ

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина ).

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина ).

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягодысорвёшь-

Всю руку обдерёшь. (Крыжовник )

Все перечисленные культуры широко распространены на территории нашей страны.

Почему этот вид называется ягодными? (Имеют сочные ягодообразные плоды, которые быстро портятся).

Подумайте к каким плодовым культурам можно отнести орех, ананас, хурму, манго?

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

IV . Закрепление.

Цель: определить, какие изменения происходят с растениями сада в течении года.

V . Итог урока.

Цель: Проанализировать полученные на уроке знания.

VI . Рефлексия

Цель: Самостоятельно оценить усвоение материала.

Работа по учебнику с.137-138.

Экскурсия по саду Презентация «Сад в разные времена года»

Вывод: Плодовый сад – участок земли, занятый плодовыми культурами.

Какие сезонные работы проводят люди?

Практическая работа с гербарием.

Из набора растений надо выбрать растения принадлежавших к сообществу «сад».

Работа по рабочей тетради

Рисуем и раскрашиваем стр. 42

Разгадываем кроссворд стр.43

Вернёмся к теме нашего урока: «Сад и его обитатели». Мы сегодня должны были узнать:

(что растёт в саду)

Так, что растёт в саду? (плодовые культуры)

Какие плодовые культуры вы узнали? (семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные)

А как можно сделать так, чтобы растений в саду было больше? (размножать их черенками)

Посмотрите на листы взаимооценивания и самооцениванивания. Осталась последняя строчка. Разукрасьте квадратик в цвет соответствующий вашему впечатлению об уроке:

Зелёный – урок прошёл отлично

Красный – что-то было непонятно

Чёрный – урок прошёл для вас плохо

Используемая литература: Урок «Сад и его обитатели» Коробцова Ю.Ю.

Урок «Растительный и животный мир леса, водоёма, луга и поля» Дерябо М.Н.

Загадки: Пособие для учителя/Сост.М.Т.Карпенко.-М.:Просвещение,1988.-80с.

Физминутка: Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.-М.: ВАКО.2007. -208 с.