Рпц уничтожила старейшее здание екатеринбурга. «Идет реставрация»: Епархия опровергла снос Успенской церкви XVIII века

Накануне Пасхи, 11 апреля 2017 года в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбурга обнаружен снос самого старинного здания – Успенской церкви 1778-1782 гг., объекта культурного наследия федерального значения, старейшего сохранившегося храма города.

Об этом написала в социальной сети градозащитница из Екатеринбурга Марина Сахарова, координатор «Реальной истории».

Высокий охранный статус храм получил более 40 лет назад — Постановлением Совета Министров РСФСР N 624 от 4 декабря 1974 г. «Успенская церковь (Собор) в составе Комплекса зданий Ново-Тихвинского монастыря (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 87 литера Т)» была поставлена под государственную охрану, как объект республиканского значения.

В ХХ веке церковь утратила завершения, обросла пристройками и надстройками и использовалась как столовая окружного военного клинического госпиталя.

Храм перед возвращением монастырю

Но в 2011 г. здание храма было возвращено действующему Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Это событие было весьма радостно встречено обителью:

«Старейший храм монастыря, самый дорогой для сердца сестер… Некогда с него начиналось создание обители, здесь совершали свое монашеское служение первые сестры и первая настоятельница игумения Таисия. Здесь в 1824 году во время поездки на Урал молился Император Александр I. С самого возрождения монастыря сестры молились о возвращении Успенского храма обители, и вот, наконец, это радостное событие произошло. Сейчас монастырю крайне необходимы средства на реставрацию храма, в котором долгие годы располагался пищеблок одного из светских учреждений. Сестры очень надеются, что со временем Успенская церковь вновь станет жемчужиной архитектурного комплекса обители».

Однако 11 апреля 2017 года, заглянув за строительный забор, активисты обнаружили на месте будущей жемчужины новые бетонные фундаменты (см. заглавное фото). Исторический храм отсутствовал.

«Что произошло за занавесками «реставрации и приспособления» остаётся только догадываться, — пишет Марина Сахарова. — На сайте МУГИСО (Министерство управления госимуществом Свердловской области, до 2016 г. заведовавшее в регионе охраной культурного наследия – Ред.) в конце 2015 г. была размещена сомнительная экспертиза сомнительных экспертов, одобряющая проект реставрации и приспособления».

Это и в самом деле весьма странная экспертиза , выполненная всего за шесть дней по заказу Ново-Тихвинского монастыря экспертами В.Д. Оленьковым и И.А. Кочкиной из Челябинска и Л.А. Никитиной из Барнаула. Объектом экспертизы именуется «эскизный проект интерьера» храма, однако в ней одобряется «воссоздание с включением элементов русского стиля» купола с барабаном и декоративного убранства. Оно, видите ли, «является реально возможным путем формирования целостной архитектуры храма в развитии всеобщего принципа преемственности архитектурных форм». И это при том, что на всех старинных фотографиях Успенская церковь предстает типичнейшим памятником классицизма! Да еще и в ансамбле с другими классическими храмами.


Успенская церковь Ново-Тихвинского монастыря (слева) на дореволюционной фотографии

Тезис экспертизы «основан» на гипотезе, что во второй половине XIX века в монастыре «предполагалось в будущем изменение архитектуры всего храма для того, чтобы он приобрел единый «русский» стиль», а революция 1917 года «помешала осуществлению этого замысла».

Интерьер Успенской церкви проект реставрации и приспособления предлагал устроить не более не менее как по образцу кафоликона Великой лавры Афона, и это эксперты, конечно же, одобрили.

В общем, об их взаимоотношениях с заказчиком и высоких экспертных принципах по этому Акту можно, кажется, судить безошибочно.

Однако и в этой экспертизе ни слова не было про полный демонтаж храма.

«Кто виновен в уничтожении старейшего из сохранившихся заданий Екатеринбурга, объекта культурного наследия федерального значения — Успенской церкви? – задает риторический вопрос Марина Сахарова. — Это огромная утрата не только для монастыря, но для всего города. Сейчас от Екатеринбурга ХVIII века остаётся только… Городской пруд ».

Если покопаться в городских форумах, можно установить, что работы на храме-памятнике начались задолго до появления цитированной выше историко-культурной экспертизы. Например, снимок плотно закутанной в строительные покровы Успенской церкви, датированный 2 декабря 2013 года.


А 29 мая 2016 года на том же форуме появляется краткая запись : «Успенский храм наполовину разобран».

Ах, если бы посетители форумов умели еще вовремя писать письма в госорганы охраны памятников и прокуратуру.

Уполномоченные государственные органы не согласовывали проект реконструкции Успенской церкви, сообщили сайт в Управлении госохраны объектов культурного наследия Свердловской области. А без этого разрешения вести работы на ОКН нельзя. В ближайшие дни областные чиновники проведут внеплановую проверку в отношении православной религиозной организации «Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь», которая является собственником здания.

О сносе церквушки, которую в советские годы использовали под военный госпиталь и хлебозавод, сообщила координатор общественного движения «Реальная история» Марина Сахарова. 11 апреля 2017 г. правозащитники обнаружили на месте собора бетонный фундамент. «Что произошло за занавесками «реставрации и приспособления», остается только догадываться», - сообщили они.

После всех проектных и предпроектных работ документы до ответственного за исторические памятники почему-то не дошли.

Управление госохраны объектов культурного наследия Свердловской области:

Таким образом, любое внешнее воздействие на ОКН без согласования с управлением незаконно. Теоретически собственник мог согласовать проект с МУГИСО, которое до 1 января 2016 г. следило за памятниками. .

Областные власти уже направили запрос в прокуратуру для проведения внеплановой выездной проверки на объекте Ново-Тихвинского монастыря. Специалисты сверят, как религиозная организация справляется с охранными обязательствами. Ответить на запрос надзорное ведомство должно в течение трех дней, а результаты станут известны в третьей декаде мая.

Параллельно заявление в прокуратуру подал депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Головин. Он считает, что снос здания может подпадать под действие ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»).

Викарий Екатеринбургской епархии, епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) в комментарии сайт призвал дождаться итогов визита комиссии.

Евгений (Кульберг), епископ Среднеуральский:

Над восстановлением Успенского собора работают лучшие реставраторы Ново-Тихвинского монастыря. Если они приняли решение демонтировать часть постройки, значит другого выбора не было. За 150 лет фундамент здания постепенно вымывается водой. Лучше порадоваться, что люди делают достойное восстановление. Храм станет украшением города и будет выполнен в лучшем виде.

Ранее в комментарии сайт викарий Екатеринбургской епархии утверждал, что реконструкция Успенского собора согласована в «государственных органах защиты памятников».

Викарий ­Екатеринбургской епар­хии, епископ Среднеуральский Евгений высказался о судьбе Успенского храма Ново-Тихвинского монастыря, О том, что старинное здание исчезло, .

В своей речи епископ отметил, что монастырь уже 20 лет восстанавливает объекты и продолжает этим заниматься. Снос Успенской церкви он назвал реставрацией.

Публикуем его речь полностью:

"Каждый отреставриров­анный храм в обители ­– это чудо. Т­ем более таким будет Успенский храм, первы­й храм обители и самый любимый для сестёр.­ Он был началом монас­тыря, тем местом, где­ несли своё служение первые сёстры. И у этого храма в советские­ годы была очень тяжё­лая судьба: именно он­ был закрыт одним из ­первых, ещё в 1920-х ­годах. И пострадал он­ больше всех монастыр­ских храмов. Нескольк­о десятков лет он исп­ользовался военным го­спиталем не по назнач­ению, для хозяйственн­ых нужд – в нём распо­лагалась кухня. Там г­отовили пищу для всег­о госпиталя, там же с­тояли котломойки. Представьте, постоянные ­испарения, готовится ­еда, жар, пар. О како­й сохранности здания ­могла идти речь? Боле­е того, храм никогда­ не реставрировался, ­здание простояло без капитального ремонта ­все советские годы. Р­езультат, конечно, бы­л налицо – осыпавшаяс­я штукатурка и ветвис­тые деревья, выросшие­ на прогнившей крыше,­ были только малым и ­самым безобидным его проявлением.

Хуже другое: посколь­ку о нормальной работ­е вентиляции, канализ­ации, водопровода не ­было и речи, по стена­м пошли глубокие трещ­ины. Состояние храма ­постоянно ухудшалось ­и в результате стало ­аварийным. Вот в те г­оды действительно мож­но было сказать, что ­город его теряет. А с­ейчас наоборот – храм­ возвращается к жизни.

Посмотрите на храмы­ в селе Меркушино, на­ месте подвигов праве­дного Симеона Верхоту­рского, это просто ­сказка. А ­ величественный Алекс­андро-Невский собор в­ Зелёной Роще – насто­ящее украшение нашего­ города, один из лучш­их храмов России. Храмы монастыря восс­тановлены идеально, б­езупречно. На том же ­уровне сейчас ведётся­ реставрация Скорбяще­нского храма монастыр­я. Я не сомневаюсь, ч­то так же профессиона­льно и высококачестве­нно будет проведена р­еставрация и Успенско­го храма.

Б­удьте уверены, что Це­рковь любит свои храм­ы, восстановление свя­тынь – одна из её гла­вных миссий. Мы все жд­ём восстановления Усп­енского храма и горяч­о молимся о нём". ­




К слову, переделку "Пассажа" в 2012 году тоже называли реконструкцией и реставрационными работами. По факту же .

Текст: Мария ЧЕРНЫХ
Фото: читатели Е1.RU; Андрей КАЗАНЦЕВ, МУГИСО
Видео: читатель сайт

Я крайне негативно отношусь к ОАО «РПЦ». Просьба не путать с верой православной, к вере и чувствам верующих я отношусь очень уважительно, хотя сам в бога не верю. Русская православная церковь, на мой взгляд, неприлично погрязла в грехах земных. Вмешательство в политику и агитация на выборах, постоянные скандалы с роскошью у священнослужителей, продажа титулов и отпущение грехов за скромную плату в церковную кассу. Чего стоит только Якунин, который Благодатный огонь возит. Но это дело верующих, куда им ходить, какому богу молиться.

Казалось бы, меня как человека неверующего РПЦ вообще волновать не должна. Как меня не волнуют мусульмане, иудеи или буддисты. Но в последнее время церковь все чаще стучится в мою светскую жизнь.

– Тук-тук! Откройте! – Уходите, никого нет дома!

Два месяца назад РПЦ оказалась в центре скандала вокруг строительства нового храма в Екатеринбурге .

Если коротко, под предлогом «восстановления» Екатерининского собора РПЦ отжала себе часть Городского пруда и собирается водрузить прямо на воду какой-то уродливый новострой, который ни капли не похож на прежний храм.

Страсти ещё не улеглись, потому что многим здравомыслящим горожанам проект храма не понравился, а ещё больше им не понравилось то, что власти по договорённости с Церковью и местными промышленниками-спонсорами сами за них всё решили.

Но РПЦ опять отличилась, и опять в Екатеринбурге. На территории Ново-Тихвинского женского монастыря была Успенская церковь 1782 года. Это не только старейший храм монастыря, но и последнее здание XVIII века, сохранявшееся в городе. Екатеринбург был основан в 1723 году, а статус города получил в 1781-м. Успенская церковь была последним живым свидетельством истории города.

И что сделала РПЦ?

Она её снесла!

Церковь пережила несколько войн, революцию, советскую власть, нищету 90-х, но не смогла пережить РПЦ в её современном виде. В один прекрасный миг местные жители зашли на территорию монастыря и обнаружили, что никакой церкви больше нет. На её месте – новый фундамент, уже идёт какое-то строительство.


Фото: Марина Сахарова, Facebook

Кстати, Успенскую церковь передали РПЦ шесть лет назад, в 2011 году. Всё это время её и не думали реставрировать, а потом вдруг выяснилось, что сохранить храм уже нельзя.

«Старейший храм монастыря, самый дорогой для сердца сестер… Некогда с него начиналось создание обители, здесь совершали свое монашеское служение первые сестры и первая настоятельница игумения Таисия. Здесь в 1824 году во время поездки на Урал молился Император Александр I. С самого возрождения монастыря сестры молились о возвращении Успенского храма обители, и вот, наконец, в 2010 году это радостное событие произошло. Сейчас монастырю крайне необходимы средства на реставрацию храма, в котором долгие годы располагался пищеблок одного из светских учреждений. Сестры очень надеются, что со временем Успенская церковь вновь станет жемчужиной архитектурного комплекса обители ».
К сожалению, сестёр просто обманули те, кто чёрной рясе предпочёл золотую ризу. Храма больше нет.


Фото: Sestry.ru


Фото: Sestry.ru

Формально церковь находилась под охраной государства. Представитель Управления государственной охраны культурного наследия Свердловской области заявил в пятницу, что разрешения на проведение работ на этом объекте никто не выдавал. Но Успенский храм всё равно снесли.

Когда до попов дошло, что они уничтожили старейшее здание Екатеринбурга, они начали просто нагло врать.

Например, викарий Екатеринбургской епархии Евгений называет снос храма «восстановлением» и «реставрацией» :

Каждый отреставрированный храм в обители – это чудо. Тем более таким будет Успенский храм , первый храм обители и самый любимый для сестер.

Он был началом монастыря, тем местом, где несли свое служение первые сестры. И у этого храма в советские годы была очень тяжелая судьба: именно он был закрыт одним из первых, еще в 1920-х годах. И пострадал он больше всех монастырских храмов. Несколько десятков лет он использовался военным госпиталем не по назначению, для хозяйственных нужд - в нем располагалась кухня. Там готовили пищу для всего госпиталя, там же стояли котломойки. Представьте, постоянные испарения, готовится еда, жар, пар. О какой сохранности здания могла идти речь? Более того, храм никогда не реставрировался, здание простояло без капитального ремонта все советские годы. Результат, конечно, был налицо – осыпавшаяся штукатурка и ветвистые деревья, выросшие на прогнившей крыше, были только малым и самым безобидным его проявлением.

Хуже другое: поскольку о нормальной работе вентиляции, канализации, водопровода не было и речи, по стенам пошли глубокие трещины. Состояние храма постоянно ухудшалось и в результате стало аварийным. Вот в те годы действительно можно было сказать, что город его теряет. А сейчас наоборот – храм возвращается к жизни .

Будьте уверены, что Церковь любит свои храмы, восстановление святынь – одна из ее главных миссий. Мы все ждем восстановления Успенского храма и горячо молимся о нем ".

Владыка Евгений совершенно справедливо замечает, что храм серьёзно пострадал за годы советской власти. Но он с лёгкостью занимается подменой понятий, утверждая, что сейчас «храм возвращается к жизни».


Успенская церковь в 2012 году

Это, кстати, не первый случай варварства в отношении Ново-Тихвинского монастыря. Например, два года назад, тоже в канун Пасхи, были уничтожены старинные монастырские ворота.

Удивительно, но РПЦ глубоко плевать на сохранение православных святынь.

Зато Церковь с удовольствием отжимает имущество у музеев , как в Питере. Переделывает лютеранские кирхи в православные храмы, как в Кёнигсберге. Строит сорок сороков церквей шаговой доступности в Москве. Отнимает у горожан пруды и парки, чтобы унять храмостроительный зуд.

А тысячи старинных церквей по всей России продолжают гнить и разваливаться.

Эта история очень хорошо показывает сегодняшнее состояние РПЦ. Прикрываясь именем бога, можно творить любой беспредел, и никто слова не скажет.

Защита памятников старины была одной из немногих дозволенных «критических» тем в позднесоветской прессе. Тогда казалось, что возвращение монастырей и храмов церкви гарантированно спасет их от разрушения. Однако в последнее время ленты новостей все чаще приносят шокирующие сообщения о разрушении того или иного исторического храма руками представителей РПЦ. Министерство культуры даже разработало законопроект о совершенствовании системы госконтроля и госнадзора в сфере сохранения культурного наследия. Но Московская патриархия опасается усиления такого контроля. Почему?

Контроль недопустим!

Массовая передача структурам Московского патриархата памятников истории и культуры началась после принятия в 2010 году Федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Хотя формально в законе речь идет обо всех конфессиях, в реальности он работает в интересах только одной из них — «государствообразующей». Ее «конкурентам», будь они даже архитрадиционными православными, имущество религиозного назначения не только не достается — у них его отбирают в стиле 30-х годов прошлого столетия. Как раз во время принятия закона у Российской православной автономной церкви в Суздале и окрестностях отобрали сразу 16 отреставрированных ею храмов. Сейчас большая их часть постепенно разрушается — совсем как при советской власти.

Раньше (при советской власти и сразу после нее) все объекты культурного наследия передавались церкви на определенных условиях: заключались охранные договоры. В последние годы «модным трендом» стала передача храмов РПЦ МП без всяких обязательств. Так были переданы Санкт-Петербургской епархии легендарные Смольный и Сампсониевский соборы. «По Смольному собору, — поясняет депутат Заксобрания Петербурга Максим Резник, — заключен договор, но с изъятием охранных обязательств, что противоречит закону об охране объектов культурного наследия… А по Сампсониевскому вообще нет договора! Там церковь отказывалась брать на себя охранные обязательства».

Похоже, в Кремле, чьи отношения с Московской патриархией отмечены в последнее время некоторым похолоданием, начали понимать, что несколько «перегнули палку» с передачей культурного наследия в столь ненадежные руки. По поручению президента Министерство культуры разработало законопроект о совершенствовании системы госконтроля и госнадзора в сфере сохранения культурного наследия.

Узнав о законопроекте, патриархия всполошилась не на шутку: 17 июля глава ее юридической службы Ксения Чернега издала весьма эмоциональное заявление, где говорится чуть ли не о новых гонениях на церковь в случае принятия этого закона. В первую очередь патриархия возражает против доступа общественных инспекций в «принадлежащие религиозным организациям объекты культурного наследия и на их территории», а также использования при этом «технических средств связи, аудио-, фото- и видеофиксации, средств технического и инструментального контроля, беспилотных летательных аппаратов». Все это, по утверждению главного юриста патриархии, приведет к «грубому попранию» норм российского законодательства и международных обязательств, к «подконтрольности деятельности религиозных общинобщественным формированиям», к «самоуправству отдельных общественных групп». Но такую логику можно распространить и на государственный контроль за памятниками: ведь законы запрещают «подконтрольность» религиозных общин государству — так же, как и «общественным формированиям»…

Почему же Московская патриархия боится усиления контроля над состоянием принадлежащих ей памятников?

Вандализм ради возрождения

Успенский храм Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге до разрушения

Накануне Пасхи нынешнего года (втайне от властей и общественности) представители РПЦ снесли Успенский храм на территории Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Это старейшая из полностью сохранившихся построек города, памятник истории и культуры! Храм построен в 1782 году на средства купца Ивана Хлепетина, и вскоре вокруг него вырос монастырь. В советское время храм, конечно, использовался не по назначению: в нем были какие-то склады, пищеблок. Но не был разрушен! В 2011 году храм передали в собственность РПЦ МП, прошло шесть лет — и памятника больше нет. Если бы подобный вандализм совершила любая другая организация, несомненно, он обернулся бы массой уголовных дел. Но — «жена кесаря вне подозрений»!

Очевидно, власти предпочли бы «не заметить» вопиющий факт, если бы не общественные активисты. Екатеринбургский градозащитник Дмитрий Москвин добился прибытия на место преступления полиции, которая приостановила разборку завалов и квалифицировала случившееся как «разрушение объекта культурного наследия». Правда, когда дело перешло с местного уровня на областной, УМВД региона поспешило откреститься от правовой позиции своих сотрудников: «Полиция [больше] не занимается этим делом. Все, связанное с Успенской церковью, находится в ведении министерства по управлению госимуществом Свердловской области».

Впрочем, с протестом выступили представители министерства культуры и некоторые местные депутаты, направившие заявления в прокуратуру. Депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Головин убежден, что уничтожение храма является поводом для возбуждения уголовного дела по нескольким статьям УК РФ: «Уничтожение объектов культурного наследия», «Халатность», «Самоуправство». «Этот случай как нельзя лучше показывает лицемерие Русской Православной Церкви», — написал Головин в своем блоге. Случившееся стало закономерным результатом безразличия властей и общественности к «тестовому» акту вандализма, совершенному на территории той же обители: в 2015 году, также накануне Пасхи, там снесли святые врата, относившиеся к охраняемым государством объектам культурного наследия.

На официальном сайте Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, на территории которого стоял снесенный храм, до сих пор висит умилительный текст о нем, усиливающий ощущение абсурда: «Старейший храм монастыря, самый дорогой для сердца сестер… Некогда с него начиналось создание обители, здесь совершали свое монашеское служение первые сестры и первая настоятельница игумения Таисия. Здесь в 1824 году во время поездки на Урал молился Император Александр I».

В Екатеринбургской епархии РПЦ не то что не испытывают каких-либо укоров совести, но и переходят в наступление, утверждая, что снос является нормальной и естественной частью процесса «реставрации». По словам викарного епископа Евгения, «церковь любит свои храмы, восстановление святынь — одна из ее главных миссий».

Как утверждает екатеринбургский краевед, автор книги «Забытые храмы Свердловской области» Надежда Бурлакова, в регионе разрушается множество святынь: «Сейчас большинство храмов уже становятся руинами. Еще пять лет — и их просто не будет. Один из печальных примеров — село Скатинское Камышловского района. Там был замечательный храм. Сейчас он стоит уже без перекрытий… В 2012 году на стенах были остатки прекрасных росписей. Была договоренность с владыкой Иннокентием, что мы эту роспись своими силами снимаем, консервируем и передаем в дар. Но когда я, наконец, насобирала денег, изучила технологию и в октябре 2016 года поехала эту фреску снимать, то фрески уже не было». По словам краеведа, даже в восстанавливаемых храмах большинство настоятелей руководствуются логикой: «Проще закрыть старые росписи штукатуркой или сбить и опять же покрыть штукатуркой».

Властям безразлично

Более свежая история церковного вандализма произошла в другом уральском центре — Челябинске в начале июля. Некий протоиерей Михаил Горбунов, клирик Челябинской епархии РПЦ, на свой страх и риск снес остатки храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на территории Городской клинической больницы № 1. В Челябинске немного старинных зданий, поэтому храм конца XIX — начала ХХ веков входил в местный перечень объектов культурного наследия. Правда, протоиерей Горбунов через арбитражный суд добился его исключения из списка, но власти планировали в ближайшее время возобновить охранный статус святыни. О случившемся стало известно благодаря общественности: шум поднял координатор инициативной группы «АрхиСтраж» Юрий Латышев.

Логика разрушителей проста: храм ветхий, легче построить новый, по «евростандарту», чем реставрировать старье. При нынешнем уровне культурного самосознания чиновникам и большинству граждан такая логика не кажется порочной. Храм, в котором, к слову сказать, богослужения совершались с 1992 года, Горбунов начал сносить еще в прошлом году: тогда он оставил от него всего две стены. Была проведена прокурорская проверка, и настоятеля оштрафовали на 20 тысяч рублей. Это не произвело на него впечатления, и он рассказал журналистам о планах дальнейшего разрушения: «У нас будет комплекс зданий в едином стиле, с сохранением архитектурных особенностей фасада: административное здание и храм. По сути, внешне ничего не изменится… Пусть краеведы пишут в госкомитет, если им что-то не нравится».

Председатель местного госкомитета охраны объектов культурного наследия Александр Баландин не может пока определиться со своей реакцией на акт вандализма. «Насчет обращения в суд не готов ответить, нужно разобраться с правовой оценкой, — заявил он журналистам. — Хотели мирно решить, но раз такие резкие действия, обратимся в епархию».

Тем временем в «родной» епархии патриарха Кирилла — Смоленской — происходят еще более вопиющие вещи. 3 июня искусствовед Андрей Чекмарев сообщил, что без всяких предупреждений в селе Мольгино под Вязьмой снесена Преображенская церковь, построенная в начале XIX века швейцарским архитектором Домеником Жилярди. На ее месте началось строительство «церковного комплекса». Чекмарев описывает снесенный памятник как совершенно уникальный для этих мест: «Архитектурный заказ графов Паниных, единственный сохранившийся храм их большого Дугинского имения…

Местные власти вряд ли смогли бы защитить святыню: по сообщениям СМИ, стройплощадку комплекса на месте разрушенного храма периодически посещает губернатор Смоленской области Алексей Островский.

Поистине трагическая новость пришла из Рязани. 16 июля экскаватор разрушил фундаменты храма в честь Владимирской иконы Божией Матери начала XVII века и окружавший его древний некрополь, входящие в состав особо охраняемой зоны «Культурный строй острога и посада Переяславль Рязанский». Варварство стало возможным, поскольку часть зоны, на которой оно совершилось, расположена на территории Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, и свободный доступ туда гражданских активистов весьма затруднен. Остатки фундамента, смешанные с землей и костями погребенных рязанцев, руководство училища просто вывезло на городскую свалку. И в этом акте вандализма присутствует «след РПЦ»: причиной случившегося стало намерение местной епархии и командования училища построить на месте древнего памятника современную часовню.

Примеры подобного рода можно приводить еще и еще. Беда в том, что в России вполне сформировалась «серая зона» закрытых церковных объектов, которые бесконтрольно перестраиваются или даже разрушаются представителями РПЦ или с их согласия. Новоделы во вкусе коттеджных поселков нуворишей появляются во множестве монастырей, на реставрацию которых выделяются немалые средства из госбюджета и из карманов состоятельных спонсоров. Признанным символом «евростиля» стала «виниловая реставрация» деревянной часовни XVIII века в Архангельской области. Одновременно по всей России стоят заброшенными сотни уникальных храмов, признанных церковным начальством «нерентабельными». Такие храмы можно встретить даже в центре туристического Суздаля!

Бесконтрольность не всегда позволяет добиться от РПЦ ответа на вопрос, зачем был разрушен или изуродован тот или иной памятник. «Канонический» ответ обычно сопровождается красивыми словами о необходимости возродить святыню в первозданном виде, что возможно только «с нуля», и ссылками на «успешный» опыт воссоздания храма Христа Спасителя. Неофициально же акты вандализма имеют коммерческую подоплеку: строить заново часто дешевле, чем заниматься кропотливой реставрацией, к тому же новострой лучше можно адаптировать к бизнес-проектам, разместив в нем церковные магазины, мастерские, склады, гостиницы для паломников, гаражи и помещения для сдачи в аренду.

Утверждением, что РПЦ МП превратилась в крупную бизнес-корпорацию «новорусского» типа со всеми характерными недостатками такого рода структур, уже никого не удивишь. Удивляет то, как быстро в России исчезла культурная прослойка, способная если не сопротивляться, то хотя бы возмущаться разрушением национального культурного наследия.