Просчеты.

Вьетнамские войска. Отношения со странами «третьего мира». Сотрудничество с СССР. Позитивные и негативные последствия. Внешняя политика. Призывы к обединению. Горбачев. Идеи. Новое политическое мышление. Результаты политики «нового мышления». Распад социалистической системы. Советско-американские отношения. Утверждение главенствующей роли США.

«СССР в годы перестройки» - Альтернативные варианты развития СССР. Советские и партийные руководители. Раскол. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Политическое и экономическое развитие СССР. Итоги перестройки. Этапы Перестройки. Причины провала. Социальная база. Идеологи и руководители. Уроки перестройки. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия. Перестройка. Конвергенция социализма и капитализма. Характерные черты. Концепция ускорения социально- экономического развития.

«Внешняя политика Горбачёва» - Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Революция в Бухаресте. Встреча М.Горбачева с Чжао Цзыяном. Просчеты. Договор о ликвидации ракет. Региональные конфликты. Берлинская стена. Направления внешней политики. Советско-Американская встреча на высшем уровне. Объемы безвозмездной помощи союзным режимам. Организация Варшавского договора. Вывод войск из Афганистана. Министр иностранных дел СССР.

«Перестройка 1985-1991» - Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Антиалкогольная компания (май 1985 г.). Проявление гласности. Введение хозрасчёта. В 1990-1991 годах в стране, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Н.И. Рыжков. Причины «перестройки». Экономические преобразования. Секретарь Московского горкома КПСС.

«М.С.Горбачёв» - Двусторонние встречи. Вывод войск из Афганистана. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Перевод предприятий на хозрасчёт. Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Ослабление международной напряжённости. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Михаил Сергеевич Горбачёв. Жёсткие меры по локализации национальных конфликтов.

«Культура перестройки» - Театр. «Вор» П.Г.Чухрая не рассказывает напрямую об ужасах репрессий. Современные композиторы. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. Отказ от канонов. Тема социальной ответственности человека за подрастающее поколение. Изобразительное искусство-многолико, многожанрово. Музыка. Выдающиеся картины эпохи «перестройки». Культура России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный период».

Новое политическое мышление. Министр иностранных дел СССР Э. А Шеварнадзе В июле 1985 г.пост министра иностранных дел занял Э. Шеварнадзе. Вскоре были определены основные черты нового курса - нормализация отношений с западом, прекращение противостояния с США и их союзниками. Эта политика была названа «Новым мышлением» . Эти идеи не были новыми. Их ранее выдвигали видные ученые, философы и политические деятели И. Кант, М.Ганди, А.Эйнштейн, Б.Рассел и др. Заслуга Горбачева состояла в том, что он первым из властных политиков положил эти принципы в основу реальной внешней политики. Основные направления внешней политики Советско-американская встреча на высшем уровне Москва 1988г. 1. В 1987 г.был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 2 . В 1989 г. Горбачев заявил, что «доктрина Брежнева» мертва. 3. В 1991 г.был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Основные направления внешней политики Сокращение численности ВС СССР и расходов на оборону. 1989-90 гг. Летом 1991г. Дж.Буш выдвинул Горбачеву «6 условий» ,на которых Запад продолжит сотрудничество с СССР - демократия, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Основные направления внешней политики Революция в Бухаресте. Перемены в Восточной Европе начались в 1987 г. Под давлением Горбачева здесь начался процесс смены политического руководства, демократизация общества. С 1989 г.начался процесс вывода из региона советских войск. В результате «бархатных революций» пали тоталитарные режимы в ПНР,ЧССР, ВНР, БНР, Албании. В 1989 г.был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Берлинская стена Падение Берлинской станы Основные направления внешней политики

  • Весной 1991 г. Организация Варшавского договора была распущена и это усилило критику Горбачева внутри страны.
Основные направления внешней политики Вывод войск из Афганистана Самой острой региональной проблемой для СССР была продолжавшаяся война в Афганистане. В 1988 г. Было заключено соглашение о прекращении американской помощи моджахедам и выводе из страны советских войск.15 февраля 1989 г.последние советские части покинули Афганистан. Наши потери составили 14,5 тыс. человек убитыми, 54 тыс. - ранеными. Встреча М.Горбачева С Чжао Цзыяном. При содействии СССР выли выведены вьетнамские войска из Кампучии и кубинские из Анголы. В 1989 г.состоялся визит М.Горбачева в Китай, в его ходе было объявлено о нормализации отношений. В 1986-89 г.СССР сократил объемы безвозмездной помощи союзным режимам, одобрил военные действия Запада во время кризиса в Персидском заливе. В этот период были восстановлены дипломатические отношения с ЮАР, Ю.Кореей, Тайванем, Израилем. Основные направления внешней политики Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Политика «Нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. Оздоровилась обстановка в ряде регионов, где прежде соперничали СССР и США.В ряде стран прошли демократические преобразования. Утилизация самолетов. В то же время результатом разрушения Биполярного мира, стало утверждение главенствующей роли США на международной арене. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. Вся система ялтинско - потсдамских отношений оказалась под угрозой, а это таит в себе возможность нового передела мира на «сферы влияния».

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:

Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);

Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

Интеграция в международные экономические и политические структуры;

Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С. Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апреле 1997 г. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 г. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 г. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.


На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всего, потому что немногим менее половины жителей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997-2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 г. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

Изменения в мировой политике пос­ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок­ратизация поставили Россию в по­ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес­кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше­ний.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариантвыбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен­ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль­тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).

Второй путьпредполагает обретение Россией статуса региональ­ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре­имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль­ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по­литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка­зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель­ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путьпредполагает, что Россия может занимать сугубо праг­матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин­ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу­дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми­роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос­ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше­ние экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетают­ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш­неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внут­ренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единыхстандартов, регулирующих отноше­ния со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарны­ми тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявле­ния национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя откры­тости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

Создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци­алистическими странами;

Вхождение в европейское и ми­ровое сообщество;

Разработка новых принципов межгосударственных отноше­ний с бывшими республиками СССР;

Разработка новой военно-поли­тической доктрины в изменив­шемся геополитическом про­странстве;

Активизация отношений с Кита­ем, странами Юго-Восточной Азии;

Равноправное развитие отношений с США;

Противодействие установлению «однополюсного» мира под эги­дой США;

Участие в миротворческих акциях пре­кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

Тема урока: Внешняя политика СССР в период перестройки .

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политического мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по проблеме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган; Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гельмут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя политика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами социализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Отсутствие прогресса улучшения международного климата подтолкнуло советское руководство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, значение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника, начать заполнение таблицы «Новое политическое мышление во внешней политике СССР».

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового политического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была прогрессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организовать самостоятельно (в группах) с последующим составлением таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Задание группе № 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе № 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней политики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Споры об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

  • «Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».
  • М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отношений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитической деятельности СССР периода перестройки».

II. Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была выдвинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 50. Знать новые понятия, термины, даты и события.