Профессия репортер где учиться. Каким личностными качествами должен обладать журналист? Можно выделить три этапа работы журналиста

Мнения известных медиаменеджеров и журналистов об образовании и будущем профессии

В закладки

10 февраля издание «Кольта.ру» объявило об открытии школы гражданской журналистики под руководством двух известных журналистов - специального корреспондента газеты «Коммерсантъ» Олеси Герасименко и бывшего главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» и издания OpenSpace.ru Максима Ковальского. 11 февраля произошло другое событие в сфере журналистики - стало известно о крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру».

Напряжённая обстановка в российских медиа и череда закрытий или смены руководства ряда изданий, среди журналистов в обиходе именуемая «грёбаной цепью», заставляет чаще задумываться о роли профессии в России. TJ опросил известных журналистов и медиаменеджеров о роли образования в их работе и о том, стоит ли сейчас идти учиться журналистике.

Никита Белоголовцев, бывший ведущий «Дождя»

У меня самое что ни на есть профильное образование: я заканчивал журфак МГИМО. Вообще-то я должен спокойно работать на двух языках (английский и итальянский), но владение языками по меркам родного вуза у меня отвратные.

Образование очень здорово помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных - литература у Вяземского и культурология у Легойды (того самого). Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. К тому же у нас довольно строго относились к учебе, и слова «Понимаете, я работаю» были, скорее, отягчающим обстоятельством, а не наоборот.

Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Во-первых, с моего отделения по специальности работает, в лучшем случае, 30-40% человек. Во-вторых, когда я поступал на журналистику, я с трудом представлял, чем хочу заниматься и тем более зарабатывать. Да, конечно, нужно понимать риски, но они в том или ином виде всё равно всегда будут. Сейчас мерзотное время для профессии, но что ж, совсем хоронить её теперь?

Олеся Герасименко, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Я училась на филологическом факультете МГУ, моя учительница по литературе посоветовала мне выбрать его, а не журфак, «если я хочу ещё немного поучиться». Я послушалась и не пожалела.

Идти учиться на журналиста пять лет в вузе - идея противоестественная, это прикладная профессия, как шофёр или швея. Чем больше ездишь или шьёшь брюк, тем лучше получается. Чему действительно надо учиться - это перенимать опыт у практикующих корреспондентов. Так построены и американские школы журналистики: практически все программы там длятся не больше 1-2 лет и построены на передаче опыта, а все преподаватели работают в СМИ.

Вопросы вида «Где честному журналисту сейчас работать» вызывают у меня недоумение. В эту профессию идут не за деньгами и не за стабильностью. В моем идеальном мире в журналистику идут фанаты - информации, текста, определённого образа жизни. Поэтому кризис на рынке СМИ только очистит ряды журналистов от людей, которые на самом деле хотят быть политиками, литераторами, шоуменами, пиар-директорами и предпринимателями, а вынуждены ютиться в редакциях. И учиться ремеслу сейчас захотят только те, кто в профессию влюблён и ничем другим заниматься не будет - а мне только этого и надо.

Александр Плющев, ведущий радиостанции «Эхо Москвы»

У меня среднее образование - школа №751 и пять семестров Российского химико-технологического университета. По-моему, это даже незаконченным высшим не считается. Поэтому если что-то мне и могло помочь в работе в медиа, то как раз отсутствие образования.

Это и так, и не так одновременно: я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Но именно из-за отстутствия профильного образования мне ни разу при приёме на работу не отказывали. На НТВ в 1997 году удивились в отделе кадров, но не более того.

Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат. Особенно сейчас, когда нормальные СМИ почти не осталось за небольшим исключением. Кто его знает, может, где-то и нормально учат. Во всяком случае, там, куда меня приглашают выступать и встречаться со студентами (журфаки МГУ, ВШЭ, РГГУ) - вроде бы вменяемые люди, часто очень крутые. И студенты на первый взгляд вполне адекватные. Но я слыхал, что там же преподают и весьма одиозные в нашей отрасли личности.

В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося - точнее, оставленного - после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе. Какое выбрать направление - не посоветую в силу некомпетентности. Это уж вы, ребята, сами.

Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша»

Я заканчивал философский факультет МГУ. Безусловно помогло.

Сейчас - как и всегда, вне зависимости от ситуации в стране - лучше всего получить хорошее гуманитарное образование, а потом идти в хорошую редакцию, где даже выпускника журфака все равно всему научат заново. Поскольку хороших редакций осталось не так много, можно временно заменить это общением с хорошими журналистами в рамках всяческих курсов, лекций и школ - вроде той, что делают Максим Ковальский и Олеся Герасименко.

Андрей Козенко, специальный корреспондент «Медузы»

Я по образованию филолог-лингвист, но это потому что журналистику официально в моём Саратовском госуниверситете не преподавали. Была только группа специализированная. К нам приходила святая (я не шучу) женщина Ольга Борисовна Сиротинина - известнейший в стране учёный, специалист по речевым коммуникациям. Мы брали учебник 1973 года со смысловыми и иными ошибками из газеты «Советская Россия» за 1971 год и эти ошибки разбирали. Мне казалось, что за 1,5 часа пары окна паутиной покрываются.

Помогло мне это, разумеется, не очень. Мой первый же редактор, к которому я пришел на практику, сказал: забудь вообще всё, чему тебя там учили, начинаем заново. Так и вышло.

Всё, что я умею, я получил благодаря отцу-журналисту и нескольким суперредакторам, с которыми я в жизни сталкивался - Васильев, Стукалин, Нагибин из «Ъ». Ну и нынешние мои Тимченко с Колпаковым.

Конечно, учиться стоит, а почему бы и нет. Общая ситуация в стране, сколько я её помню, с разной степенью ада меняется раз в три года. Чего теперь, не работать и не учиться? Да, я не завидую тем, кто в этом году закончит журфаки - не так-то много у них вариантов. Но я не знаю, сколько вариантов у тех, кто сейчас на втором курсе. Их может быть больше - а может быть, будет атомная война, и вообще можно будет не париться.


Андрей Козенко во время волны протестов в декабре 2011 года

Светлана Миронюк, бывший главный редактор РИА Новости

Моё базовое образование - географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая - страноведение, которое я изучала в МГУ - мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.

По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.

По моему опыту, самые лучшие журналисты - те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование - техническое или гуманитарное, а второе - журналистское.

Функционал журналиста в «РИА Новостях» - так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.

Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика - это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.

Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.

Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты - это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.

Иван Засурский, завкафедры новых медиа и теории коммуникаций на журфаке МГУ

Образование помогает думать своей головой и разбираться в сути процессов. Например, с точки зрения понимания психологии отношений и богатства человеческих мотиваций художественная литература даёт представление вполне научной обоснованности. Письменные учебные работы научили меня смелости предполагать, обосновывать и проверять идеи, которые я в журналистской работе мог бы не научиться даже формулировать.

Идти на журналиста нужно, уже имея опыт работы и не жалея сил на чтение и написание оригинальных учебных работ. Мой диплом стал моей диссертацией и книгой, хотя и сильно изменился в процессе.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

У меня образование педагогическое-историческое, заканчивал Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Гуманитарное образование - даже советское - мне безусловно помогло и продолжает помогать. Оно приучило меня работать как историк - с первоисточниками, а не со вторичным материалом. Это важное умение.

Но умению брать интервью гораздо больше меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит.

Хотя приёмы изучения информации одинаковые, не важно, где это было - в Древней Руси, Средневековой Франции, в Арабском халифате или в XXI веке. Умение сравнивать эти источники и искать в них противоречия - это базовое образование историка.

Я с недоверием отношусь к термину «гражданская журналистика», не понимаю, что это такое. Он меня отталкивает профессионально: гражданский врач, гражданская балерина? Единственное, что меня устраивает - это гражданская жена, но до этого ещё не дошло. Это всё равно что-то вторичное. Либо ты журналист, либо ты не журналист.

Но учиться, конечно, надо. Если курсы научат работать с источниками, задавать вопросы и применять свои знания, то это надо только поддерживать. А если это только для того, чтобы получить звание «гражданский журналист», я лишь пожму плечами и отойду в сторону.

К сожалению, факультеты журналистики сильно и быстро отстают от развития журналистики вообще. Сейчас гораздо важнее общегуманитарное образование, плюс компьютерная грамотность, плюс умение ориентироваться в информации - вот этому надо учить. Когда ко мне приходят наниматься люди, я не спрашиваю их, какой факультет они заканчивали - я спрашиваю, сколько языков они знают, как у них с компьютерной грамотностью и как они работают с информацией. А Физтех, МГИМО, журфак московский или дальневосточный - меня совершенно не интересует.

Журналист — человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Журналистика (от французского journal - дневник, газета) - это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.). Следовательно, журналист - это человек, работающий в системе средств массовой информации (СМИ). И хотя название этой профессии указывает на отношение к журналу, журналисты работают также на радио и телевидении.

В связи с этим журналистика делится на множество подвидов (специализаций): газетная журналистика, фото- радио- и тележурналистика, интернет-журналистика, связи с общественностью (PR). Журналистика - это не только сиюминутные новости. Среди тем, которые она охватывает, - международные отношения, экономика, которые требуют особой подготовки. Статьи, заметки, телевизионные репортажи - это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также редакторы, и дизайнеры, работающие в издательствах, на радио и ТВ, а также работники секретариата редакций. Все они - участники информационного процесса.

13 января в России отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник, история которого насчитывает более 300 лет. Считается, что в нашей стране журналистика возникла в 1702 году, когда по личному указу и личному участию царя Петра Великого (1672 - 1725) появилась первая печатная газета “Ведомости”, издававшаяся типографским способом. С этих пор ведет свое развитие и становление российская печать, хотя еще в 1621 году возникла первая российская непечатная газета “Куранты”. Она была рукописная, выпускалась в виде свитка в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. Дьяки распространяли ее для ограниченного круга лиц - царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) и его приближенных. Газета содержала информацию на военные, дипломатические, придворные и торговые темы из зарубежных газет.

Русская газета “Ведомости” имела серьезные отличия от первых газет других европейских стран. Она была скорее не коммерческим изданием, а служила для разъяснения сути проводимой политики государя и его реформ. С самого начала русская газета была проводником определенной политики, пропагандистом, а порой и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ или защиты национальной независимости и самостоятельности. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны. В 1755 году была создана газета “Московские ведомости” под руководством ученого и основателя Московского университета М.В. Ломоносова (1711-1765). В настоящий время в российском реестре печатных СМИ зарегистрировано свыше 74 000 изданий (хотя на рынке присутствует менее половины), а совокупный тираж изданий составляет около 5 миллиардов экземпляров.

Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия - это не только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная функция журналистской деятельности - создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.

Можно выделить три этапа работы журналиста:

  • поиск информации (составляет 90% работы специалиста; способы получения информации различны, в основном это наблюдение за объектом исследования, интервью и работа с необходимыми документами);
  • обработка информации (включает анализ полученных сведений, проверку фактов, прояснение возникших вопросов, а также окончательное формирование материала и ее редакцию);
  • обратная связь (журналист должен отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде).

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • умение работать с информацией (находить, изучать, отбирать, анализировать, сопоставлять и оценивать факты);
  • умение в большом объеме информации выделить главное;
  • умение находить объяснение фактами;
  • умение говорить или писать быстро, грамотно, легко и при этом интересно и не банально;
  • умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.);
  • знание Закона о СМИ и умение им пользоваться;
  • способность задавать неудобные вопросы и докапываться до сути проблемы;
  • профессиональная этика, тактичность.

Личные качества

  • умение выражать свои мысли точно и понятно;
  • активное участие в общественной жизни;
  • умение быстро переключаться с одной работы на другую;
  • умение анализировать события и явления;
  • широкий кругозор;
  • умение выполнять работу быстро и в срок;
  • общительность, обаяние;
  • оперативность, настойчивость;
  • объективность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность, умение работать в команде;
  • инициативность;
  • работоспособность и трудолюбие;
  • выносливость, стрессоустойчивость.

Плюсы и минусы профессии

  • работа журналиста связана с большими нервными, эмоциональными, физическими перегрузками, работой в авральном режиме;
  • ненормированный рабочий день.
  • интересная, творческая профессия;
  • дает возможность выразить свою точку зрения через тексты и статьи;
  • часто наличие свободного графика работы;
  • возможность путешествовать, журналистов пускают туда, куда не пускают простых обывателей;
  • встречи и общение со многими известными, талантливыми людьми.

Место работы

  • издательства;
  • газеты и журналы;
  • телевидение;
  • радио;
  • рекламные и маркетинговые агентства;
  • пресс-службы различных организаций.

Зарплата и карьера

Зарплата на 02.04.2019

Россия 15000—45000 ₽

Москва 35000—86000 ₽

Зарплата журналиста зависит от его опытности, известности, тематики его материалов, а также места работы. Специалисты, пишущие на политические или экономические темы традиционно получают больше чем, например, “культурологи”. Однако если издание имеет узкую направленность и требует дополнительных знаний, то стартовый доход повышается. По мере роста профессионализма, увеличивается и оплата труда.

Традиционно телевизионная и радиожурналистика более престижны, чем работа в прессе. Чаще всего на телевидение пробиваются самые активные и привлекательные (обычно начинают карьеру с кабельного телевидения), а на радио самые быстрые (обязательно с хорошей дикцией). Но большинство журналистов, по-прежнему работают в различных редакциях газет, журналов и сайтов.

Всем журналистам знакомо выражение: сначала ты работаешь на свое имя, а только потом имя работает на тебя. Карьеру журналиста молодые специалисты обычно начинают в качестве внештатного корреспондента. И уже потом, если журналист сумеет себя грамотно зарекомендовать, его доход резко увеличится и работодатели саму начнут его привлекать в свои издательства.

Вертикальный карьерный рост выглядит следующим образом: редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Горизонтальное развитие карьеры выглядит как работа сразу в нескольких СМИ.

Вы хотите всегда быть в гуще событий и принимать активное участие в общественной жизни? Умеете находить интересную информацию и доносить ее до людей? А может быть Вы простом мечтаете о профессии, в которой бы соединялось несовместимое? Тогда Вам нужно обязательно обратить свое внимание на профессию журналиста! Профессию, которая дает огромные возможности для проявления таланта, и которая не терпит серости и посредственности.

Вы хотите всегда быть в гуще событий и принимать активное участие в общественной жизни? Умеете находить интересную информацию и доносить ее до людей? А может быть Вы простом мечтаете о профессии, в которой бы соединялось несовместимое – творческий размах и узкие рамки одной темы, динамичность, непредсказуемость и рутинность, работу на модных показах и в горячих точках, признание и порицание общественности? Тогда Вам нужно обязательно обратить свое внимание на профессию журналиста ! Профессию, которая дает огромные возможности для проявления таланта, и которая не терпит серости и посредственности.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях этой профессии: Вы узнаете кто такой журналист, какими личностными качествами он должен обладать, в чем преимущества и недостатки работы журналиста, и самое главное, где получить эту профессию.

Кто такой журналист?


Журналист – работник средств массовой информации, специализирующийся на сборе и анализе информации, написании статей, репортажей или обзоров, ведении авторских теле- и радиопрограмм, и выполняющий ряд других обязанностей, направленных на формирование общественного мнения.

К первым в истории человечества журналистам можно отнести глашатаев, курьеров и вестников, которые зачитывали народу указы и рескрипты (подчас сопровождая их авторскими комментариями). Название профессии произошло от французского слова journal (ежедневное издание), которое в свою очередь восходит к латинскому diurnalis (ежедневно). Применительно к работнику периодического издания это слово впервые было использовано в 18 веке. В России журналистика начала формироваться в 17 веке, когда у царя Петра Великого появилась необходимость в политической пропаганде (то есть, информировании народа о проводимых реформах в выгодном для власти свете). В результате было создано первое в России периодическое печатное издание - газета "Ведомости".

Если на заре становления профессии журналистом было принято называть человека, статьи которого появлялись в печатных издания, то сегодня профессия журналиста включает в себя огромное количество узких специализаций. Современный журналист – это и корреспондент, и репортер, и блоггер, и телеведущий, и критик, и фотограф, и кинооператор. И продолжать это список можно бесконечно долго.

В профессиональные обязанности журналиста, как и раньше входит, прежде всего, информирование общественности о наиболее значимых и ярких событиях, которые происходят в стране и мире. Для этого журналист, как правило, выезжает на место события, собирает всю доступную информацию, анализирует ее (при необходимо проводит собственное расследование), и "подает" полученный материал для ознакомления обществу. Кроме того, профессиональные обязанности журналиста включают в себя поддержание обратной связи с аудиторией (например, через редакционную почту), а также привлечение к работе независимых источников информации.

Каким личностными качествами должен обладать журналист?


Работа журналиста очень насыщена и многогранна, поэтому представители этой профессии должны быть, в первую очередь, выносливыми, трудолюбивыми и скрупулезными. Помимо этого, поскольку журналисту приходится работать с большим количеством людей и огромным массивом информации, он должен обладать такими личностными качествами, как:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • аналитический склад мышления;
  • хорошая память;
  • умение слушать и делать выводы;
  • целеустремленность;
  • находчивость;
  • любознательность;
  • грамотная речь и способность связанно излагать свои мысли на бумаге;
  • ясность и смелость мысли;
  • самокритичность;
  • образное мышление;
  • мужество;
  • толерантность;
  • развитая интуиция;
  • быстрая реакция.

Неотъемлемыми качествами успешного журналиста также являются: личное обаяние, умение быстро переключаться с одной задачи на другую, широкий кругозор, активная жизненная позиция, способность "докапываться" до сути проблемы и предрасположенность к работе с профессиональными приборами (диктофонами, фото- и видеокамерами и т.д.)

Преимущества профессии журналиста

  • возможность часто и много путешествовать;
  • доступ к источникам информации, которые для обычных обывателей закрыты;
  • знакомство и общение со многими талантливыми и известными людьми;
  • свободный график работы (не всегда, но достаточно часто);
  • участие в различных мероприятиях как международного, так и местного значения;
  • возможность работать как штатным сотрудником издания, так и свободным журналистом (то есть, фрилансером);
  • большие возможности для самореализации (вплоть до получения Пулитцеровской премии – самой престижной награды в области журналистики).

Недостатки профессии журналиста


Если говорить о недостатках профессии журналиста , то прежде всего необходимо отметить тот факт, что это не только интересная, но и очень нервная работа, связанная с большими эмоциональными и физическими перегрузками. Достаточно часто журналистам приходится работать в авральном режиме, когда приходится забывать и о еде, и о нормальном полноценном отдыхе.

Не стоит также забывать о том, что работа журналиста очень часто связана с командировками в "горячие точки". А это значит, что в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей журналистам приходится рисковать не только своим здоровьем, но и собственной жизнью.

Ну и самое главное, журналистская братия ежегодно пополняется огромным количеством молодых специалистов. Но вот добиться успеха удается только единицам. А это свидетельствует об огромнейшей конкуренции (при этом не всегда здоровой), и необходимости постоянно работать над уровнем своего профессионализма и расширением кругозора.

Где можно получить профессию журналиста?

Принято считать, что получить профессию журналиста можно только на факультете журналистики в ВУЗе. Однако практика показала, что стать журналистом может каждый человек, досконально разбирающийся в своем деле и способный ярко и интересно преподносить свои знания в авторских статьях. Кроме того, прекрасные журналисты получаются из лингвистов, переводчиков, филологов и философов.

Тем не менее, если Вы только вчера окончили школу, мечтаете стать журналистом и Вас не пугают трудности этой профессии, то лучшим выбором учебного заведения для получения выбранной специальности для Вас могут стать.

Журналист – человек с творческим мышлением и большим словарным запасом. Необходимость собирать и анализировать и систематизировать огромное количество информации под силу не каждому. В первую очередь, журналист должен вызывать доверие, должен уметь расположить к себе человека, благодаря чему он сможет выхватывать из слов собеседника необходимую информацию.

Куда пойти учиться на журналиста? – это такая профессия, в которой многое зависит от задатков самого человека. Смысл учиться данной профессии есть только у тех, кто имеет гуманитарный склад ума.

Куда лучше пойти учиться на журналиста? Давайте рассмотрим несколько российских вузов, осуществляющих подготовку специалистов этого профиля.

Где учиться на журналиста?

1.МГУ, факультет журналистики. На этом факультете студенты изучают все аспекты профессии журналиста, начиная от азов редактирования текста и заканчивая практикой сначала в учебной университетской газете, а затем на телевидении, радио и в онлайн-СМИ.

Бакалавриат. Срок обучения - Вступительные испытания: Русский язык (ЕГЭ ), Литература (ЕГЭ ), Иностранный язык (ЕГЭ ), творческий устный или письменный экзамен. Стоимость обучения в год: Дневное отделение - 287 200 рублей, вечернее - 114 900 рублей, заочное - 77 900 рублей.

Магистратура. Вступительные испытания: экзамен по направлению "Журналистика" (письменно), перечень вопросов есть на официальном сайте. Стоимость обучения 287 200 рублей в год.

2.РУДН , филологический факультет. В этом учебном заведение идет подготовка специалистов в направлении Блоггер , Журналист, Корреспондент, Спичрайтер , Тележурналист.

Магистратура. Дневное отделение– 2 года, стоимость 160 000 рублей в год, количество мест – 80. Бюджетные места – 18, проходной балл ЕГЭ – 53. Заочная форма - 2,5 года, стоимость 95 000 рублей в год, количество мест – 18.

Бакалавриат. Очная форма - 4 года, стоимость от 180 000 рублей в год, проходной балл ЕГЭ -121, количество мест – 73. Бюджетные места – 16, проходной балл ЕГЭ – 254. Дополнительно нужно сдать творческий вступительный экзамен в виде эссе. Заочная форма – 5 лет, стоимость от 95 000 рублей в год, количество мест 45, проходной балл ЕГЭ - 68.

3.РГГУ , факультет массмедиа . Здесь вам придется по душе огромное количество факультативов и дополнительных курсов. Срок обучения – 4 года, стоимость – 48 500 рублей за семестр. Вступительные экзамены: Литература (ЕГЭ ), Русский язык (ЕГЭ ), Иностранный язык (ЕГЭ ),Творческий экзамен (тестирование).

4.МПГУ , филологический факультет

Бакалавриат. Срок обучения - 4 года, стоимость от 99 000 рублей в год, проходной балл ЕГЭ -262, количество мест – 30. Бюджетные места – 10, проходной балл ЕГЭ – 336.

Магистратура: Срок обучения – 2 года, стоимость от 115 000 рублей в год, количество мест – 10. Бюджетные места – 7. Дополнительно: междисциплинарный экзамен по журналистике (письменно), собеседование по журналистике.

5.МГИМО , международная журналистика

Дневное отделение– 2 года, стоимость от 316 000рублей в год, количество мест – 60, походной балл ЕГЭ от 284. Бюджетные места – 25, проходной балл ЕГЭ – от 348.

Есть несколько способов пройти обучение на эту профессию: поступить на факультет журналистики, пройти курсы или тренинги или самостоятельно обучаться на примере уже готовых статей, написанных уже состоявшимися журналистами. Куда лучше пойти учиться - личное дело каждого.