Праздник воздвижение креста. Воздви́жение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня – большой двунадесятый праздник, отмечаемый ежегодно 27 сентября. Праздновать его начали ещё в IV веке. Праздник посвящен двум важным событиям, связанным с крестом Господнем – его обретение и возвращение.

История праздника Воздвижение Креста Господня

В древние времена римские императоры неоднократно пытались уничтожить любые упоминания, связанные с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, и разорить священные места, в которых он побывал. Император Андриан приказал засыпать землей гроб Господний и священную гору Голгофу, на которой распяли Спасителя. На искусственно созданном холме построили святилище богини Венеры и возвели статую бога Юпитера. В течение долгого времени на этом месте встречались язычники, чтобы выполнить культовые действия и принести жертвоприношения своим божествам. Но спустя 300 лет христиане отыскали гроб Господний и крест, на котором распяли Иисуса.

Это выдающееся для верующих людей событие произошло во времена правления Константина Великого. Он первый из римских императоров принял решения прекратить гонения на христиан. По легенде, на небе он увидел знамение Бога – крест и надпись «Этим победишь». Чтобы выполнить Божью волю, Константин отправил в Иерусалим свою мать, царицу Елену, которая должна была отыскать крест и гроб Господний.

Долгое время найти святыню не удавалось, но женщина не сдавалась и продолжала поиски. В конце концов, её старания увенчались успехом. Около 326 года реликвии нашли под храмом языческой богини Венеры. Храм разрушили и на свет достали христианские ценности: крест, на котором распяли Спасителя, четыре гвоздя и гроб Господний.

По некоторым данным, нашли не один, а три креста и дощечку с надписью, сделанной Понтием Пилатом. Патриарх Макарий, чтобы узнать, на каком именно кресте был распят Иисус, стал накладывать каждый крест поочередно на покойника. От прикосновения одного из крестов усопший ожил. Это и стало доказательством того, что именно на этом кресте распяли Иисуса.

С обретением креста люди получили возможность снова поклоняться христианским святыням. Увидев произошедшее чудо, христиане начали просить патриарха Макария воздвигнуть крест, чтобы верующие имели возможность видеть его хотя бы издалека.

После всех этих событий царица Елена привезла в Иерусалим найденные гвозди и частичку креста Господнего. Константин Великий приказал в честь Христового Воскресенья возвести в Иерусалиме храм. На следующий день после того, как храм освятили, установили празднование Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Ещё в этот день вспоминается возвращение креста в Иерусалим из Персии, где он на протяжении 14 лет находился в плену.

Персидский царь Хосров II Парвиз во время войны против греков разбил их войско, разграбил Иерусалим, забрав много ценных вещей, в том числе и крест, на котором распяли Иисуса Христа. Крест находился в Персии 14 лет и только при византийском императоре Ираклии I, победившим Хосрова и заключившим мир с его сыном, христианская реликвия была возвращена. Животворящий Крест торжественно перенесли в Иерусалим.

Согласно преданию, император Ираклий в порфире и царском венце понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с ним шёл патриарх Захария. У ворот на Голгофу император неожиданно остановился и не мог дальше идти. Захарий объяснил императору, что ему не дает пройти Ангел Господень, потому что тот, кто несёт на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, свой крестный путь совершает в уничижённом виде. Тогда царь снял порфиру и венец, надел простую одежду и свободно внёс святыню в храм.

Воздвижение Креста Господня: что нельзя делать?

Существует некоторые запреты для этого дня. Не стоит 27 сентября начинать важных дел. Считается, что все ваши старания будут бесполезны и в итоге начатое дело завершится провалом.

Ещё на Воздвижение нельзя ходить лес. Наши предки верили, что в этот большой церковный праздник земля на зиму «закрывается» и все пресмыкающиеся уползают в какие-то неведомые теплые края. Поэтому в лес не ходили, потому что боялись встретиться со змеями. Калитки и двери хозяева на целый день запирали, чтобы случайно ползучие гады в дом не проникли.

Также в лес боялись идти из-за встречи с лешим и другой лесной нечистью. По легенде, в этот день леший собирает всех подвластных ему зверей, чтобы осмотреть их перед зимой, которая уже не за горами. Встретив человека, он может нанести ему вред. Девушек в этот день в лес не пускали, боялись, что леший их может украсть.

Не стоит забывать, что 27 сентября – день постный. Нельзя употреблять скоромную пищу. Верили, что на того, кто не постится в этот день, семь грехов воздвигнется.

Не стоит проходить мимо мест, где когда-то было совершено убийство, потому что нечистый может попутать.

Нельзя переходить непонятные следы, увиденные на земле. Их может оставить лесная нечисть. Кто эти следы перейдет, тот в скором времени тяжело заболеет.

Видео: Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

В преддверии Воздвижения Господня Креста, мы уже слушали Евангельское чтение, в котором Спаситель возвещал главное условие, удовлетворяя которому, мы можем надеяться стать учениками Господа нашего.

"Тот, кто любит отца или мать более Меня, не достоин Меня. Тот, кто любит сына или дочь более Меня, не достоин Меня. Тот, кто хочет быть Мой ученик, да отвержется себя, да погубит душу свою ради Меня в веке сем и следует за Мною".

Эти слова говорят, конечно, не о нанесении ущерба душе, но речь идет об отвержении своих страстей, грехов ради усвоения сердца Господу Иисусу Христу. Взять на себя Крест Христов - это и значит положить предел греху. Это и значит в молитве, в покаянии взыскать преданности Господу Иисусу Христу. Так, чтобы произвольно не согрешать пред Его очами, но удерживаться от всякого рода греха, удерживаться от всякого рода страсти, которые посягают на здравие души и тела. Господь, таким образом, требует от нас полной сердечной Ему преданности, хорошо зная, что душа человеческая бывает мирна и радостна, спокойна и блаженна только тогда, когда боголюбие становится главным законом ее бытия. Едва лишь мы по неразумию захотим поделить наше сердце между Богом и миром, между небом и землею, как ощущаем раскол в средоточии нашего существа. Начинаем болеть душою, тосковать, мучиться. Дух наш не может удовлетвориться ничем иным и не обретет покоя до тех пор, пока не взойдет на крест и вольною волею не сораспнется Господу Иисусу Христу. Успокоится от греха и вздохнет облегченно, чувствуя благодать Господню, которая единая питает и насыщает человеческую душу и тело, и все наше естество.

Итак, Спаситель этими евангельскими словами указывает на необходимость каждому уязвиться любовью ко кресту, увидеть во кресте "треблаженное древо", как именует его Церковь. Захотеть взойти на крест, сораспяться Иисусу Спасителю нашему, дабы Дух Святый оживотворил и освятил наш ум и сердце. Пока мы будем бояться креста, избегать его, уходить, сходить с него - все будем мучаться, терзаться. Будем стенать и воздыхать, и не найдем покоя ни в чем и ни в ком. Но только в едином единении со Христом чрез мысленное духовное сораспятие со Спасителем нашим.

Слова эти превышают постижение падшего человека и требуют веры, и подтверждаются лишь только внутренним опытом того, кто желает действительно стяжать мир, покой и радость о Воскресшем Иисусе Христе Господе нашем.

Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на средину храма выносится нами древо крестное, самый вид которого назидает благоговейных и внимательных. Мы видим, как священники на руках несут крестное древо, четверочастное, дабы каждый из чад Церкви уразумел, что Распятый на Кресте Царь Славы, Господь Иисус Христос, есть истинный Господь всей вселенной и Древо Крестное есть тот жезл, которым надлежит Христу спасти все языки, живущие по четырем сторонам земли. Крест Господень, на котором распят Спаситель, соединяет небо и землю, дабы мы уверовали, что взошел на Крест истинный Человек, по человечеству восприяв страдания, а вместе и истинный Бог, Чье невидимое Божество не слитно и не раздельно соединено со страждущей человеческой природой.

Приступая ближе, видим главу Иисуса Христа, приклоненную на Кресте, и узнаем, что это глава Того, Кто Сам соделался главою Церкви, так что мы, ее чада, суть истинные члены тела Христова, увенчанного этою терноносною главой. Созерцаем руки Иисуса Христа, пригвожденные ко Древу, и видим их бездвижными, источающими кровь, а вместе и понимаем, что этими руками Господь создал вселенную и держит мир силой Своею; это руки праведного Судии, имеющего воздать каждому по делам его; об этих руках, защищающих сирот и вдовиц, питающих всех, кто алчет и жаждет, сказано в Писании: Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр.10, 31.)

Видим прободенное сердце Господа Иисуса Христа, источающее кровь и воду. Совершенно обнищал ради нас Тот, Кто обогащает всю вселенную благодатью Духа Своего. Не видно одежд на теле Того, Кто дарует, возвращает нам, веруюшим, кающимся во грехах, светлую одежду благодати, потерянную еще в раю Адамом и Евой.

Приступаем ко кресту, чтобы, склонившись над распятием, облобызать его. Приблизился некогда ко Кресту сатана, приразился ко Господу, - и молнией Божества был низвергнут в самую глубину преисподней. Приступил ко Христу Иуда, нанес Ему лобзание предательское - и за то сам праведным судом оказался на древе, низринулся с него - изверглись вон его внутренности, и Иудино имя стало страхом и посмешищем в народах - в знак того, что нельзя предавать Господа, нельзя лукавить пред Всевидящим и Всеслышащим, Вселюбящим Спасителем нашим.

Мы же, чада Церкви, с благоговением, трепетом и страхом приступим ко Господу Иисусу Христу, как приступали к Нему рабы Его, как некогда приступила ко Спасителю кровоточивая женщина, исцелившаяся, по вере, единым прикосновением к Его святым одеждам.

Приступим ко кресту, дабы вместе с Фомой вложить нашу руку в ребра Спасителя, в раны от гвоздей Его - и уже не быть неверными, не быть полуверными, а быть верными, быть теми, над кем исполняются слова Господа: ... блажнны невидевшие [Меня] и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Приступим к Иисусу Христу с тем, чтобы воздать Ему подобающее Божеское поклонение и восприять, в награду за веру, любовь и надежду на Его милость, благодать Духа Святого. Эта благодать и нас вознесет на крест, и нас сотворит страшными для демонов, приблизит к нам ангелов Божиих, соделает нас любезными для человеков, просветит наши сердца, так что Спаситель узнает в нас, носящих на себе знамение креста, чад Своих, верных Ему, любящих Его, непрестанно молящихся Ему и прославляющих Его спасительные, ради нас подъятые страдания. Аминь.

История праздника Крестовоздвижения

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения , сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде.

«Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон.

Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум.

На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]» . Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной» .

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.

Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.

И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в.

Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.) . В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное) .

О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).

[* * *]
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство» .

Примечания:

Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени после Никейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийская хроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.
Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церкви св. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибка писцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когда было и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3 мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означает неделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, как печальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, стр. 66, 282, 375.
Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20.
Созомен. Церковная история II, 26.
Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.
Kellner H. Heortologie. Freib., 1901, 187-189.
Никон Черногорец. Пандекты, слово 57.

Церковный праздник Воздвижение Господне (другое название – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня) относят к одному из двенадцати важных торжеств. В этот день принято соблюдать строгий пост, разрешено пить только вино и есть растительное масло. Когда Воздвижение Господне в 2017 году? Дата этого праздника регулярно совпадает с 27 сентября. То есть, отмечается он примерно через неделю после Рождества Пресвятой Богородицы .

Истоки этого праздника уходят своими корнями в давние времена, когда государь Константин решил возвести на всех святых местностях Палестины божьи храмы, а для этого ему нужен был Крест, на котором подвергся испытанию Иисус Христос.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Найти его Константин послал Елену, свою мать, для чего она сначала прибыла в Иерусалим, где и был закопан Крест, помог ей в этом Иуда – он подсказал, что это место находится, где построен языческий храм, раннее там была пещера, которую забросали мусором. Елена тут же приказала его срочно разрушить, в пещере было найдено три креста. Для того чтобы узнать среди них настоящий, она сначала поднесла первый к женщине при смерти, но ничего не произошло, затем второй – результат тот же, но после прикладывания третьего к больной, – она выздоровела. Как раз в это время мимо дома излеченной шла похоронная процессия, и Елена решила снова проверить силу Креста: возложила опять все три креста, но только после последнего мертвый ожил. Царица совершила поклонение Кресту и поцеловала его, а после нее то же самое проделал патриарх Макарий и все остальные присутствующие. И ни у кого не осталось сомнения в том, что перед ними – тот самый Честной и Животворящий Крест, на котором принял свои муки Иисус.

Так 27 сентября в 326 году Крест снова был получен. Все потянулись к этому месту, чтобы поцеловать его, однако сделать это было довольно сложно, потому что пришлось бы потратить очень много времени. Патриарх отыскал выход – он встал на высоту и поднял Честной и Животворящий Крест, то есть воздвиг его, все начали кланяться и кричать: «Господи, помилуй!»

Елена после данных событий не смогла забрать Крест, поэтому она взяла лишь его часть, которую и отдала Константину, а другую оставила в Иерусалиме, здесь и был выстроен собор Воздвижения Креста, он и сегодня там находится.

Приметы и обряды на праздник 27 сентября

Этот день знаменателен мистическими событиями, поэтому люди тщательнейшим образом следили за всем, что происходит 27 сентября.

Для защиты дома от невзгод в этот день над входной дверью рисовали углем, мелом или кровью животных крест, а также вырезали его из дерева и вешали на ветках ивы. Чтобы нечистая сила не навредила домашним животным, делали маленькие крестики из дуба и клали их в сараи и ясли, где находились любимцы. Деревянный крест можно было заменить рябиновыми ветками, сложенными крестом. Дуб и рябина выбирались неспроста – считалось, что они могут отпугивать нечисть.

Было поверье, что если в этот день человек или животное в чем-то провинится, то будут наказаны: так того, кто не соблюдет строгий пост или будет буйствовать (например, петухи подерутся или змея укусит), ждут болезни или даже смерти.

Существовал обычай в этот день заготавливать на зиму капусту – квасили ее в бочках, прятали в погреб, а также готовили из нее разные блюда. Тогда весь год будет сытый.

Чтобы быть привлечь парня, который ей нравится, девушка в ночь с 26 на 27 сентября читала заклинание: «Воздвижение Господне пришло, мне красоту принесло. Быть мне такой, чтобы (имя парня) был мой!». После лечь спать, уже утром на заговоренную девушку любимый парень обратит внимание.

В этот день медведь обустраивает берлогу, поэтому в лес лучше не ходить, чтобы ему не мешать. Была и еще одна причина, почему сегодня не стоит посещать лес – леший занимается подсчетом зверей в своем владении, и может посчитать и человека, зашедшего к нему, а значит больше не выпустит – очень часто на Воздвижение многие блудили в лесу и не могли из него выйти.

Увидеть в праздник Воздвижения Господня улетающих в теплые края птиц – к большому счастью.

Существовала такая примета, что 27 сентября нужно убирать в доме, так как вместе с мусором из дома и нечисть выметается и вымывается. После уборки обязательно каждый дом перекрестить три раза деревянным крестиком или рябиновыми ветками.

Ребенок, рожденный в этот день, будет всегда под защитой не только своего ангела-хранителя, но и под самим Господом. Как только малыш родится, его нужно завернуть в белую пеленку и положить на рябиновые ветки, выложенные тремя крестами – один – у головки, второй – на уровне сердечка, а третий – у ножек. Перекрестить младенца три раза.

На Воздвижение ни в коем случае нельзя жениться, так как брак будет коротким и несчастным.

На Воздвижение Животворящего Креста Господня нужно обязательно заходить в церковь, неся за собой рябиновые ветки, при выходе ими нужно сначала дважды хлопнуть по плечам, начиная с правого, а затем один раз – по макушке, чтобы все плохое ушло. Дома их положить возле иконы. Пусть там лежат до Покрова.

Если в этот день найти деньги, то их нужно отдать в церковь, эти деньги не принесут ничего хорошего – покупка на них может быть бесполезной.

Плохая примета – плакать 27 сентября, так как это один из немногих церковных праздников, когда люди должны радоваться, ведь Воздвижение Креста Господня – великий день.

Православные господские праздники являют собой историческую память Церкви о евангельских событиях, которые непосредственным образом связаны с жизнью и проповедью Иисуса Христа и имеют важное значение в деле спасения человека и достижения духовного совершенствования. Кроме этого, в православной Церкви существуют великие праздники, установленные в память важнейших исторических событий из жизни христиан постевангельского времени. К таковым торжествам относят Воздвижение Креста Господня - праздник, установленный в память обретения Креста в 326 в Иерусалиме святой царицей Еленой и епископом Макарием.


В православной традиции крест, на котором был распят Христос, является не символом пыток и орудием казни Спасителя. Прежде всего, крест - символ спасения человечества, совершенного Господом Иисусом Христом посредством страданий и крестной смерти. Через крестный подвиг Христа человечеству было даровано примирение с Богом, возможность вновь быть в раю после смерти. Именно поэтому крест Христов является одной из главных святынь христианского мира.


После евангельских событий распятия Христа крест был утрачен. Со временем утверждения христианства господствующей религией в Римской империи (начало IV века) правителем Константином Великим появилась необходимость отыскать одну из величайших святынь христинства. Поисками Креста Господня занялась мама императора Константина - святая царица Елена, также именуемая Церковью равноапостольной.


Из истории известно, что царица Елена вместе с епископом Иерусалимским Макарием отправилась на поиски святыни в Палестину - а именно в те места, которые были ознаменованы последними днями земной жизни Спасителя. В результате путешествия были найдены Голгофа (место распятия Христа) и Гроб Господень (пещера, в которой было погребено тело Спасителя после распятия). Недалеко от гроба Господня были обретены и три креста. Из евангельского повествования известно, что вместе со Христом были распяты два разбойника. Царице Елене и епископу Макарию предстояло выбрать тот самый подлинный Крест, на котором был распят Сам Христос.


Подлинность Креста Господня засвидетельствовало чудо. Так, история рассказывает, что после поочередного возложения крестов на тяжелоболящую женщину последняя тотчас получила исцеление от соприкосновения с одним распятием. Чудесное исцеление стало свидетельством подлинности Креста Христова. В предании сохраняются сведения и о другом чудесном событии. Так, кресты возлагали на умершего человека. От соприкосновения Христа усопший воскрес.


На месте Голгофы и пещеры Гроба Господня императором Константином было решено воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. В 335 году храм был возведен, а 14-го сентября (по старому стилю) Животворящий Крест Христов был воздвигнут (поднят) в храме при огромном стечении народа. Эта дата и стала первым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста.


В настоящее время в православных храмах в этот день совершается особый чин воздвижения креста Господня. Архиереи и духовенство возвышают крест над четырьмя сторонами света в храме, а хор в это время стократно поет "Господи помилуй". Этот чин являет собой историческую память Церкви о событии воздвижения Креста Господня в Иерусалиме, символизируя собой непосредственную связь древнехристианской Церкви и современных православных Церквей.


Несмотря на то, что Воздвижение Креста Господня один из величайших праздников, церковный устав приписывает в этот день строгий пост. Эти указания обусловлены воззванием к умственному и сердечному осмыслению той цены, которой человечеству было даровано спасение.

Событие обретения Честнаго Креста. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269-270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.

Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48-49).

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33-36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен.

Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).

Само слово «воздвижение» (ypsosis ) среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527-565), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Крестовоздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата празднования Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).

К VII в. тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение Честнаго Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что он не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сент.) Воскресение предшествует Кресту, то есть — почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (PG. 87g. Col. 3305).

Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Праздник Крестовоздвижения в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. В Царьграде праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного мира, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX-XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10-13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.

Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался . По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия.

В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций XII-XIII вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX-XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.

Песнопения праздника. По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников, далеко не все песнопения Крестовоздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, то есть составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.

Ряд песнопений в последовании праздника В. традиционно включают моления за Императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях многие строки, содержащие прошения об Императоре, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX-X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).

Гимнографическое последование Крестовоздвижения содержит тропарь Спаси, Господи, люди Твоя... , кондак Вознесыйся на Крест волею... , канон прп. Космы Маюмского, большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании Крестовоздвижения только один, но девятая песнь в нем включает не один, а два ирмоса и два цикла тропарей, причем четыре последние буквы акростиха из восьмой песни и первой группы тропарей из девятой песни канона продублированы во второй группе тропарей девятой песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне, согласно которому прп. Косма Маюмский, придя в Антиохию на праздник Крестовоздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он сам имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей девятой песни. В рукописях сохранились византийские толкования на этот сложно написанный канон, на основе которых написал свое толкование (имеющее большую известность в греческих Церквах) прп. Никодим Святогорец.

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»