Почему монахам нельзя есть мясо. Что такое монашество в миру? Преподобный Никодим Святогорец

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Отказ от мяса, вегетарианство, веганство стали очень популярны в современном мире. Люди разделились на два лагеря: вегетарианцы и мясоеды. При этом первые твердо убеждены, что человечество должно отказаться от насилия и убийства животных в пользу растительной пищи, а вторые утверждают, что нашему организму не обойтись без белка животного происхождения.

Очередное веяние моды, скажете вы? Однако испокон веков на Востоке, а особенно в Индии – родине древнейших философий – – люди целенаправленно отказывались от мясной пищи и жили долго, счастливо и праведно. В основном этими людьми были, конечно, монахи, а также миряне, которые придерживались учения Будды, стремились к пробужденному состоянию.

Такое избирательное отношение к еде имеет свои причины. Сегодня мы расскажем вам, почему монахи не едят мясо. Статья ниже раскроет тайну: почему некоторые монахи могут позволить себе иногда мясные лакомства, а другие относятся к этому вопросу категорично.

Причины отказа от мяса

Вегетарианство практикуется в разных направлениях буддийской мысли. При этом одни относятся отрицательно к любому блюду животного происхождения, а другие иногда едят мясо или рыбу при определенных условиях.

В целом буддисты относятся к нему с осторожностью, ведь ради того, чтобы на столе появилось мясное блюдо, было совершено убийство живого существа. Существует несколько причин, почему монахи частично или полностью отказываются от мясных блюд.

Личный пример Будды

Хотя Будда считал, что он не вправе устанавливать жесткие законы для монахов по поводу их предпочтений в еде, в его времена употребление мяса было ограничено. Им не разрешалось не только убивать животных, но и заниматься земледелием. Однако иногда позволялось поесть мяса, которое даровали монахам в качестве подаяния.

Сам Будда после того, как достиг , не употреблял в пищу мяса – по крайней мере, нет ни одной сутры, где говорилось бы об обратном. Многие буддисты и сейчас стараются следовать примеру великого Учителя.

Паринирвана-сутра гласит, якобы Будда Шакьямуни умер от отравления свининой. Однако же ученые-лингвисты утверждают, что это ошибка, которая закралась в текст священного писания из-за неправильного перевода: имелась в виду не свинина, а свиные грибы, то есть трюфеля, которыми любят полакомиться свиньи.

Священные писания

Существует несколько , относящихся к разным школам философской мысли, которые так или иначе говорят об употреблении мяса и связанном с ним убийстве животных.

К ним относятся Ланкаватара-сутра, Дживака-сутра, Сурангама-сутра, Махапаринирвана-сутра, Дхаммапада, Виная-питака, Самбютта-никая. По большей части они говорят если не о полном отказе от мяса, то об ограничении его употребления.

Так, к примеру, Дхаммапада, которая появилась еще в раннем буддизме, гласит: «Тот, кто ради своего счастья вредит другим, которые тоже хотят счастья, после этого счастья не найдет». 225-й отрывок этого же текста продолжает: «Мудрецы, не вредящие живым существам и держащие свое тело под контролем, попадут в Нирвану, где больше не будут знать печали».

Главные качества буддиста – милосердие, сострадание, ненасилие

Приверженцы учения Будды свято чтят принцип ахимсы – непричинения боли, страдания, актов насилия. Согласно этому принципу, не следует употреблять пищу животного происхождения, а особенно – монахам не разрешается заниматься охотой или рыбалкой.


Это объясняется тем, что все живые существа умеют чувствовать, и поэтому им запрещается причинять вред. При этом буддисты со спокойной душой могут употреблять молочные продукты – когда корова, лошадь или коза дает молоко, она не испытывает боли и страданий.

Вращение колеса сансары

Буддистская философиягласит: все в нашем мире – беспрерывное вращение , цикл постоянных перерождений. А поэтому все живые существа могли быть нашими братьями, сестрами, отцами, дедами. Что, если курица, которую планирует съесть человек на обед, несколько воплощений назад была его матерью?

Климат

Погодные условия и географические особенности местности, где проживает конкретный человек, придерживающийся буддийских канонов,сказываются на его рационе. Так, например, быть вегетарианцем среди душных джунглей Шри-Ланки или жаркого побережья Таиланда намного легче, чем посреди монгольских степей или высокогорных районах Тибета.


Именно поэтому мясоедов среди адептов тибетского буддизма гораздо больше, чем, например, среди тхеравадинцев.

Состояние здоровья

Буддийская философия поддерживает отказ от мяса, но лишь в том случае, если это не вредит здоровью монаха. По показаниям врача может быть составлена диета, которая не исключает мясные продукты – с точки зрения буддийского учения такой рацион не возбраняется.

Негативная энергетика

Есть убеждение, что мясная пища возбуждает страсти и мешает духовному росту.

Взгляд разных школ

Дзен

Строже всех остальных школ относится к употреблению мяса. Основой учения является священный текст Ланкаватара-сутры. Согласно ему не может есть мясо, потому что все живое на Земле – его дети.


Ланкаватара-сутра предлагает монахам растительные продукты, которые могут входить в ежедневный рацион:

  • зернобобовые;
  • зелень;
  • масло гхи;
  • сахар;
  • растительные масла.

Целая глава этого писания рассказывает, какой вред стоит за употреблением мяса.

«Ради любви и чистоты Бодхисаттва должен воздерживаться от употребления плоти, рожденной от семени, крови» (Ланкаватара-сутра).

Ярким примером отношения школы дзен к употреблению мясных блюд стала колыбель китайского чань-буддизма и известных боевых искусств – . Несмотря на свою недюжинную силу и выносливость, монахи отнюдь не употребляют мяса.


Их секрет – в особой диете, состоящей из специального хлеба, огромного количества овощных блюд и изредка – небольшого кусочка рыбы. Монахам, попавшимся на употреблении мяса и вина, грозит наказание в виде ударов горящими плетьми и изгнанием из обители.

Тхеравада

Цель последователей одной из самых консервативных школ буддизма – освобождение от любого рода заблуждений. А оно немыслимо без отказа от кровопролития, жестокости. Именно поэтому тхеравада поддерживает вегетарианство.

Самьютта-никая Палийского канона называет три качества монаха, которого ждет Пробуждение:

  • воздержание от кровопролития;
  • поддержка окружающих в стремлении отказаться от кровопролития;
  • одобрение отказов от кровопролития.

Кроме того, вегетарианство в обусловлено физически и географически: в тех странах, где она распространена – на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Мьянме – гораздо проще обходиться без мясного.


Однако на практике монахи-тхеравадины нередко едят мясные блюда, которые им жертвуют миряне. Они объясняют это тем, что даже учитель Будда завещал придерживаться Срединного пути и не ударяться в крайности. Когда животное погибло ненасильственной смертью, монаху разрешается съесть небольшой кусочек, предварительно щедро посыпав куркумой и закрыв глаза.

Кроме того, Виная-питака, которая содержит свод правил для монахов, составленных Шакьямуни, строго запрещает употреблениемяса лишь тогда, когда:

  • живое существо убили ради подачи на стол монаху;
  • он об этом слышал;
  • у него имеются такие подозрения.


Махаяна

Также не поддерживает чрезмерной любви к мясу. Так, например, в Махапаринирвана-сутре говорится, что оно «убивает семена сострадания». Действительно, бхикку должен стать спасителем для других и поэтому не может питаться живой плотью.

«Пока вы не сможете контролировать разум настолько, что даже сама мысль о жестокости и убийстве не покажется вам отвратительной, вы не сможете избежать оков земной жизни» (Сурангама-сутра).

Японские буддисты в большинстве своем не употребляют мяса, хотя могут съесть рыбу или морепродукты – близость к морю и многовековые традиции делают свое дело. А вот монахи-китайцы выступают за вегетарианство. Встретить мясо в монастыре Китая или Японии – большая редкость.

Хотя и в махаяне есть свои послабления от общего правила. Монахи не могут сами убить животное или поймать рыбу, купить в магазине, заказать в ресторане, сделав свой выбор, но при этом могут его отведать на приеме у друга, чтобы не выказать неуважения ближнему.


Тибетский буддизм

Это, пожалуй, единственное направление буддийской мысли, которое признает мясоедение.

Во-первых, это объясняется тесной связью с древней религией бон, которое предполагало жертвоприношения и употребление мясных блюд.


Во-вторых, погода в Тибете, в Монголии и буддийских уголках России свирепствует – тут нужно как-то согреваться в период морозов и сильных ветров, к тому же в степи и гористой местности трудно вырастить сельскохозяйственные культуры.

Тибетский лидер Далай-лама XIV стремится ограничить потребление мяса – употребляет его всего раз в неделю, и то по состоянию здоровья и настоянию личного врача.

Заключение

Буддийские монахи всего мира понимают: сострадание, милосердие, отказ от насилия, причинения боли – путь к освобождению. Именно поэтому они стремятся полностью или хотя бы частично ограничить потребление мяса.

Как ни странно, особенно ярко эта тенденция стала прослеживаться при распространении философии буддизма в западный мир.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чистота и доброта наполняют вашу жизнь. Поддержите блог - рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

И подписывайтесь на наш сайт, чтобы получать первыми новые интересные статьи про буддизм и культуру востока себе на почту!

До скорых встреч!

На этот удивительный факт сначала обратили внимание лишь греческие медики, но вскоре к ним присоединились ученые со всего мира, и в результате серьезной научной работы, которая длится по сей день с 1962 года, было доказано, что монахи Афонского монастыря не болеют раком. И не просто не болеют, а никогда не болели. А данное заключение было получено в результате обследовании останков, возраст которых колеблется в промежутке нескольких сотен лет.

Как объясняется этот факт

Чтобы объяснить этот удивительный факт, было выдвинуто множество различных теорий, из которых, в конечном счете, право на существование получила только одна – избежать это опасного заболевания Афонским монахам помогает их питание и повседневный образ жизни, о которых мы и расскажем в этой статье.

Оказалось, что они не употребляют мяса, зато едят много овощей и фруктов, так как большую часть года придерживаются строгого поста. И именно их здоровая, почти лишенная жиров пища, защищает монахов от рака и других заболеваний, и дарит им удивительное долголетия. Ведь известны случаи, когда на Афоне монахи доживали до 110 и более лет. Ну а средний возраст их жизни – 94 года, уже давно является официально подтвержденным фактом.

Как это не удивительно, но основные принципы их диеты прописаны главными правилами Православной Церкви, которые рекомендуют употреблять продукты в умеренных количествах, без жиров и масла, небольшими порциями. Даже по праздникам, таким как Пасха, монахи не едят мяса. Но зато в их рационе присутствует разнообразная рыба, козьи, овечьи и коровьи сыры, а так же другая белковая пища, такая как горох и фасоль.

Надо отметить, что все фрукты и овощи, которые поступают на их стол, монахи выращивают сами, и это так же является залогом их здоровья и долголетия. И речь идет не только о том, что экологически чистые продукты прекрасно очищают организм от шлаков. Очень важен тот факт, что каждый день в любую погоду все монахи проводят на свежем воздухе за занятиями физическим трудом, а это так же является одним из важных составляющих здоровой и долгой жизни. Да и молитвенная жизнь тоже требует больших физических усилий.

Наряду с православной диетой, ключевую роль, по мнению ученых, в хорошем здоровье Афонских монахов играет то, что они живут далеко от суеты, стрессов и загрязненного воздуха городов. Хотя дело, скорее всего, не в этом. Так в располагающемся неподалеку от Святой Горы Афон городке Мандемохария число заболеваний раком на душу населения равно почти 30%, а ведь тамошние жители едят ту же ту же пищу, дышат тем же воздухом и живут в том же климате. Или в данном случае уместным будет добавить слово «почти»?

Правила Афонских монахов

Так как же применить на себе правила Афонских монахов, чтобы не только избавиться от всех без исключения болезней, но и дожить до глубокой старости, сохранив прекрасные физическую и умственную форму? Правил, как вы можете убедиться, очень немного, а они таковы:

  1. Избегайте стрессов, волнений, суеты и гнева, очистите свою душу, и тогда она станет главным лекарем тела.
  2. Чаще бывайте на свежем воздухе, выезжайте за город, на дачу, в лес.
  3. Перейдите на употребление простой пищи, откажитесь от консервантов, жиров, мяса и блюд сложной и промышленной переработки.
  4. Хотя бы три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу – строгий пост, употребляя в пищу только сырые продукты – фрукты и овощи.
  5. Хотя бы два часа в день 5 раз в неделю посвящайте физическому труду или занятиям спортом.
  6. Наведите порядок в своей духовной жизни, отпустите обиды, не злословьте и не завидуйте, живите в ладу с собой и окружающими.
  7. Наведите порядок в своей сексуальной жизни, сократив число половых актов хотя бы до 3-4 в месяц.
  8. И, конечно же, откажитесь от таких самоубийственных привычек, как курение и употребление алкоголя.

И тогда вы не только гарантировано избежите болезней пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, проблем с почками и обменом веществ, но и избавитесь от болезней, которые уже успели заполучить, подарив себе счастливую, активную и невероятно долгую жизнь.

Начнем с обетов. Сколько и какие обеты дают монахи? Не интересовался этим вопросом в других Поместных Церквах, в РПЦ все очень просто. Откроем в Большом Требнике «Последование малыя схимы, сиреч мандии» (так называется чинопоследование монашеского пострига) и начнем читать.

Первый вопрос, который слышит от духовника постригаемый: «Что пришел еси…?» («Зачем пришел?»). И отвечает: «Желая жития постнического, честный отче». Тем самым подчеркивая, что пост является основой жизни монаха 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году (366 в високосном). Безусловно, православный пост это не «духовная диета» и гастрономическая его составляющая (воздержание от тех или иных продуктов) далеко не цель поста. Но, тем не менее, не являясь достаточной составляющей поста, воздержание от тех или иных продуктов является необходимой частью поста. И прещения, которым подвергаются нарушители пищевого поста, которые мы упомянем чуть ниже, могут показаться даже чересчур суровыми. Но для нас пока важно то, что первая цель, ради которой монах принимает постриг - жизнь в непрестанном посте . Можно, конечно, подумать, что строгость образа жизни монаха уже есть форма поста, но не будем забегать вперед. Читаем Требник дальше.

Из диалога духовника и постригаемого мы узнаем какие обеты дает монах: 1) поста; 2) безбрачия; 3) послушания; 4) нестяжания; 5) соблюдение Устава; 6) терпение скорбей (см. еще http://www.uspenie.by/чинопоследования-пострижения-в-рясо/). Обращает внимание то, что обет о посте выделен отдельно. Он отделен от обетов безбрачия, послушания, нестяжания. Отдельно следует отметить обет о соблюдении Устава. В Требнике, который можно скачать по первой ссылке, его почему-то нет. А в цитате из Требника по второй ссылке есть. Это не принципиально для рассматриваемого здесь вопроса, хотя и не маловажно. Не принципиально потому, что Типикой - общецерковный Устав литургической жизни каждого христианина. В данном случае под литургической жизнью подразумевается не участие в Евхаристии а весь строй молитв, постов, богослужений каждого дня и каждой недели в течении всего года.

Собственно, к посту, предписанному Уставом монахам, и перейдем. Но для начала сделаем небольшой исторический и географический экскурс вместе с профессиональным знатоком церковного Устава - Михаилом Николаевичем Скабалановичем.

По словам свт. Епифания (кон. III века - начало IV века), «одни из них (монахов) воздерживаются от всяких мяс и четвероногих и птиц, и рыб, и от яиц, и от сыра; другие только от четвероногих и допускают употребление птиц и прочего: иные воздерживаются и от птиц и употребляют только сыр и рыбу: иные не вкушают и рыбы, а только сыр; другие не едят и сыра» (Излож. веры, 23. Цит. По Скабаланович М. Н. «Толковый Типикон»). Михаил Николаевич, подчеркнув, что в Египте воздержание от мяса было полным, приводит слова Кипрского святителя, из которых становится ясно, что даже самые «свободные» в выборе монахи допускали в пищу лишь мясо птиц и рыб. О четвероногих даже речь не идет. Так же из слов свт. Епифания можно сделать вывод о том, что строгость пищевого поста для монахов в той или иной области, в том или ином монастыре регламентировалась местной традицией.

Еще одна цитата из «Толкового Типикона»: «Мясо, конечно, не употреблялось, но случайное или по нужде вкушение его не считалось осквернением. Прп. Пахомий укорил заведующих больницей братий за отказ дать больному монаху по его просьбе говядины и велел купить для него козленка». Как мы видим, отсутствие мяса в рационе монахов является чем-то само собой разумеющимся. Лишь в исключительных случаях делается снисхождение.

Для всей РПЦ местной традицией является традиция, закрепленная в действующем Типиконе . Вот к нему и перейдем.

П.П.С. Самое забавное оправдание монастырской кулинарной вольницы, которое доводилось слышать, звучит примерно так: «Послабление? Так времена ж последние, вот и послабление». 1) Не совсем понятно, что следствие, а что причина. 2) Это желание наесться перед смертью? Один знакомый монах, отправляясь после Литургии на трапезу, часто говорил в шутку: «Ну, что братия? Души свои мы уже погубили, пойдемте хоть тело спасем». В каждой шутке есть доля шутки. 3) Господь тайно открыл монахам, что времена уже совсем-совсем последние? Ну, прямо завтра грядет? И дал при этом тяжелые срочные поручения?

Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских принципах. Тем, кто задумывается о правильном питании накануне поста, будет интересен опыт монахов горы Афон и особенности их диеты в постные и скоромные дни.

Исследования показывают, что афонское монашество — одно из самых здоровых в мире сообществ. Монахи живут долго, практически не болеют раком, не страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, и болезнью Альцгеймера. Побочным эффектом принятого здесь режима питания становится естественная потеря лишнего веса.

Каждый монастырь практически полностью обеспечивает себя всем необходимым. На материке закупают немногое. Монастыри стоят в окружении огородов, фруктовых садов, виноградников, пасек и оливковых рощ. Собираемые в сезон экологически чистые плоды и составляют основу питания обитателей Святой горы. У монастырей есть также свои небольшие причалы для рыбачьих лодок. Как правило, лодки выходят в море перед тем или иным праздником. Улов — а он бывает значительным — чистят, разделывают и съедают за обедом.

Монастырская трапеза — это религиозный ритуал, который проходит дважды в сутки, утром и вечером. Едят монахи молча, под чтение Священного писания (с комментариями отца-настоятеля). Обычно прием пищи длится около двадцати минут; о его завершении возвещает сигнал колокольчика, подаваемый настоятелем. Хотя монахи относятся к пище как к источнику «пополнения сил», стол у них разнообразный, а блюда вкусные. Обычно это супы, зелень, бобовые и зернобобовые культуры, салаты, хлеб и фрукты.

Режим питания отличается неизменностью. Понедельник, среда и пятница — постные дни, когда из рациона исключаются животные белки, вино и растительное масло. Пищу готовят на воде. Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно широко. Нередко то, что не съели утром, доедают, слегка видоизменив, вечером.

Остальные дни недели (если на них не выпадает праздник) считаются скоромными. Ассортимент разрешенных продуктов расширяется и включает в себя рыбу, сыр, яйца, йогурт и красное вино.

Разговение после поста — это радостное событие, когда на столе царит изобилие: рыба, пироги, сладости и даже мороженое. Монахи искренне радуются этим лакомствам, но, храня верность своим принципам, употребляют их в умеренных количествах.

Принципы
Если вы стремитесь кардинально изменить свой образ жизни и питания, приблизив его к здоровому, рекомендуем прислушаться к следующим советам, основанным на многовековом опыте афонских монахов.
Сведите к минимуму потребление соленой пищи и полуфабрикатов.
Сведите к минимуму потребление сливочного масла и сливок.
Сведите к минимуму потребление сахара и напитков с высоким содержанием сахара, а еще лучше — откажитесь от них.
Пейте как можно меньше фруктовых соков.
Перекусывайте только фруктами, овощами, орехами и сухими крекерами.
По возможности ешьте органическую пищу.
Регулярно занимайтесь физическими упражнениями (ходьба быстрым шагом по 30-40 минут в день поможет вам поддерживать вес в норме).
Пейте как можно больше воды.
Подстраивайте диету под свой образ жизни. При необходимости сдвигайте постные и скоромные дни.

Постные дни

В постные дни вы должны не просто исключить определенные продукты — вы должны есть как можно меньше. Свою обычную порцию придется значительно уменьшить.

Фактически в постные дни вы будете придерживаться строгой маложирной вегетарианской . Постарайтесь подобрать вегетарианские блюда себе по вкусу и проявите самодисциплину. Ложась спать, вы будете ощущать легкое чувство голода, и это хороший знак.

Без ограничений. Помните, что в дни поста следует максимально ограничить количество пищи. Ограничения не распространяются на:

  • фрукты;
  • травяные/фруктовые чаи;
  • воду;
  • специи, травы и перец — добавляйте их в постные блюда для улучшения вкуса.

С ограничениями. В постные дни можно есть нижеперечисленные продукты, но в небольших количествах. Максимальная порция не должна превышать количество еды, которое помещается в сложенных ладонях.

В умеренных количествах допустимы:

  • картофель;
  • макаронные изделия;
  • злаки: рис, булгур, кускус, киноа, ячмень, перловая и овсяная крупа;
  • несдобные крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • фруктовые соки (не больше 2 стаканов в день);
  • авокадо (не более половинки в день);
  • бобовые: зеленый горошек, чечевица, бобы (нут, фасоль);
  • оливки и оливковое масло;
  • приправы и соусы (чили, кетчуп);
  • сухофрукты, орехи и семечки (не более горсти в день);
  • чай и кофе (без молока и сахара);
  • соль (как можно меньше).

Чего нельзя есть и пить. Возможно, взглянув на список запрещенных продуктов, вы запаникуете: чем же мне питаться, если ничего нельзя! Однако если начать готовить еду самостоятельно, проблему можно решить.

В постные дни полностью исключаются из рациона:

  • молочные продукты: молоко, сыр, сливочное масло, йогурт, сливки, творог;
  • мясо: говядина, свинина, баранина, колбасные изделия (бургеры, сосиски, бекон, ветчина и т.п.);
  • рыба и морепродукты, включая креветки, кальмары, рыбные палочки и т.п.;
  • яйца;
  • чипсы и снеки;
  • печенье, торты, круассаны, оладьи и т.п.;
  • шоколад, конфеты и другие сладости;
  • сахар и сладкие напитки (кока-кола, лимонад, энергетические напитки);
  • спиртное (вино, пиво, сидр, крепкий алкоголь, коктейли);
  • растительное масло и жиры (включая кокосовые сливки и кокосовое молоко);
  • майонез и жирные салатные заправки.

Большинство из нас, даже стараясь ограничить себя в потреблении жирного и сладкого, тем не менее набирают вес. Виной тому — лишние калории. Поэтому старайтесь использовать высококалорийные жиры и сахар в небольших количествах для улучшения вкуса блюд и исключите из своего рациона еду и напитки, которые только из них и состоят. Например, лучше съесть порцию цукини, тушенного в оливковом масле с чесноком, чем пакет чипсов. Лучше посыпать ягоды одной чайной ложкой сахара, чем сделать несколько глотков кока-колы (в одной банке содержится примерно 8 чайных ложек сахара).


Скоромные дни

В эти дни вы можете питаться более разнообразно, чем в постные, однако количество пищи не должно превышать разумных пределов. Можно также выпить один бокал спиртного (лучше красного вина).

Без ограничений. Как и в любой другой день афонской диеты, без ограничений можно есть и пить:

  • фрукты;
  • овощи (кроме авокадо и картофеля);
  • травяной и фруктовый чай;
  • воду;
  • специи, травы и перец.

В умеренных количествах. В скоромные дни ассортимент разрешенных продуктов значительно шире, чем в постные. Можно есть и пить:

  • злаки: рис, булгур, кускус, ячмень, овес и киноа;
  • бобовые: фасоль и чечевицу;
  • орехи и семечки;
  • хлеб (желательно цельнозерновой);
  • крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • макароны;
  • картофель;
  • авокадо;
  • фруктовые соки;
  • оливки;
  • греческий (натуральный) йогурт;
  • молоко (обезжиренное или с пониженным содержанием жира);
  • сыр (один ломтик размером не больше спичечного коробка);
  • сливочное масло (немного);
  • яйца;
  • морепродукты;
  • мясо птицы;
  • оливковое масло;
  • алкоголь (один бокал красного вина объемом 175 мл);
  • сухофрукты;
  • соль (как можно меньше).

Нельзя:

  • красное мясо и мясопродукты (сосиски, бургеры, ветчину, бекон, паштет и т.п.);
  • чипсы и снеки;
  • сахар и сладкие напитки;
  • конфеты и другие сладости;
  • торты, печенье, круассаны и т.п.

Эта диета избавит вас от «диетического» образа мыслей и научит ценить и уважать еду. Один день в неделю вы сможете есть, что захотите, и вам не придется постоянно держать себя в узде. Из вашего отношения к еде исчезнет нервозность. Вместо слова «никогда» вы будете говорить себе: «Не сегодня».

Разговение

Один день в неделю вы можете отойти от строгих ограничений режима питания и «попировать» — порадовать себя тем, что любите. Оставьте этот день для похода в ресторан, праздничного ужина с друзьями или в кругу семьи.

Вся прелесть афонской диеты заключается в том, что не нужно постоянно отказывать себе во всем. Напротив, вы можете пойти в гости и без зазрения совести съесть кусок торта, потому что знаете: завтра наступит постный день. Дни разговения помогают решить типичную для других диет проблему чувств обделенности и вины.

Скорее всего поначалу вы будете с нетерпением ждать воскресенья, чтобы наесться до отвала, но постепенно заметите: вас перестало тянуть на жирное и сладкое, хотя раньше вы жить без него не могли. И это еще одно положительное свойство афонской диеты.

Ричард Стори
Лотти Стори
Сью Тодд

Купить эту книгу

Обсуждение

Бред какой то написан. Как можно сдвигать постные дни если это дни пост в которые соблюдается ради воспоминания определенных событий. Мясо монахи не едят вообще. Какой йогурт? Овощи кроме авокадо и картофеля. Почему нельзя авокадо и картофель? Картофель главное постное блюдо монахов. А еще на Афоне активно едят морских гадов. Тут про них и не упоминается. И вообще пост и диету сравнивать нельзя. Значение поста высоко духовное. Не позорьтесь удалите этот бред. Его писали полностью некомпетентные люди. А манипулировать неточной информацией и громкими названиями для привлечения читателей некрасиво!

16.02.2018 06:38:47, monah Varsonofij

Знаю, как правильно питаться в пост и не поправиться!!! Получать все необходимы витамины и минералы, как использовать растительные белки!!! Пишите в ЛС, кому интересно.

Комментировать статью "Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя"

Творожная диета – самая эффективная и безопасная программа для снижения веса. Она идеально подходит для тех людей, которые уже перепробовали кучу различных методик похудения и не добились при этом желаемых результатов. Как понятно из названия диеты, основную часть ее рациона составляет творог. Этот продукт является уникальным. Помимо того, что он имеет низкую калорийность, он еще и способен насытить организм всеми необходимыми для его нормального функционирования микро и макроэлементами...

Если похудеть решили всерьёз и надолго, то избежать физических нагрузок не удастся. Обязательно придётся делать специальные упражнения для уменьшения жировых отложений на спине, талии, бёдрах, груди. Сбросить вес помогают пешие прогулки. Ходить следует не меньше получаса, но лучше минут сорок - час. На какие диеты стоит обратить внимание? Можно прибегнуть и к некоторым диетам, но они не должны быть затяжными. Например - морковная. Морковная диета морковная диета Соблюдается 3 дня. Завтрак...

Диета при гепатитах носит максимально щадящий характер, так как повреждается печень, непосредственно участвующая в пищеварении. Рекомендуется частое, но дробное питание. Следует отказаться от чрезмерного употребления соли, а также, стоит соблюдать питьевой режим. Пищу рекомендуется принимать, минимум 5 раз в день. Готовить, лучше всего на пару, перед употреблением пищи, нужно обязательно ее измельчать. Если говорить о хронических гепатитах, то тут врачи рекомендуют полноценное питание...

Обсуждение

Когда я еще училась в школе, а было это более 20 лет назад, моя подружка переболела гепатитом. В советские времена для таких деток в школьной столовой готовили отдельную еду. Когда я увидела, что у нее на тарелке липкая рисовая каша и кусочек отварного мяса, мне ее так жалко стало. Для всех деток в тот день была каша и жареное мяско с подливкой, да еще и кусочек соленого огурчика. Тогда я надеялась, что она выздоровеет окончательно, и ей можно будет кушать всё. Интересно, а сейчас для таких деток готовят отдельно в садиках и школах?

Диета при гепатите очень важна. У меня отец болен гепатитом, так что папа кушает только полезную еду, а мама с ним за компанию.

По-научному это называется "периодическое голодание" или "прерывистый пост". Вроде всем известная и проверенная многими диета 5/2, то есть пять дней ешь как ешь, а два дня урезаешь свой рацион вдвое, а лучше втрое. И вот сейчас хочу попробовать. Это просто способ снизить недельный объем потребляемого. Отдельные сильные личности могут себя ограничивать всю неделю, питаться регулярно и помаленьку. И это, конечно, была бы лучшая в мире диета. Но поскольку я к числу людей с большой силой воли не...

Жесткая диета – некая радикальная методика похудения, при которой резко ограничивается калорийность дневного рациона (500 ккал в день). При данном виде диеты ежедневно употребляется минимальное количество пищи. При этом, пища обязательно должна содержать необходимую суточную дозу минералов, витаминов и других полезных компонентов.Жесткая диета - радикальная методика похудения Преимущества и недостатки жестких диет для похудения Даже самая быстрая жесткая диета может помочь сбросить лишний вес...

Все о чем я напишу в этом блоге-мой личный опыт. Я не претендую на истину в последней инстанции-это мое субъективное мнение-позиционировать его как объективное я не планирую:) У каждого своя правда. Я не буду вам рассказывать о новомодных диетах, вы и без меня о них наслышаны. Я не буду рассказывать вам как похудеть, давайте начнем с того как полюбить себя. Как то ранней весной, было холодно-я зашла в Макдональдс на Тульской, погреться выпить кофе (это единственное что я себе там позволяю...

"Японская диета" разработана специалистами японской клиники "Яэкс". Расчитана диета на 13 дней. Авторы диеты обещают, что за это время обмен веществ перестроится на иной ритм работы и стойкий эффект от применения диеты сохранится минимум на 2-3 года без каких-либо дальнейших усилий. Верить ли этим обещаниям - решайте сами. Итак, что же представляет из себя японская диета? Важные условия применения этой диеты: в течение 13 дней нельзя употреблять сахар, соль, алкоголь, мучные и кондитерские...

Эта диета - одна из самых вкусных и полезных. С ее помощью ты не только сбросишь несколько килограмм, а и очистишь организм от вредных токсинов, улучшишь состояние кожи и волос. Данная диета рассчитана на 14 дней, на протяжении которых можно есть лишь салаты из овощей или фруктов. Несколько правил салатной диеты: Нельзя смешивать в пределах одного блюда овощи и фрукты. Не добавляй в еду соль, сахар и мед. Разрешается заправлять салаты лимонным соком и оливковым маслом. Употребляй в пищу не...

Любая из женщин хоть раз в жизни сидела на диете. В большинстве случаев потерянные килограммы возвращались, да еще и лишние прибавлялись. При избыточном весе диета необходима на протяжении всей жизни. Практически при любом заболевании врач назначает специальное питание (при язве, гастрите, диабете и т.д.). Какие должны быть основные правила при соблюдении диеты? В разгрузочные дни питание необходимо сделать обезжиренным и «малоуглеводным». Расходовать калорий необходимо больше, чем потреблять...

Однажды похудевИз анекдота: - Понимаете, доктор, у меня в зубах пломбы металлические, а на холодильнике - магниты. Люди делятся в сети информацией -кто на какой диете на сколько похудел, спорят - какая из них лучше. Да все они почти одинаковые. Все создают дефицит калорий, а если не создают, то и эффекта не оказывают. Все равно - какая диета - то ли дюкана, то ли шмукана - похудеть можно на всех. Вы удержать достижения попробуйте! Последние новости из моей профессиональной рассылки: однажды...

Обсуждение

Да.Поэтому надо не на диете сидеть, а режим питания менять на всю жизнь! А так не хочется)))
Можно вопрос офф-топ? Вы потеряли столько,сколько я хочу потерять))).Как лучше-сначала добиться идеального веса, а потом его удерживать или постепенно по,например,5-6 кг терять,потом какое-то время (месяц-2-3)удерживать его,потом дальше худеть? Вы сколько уже держите вес?

Как-то грустно стало:(Бесперспективно... Я поесть вкусно очень люблю, но всю жизнь бороться приходится с собой:(
Дописала. Я вот как раз из таких, кто похудел, но удержать не смог. Сбросила после детей почти 30 (!!!) кг, но все вернулось. Сначала медленно прибавка шла, по 2-3 кг в год. За последние 4 года прибавка просто ужасна:(И я снова в начале пути. Вернее, не в начале, ближе к середине, много сброшено, но еще работать и работать. И всю жизнь помнить, что мне многое нельзя:(

Бонский суп позволит вам к концу седьмого дня диеты потерять 5-8 кг. Если вес снизится более чем на 7 кг, необходимо будет сделать перерыв на два дня перед продолжением диеты. 6 луковиц среднего размера, несколько помидоров (можно консервированных), 1 небольшой кочан капусты, 2 зеленых перца, 1 пучок сельдерея, 1 кубик овощного бульона. Порезать овощи на мелкие или средние кусочки, залить водой, приправить солью, перцем и острым соусом (по желанию). Кипятить на сильном огне 10 минут, затем...

Сырная диета относиться к белковым диетам. Но у нее есть отличие от мясной диеты, в сырный белок намного лучше усваивается нашим организмом, чем мясной. Минус этой диеты в том, что в рационе практически нет углеводов, а это для организма не очень полезно. Сидеть на сырной можно, но нужно осторожно. Сидеть на ней нельзя больше недели. За неделю организм получит встряску, проснется, и обмен веществ заработает по-новому. Также можно устраивать и сырные разгрузки, предпочтительно с сухим вином...

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Предлагаем вниманию наших читателей беседу со старцем, посвященную посту.

- Отец Дионисий, расскажите нам о посте. Сегодня христиане уже не так соблюдают посты, как это было раньше. Каждый постится, как ему хочется…

Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.

Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост - это Божественная благодать.

И посмотри, ведь пост выхолостили уже давно. Еще в те времена, когда я был маленьким, в школе, Великим постом постились только на первой седмице да на Страстной, а в промежутке между ними разрешалось есть все. Но это далеко от истины , а если ты отошел от истины, значит, мы уже начали хромать. Прихрамываешь сначала на одну ногу, затем на обе ноги, пока не скажешь вовсе: «Да ну его, Бог его знает! Буду жить как все».

Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания - и Бог поможет нам.

Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?

Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики - ведь тогда между нами не было разделений, - но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.

В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет - тогда ем».

В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?

Итак, я сказал вам это для примера. Ведь посмотри, когда человек начинает спускаться с горы, он чуть ли не бежит, ибо, когда идешь вниз, труднее остановиться. Доходит до того, что человек говорит: «А зачем мне поститься? В Писании же написано: что выходит из человека, то и оскверняет его, а что входит в человека, это его не оскверняет» .

Да, это так - да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать?

Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.

Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!

Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки - этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств - этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь - он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.

То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», - чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.

И этим ты посрамляешь врага, потому что если ты не идешь исповедаться, то страсти, занесенные им в твою душу и сердце, разрушат тебя. А когда никак не можешь найти священника, то исповедуйтесь друг другу, как говорят святые апостолы , чтобы хотя бы так получить помощь и исцелиться, ибо по-другому ты не можешь исцелиться .

- Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?

Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.

Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.

Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему - он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.

Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.

Поэтому бодрствуйте и молитесь, чтобы войти в Царство Божие , то есть не спи столько, сколько хочет того тело, но будем смирять его молитвой и постом, чтобы не разжигались в нас страсти.

А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?

Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.

Мясо - не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.

Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, - вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.