Особенности работы с географической картой. Что можно делать с помощью ГИС? Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт

Дисциплина: География
Тема: «Введение. Источники географической информации».
Практическое занятие № 1.

Тип занятия: Изучение нового
Вид занятия: Лекция - визуализация
Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической
информации.

Задачи:
Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.
Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.
Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.
Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

Организационный момент.
Постановка цели и задач.
Требования к организации учебного процесса.
Лекция визуализация.
География как наука.

Географическая карта – особый источник информации о
действительности.
Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.

Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.
Структура ГИС:
Данные (пространственные данные):
- позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;
- непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.
Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);
Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);
Технологии (методы, порядок действий и т. д.);
Операторы, администраторы, пользователи.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)
География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.
Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.
Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] модели [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в уменьшенном виде.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы это массовые количественные данные о важных указатели жизни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.

Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России

Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

Швеция.
Норвегия
Литва
Монголия
Финляндия
Армения
Китай
Белоруссия
Туркмения

Город России с населением более 1 миллион человек:

Мурманск
Нижний Новгород
Магадан
Сочи
Серпухов
Киев
Орел
Южно-Сахалинск
Минск

Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

Канско-Ачинский
Кузнецкий
Подмосковный
Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

Мурманск
Санкт-Петербург
Москва
Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в
экономическом районе:

Северный
Северо - Кавказский
Центральный
Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории
экономических районов России:

Северо – Кавказский
Уральский
Дальневосточный
Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

Отделка
Производство суровья
Производство волокна
Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,
расположенные на Волге:

Москва
Саратов
Пермь
Ярославль
Смоленск
Хабаровск
Волгоград
Рязань
Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:
«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

Приморский край
Мурманская область
Иркутская область
Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства
России легковых и грузовых автомобилей

Волго-Вятский А. Серпухов
Поволжский Б. Набережные челны
Центральный В. Ижевск
Уральский Г. Нижний Новгород
Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Номер вопроса
Ответ

1
2,3,4,5,7,8

10
1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

6.Фронтальный опрос.

Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.
Ответ:
- экспедиционный
- описательный
- картографический
- сравнительный
- математический
- статистический
- исторический

Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?
Ответ:
Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?
Ответ:
Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:
- экспериментальные
- моделирование

- географический прогноз
- геоинформационные системы

Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:
Ответ:
Да, предвидение будущего состояния геосистем.
Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)
определение В. Б. Сочавы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1. Анализ карт различной тематики.

В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.
Вы должны закрепить и развивать следующие умения:
- составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;
- отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;
- оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.
Задания для работы:
Задание 1.
Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.
Ответ:
Политическая карта
Государственное устройство
Минеральные ресурсы суши
Агроклиматические ресурсы
Земельные и лесные ресурсы
Ресурсы гидросферы
Население
Размещение населения
Народы
Религии
Индекс человеческого развития
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Структура экономики
Добывающая промышленность
Электроэнергетика
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Транспорт
Внешнеэкономические связи
Интеграционные объединения
Территориальная структура хозяйства
Политические и экономические карты стран
Глобальная демографическая проблема
Глобальная экологическая проблема
Глобальная продовольственная проблема
Районы политической нестабильности
Всемирное наследие человечества

Задание 2.
Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.
Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван; Казахстан – Астана; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад; Таджикистан – Душанбе; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб; Черногория – Цетинье; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага; Словения – Братислава.
Задание 3.
Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.
Ответ:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств: Республика Сербия (столица Белград)Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево) Республика Словения (столица Братислава) Республика Македония (столица Скопье) Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица) Республика Хорватия (столица Загреб)
(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.
Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).

Задание 4.
Для выполнения задания используйте контурную карту мира.
На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Ответ:
Страны «Большой семерки» - США (столица – Вашингтон), Япония (столица – Токио), Германия (столица – Берлин), Франция (столица – Париж), Великобритания (столица – Лондон), Италия (столица – Рим), Канада (столица – Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).

Задание 5.
Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.
Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Место в мире

Регион
Запасы,
млрд т

1
Бразилия
Латинская Америка
34

2
Россия
Европа, Азия
27

3
Канада
Северная Америка
26

4
Китай
Азия
25

5
Австралия
Австралия
21

6
Украина
Европа
21

7
США
Северная Америка
17

8
Казахстан
Азия
15

9
Индия
Азия
13

10
ЮАР
Африка
9

Ответ:
Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Задание 5.
Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.
Ответ:
Можно определить следующие критерии:
- страна имеющая самый большой запас железной руды
- страна имеющая самый маленький запас железной руды
- страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды
- какой из регионов имеет самый большой запас железной руды
- какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды

7.Домашнее задание.
Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.
Выучить записи в тетради.

8. Подведение итогов.
9. Внеаудиторная самостоятельная работа
Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115

Географические методы

Традиционные

Экспедиционный
- картографический
-сравнительный
-математический
-статистический
-исторический

Экспериментальные
- моделирование
- дистанционные (аэрокосмические)
- географический прогноз
- геоинформационные системы

скачанные файлыДиаграмма 1ђЗаголовок 115

С помощью условных знаков показывающее расположенные на ней объекты или относящиеся к ней процессы и явления.

Способы изображения объектов на карте

Для изображения на карте объектов используют , которые показывают как географическое расположение объекта, так его некоторую характеристику. Объяснение того, как читать условные обозначения, обычно содержится в легенде карты.

Способ качественного фона подразумевает окрашивание территории с определенной характеристикой в определенный цвет. Таким образом, составляются климатические карты, карты природных зон и т.д.
Способ ареала также подразумевает окрашивание территории в определенный цвет, но в данном случае территории могут перекрываться, в этом случае они окрашиваются полосками разных цветов. Так изображаются карты расселения определенных народов, обитания животных и т.д.

Картограммы — еще один способ изображения объектов, при котором определенные территории (чаще всего — страны) окрашиваются в различные цвета в зависимости от степени проявления того или иного признака. При этом в легенде карты приведена диаграмма, на которой указано, какой цвет, какому показателю соответствует. Так составляются карты обеспеченности природными ресурсами, энергией, карты использования земель и все подобные карты.

Метод изолиний подразумевает отражение информации с помощью линий, соединяющих точки на карте с одинаковыми показателями. Наиболее часто используемые изолинии: изотермы (одинаковая температура), изобары (одинаковое давление), горизонтали (одинаковая высота/глубина). Этот метод используется на физических и климатических картах.

Метод знаков движения подразумевает отражение направления движения с помощью стрелок — например, движения , течений и т.д.

На одной карте могут применяться сразу несколько методов изображения информации. Например, на физической карте метод знаков движения используется для показа морских течений, метод изолиний и картограмм — для отображения абсолютных высот.

Масштаб и его виды

Любая карта составляется с использованием масштаба. Масштаб это отношение длины отрезка на карте к его длине в действительности. Чаще всего масштаб задается в виде дроби, например, 1/20 000, что означает, что 1 см на карте соответствует 20 ООО см, т.е. 200 м на карте. Чем меньше знаменатель дроби, тем крупнее считается масштаб. Вообще масштаб принято разделять на крупный, средний и мелкий. Крупный масштаб -1/200000 и крупнее, его используют при составлении топографических карт и . Средний масштаб (1/200000 — 1/1000000) используют для создания обзорно-топографических карт. Мелкий масштаб (1/1000000 и мельче) используют для создания общегеографических карт.

Измерение расстояний по карте

Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться . Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.

Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.

Важно научить школьников правильно стоять у карты - так, чтобы показываемые географические объекты были видны всему классу, и пользоваться указкой. При работе с новой картой следует ее «представить», т.е. прочитать заголовок, объяснить назначение, условные знаки, выяснить, какие географические объекты или явления показаны на карте, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (врезки, графики, диаграммы, рисунки, фотографии), обратить внимание на масштаб.

При работе с номенклатурой необходимо следить за правильностью произношения географических названий, для лучшего запоминания можно прокомментировать его смысл (используя словарь топонимов) и записать на доске. При показе объектов указку нужно направлять на условный знак, а не на надпись, площадные объекты обводить по контуру, а линейные (дороги, реки, границы) показывать движением указки по их ходу в определенном направлении.

Настольные учебные карты предназначены для самостоятельной индивидуальной работы школьника, поэтому у каждого должен быть свой экземпляр такой карты. Они представлены в учебниках (текстовые карты) и учебных атласах. Особое место занимают контурные карты, которые служат картографической основой при выполнении практических заданий на уроке и дома, а также используются в контрольных целях.

Первое знакомство с картой происходит в начальных классах школы, так как она помогает определению и показу местоположения географических объектов, способствует раскрытию взаимосвязей, объяснению причин и выявлению факторов, обусловливающих особенности изучаемых территорий.

По своим функциональным свойствам учебная географическая карта может служить объектом изучения, источником знаний и наглядным пособием. Эти функции могут меняться в зависимости от целей обучения, причем одна и та же карта может использоваться в разных учебных ситуациях.

Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории в различных аспектах и комплексно, дает возможность правильно представить положение территории на земном шаре и относительно других объектов, устанавливать зависимости и т.д.

Карта как объект изучения требует картографических знаний (математической основы, измерительных возможностей, содержания легенды и т.д.), без которых невозможно извлечь необходимую информацию. Являясь объектом изучения, карта отвечает такой цели обучения, как понимание карты. Понимать карту - значит усвоить ее главные свойства, что возможно при наличии элементарных картографических знаний. Школьники должны также читать карту - уметь распознавать и представлять географическую действительность по ее изображению, а также знать карту - помнить и представлять расположение, форму и примерный размер географических объектов.

Эти три цели реализуются в единой системе. В практике работы школы основной задачей часто становится обучение знанию карты. Вместе с тем не менее важно обучать пониманию и чтению карты, что научит школьников извлекать географические знания. Н.В. Андреев указывает, что в результате обучения школьники должны 1: знать :

Особенности изображения земной поверхности на планах и картах;

Методика обучения географии в средней школе: пособие для учителя / под ред. И.С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985.

  • условные знаки карт и способы отображения объектов и явлений на картах;
  • способы ориентирования на местности без карты, по плану и карте;
  • классификацию карт по охвату территории и содержанию;
  • причины искажений, возникающих на картах, и их характер;
  • способы создания профилей, графиков, картограмм и картодиаграмм;
  • причины обобщения (генерализации) географических объектов на картах;

уметь:

  • читать общегеографические и тематические карты;
  • использовать методы наложения и сопоставления карт;
  • ориентироваться на местности без карты и по карте (плану);
  • выполнять графические работы (составлять графики, профили, схемы, карты-схемы, картограммы и картодиаграммы);
  • выполнять различные картоизмерительные работы;
  • составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий, ПТК и ТПК.

Понимание карты

Обучение пониманию карты - длительный процесс, в течение которого школьники должны овладеть разнообразными картографическими понятиями и представлениями, примеры которых приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Картографические понятия и представления

Заметим, что не во всех учебниках географии уделяется внимание такому понятию, как картографическая проекция, следовательно, у школьников не формируются представления об искажениях и реальных размерах, а также конфигурации географических объектов. Учителю необходимо познакомить школьников с понятием и основными видами картографических проекций, с помощью которых построены настенные карты и карты в географических атласах.

Понимание картографических изображений начинается в обучении географии с топографических планов. На начальном этапе важно сформировать у учащихся умение различать и изображать направления сторон горизонта и расстояния по масштабу, добиться усвоения условных знаков. Школьники знакомятся с простейшими планами, учатся их читать и рисовать. В дальнейшем работа может усложняться и ориентироваться на выполнение заданий, представленных в вариантах Единого государственного экзамена (построение профиля по фрагменту топографического плана), рекомендациях центральной предметно-методической комиссии по проведению всероссийской олимпиады школьников по географии.

Приведем пример заданий по топографической карте (рис. 6.2), разработанный для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

  • 1. Найдите максимальную высоту местности и укажите ее.
  • 2. Определите азимут от горы Солнечная до паромной переправы через реку Суна.
  • 3. Известно, что расстояние от геодезического знака с отметкой 79,6 до моста в месте пересечения шоссе Луговое - Ясногорск и дамбы составляет 2 км. Рассчитайте масштаб карты. Результат округлите до целого числа.
  • 4. Рассчитайте длину реки Суна от места впадения в нее реки Ига до места впадения реки Зоя.
  • 5. Судоход на ли река Суна?
  • 6. Каких притоков у реки Суна больше - левых или правых, если учесть, что река Яна является притоком Суны?
  • 7. Укажите участок с наибольшим уклоном местности.
  • 8. Перечислите виды дорожной сети.
  • 9. Перечислите типы растительности, встречающейся на местности.
  • 10. Как на карте отличить населенные пункты разного типа (деревни, села, поселки городского типа, города)?

Школьникам можно предложить следующие задания: определить координаты самого северного населенного пункта, перечислить природные и антропогенные водные объекты, привести примеры разного типа застройки, а также определить местоположение и рассчитать объем грунта, который необходимо убрать при строи-

ВЕЯННОЕ

Ольхйу

НИСЕЛЕВ

"?-229.1 г. Родная

Рис. 6.2. Фрагмент топографической карты

тельстве вертолетной площадки или насыпать при строительстве дамбы, и др.

Особенности карты усваиваются в процессе ее сопоставления с планом и выявления черт сходства и различий. Глобус в формировании понимания карты играет важную роль, он облегчает понимание мелкого масштаба карты, правил ориентирования, уточняет пространственные представления о расположении материков, океанов и других объектов. Для формирования понятия о градусной сети незаменимы обычные глобусы и черные (индукционные), на которых можно рисовать мелом меридианы и параллели.

В качестве дополнительных пособий используют таблицы и технические средства обучения: транспаранты («градусная сеть») и кинофильмы. Для формирования конкретных представлений проводятся экскурсии, съемка местности. Для усвоения знаний и умений необходимы практические упражнения в классе и на местности, направленные:

  • на использование масштаба карты;
  • определение сторон горизонта;
  • определение географических координат;
  • определение расстояний по меридианам и параллелям;
  • ознакомление с искажениями на картах;
  • построение простейших планов;
  • понимание учащимися условности изображения на карте качественного фона, значковой, точечной и другой информации и др.

В дальнейшем понимание сущности карты расширяется в результате знакомства с классификацией и новыми типами карт, видами картографических изображений, способами изображения (качественного фона, значковый, ареалов, знаков движения, изолиний и др.).

Чтение карты

Создание учащимися картографического образа формируется при чтении карты с помощью пространственной комбинации картографических знаков, символов и обозначений. Это умение представлять по карте (символическому изображению) реальный мир, понимать размещение, состояние, изменение и взаимосвязи различных объектов, явлений природы и человеческой деятельности. Например, при виде символа отдельно стоящего дерева в воображении ученика возникает образ дерева, которое он уже видел, при виде нанесенного ареала распространения тайги - образ соответствующего ландшафта.

Обучение чтению карты начинается в начальных классах и продолжается на всех этапах школьного образования. С точки зрения психологии это сложный процесс, осуществляемый в два этапа: на первом происходит изучение объяснительного аппарата карты, на втором - ее содержания.

С дидактической позиции можно выделить три уровня чтения карты, различающиеся по сложности и глубине:

  • 1. Элементарное чтение, которое заключается в усвоении свойств географического объекта по его внешнему виду. Учащийся работает с планом и картой, опираясь на свой жизненный опыт, - это Чёрное море, это Москва, это железная дорога, это мост и т.д.
  • 2. Сложное чтение , которое заключается в умении составлять на основе карты суждения о свойствах изображенных объектов, воссоздавать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов. Здесь к опыту подключаются полученные географические знания. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
  • 3. Знание самой карты, ее возможностей как источника знаний, которое заключается в умении делать заключения и выводы о таких явлениях, фактах, свойствах объектов, которые на карте не выражены рисунком и знаком, но обусловлены тем, что на ней изображено. На этом уровне школьники овладевают умением составить комплексную характеристику территории - выявить пространственные, природные и хозяйственные особенности, взаимосвязи, факторы формирования, направления изменения и др.

Обучение чтению карты требует сочетания различных приемов. Формирование умений читать карту заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. На ранних этапах преобладают приемы работы с отдельными объектами, затем переходят к географическим описаниям и комплексной характеристике. Анализ карт осуществляется школьниками на основе вопросов учителя, затем самостоятельно - при этом карта выступает как источник географических знаний.

После постановки познавательной задачи необходимо объяснить школьникам способ действий, продемонстрировать образец выполнения действий и конечные результаты работы. Формирование умений чтения карты может осуществляться при помощи типовых планов, инструкций, памяток.

Прием описания требует установления того, какую информацию ученики должны извлечь из содержания карты. Например, при описании географического положения материка предлагается следующий план характеристики.

  • 1. Как располагается материк по отношению к нулевому меридиану и экватору?
  • 2. Найдите на карте и определите координаты крайних точек.
  • 3. Какова протяженность материка с севера на юг и с запада на восток?
  • 4. Выясните, какими океанами и морями омывается материк.
  • 5. Опишите особенности береговой линии материка.

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географии от класса к классу. Она включает описание отдельных географических объектов и территорий, составление комплексных характеристик природных и хозяйственных объектов.

С помощью приема сопоставления карт различного содержания учащиеся приобретают навык составления комплексных физико-географических и экономико-географических характеристик, в том числе и сравнительных. Этот прием обеспечивает возможность раскрывать взаимосвязи между явлениями природы, хозяйства и общества.

Суть приема наложения карт состоит в том, что путем сопоставления данных, полученных из двух (нескольких) разных по содержанию или по масштабам карт, делают вывод об особенностях изучаемой территории, причинных связях и взаимоотношениях.

Прием сравнения позволяет, например, сравнивать условные обозначения карты с их изображением на рисунке и представлять объекты в реальной действительности. В состав способа действий входят отбор объектов для сравнения, отличительных признаков, характеризующих объект; их сопоставление; установление сходства и различия между объектами. Сначала план сравнения предлагается учителем, затем корректируется в совместной работе, позднее школьники могут разрабатывать его самостоятельно.

Приведем пример задания по теме «Климат России», где учащимся предлагается заполнить таблицу (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Воздушные массы

Сложным приемом работы является моделирование. В этом случае учащиеся создают на контурной карте собственную карту, анализируют ее, выявляя определенные зависимости, и делают выводы.

Знание карты

Знание карты связано с работой по усвоению и закреплению в памяти учащихся размещения на карте географических объектов (изучение географической номенклатуры). Количество объектов, подлежащих запоминанию, увеличивается от класса к классу, изменяется ранг объектов - от глобального к региональному и локальному. В методике обучения географии используют разнообразные приемы, способствующие усвоению номенклатуры. Это составление номенклатурных перечней с «привязками», ведение топонимических словарей, применение ассоциативных сравнений формы и величины объектов с какими-нибудь фигурами, нанесение номенклатуры на контурную карту, помещение на карту аппликаций, рассказ о происхождении названия, интересных фактах и событиях, связанных с объектом, и т.д.

Глобусы

Глобус - это модель земного шара, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с картой. Главная особенность заключается в том, что глобус передает очертания поверхности Земли, размеры, взаимное расположение объектов без искажений. Н.В. Андреев перечисляет ряд геометрических свойств, характерных для глобуса 1 .

  • 1. Любой отрезок линии на поверхности земного шара изображается на глобусе с одинаковым уменьшением, т.е. его масштаб всюду постоянен. Это свойство равномасштабности изображения.
  • 2. Горизонтальные углы, измеренные на земной поверхности, равны соответствующим углам на глобусе, а изображение любого географического объекта на глобусе подобно его действительным очертаниям на местности. Это свойство равноугольности.
  • 3. Глобус сохраняет правильное соотношение площадей, т.е. обладает свойством равновеликости. Для изучения земной поверхности, ориентирования и производства измерительных работ на глобус нанесена градусная сетка.

В обучении географии используются глобусы разного размера (диаметром 42; 26,5; 15,5 см) и содержания (физические и политические). Большие глобусы удобны для показа географических объектов всему классу при объяснении, они используются для проверки знаний географической номенклатуры. Средние глобусы служат для демонстрации всему классу при объяснении, например, закономерностей движения Земли вокруг своей оси, годового движения Земли, для объяснения времен года. Малые глобусы используют и при демонстрации, но их основное назначение - организация самостоятельной работы учащихся.

Необходимое средство обучения - черный (индукционный) глобус, на котором можно рисовать мелом. Он используется как при объяснении, так и при опросе, например для обозначения линий тропиков, полярных кругов, поясов освещенности; формирования понятий «экватор», «полюс», «меридиан», «параллель», «широта», «долгота» и др.

Глобусы находят широкое применение на начальных этапах изучения географии при рассмотрении темы «План и карта». Заметим, что все основные положения и географические объекты следует демонстрировать на карте и глобусе параллельно, акцентируя внимание учащихся на особенностях изображения. Таким образом, школьники знакомятся с приемом сравнения, получают представления о картографических искажениях.

С помощью глобуса школьники изучают форму Земли и ее размеры, градусную сеть, географические координаты, взаимное расположение объектов, причинно-следственные связи (например, приливы и отливы). Глобус применяют для изучения таких вопросов, как географическое положение (материков, океанов, островов и т.д.), климат (тепловые пояса Земли, различия в освещении и нагревании Земли в течение года, климатические пояса, пассаты и т.д.), природные зоны, поясное время и др. Рассматривая вопросы экономической географии, глобус используют эпизодически при изучении географического положения стран, международных связей, направления авиалиний и морских трасс, размещения международных аэропортов и морских портов.

Географические атласы и контурные карты

Географические атласы представляют собой систематическое собрание карт, связанных единством назначения в целостное произведение. Помимо общегеографических и тематических карт, атласы содержат контурные карты, справочный и иллюстративный материал, аппарат ориентировки (общая легенда, указатели) и организации усвоения материала (инструктивные материалы). Атласы служат главным образом для самостоятельной работы школьников в классе и дома.

Контурные карты могут использоваться на всех этапах урока географии и при подготовке домашних заданий. Работа с ними в процессе объяснения нового материала задействует слуховую, зрительную и моторную память, что способствует прочности запоминания расположения географических объектов и пониманию взаимосвязей.

Работа с контурными картами проводится во всех классах, где изучается география. Первые задания школьники должны выполнять в классе под руководством учителя для получения соответствующих навыков. Кроме того, начиная работу с контурными картами, следует показать школьникам правила работы и добиться их выполнения. Для этого необходимо иметь в кабинете соответствующую инструкцию, размножить ее и прикрепить каждому ученику в комплект контурных карт, что обеспечит правильность, аккуратность и эстетичность работ школьников.

Было бы неправильно сводить работу с контурной картой только к нанесению определенных объектов - возможность свободно рисовать на них позволяет вводить в обучение творческую работу. Варианты и тематика заданий для работы с контурной картой могут быть различными. Контурные карты используются для наложения на одну карту географических объектов, между которыми существуют причинно-следственные связи (например, тектоника и рельеф, осадки и растительность, тип климата и природная зона). На контурной карте можно изображать ареалы распространения различных явлений, маршруты путешествий и даже составлять новые карты. В процессе подобной творческой работы непроизвольно происходит запоминание географической номенклатуры.

На основе контурных карт составляются картограммы, картодиаграммы и картосхемы. Картограмма - это карта, показывающая с помощью различной штриховки или оттенков цвета различную интенсивность явления в пределах соответствующих территорий. Картодиаграмма - карта, отображающая суммарные различия каких-либо явлений в пределах определенных единиц территориального деления соответствующими этому делению диаграммными фигурами. Картосхема - упрощенная карта, которая содержит только главные черты изображения. По сути, многие текстовые карты учебника являются именно картосхемами.

Контурная карта служит основой для проведения проверочных работ (например, учащиеся наносят указанные учителем объекты или называют те объекты, которые на карте показаны при помощи цифр и условных обозначений).

При проведении устного опроса, помимо типовых вопросов (назвать реки, страны или др.), можно предлагать интересные задания, в том числе и в игровой форме. Например, научная экспедиция с целью комплексного описания ландшафтов восточной Африки направилась из Хартума в Дар-эс-Салам. Расскажите, какие виды транспорта понадобятся путешественникам и какие географические объекты они встретят. Подсчитайте примерное расстояние, которое преодолеет экспедиция.

Сегодня в арсенале средств обучения географии имеются и стенные контурные карты. Используются также рельефные карты, которые передают объемное изображение земной поверхности. Они удобны для изучения общего характера местности, так как отличаются большей наглядностью; блок-диаграммы - это разрезы отдельных участков земной коры, передающие не только особенности земной поверхности, но и ее внутреннее строение; профили - вертикальные разрезы земной поверхности по определенным направлениям. Данные пособия помогают школьникам сформировать конкретный образ территории, понять особенности картографических способов изображения действительности.

25.12.2016 18:50

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и знадачи географии приосовении СПО. Методы географических исследовании. Источники геогрфической информации.


«Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России»

Стартовое тестирование по экономической географии России

Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

1.Швеция. 2 Норвегия 3 Литва 4Монголия 5 Финляндия 6 Армения 7 Китай 8 Белоруссия 9 Туркмения

Город России с населением более 1 миллион человек:

1.Мурманск 2 Нижний Новгород 3 Магадан 4 Сочи 5 Серпухов 6 Киев 7 Орел 8 Южно-Сахалинск 9 Минск

Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

1Канско-Ачинский 2 Кузнецкий 3 Подмосковный 4 Донецкий

Центр черной металлургии полного цикла в России:

1Мурманск 2 Санкт-Петербург 3 Москва 4 Магнитогорск

Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в экономическом районе:

1.Северный 2 Северо – Кавказский 3 Центральный 4 Центрально-Черноземный

Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

1Северо – Кавказский 2 Уральский 3Дальневосточный 4Северный

Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

1Отделка 2Производство суровья 3 Производство волокна 4Производство пряжи

Три центра нефтеперерабатывающей промышленности, расположенные на Волге:

1 Москва 2 Саратов 3 Пермь 4 Ярославль 5 Смоленск 6 Хабаровск 7 Волгоград 8 Рязань 9 Архангельск

Определите субъект РФ по его краткому описанию: «Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

1.Приморский край 2 Мурманская область 3 Иркутская область 4Ханты-Мансийский автономный округ

Ответы: 1-2,3,4,5,7,8; 2-2; 3-2; 4 -4, 5-2, 6-2,3; 7 8-2,4,7; 9 -4

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Распечатать»

Тема урока . Введение. Источники географической информации.

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Задачи:

Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

Оборудование : атлас, тетрадь, учебник.

Тип урока : изучение нового материала.

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Орг.момент.

начало урока, проверка студентов по списку.

Тетрадь, учебник, атлас.

II . Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к.к. и учебником.

знакомятся с атласом, учебником и контурными картами.

Целеполагание

Тема урока « Введение. Источники географической информации»

Какова цель урока?

Записываем тему и цель урока.

Введение. Источники географической информации.

Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации.

Мотивация

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.

Согласны ли вы с этим утверждением.

Предполагаемые предложения:

Изучение нового материала:1-й этап

1 Г еография как наука, ее роль и значение в системе наук.

География –

Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

. формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

Главные задачи с временной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям .
Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2. Методы географических исследований.

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?

Описательный метод использовали при описании объектов(как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. ведущий метод в географии . Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. -география рассматривает изменения во времени, например, Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.

Географический прогноз . Геоинформатика – Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод – метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.

.Источники географической информации.

Ответ: картографический и тд

Знакомство с методами и заполняют таблицу.

Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

Физминутка

Знакомство со структурой учебника

.Практическая работа «

Задание 1

Задание 2.

Ответьте на вопросы :

Тестирование по географии России.

Домашнее задание

Самостоятельная работа:

Релаксация

Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке?

Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.

С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа: работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)

Задание 1.

) изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника

2) определите, какая информация в ней отражена

3) установите, как проранжированы данные

4) в каких единицах измерения представлены данные

5) сформулируйте возможные выводы к этой таблице

Задание 2.

1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)

2) определите, какая информация в нем отражена

3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах

4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках

5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок

Задание 3.

1) рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)

2) определите, какая информация в нем отражается, о чем она

3) назовите вид диаграммы

4) как предъявлена информация в диаграмме

5) сформулируйте возможные выводы к рисунку

Самоанализ урока.

Введение. 1 час.

Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».

(ведущие содержательные идеи)

Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.

Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.

Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.

Задачи урока

Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

Метапредметные : совершенствование учебно-информационных умений:

отбирать нужные источники информации,

оценивать и анализировать их особенности и значимость,

работать с разнообразными источниками информации.

Основные требования к подготовке учащихся

Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.

Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.

Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.

Давать оценку различным источникам географических знаний.

Уметь работать с различными источниками географических знаний.

Называть типично географические методы исследований.

Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.

Ход урока.

    Организация класса.

    Проверка домашнего задания.

(фронтальная беседа)

Что изучает экономическая и социальная география мира?

Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

В решении каких вопросов принимают участие географы?

3. Изучение новой темы.

Современные методы географических исследований.

Что такое «метод»?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.

В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

Какие методы исследования вам известны?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Традиционные методы:

    Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

Работа по картам атласа:

-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

    Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

Работа с таблицами в приложении учебника.

-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

    Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

    Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

Современные методы:

    Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.

-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

3. Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

Источники географической информации.

Назовите известные вам источники географической информации?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.

(привести примеры)

    Итог урока.

- На какие две группы поделены все методы исследования?

Перечислите традиционные методы исследования.

Современные методы исследования.

Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

    Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«план урока Распечатать»

Тема урока: « »

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС

1.География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2

Задание: Выпишите из текста традиционные и современные методы исследований.

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы

Основными методами географических исследований являются: Метод описания- один из основных методов географии. Все описания территории базировались на методе наблюдения .

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Всё на Земле развивается исторически, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества. Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. Математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Географические информационные системы. Современные исследования невозможно представить без информационных технологий. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.

3.Источники географической информации. Географическая карта, Статистические материалы, Геоинформационные системы. http://maps.yandex.ru http://maps. google . com / http://maps. google . com /

4. Практическая работа Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса. 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт? 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2. Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе. Ответьте на вопросы : 2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте? 2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Домашнее задание : Самостоятельная работа обучающихся Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

    Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; Белоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку; Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …; … - Рига; … - Вильнюс.

1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

Мы тесно связаны с географией – природа, которая нас окружает, отдых, путешествия в разные места планеты.

География по-прежнему открывает удивительный мир:

    знакомит с обычаями и традициями разных народов,

    на дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты,

    льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра,

    учёные открывают новые виды животных и растений в лесах Амазонки, а также исследуют потепления климата и загрязнения окружающей среды.

УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ Источнии географической информации
ЦЕЛЬ: сформировать представление о науке география.

ЗАДАЧИ:

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: методы географической информации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
География как наука, методы географической информации. Правила работы с УМК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.

РЕСУРСЫ
Учебник с. 5–6
Атлас

Первый урок курса должен сформировать у студентов представление о науке география,

Значительное внимание требует знакомство

При работе с учебником важно научить правильно использовать текстовые и внетекстовые компоненты (аппарат ориентировки, иллюстрации: рисунки, картосхемы, фотографии; вопросы и задания и др.). На странице 6 учебника предложена инструкция. Совместно с учащимися необходимо четко проработать все указания, сделать необходимые акценты. Для учащихся данного возраста характерно стремление пересказать текст учебника дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению школьников логически объяснять, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание темы своими словами и т.п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они осознанно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

Знакомство со структурой учебника и приемами работы с ним, географическим атласом, тетрадью-тренажером можно провести на примере формирования понятия «география».

Работа с атласом на первом уроке не запланирована в содержании урока, но важно предусмотреть его применение. Для этого в ходе урока вводятся основные номенклатурные единицы, которые уже известны учащимся из дисциплины «Природоведение».

На уроке выполняется практическая работа. Ознакомление

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

« Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может»

М.В.Ломоносов.

Тема урока:

Введение. Источники географической информации .


  • География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.
  • Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
  • В экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

  • Весь процесс обучения направлен на достижение цель:

Формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

. Главные задачи современной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.





2.Методы географических исследований

Методы географических исследований - способы получения географической информации

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы


  • Это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.

  • Является важнейшим методом в географии. Позволяет изучить пространственное размещение объекта .

Статистический метод

  • основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления.

  • Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.


Геоинформатика

Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС)

Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др .







4. Практическая работа « Ознакомление с географическими картами различной тематики»

  • Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.
  • 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?
  • 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?
  • С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2.

Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.

Ответьте на вопросы :

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?


Домашняя работа Самостоятельная работа :

« Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы».

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.


  • Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …; … - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - … .
  • Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.
  • 1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы .



Что такое ГИС?

ГИС – это набор компьютерного оборудования, географических данных и программного обеспечения для сбора, обработки, хранения, моделирования, анализа и отображения пространственной информации.

ГИС – это среда, которая связывает географическую информацию (где что находится) с описательной (что собой это представляет).

В отличие от обычных бумажных карт ГИС предоставляет в ваше распоряжение множество слоев разнообразной общегеографической и тематической информации.


Как хранится информация в ГИС?

Вся исходная информация хранится в отдельных слоях в цифровом виде на компьютере.

И все эти географические данные рассортированы по слоям, причем каждый слой представляет свой тип объектов (тему).

Одна из таких тем может содержать все дороги на определенной территории, другая – озера, а третья – все города и другие населенные пункты на той же территории.

  • http:// www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html

ГИС можно рассматривать в трех видах:

Вид базы данных: ГИС является уникальным типом базы данных о нашем мире – географической базы данных. Это «Информационная система для географии».

Вид карты: ГИС – это набор интеллектуальных карт и других графических видов, которые показывают объекты и их взаимоотношения на земной поверхности. Карты можно сформировать и использовать как «окно в базу данных» для поддержки запросов, анализа и редактирования информации. Эти действия называются геовизуализацией.

Вид модели: ГИС – это набор инструментов для преобразования информации. Они позволяют формировать новые географические наборы данных из уже существующих, применяя к ним специальные аналитические функции – инструменты геообработки. Другими словами, путем объединения данных и применения некоторых правил вы можете создать модель, помогающую найти ответы на поставленные вопросы.

  • http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html


4. Что можно делать с помощью ГИС?

  • Делать пространственные запросы и проводить анализ
  • проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы
  • выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий;
  • выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур);
  • выявлять места разрывов электросетей

http://moslesproekt.roslesinforg.ru/activity/023gil-inform


ГИС-технологий в картографии

Это источник объективной информации для обновления и составления различных тематических и топографических карт всего масштабного ряда с минимальными временными, трудовыми и экономическими затратами.


Использование космической съемки и ГИС-технологий для экологического мониторинга

Это наиболее простой и рентабельный способ оперативных мониторинговых наблюдений за состоянием природной среды.


Использование космической съемки и ГИС-технологий в лесном хозяйстве

Это оперативное получение полной и объективной информации о состоянии лесных массивов на разных уровнях управления лесами - от участка аренды лесного фонда и лесничества до уровня субъекта Российской Федерации или всей страны.



Интерактивные карты мира, стран, городов

Интерактивной картой можно управлять:

Увеличивать/уменьшать масштаб

Сдвигать по всем географическим направлениям

По интерактивной карте можно получать информацию:

О расстоянии между объектами при помощи меток

Находить объекты по указанному адресу

Находить ближайших станций метро к указанному адресу

Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.

http://maps.yandex.ru

http://maps. google . com /

http://maps. google . com /


Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации .

Современные исследования невозможно представить без информационных технологий.

1. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.



Статистические материалы – один из основных источников географической информации .

Используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.


  • К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени.
  • Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики.

ВВЕДЕНИЕ

Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть начало и конец географического изучения, описания и выделения ландшафта», - писал Л.С. Берг. Развивая эту мысль можно наметить три основных пути использования карты познания территории.

Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случае картография не обогащается какими-либо новыми идеями или методическими приемами. Географическая карта служит лишь техническим средством или картографической основой, при помощи которой ученый излагает в графической форме свои знания о теории. Нанеся их на карту – основу, он затем делает заключение о мере правильности своих научных суждений, об изучаемом предмете.

Второй путь применения карты можно назвать научно – отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, а для картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылки для научно - методических картографических разработок в соответствующих отраслях тематической картографии.

Третий путь применения географической карты в научных исследованиях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновением он обязан не только практической картографии, но и тем новым задачам, которые встали перед географией в связи с решением проблем конструктивно – преобразовательного характера. Использование карты в решении этих задач можно назвать комплексным, потому что при этом создаются благоприятные условия для возникновения новых направлений в тематической картографии и научных понятий в развитии картографии.

Уже отмечалось, что одно из таких направлений – ресурсно–оценочное. Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементов ландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практической деятельности людей. Вышло уже немало карт, характеризующих и оценивающих различные виды естественных ресурсов. Они получили название природно-экономических. Это, по существу, новый тип карт типологического районирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта и практические рекомендации по использованию того или иного территориального выдела.

Подобное огромное значение карт в современной науки и его постепенное расширение не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим молодого человека с этим изобретением человеческого гения.

Объектом исследования данной работы являются элементы дополнительной характеристики тематических карт.

Цель работы заключается в ознакомлении с видовыми особенностями элементов дополнительной характеристики всех видов физико – географических и эконом – географических карт. А также следует определить уровень влияния элементов дополнительной характеристики на глубину и разнообразие полученных по картам выводов. Установить возможность соединения картографического изображения и элементов дополнительной характеристики в работе с картами. Это и является научной новизной данной работы.

Практическое значение работы заключается в том, что в результате проведенной работы будут выявлены все типы элементов дополнительной характеристики тематических карт и будут предложены варианты их использо вания в учебном процессе.

Задачи работы конкретизируют цель и показывают стадии ее решения:

    описать основные направления использования тематических карт;

    описать особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики;

    охарактеризовать основные элементы дополнительной характеристики (диаграммы, графики, статистические таблицы, фотокарты, почвенный монолит, разрез, профиль, половозрастная таблица, надписи на картах);

    описать методические разработки возможного применения материалов работы в школьном учебном процессе.

Похожие работы:

  • Контрольная работа >>

    Глубокому познанию явлений, изображаемых на картах . Географические карты в той или иной мере используются... нанесены и другие условные знаки. На карте географических поясов представлены области, где растут...

  • Реферат >>

    Сведений о России и немало географических данных; к его сочинению были приложены и карты . В 1521 г. в Кракове... , дал обширное описание и карту Украины. Очень много географических сведений собрано у Николая Витсена...

  • Реферат >>

    67°30 . 5. Географические карты В повседневной жизни более удобно пользоваться не глобусом, а картами . Географическая карта – это уменьшенное...

  • Реферат >>

    Приведена легенда к географическим картам , содержащимся в данной энциклопедии. ЛЕГЕНДА К ГЕОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ Надписи и географические названия на картах . В прошлом...