Пишем от первого лица. Красные против синих

Конкурс Копирайта -К2
Задание пятого конкурса – написать рассказ от первого лица.
Про рассказ как литературную форму речь уже была, теперь давайте поговорим о приеме повествования от первого лица.
Сразу скажу, статья не претендует на космическо-филологический охват, отмечу только ряд моментов, которые полезно учесть авторам, вступающим в новое литературное состязание.

Для начала разделим понятия «писатель», «автор» и «повествователь».

Писатель – человек, написавший данное произведение, то есть лицо, стоящее вне структуры художественного текста и принадлежащее миру реальной действительности.

Повествователь – образ рассказчика в произведении, лицо, от имени которого ведётся рассказ о людях и событиях. Таким образом, между читателем и героями рассказа\ романа всегда стоит как бы посредник - тот, кто повествует о событиях.

Разницу уловили? Так вот, повествование от первого лица – это некая заявка на тождество автора и повествователя.

Повествователь раскрывает сюжет, ссылаясь на «Я» (или «мы»), и персонаж всегда присутствует внутри собственной истории.

«Я» может быть главным героем (Сергей Леонтьевич Максудов – «Театральный роман» Булгакова), или кем-то близким к главному герою (доктор Ватсон у Конан Дойла), или совсем вспомогательным персонажем (Ник Каррауэй – «Великий Гэтсби» Фицджеральда).
Но в любом случае «Я» имеет собственные мнения и предубеждения. «Я» предоставляет информацию (или намеренно отказывает в ней – в зависимости от взгляда на происходящее), на основании которой читатель определяет свое отношение к рассказчику и другим героям и решает, что же происходит на самом деле.

Теперь на примере. «Первая любовь» Тургенева.
Помните, повествование ведется от имени Владимира? Ему шестнадцать лет, и соответственно, он передает события в своей интерпретации – очень молодого человека, почти подростка. В силу недостатка жизненного опыта Владимир не может правильно оценить взаимоотношения своего отца и Зинаиды. Информация, которой владеет «Я», неполная, и такой же неполной поступает читателю. Однако это ничуть не мешает читателю сделать собственные выводы о происходящем и сформировать собственное отношения к героям. И, скорей всего, отношения сформировались именно те, которые имел в виду сам Тургенев.

На основании этого примера (как и многих других) можно выделить основные особенности произведений, написанных от первого лица:

1). естественность изображения внутреннего мира самого повествователя и
2). ограничение в изображении внутреннего мира других персонажей и в изображении внешнего мира.

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ

Повествование от первого лица всегда воспринимается как свидетельство очевидца и выглядит более правдоподобным.

Внутренние чувства героя открыты для читателя (даже если остаются скрытыми для других героев).

В передаче ощущений и переживаний героя нет никаких ограничений, автор полностью растворяется в нем. Эффект сопричастности возникает гораздо быстрее.

«Я убрал руку со стены, прекратив поиски выключателя. Прошло какое-то время. Минуты или секунды - не знаю. Сердце отчаянно колотилось в груди. Я чувствовал, как кровь бьет в висках. Стало очень холодно.
- Привет, - сказал я.
Ответа не последовало. Я слышал, как далеко внизу с какой-то трубы падают капли конденсата. Я слышал собственное дыхание. Я слышал доносящееся издалека, из другого мира, где светило солнце, торжествующее карканье вороны. Может, она только что разгрузилась на капот моего автомобиля. Мне действительно нужна сова, подумал я. Просто не знаю, как я сумею без нее обойтись.
- Привет, - вновь подал я голос. - Ты можешь говорить?
Тишина.
Я облизнул губы. Я стоял в темноте, обращался к призракам и, тем не менее, не казался себе полным идиотом. Отнюдь. Я чувствовал холод, которого сначала не было, и знал, что я в подвале не один.
- Тогда ты можешь стучать. Наверняка можешь, если тебе по силам захлопнуть дверь.
Я стоял и вслушивался в падение капель. Других звуков не было. Я уже поднял руку к выключателю, когда где-то под ногами раздался негромкий стук. В "Саре-Хохотушке" подвал глубокий, и три верхних фута бетона изолированы большими панелями "инсу-гард". И звук, который я слышал, возникал, я мог в этом поклясться, при ударе кулака о такую панель.
От этого удара волосы у меня встали дыбом, глаза едва не вылезли из орбит, а вся кожа покрылась мурашками. В подвале что-то есть! Что-то мертвое. Я более не мог нажать на рычажок выключателя, даже если бы и захотел. У меня не было сил поднять руку.
Я попытался заговорить, но сподобился лишь на сиплый шепот:
- Ты здесь?» (Стивен Кинг. Мешок с костями)

«Я» может рассказывать о своих чувствах как угодно, и никто из критиков не вправе упрекнуть автора, что у героя от страха зачесалась правая пятка, а не волосы встали дыбом. «Я» так чувствую.
Для разговора с критиками отмазка неплохая, но в отношениях с читателями не стоит доводить ее до абсурда. Если «мне» в драке проломили череп, вряд ли «Я» смогу произнести длинный монолог, бичующий несовершенства нашего мира.
Читатель любит правдоподобие, даже если оно к а ж у щ е е с я (то есть литературный вымысел, но не противоречащий законам физического мира).

Вершина литературного мастерства – образ героя описан так живо, что читатель полностью отождествляет автора и «Я» повествователя.
Порой это бывает даже наивно. Читатель начинает писать письма на Бейкер-стрит, 221-б, с просьбой разобраться в каком-то запутанном деле, или подозревать, что несовершеннолетними девочками увлекался сам Набоков, а не Гумберт Гумберт.
Кстати, прекрасный пример того, что передача писателем авторских прав своему повествователю еще не означает его полного согласия со всеми взглядами повествователя, с его системой оценок.
Это я на будущее – для критиков Пятого конкурса – помечаю.
Не будем путать личности героя и писателя (не автора, а именно писателя – см. определение выше).

ОГРАНИЧЕНИЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ И ВНЕШНЕГО МИРА

В произведениях, написанных от первого лица, взгляд на мир всегда субъективен, так как восприятие его идет только через одного персонажа (он же повествователь).

Если автор захочет дать «объемную» картинку, то есть одновременно и с равной степени глубины описать внутренний мир другого персонажа, то ему придется сменить повествователя.
Пример – хорошо знакомый нам рассказ «Бар на Аллее Жести». Две параллельные истории, рассказанные двумя разными «Я» – Ратом и Шерифом. В заключение сюжетные линии сходятся, причем автор выходит из роли «первого лица» и ведет рассказ от третьего.
Интересный вариант, возможно, кто-то захочет повторить данную схему в следующих конкурсах.

Ограничения накладываются и на изображение внешнего мира.
Автор принял на себя тождество с повествователем, и поэтому не может переместиться туда, где рассказчик оказаться не в состоянии. Если повествователь захочет поведать о событии, свидетелем которого не был, он должен будет пуститься в долгие объяснения.

В качестве примера позволю себе привести ошибку, допущенную реальным автором.
«<я> Нахожусь внутри корабля, но это не мешает <мне> видеть происходящее со стороны» (с) и далее идет описание пожара на стартовой площадке космодрома.
Сразу возникает вопрос - а каким образом герой увидел то, что находится за пределами его физического месторасположения? Необдуманной фразой автор поставил под удар важнейший принцип повествования от первого лица – правдоподобие. Заметьте, читатель верит, что герой улетает в другую галактику, но не верит тому, что изнутри можно увидеть то, что вовне!
По большому счету, автор вправе делать то, что хочет. Например, наградить инопланетянина сотнями глаз, десяток из которых разместить на обшивке звездолета. Не вопрос! Но тогда автору не миновать длительных объяснений, которые могут нарушить всю конструкцию текста. Оправдан ли риск?

Таким образом, мы видим, что повествование от первого лица – прием весьма выигрышный, но таящий в себе множество подвохов.
Не претендую на всеобъемлющий охват проблемы, остановлюсь только на некоторых моментах.

Что может быть не так в описании внутреннего мира героя?

Тут про мой любимый фокал. (Филологи, не кидайтесь тапками, я все равно не отступлюсь от этого термина!)

Фокальный персонаж – это тот, чьими глазами читатель смотрит на происходящее.
Повествование от первого лица закрепляет фокальный персонаж очень жестко. Это всегда – «Я». И описывать следует только то, что «Я» может увидеть\почувствовать.

Пример распространенных ошибок:

«- Негодяй! – закричала я, и мои глаза ярко заблистали бешенством.»
Вы можете представить себе героиню, которая думает о себе такими словами? (даже если она героиня дамского романа).

Или - «На моих щеках выступили красные пятна».
Уже лучше, но человек не может ВИДЕТЬ своих щек, поэтому фраза требует дополнительных конструкций – я ПОЧУВСТВОВАЛА, что на моих щеках выступили красные пятна. Или - кровь прилила к щекам, наверное, я пошла пятнами. Или как-то вроде.
В принципе, и такие «гусеничные» описания имеют право на существование. Только автор всегда должен оценивать – нужны ли такие сложные конструкции? Все зависит от целей.

Особо хочу обратить внимание на портрет главного героя – ну, как он выглядит? Рост там, цвет, размер.
В нашем случае герой=повествователь. То есть «Я» должен описать самого себя. Это серьезная проблема, и предлагаю авторам от нее не отмахиваться.
Некоторые (не буду показывать пальцами, хотя это сочинительницы дамских романов) решают проблему с ходу, в лоб. Прям с самого начала произведения.
«Меня зовут Мэри Джон и я потрясающая красавица. Во мне метр девяносто – девяносто – шестьдесят – девяносто. У меня золотые локоны и высокая грудь. Глаза голубые с поволокой и очень острый ум». Или, типа, с юмором – «Меня зовут Маруся Иванова, во мне метр тридцать, я толстая, лысая, в очках, но тоже очень умная».
По большому счету, автор картинку дал – героиню нарисовал. Но ведь примитив! Автор рискует блокировать лояльность читателя на первом же абзаце.

Повествование от первого лица – проверка автора на креативность и такт. Портрет героя («Я») обязательно должен присутствовать, но подаваться на косвенных свидетельствах – через реплики и реакции второстепенных персонажей. Тональность – в зависимости от целей. Допускаю, что в некоторых случаях возможно «ячество» - если повествователь хочет подчеркнуть свое самодовольство, хвастливость и пр.

Значимая часть образа героя – это его речь.
Вот здесь повествование от первого лица дает автору карт-бланш – и бОльший, чем при повествовании от третьего (лица).
Присвойте «Я» собственный стиль самовыражения, говорите «чужим» голосом, то есть голосом того, кто рассказывает историю. Это позволит без лишних объяснений показать культурный уровень героя, его происхождение и т.д. Здесь ваши инструменты – синтаксис и лексика.

«Сподобил меня Владыка небесный стать пристальным свидетелем дел, творившихся в аббатстве, коего имя ныне умолчим ради благости и милосердия, при скончании года Господня 1327, когда император Людовик в Италию готовился, согласно промыслу Всевышню, посрамлять подлого узурпатора, христопродавца и ересиарха, каковой в Авиньоне срамом покрыл святое имя апостола (сие о грешном душой Иакове Кагорском, ему же нечестивцы поклонялись как Иоанну XXII).
Дабы лучше уяснили, в каких делах я побывал, надо бы вспомнить, что творилось в начале века – и как я видел все это, живя тогда, и как вижу сейчас, умудрившись иными познаниями, – если, конечно, память справится с запутанными нитями из множества клубков.» (Умберто Эко. Имя розы)

И снова вернемся к ограничениям.

Вот вам еще одно – никто не может влезть в голову другому человеку.

Типичная ошибка. «Хозяйка предложила нам кофе. Я отказался, а мой товарищ выпил. Кофе был отличным». Вопрос – как «Я» узнал, что кофе был отличным?

Если автор пишет от третьего лица и взял на себя роль «всезнающего и всевидящего ока», как это любил делать Лев Толстой, то он может подробно и со смаком описать, что творилось в голове князя Андрея, когда тот смотрел на Наташу Ростову. А если б рассказчиком была сама Наташа, то в голову Болконского она бы точно не пролезла. Могла бы только предположить с той или иной степенью попадания.

Применительно к нашей теме. Такой эпизод. «Я» (повествователь) встречаюсь с Васей. Вася смотрит на меня блестящими глазами (блестят они от слез, «Я» это точно вижу) и облизывает пересохшие губы («Я» это тоже вижу). Что на самом деле думает Вася, «мне» неведомо (молчит, зараза!), но по видимым (и достоверным!) признакам могу предположить – Вася взволнован и хочет попросить водички. А если «Я» знаю, что Вася выехал из Кузьминок в двенадцать часов ночи, а ко «мне» приехал в три, то у «меня» возникает предположение – Вася в Кузьминках вляпался в какую-то историю. Но только когда Вася замрет с опустошенным стаканам в руке, горестно глядя в незанавешенное окно, «Я» вправе подумать – Вася переживает, что мало он навешал тому в адидасах.

Утрирую, конечно, но, надеюсь, смысл ясен. Если повествование ведется от первого лица, то все выводы о внутреннем состоянии других персонажей должны базироваться на весомых аргументах. Необоснованные домыслы, как правило, не находят отклика у читателей (головы-то у всех разные!), и автор опять ставит под удар правдоподобие своей вещи.

И что же делать? Других-то персов надо описывать! Иначе читателю станет неинтересно – все «Я» да «Я».
Как же грамотно обойти это ограничение? В качестве образца позволю себе привести обширную цитату.

«Изабелла чуть сдвинула брови. Она была озадачена, пожалуй, даже немного испугана. Должно быть, она начинала догадываться, что тот Ларри, которого она знала в прошлом, - такой доверчивый, веселый, своенравный, но пленительный - и тот, что вошел в комнату несколько часов назад, - два разных человека, хотя внешне он почти не изменился и казался таким же простым и приветливым. Когда-то она уже потеряла его и, увидев снова, приняв его за прежнего Ларри, решила, что, как бы ни сложились обстоятельства, он все еще ей подвластен; теперь же, когда она словно поймала солнечный луч, а он ускользал у нее между пальцев, она слегка встревожилась.
Я много смотрел на нее в тот вечер, это всегда бывало приятно, и видел, сколько нежности было в ее глазах, когда они обращались на аккуратно подстриженный затылок Ларри и его небольшие, плотно прижатые к черепу уши, и как выражение их менялось, когда она отмечала его запавшие виски и худобу щек. Она скользила взглядом по его длинным рукам, очень худым, но крепким и сильным, поглядывала на его подвижные губы, изящно очерченные, полные, хоть и не чувственные, на его чистый лоб и точеный нос. Свое новое платье он носил не как Эллиот, на манер джентльмена из модного журнала, а свободно, непринужденно, точно год не надевал ничего другого. Казалось, он будил в Изабелле материнский инстинкт, которого я никогда не замечал в ее отношении к собственным детям. Она была женщина с опытом, он все еще выглядел юным, и мне чудилась в ней гордость матери - смотрите-ка, мой сын стал совсем взрослый и разговаривает так складно, и умные люди его слушают, как будто он и вправду много понимает. Смысл того, что он говорил, по-моему, не доходил до ее сознания» (С. Моэм. Острие бритвы)

Видите? В центре эпизода Изабелла, которая смотрит на своего возлюбленного, Ларри. Повествователь («Я») находится где-то сбоку. Он не действует, только фиксирует («Изабелла чуть сдвинула брови», «я видел, сколько нежности было в ее глазах», «Она скользила взглядом», «поглядывала на его подвижные губы»).
А между описаниями – с дьявольской хитростью и таким же тактом! – автор вставляет собственные ремарки («Должно быть, она начинала догадываться», «Казалось, он будил в Изабелле материнский инстинкт», «мне чудилась в ней гордость матери»).
В результате у читателя сложилось четкое представление о внутреннем состоянии персонажа (Изабеллы) – именно то, которое нужно было автору, и данное, между прочим, только через зрительные ощущения повествователя.
И заметили, как красиво автор (он же повествователь) продавил свои представления о героине? Мы, читатели, поверили ему целиком и полностью, что Изабелла «была озадачена, пожалуй, даже немного испугана». А ведь до этого герои вели обычную салонную беседу, которая вроде бы не могла напугать.
Пример для осмысления, однако!

Еще один способ обойти ненавистные ограничения – ввести в повествование нечто вроде костыля.

«Представьте, что вы написали первую часть романа от первого лица, как писал свои рассказы о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойл, который вел повествование от лица вспомогательного персонажа, доктора Ватсона, Однако в середине книги вам захотелось, чтобы читатель узнал, что происходит с врагом главного героя, профессором Мориарти. Читатель не знает его замыслов, и напряжение повествования спадает. О том, что творится в голове профессора Мориарти, не догадался бы и сам Шерлок Холмс, - такая задача не под силу даже его блестящему интеллекту.
Что делать? Вы можете воспользоваться специальным приемом - вставить в повествование дневник персонажа и таким образом соблюсти договор с читателем.» (Дж. Фрей. Как написать гениальный роман).

Однако использовать «костыли» следует с осторожностью. Сам же Фрей предостерегает: «Но, возможно, такому персонажу, как Мориарти, несвойственно вести дневник, особенно если он может превратиться в улику» (с). Правдоподобие и логика событий – вот о чем не следует забывать.

В принципе, при повествовании от первого лица могут быть использованы три основные ситуации – письменное сообщение (письма, дневники персонажей), устный рассказ и внутренний монолог. Все элементы текста должны оцениваться с точки зрения убедительности в раскрытии внутренней правды о герое.

Есть еще один способ обойти ограничения, но он в пятом конкурсе будет вне закона.
Заключается он в игре с первым и третьим лицом. Пример – «Пикник на обочине» Стругацких, где происходит постоянная смена повествователей.
Вообще, существует мнение, что если в произведении смена рассказчика происходит один раз, это ошибка, если больше трех – авторский стиль. Ну, не знаю… Согласна, что смешивать можно что угодно с чем угодно, а вот приличный продукт получить сложнее. К «Пикнику», разумеется, претензий нет, это я так просто, бурчу на будущее.
Однако в пятом конкурсе, повторяю, такой способ вне закона. От первого лица начинаете, им же и заканчиваете. Шаг в сторону – конкурсное задание не выполнено. Ррр-гав!

Ну, и резюмируя:

Основной мотив для использования первого лица – дать читателю возможность пожить в чужом теле, увидеть мир глазами другого человека.

«Я» может играть в рассказе разную роль. Это может быть активно действующий персонаж, тот, который двигает сюжетную линию (типа Гумберта Гумберта); может – наблюдающий, на глазах которого разворачивается некое действие и которое тот комментирует (типа доктора Ватсона). Идите от целей и, соответственно, подбирайте подходящие инструменты\приемы.

Писать от первого лица выгодно тем, что вы сразу включите читателя в переживания героя. Лояльность читателя заработать легче.

Но даже если читателю не понравится персонаж (а это может быть частью авторского замысла), он все равно узнает героя лучше, слушая его версию событий, а не пассивно наблюдая через призму чужого отношения.

У вас появится отличная возможность раскрыть субъективность взгляда на мир. Еще Руссо сказал: «Никто не может описать жизнь человека лучше, чем он сам», а уж Руссо понимал толк в философии!

Существенным ограничением в повествовании от первого лица является то, что «Я» (повествователь) должен присутствовать при всех ключевых сценах. То есть сюжет стройте так, чтобы «вы» оказались везде, где нужно. Не сбивайте фокал!

Для создания объективной (или лучше – стереоскопической) картины можно использовать дополнительные приемы – введение в текст письменных или устных сообщений от других персонажей.

Хороший эффект дает разрыв между временем описания и временем событий. Повествователь смотрит назад – «Я» рассказывает о делах минувших дней, то есть имеет возможность их осмыслить, взглянуть на себя со стороны. Пример – та же «Первая любовь» Тургенева.

Повествование от первого лица даст вам дополнительные бонусы. Хотя бы в том, что не нужно будет париться с подбором синонимов для главного героя, «Я» и в Африке будет «Я».

Не забывайте, что козыри повествования от первого лица – правдоподобие и субъективность. Разыграйте их – и победа в конкурсе будет вашей.

А в заключение – еще одно высказывание из великих:

«Когда начинаешь писать от первого лица и получается так живо, что читатели верят, они почти всегда думают, что эти истории на самом деле случились с тобой. Это естественно: когда ты сочинял их, ты должен рассказывать так, будто они случились с самим рассказчиком. В случае успеха ты заставишь читателя поверить, что все это происходило и с ним самим. Если у тебя получилось, ты добился того, к чему стремился, - создал что-то такое, что станет частью читательского опыта, частью его памяти. Может быть, читая рассказ или роман, он кое-что упустит, но незаметно для него оно войдет в его память, станет частью его опыта - частью его жизни.» (Э. Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой)

В добрый час, друзья!

Удачи в конкурсе!

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
Свидетельство о публикации №212053000132
рецензии

Сегодня у любителей компьютерных игр есть самый широкий выбор совершенно бесплатных шутеров от первого лица с отличной графикой и захватывающим сюжетом: достаточно упомянуть хотя бы Team Fortress 2 и Planetside 2. В нашей подборке сразу девять превосходных игр этой категории, за которые не придётся заплатить ни копейки.

1. Team Fortress 2

Начнём, конечно же, с суперхита. Кросс-платформенный шутер Team Fortress 2 доступен для Windows, OS X и Linux. Благодаря пусть и не очень совершенной, но на редкость красивой графике и сбалансированному гейплею, MMOFPS Team Fortress 2 спустя семь лет (!) после выхода в свет всё ещё нравится и экстремальным геймерам, и простым любителям «пострелять». Эта игра до сих пор имеет одну из самых крупных баз игроков на Steam.

По жанру Team Fortress 2 – это гибрид скоростных виртуальных боёв и напряжённой стратегии, которые демонстрируют все свои типичные достоинства и недостатки на всех девяти уровнях игры. При этом всё подаётся с весьма специфическим чувством юмора, типичным для Team Fortress.

Игровые задания весьма незатейливы: как правило, суть состоит в остром соперничестве двух команд, каждая из которых пытается, например, передвинуть тележку, собрать очки или украсть портфель. Как и в большинстве игр с мультиплеером, для собственной защиты в Team Fortress 2 игрок должен использовать слабые места противника. Впрочем, чтобы понять, почему Team Fortress 2 столько лет остаётся хитом, достаточно просто один раз сыграть в неё.

2. Planetside 2

В основу сюжета, действие которого перенесено в недалёкое будущее, а именно в 2023 год, положена борьба отряда «мирового добра» Warface против террористической организации Blackwood. Игроки могут с лёгкостью ползать и подниматься по отвесным поверхностям, при этом графику можно считать почти безупречной.

Помимо традиционного режима игры друг против друга с обычными миссиями вроде захвата и командного боя, в Warface есть и режим командного прохождения миссий с тремя уровнями сложности и пятью миссиями: сафари, арена, конвой, убийство босса и ликвидация. В игре четыре класса бойцов с возможностью совершенствования.

9. Hawken

Следуя принципу «чем больше, тем лучше», в Adhesive Games сделали многопользовательский шутер Hawken для Windows, в котором игрок управляет гигантским шагающим роботом-мехом (mech).

Действие Hawken происходит в вымышленной футуристической вселенной на колонизированной планете, пострадавшей от некоего катаклизма. В распоряжении меха пушки, не требующие боеприпасов, но подверженные перегреву. Есть три класса мехов, предусмотрены выбор оружия и возможность «прокачки» вашего робота.

В Hawken используется идеология freeemium, согласно которой вы можете либо сразу купить пакеты с различными дополнениями, либо самостоятельно добиться всех усовершенствований в процессе игры.

Здравствуйте, Уважаемые читатели, моего блога. Индустрия игр каждый год радует нас новыми играми, что не может не радовать ни меня, ни другим геймеров. И каждый год выходят и выпускаются десятки шутеров, но лишь немногие из них становятся классикой и запоминаются навсегда. Здесь подобраны лучшие шутеры всех времён и народов которые набрали самое большое количество положительных голосов на игровых сайтах. Итак, представляю вашему вниманию список лучших шутеров от первого лица.

Bioshock 1,2 Infinite

Третья часть игры это ещё более лучшая графика по сравнению с первой. Более улучшенная и проработанная система боя и игры. Качественный геймплей. Отступление от линейности, в отличии от первых игр и многое другое. В сюжете игры города полностью разрушены после войны с инопланетянами, и стал похожи на джунгли. Военная организация CELL захватила господство на планете. А во многих районах до сих пор обитают выжившие после войны инопланетяне они же Цефы.

Группа повстанцев пытается освободиться от господства организации CELL в чём наш супергерой с его костюмом и должен помочь, а так же спасти планету от очередного нашествия инопланетян и массового уничтожения городов от супероружия.

Метро 2033. Metro: Last Light

Метро 2033 очень эпичный постапокалиптический шутер уже от наших разработчиков, создателей серии игры S.T.A.L.K.E.R. Игра имеет множество недостатков. Слабый искусственный интеллект врагов, недоработка режима скрытности и ещё много недостатков, и всё это перекрывает сюжет и атмосфера игры.

В мире произошла ядерная война. Города разрушены. Остатки человечества успевшие спрятаться в Московском метро и пережить ядерные удары пытается, как может выжить в нём. Станции пригодные для жизни превратились в отдельные государства со своими политическими режимами. Появились коммунисты, фашисты, торговцы. Остальная же часть метро населена мутантами, призраками и аномалиями или же просто не пригодны для жизни из-за большой дозы радиации. На поверхность выходят немногие и лишь с в противогазах и с большим количеством оружия, так как на наверху можно столкнуться с чем угодно.

На одну из станций с поверхности будут идти странные чёрные существа. И Артём простой парень попробует спасти свою станцию от них. Мир Metro погрузит вас в удивительный мир. В жуткие места наполненные мистикой и опасностью. В невероятно интересную сюжетную линию. В новый мир неизведанный мир.

Doom 3

Один из очень и очень старых шутеров первая игра вышла в далёком 1993 году. Можно сказать, что с Doom и началась эпопея шутеров от третьего лица. Игра стала настолько популярной, что ту или иную версию игры можно увидеть на всех консолях, мобильниках и прочих устройствах.

Конечно же рекомендую начать играть с Doom 3. Многие игроки отмечают эту часть самой лучшей. Тёмные коридоры, жуткие места, кромешная темнота, повешенные трупы на пути, разбрызганная кровь, куча монстров и огромное количество экшена вам гарантировано.

Шутер от первого лица с элементами хорор и ужаса. Игра была запрещена в Австралии из-за обилия сцен насилия в игре и подробной картинкой мёртвых тел, но вскоре всё таки на выпуск этой игры в стране дали добро.

В игре нам предстоит связаться с Альмой. Альма это неспокойный дух мёртвой девушки, которая при жизни обладала паранормальными способностями, но была насильственна убита. И сейчас она мстит всем. Повоевать за Майкла Беккета члена элитного отряда «Дельта» Ну и конечно же победить всех врагов. Недавно вышла третья часть, но могу точно сказать, что вторую часть она не обошла.

Half-Life 2

Ну и наконец, шутер который знает чуть ли не каждый игрок и играл в него это Half-Life 2 . Игра получила множество отзывов и наград стала своего даже культом для многих геймеров. Можете посмотреть на ютуб сколько разных видео снято по этой игре. Помню даже видел короткометражный фильм по Half-Life.

В игре вам предстоит вы познакомитесь с Гордомом Фрименом знакомый герой уже из первой части, в которой на землю был открыт портал через который шло нашествие внеземной цивилизации. В этой части игры вам предстоит сражаться против могущественного союза - Альянса, который захватил власть и устроил тоталитаризм в стране.

Wolfenstein: The New Order

События игры разворачиваются в альтернативной вселенной, В которой вторую мировую войну выиграла фашистская Германия и захватила мир. Капитан Уильям Джозеф «Би-Джей» Бласковиц, офицер первого батальона рейнджеров, получает тяжелую травму головы во время штурма крепости немецкого генерала Вильгельма Штрассе по прозвищу «Череп» 1946 г. Проведя 14 лет в вегетативном состоянии, герой приходит в себя в 1960 г. Во всём мире обитает нацистский режим.

Игра получила, крайне, положительные отзывы. Недовольны были только некоторые политики Великобритании, обвиняющие создателей шутера в нацизме. Несмотря на это, шутер стал самой покупаемой игрой уже за первый месяц продаж и ещё долго таковым был.

Wolfenstein: The New Order это одиночный и достаточно брутальный шутер от 1-го лица. Игрок в нём отстреливает и вырезает фашистов, а также всё, что они разработали, произвели или вырастили. Играть можно, как и в классическом стиле – напролом, оставляя горы тел и останков повсюду, так и в стелс режиме – тихо убивая врагов. Игрока ждут эпичные боссы, не обязательные задания и некая сюжетная разветвлённость, где суждено сделать нелёгкий моральный выбор. Будет и прокачка героя, при помощи так называемых «перков» и статуэток здоровья.

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти - шутер от первого лица с элементами RPG, разработанной украинскими ребятами и завоевавший армию поклонников не только в России и странах СНГ, но и во всё мире, что бывает редко для отечественных игр. Идея игры базируется на том что в месте где был взрыв на Чернобыльской АЭС образовалась «зона отчуждения» (В игре воссоздан по реальным прототипам город Припять) в которой мутировали существа, образовались аномалии и вообще место стало очень опасным, сталкеры и другие храбрецы и безумцы ходят в зону чтобы чем-то поживиться в ней.

Большой нелинейный игровой мир, состоящий из множества локаций, средний размер каждой из которых - километр на километр. Несколько видов аномальных зон, артефакты, игровых персонажей и мутантов. Игрок может выполнять как сюжетные миссии, так и выполнять дополнительные. Игрок может менять своё снаряжение и оружие на более лучшее, искать артефакты и ставить их в своё снаряжение, каждый артефакт даёт бонусы. Копить в рюкзаке патроны аптечки которые он может применять и так далее.

Помимо врагов-мутантов в игре встречаются бандиты, происходит противостояние нескольких группировок которые могут быть для вас как врагами, так и союзниками.. Но в игре убрана война группировок как это было в предыдущей части S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. которые могут быть для вас как врагами, так и союзниками.

Left 4 Dead 1 и 2

Left 4 Dead 2 - компьютерная игра, кооперативный шутер от первого лица с элементами survival horror одна из . Америку захватил страшный вирус, заразивший большинство людей превращая их в зомби и страшных монстров. Группа выживших из четырёх человек, пытается выжить и эвакуироваться из заражённой местности.

Игра является командной и мультиплеерной, если вас хватает один из монстров, то вы не сможете освободиться до тех пор пока кто-то из вашей команды не поможет вам. Если вы играет один то оставшихся троих персонажей заменяет компьютер. Несколько миссий с разными картами. Куча экшена и мясца в виде наваливающихся на вас со всех сторон обычных зомби и монстров. Постоянный драйв и взаимопомощь. Сложно описать эту игру. Стоит в неё только разок поиграть и тогда вы всё сами поймёте.

Titanfall 1 и 2

Titanfall - соревновательный многопользовательский научно-фантастический шутер от первого лица, в котором вы можете управлять специальными роботами-титанами, запрыгивать и сражаться в них. В случае поломки покидать титана. Пилоты за которых играют игроки имеют специальные ранцы с помощью которых могут высоко подпрыгивать, бегать вдоль стен, запрыгивать на вражеских титанов, у уничтожать иди же наоборот захватывать. Игра входит в список .

Игра является сетевой, и если мне не изменяет память в ней нет одиночной компании. В общем, игра Titanfall это стремительная война будущего – военные технологии будущего дарят полную свободу и позволяют управлять как элитными штурмовыми «Пилотами» , так и маневренными закованными в броню семиметровыми титанами. Куча экшена и драйва.

Borderlands 2

Borderlands 2 уникальный, рисованный графический шутер от первого лица с элементами RPG, как вы уже поняли продолжение первой части. но эта часть является лучшей. Игрок может выбрать одного из четырёх персонажей (при наличии дополнений из шести), каждый из которых обладает уникальным навыком и расположенностью к какому-либо виду оружия.

Бесконечное множество оружия, артефактов, 3 ветви навыков, модификаторы класса и сетевая игра на четверых игроков. Новшества геймплея заключаются в расширенной и настраиваемой системе вооружения, переработанных четырёхместных средствах передвижения и их физике, а также динамической системе заданий. В далекие края. Совершите экспедицию по неизведанным районам Пандоры, которая удивит вас разнообразием ландшафтов и пейзажей. Вас ждут морозная тундра, сочные, зеленые луга, полные опасностей, и таинственные подземные пещеры.

Counter-Strike: Global Offensive

Counter-Strike , наверное все знают знаменитый CS, и ты, друг, думаю не исключение. Командный шутер от первого лица, со множеством карт и режимами. Да возможно игра уже устарела, но незабываем про вышедший в 2012 г. Global Offensive. Который стал лучшей версией всего CS и также полюбился многим игрокам.

CS: GO включает в себя новые карты, персонажей и оружие, а также улучшенную версию классической составляющей CS. Кроме того, CS: GO содержит новые игровые режимы, систему организации матчей, списки лучших игроков и многое другое. За прошедшее десятилетие, она все еще одна из самых популярных в мире игр, часто появляется на игровых соревнованиях и продана в количестве более 25 миллионов копий по всему миру.

Tom Clancy’s Rainbow Six Siege

Командный тактический шутер от первого лица. Проект построен на противостоянии отряда спецназовцев и террористов, которые в зависимости от локации и сценария, должны выполнять различные тактические задачи. Новый шутер объединяет в себе множество особенностей из прошлых частей, а также приносит в игровой процесс частичную разрушаемость и командное взаимодействие каждого из членов.

В игре, каждая локация, является своим сценарием, к примеру, на одной карте, спецназ должен освободить захваченных заложников, а на следующей, защитить объект от бомбы или уничтожить террористов. В игре доступен большой выбор современного огнестрельного оружия, которое повторяет характеристики боевых прототипов. Из ключевых особенностей игры стоит отметить большой выбор специальных гаджетов, широкие тактические возможности, а также динамичные перестрелки в тесных помещениях.

DOOM 2016

Перезапуск олдскульного шутера в научно-фантастическом сетинге. Сюжет игры расскажет про события, которые случились на Марсе. В следствии эксперимента по добыче энергии, человечество открыло портал в Ад. Практически весь персонал был уничтожен демоническими созданиями, которые выбрались из своих чертог. Игрок выступает в роли Солдата Рока – древнего воина, пробудившегося что бы дать отпор вышедшему злу.

Игровой процесс представляет собой классический коридорный шутер от первого лица, в котором игрок должен уничтожать множество наступающих врагов. В игре присутствует много видов оружия. Игрок сможет расправляться с врагом при помощи обреза, пулемета, гранатомета, а также нескольких видов оружия ближнего боя. Во время прохождения герою будут встречаться различные типы врагов и особо сильные боссы.

PAYDAY 2

Кооперативный тактический шутер, симулятор ограбления. Сюжет игры расскажет про команду грабителей, которые должны обокрасть банки, ювелирные магазины и другие места, в которых есть ценные вещи. Каждый контракт имеет свой сценарий, а прохождение возможно различными путями.

В игре присутствует разделение на пять классов, которые отличаются разными навыками и тактикой применения. К примеру класс Штурмовик, специализируется на оружии ближнего боя, может раздавать патроны и обладает дисковым резаком для вскрытия сейфов, в то время как герой Призрак, способен бесшумно перемещаться, брать заложников и тихо устранять охрану. Игровой процесс построен таким образом, что команда грабителей сможет пройти уровень ни разу не выстрелив и не подняв тревогу.

Squad

Реалистичный многопользовательский тактический шутер от первого лица. Проект является симулятором боевых действий с применением пехоты и военной техники. В игре сталкиваются две команды, которые должны выполнять различные миссии и тактические задачи, зависящие от сценария и локации.

В игре представлены огромные открытые локации, которые поддерживают до ста игроков одновременно. Для перемещения к целям можно пользоваться широким выбором военной техники вроде джипов, танков и вертолетов. Также в проекте присутствует большой арсенал современного вооружения, которое реально используется военными силами. Самые лучшие впечатления от Squad, можно получить при игре с друзьями используя голосовую связь.

Killing Floor 1 и 2

Кооперативный FPS, survival хоррор. Корпорация, специализирующаяся на клонировании, получила большой правительственный заказ на создание идеальной армии клонов, которые не будут чувствовать боли и страха. Но что-то пошло не так, и созданная армия вышла из-под контроля, уничтожив все живое. Игроки выступают в роли последних выживших, которые должны уничтожить клонов и победить финального босса.

В проекте реализована классовая система, которая определяет тактику игры всей команды. К примеру, персонаж Медик, лечит своих союзников, но сам имеет невысокий запас здоровья, в то время как Берсеркер дерётся оружием ближнего боя, но обладает хорошей защитой. За каждого убитого мутанта даются деньги, поскольку в игре, присутствует магазин, в котором можно купить различное вооружение, гранаты и бронежилет. Killing Floor имеет несколько уровней сложности, большой выбор карт, а также несколько игровых режимов.

Battlefield 1

Многопользовательский командный шутер в историческом сетинге. Сюжет игры пронесет геймера по основным битвам Первой Мировой войны. Игроки смогут сражаться в мультиплеерном режиме на стороне Британии, Франции, Германии, США и других стран участников, или же познакомится с историей одного бойца, в сюжетной компании. Игра вышла в 2016 году и сразу же стала лучшим шутером, лучшей мультиплеейрной игрой по версии многих игровых журналов.

Battlefield 1 является логическим продолжением линейки онлайн шутеров с большим выбором исторического оружия, а также множеством режимов игры. В проекте есть разделение на классы, которые отличаются своими умениями и вооружением. Также представлено много видов реально воевавшей бронетехники и самолетов. Игровой процесс проходит на масштабных картах, которые поддерживают до 64 игроков.

Arma 3

Тактический ролевой шутер от перовго лица, военный симулятор. События игры расскажут про альтернативное будущее, в котором современные армии из России и блока НАТО сошлись в боевом противостоянии между друг другом за контроль территорий и ресурсов.

Игра выполнена в виде реалистичного FPS, в котором игроки сражаются на стороне двух команд. Главная задача – выполнить миссию или уничтожить врага. В проекте доступно множество режимов и редактор сценариев, что позволяет создавать собственные задания и компании. Из ключевых особенностей Arma 3, стоит выделить: огромные карты, реалистичную модель повреждений (бойцы умирают от одного-двух попаданий), большой выбор техники, множество видов современного оружия с реалистичным поведением, а также разделение на классы и подразделения.

Verdun

Реалистичный командный многопользовательский шутер от перовго лица в сетинге Певрой Мировой войны. Действия игры расскажут про масштабные бои, которые проходили в период с 1914 по 1918 года. Игроки смогут побывать в мокрых окопах, сражаться в битве при Вердене, а также побывать на острие атаки в последних сражениях великой войны.

Игровой процесс построен на тактическом взаимодействии отдельных групп бойцов. Игроки получают приказы и должны пытаться их выполнять, атакуя и защищая нужные позиции. В проекте присутствует реалистичное оружие, которое имеет те же характеристики что и настоящие прототипы. Стоит отметить высокий реализм и хардкорность игры, любой боец может быть убит с одного точного попадания в тело.

Point Blank

Point Blank бесплатный многопользовательский шутер от первого лица, в котором мы выступаем на стороне Повстанцев или Миротворцев. тактический мультиплеерный шутер, схожий по геймплею с CS-кой, игровой процесс которого строится на быстрых боях и тактических заданиях. В сражениях начисляются очки опыта и даются медали, за которые можно подняться в ранге, изучить умения и получить доступ к новому оружию.

На данный момент в Point Blank действуют 8 режимов игры и 3 типа матчей, доступны более 30 карт и 140 видов вооружения, возможен выбор 7 специализаций профессии и 13 видов персонажей. В русской версии игры зарегистрировано более 8 млн. игроков. Ролевые механизмы развития персонажей, реальные прототипы оружия, мощная клановая система и многое другое ожидает игроков.

Прожить несколько минут жизни глазами главного героя — непозволительная роскошь, доступная, разве что, в некоторых компьютерных играх. POV (вид от первого лица) — прием, к которому в кинематографе прибегают крайне редко. А зря! Именно благодаря такому эффекту зритель может почти что примерить «шкуру» персонажа и полностью погрузиться в атмосферу картины. Представляем вашему вниманию 13 фильмов и сериалов, снятых от первого лица.

Маньяк

Днем Фрэнк — стеснительный владелец мастерской по реставрации манекенов, а ночью — безжалостный маньяк, убивающий исключительно женщин. Но однажды в его мастерской появляется молодая фото-художница Анна, которая просит его помочь ей с проведением выставки. Фрэнк понимает, что начинает в нее влюбляться, и ему все тяжелее сделать выбор между своим «увлечением» и реальной любовью.

Влюбленный Тома

Больной агорафобией Тома почти 8 лет провёл в домашних стенах. Единственным способом общения с внешним миром для него стал компьютер. Его виртуальная подруга начала ему надоедать, и он несмело начинает интересоваться реальными девушками и даже, кажется, влюбляется в одну из них. Но чтобы у него появился хотя бы шанс на продолжение знакомства, нужно встать из-за компьютера и выйти в реальный мир.

Вход в пустоту

Главный герой — канадский наркоман Марк, живущий с сестрой в Токио. До определенного момента мы видим все его глазами — в видеоряд включен даже эффект моргания. Затем Марк гибнет, и остаток фильма действует уже его призрак, которого не сдерживают никакие физические законы.

Отель «Инферно»

Профессионального киллера Фрэнка нанимают, чтобы убить пару человек. Для этого его заселяют в отель «Инферно», в котором находятся его «цели». «Плёвое дело» — думает Фрэнк, забыв о том, что «простых» заданий не бывает.

Русский ковчег

В Эрмитаже начала 1700 годов появляются два путника. Один из них — французский маркиз первой половины XIX века, другой — наш современник, петербуржец, остаётся для зрителя невидим: звучит только его голос. Осматривая залы, они встречаются и начинают обсуждать друг с другом всё, что попадается им на пути.

Грэйс

Фильм рассказывает нам о молодой набожной девушке Грэйс, которая недавно поступила в одно из образовательных учреждений. Приличной девушке из верующей семьи нельзя даже думать о всяких юношеских искушениях — алкоголе, наркотиках, сексе. Но, оказавшись на новом месте и не желая оставаться в стороне, Грэйс решает отправиться на студенческую вечеринку и оторваться по полной.

З/Л/О 2

Разыскивая без вести пропавшего мужчину, частный детектив и его помощница направляются в дом, где он жил. Зайдя в него, детективы обнаруживают странную коллекцию любительских видеокассет. В надежде, что на пленке они увидят пропавшего или найдут ключ к его местоположению, они включают кассеты одну за другой, не осознавая того, что может произойти.

Дар Ханы

Повествование ведется от лица 6-летней девочки Ханы, страдающей аутизмом. Она не разговаривает, но зато у нее есть особый дар — она может перемещаться в сознание окружающих и видеть то, что видят они.

Скафандр и бабочка

В результате инсульта Жан-Доминик Боби в возрасте 43 лет становится полностью парализованным. Некоторое время спустя он понимает, что он все еще может моргать левым глазом. Врачи в клинике придумывают для него специальный алфавит, благодаря которому, подмигивая оставшимся непарализованным глазом, Жан-Доминик может общаться с окружающими.

Хардкор

Проснувшись в научной лаборатории, главный герой — Генри — может вспомнить только две вещи: его привела в чувство его супруга Эстель и он безумно её любит. Но любимая тут же оказывается похищенной, и ничего не понимающий и не помнящий Генри просто вынужден преследовать монстра, который украл его жену.

Моими глазами

В основе сюжета первого российского фантастического триллера, снятого от первого лица, лежит секретный проект «Радуга», позволяющий перемещать человеческие души в чужие тела и таким образом достигать бессмертия. Как можно догадаться, что-то во время эксперимента пошло не так, и теперь всем причастным к нему людям угрожает опасность.

Континуум

17-летний Дэвид, копающийся в старых вещах, находит кассету с записью своего седьмого дня рождения. Во время просмотра записи он замечает себя в отражении на видео. Позднее он с друзьями находит чертежи устройства, разработанные его отцом. Внезапно они осознают, что обнаружили чертежи машины времени...

Открытые окна

Однажды Ник (фанат актрисы Джилл Годдард и создатель её сайта) выигрывает конкурс, приз которого — ужин со звездой. Пока Ник готовился к встрече, он получил звонок от человека, представившимся Кордом, который сообщает, что ужин отменили. Но Нику предлагается «пошпионить» за любимой звездой с помощью камер, гаджетов и онлайн-трансляций.

Был одним из самых ранних, поэтому успел завоевать невероятную популярность. Его суть заключается в том, что вам предлагается исполнить роль главного героя, только при этом на игровой мир вы будете смотреть его глазами. Соответственно, вы будете таким же образом прицеливаться и вести огонь, что, собственно говоря, и составляет главный смысл подобных игр. Естественно, вам предстоит передвигаться по миру, решать различные задачи, в некоторых случаях действовать бесшумно и так далее, то есть жанр предлагает вам невероятное разнообразие. Какие установить стрелялки от первого лица на компьютер? Что можно порекомендовать в первую очередь? Какие из них являются самыми выдающимися на сегодняшний день?

Серия игр Bioshock

Стрелялки от первого лица - это очень распространенный жанр, поэтому будет очень сложно выбрать лучшие среди них за все время. Поэтому проще обозначить самые выдающиеся и знаковые проекты, которые очень сильно повлияли на развитие жанра ФПС как такового и на развитие игровой индустрии в целом. И в первую очередь стоит отметить серию игру Bioshock, которая буквально перевернула понимание шутера. Во-первых, во всех трех играх присутствует незабываемая и великолепная сюжетная история, ради которой уже стоит сыграть в Bioshock. Но отдельно стоит выделить тот факт, что в данной игре впервые были смешаны элементы шутера и ролевой игры. Теперь вы можете не только стрелять из оружия, но также использовать специальные способности, прокачивать их, чтобы делать свое прохождение более увлекательным. Ранее стрелялки от первого лица полностью соответствовали своему названию - вы исследовали игровой мир и стреляли. Теперь же стало появляться все больше и больше проектов, которые внедряют в обычный шутер.

Серия игр Far Cry

Еще один революционный проект, который до сих пор является одним из самых признанных - это Far Cry. Чем эта игра была примечательна, когда появилась в продаже? В первую очередь она произвела революцию в графическом плане. Ранее считалось, что суть стрелялки заключалась именно в процессе, в экшене, в перестрелках и драйве. Однако первая часть данной серии полностью изменила данное представление - все окружение было проработано невероятно детально, пейзажи из Far Cry на тот момент считались одними из самых великолепных. После этого в других компьютерных играх данного жанра стали уделять больше внимания не только действию, но и окружению. Однако это еще не все. С каждой новой игрой в серии геймеру давалась все большая свобода, именно Far Cry привнес в жанр шутеров от первого лица понятие открытого мира. Вам больше не нужно выполнять отдельные миссии или продвигаться по заранее обозначенному сюжету, вы можете исследовать игровой мир, выполнять дополнительные задания и так далее. ранее предлагали геймерам в основном только линейный сюжет. Far Cry смог дать гораздо больше.

Left 4 Dead 2

Вы могли обратить внимание на то, что в последнее время игры-стрелялки от первого лица все чаще выпускаются не для одиночного, а для кооперативного прохождения. Первой ласточкой в данном направлении стал зомби-шутер Left 4 Dead 2, который оказался настоящим шедевром. Особенность этого проекта, а также тех, которые последовали за ним, заключается в том, что в одиночном режиме вы либо не сможете играть в принципе, либо вам будет не очень интересно. Дело в том, что прохождение рассчитано на пару или команду геймеров, которые добиваются успеха за счет того, что оказывают помощь - они могут лечить друг друга, делиться оружием, поднимать партнера, если тот был сбит с ног, и так далее. Именно после данного проекта стали появляться многочисленные стрелялки на ПК от первого лица, которые были созданы для кооперативного прохождения, или же в стандартные шутеры внедрялись кооперативные моменты.

Серия игр Half Life

Если речь идет про шутеры от первого лица, то нельзя не вспомнить проект Half Life, который действительно стал революционным. Эта игра заслуженно считается лучшей в своем жанре в истории игростроения. Именно Half Life задал направление для развития таких игр, как стрелялки от первого лица. И неизвестно, как бы выглядел этот жанр и существовал бы он вообще, если бы не данная серия.