Злой гений: профиль Синдзи Миками. Как Синдзи Миками жанр survival horror менял

Синдзи Миками (Shinji Mikami) — японский игровой дизайнер, обрел поистине культовый статус в среде поклонников хоррор-игр после релиза первой . Но, его вклад в игровую индустрию не ограничивается одной игрой или рамками одного сериала — дизайнер принимал участие в множестве проектов, одно перечисление которых заняло бы уйму времени.

Поэтому я выделил лучшие из тех, где он играл руководящую роль.

Топ игр Синдзи Миками

Dino Crisis

Почти во всех аспектах игрового процесса копировала легендарную серию игр про зомби, за что к ней приклеился ярлык , что … нисколько не отразилось на ее популярности в фанатской среде. Одно дело ярлык и совсем другое — качество самой игры, которое было на высоте.

The Evil Within

В свое время, интрига была нешуточная — новая студия (Tango Gameworks) во главе с самим Синдзи Миками под крылом издательства Bethesda Softworks работает под секретным проектом под рабочим названием «Project Zwei».

Поклонники сразу разгадали очевидный намек на любимый сериал и скрестив пальцы стали ждать «второго пришествия», чего, к сожалению, не произошло. Язык не повернется назвать результат плохим … просто ждали большего.

Vanquish

Безумно стремительная и невероятно короткая игра, с сюжетом вызывающим яркие ассоциации с играми серии Metal Gear и игровым процессом стилизованным под , моментально врезается в память и остается там с надеждой на сиквел.

Shadows of the Damned

Игра является ярким примером того, что бывает, когда за разработку отвечают два дизайнера (Миками и Гоити Суда) с кардинально различным взглядом на создание видеоигр. Любой знакомый с их творчеством, невооруженным глазом увидит, кто и какие уровни в игре создавал.

Но, несмотря на временами зашкаливающий градус безумия, перед нами — проверенный временем игровой процесс.

Resident Evil 4

Переосмысление концепции сериала сейчас бы назвали перезапуском и не дали номера, но то были другие времена и нравы:)

Сам по себе игровой процесс получился образцовым (недаром я играл 10+ раз), но далеко не всегда то, что хорошо для популярности, подходит для поклонников — слишком много экшена не могло не отразиться на атмосфере в худшую сторону.

Resident Evil

Основательница канонов жанра не просто пугала, она заставляла игрока чувствовать себя неуютно, исследуя закоулки родового поместья, судорожно подсчитывать точное количество патронов и прикидывать какие вещи стоит положить в инвентарь.

А еще, несмотря на прошедшие … уже десятилетия (!) это самая пугающая игра в сериале, имхо.

Создатель Resident Evil не увидел возможностей для молодых игровых режиссёров в Японии. Поэтому он основал компанию чтобы их создать.

Четыре года назад, игровой режиссёр Синдзи Миками (Shinji Mikami ) заметил проблему в японской игровой индустрии. Он заметил, что не те люди получают нужные возможности. Осмотревшись, он увидел игровых издателей, назначающих на позиции руководителей работников-ветеранов — людей за 40, которые чаще всего думают по-своему.

«Если тебе за 40, ты перестаёшь чувствовать то, за что люди покупают твои игры,» — сказал Миками. «А когда ты молод — ты не всё знаешь об игровой индустрии. Когда тебе около 30, то ты верно балансируешь — ты энергичен, и у тебя есть эго и возможность сфокусироваться, абстрагируясь от внешних раздражителей, однако у тебя достаточно опыта для управления людьми и знания бизнеса».

Он не упоминает этого, однако в 30 Миками режиссировал Resident Evil 1 , создав для Capcom наиболее популярную серию. В 39 он режиссировал Resident Evil 4 , самую принятую критиками игру от Capcom .

А потом, в 44, он основал независимую студию Tango Gameworks в стремлении других людей достичь того же. «Наиболее важным» в студии, говорит он — дать возможности юным создателям. Сразу же после основания компании, Миками даже публично заявил о том, что он режиссирует последнюю игру и отходит назад, чтобы дать возможность юным дарованиям.

Но иногда планы меняются.

Оставляя Capcom

Давать шансы молодым режиссёрам — не ново для Миками. Это то, что он осознал в юном возрасте.

Когда Миками начал работать в Capcom в 1989 году, он работал под руководством Токуры Фудзиварой (Tokuro Fujiwara) — главы подразделения потребительских разработок в Capcom и создателя жесточайше сложной серии Ghosts "n Goblins. Тогда, когда игровая индустрия переживала ранние годы и в ней ещё не было ветеранов, Фудзивара давал молодым участникам команды (таким как Миками) шансы вести проекты. Миками полюбил эту возможность, хотя по его словам методы Фудзивары были радикальны.

«Когда я работал на него, я бывал дома может пару раз за неделю,» — говорит Миками. — «А моя зарплата за Resident Evil 1 возможно была меньше, чем первогодние сотрудники получают сегодня. Я даже не мог жениться из-за моей финансовой ситуации. Это было другое время. Если бы это произошло сейчас, я бы возможно подал в суд».

Миками рассказывает о том, что после его работы в качестве продюсера над Resident Evil 2, его финансовое состояние стабилизировалось, и он смог жениться — и несмотря на все те испытания, что предстали перед ним, он уважает подход Фудзивары. В действительности, Миками говорит, что в некотором роде подход Фудзивары был более эффективен для тренировки людей в быстром порядке, чем в наши дни, и он критикует себя за то, что ведёт себя не столь строго с текущей командой.

Когда Resident Evil стал важной серией для Capcom в конце девяностых, акции Миками в компании цвели, позволяя ему руководить и давать шансы тем, кто его окружает. Он настаивал на продвижении культуры ведения проекта режиссером, где игры прорабатывались совместно: от верхов до самого низа. Он давал шансы молодым режиссёрам: Хидеки Камия (Hideki Kamiya), который создал серию Devil May Cry, Okami and viewtiful Joe; Шу Такуми (Shu Takumi), который создал Ace Attorney и Ghost Trick.

Хотя спустя несколько лет с тех пор как он пришёл в Capcom, Миками понял, что компания начала меняться — она стала более ориентирована на бизнес, что создавало для него проблемы в предоставлении шансов.

«Capcom стала больше, и они стали проектировать их бизнес структуру после её внедрения Electronic Arts — создавался менеджмент, цена, человеческие ресурсы и бюджеты», — говорит он. «В прежней Capcom, если продюсер пришёл к главному менеджеру с хорошей идеей, скорее всего её тут же утвердят. Но тогда проводили множество исследований, и много людей из бизнеса было вовлечено в предоставлении этой возможности. Было похоже, будто это была публичная компания, но я любил Capcom, когда она была маленькой».

Миками отправился на фриланс (внештатная работа на различные компании), режиссируя космический шутер Vanquish и продюсируя экшен-хоррор Sahdows of the Damned. Shadows of the Damned отмечен редким случаем для Миками, когда он мог использовать своё имя для помощи продажи игры издателю Electronic Arts, давая возможность разработчику Гойчи Суда (Goichi Suda) шанс разработать игру с большим бюджетом для ориентированного на США издателя. Но это не сработало так, как он на то надеялся.

Миками шутит о том, что сделало его счастливее в разработке Shawos of the Damnes. Это ретроспектива того, как команда из Grasshopper изучала использование Unreal Engine. Он говорит, что игра прошла через болезненные процессы разработки, начиная в качестве приключенческой игры, действие которой происходит в тёмном, узком пространстве, а позднее становится экшеном. «Виденье и направление Суды разительно отличалось от виденья и направления EA », — говорит он, отмечая, что Суда чувствовал себя гораздо комфортнее при создании приключенческих игр, чем экшенов.

Переход к экшену также не захватывал Миками. Одной из причин его ухода из Capcom была возможность создания новых концептов, а тут его вновь заставили разрабатывать нечто похожее на Resident Evil. «Даже когда я был в Platinum (где он режиссировал Vanquish, — прим Polygon)», — говорит Миками. — «Я получил огромное количество запросов от Sega, которая хотела создать игру в жанре хоррор, но я отказался. В таком случае не было резона покидать Capcom, если я хотел создавать игры в жанре хоррор».

Безусловно его следующим проектом будет игра в жанре хоррор.

Начиная Tango

Публично, когда Миками основал Tango, он не анонсировал ни одного проекта. В интервью с японским журналом Famitsu в тот момент, он говорил о своём желании культивировать новую группу игровых режиссёров, которые смогут сфокусироваться на креативности. Он говорил о том, что он перемещает свой офис из Осаки в Токио, а также о том, что он разговаривает с издателями, но пока не подписал контракта.

Миками говорит о том, что ему нравится работать в Осаке из-за людей, поскольку к ним здесь ты ближе, но он открыл Tango в Токио по причине того, что там проще нанимать людей.

А тем временем его команда начала работу над несколькими концептами. Миками представлял себе студию как место, в котором можно работать над несколькими проектами одновременно для того чтобы создать культуру, которая не связана одним жанром и предлагает больше возможностей для молодых режиссёров. В ней можно было бы разрабатывать несколько маленьких и несколько больших проектов.

По словам Миками, первые шесть месяцев для компании, где маленькие компании экспериментировала с шуточной идеей игры, в которой главным героем был таракан, который поднялся на две лапки и начал стрелять из пушки.

Большой идеей команды была игра под названием Noah, научно-фантастическая приключенческая игра на выживание с открытым миром, вдохновлённая фильмом Дюна (Dune). По сюжету игры на земле стало сложно жить, поэтому люди начали переселяться на другие планеты. И группа людей, жила в колонии, с которой потеряна связь — именно поэтому разведывательная группа отправилась их найти.

Noah никогда не был глубоко в разработке, а вскоре после начала работы над ним, у Tango появились финансовые сложности. Миками отмалчивается о подробностях, говоря просто «что-то произошло». Он смеётся над этой ситуацией в ретроспективе.

«У нас были финансовые проблемы, пока не пришла Bethesda», — говорит он.

28 октября 2010 года, Bethesda Softworks анонсировала, что они приобрели Tango. Известная за серию Elder Scrolls, Bethesda ушла в закупочный загул, подбирая студии с сильным доверием хардкорной аудитории. Были приобретены такие команды как id Software, Arkane Studios и Machine Games.

«Сравнивая с картиной типичного западного игрового издателя, Bethesda представляет собой скорее типичного японского издателя», — говорит Миками. — «Они не заставляют креативных людей делать что-то. Они дают свободу креативности разработчикам».

Миками говорит о том, что у Tango есть основные этапы проверок компанией Bethesda каждые два месяца, а верха в Bethesda могут проверить их работу в любой момент. Но ему нравится их готовность к экспериментами. Например, они позволяют разработчиками создавать многобюджетные одиночные игры в издательском рынке, где основные игры предлагают мультиплеерные возможности. «Мы очень горды от того, что мы являемся компанией, которая занимается одиночными играми, когда все другие — нет», — сказал вице-президент по связям с общественностью и маркетингом в Bethesda, Пит Хайнс в 2013 году для Polygon.

Начинаем два

После того, как Bethesda купила компанию, Миками сказал, что он всё ещё хочет, чтобы Tango стала студией, которая продюсирует несколько проектов в одно и то же время, но теперь это не только его решение.

«Цель всей компании изменилась, но с тех пор как первой целью Bethesda было создание большой AAA игры, это стало тем, что мы делаем в первую очередь», — говорит Миками.


После перебора сотни названий, среди которых был Mobius, Bethesda и Tango выбрали название The Evil Within (и Psycho Break в Японии) для последнего проекта Миками.

Следующие несколько лет, Bethesda и её родительская компания ZeniMax избегали маленьких проектов, а Миками говорит, что ему потребуется консенсус о том, может ли он дать людям из Tango больше шансов в режиссировании игр.

Под контролем Bethesda, Tango отбросила Noah и начала работу над новым режиссируемым Миками ААА проектом под кодовым названием Zwei — немецким словом «два». Это название не было совпадение. Zwei должна была стать экшеном про охоту на вампиров, где главными героями были бы мужчина и женщина, скреплённые цепью. Это была кооперативная игра, где в случае игры в одиночку, игроку приходилось управлять персонажами по очереди, следуя одним персонажем за другим.

Пока шло время, Zwei эволюционировала в одиночную игру в жанре хоррор — что Миками впоследствии назовёт «чистым хоррором на выживание» — действие которого частично происходит в психбольнице.


Будучи всё ещё в разработке, The Evil Within планирует свой выход 26 августа 2014 года на ПК, PlayStation 3 и 4, а также Xbox 360 и Xbox One.

У Миками было несколько причин для изменения жанра, в особенности он говорит, что слышал отзывы о том, что вампиры не так популярны, а участники команды уговаривали создать его более традиционную игру в жанре хоррор. Он также шутил о том, что креативный директор id Software, Мэтт Хупер (Matt Hooper), сказал, что если Миками не собирается создать ещё одну игру на выживание в жанре хоррора, то Хупер сделает её вместо него (в 2008 Хупер рассказал публике об отменённой игре на выживание в жанре хоррор от id Software, которая называлась Darkness, что совпадает с кодовым названием Shadows of the Damned от Grasshopper).

Миками пришёл туда, откуда начал — в режиссёрском кресле игры в жанре хоррор.

В апреле 2013, Bethesda и Tango раскрыли игру по имени The Evil Within. Когда такие серии как Resident Evil и Dead Space стали в последние годы постепенно превуалировать элементы экшена, чем хоррора, игра от Tango предлагала больше выживания. Страх преобладал над перестрелками. Для Миками, это было совершенно другим, чем он занимался последние годы.

Учитель

Слон в комнате по плану Миками отображает его самого. Ему 48. По ему собственному мнению — он уже не имеет соприкосновения со своей аудиторией.

По мере старения, Миками говорит, что он становится более разумным, готовым пойти на компромисс. Он не пытается превзойти себя. У него двое детей. Он замечает изменения в себе, отмечая что в нём уже не тот уровень энергии, что он не столь твёрд с командой.

Продюсер Tango, Масато Кимура, приводит пример двенадцатилетней давности. Кимура работал в качестве художника по спецэффектам под контролем Миками для создания римейка Resident Evil 1 для GameCube, и он помнит, что у Миками было особое виденье о том, как должна выглядеть последняя сцена в игре. Миками сидел рядом с Кимурой в течении двух дней и отмечал каждую деталь в сцене. «Он не такой сейчас, но когда ему было 30 — он делал именно так», — сказал Кимура.

Участники команды говорят, что не замечают этих изменений из-за верности, хотя они отмечают, что Миками всё ещё борется с решениями и тратит много времени в офисе для их принятия, а его подход — лучше подготавливает их к будущему в отсутствии микроменеджмента.


«Люди могут думать, что у Миками чёткое виденье проектов в его голове, но это не так», — сказал Масато Кимура. — «Он много работает над проработкой игры».

Когда Миками возвращается к тем двум дням с Кимуровй, у него всплывает комментарий, сделанный одним начальником из Capcom в то время, Татсуей Минами, который сказал ему сильно не наблюдать над людьми, поскольку так они смогут ощущать себя свободными творить. Оглядываясь назад, Миками соглашается с этим.

Именно это образ мышления, которые создали новостные заголовки в 2010. В интервью Famitsu, вскоре после присоединения к Bethesda, Миками сказал, что первой игрой от Tango будет срежиссирована им для того, чтобы другие могли дальше творить.

«Я могу лишь в последний раз взять на себя ответственность в качестве режиссёра и директора компании, а кроме того я хочу дать шанс молодым разработчикам», — сказал он. — «Знание этого, конечно, заставляет меня полностью отдать весь мой опыт, мою энергию и всё остальное, что у меня есть, в эту игру. Мне очень повезло, что Bethesda принимает это. Слишком много издателей заинтересованы лишь в ближайшем будущем».

За этими комментариями в интернете появились сообщения о том, что Миками планирует выйти на пенсию как режиссёр, что по его словам не очень понравилось начальству их Bethesda и может быть не совсем правдой.

«Возможно мне следовало рассказать им об этом», — говорит Миками. — «Мои начальники были очень расстроены. Это было то, что я решил ещё до основания Tango — следующий проект будет моим последним. ... Теперь я думал о том, что я буду тратить больше времени на менеджмент студии и обучении людей в режиссировании. Но теперь, поскольку Tango является частью Bethesda, на мне лежит меньше работы по менеджменту. Поэтому у меня есть больше времени, чтобы заниматься игрой, чем я изначально предполагал».

В данный момент, Миками говорит о том, что он не знает, кто будет режиссировать следующую игру Tango. Может быть это будет он. Может, кто-то другой из Tango. В своих интервью он метается между возможностью вести проект и предложением шансов для участников команды для ведения собственных проектов.

На палубе

Незадолго до Tokyo Game Show в сентябре 2013, Миками начал рассказывать команде в Tangp о том, что он определился с тремя членами команды, которые по его мнению способны к режиссированию игр в компании в будущем. Он не может сказать, когда это произойдёт и какие игры ими могут стать, но он отметил что эти трое — следующие в линии.


Слева направо: Шигенори Нишикава, Наоки Катакаи и Икуми Накамура.

Этими людьми стали главный игровой дизайнер The Evil Within, Шигенори Нишикава, арт-директор Наоки Катакаи и главный художник по концептам Накамура. «Каждый из них имеет определённый взгляд на вещи», — говорит Миками. — «Нишикава отлично справляется с управлением людей и заботой обо всех членах команды. Катакаи замечательно визуализирует мир, который у него в голове. А Накамура думает о том, чего я предсказать не могу. Они такие уникальные».

Нишикава, который ранее режиссировал чернобелую игру в жанре экшен MadWorld от Platinum Games, скромно принимает похвалу. «Я знаю, что у меня нет никаких особых гениальных способностей», — говорит он. — «Но может Миками думает что есть? Всмысле, почему он всегда номинирует меня? Когда я оглядываюсь назад на свои заслуги — я их не вижу».

Когда Нишикава описывает свой подход к разработке, то он подходит к комментариям Миками. Он говорит о том, чтобы давать игре структуру, которая бы предотвратила команду от срыва сроков и потери мотивации, а также настраивая дизайн игры так, чтобы он отвечал запросам участников команды. «Миками возможно увидел меня, когда я пытался создать такое окружение, где все вместе наслаждались процессом создания игры без какого либо беспокойства о том, чья где работа, и подумал о том, что я бы мог сплотить вокруг себя команду», — говорит он.

Будучи ответственная за внешний вид The Evil Within, Катакай рассказывает о своей работы, где главной задачей держать всё в русле, пытаясь найти баланс в таких вещах, которые выглядят «слишком круто, слишком мило или слишком грязно». Он отмечает его дизайнерское значение и идеи, а также опыт работы с внешними командами и участниками команды, которые несогласны с другими — именно за это, по его мнению, Миками мог выбрать его.

Катакай отмечает, что он также часто начинал работать над идеей перед получением разрешением, с тех пор как он обнаружил, что ему трудно донести свои идеи прежде, чем он что-то покажет. «Действительно сложно показывать то, что я чувствую», — говорит он. — «Возможно я преподношу лишь 10% информации из того, что действительно хочу сказать. С точки зрения производственной среды, это хорошая среда для каждого из членов команды. Особенно для людей искусства — общение достаточно ясно. И если вы талантливы, вы должны представить всё на экране».

Накамура — первая женщина, выбранная Миками в качестве потенциального режиссёра, у которой собственный скромный подход. «Похоже, что мистер Миками думает о том, что я странное животное», — говорит она. — «Может быть поэтому он мной заинтересовался? Двое других, выше меня по званию, мистер Катакай и мистер Нишикава, имеют отличительные черты. Я бы не сказала, что нахожусь в той же лиге».

Ранее она работала в качестве художника по концептам над стилизованной игрой в жанре экшен, Bayonetta, и говорит, что пытается представлять свою работу как высококачественную, чтобы не стать «просто художником». «Художники по концептам часто думают о внешнем качестве своих работ, но я думаю, что идея в сердце — наиболее важно», — говорит она, отмечая важность определения направления для команды. Она также рисует серию комиксов «Настоящий Tango» на сайте компании, в которых она отмечена как «режиссёр-новичок».

Несмотря на то, что Нишикава, Катакай и Накамура находятся в списке Миками, это не означает, что так будет в итоге.

Миками отмечает, что он пока ещё не проводил с ними собеседования по поводу должности, а также не сравнивал их с другими сотрудниками компании. «Я на самом деле пока ничего не делаю для их выбора или продвижения,» — говорит он. — «Я просто пытаюсь вдохновить каждого на попытки улучшения их способностей. И пока я лишь вижу этих троих».

Он также отмечает, что в конце 2013 года ни у одного из них не было в разработке игры, даже на начальной стадии создания. И он не может сказать, кто будет режиссировать следующую игру от Tango — это может быть один из них, или даже сам Миками.

Следующие десять лет

Оглядываясь в прошлое, первые четыре года для Tango по словам Миками оказались не совсем тем, что он изначально планировал, но он доволен результатами.

Он похоже чувствует противоречие о наилучшем способе справляться с работой. Он хочет дать команде свободу для роста, но боится дать её слишком много. У него есть «множество» игр, которые он хочет создать перед уходом в отставку, но он также хочет научить новое поколение создавать свои проекты.

Миками говорит, что он не имеет понятия о том, чем станет Tango через 10 лет. «Я надеюсь, что здесь будет интересно работать», — говорит он. — «Наиболее важным для меня во время основания Tango было научить молодых людей, так что мне интересно, насколько хорошо это получится через 10 лет. Получится или нет — зависит скорее всего от успешных игр».

Начинает компания свою работу с The Evil Within, которая попадёт на прилавки магазинов через шесть месяцев. На текущий момент у игры довольно тёплый приём: например разработчики типа Клиффа Блежински (главного дизайнера Gears of War) одобряющие игру в Twitter, и полученные награды от сайтов на E3 (Electronic Entertainment Expo). Миками надеется, что игра докажет, что есть место на рынке подобным многобюджетным играм в жанре survival horror.

И сейчас, Миками и его команда в Tango должны лишь завершить игру. Затем они смогут понять, каким будет следующий шаг из великого плана Миками.

Хотя в некотором роде, это уже известно.

После проведения второго интервью для этого сюжета, Миками проверил свой телефон и заметил письмо от бывшего протеже, Хироки Като, который направил Миками режиссировать Resident Evil Code: Veronica в конце девяностых. Несмотря на большой успех Code: Veronica, Като никогда не стал известным режиссёром, а вместо этого пошёл работать в качестве дизайнера над такими играми как God Hand и Vanquish.

После Vanquish он бросил мир игровой разработки. И он отправил письмо Миками, чтобы тот узнал, что Като решил стать фермером. Миками ситал сообщение и смеялся, а затем поделился новостями с Кимурой и другими в ресторане, будто он гордый отец.

Като может и не застрял в игрокой разработке, но Миками дал ему возможность для роста и позволил ему вырасти.

И вот почему, в частности, Миками делает свою работу.

Мне нравится 2

На этой неделе состоялся релиз , нового хоррора от создателя Синдзи Миками. Наше мнение об этой игре вы сможете прочитать на сайте сосвсем скоро, а пока мы вспоминаем весь путь в игровой индустрии нынешнего главы студии Tango Gameworks: от Goof Troop до .

Синдзи Миками

Дата рождения : 11 августа 1965 года
Страна : Япония
Профессия : геймдизайнер, продюсер
Должность : генеральный директор Tango Gameworks
Начало карьеры : 1990 год
Первая должность в игровой индустрии : планировщик проектов
Самые известные игры : Resident Evil, Dino Crisis, Vanquish

Многие талантливые геймдизайнеры начинали свою карьеру с разработки совсем не тех игр, по которым их сейчас знают во всем мире. Например, Хидео Кодзима дебютировал с проектом о приключениях пингвина . Автор лучшего сериала про якудзу, Тосихиро Нагоси, занимался гоночными играми . Подобных примеров предостаточно. Синдзи Миками, присоединившийся к компании Capcom в 1990 году, тоже не сразу начал делать хорроры. Первые несколько лет он принимал участие в планировании различных игр, в том числе и Disney"s Aladdin для SNES. Его первой работой в качестве геймдизайнера стала . Прямо скажем, игра по мотивам диснеевского мультфильма имела мало общего с ужастиками, хотя некоторые считают, что именно здесь Миками впервые опробовал некоторые идеи, которые позже реализовал в Resident Evil.

В 1994 году в Японии вышла первая консоль PlayStation, и Capcom доверила Синдзи Миками, чьи предыдущие работы неплохо показали себя с финансовой точки зрения, разработку проекта для новой платформы. В качестве источника вдохновения геймдизайнер использовал различные фильмы ужасов, в частности — картину Sweet Home , а также игру, созданную по ее мотивам. Через два года Миками создал проект, получивший название Biohazard, в котором рассказывалось о бойцах спецотряда S.T.A.R.S., застрявших в особняке с зомби и ужасающего вида монстрами. На Западе эта игра получила название Resident Evil.

Жанр нового проекта издательство Capcom обозначила как survival horror — то есть хоррор, в котором сделан сильный акцент на выживание персонажей в крайне недружелюбной обстановке. Позже к этой категории начали причислять и более ранние игры со схожей атмосферой. Дошло до того, что сейчас почти невозможно однозначно ответить на вопрос, какой же проект первым начал соответствовать требованиям этого жанра.

Новая игра добилась успеха, и Миками, получивший повышение в компании, начал активно разрабатывать тему зомби. Через пару лет он выпустил Resident Evil 2, а в 1999 году появилась — возможно, самая страшная часть оригинальной трилогии. Очень уж некомфортно было путешествовать по виртуальному городу, зная, что в любой момент на героя может выпрыгнуть здоровенный, хорошо вооруженный и, что самое страшное, весьма разумный монстр, чье имя было вынесено в подзаголовок.

Прямая речь

«Я никогда не отказываюсь от идеи потому, что она слишком пугающая. Но я отказываюсь от идей, которые являются слишком гротескными».

В промежутке между второй и третьей частями Resident Evil Синдзи Миками успел сделать игру под названием Dino Crisis. В целом она была похожа на проекты про зомби, только в качестве врагов здесь выступали динозавры. Ко всему прочему, выживать в Dino Crisis было хоть и непросто, но уже не так страшно. Издательство Capcom даже придумало для игры новый жанр survival panic, но это словосочетание не прижилось.

Сама компания, тем временем, пережила небольшую реструктуризацию, и внутренние команды разработчиков были разделены по номерам. Миками, который к тому моменту доказал, что может стабильно делать коммерчески успешные проекты, возглавил подразделение под названием Capcom Production Studio 4, и начал курировать гораздо больше проектов одновременно. За три года он успел так или иначе поучаствовать в разработке десятка игр, среди которых , Dino Crisis 2, Onimusha: Warlords, и даже Phoenix Wright: Ace Attorney. Но его имя продолжало ассоциироваться именно с хоррорами.

В этот период Синдзи Миками допустил важнейшую стратегическую ошибку, которая повлияла на его дальнейшую карьеру в Capcom. Было подписано соглашение с компанией Nintendo, согласно которому все ключевые игры из серии Resident Evil должны были выходить только на консоли GameCube. Для издательства это стало настоящей проблемой, ведь эта приставка сильно уступала по продажам набиравшей ход PlayStation 2. Фактически компания недополучала приличные деньги на каждом новом проекте, вне зависимости от его качества.

Ко всему прочему у разработчиков возникла заминка с новой номерной частью Resident Evil. Capcom выпускала римейки и ответвления, но создать полноценную новую игру не получалось, хотя работа над этим проектом началась еще в 1999 году. Разные команды под руководством разных геймдизайнеров пытались придумать подходящую концепцию для Resident Evil 4, но дальше прототипов дело не продвигалось.

Синдзи Миками, тем временем, допустил еще одну ошибку, на сей раз с игрой P.N.03 для GameCube. Можно сказать, что геймдизайнеру впервые всерьез изменило его чутье на хорошие идеи. Мало того, что P.N.03 предсказуемо провалилась в продаже, так еще и пресса приняла ее довольно холодно. Руководство Capcom отреагировало мгновенно — Миками лишился должности руководителя внутренней студии, которую занимал около четырех лет.

Прямая речь

«Я решил добавить больше экшена в Resident Evil 4 из-за реакции на римейк первой Resident Evil. Если бы продажи последнего были лучше, то и Resident Evil 4 могла бы быть более страшной, ориентированной на хоррор игрой».

Несмотря на угрозы Миками убить себя, если игру выпустят на какой-то другой платформе помимо GameCube, Capcom все же сделала это, когда закончился контракт с Nintendo. Четвертая часть Resident Evil понравилась широкой аудитории, получила множество наград и стала образцом для подражания. Многие ее элементы позже были реализованы в играх других разработчиков. А Миками остался жив.

Ко всему прочему, ему было немного не до того. В середине 2000-х годов геймдизайнер активно сотрудничал с Clover, талантливой внутренней студией Capcom, выпустившей Viewtiful Joe, и, конечно же, прекрасную . Также Маками успел поработать с Гоити Судой и его студией Grasshopper Manufacture, которая в 2005 году выпустила экспериментальную, авангардную, совершенно безумную игру .

Прямая речь

«Я считаю японских разработчиков телентливыми мастерами, а не работниками конвейера. И сейчас, когда главной тенденцией на Западе является создание максимально реалистичной графики, у этих мастеров просто нет пространства для самовыражения».

В 2007 произошел небольшой скандал. Издательство Capcom решила расформировать Clover Studio, так как ее игры, несмотря на качество и отзывы прессы, продавались не очень хорошо. Предполагалось, что сотрудники студии перейдут в подразделение, занимающееся исследованиями, однако разработчики решили вообще покинуть компанию. Когда пресса начала разбираться в этом конфликте, выяснился еще один любопытный факт. Оказалось, что Синдзи Миками уже довольно долго не является сотрудником Capcom и работает с этой компанией по договору, как наемный геймдизайнер. И самое главное — продолжать сотрудничество в таком формате он не планировал.

В течение следующих пяти лет Миками сделал всего две игры. Первая, , была разработана студией Platinum Games для издательства Sega. Вторую, Shadows of the Damned, создала студия Grasshopper Manufacture. Игра была выпущена в рамках программы EA Partners, то есть считалась очень необычной, но перспективной игрой. Но сотрудничество с Гоити Судой или бывшими коллегами по Capcom не очень устраивало Миками.

В конечном итоге он основал собственную студию Tango Gameworks, в которой занял пост генерального директора. Через несколько месяцев, в октябре 2010 года, стало известно о том, что эта студия станет дочерней компанией ZeniMax Media — большого холдинга, в который, на секундочку, входят такие известные разработчик как Bethesda (Fallout 3 и The Elder Scrolls V: ), Arkane Studios () и даже id Software (, и ). В этом году Миками вернулся к истокам и создал хоррор, который должен напугать всех до безумия. Очень хочется, чтобы ему это удалось.

) побывал в японском офисе компании ZeniMax (Bethesda ) и поговорил с геймдизайнером Синдзи Миками и руководителем разработки The Evil Within 2 Джоном Йоханасом об индустриальных тенденциях, сложности в играх и знакомстве двух разработчиков.

Создатель Resident Evil пребывал в хорошем расположении духа и забавно отвечал на некоторые вопросы, поэтому при переводе с японского языка на русский мы решили не опускать экспрессивные слова. В скором времени вы увидите видеоверсию этого интервью и еще один материал непосредственно о деталях . Мы также поделимся с вами своими впечатлениями от последнего демо игры.

[Азиатская штаб-квартира ZeniMax встречает маскотами Fallout, промо-материалами The Evil Within 2, примерами выпущенных продуктов в разных категориях, а также полученными на японском рынке наградами (на стенде, в частности, можно увидеть несколько статуэток Japan Game Awards)]

Добрый день!. Мы появились в 1996 году, когда вы создали первую часть Resident Evil. Очень рад встрече с Вами! На сайт мы особенно ценим японские игры и всегда нежно относились к Вашему творчеству. Resident Evil, Dino Crisis, Devil May Cry и The Evil Within - не просто великолепные игры, мы считаем, что они являются великим наследием всей игровой индустрии Японии.

Я сегодня хотел бы задавать вопросы по трем темам. Вопросы, касающиеся серии игр The Evil Within и непосредственно The Evil Within 2; Вопросы, касающиеся Tango GameWorks и Bethesda; И другие вопросы.

Сильно ли изменился общий процесс создания Ваших игр с 90-х годов? С чего вообще начинается процесс разработки новой игры? Что Вас вдохновляет на свежие концепции, миры и персонажей?

Синдзи Миками : Что изменилось? Ну, во-первых, теперь для разработки одной игры требуется намного больше людей... [считает на пальцах] Во-вторых, сегодня на создание одного проекта нужно куда больше денег, чем раньше. Например, если сравнивать бюджет времен, когда я занимался серией Resident Evil, и сегодняшние цифры, то можно наблюдать увеличение где-то в 10 раз. Это если говорить о проектах, которые метят в категорию ААА.

Также изменились необходимые знания для создания игр. Требуется куда больше обучения, бумажной работы тоже прибавилось. Всего за какие-то пару лет в индустрии все очень сильно меняется. Если сравнивать игры с кино, то можно сказать, что путь, который проделал этот вид искусства за 50-60 лет, игры прошли всего за 10-15. Это очень тяжело.

А какой следующий вопрос был?

Что вас вдохновляет на создание персонажей, концепции?

Синдзи Миками : Все зависит от конкретного проекта. В одном это персонажи, в другом история, в третьем игровой процесс.

Проще говоря, если есть некий главный основной момент в начале, в процессе он обрастает недостающими частями и новыми элементами. Именно этот процесс захватывает меня больше всего. Есть люди, для которых в первую очередь важен какой-то конкретный аспект, в нашей команде тоже такие имеются. Без специалистов, щепетильно относящихся к определенным элементам, хороший проект не получится.

Джон, а из чего Вы черпаете вдохновение?

Джон Йоханас : В этом мы, наверное, похожи с Миками. [смеется]

Синдзи Миками : Идея может просто внезапно прийти.

Вот, например, когда мы в туалет ходим. Иногда говно сразу выходит, а иногда нет. [все смеются] И ты сидишь, тужишься, но ничего не получается. Бывает же такое? Аналогичная ситуация и с играми - когда у вас “запор”, то с этим ничего не поделаешь. Когда выходит - нужно лишь немного усилий - приложили и все пошло. Так что если процесс идет, то все плавно, а если ничего не выходит - сколько бы вы голову не ломали над новыми идеями - ничего не получится.

Джон Йоханас : Думаю, это относится не только к играм, но и вообще ко всем творческим профессиям.

Спасибо за такое понятное объяснение! [все смеются]

Синдзи Миками : Так что игры - это как процесс похода в туалет. Тут или все скоротечно, либо же вообще не продвигается. [все смеются]

Классический Resident Evil был довольно сложной игрой. Например, у игрока были ограничены сохранения, а некоторые монстры могли убить с одного удара. В The Evil Within тоже достаточно много хардкорных элементов. Является ли для Вас сложность геймплея обязательным условием для игр в жанре ужасов? Считаете ли Вы, что игра может быть пугающей, но при этом игроку в ней ничего не будет серьезно угрожать?

Джон Йоханас : Так ведь все сейчас и стараются сделать игры полегче, разве нет?

Синдзи Миками : Игры, в которые проще играть (где есть низкая сложность), вполне хороши. В жанре хорроров сейчас все вместо того того, чтобы сделать игру сложнее, концентрируются на персонажах, атмосфере, музыкальном сопровождении. Есть, конечно, люди, которые стараются создавать чисто “сложные” игры, но их все меньше, и аудитория у таких проектов совсем небольшая.

К примеру, у Capcom в эпоху NES и SNES часто было такое, что если ты хорош в определенной игре, то ее и за 2-3 часа можешь пройти [Миками кивает], а если ты впервые играешь, то можно неделями и месяцами над одной игрой сидеть.

Синдзи Миками : Когда мы делали ремейк первого Resident Evil для GameCube, постарались над визуальной частью, создали красивые постановочные ролики. Но от людей, в том числе уже игравших в оригинал, получили разгромные комментарии. Особенно на Западе. Американские геймеры жаловались нашим программистам, что игра тяжелая. Поиграв всего 1 час, они ее бросали. Это был сложный момент.

Джон Йоханас : Ну, тогда это еще не так плохо было [как сейчас].

Синдзи Миками : Целую уйму времени потратили, собрали большую команду профессионалов, все вместе потели над игрой. И в итоге услышать “бросил через 1 час” - это сомнительное удовольствие.

Джон Йоханас : Во времена выхода Resident Evil это был уникальный проект, да и вообще игр было меньше, чем сейчас. Поэтому если постараться, всегда можно было добить ее до конца. А сегодня, если что-то не нравится, легко бросить одну игру и начать другую.

Синдзи Миками : Сейчас все смотрят в сторону RPG в обширным миром.

Вы имеете в виду открытый мир (Open world)?

Синдзи Миками : Да, именно. Подобные игры обычно не такие сложные и ритм прохождения у них не быстрый. Например, можно играть и одновременно пить алкоголь, курить и закидываться закусками. Если в момент игры вам неожиданно приходит письмо, вы можете бросить контроллер, посмотреть на телефон и снова вернуться к прохождению. То есть стиль игры стал более расслабленным. Когда мы смотрим фильм в кинотеатре, то не можем никуда выйти и концентрируемся только на происходящем на экране. С другой стороны, если в туалет захочется - спокойно пойти не получится (кино в кинотеатре на паузу не поставить, - прим. сайт). [Джон смеется]

Поэтому длинные игры, от которых всегда можно отвлечься на телефон, в последнее время в тренде. И в то же время игр, где контроллер из рук нельзя выпустить, сейчас почти нет.

Джон Йоханас : Кстати, Миками уже два раза про туалет вспомнил за время интервью.

Синдзи Миками : Туалет?

Джон Йоханас : Да, вот только что.

Синдзи Миками : А что, нельзя говорить про туалет?

Джон Йоханас : Нет, нет, вы не так поняли. [смеется] Просто ваше сравнение про “в туалет нельзя выйти”… [смеется].

Синдзи Миками : Так если в туалет не ходить и срать, то и долго жить не получится. Прошу прощения, теперь разговоры про туалет под запретом.

Ну, я не уверен... Возможно, будут еще вопросы, которые затронут эту тему...

[все смеются]

[В Японии франшиза The Evil Within проходит под названием Psycho Break]

Что при создании игры является для Вас движущей силой - геймплей или сюжет? Например, в The Evil Within очень грамотно построен геймплей. Так, что моменты со стелсом чередуются с динамичными босс-файтами или стрельбой и игроку никогда не бывает скучно от монотонности происходящего. Но если вдруг сюжет потребует поставить две похожие по геймплею медленные секции со стелсом подряд, что повредит ритму игры - Вы пойдете на такой шаг или специально измените сюжет, чтобы разнообразить геймплей?

Возможно, Вы как-то сокращаете определенные моменты игры. Как вы с этим справляетесь?

Джон Йоханас : Геймплейные сцены?

Например, около часа игрок вынужден все время скрываться от врагов, играть размеренно и потом у него схватка с боссом.

Джон Йоханас : Да, в первой части мы придерживались такой сбалансированной системы. Но в этот раз все как раз напротив. Как Миками уже говорил ранее, [в The Evil Within 2] мы хотели предоставить геймерам больше свободы. Почти с самого начала игроку предлагают разные пути. Можно выбрать, какой Вам больше по душе и вы все равно сможете добраться до конца игры.

Какие самые важные уроки получили Вы и Ваша команда во время разработки The Evil Within и The Evil Within 2?

Синдзи Миками : Самое главное для меня - придерживаться намеченного пути. И в случае с The Evil Within я получил удовлетворение в этой потребности. Проще говоря, мое желание заключается в создании игр, которые останутся в памяти у игроков. Самое главное - создать что-то, что игрок не забудет через небольшой промежуток времени. Мы стремимся к такому результату. Прибыль - это тоже хорошо, а если ее нет, то и ценность ваша пропадает… как студии.

А что Вы думаете, Джон? Что было для Вас самым главным во время работы над серией Evil Within?

Джон Йоханас : Первая часть, DLC, вторая часть - все совсем по-разному было. Но с каждым разом мы все больше старались проработать мир, именно в таком виде, как мы его задумали. Например, во второй части приходилось много работать с эмоциональным аспектом, чтобы подталкивать игрока двигаться до конца и стараться спасти дочь. Это был интересный опыт.

Когда Вы основывали Tango Gameworks, еще были независимы от Bethesda, но во время создания первой игры вошли в ее состав, после чего переключились на разработанный на Западе движок. Стала ли разработка продвигаться быстрее из-за этого? Японские игровые движки и западные - с какими легче всего работать?

Синдзи Миками : Японские игровые движки обычно не выходят за пределы студий, которые их создали. Особенно это касается больших компаний. Например, Capcom использует собственный инструментарий, другие примеры тоже есть.

Из общедоступных движков... в Японии сейчас есть студии, которые работают с Unreal Engine или CryENGINE. Как только мы вошли в группу компаний Bethesda, начали использовать id Tech. Хотя до этого думали, что будем выпускать игры на Unreal. В Bethesda нам сказали работать с их движком. В случае с The Evil Within 2 мы уже используем кастомную версию данного движка, которую создали для этой игры.

Когда Вы пользовались движком от Bethesda и у Вас возникали какие-то проблемы, компания оказывала Вам помощь?

Синдзи Миками : Получали ли мы поддержку… да, было такое. Но только когда сталкивались с какими-то серьезными сложностями. Если же это что-то мелкое, то всегда справлялись сами, потому что другие студии тоже заняты, зачем им мешать. С существенными же проблемами мы обращались в саппорт.

Расскажите, как Вы познакомились с руководителем разработки The Evil Within 2 Джоном Йоханасом?

Синдзи Миками : Хмм... На Одайба есть такой бар - SOHO. Вот там внизу. Джон подошел ко мне и сказал: “Это книга, которую я сам перевел, посмотрите...” Дальше что было? Я взял ее?

Джон Йоханас : Вы ее подержали.

Синдзи Миками : Подержал и что сказал?

Джон Йоханас : Книга довольно толстая была, около 400 страниц.

Синдзи Миками : Я столько не читаю, нет у меня времени.

Джон Йоханас : Я хотел показать, что такой труд проделал.

Синдзи Миками : Да, я подумал, что ему нравится творить что-то свое. Это была наша первая встреча. Всегда был впечатлен людьми, которые чем-то заняты. А что в итоге с книгой стало, ты сдал ее в печать?

Джон Йоханас : Нет, дома все так же лежит, просто показать ее хотел.

Синдзи Миками : Хорошо, что я не забрал ее с собой. Если бы взял, то, скорее всего, выкинул бы. [смеется]

Джон Йоханас : Так господин Миками мне и не поверил сначала, начал перелистывать ее вот так. [показывает] Хотел для начала проверить, правда ли там везде что-то написано, а то может быть просто голые листы. [смеются]

То есть в то время Джон еще никак не был связан с игровой индустрией?

Джон Йоханас : Не-не, вообще даже и не думал.

Синдзи Миками : Учителем в школе был.

Джон Йоханас : Да.

Синдзи Миками : В Ибараки (префектура соседняя с Токио). Ты откуда? - Ибараки. [смеется]

Джон Йоханас : Это факт, поэтому и скрывать нечего.

Синдзи Миками : Да, всегда есть куда вернуться.

Джон Йоханас : Ибараки, Ибараки...

Синдзи Миками : Всегда можно спокойно там работать.

Можете ли вы рассказать о каком-нибудь занимательном случае, который произошел во время разработки игры?

Джон Йоханас : Интересный...

Случай, да.


[Стенд в холле ZeniMax Asia K.K.]

Джон Йоханас : Много всего было. И хорошего, и плохого. Все время настроение как кривая в графике скачет. Что самое интересное было-то? [спрашивает у Миками]

Синдзи Миками : Всегда приятно, когда начинаешь видеть конечный результат. А когда вокруг проекта, который ты придумал один, собирается много людей, чтобы воплощать его в реальность, это счастье. Но вообще каждый день много “гемороя”. [Джон смеется] Уже умираешь, но потом думаешь о качестве и продолжаешь стараться.

Джон Йоханас : В этот раз, когда музыку записывали с оркестром из Европы, из Праги, для “дирижирования” собирались в нашей комнате и слушали различные миксы. Наверное, это тронуло сердце больше всего.

Синдзи Миками : Еще как.

Джон Йоханас : Да...

Синдзи Миками : А если бы сам поехал бы в Прагу, еще сильнее бы прочувствовал.

Джон Йоханас : Но в итоге ни у кого поехать не получилось, поэтому все дистанционно контролировали.

Синдзи Миками : Хотел под предлогом работы скататься в Прагу, да? [Джон смеется] “Очень красивый город, хочу там побывать”.

И пиво там дешевое.

Синдзи Миками : [кивает] Если он поехал бы, то на вопрос о самом запоминающемся моменте сказал бы, что “Прага была прекрасна”. [смеются]

Компания Bethesda активно начала поддерживать новую консоль Nintendo Switch. Там уже анонсировали Skyrim, Doom и Wolfenstein II: The New Colossus. Планируете ли Вы выпустить что-нибудь для японской системы?

Синдзи Миками : На Switch?

Синдзи Миками : Конечно, иногда думаю, что хотел бы попробовать. Но обращаться с предложением не хочется. “Ты что творишь?”, - наверху очень разозлятся.

А что в плане железа? Возможно ли вообще портировать ваши игры на систему?

Синдзи Миками : Вообще, портировать всегда проще, чем создавать что-то с чистого листа. Но самая большая проблема - это планирование проекта для директора. Оно делает портирование на любую систему не самым легким процессом. [Смотрит на Джона] За исключением портирования с PC на Xbox One.

Джон Йоханас : Да, это почти одинаковое железо.

Синдзи Миками : Одинаковое. Но продвигать какое-то предложение - не самое простое дело. Другая проблема в качестве - можно делать все качественно, а где-то опустить планку. Опять же, работа с директорами по персонажам и локациям над каждым моментом заново - то еще удовольствие. Это все тяжелый труд. [смеется] Каким бы не было железо или игра, всегда есть подводные камни.

Что бы Вы хотели сказать нашим читателям и Вашим фанатам из России?

Синдзи Миками : The Evil Within 2 хоть и является хоррором, но когда вы пройдете его, то точно расплачетесь (от сюжета). Мы очень старательно работали над историей, поэтому насладитесь всем проектом полностью до конца. Это очень интересная игра.

Джон Йоханас : На этот раз у вас есть больше свободы. Вас ждет увлекательное путешествие.

Большое спасибо, что уделили нам немного своего времени. Мы с нетерпением будем ждать выхода игры!

Синдзи Миками и Джон Йоханас : Вам спасибо!

Беседовал: Ryosha , вопросы: ACE , Shibito , редактирование: SkyerIst

Прямо сейчас, поклонники почти ничего не знают о предстоящем Resident Evil 8. Известно лишь, что он находится на стадии планирования в Capcom. Возможно, что игра еще не дошла до стадии разработки, и, возможно, у нее даже нет режиссера. Если режиссер Resident Evil 7, Коши Наканиши, не заинтересован в работе над продолжением, то Capcom может попросить создателя сериала, Синдзи Миками, снова вернуться к франшизе.

Во время выступления на QuakeCon , где режиссер занимался продвижением своей новой The Evil Within 2, Миками спросили, не возьмется ли он за Resident Evil 8, если Capcom предоставит ему полную свободу творчества. Создатель «Резидента» дал уклончивый ответ, сказав: «Я мог бы». От каких-либо подробностей режиссер воздержался. Поскольку Синдзи Миками в настоящее время работает в Tango Gameworks и Bethesda, кажется маловероятным, что он сможет заняться Resident Evil 8, но, всякое бывает.

Capcom давно сотрудничает с другими студиями и компаниями. Такие игры как Marvel vs. Capcom и некоторые части Legend of Zelda появились на свет благодаря умению компании находить общий язык с конкурентами. Учитывая это, не исключено, что Capcom может сделать Bethesda и Tango Gameworks предложение, от которого невозможно отказаться. Они же как-то делали это с другими компаниями в прошлом.

Разумеется, нужно учитывать, что Capcom и Синдзи Миками разошлись не самым лучшим образом, когда Capcom закрывала Clover Studio. Тем не менее, появились сообщения, что Capcom обратилась к другим бывшим разработчикам из Clover Studio, и переговоры, по-видимому, происходят между Хидеки Камия из Platinum Games и исполнительным продюсером Resident Evil 7 Джаном Такэути. Итоги этих переговоров, если они конечно были, не известны. Ходят слухи, что на них обсуждалась возможность разработки студией Platinum Games игры Okami 2 для Capcom.

Правда жизни:

Очевидно, что Capcom готовы работать со своими бывшими сотрудниками и Миками в том числе. Поэтому есть очень маленький шанс, что режиссером Resident Evil 8 может стать создатель франшизы. Однако, более вероятным сценарием является то, что Миками будет продолжать работать над проектами Tango Gameworks, где он теперь выступает в качестве продюсера The Evil Within 2, а Capcom доверит развитие Resident Evil 8 команде Resident Evil 7.

Resident Evil 8 находится на стадии планирования Capcom.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .