Петр струве краткая биография. Петр Бернгардович Струве: биография, идеи, вклад в социологию

Джон Мильтон - знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, политический деятель - родился в Лондоне 9 декабря 1608 г. Его отцом был успешный нотариус, разносторонне образованный человек, придерживавшийся, тем не менее, пуританских взглядов, воспитывавший сына в духе аскетизма и религиозного поклонения. Джон Мильтон был прекрасно образованным человеком. После обучения дома и в школе св. Павла в 1625 г. он стал студентом Крайстс-колледжа Кембриджского университета, который окончил в 1632 г. с получением степени магистра искусств.

Сделав тяжелый выбор, Мильтон отказывается от карьеры духовного лица и на шесть лет уезжает в отцовское имение, расположенное неподалеку от столицы, где продолжает самостоятельно заниматься. В начале 1638 г. он отправляется в путешествие по Франции и Италии, в ходе которого знакомится со многими знаменитостями, в частности, с Г. Галилеем. В 1639 г. срочно возвращается в Англию в связи со слухами о приближающейся гражданской войне.

Ранние стихотворные произведения Джона Мильтона - короткие поэмы «Веселый» и «Задумчивый», драматическая пастораль «Комус» - являются отражением его светлого настроения, внутренней гармонии. Другие периоды его биографии были уже далеко не такими безоблачными. Поселившись после путешествия в Лондоне, Мильтон основал частное учебное заведение, в котором обучал племянников, но уже скоро увлекся общественной, публицистической деятельностью. В 1641 г. опубликован первый прозаический памфлет, посвященный английской Реформации. Впоследствии Мильтон, будучи ярким приверженцем революции, врагом монархии, напишет целый ряд политических памфлетов на злобу дня, красноречиво демонстрирующих его ораторский дар, богатое воображение и неравнодушие к судьбам родины.

В 1642 г. поэт женился на Мэри Пауэлл, молоденькой девушке, с которой у него было очень мало общего. Через месяц совместной жизни новоиспеченная супруга уехала к родителям и вернулась только в 1645 г., на все это время лишив Мильтона покоя. На протяжении 1645-1649 гг. он стал намного меньше заниматься общественными делами, вероятнее всего, углубившись в предварительную работу над историей Британии. Казнь в январе 1649 г. Карла I заставила его расстаться с уединением и разразиться смелым памфлетом «Обязанности государя и правительств». В марте 1649 г. Мильтона назначают секретарем при Государственном совете, в обязанности которому вменялась переписка на иностранных языках.

50-ые стали в жизни Мильтона настоящей черной полосой. В феврале 1952 г. он полностью лишился зрения, в мае при родах умерла супруга, в июне умер маленький сын. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 г., умерла в начале 1658 г. До 1655 г. слепой Мильтон продолжал работать секретарем с помощью помощников - переписчиков, чтецов.

В период 1660-1674 гг. Мильтон по-человечески был совершенно одинок: с оставшимися двумя дочерьми отношения у него не складывались. После воцарения на престоле Карла II он подвергся опале. Его острые политические памфлеты сожгли, ему довелось сидеть в тюрьме, даже сама его жизнь оказалась в опасности и была спасена только благодаря влиятельным друзьям. Однако именно в это непростое время он пишет лучшие свои произведения, посвященные библейской тематике, - «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «Самсоноборец» (1671), которые стали достойным окончанием его литературного пути. Восьмого ноября 1674 г. Джон Мильтон скончался в Лондоне.

Биография из Википедии

Джон Ми́льтон (англ. John Milton; 9 декабря 1608 года, Лондон - 8 ноября 1674 года, там же) - английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

Молодость. Первые произведения

Родился в семье успешного нотариуса. В 14 лет Джон начал писать свои маленькие отрывки, которое не миновали ничего хорошего. Родители не поддержали его, помощь оказала лишь бабушка Мильтона-Анна. Она и привила мальчику любовь к поэзии и литературе. После смерти Анна Мильтон мальчик забросил писать. Получил очень хорошее образование - сначала дома и в школе св. Павла, а потом - в Кембриджском университете. Именно в университете Джон начал снова свой путь писателя и его оценил ректор университета, который после и дал ему хорошее начало в мире литературы. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там он написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637-1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни в полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость.

Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:

  • «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях: в радостном и созерцательно-грустном - и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.
  • «Люсидас» («Lycidas»). Поэма даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.
  • «Комос» («Comus»). Это одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks ), на которые в то время ещё не прошла мода.

Зрелость

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1642 женился на Мэри Поуэл - и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»). В феврале 1652 он ослеп.

На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи - третьей жены (первая и вторая умерли) и трех дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»).

Взгляды

Мильтон и политика

Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика» - «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»).

Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» - «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641, а последний - («Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» - «A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях» («Eikon Basilike»), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет «Иконоборец» («Eikonoklastes»), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Морусом.

Возможно, Мильтон был основателем Клуба телячьей головы, созданного в 1650 году для того, чтобы насмехаться над памятью казнённого короля.

Марчмонт Нэдхэм, выпускавший журнал «Mercurius Politicus» в 1650-1660 годах, был связан с множеством влиятельных республиканских писателей своего поколения, в число который входили Алгернон Сидни (англ. Algernon Sidney), Генри Невил (англ. Henry Nevile), Томас Челонэр, Генри Мартин (англ. Henry Marten) и Джон Мильтон. Мильтон, будучи секретарём Государственного совета в начале 1650-х годов, наблюдал за издательской деятельностью Нэдхэма и после двое мужчин стали личными друзьями.

В 1652 Мильтон ослеп, и это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; ещё тяжелее был для Мильтона разгром его партии.

Философские и религиозные взгляды

Публикация в 1825 году трактата De Doctrina Christiana поставила вопрос о том, насколько религиозные взгляды Джона Мильтона соответствовали религиозной норме своего времени. В частности, обсуждалось, не являлся ли Мильтон антитринитарием или арианином.

Творчество

«Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии »

Это полемический трактат Джона Мильтона, направленный против цензуры. «Ареопагитика» считается одной из наиболее влиятельных и проникновенных философских речей в защиту свободы слова и печати.

Опубликованная 23 ноября 1644 года, в самый разгар гражданской войны в Англии, Ареопагитика заимствует название у речи афинского оратора Исократа, написанной в V веке до н. э. Подобно Исократу, Мильтон не намеревался обращаться к заседающим лично, оформив текст в виде памфлета, сам выход которого нарушал опровергаемый поэтом запрет на неподцензурную публикацию. Написав Ареопагитику, Джон показал в ней, как ему было сложно бороться со всеми невзгодами, случившееся с ним в годы революции. Здесь он описывает смерти своих друзей и родственников, любимых и врагов. «Так тяжело мне ещё никогда не приходилось» - писал Мильтон, а в 1652 году он ослеп.

Будучи сторонником парламента, Мильтон обрушился с жесткой критикой на принятое депутатами постановление 1643 года о предварительной цензуре публикаций, отмечая, что подобных порядков не было ни в классической Греции, ни в Древнем Риме. Текст трактата полон отсылок к античным и библейским источникам, подкрепляющим аргументы английского поэта, ранее уже пострадавшего от цензуры при попытках опубликовать несколько трактатов в защиту разводов и от потери жены, дочерей, всех сестёр, брата, лучшего друга Михаила, своего единственного сына. У него осталась лишь вера в себя и несколько ребятишек, за которыми он будет заботиться. Забота о них ему даётся не легко, вся эта домашняя суета серьезно мешает ему, тогда все свои мысли он отражает в своём трактате «о воспитании».

«Потерянный рай»

«Потерянный рай» появился в печати в 1667 году, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» - в 1671-м.

«Paradise Lost» - христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний.

С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определённый образ в народном воображении, воспитанном на Библии, - и от этих традиций Мильтон, поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которым работал Мильтон, отражаются на его поэме; техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией.

Великое значение «Потерянного Рая» - в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, - самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.

Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть - поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.

«Возвращённый рай» и «Самсон-борец»

Поэма «Возвращённый рай» (1671) передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно.

В трагедии, написанной Мильтоном в дни старости, - «Самсон-борец» - поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии.

Память

Переводы

Русские переводы сочинений Мильтона:

  • М. А. П. А. (то есть Московской Академии префект Амвросий (Серебренников)), «Потерянный рай» поэма героическая (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением «Возвращенного рая», М., 1803; 6-е изд., М., 1827, с биографией Мильтона, 1828; 7-е изд., М., 1860; перевод с французского);
  • E. П. Люценко, «Потерянный рай» (СПб., 1824); Ф. Загорский, «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» (М., 1827; 4-е изд., 1842-1843);
  • E. Жадовская, «Потерянный рай», с приобщением поэмы «Возвращенный рай» (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах);
  • А. Зиновьев, «Потерянный рай» (М., 1861);
  • С. Писарев, «Потерянный рай» (СПб., 1871; стихами); «Потерянный рай», с присовокуплением «Возвращенного рая» (М., 1871);
  • А. Шульговская, «Потерянный и возвращенный рай» (СПб., 1878);
  • H. М. Бородин, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1882; 2-е изд., 1884, перевод с французского);
  • В. Б-ъ, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1884, перевод с французского); «Потерянный рай», изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895); Андреев, «Рождение Христа», гимн (СПб., 1881); «Ареопагитика», речь Мильтона, обращённая к английскому парламенту, 1644 г. («Современное Обозрение», 1868, № 5).
  • О. Н. Чюмина. Потерянный и Возвращенный Рай. Поэмы Д. Мильтона. / В новом стихотворном переводе О. Н. Чюминой (с 50-ю большими рисунками художника Г. Доре). - Санкт-Петербург: Издание А. А. Каспари, 1899 г. (в 1901 году удостоена половинной Пушкинской премии).
  • Арк. Штейнберг, «Потерянный Рай» / Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. - М.: Худ. лит., 1976. (Библиотека всемирной литературы. Т. 45.)
  • Арк. Штейнберг, «Потерянный Рай» / Джон Милтон. «Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения». Илл. Г. Доре. - М.: «Наука», «Литературные памятники», 2006.
  • Сергей Александровский, «Возвращённый Рай» / Джон Мильтон. Возвращённый Рай. Перевод с английского. - М.: Время, 2001. - 191 с.: с илл. - (Серия «Триумфы»).
  • Сергей Александровский, «Возвращённый Рай» / Джон Милтон. «Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения». Илл. Г. Доре. - М.: «Наука», «Литературные памятники», 2006.

Джон Мильтон (1608-1674 г.г.) - величайший английский поэт, общественный и политический деятель, автор множества художественных произведений, а также трактатов, памфлетов, философских и теологических статей.

Полная громкими историческими событиями и сложными жизненными поворотами биография Джона Мильтона - яркий и впечатляющий пример служения своему народу.

Первые уроки детства

Родился Джон 9 декабря 1608 г. в Лондоне, в интеллигентной семье. Его отец был нотариусом. Мальчик с юных лет получил хорошее домашнее воспитание: в его доме музицировали, устраивали литературные вечера, его рано научили читать. Кроме домашних Джон получал уроки в школе Святого Павла.

В шестнадцать лет Дж. Мильтон отправляется в Кембридж, для поступления в Крайстс-колледж. В 1625 г. он начинает учебу и успешно справляется с программой. Согласно традициям, сложившимся в закрытых учебных заведениях Англии, родители или опекуны воспитанников несколько раз в год получают из школы письма об успехах или, наоборот, неуспеваемости учеников. Отец не мог нарадоваться уму, таланту и прилежности своего сына. Еще немного, и Джон окончит курс, получит степень магистра искусств, плюс ему будет присвоен духовный сан... Но вышло иначе.

Возникла неожиданная коллизия. Первый ученик класса и школы категорически отказался от церковной карьеры. А раз так - то он обязан оставить колледж. И Дж. Мильтон, недолго думая, покидает Кембридж. На компромисс с совестью он не идет.

В родном имении

Последующие шесть лет Джон проводит в имении отца Хортон (графство Бакингемшир), где продолжает учиться - только уже самостоятельно, и пробует писать. Первые поэтические опыты показали, что принялся за них не едва оперившийся юнец, а фактически зрелый мастер. По мнению критиков и исследователей творчества Дж. Мильтона, уже самые первые его литературные произведения достойны того, чтобы навсегда внести имя автора в историю английской и мировой литературы.

Среди написанного в ранний период творчества автора выделяются поэмы «Радостный», «Задумчивый», «Комус». Это наиболее интересные образцы поэзии начинающего литератора. Дж. Мильтон противопоставляет чистоте помыслов - искушения и пороки, задумывается о природе чувств, о борении человека с самим собой.

Путешествие и первые трактаты

В 1638 г. Дж. Мильтон отправляется в двухгодичное путешествие по Европе. Оплачивает его и дает согласие на поездку - отец-нотариус. Джон знакомится с Францией и Италией, он очарован красотами этих стран, их изысканной архитектурой, памятниками, дворцами, веселыми, жизнерадостными людьми. После чопорной Англии он словно попал на другую планету!

В Италии ему доведется познакомиться с самим Галилео Галилеем! А впрочем, что же тут удивительного? Широко образованного англичанина тянуло к таким же людям, как он сам, - ученым, целеустремленным, талантливым. Но путешествие внезапно прерывается: в Англии неспокойно, назревает гражданская война, надо возвращаться домой.

Сторонники Стюартов в лице короля Карла 1 противостоят молодым силам - нарождающимся «республиканцам» в лице парламентариев. На чьей стороне Дж. Мильтон? Просвещенный человек, конечно же, на стороне молодого, здорового, сильного. На стороне республики.

Джон пишет памфлеты «Рассуждение об управлении церковью», «О реформации в Англии», в которых показывает себя достойным гражданином и зрелой личностью.

Для сыновей брата Мильтон открывает частное учебное заведение. Он хочет, чтобы Эдуард и Джон росли, интересуясь не только скачками и чтением светской хроники. Он хочет видеть племянников политически активными, влияющими на происходящее в меру своих сил и способностей. То, чего не было в нем никогда, - так это равнодушия, нелюбознательности и косности. Он не приемлет этих черт и в самых близких людях.

Семейная жизнь

Вернувшись с отдыха в предместье Оксфорда, молодой человек представил близким свою невесту Мэри Пауэлл. К сожалению, семейная жизнь сразу не заладилась. Молодая жена вскорости оставила мужа и отправилась погостить к родным... Да и задержалась там на несколько лет. Причина семейных разногласий могла заключаться и в том, что Джон взял жену из «гнезда роялистов», сам же он всегда был убежденным противником монархии.

Завершение гражданской войны и победа парламента

Королевские войска не сумели защитить Карла 1, и в один из январских дней 1649 г. он был казнен. Дж. Мильтон выступил с трактатом «Обязанности государей и правительств», в котором обосновал закономерность осуществленного акта. Вскоре ему поступает приглашение поработать в Госсовете секретарем по переписке.

В это же время распространяется памфлет, написанный анонимным роялистом под названием «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях». Дж. Мильтон остроумно вышучивает автора ответным сочинением «Иконоборец», его доводы безупречны. Но бурлит Европа, возмущенная казнью монарха. Мильтон пишет по-латыни «Защиту английского народа», «Повторную защиту» и «Оправдание для себя». Это был акт гражданского мужества: публично, ярко, доказательно, смело и убежденно защитить позицию, занятую парламентом, провозгласить цели и задачи Английской революции.

Беды и несчастья

Увы, вторая половина жизни блестящего поэта и политического деятеля полна невзгодами. В начале 1652-го года Джон слепнет. Почти сразу же умирает от родов его жена. Летом этого же года уходит из жизни единственный сын, ни разу не ступивший ножками на землю. Мильтон потрясен чередой свалившихся на него несчастий. В довершение всего, революция, в которую он так верил и чьего прихода так ждал, выродилась в диктатуру. В стране назревает хаос, церковь раскололась... В народе и среди элиты все чаще и чаще идет речь о реставрации правления Стюартов.

Несмотря на слепоту, Дж. Мильтон не оставлял своих обязанностей в секретариате вплоть до 1655 г. Он диктовал памфлеты, письма, распоряжения. «Трактат об участии гражданской власти в делах церковных» и «Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» были опубликованы в 1559-1660 г.г.

Воцарение на английском троне Карла II стало потрясением для Мильтона и его личной трагедией. Поэт оказался в тюрьме, откуда стараниями своих друзей и единомышленников он с большим трудом был выпущен.

«Потерянный рай»

Одна из вершин английской поэзии, философская поэма с библейским сюжетом «Потерянный рай». была написана Дж. Мильтоном в 1667 г.

Задолго до того, как Бог создал землю и людей, Сатана восстал против Всевышнего и сумел привлечь на свою сторону часть ангелов. Бог отправил всю камарилью в ад: там им место. Но архонты не успокоились. Они обсуждают надвигающееся событие: будто бы скоро Бог создаст новых существ и поселит их на одной из планет. И любить будет их так же, как ангелов...

Раз Сатане нет места в раю, то он может попытаться захватить новый мир. Враг Творца летит по Вселенной в поисках людей. Вначале он оборачивается херувимом. Ему указывают на планету Земля, и Сатана, приняв облик ворона, пикирует на вершину Древа Познания. Подслушав разговор Адама и Евы, он узнает, что им запрещено вкушать плоды с этого дерева. И тогда у средоточия зла рождается план. Надо разбудить в людях жажду познания, заставить их нарушить запрет Всевышнего.

Поэма глубоко метафорична, она написана высоким слогом и, в конечном счете, провозглашает право человека на свободу выбора. Право каждого - жить по совести. Читателей очаровывает мистическая сила песни в «Потерянном рае», когда побежденный Сатана посылает проклятия в адрес Творца. Под впечатление от этих строк подпали впоследствии и Байрон, и другие поэты-романтики.

Противостоит «демонической» поэзии описание рая, где жили первые люди и откуда они впоследствии были изгнаны. Дж. Мильтон мастерски, отточенным пером рисует буколические картины, от которых захватывает дух, так они поэтичны, так зримы.

Поэма «Возвращенный рай» - не продолжение, а вполне самостоятельное произведение. Она рассказывает об искушении Сына божьего силами зла.

В поэме-драме «Самсон-борец» звучат пессимистические нотки. Слепой, тяжело больной, растерявший своих близких, проигравший политическую борьбу вместе со своей партией, но энергичный и непреклонный, гениальный поэт - подводит итоги своей жизни.

Джон Мильтон - титан английской и мировой литературы, гордость свободолюбивого народа Англии и всего человечества. Именем поэта назван кратер на планете Меркурий.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Мильтона Джона представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

МИЛЬТОН, МИЛТОН ДЖОН - английский по-эт, дра-ма-тург, пуб-ли-цист, государственный и по-ли-тический дея-тель.

Cын но-та-риу-са и ком-по-зи-то-ра-лю-би-те-ля Джо-на Миль-то-на. Учил-ся в шко-ле Святого Пав-ла (1620-1625 годы) в Лон-до-не, за-тем - в Крайст-кол-лед-же Кем-бридж-ско-го уни-вер-ситета (1625-1632 годы). При-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в Анг-лий-ской ре-во-лю-ции XVII века , за-ни-мал пост ла-тин-ско-го сек-ре-та-ря в пра-ви-тель-ст-ве О. Кром-ве-ля (вёл ме-ж-ду-народную пе-ре-пис-ку).

К ран-ним по-этическим опы-там от-но-сят-ся латинские эле-гии, итальянские пас-то-раль-ные со-не-ты, па-ра-фра-зы псал-мов (114 и 136), стихотворение «На смерть пре-крас-но-го ре-бён-ка, умер-ше-го от каш-ля» («On the death of a fair infant», 1628 год) - под-ра-жа-ние Э. Спен-се-ру; ода «На ут-ро Ро-ж-де-ст-ва Хри-сто-ва» («On the morning of Christ’s nativi-ty», 1629 год), на-пи-сан-ная се-ми-строч-ной, так называемой ко-ро-лев-ской, стро-фой, вве-дён-ной Дж. Чо-се-ром; по-этический дип-тих «L’Allegro» и «Il Penseroso» (ме-ж-ду 1631 и 1633 годами, лёг в ос-но-ву ора-то-рии Г.Ф. Ген-де-ля «Ве-сё- лый, за-дум-чи-вый и уме-рен-ный», 1740 год), где про-ти-во-пос-тав-ле-ны два со-стоя-ния че-ло-ве-че-ской ду-ши; пье-сы-мас-ки «Жи-те-ли Ар-ка-дии» («Arcades», 1632 год) и «Ко-мус» («Comus», 1634 год), по-стро-ен-ные на рез-ком кон-тра-сте гре-ха и доб-ро-де-те-ли. Луч-шим про-из-ве-де-ни-ем это-го пе-рио-да ста-ла тра-ур-ная эле-гия «Лю-си-дас» («Ly-cidas», 1638 год), на-пи-сан-ная Мильтоном по слу-чаю ги-бе-ли при ко-раб-ле-кру-ше-нии его дру-га и од-но-каш-ни-ка Э. Кин-га. В эле-гии те-ма смер-ти тес-но пе-ре-пле-те-на с мыс-ля-ми о на-зна-че-нии по-эта.

В 1638-1639 годах Мильтон пред-при-нял пу-те-ше-ст-вие по Фран-ции и Ита-лии, по-зна-ко-мил-ся с Г. Га-ли-ле-ем . В го-ды ре-во-лю-ции Мильтон, при-няв-ший сто-ро-ну ин-де-пен-ден-тов, об-ра-тил-ся к пуб-ли-ци-сти-ке: трак-та-ты «О Ре-фор-ма-ции в Анг-лии и при-чи-нах, ко-то-рые до сей по-ры за-дер-жи-ва-ли её» («Of the Reformation touching church discipline in England and the causes that hitherto have hindered it», 1641 год), «Ос-но-ва-ние цер-ков-но-го управ-ле-ния» («The reason of church government...», 1642 год) - про-тив анг-ли-кан-ской церк-ви в за-щи-ту пре-сви-те-ри-ан, и др. В 1642 году Мильтон же-нил-ся на де-вуш-ке из роя-ли-ст-ской се-мьи М. Поуэлл, ко-то-рая вско-ре уш-ла от Мильтона к ро-ди-те-лям (вер-ну-лась к Мильтону в 1645 году, умер-ла в 1652 году). Это со-бы-тие по-слу-жи-ло по-во-дом для на-пи-са-ния трак-та-тов, в ко-то-рых Мильтон от-стаи-вал пра-во суп-ру-гов на раз-вод: «Док-три-на и по-ря-док раз-во-да» («The doctrine and discipline of divorce», 1643 год) и др.; вы-зва-ли бур-ную по-ле-ми-ку. В эти же го-ды Мильтон соз-дал латинский трак-тат «О хри-сти-ан-ском уче-нии» («De Doctrina Christiana»), в ко-то-ром, при-зна-вая важ-ность кре-ще-ния, ут-вер-ждал, что его долж-ны при-ни-мать толь-ко взрос-лые; ос-таль-ные 6 та-инств, рав-но как и ка-кую бы то ни бы-ло цер-ков-ную ие-рар-хию, он от-ри-цал. Опа-са-ясь воз-му-ще-ния, ко-то-рое мог-ло бы по-влечь за со-бой об-на-ро-до-ва-ние трак-та-та, Мильтон от-ка-зал-ся от его пуб-ли-ка-ции (издан в 1825 году). Наи-боль-шую из-вест-ность по-лу-чи-ли трак-та-ты 1644 года «О вос-пи-та-нии» («Of Educa-tion») в ду-хе ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма и «Аре-о-па-ги-ти-ка» («Areopagitica», русский перевод 1905 года), в ко-то-ром Мильтон вы-сту-пил в за-щи-ту сво-бо-ды пе-ча-ти.

В 1645 году Мильтон опуб-ли-ко-вал пер-вый по-этический сборник «Сти-хо-тво-ре-ния». В трак-та-те «Ико-но-бо-рец» («Eikonoklastes», 1649 год) и латинских трак-та-тах «За-щи-та анг-лий-ско-го на-ро-да» («Pro populo Anglicano de-fen-sio», 1650 и 1654 годы) Мильтон, от-стаи-вая идею рес-пуб-ли-ки, оп-рав-ды-вал казнь Кар-ла I. В 1652 году Мильтон ос-леп. Ти-ра-но-бор-че-ские на-строе-ния Мильтона яр-ко про-яви-лись в трак-та-те «Ско-рый и лёг-кий путь к ус-та-нов-ле-нию сво-бод-ной рес-пуб-ли-ки» («The ready and easy way to establish a free commonwealth», 1660 год). По-сле при-хо-да к вла-сти Кар-ла II (1660 год) Мильтон был аре-сто-ван и за-клю-чён в тюрь-му; бла-го-да-ря за-ступ-ни-че-ст-ву влия-тель-ных дру-зей ос-во-бо-ж-дён. В 1667 году вы-шло пер-вое из-да-ние (в 10 кни-гах; позд-нее - в 12 кни-гах) ше-дев-ра Мильтона - эпической по-эмы «По-те-рян-ный рай» («Pa-radise lost», русский перевод 1777 года), над ко-то-рой Мильтон ра-бо-тал бо-лее 10 лет.

За-мы-сел по-эмы на биб-лей-ский сю-жет гре-хо-па-де-ния воз-ник у Мильтона ещё в мо-ло-до-сти. Мильтону бы-ли из-вест-ны пье-сы Й. ван ден Вон-де-ла на тот же сю-жет - «Лю-ци-фер» (1654 год) и «Адам в из-гна-нии» (1664 год). По-эма, про-дол-жив-шая тра-ди-ции эпической по-эзии ан-тич-но-сти (Го-мер , Вер-ги-лий, Ови-дий) и Воз-ро-ж-де-ния (Дан-те, Т. Тас-со), на-пи-са-на в жан-ре хри-сти-ан-ской учёной эпо-пеи; она вклю-ча-ет в се-бя так-же жан-ры шес-тод-не-ва (рас-ска-за о Со-тво-ре-нии ми-ра), мас-ки, оды, гим-на, эк-ло-ги и т. д.

В «По-те-рян-ном рае» дей-ст-ву-ют пер-со-на-жи биб-лей-ской ис-то-рии: Бог Отец, Бог Сын (Мес-сия), Са-та-на, Адам и Ева и др., а так-же при-ду-ман-ные Мильтоном ал-ле-го-рические фи-гу-ры: дочь Са-та-ны - Грех, её сын - Смерть и др. По-эма за-ду-ма-на как тео-ди-цея: цель ав-то-ра - «бла-гость Про-ви-де-нья до-ка-зать, / Пу-ти Твор-ца пред тва-рью оп-рав-дав» (перевод А.А. Штейн-бер-га). Од-на-ко соз-дан-ный Мильтоном об-раз Са-та-ны, вос-стаю-ще-го про-тив Бо-га и гу-бя-ще-го лю-би-мое Бо-жие тво-ре-ние - че-ло-ве-ка, сво-ей мо-щью и ху-дожественной убе-ди-тель-но-стью за-ста-вил многих кри-ти-ков, и пре-ж-де все-го по-этов-ро-ман-ти-ков (У. Блейк, П.Б. Шел-ли), уви-деть имен-но в нём глав-но-го ге-роя по-эмы. Впо-след-ст-вии та-кая трак-тов-ка по-эмы бы-ла под-верг-ну-та рез-кой кри-ти-ке К.С. Льюи-сом в книге «Пре-ди-сло-вие к "По-те-рян-но-му раю"» (1942 год).

Про-дол-же-ни-ем «По-те-рян-но-го рая» ста-ла по-эма «Воз-вра-щён-ный рай» («Para-dise regained», 1671 год, русский перевод 1778 года), над ко-то-рой Мильтон ра-бо-тал с 1665 по 1670 годы. Ес-ли тра-ди-ци-он-но сю-жет о воз-вра-щён-ном рае ас-со-ции-ро-вал-ся с изо-бра-же-ни-ем Стра-стей Хри-сто-вых, с Его ис-ку-пи-тель-ной жерт-вой, то у Мильтона де-ло об-сто-ит ина-че: в цен-тре его по-эмы - ис-ку-ше-ния Хри-ста в пус-ты-не. Мильтон внёс из-ме-не-ния в еван-гель-ский рас-сказ, при-ба-вив к трём ка-но-ническим ис-ку-ше-ни-ям чет-вёр-тое - ис-ку-ше-ние ан-тич-ной куль-ту-рой и фи-ло-со-фи-ей. Хри-стос по-сле-до-ва-тель-но от-вер-га-ет все ис-ку-ше-ния, и Са-та-на по-ни-ма-ет, что пе-ред ним дей-ст-ви-тель-но Спа-си-тель ми-ра.

В изо-бра-же-нии Хри-ста в обе-их по-эмах про-яви-лись ан-ти-три-ни-тар-ные взгля-ды Мильтона. Так, в «По-те-рян-ном рае» Бог Отец ко-ро-ну-ет Мес-сию, как бы от-де-ляя его от се-бя. В «Воз-вра-щён-ном рае» Хри-стос не пом-нит о сво-ей сла-ве на не-бе-сах до во-пло-ще-ния в ми-ре; у не-го нет пол-но-ты все-ве-де-ния.

По-след-ним про-из-ве-де-ни-ем Мильтона ста-ла ге-ро-ическая тра-ге-дия на биб-лей-ский сю-жет «Сам-сон-бо-рец» («Samson Agonistes», 1671 год; ора-то-рия Ген-де-ля, 1743 год), имею-щая и оп-ре-де-лён-ный ав-то-био-гра-фический под-текст. Ут-ра-тив фи-зическое зре-ние, ге-рой тра-ге-дии про-зрел ду-хов-но, он по-бе-ж-да-ет це-ной собственной жиз-ни. Тра-ге-дии пред-по-сла-но пре-ди-сло-вие «О том ро-де дра-ма-ти-че-ской по-эзии, ко-то-рый на-зы-ва-ет-ся тра-ге-ди-ей», в ко-то-ром Мильтон из-ло-жил свои взгля-ды, близ-кие клас-си-ци-стической эс-те-ти-ке: раз-де-ле-ние жан-ров на «вы-со-кие» и «низ-кие», ог-ра-ни-че-ние вре-ме-ни дей-ст-вия од-ни-ми сут-ка-ми, 5-акт-ное чле-не-ние, прин-цип прав-до-по-до-бия. Об-раз-цом жан-ра Мильтона, в от-ли-чие от Б. Джон-со-на и Дж. Драй-де-на и во-след итальянским дра-ма-тур-гам, счи-тал не рим-скую, а древне-греческую тра-ге-дию. «Сам-сон-бо-рец» пред-став-ля-ет со-бой так называемую дра-му для чте-ния и на-пи-сан, как и обе по-эмы, бе-лым сти-хом, до Мильтона при-ме-няв-шим-ся ис-клю-чи-тель-но в дра-ма-тур-гии (К. Мар-ло, У. Шек-спир и др.). Мильтон от-ри-цал риф-му, ви-дя в ней «изо-бре-те-ние вар-вар-ско-го ве-ка», и ис-поль-зо-вал бе-лый стих в под-ра-жа-ние не знав-шей риф-мы ан-тич-ной по-эзии.

В ис-то-рическом тру-де «Ис-то-рия Бри-та-нии» («The History of Britain», 1670 год), где по-ве-ст-во-ва-ние до-ве-де-но до за-вое-ва-ния Анг-лии нор-ман-на-ми (1066 год), от-ра-зи-лись взгля-ды Мильтона на ис-то-рию как на осу-ще-ст-в-ле-ние во-ли Бо-жи-ей. Мильтон по-ста-вил под со-мне-ние мно-гие ле-ген-ды, проч-но уко-ре-нив-шие-ся в соз-на-нии анг-ли-чан, в том числе ле-ген-ду о ко-ро-ле Ар-ту-ре. Мильтон при-над-ле-жит так-же ком-пи-ля-тив-ное сочинение «Крат-кая ис-то-рия Мос-ко-вии» («A brief history of Moscovia…», опубликованное в 1682 году; русский перевод под названием «Мос-ко-вия Джо-на Миль-то-на», 1875 год) - од-на из не-мно-гих английских книг о Рос-сии 2-й половины XVII века.

В твор-че-ст-ве Мильтона, свя-зую-щем эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния и клас-си-циз-ма, со-еди-ни-лись идеи ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма и хри-сти-ан-ско-го Сред-не-ве-ко-вья. Клас-си-ци-сты це-ни-ли в нём со-че-та-ние ре-ли-ги-оз-но-мо-ра-ли-за-тор-ско-го на-ча-ла со стро-го-стью фор-мы; его ти-ра-но-бор-че-ский па-фос был бли-зок ро-ман-ти-кам.

В Рос-сии про-из-ве-де-ния Мильтона из-вест-ны с XVIII века в пе-ре-во-дах с немецкого и французского язы-ков. А.С. Пуш-кин на-зы-вал Мильтона по-этом «изы-скан-ным и про-сто-душ-ным, тём-ным, за-пу-тан-ным, вы-ра-зи-тель-ным, свое-нрав-ным и сме-лым да-же до бес-смыс-лия» (статья «О Миль-то-не и Ша-тоб-риа-но-вом пе-ре-во-де "По-те-рян-но-го рая"», 1836 год).

Сочинения:

Works. N. Y., 1931-1940. Vol. 1-20;

Poe-tical works. Oxf., 1952-1955. Vol. 1-2;

По-те-рян-ный рай. Воз-вра-щен-ный рай. Дру-гие по-эти-че-ские про-из-ве-де-ния / Изд. под-го-то-ви-ли А.Н. Гор-бу-нов, Т.Ю. Ста-мо-ва. М., 2006.