Перед троицей родительская суббота кого поминают. Молитва и посещение храма – обязательные составляющие родительских суббот

Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы освятить и привести людей к вечному спасению. Именно поэтому, церковь призывает всех людей в эту субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью. Потому, соборная заупокойная молитва для умерших является большой помощью.

Что нужно делать в Троицкую родительскую субботу. На службе в день Троицкой родительской субботы читается 17-ая кафизма. Поминаются все умершие христиане, а батюшки или священнослужители в Троицкую субботу поминают всех, находящихся в записках, которые оставляют прихожане церкви. Церковь утверждает, что такая общая молитва важна для усопших.

В этот день нужно обязательно сходить в церковь. В общей молитве, вместе со всеми, во время прохождения церковной службы, у Господа нужно попросить вечного упокоения душ и прощения для умерших родных.
Но если случилось так, что вы не посетили в этот день храм, эту молитву за усопших можно совершить дома, ведь молитва это то, что мы можем сделать для ушедших от нас родственников. Ваша молитва – это благодать и спасение для души умершего, поэтому, молитесь в этот день чаще, не скупитесь на молитвы. Прочитайте дома 17-ую кафизму и заупокойную молитву о ваших близких, родных и всех православных христианах. 17-ая кафизма – это 17 часть псалтыри (она разбита на 20 частей, в котороый всего 150 псалмв). Вамнужно прочитатьтолько 17 кафизму – или 118 псалом. Текс т 17 кафизмы (+версия для печати)

Также православные христиане в Троицкую родительскую субботу можно посетить могилы родственников на кладбище. Также там украшают зеленью их могилы. Но делать это нужно только после того, как усопших родственников помянули в церкви. Также принято считать, что умершие и ушедшие в мир иной молятся за нас тогда же, когда и мы молимся за них.

Самое главное, чтобы молитва в день Троицкой родительской субботы была осознанной, чтобы она не превратилась в формальность, впрочем тоже касается и самой родительской субботы..

Поминальная молитва нужна не только вашим усопшим родственникам, но и вам самим. Такая молитва, произнесенная в Троицкую субботу, может утолить те чувства переживания, любви, благодарности, жалости, вины или обиды, которые мы испытываем к умершим.



Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие , невзирая на то, как они покинули этот мир. Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу.

Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил...

"Взыщи, Господи, погибшую душу (отца) моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя".

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя...

Перед Троицей всегда отмечается родительская суббота (15 июня 2019 года, 6 июня 2020 года, 19 июня 2021 года). В этот день принято поминать всех покойных христиан, вне зависимости от конкретной конфессии. Поэтому полностью эта поминальная суббота перед Святой Пятидесятницей называется – Вселенская Троицкая родительская суббота.

В храме проходит особое богослужение – Вселенская панихида, на которой следует обязательно побывать. Это помогает справиться с грустными мыслями и помогает настроиться на светлые волны.

Этот день наступает ровно за сутки до праздника Троицы, а Великая Троица, в свою очередь – через 50 дней после Пасхи. По календарю в ближайшие годы это будет так:

Как поминать усопших в Родительскую субботу

Церковь называет ушедших людей не умершими, а усопшими. Ведь душа человека бессмертна, а значит, она просто ушла, а тело человеческое – усопло.

Вот почему мы можем и должны поминать своего близкого – родственник ли он, друг ли, просто хороший человек. Поэтому полезно знать, кого и как поминают в родительскую субботу перед Троицей:

  1. Как уже и говорилось, поминать можно любого умершего христианина. Обычно церковь предлагает такой критерий: всякий крещеный человек – уже христианин. Есть и одна важная оговорка, связанная с тем, кого поминают в субботу перед Троицей. Имена самоубийц вспоминать не принято. Вопрос этот весьма деликатный, и в некоторых случаях даже делаются исключения. Поэтому лучше спросить дополнительного совета у священника.
  2. Верующему человеку непременно стоит попасть в храм. Благо, суббота – выходной день, поэтому все возможности для этого есть. Вселенская панихида начинается утром, примерно в 08:30. Предварительно лучше уточнить расписание, зайдя в храм накануне.
  3. Кстати, накануне вечером, лучше подать и записку с именами упокоенных. На ней просто пишут полное имя человека на старославянском языке, например «Татиана», «Борис», «Феодор» и т.п.
  4. После службы не стоит предаваться пьянству, да и вообще потреблять пусть и немного крепких напитков. Подобные традиции восходят отчасти к языческим, отчасти – к советским временам. Если вдуматься, то что даст усопшему наше застолье?
  5. Тогда как же вести себя в поминальную субботу перед Троицей? Следует провести этот день скромно, помолиться в храме, например так:

А можно и просто сказать такие слова молитвы:

Помяни, Господи, имя , раба твоего, и упокой душу его, и прости ему прегрешения его, вольные и невольные. Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого, аминь.

  1. Еще один важный момент, связанный с поминанием в родительский день на Троицу, как и в любой другой – это раздача милостыни. Делать это нужно от чистого сердца, без какой-либо мысли о жадности и тем более корысти. Причем милостыня может выражаться не только в деньгах, но и в любом посильном поступке, оказанию помощи нуждающемуся человеку.


Родительский день перед Троицей: комментарии священников

Представители православной церкви единодушны в том, как и кого поминать в субботу перед Троицей (равно как и в любой другой поминальный день — на Радоницу или . Прежде всего, человеку нужно обязательно прийти утром в церковь.

При этом накануне в пятницу можно устроить небольшой поминальный обед — без спиртного и обильных угощений. После утренней панихиды в церкви отправляются на кладбище и наводят порядок на могиле.

Поминание происходит как в церкви, так и на кладбище. Для этого на могилу приносят церковную свечу (обязательно освященную), зажигают ее и читают поминальную молитву.

Можно использовать любой текст, в том числе . А можно и вовсе произнести те слова, которые приходят на сердце. Если человеку неудобно, он вправе помолиться и про себя – главное все делать искренне, от души.

При этом священники особенно подчеркивают, что поминать на могилах пищей или тем более спиртным – языческая традиция. И для православного человека такое поведение непозволительно.

Можно ли ходить на кладбище в Святую Троицу?

Этот тот редкий случай, когда ответ однозначный: нет, в сам светлый день Святой Пятидесятницы не принято посещать кладбище, прибираться на могилах и поминать усопших.

А ведь, как известно, на самом деле очень часто люди именно этим и занимаются. Причем народная традиция эта идет с давних времен. Почему так? Объясняется все очень просто, правда, для этого нужно вспомнить нашу историю.


Исторически так совпало, что отмечается примерно в то же время, когда славяне приветствовали наступление Русальной недели. По народным приметам и считается, что в это время души усопших окончательно покидают земные пределы и отправляются в свое новое пристанище. А русалки и водяные, наоборот, выходят из своего морского царства, чтобы заманить случайных путников на дно.

Вот почему и накануне Троицы, и в сам этот день люди по старому обычаю все еще продолжают ходить на кладбище. К тому же выпадает выходной, да еще и на улице достаточно тепло, ведь наступает лето.

Однако важно понимать, что для поминания есть специальная Троицкая родительская суббота. Более того – дух этого праздника не вполне соответствует тем чувствам, которые охватывают на могиле близкого человека.

Конечно, жизненные ситуации не всегда можно свести к общему знаменателю. Как, например, поминать человека, если годовщина или 40 дней выпали как раз на Троицу? Лучше, конечно, уделить внимание этому событию, однако и про праздник забывать не стоит.

Если же и есть какие-то сомнения, можно просто посоветоваться со священником или духовно близким человеком. Доброе слово помогает сориентироваться в ситуации, да и вообще теплое общение, несомненно, сближает людей.

Поминовение предков – это прямая обязанность живых, благодаря которой души усопших чувствуют поддержку своих родных и близких людей. Вспоминать почивших молитвой и добрым словом можно в любое время, но для этого существуют и специальные дни – поминальные субботы. Как правильно их проводить, нужно ли посещать кладбище и храм? В этих вопросах и разберемся.

Троицкая суббота – что это за день?

В церковном календаре существует несколько поминальных родительских суббот, но Троицкая считается одной из главных. Считается, что в этот день души усопших и живые соединяются на духовном уровне, радуясь образованию Церкви. Напомним, что Троица или Пятидесятница отмечается на 50 сутки после Пасхи. Согласно священным писаниям, именно в это время на запуганных учеников Христовых снизошла Божья благодать в виде огненных языков. Они преисполнились верой в свои силы и стали без страха нести слово Христово во все уголки. Пятидесятница – это день образования Церкви и этой радостью нужно делиться не только с живыми, но и с усопшими близкими и родными людьми.

Многих интересует вопрос о том, кого следует поминать на Троицу, и на него у церкви есть понятный ответ. На Пятидесятницу принято поминать абсолютно всех умерших крещеных христиан, даже самоубийц, алкогольно- наркозависимых людей. Если же умерший не был крещенным, то читать молитвы разрешается только в стенах дома.

На троицкую родительскую субботу для поминовения усопших проводится особая Вселенская панихида об умерших православных христианах. В это день принято молиться мученице Варваре.

Молитва и посещение храма – обязательные составляющие родительских суббот

У каждого верующего христианина поминки на Троицу должны начинаться с посещения Храма. Прийти на богослужения рекомендуется еще пятничным вечером, так как именно тогда проводят великую панихиду. В субботу нужно:

  • С утра отправиться в Церковь на заупокойную Божественную литургию и общую панихиду. Во время служения христианин просит милосердия для своих умерших предков и близких людей, просит Господа простить их прегрешения.
  • Подать записку с именами усопших, чтобы священнослужители молились за упокоение их душ.
  • Принести в Храм продукты питания для поминания предков. После служений продукты остаются в церкви или же передаются в детские дома, дома престарелых, малоимущим. Рекомендуется выбирать постные продукты, так как Троицкая суббота проходит в преддверии постов.

Если не знаете, что нужно делать в родительскую субботу, то за несколько дней можно побеседовать на эту тему со священнослужителем. Он расскажет о том, какие действия стоит совершать, а от каких поступков лучше отказаться.

Что делать на родительский день на кладбище?

На родительские субботы принято ходить на кладбище, где нередко устраиваются пышные поминки. Священнослужители уверяют, что поход на погост не относится к обязательным действиям на родительские субботы, ведь главное в эти дни – искренняя молитва.

Если же решено отправиться на могилку близких, то следует придерживаться определенных правил:

  • С собой разрешается брать букеты свежих цветов, которыми украшается надгробие. Несмотря на всеобщую популярность, священнослужители не советуют заменять их на искусственные. Дело в том, что пластиковые цветы символизируют обман, а на их приобретение тратится слишком много средств, которые стоило бы отдать нуждающимся. Кстати, приносить свежие цветы лучше из собственного сада, покупать их тоже не следует. Следует помнить, что количество цветков должно быть четным, а располагать их нужно венчиками к изголовью.
  • Можно брать некоторые продукты, например, печенья, выпечку, конфеты. Их можно оставлять на могилке, а лучше раздавать малоимущим, находящимся у входа на кладбище. Не нужно брать мясные блюда, колбасные изделия, сыр и любые деликатесы. На погосте они неуместны, даже, если покойный любил такую пищу.
  • Первое, что нужно делать у могилки на родительскую субботу – прочитать молитвы, мысленно или вслух поговорить с усопшим. Рекомендуется зажечь свечу из храма или же оставить лампадку.
  • Нельзя истерично плакать, громко смеяться, шумно разговаривать, ссориться. Это неприятно для души и окружающих людей!
  • Не разрешается в большом количестве употреблять алкогольные напитки. Позволительно только пригубить спиртное, а еще лучше вовсе от него отказаться. Запрещается оставлять на могилке стопки с водкой, бутылки с алкоголем, сигареты.

В поминальные дни разрешается приводить в порядок могилки после зимы, если ранее сделать этого не получилось. Но покрасить оградку, заменить крест или памятник, выполоть траву лучше до Троицкой субботы. Этот день предназначен для почтения памяти усопшего, молитвам. Разрешается убрать увядшие цветы, поставить новый букет, посадить новые растения или обрезать имеющиеся.

Хорошим решением станет приглашение на могилку священнослужителя для чтения литии – короткой заупокойной службы. Это сблизит всех присутствующих, успокоит душу усопшего, принесет лад в семью. Поминальная суббота перед Пятидесятницей – это особенный день, в который живые нередко буквально физически чувствуют присутствие усопших родных. Искренняя молитва, доброе слово и праведные действия являются лучшей помощью умершим, свидетельствуют о том, что живые о них помнят.


Троицкая родительская суббота
, имеет глубокий духовный смысл. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на землю для научения, освящения и приведения всех людей к вечному спасению.

Поэтому Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».


Заупокойное поминовение в родительскую субботу:

17.06 с 16:45 Парастас (параста́с или Великая панихида c греч. «ходатайство») – заупокойная Всенощная, совершаемая по всем от века скончавшимся православным христианам.

18.06 с 8:00 заупокойная Божественная Литургия, после нее – панихида.

На парастас, заупокойную Божественную Литургию и на панихиду можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших.


По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении Вселенской Родительской Субботы (на мясопустной седмице перед Неделей о Страшном Суде) сказано, что “Божественные отцы прияли ее от священных апостолов”, так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в этот день. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне”.


В разговоре о поминовении усопших очень часто упускается важный вопрос: а кому, собственно, больше нужно такое поминовение – им, или нам самим?
Было бы бесконечной самонадеянностью и дерзостью утверждать, что некто из наших умерших близких попал в ад, нуждается в помощи и его необходимо вымаливать. У христиан есть заповедь не судить ближнего при жизни. Тем более нелепо выносить приговор тому, кто уже окончил свое земное странствие и предстал перед судом Божиим. Мы можем беспокоиться за него, как родители беспокоятся за сына, уехавшего учиться в далекий город. Но мы не должны забывать, что у нас есть в этом городе богатый и любящий нас родственник. Причем, не просто богатый – он в этом городе самое главное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни касались. И мы не должны рвать себе сердце переживаниями – этот родственник позаботится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посылать ему письма, посылки со всякими вкусностями и деньги на карманные расходы. Сын может ни в чем не нуждаться, но наш богатый родственник очень деликатен, он не лишает нас возможности проявлять свою любовь подобным образом. И когда мы звоним и просим его: “Ты, уж не оставляй там нашего мальчика, пожалуйста! Присматривай за ним, помогай, а то мы тут волнуемся!”, это совсем не означает, что без нашего звонка сын остался бы без поддержки и внимания. Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сделать еще, чтобы выразить свою любовь и заботу? Только звонить и слать письма с посылками. Так и молитва ко Христу за наших усопших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся.

Потому что у всех нас есть такой богатый родственник. Это – Христос, Который и вочеловечился для того, чтобы сделать нас Своими родственниками по плоти. А родственников не судят беспристрастно, их судят – с любовью. Его суд – не наш суд. Достаточно вспомнить, сколько раз в Евангелии Христос оправдывает и защищает тех, кого люди осудили, причем из самых справедливых соображений.

Наши мертвые нас не оставят в беде…

Бывает, что уехавший сын сам отправляет родителям богатые посылки и переводы. В истории Церкви немало примеров, когда молитвенное общение с усопшими помогало живущим решить свои земные проблемы. Вот несколько примеров.
У одного священника умерла жена, которую он очень любил. Горечь утраты оказалась для него непосильной, и он начал пить. Каждый день он поминал ее в своих молитвах, но все глубже и глубже погружался в трясину алкоголизма. Однажды к этому священнику пришла прихожанка и рассказала, что во сне к ней явилась его умершая жена и сказала: “Налей мне водки”. “Но ведь ты же никогда не пила при жизни”, – удивилась прихожанка. “Мой муж приучил меня к этому своим нынешним пьянством”, – отвечала умершая.

Этот рассказ настолько потряс священника, что он навсегда бросил пить. Впоследствии он принял монашество. Скончался в сане епископа. Звали его – Владыка Василий (Родзянко).
Другой случай. Студент духовной академии шел на экзамен, недостаточно хорошо зная материал. В коридоре на стене висели портреты ученых и богословов, в разные годы преподававших в академии. Студент молитвенно обратился к одному из давно почивших преподавателей, с просьбой – помочь ему сдать экзамен. И на всю жизнь запомнил, насколько явной была эта помощь. Экзамен он сдал на “отлично”, все время ощущая спокойную, доброжелательную поддержку того, к кому он обратился. Студент тоже стал монахом, а потом – епископом. Это – владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. А на портрете был изображен преподаватель МДА митрополит Филарет (Дроздов), впоследствии, канонизированный как Святитель Филарет Московский (кстати, историю эту владыка Евлогий рассказал, когда Синод собирал материалы для канонизации свт. Филарета).

Удивительный случай молитвенного общения с усопшими описывает митрополит Сурожский Антоний. Однажды к нему обратился человек, который во время войны случайно застрелил любимую девушку, свою невесту. Одним выстрелом он разрушил все, о чем они так много вместе мечтали. Счастливую жизнь после войны, рождение детей, учебу, любимую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близкого и дорогого человека на земле. Этот несчастный прожил долгую жизнь, многократно каялся в своем грехе перед священниками на исповеди, над ним читали разрешительную молитву, но ничего не помогало. Чувство вины не уходило, хотя со времени того злополучного выстрела прошло почти шестьдесят лет. И Владыка Антоний дал ему неожиданный совет. Он сказал: “Вы просили прощения у Бога, которому не причинили вреда, каялись перед священниками, которых не убивали. Попробуйте теперь попросить прощения у самой этой девушки. Расскажите ей о своих страданиях, и попросите, чтобы она сама помолилась за вас Господу”. Впоследствии этот человек прислал Владыке письмо, где рассказал, что сделал все, как он велел и ледяная заноза вины, сидевшая в его сердце долгие годы, наконец, растаяла. Молитва убитой им невесты оказалась сильнее его собственных молитв.

Да и сам митрополит Антоний рассказывал, как в трудные минуты своей жизни он обращался к своей усопшей маме с просьбой помолиться за него, и много раз получал ожидаемую помощь.
Когда-то Владимир Высоцкий пел: “…Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые”. Уходя из этой жизни, наши любимые становятся ближе к Господу и могут ходатайствовать за нас перед Ним. Поэтому мы и молимся святым, которые канонизированы Церковью. Но нельзя забывать, что святыми Церковь считает не только внесенных в святцы прославленных угодников Божиих. Святыми в Церкви названы все христиане, освящающиеся Пречистыми Телом и Кровью Христовыми в таинстве Евхаристии. И если наш близкий при жизни был членом Церкви, исповедовался и причащался святых Христовых Тайн, тогда у нас не может быть достаточных оснований считать, что после его смерти он нуждается в нашем поминовении более чем мы в его молитвах за нас. Святитель Киприан Карфагенский писал: “…Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века. Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать за них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы”.

Часто задаваемые вопросы

Надо ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

В Родительскую субботу издревле принято посещать кладбища. Для наших предков кладбище было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках.

Главное - не стоит ехать на кладбище вместо службы в храме . Нашим умершим родным и близким людям гораздно важнее наша молитва, чем посещение могилы. Так что попробуйте проникнуться богослужением, вслушайтесь в песнопения в храме, обратите ваше сердце к Господу.

Нужно знать, что традиция оставлять еду на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало православную веру. Душам наших усопших близких нужна молитва. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима.

Как вести себя на кладбище:

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Молитвы

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовицы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)


Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших.

Эта традиция ведет свое начало с апостольских времен. Апостол Петр в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). Апостольские постановления гласят, что апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых.

История и значение

Троицкая вселенская родительская суббота, наверно, самый древний в христианстве поминальный день. Он берет свое начало с апостольских времен - с I века от Рождества Христова. Совершается он всегда накануне Святой Троицы – отсюда и название.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Если День Святой Троицы - это своеобразный день рождения Вселенской Апостольской церкви, то Троицкая суббота представляет собой как бы последний день Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому православная церковь считает важным поминать перед днем Святой Троицы всех от века усопших. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда. Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Что такое родительская суббота

В эти субботы в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Название "родительская" произошло скорее всего от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших.

Таких суббот в году две: Мясопустная (за неделю до начала Великого поста, которую в 2017 году отметили 18 февраля) и Троицкая. В эти дни совершаются особые богослужения - вселенские панихиды. Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Как поминают в церкви

В православных храмах накануне родительской субботы - в пятницу вечером, служится Великая панихида, которую называют также греческим словом "парастас". Заупокойную Божественную литургию служат в субботу утром, а после нее - общую панихиду. В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви - люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

Прихожане по старой церковной традиции приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает.

Что принято делать

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Церковь считает, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома. Еще одним обычаем Троицкой субботы является обязательная раздача милостыни всем нуждающимся с просьбой помолиться об усопших.

Существует поверье, что в родительскую субботу перед Троицей нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть посуду, хотя церковь придерживается другого мнения.

Священнослужители говорят, что ограничения в работе существуют прежде всего для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма. Родительскую субботу надо начинать с посещения церкви и молитвы об усопших, а, вернувшись из храма домой, можно заняться и домашней работой.

Обычаи

Народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками - накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

В народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Это последняя родительская суббота в году, которая в 2017 году выпадает на 28 октября. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам - "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим". Дни особого поминовения усопших в Украине и Белоруссии называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью - обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.