Сергий радонежский день памяти 8 октября. О городе Опочке

Время чтения: 10 мин.

8 октября празднуется память преподобного Сергия Радонежского. В этот день православные вспоминают преставление одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Преподобный Сергий Радонежский (в миру носил имя Варфоломей) родился около 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать. Эта встреча запечатлена на широко известной картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже находился в то время его брат Стефан. Вместе братья решили уйти в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры, на холме Маковец они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.

Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Со временем подвижник образовал монастырь, приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).

Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией.

Преподобный Сергий пользовался большим уважением у князей. Великий князь Дмитрий Донской часто прислушивался к советам святого, благословение на Куликовскую битву князь получил именно от радонежского игумена. К этому моменту, также не без помощи Сергия, примирявшего враждующих, почти все князья уже признавали главенство князя Дмитрия.

Преставился преподобный Сергий в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1919 году мощи были вскрыты и находились в музее, но затем в 1946 году вновь возвращены Церкви.

Чудеса, приписываемые Сергию Радонежскому

Ещё при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершённых Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.

Исцелённые прославляли Преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель Стефан не успевал на этот раз заехать туда, а потому остановился на дороге и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришёл в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию – будущему святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в День праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Однажды, глубокой ночью, Преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнёс эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядёт!»

Преподобного Сергия внезапно осиял неземной свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, Преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью. «Не бойся, избранниче мой, – изрекла Она. – Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…» Божия Матерь стала невидима. А Преподобный Сергий долго оставался в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божией Матери в келье Преподобного Сергия – на месте нынешней Серапионовой палаты – было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Её обетовании свято хранилась учениками Преподобного Сергия.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании ученика. В безмолвном уединении Преподобный отошёл ко Господу 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ней со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

О чём молятся перед иконой преподобного Сергия Радонежского

Святой Сергий - один из покровителей города Москвы и поэтому его просят защитить столицу от различных неурядиц, а также о процветании всей нашей страны.

Перед иконой этого святого молятся о защите детей от злого влияния, о помощи в учебе, а также о покровительстве вдов и детей, которые остались без попечения.

Преподобный Сергий может помочь в праведных судебных делах, он защищает Вас от судебных ошибок или несправедливостей.

Сергий Радонежский сам был смиренным, поэтому молитвы перед его образом помогают в укрощении гордыни или своей, или другого человека.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Преподобный Сергий остался жить в пустыньке. В жизнеописании святого написано, что он кормил диких зверей, которые приходили к его избушке, к нему даже целый год наведывался медведь, которому Сергий каждый день оставлял кусок хлеба.

Жизнь была нелегкая, но, невзирая на трудности, нашлись монахи, которые хотели жить рядом с Сергием, они даже поблизости построили себе кельи. Основание монастыряСо временем, примкнувшим к Сергию монахов, оказалось двенадцать человек. В пустыньке служили полунощницу, заутреню, часы, а для служения обедни приглашали священника, так как Сергий к тому времени не был ни священником, ни игуменом, сан он не хотел принимать по своему смирению. Невзирая на главенствующую роль в создании этого поселения, Сергий все равно оставался образцом смирения для монахов – он, наравне со всеми, выполнял любую работу. Носил воду, рубил дрова, варил еду, а ночью усердно молился. Своим примером он подтверждал установленное правило – жить по своим трудам, а не с помощью подаяний.

Прошло совсем немного времени, и эта обитель стала известной в округе, много людей решило пожертвовать ей свое имущество и переселялось поближе к Сергию. Таким образом, этот монастырь перестал терпеть нужду, и постепенно превращался в богатую обитель.

О ней узнали даже в Константинополе, и Вселенский Патриарх Филофей торжественно передал Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой он славил его за такое добродетельное житие.

По совету патриарха и с благословения митрополита Алексея, преподобный Сергий ввёл в обители общинножительный устав, который потом был взят за основу практически во всех монастырях на Руси.

Начав жить по такому строгому уставу, монахи стали роптать на тяжелую жизнь, ведь они уже было привыкли к достатку и славе и, видя это недовольство, преподобный Сергий решил оставить монастырь. Он отправился к реке Киржач, где основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Без преподобного Сергия прежний монастырь стал приходить в упадок, монахи стали разбегаться, а те, кто остался, попросили митрополита Алексия помочь им возвратить святого.
Преподобный Сергий выполнил просьбу святителя и возвратился обратно, оставив Киржачский монастырь на попечение преподобного Романа, своего любимого ученика.

Воскрешение мальчикаЕще при своей жизни Преподобный Сергий получил от Бога дар чудотворения, слава о его чудесах стала известна не только в ближайшей округе, но и далеко за пределами обители. Все получали от него помощь, исцеление или спасительные советы. Известен случай, когда святой смог, по Божией воле, воскресить ребенка, умершего у отца на руках.

Люди любили Преподобного Сергия и почитали его наравне со святыми отцами, но он все равно оставался образцом смирения, людская слава не была для святого жизненной необходимостью.

Известен интересный случай, произошедший с Пермским епископом святителем Стефаном (память 27 апреля), который очень любил и почитал Преподобного Сергия.
Святитель Стефан однажды проезжал мимо Сергиева монастыря в Москву, но навестить Сергия у него не было возможности. Стефан решил, что посетит монастырь на обратном пути, остановился на дороге, помолился, поклонился и сказал слова, которые были обращены Преподобному Сергию:

«Мир тебе, духовный брат»

В это время святой находился в трапезной, он вдруг встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Братия, которая находилась рядом с Сергием, была очень удивлена необычному поступку, а некоторые ученики отправились к указанному месту, догнали святителя и убедились том, что видение было истинным.

Не единожды иноки были свидетелями других чудес, происходивших со святым Сергием. Как-то раз, во время божественной литургии, Преподобному сослужил Ангел Господень, но Сергий, по своему смирению, никогда не рассказывал об этом и даже запрещал кому-либо говорить об этом чуде до конца своей земной жизни.

Преподобный Сергий был духовно очень близок с митрополитом святителем Алексием, который очень хотел, после своей смерти, оставить Русскую митрополию на попечение святого. Сергий так и не стал первосвятителем, смиренно отказавшись от такой чести.

В своей жизни Сергий часто оказывался орудием примирения между враждующими людьми. Во время монголо-татарского ига, для победы над врагом, он смог «тихими и кроткими словами» убедить князей подчиниться великому московскому князю. Ростовский, нижегородский, рязанский князь Олег и многие другие, по убеждению Преподобного Сергия, смирили свою гордыню, стали в Куликовской битве под знамена князя Дмитрия Иоанновича.

Благословление Дмитрия ДонскогоПеред этим решающим сражением, князь Дмитрий вместе со многими боярами и воеводами, приехали к Сергию, чтобы получить от него благословение. Святой благословил князя и предсказал ему победу в этой схватке. Из монастыря в поход, вместе с Дмитрием, отправились два богатыря-инока, Пересвет и Ослабя, которые вместе с воинами сражались с неприятелем.
Инокам по церковным канонам нельзя брать в руки оружие, но Преподобный Сергий отступил от этого закона. Когда люди увидели рядом с князем Дмитрием двух монахов, все поняли, что эта война священна и это вселило огромную уверенность в победе.

Явление Пресвятой Богородицы Сергию РадонежскомуЗа свою ангельскую жизнь Преподобный Сергий был награжден небесным видением. Как-то раз ночью, святому Сергию, который молился вместе со своим учеником преподобным Михеем (память 6 мая) явилась сама Богоматерь вместе со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом. От неземного яркого света Преподобный Сергий упал на землю, а Пресвятая Божия Матерь прикоснулась до него руками и благословила, пообещав всегда быть покровительницей его святой обители.

Дожив до преклонных лет, Сергий, за полгода до своей кончины, благословил быть игуменом своего ученика преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании.
Накануне дня ухода из земной жизни, преподобный Сергий в последний раз обратился к братии со своим завещанием, в котором говорил:

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Памятник Сергию РадонежскомуКроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, таких, как Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во всех этих обителях настоятелями он ставил своих учеников.
Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Чудотворец Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) почитается великим подвижником земли русской. Он родился 3 мая 1314 года под Ростовом в семье бояр Кирилла и Марии. Родители имели трех сыновей: старший – Стефан, средний – Варфоломей, младший – Петр.

В возрасте семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, но учеба продвигалась совсем плохо. Братья мальчика быстро изучили грамоту, а он учился медленно и неприлежно, несмотря на старания учителей и укоры родителей. Существует поверье, что Варфоломей на поле под дубом встретил таинственного старца, который усердно молился. По окончании молитвы мальчик сообщил ему, что не может овладеть грамотой и попросил помолиться за него. Старец согласился помочь. После прочтения молитвы он дал Варфоломею кусочек святой просфоры и предсказал, что с этого дня мальчик будет знать грамоту лучше своих братьев. Это предсказание вскоре подтвердилось. Данный рассказ лег в основу картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», оригинал которой сейчас находится в Третьяковской галереи.

В отрочестве Варфоломей особое усердие проявил к строгому посту и молитве: в среду и пятницу он ничего не ел, а в другие дни питался хлебом и водой; по ночам часто не спал и молился. Такие подвиги сына очень беспокоили его мать, что стало причиной некоторых разногласий между ними.

Из-за частых татарских набегов на Русь, тяжких даней и ордынских сборов семья Варфоломея обнищала и была вынуждена переселиться ближе к Москве в селение Радонеж. Произошло это, когда мальчику исполнилось 12 лет.

Ещё при жизни родителей Варфоломей решил посвятить себя монашеству. По одним данным, родители были против такого решения, и отец до самой своей кончины не благословил сына, по другой версии, мать с отцом одобрили это решение, но попросили дождаться их смерти.

Известно, что после кончины родителей Варфоломей отдал младшему брату свою долю наследства и отправился в монастырь, где были похоронены его родители и проживал старший брат Стефан. Он уговорил Стефана удалиться в Радонежские леса, где вместе с ним возвел храм Живоначальной Троицы.

После долгих поисков братья нашли подходящее пустынное место, расположенное недалеко от воды. Сначала они соорудили келью, а затем небольшую церковь, которая впоследствии стала основанием знаменитой Троице-Сергиевой Лавры, самого же Сергия в народе прозвали игуменом земли Русской.

Согласно житию, Стефан недолго жил в пустыни со своим братом. Отшельническая жизнь казалась ему трудной и печальной. Вскоре он оставил Варфоломея, полюбившего пустынное жительство, и отправился в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Здесь он познакомился с будущим митрополитом Алексием. Когда о добродетелях старшего брата узнал великий князь Симеон, то велел митрополиту Феогносту возвести Стефана в священнический сан, а затем сделал его своим духовником.

Оставшись в полном одиночестве, Варфоломей призвал игумена Митрофана и от него принял постриг под именем Сергия, потому что в тот день Церковь вспоминала мучеников Сергия и Вакха. Принял монашество Варфоломей по одним источникам – в возрасте 20 лет, по другим – в 23.

Спустя время вокруг Сергия начала селиться братия, постепенно её число увеличилось до 12 человек. Впоследствии число учеников значительно возросло. Предполагаемая дата основания Троицкого монастыря – 1342 год. Первым игуменом основанного монастыря был Митрофан, вторым – Сергий. С 1354 года Владимиро-Волынский епископ Афанасий посвятил его в сан пресвитера. Сергий запретил инокам просить подаяния, поставив правилом, чтобы все они жили от своего труда.

В 1374 году умерла княгиня Ульяна (вдова Ивана Калиты) – владелица удела, на котором был расположен монастырь, и Радонеж перешел во владения князя Владимира Андреевича. Князь стал часто посещать монастырь, организовав снабжение его всем необходимым.

Со слов современника, преподобный Сергий кроткими и тихими словами оказывал влияние на самые ожесточенные сердца. Неоднократно он примерял князей, враждующих между собой.

Преподобного Сергия очень чтил князь Дмитрий Донской, который просил у него благословение на войну с татарским князем Мамаем. Сергий Радонежский лично благословил князя и его войско на победу в Куликовой битве (1380) и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Андрея Ослябю и Александра Пересвета, которые погибли в Куликовой битве.

Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин (Колома), Георгиевский на Клязьме, Высоцкий монастырь, настоятелями во все эти обители он поставил своих учеников. Святой воспитал немало последователей: Ферапонт (Ферапонтов монастырь), Савва (Саввино-Сторожевский монастырь), Сильвестр Обнорский (Воскресенский монастырь на Обноре.), Кирилл (Кирилло-Белозерский монастырь) и др.

С преподобным Сергием связаны многочисленные чудеса. Первый составитель жития преподобного, Епифаний Премудрый, рассказывает о чуде, предшествующем рождение будущего святого. Мария, беременная Варфоломеем, в одно из воскресений вошла в церковь во время пения святой литургии. Перед чтением Евангелия неожиданно «ребенок начал кричать в материнской утробе». Второй раз крик повторился перед пением «Иже херувимы», а после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!» младенец третий раз громко закричал.

Много чудес произошло по молитве святого:

  1. Изведение источника . Монахам приходилось приносить себе воду издалека, из-за чего со временем возник ропот. Тогда преподобный нашел ров с небольшим количеством дождевой воды и сотворил над ним молитву, после чего в этом месте открылся обильный источник питьевой воды.
  2. Воскрешение отрока . Сын одного местного жителя тяжело заболел, и отец решил отнести его к преподобному Сергию. Когда же мужчина зашел к святому, чтобы попросить помолиться о больном, его сын умер. Убитый горем отец отправился за гробом. Пока он отсутствовал, преподобный помолился над умершим – и дитя ожило.
  3. Исцеление больного бессонницей , который не ел и не спал в течение 20 дней.
  4. Исцеление бесноватого вельможи.
  5. Исцеление греческого епископа , который, слушая рассказы о Сергии Радонежском, не хотел им верить. При встрече с преподобным на епископа напала слепота, и ему пришлось рассказать о своем неверии, после чего святой вернул ему зрение.

Скончался преподобный Сергий Радонежский 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед смертью он заповедовал братии хранить чистоту православной веры, блюсти единомыслие, душевную и телесную чистоту, нелицемерную любовь, воздержаться в пище и питье, удаляться от злых желаний, иметь усердие к смирению.

Молитвенное обращение к святому помогает в лечении разных болезней, в том числе слепоты и бессонницы, а также в развитии ума у детей.

В народном календаре день памяти преподобного Сергия Радонежского получил названия Сергей-капустник (курятник), капустки. На Руси святого считали хранителем кур на продажу.

Эта домашняя птица для крестьянской семьи имела особое значение. Больных выхаживали куриным супом, а отварную курятину давали самым слабым – старикам и детям, которым по возрасту уже разрешалось употреблять мясо. Без куриного блюда не обходился ни один праздничный стол. Верили, что через эту птицу с людьми разговаривает сам Бог, а её яйцо есть начало всех начал.

На Сергия рубили капусту – всей семьей заготавливали её на зиму: взрослые очищали и секли кочаны, дети чистили морковь, а старики её резали. Капусту с морковью засыпали солью, толкли, перемешивали и закладывали в бочонки.

Приметы дня:

  1. Если на Сергия выпал снег, то на установится зима.
  2. Первый сухой снег предвещает урожайное лето.
  3. Если к этому дню листья с березы не опали, то снег выпадет поздно.

Видео: 8 октября – преподобный Сергий Радонежский

Один из самых почитаемых святых Сергий Радонежский помогает каждому, кому требуется помощь в насущных делах. 8 октября верующие смогут вознести молитвы святому старцу, чтобы попросить у него покровительства.

Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье бояр. С малых лет он начал обучение, однако, несмотря на прилежание и усердие, грамота и иные науки давались ему с трудом. Отрок Варфоломей неустанно молился господу, чтобы тот дал ему разума преодолеть все трудности обучения, и Господь услышал его молитвы. Он посвятил свою жизнь служению Господу и построил церковь Святой Троицы, где неустанно трудился, наставляя на путь истинный прихожан и отказываясь от их подношений. Позже Сергий получил от Высших Сил чудотворный дар.

8 октября 2018 года, в день кончины старца, во всех церквях и храмах состоится торжественное богослужение, на котором священнослужители вместе с прихожанами будут возносить молитвы высшим силам. Каждый в этот день может обратиться к Сергию Радонежскому, чтобы попросить у него помощи, дать силы преодолеть трудности на пути.


В народе этот день называют Сергеем Капустником, и в прежние времена 8 числа рубили последнюю капусту, которая обладала прекрасными вкусовыми качествами. Сергий Радонежский считается покровителем домашней птицы, особенно кур, поэтому в день его памяти стараются не употреблять мясо птицы и не собирать яйца.

По традиции в этот день пекут капустные пирожки, которыми угощают не только домочадцев, но и гостей, а также относят угощение в церковь. По поверьям угощение приносит в дом благополучие, поэтому пирогов пекли много, угощая ими всех желающих, особенно бедные семьи, нищих и странников.

8 октября священнослужители призывают отказаться от увеселительных мероприятий и сквернословия, отправиться всей семьей в церковь для вознесения молитв , а затем отметить день памяти скромным постным обедом. Обращение к Высшим Силам поможет душе освободиться от греховных дел и помыслов. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.10.2018 03:20

Как в детстве святой заслужил божью милость. Как он открыл новое течение в православии и основал Троице-Сергиеву Лавру. О чем...

Великий пост - особое время, когда каждый христианин может очиститься от грехов, возрасти духовно и...

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим - утешение, недугующим - исце­ление, падшим - возставление, заблудшим - на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся - укрепление, благоделаю­щим - в делах благих преспеяние и благословение, младенцем - воспитание, юным - наставление, неведущим - вразумление, сиротам и вдовицам - заступление, отходящим от сего временного жития к вечному - благое уготовление и напутствие, отшедшим - блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобного Сергия
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия
глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

Память преподобного Сергия, Радонежского чудотворца , Церковь чтит 8 октября (25 сентября по старому стилю), в день его преставления. Преподобный Сергий Радонежский по праву является одним из самых чтимых преподобных иноков со времен Древней Руси и до нынешних дней. Он является основателем нескольких обителей, среди которых наибольшую известность приобрела Троице-Сергиева лавра. Неслучайно поэтому Сергия Радонежского часто называют «игуменом земли русской ».

Подвиги преподобного Сергия пришлись на непростую эпоху, когда Русь находилась под гнетом чужеземного монголо-татарского ига, но стремилась к обретению независимости и построению сильного и единого государства. Сергий Радонежский , человек пустынного жития, никогда не бравший в руки оружия, стал духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновлял князей и воинов на борьбу за независимость Руси. Он благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву , которая состоялась в 1380 г. Также радонежский игумен послал в помощь князю двух иноков, некогда бывших воинами - Пересвета и Ослябю. Таким образом, это стало символом единства Церкви и народа в момент тяжелого испытания. Победа возвышающейся Москвы над Мамаем на Куликовом поле значительно усилила молодое княжество.

Обители, основанные Сергием Радонежским

Помимо Троицкого монастыря , Сергий основал еще несколько скитов, впоследствии ставших монастырями: Благовещенский на Киржаче (1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (1385 г.) близ Коломны, Высоцкий монастырь (1374 г.), Георгиевский на Клязьме. В эти монастыри и скиты игумен Радонежский направил своих учеников, которые стали там настоятелями. Всего же ученики Сергия Радонежского создали около сорока монастырей.

Набольшую известность получили такие известные, как Савво-Сторожевский (1398 г.) близ Звенигорода, Богородице-Рождественский Ферапонтов (1398 г.), Кирилло-Белозерский (1397 г.), Павло-Обнорский (1414 г.) и многие другие.


Чудеса Сергия Радонежского

Как указано в Житии, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных сел, деревень и городов для получения духовного совета, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как пишут агиографы Сергия, он нередко исцелял страждущих, а однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к игумену. Слава о чудесах Сергия быстро распространилась по Руси. К нему стали приходить болящие из разных местностей. И никто из них не уходил без доброго совета и исцеления. Но людская слава тяготила подвижника. Однажды епископ Стефан Пермский (около 1330-1340 - 1396 гг.) направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала неподалеку от Сергиева монастыря. Епископ решил посетить обитель на обратном пути и остановился, прочитал молитву, поклонился игумену Сергию со словами «Мир тебе, духовный брат». В это время Сергий был на трапезе вместе с братией. В ответ епископу Стефану Сергий послал благословение. Некоторые из учеников весьма удивились поступком игумена и поторопились к указанному месту, где увидели епископа Стефана.

Однажды во время литургии преподобному Сергию сослужил Ангел Господень, но по смирению своему игумен запретил кому-либо рассказывать об этом до скончания его земной жизни. За благочестивое житие Сергий удостоился от Господа небесного видения. Как-то он молился перед иконой Богородицы и, окончив молитву, присел отдохнуть. И вдруг он сказал своему ученику Михею, что их ожидает чудесное посещение. Спустя мгновение явилась Пресвятая Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света игумен пал на землю, но Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать его обители.

Преставление игумена Сергия

Под конец своей праведной жизни Сергий, за полгода прозорливо узнав о своей грядущей кончине, призвал к себе братию и после краткого совета старцев указал выбрать настоятелем опытного в духовной жизни и послушании ученика Никона (1352-1426 гг.). Уже перед самой кончиной игумен земли Русской призвал братию ко своему смертному одру и обратился со словами завещания:

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября (ст. ст.) 1392 года преподобный Сергий преставился. Историк церкви Е. Е. Голубинский писал, что Сергий велел положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Такое повеление сильно огорчило братию. Иноки обратились за советом к митрополиту Киприану, который сказал положить тело игумена Сергия в церкви.

Почитание Сергия, игумена Радонежского

5 июля (ст. ст.) 1422 года были обретены нетленными мощи Сергия . Вот как об этом событии писал Пахомий Логофет: «Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб… все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением… Увидев это, все прославили Бога, ведь тело преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым ». С тех пор дата обретения мощей 18 июля (н. ст.) является одним из дней памяти святого.

Нет документальных свидетельств о том, когда началось почитание Сергия. Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей преподобного Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь .

Как указывает специалист в области агиологии, историк Е.Е. Голубинский, почитание Сергия Радонежского, очевидно, имеет раннее происхождение. Однако указывает, что официальная канонизация была возможна благодаря настойчивым действиям московского митрополита Ионы . Мощи преподобного Сергия Радонежского были положены в главный собор лавры - Троицкий.

Самым популярным источником сведений о Сергии Радонежском, известным памятником древнерусской литературы является знаменитое «Житие» Сергия, написанное в 1417–1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. Спустя десятилетия оно было переработано Пахомием Логофетом и дополнено новыми фактами, включая историю с обретением мощей.

Тропарь и кондак преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4.

Иже к добродетелем подвижник, яко воистину воин Христа Бога, на страсти велми подвизася, к жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих, образ быв своим учеником. Тем же и вселися в тя Пресвятый Дух, его же действием светло украшен. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо еже собра мудре, и не забуди яко же обещася, посещая чад своих, Сергие преподобне отче наш.

Кондак, глас 8.

Христовою любовию уязвився преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всяко наслаждение плотское возненавиде, и яко солнце Отечеству си возсиял еси. Тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти, радуися Сергие богомудре.

————————

Библиотека Русской веры

Преподобный Сергий Радонежский. Иконы

Самое древнее изображение преподобного Сергия - шитый покров (1420-е годы). В настоящее время находится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Известна древнейшая житийная икона с 19 клеймами, авторство которой приписывается мастеру круга Дионисия, икона датируется около 1480 года или 1492 годом. Ранние изображения Сергия в полный рост происходят из Успенского собора (рубеж XV-XVI веков) и вероятно из надвратной Сергиевской церкви Троице-Сергиевой лавры (начало XVI века).

Также с преподобным связан образ «Обитель Преподобного Сергия Радонежского », список ХIХ века с несохранившейся древней иконы ХVII века, которая находилась некогда в северо-восточном приделе Трапезной Троице-Сергиевой Лавры. Эта икона знаменита тем, что на ней изображен подробный план Троице-Сергиевой лавры, в настоящее время она находится в Покровском кафедральном Соборе РПСЦ в Москве.


Образ Сергия Радонежского в живописи

Кроме икон преподобного Сергия Радонежского существуют и картины, на которых изображены события из жизни радонежского игумена. Среди советских художников можно выделить М.В. Нестерова . Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Также среди художников, обращавшихся к образу Сергий Радонежского, были В.М. Васнецов (образ преподобного Сергия для храма в Абрамцево), Э.Э. Лиссер («Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского перед Куликовской битвой»), Н.К. Рерих («Святой Сергий Радонежский») и другие.


Скульптурные изображения преподобного Сергия Радонежского

Скульптура - это одна из форм почитания святых на Руси. Существует немало скульптурных изображений Сергия Радонежского. Одно из них - горельеф, изображающий посещение Димитрием Донским Сергия Радонежского перед побоищем на Куликовом поле, исполненный скульптором А.В. Логановским. Этот горельеф украшал Храм Христа Спасителя в Москве, был демонтирован перед взрывом храма и сохранился до наших дней. На восстановленном храме установлена бронзовая копия этого горельефа.

Известно скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского в составе многофигурной композиции на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

В конце XX и в XXI веке преподобному Сергию были установлены памятники в местах, связанных с его жизнью: один (скульптор В. Чухаркин, архитектор В. Журавлев) находится в Сергиевом Посаде «у стен основанной им святой обители», другой (скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев) - в селе Радонеж.

Кроме этих памятников, скульптуры преподобному установлены в Москве, Коломне, Ростове-на-Дону, Элисте, Самаре, многих других городах и селах России, а также в Белоруссии.

Храмы на Руси во имя преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский всегда особенно почитался русским народом. Среди церквей, посвященных ему, известны Сергиевский храм (1686–1692 гг.) в Троице-Сергиевой лавре; собор Сергия в Троице-Сергиевом Варницком монастыре; собор преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве (1690-1694 гг.); церковь Сергия Радонежского в Кирило-Белозерском монастыре (1560-1594гг.). Преподобному посвящены храмы в Нижнем Новгороде, Орле, Уфе, Туле и других городах.

В Тверской губернии были освящены в храмах более 70 престолов во имя преподобного Сергия, однако большинство из них были разрушены в годы советских гонений.

Старообрядческие церкви во имя преподобного Сергия Радонежского

До революции в Тверской губернии действовали два старообрядческих храма во имя преподобного Сергия Радонежского : храм в д. Дмитрово Погорельского района Калининской области (ныне Зубцовский район Тверской области) и храм в д. Матюково (Торжокский район Тверской области). Оба храма были уничтожены в богоборческие годы. В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня храмовой праздник в Смоленской области и в Кировской области. Во имя преподобного также освящен предел кафедрального на Рогожском. В Русской Древлеправославной Церкви во имя Сергия Радонежского освящены храмы в Курской области и Оренбургской области. Также в честь преподобного освящен единоверческий храм в Ленинградской области.

Во имя преподобного Сергия была освящена и нижняя церковь известного старообрядческого Успенского храма на Апухтинке (сейчас в здании храма находится общежитие).

Судьба мощей преподобного Сергия Радонежского и его обители в Советские годы

После смерти преподобного Сергия игуменами Троицкой обители в разное время были известные русские подвижники. Из них наиболее известны преподобные Никон и Дионисий Радонежские, Сава Звенигородский, Мартиниан Белозерский. В годы Смуты выходец из г. Ржева игумен Дионисий спасал обитель Сергия от поругания.

В 1919 году мощи преподобного Сергия были вскрыты, а после переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации. В 1946 году, после Великой Отечественной войны и открытия Лавры, мощи были возвращены. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Антицерковный террор в советский период затронул и Троице-Сергиеву лавру. В 1920 г. декретом Совнаркома, по личному распоряжению В.И. Ленина, Троице-Сергиева лавра была закрыта и преобразована в историко-художественный музей. В зданиях лавры разместились педагогический институт, жилые помещения и другие учреждения.

После окончания Великой Отечественной войны началось возрождение Троице-Сергиевой лавры. На сегодняшний день Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. В лавре действует уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.