Пассивность молодежи. Социальная пассивность молодежи: оно мне надо? Проблема молодёжной девиации в современной россии: причины и пути преодоления

    К "молодежи" можно условно отнести людей от 14 до 27 лет. то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Думаю то, что в России стали выдавать паспорт с 14 лет - не случайно. Именно с 14 лет человек активно начинает осознавать необходимость своего участия в тех или иных процессах, которые определяют его жизнь. Что такое политика для молодежи? Это тот инструмент, с помощью которого молодежь должна решать задачи, стоящие перед ней. Эта позиция является ключевой. Нельзя нам сегодня быть в стороне от политики. Политика - это инструмент для обеспечения наших интересов сегодня и в будущем. Политику невозможно реализовать в одиночку. Для этого нужна организация - политическая партия, либо общественно-политическое движение. Каковы роль и место молодежи в таком общественно-политическом объединении? Есть несколько вариантов: 1) молодежные организации, в которых молодежь сама решает свои проблемы. 2) молодежь "на подхвате", рядом с политической организацией, которая делает политику, а молодежь помогает ей это делать. 3) молодежная организация является частью политического движения или политической партии.

Активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Однако, практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается . Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение молодых избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические, другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы: правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация. Таким образом, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти. Необходимо прививать новые общественные ценности молодым избирателям не манипулированием, а «открытым разговором» на добровольных началах. Возросшая масштабность общественной жизни, ее сложность, объем информации требуют новых технологий коммуникации, где принцип двусторонней симметричной коммуникации более чем актуален. В этих условиях PR может сыграть стратегическую роль в обучении людей гражданству, включению демократических идей в активный общественный оборот.

    Сегодня в Российской Федерации сложилась непростая ситуация в молодежной среде. Совершенно очевидно, что активность молодежи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности . Однако, практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается . Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью , сформированной гражданской позицией . Молодежь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной.

Подводя итог, стоит отметить, что исследование темы электорального поведения вообще, и молодежной аудитории в частности, имеет большое значение в рамках построения в России развитого демократического общества. Отношение граждан к процессу выборов, как лакмусовая бумага, помогает определить степень приверженности населения демократическим ценностям. Таким образом, диагностика существующего политического и демократического климата в стране, попытки повлиять на его формирование, несомненно, внесут свой вклад в обеспечение реального соблюдения избирательных стандартов в Российской Федерации.

Пассивность молодежи

Причины

    Считают, что это не их дело

    Если государство не может решить мы тем более

    Знают проблемы, но не видят решения (зачастую из за не информированности в своих правах)

Проблемы, которые приводят к пассивности

Учеба (уровень образования в ВУЗах страны низкий, нет нормальных лабораторий и книг) ВУЗы соответствующие хорошему уровню образования зачастую без грантов и очень дорогие.

СПОРТ (не сколько дороговизна месячной платы, сколько дороговизна спортивного обмундирования, инвентарь спортивных помещений еще стоит с советских времен, очень старый)

КУЛЬТУРА (музыкальная школа, колледж) Дороговизна месячной оплаты:

Учебная – 2000 тенге в месяц, коммерческое 5000 тенге в месяц, при том что занятия идут всего два раза в неделю.

Еще надо иметь свой инструмент, зайдите в любой магазин музыкальных инструментов вы будете в шоке от цен.

Решения

Волонтерство! Самый ярый и эффективный метод борьбы с пассивностью (нужно поднять уровень волонтерства, например как главный фактор приеме не работу, как в США)

Cейчас очень много молодежных НПО, которые работают видимо по чуть чуть, потому что ощутимого эффекта не видно. Нужно систематизировать все молодежные НПО, создать один главный центр откуда будет координироваться и мониториться работа каждой организации.

    Социальные ролики (упор нужно сделать так же на гражданские СМИ, так как они очень популярны среди молодежи.)

    Не бояться спамить (информацией о молодежных акциях с лозунгом «не оставайся в стороне», что бы информировать молодежь)

    Заинтересовать (будущими перспективами и пользой от социальной работы)

    Вознаграждать (грамотами или денежно, как например гранты или стипендии, ведь так заинтересовывает нашу молодежь наше государство)

    СПОРТ и КУЛЬТУРА (Страна не знает своих героев, поднять популярность музыкантов и спортсменов, а они в свою очередь должны проводить мастер классы для молодежи, мотивировать и подавать пример)

Всё же главный фактор, нужно чтоб у всей молодежи был доступ к качественному образованию, не только у богатой. Тогда поднимается культура поведения, жизненные цели, а в этом случае пассивность у молодежи отпадет сама собой.

Пассивной части молодежи свойственны низкий социальный статус, привычное отчуждение от общественной жизни, отстраненное отношение к труду и его результатам, автономные действия, растущая неуверенность в собственном бытии, неблагополучие в сфере моральных устоев, снижение нравственности, отсутствие патриотизма. Пассивная к инновациям молодежь постепенно, медленно, неторопливо
включается в политические, социальные и экономические процессы в условиях становления рыночной экономики и разрушающегося то-талитаризма, действуя без особенной отдачи для общества.
Брошенная обществом, эта категория молодежи отчуждена от инновационного процесса, подвержена разрушительным негативным влияниям, проявляет эгоизм и жестокость, теряет жизненно важные ориентиры, разочарована, иногда агрессивна.
Она находится, по выражению М.К.Мамардашвили, в состоянии "антропологической катастрофы" и имеет тенденцию замены реальной жизни, реального бытия его иллюзорным, мнимым суррогатом16. Эта часть молодежи находит оправдание для ухода из общественного труда, и труд для данной страты не является важнейшим критерием в измерении молодежного социума. Бедность молодежи имеет огромное социальное значение.
Французский социолог А.Горц пишет об утрате смысла труда, его превращении в инструмент для зарабатывания денег17. Со времен Аристотеля известно, что если молодой человек не ограничивает себя в цели стремления к богатству, то он переходит на позиции хремасти- ки (способ добывания денег ради самих денег, ради богатства)18.
Иллюзии или ошибки восприятия жизни этой молодежью приводят к тому, что социальные проекты пассивной части молодежи связаны с организацией неформальных движений. И в этом контексте, находя "своих", она также может проявлять активность. Осмысленность действий некоторых групп неформальной молодежи заставляет видеть и воспринимать их совсем по-другому. Они также заняты инновационным проектированием, но их социальные проекты по отношению к другим стратам молодежи разрушительны.
Объективированная картина позволяет за видимым видеть невидимое - усталость, неверие, раздражительность, увеличение масштабов криминала, агрессию, экстремизм в молодежной среде, то есть все способы выражения кризиса идентичности.

Еще по теме Пассивная часть молодежи:

  1. Теорема 2. Мы пассивны постольку, поскольку составляем такую часть природы, которая не может быть представляема сама через себя и без других.
  2. Студенчество является социальной группой, наиболее остро реагирующей на перемены, происходящие в современном трансформирующемся обществе. Сегодняшняя российская молодежь участвует в модернизации страны, в проведении реформ, а постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию. Ориентация молодежи на внешние формы идентификации заставляет ее использовать в этом случае
  3. Теорема 1. Душа наша в некоторых отношениях является активной, в других - пассивной, а именно: поскольку она имеет идеи адекватные, она необходимо активна, поскольку же имеет идеи неадекватные, она необходимо пассивна.

Активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений - это залог национальной безопасности. Однако, практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается.

Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение молодых избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические, другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы:

* правовой нигилизм,

* недоверие к власти,

* негативная социальная адаптация. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml

Нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. В данном случае правовой нигилизм подразумевает под собой отрицание исторических предпосылок, авторитета источников и вообще права, как такового. Однако, «свято место пусто не бывает», и право подменяется на различные иные формы квазимировоззрения субкультурной направленности, включая различного рода течения, секты и т.п.

Правовой нигилизм появляется не на пустом месте. Долгие годы, в течение которых наше государство шло «по пути социализма» и наш народ усиленными темпами строил «светлое будущее коммунизма», наложили неизгладимый отпечаток на всю отечественную юридическую науку и ещё более углубили пропасть, разделяющую уровни правосознания в России и Европе. Всё это, в конечном счёте, базировалось на догмах учения Маркса и Ленина, - именно в трудах этих разработчиков классической идеи коммунизма и социалистического государства с всеобщим равенством и обобществлением средств производства активно пропагандировалась идея о том, что в будущем государстве всеобщего равенства праву, вообще, и правовым нормам, в частности, будет отводиться едва ли не второстепенная роль, а на более поздних этапах становления коммунистического общества предполагалось отмирание всей отечественной правовой системы целиком «за ненадобностью». Сухие нормы закона предполагалось заменить на более действенные требования и предписания «пролетарского самосознания» и «пролетарского правосознания». Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml

Дальнейшее историческое развитие, последовательное прохождение поколений через «перестройку», 90-е годы, настоящее время, с его изменяющимся законодательствам, так же не приносят ощущения стабильности. Сегодня исследователи констатируют, что правовой нигилизм присущ уже не одному поколению россиян, он передается от родителей к детям.

Следующая группа факторов, отрицательно влияющих на электоральную активность - это недоверие к власти. Если правовой нигилизм - есть отношение к праву в целом, то недоверие к власти выражается в недоверии к отдельным властным структурам, конкретным должностным лицам, государственным и муниципальным учреждениям. Данное недоверие может переходить в крайние формы, когда наибольшее количество голосов на выборах получает кандидат «против всех» (в то время, когда такая графа еще присутствовала в избирательных бюллетенях в России), также следствием данного отношения населения является тотальное игнорирование гражданами выборов.

В контексте анализа доверия как фундаментального фактора политического, в том числе и электорального, поведения следует рассмотреть отношение к выборам как политическому институту. В социологической анкете респондентам был предложен ряд позитивных и негативных характеристик выборов. Нельзя сказать, что среди молодежи доминирует негативное отношение к институту выборов. В целом респонденты на нормативном уровне понимают, что выборы - это необходимый механизм законной смены власти (20%), выборы помогают отстоять интересы народа (10%), что выборы - это способ возможного влияния на политический курс, проводимый правительством (9%). Однако 23 респондентов придерживаются жесткого мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем и ничего не меняют в жизни простых людей. Еще 11 процентов респондентов согласились с утверждением, что выборы - это способ обмануть избирателей.

В своем отношении к существующему политическому режиму по отдельным вопросам молодежный электорат может выступать, и выступает, как это демонстрирует комплексное социологическое исследование, серьезным оппонентом, но в стратегическом плане именно молодежь заинтересована в проведении реформаторского курса и возрождения страны. Следовательно, задача состоит в том, чтобы разработкой и реализацией действенной системы мер (правовых, экономических, организационных) успеть переломить реальными делами политико-психологическое противостояние власти подавляющей части молодежного электората, превратить этот стратегический электоральный ресурс из возможного в реальный. Особо следует подчеркнуть, что анализ результатов исследований проблемы показывает, что молодежь волнует кризис духовности, падение уровня культуры в молодежной среде, нравственная деградация общества в целом. Она остро реагирует на проявление социальной несправедливости и ощущает себя на историческом перепутье.

Эксперты, отвечая на вопросы о низкой электоральной активности молодежи, выделяют два типа мотивов участия молодежи в политике, которые непосредственно влияют на политическое поведение. Во-первых, это прагматические мотивы. Мотив поведения заключается в том, чтобы влиять на устройство общественных институтов, тем самым, стремясь улучшить свое положение. Другой тип мотивов - идеологический. Это наглядно видно, когда вдруг молодежью овладевает какая-нибудь идея, ради которой они готовы жертвовать жизнью. В настоящее время, на молодежь не влияют ни прагматические, ни идеологические мотивы, а значит, остаются случайные воздействия. Этим и объясняется низкий уровень электоральной активности с точки зрения фактора мотивации.

Третья группа факторов - негативная социальная адаптация. Пожалуй, это основная группа, так как человек, социальная адаптация которого прошла положительно, не ищет возможности обвинить в своих неудачах представителей власти или правовой режим государства. Социальная адаптация напрямую связана с процессом социализации личности. Она показывает, насколько личность готова к жизнедеятельности, насколько она способна встраиваться в окружающую социальную среду, ставить перед собой цели, искать пути их достижения, отметать девиантные методы поведения, разбивать путь к цели на отдельные задачи. Социальная адаптация наглядно иллюстрирует то, насколько процесс социализации личности в данном, конкретном обществе отработан и реально помогает человеку, обретая индивидуальность, оставаться частью общей структуры. Не выпадать из нее, переживая фрустрации, депрессии и становясь постепенно асоциальной, а напротив, налаживать социальные связи, постоянно обучаться, черпая информацию из окружающего мира, делать правильные выводы. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml

Стратегии социализации молодежи в глобальном мире - Сборник научных трудов

Проблема молодёжной девиации в современной россии: причины и пути преодоления

Автором проводится анализ феномена молодёжной девиантности. Особое внимание уделяется анализу причин негативного девиантного поведения молодёжи современной России и возможным путям преодоления данной проблемы.

Ключевые слова: общество, молодёжь, кризис, ценность, норма, девиация,

превенция.

The author carries out the analysis of a phenomenon of youth deviation. The special attention is given to the analysis of the reasons of negative deviation"s behavior of youth in modern Russia and to possible ways of overcoming of this problem.

Key words: society, youth, crisis, value, norm, deviation, preventivity.

Введение (Introduction)

Современное российское общество переживает сложный период развития. Резкая смена социально-экономических отношений привела к состоянию аномии всего общества. Наряду с ростом позитивных девиаций

(экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация определённых социальных групп, низкий уровень духовной культуры общества. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей.

Обсуждение результатов (Discussion)

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». Социальная норма находит своё воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всём том, что прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль

«естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Однако, в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования

и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат адекватного или искажённого отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно

адекватны им, или же вступают в противоречие из-за искажённого религиозного, субъективистского, мифологизированного отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится

«норма», «нормальны» же отклонения от неё.

Из этого следует, что социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня её организованности,

преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Негативные отклонения – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывают её основу

Необходимо отметить, что изменения современного общества отражаются, прежде всего, на качественном, морально-нравственном развитии молодёжи.

Молодёжь представляет собой социально-демографическую общность с характерными возрастными, социально-психологическими особенностями и ценностями, которые обусловливаются уровнем социально- экономического, культурного развития, спецификой социализации и индивидуализации общества.

В современных социокультурных условиях молодёжь выступает значимым социальным субъектом, выполняющим особую роль в социальном

производстве и воспроизводстве. Специфика социальной субъектности молодёжи определяется процессами интеграции в общество.

Целесообразно говорить о молодом поколении как о части социально- возрастной (поколенческой) структуры общества. В таком ключе молодёжь предстаёт в качестве относительно монолитной общности, интегрирующими признаками которой выступают её возрастные границы (14-30 лет),

специфика социального положения и социальных функций, особенности сознания и поведения молодых людей. Но, несмотря на наличие интегрирующих признаков, молодёжь оказывается внутренне неоднородной, сложно-дифференцированной общностью, внутри которой имеют место различия по уровню материальной обеспеченности, основным видам деятельности (учёба, работа, вторичная занятость), уровню образования,

дееспособности и деликтоспособности, степени престижности профессии и другим статусным характеристикам.

В современном российском обществе молодёжь – самая мобильная, перспективная и противоречивая группа. Она наиболее ярко отражает те процессы, которые протекают в стране в последние 10-20 лет. Облик молодёжи сегодня определяет облик общества завтра. 90 – е гг., создав условия для аномии, дезориентации для всех поколений, негативно сказались

и на процессах социализации, преемственности, и на облике молодого поколения.

Современное молодое поколение России переживает эпоху беспрецедентной неопределённости. По мнению В.Т. Лисовского, «налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного

строя».

Фетишизация рыночных отношений и потребления привела к тому, что общечеловеческие, нравственные ценности в настоящее время менее значимы для части молодёжи, чем для старшего поколения.

В ценностном сознании молодёжи можно выделить следующие характеристики:

– амбивалентность, сочетание противоположных оценок;

– нестабильность, изменчивость;

– эклектичность, сочетание элементов различных ценностей;

– отсутствие выраженного интереса к политике и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность;

– «приниженность» идеалов, доминирование прагматических установок;

– ориентация на гедонистические ценности, получение наслаждений;

– преобладание инструментальных ценностей над терминальными.

Многие прежние ценности заменяются «новыми», некоторые из традиционных перемещаются на периферию ценностного сознания, хотя по- прежнему играют значительную роль в мотивационно-ценностной структуре определённой части молодёжи. Её установки и поведение, лишь в большей или меньшей степени, – адекватная реакция на происходящие изменения в

обществе, опирающиеся на собственные представления о значимости тех или иных ценностей, их роли в самореализации, а также слабое влияние российской общественности на формирование у неё здоровых потребностей и укоренение высоких духовных ценностей в сознание и поведение.

В настоящее время в России проблема девиации относится к главной и реальной опасности, которая может подорвать генофонд нации, и в целом –

национальную безопасность Российского государства. В условиях современной России преступность молодеет с каждым годом, причём становится более жёсткой и агрессивной. Если до середины 80-х годов объектом внимания была молодёжь 16-18 лет, то во второй половине 90-х годов уже 14-15 летние подростки, а с начала нового столетия правоохранительные органы активно работают с лицами 8-10 лет .

Социологические исследования свидетельствуют о широком распространении употребления наркотиков в детской и молодёжной среде. За последние десять лет показатель болезненности наркоманией увеличился в

14,8 раза, распространённость употребления наркотиков с вредными последствиями – в 4,5 раза.

Доля потребляющих наркотики или попробовавших их (хотя бы один раз) среди молодёжи в возрасте 12-22 лет составляет 44,8 \%, то есть

примерно 4,9 млн. человек.

Именно поэтому сегодня так остро стоит проблема сохранения национального достояния нашей страны, её духовных ценностей, интеллектуальных и материальных ресурсов.

Рассматривая негативное девиантное поведение молодёжи современной России можно сказать о том, что в его основе лежит:

– низкий уровень коммуникабельности, трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками; повышенная чувствительность и душевная ранимость, приводящие к отчуждению, агрессии, ожесточению; бродяжничество;

– незанятость, бесконтрольность со стороны родителей;

– экономическая нестабильность в стране;

– падение нравственного уровня.

Выводы (Conclusion)

Молодёжная девиация отражает систему социальных отношений в обществе. Характер отклоняющегося поведения молодёжи и его детерминация таковы, что в борьбе с ними должны применяться не только меры уголовной репрессии, но и в первую очередь превентивные подходы. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение

действий экономических, социальных и морально-психологических причин и условий такого поведения. Жизненно-необходима принципиально новая концепция воспитания нового поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение ребёнка из объекта воспитательного воздействия в активного участника процесса социализации личности. Социальная практика многих развитых стран свидетельствует о том, что правильно организованная профилактическая работа в среде детей и

подростков приносит значительный общесоциальный эффект, а также уменьшает число девиаций в молодёжной среде.

В совокупности социальная профилактика отклоняющегося поведения молодёжи включает следующие основные направления:

– минимализация, нейтрализация и по возможности устранения социальных детерминант отклоняющегося поведения детей и подростков;

– сокращение факторов и условий, способствующих ситуациям, при которых дети становятся жертвами преступлений;

– активизация и развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальную социализацию детей и подростков, стимулирующих их социально – нормативное поведение;

– обеспечение реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних детей и подростков с отклоняющемся поведением, в том числе исправления малолетних правонарушителей.

В сложившихся обстоятельствах представляется очевидным, что решение данной проблемы нужно искать в 2-х ракурсах: профилактике потенциальных дезадаптаций и социально-психологической реабилитации и реадаптации детей и подростков, утративших навыки и установки социально-

нормативного поведения.

В связи с отмеченной ситуацией в молодёжном социуме, считаем целесообразным в качестве рекомендательных приоритетных мероприятий по преодолению негативных форм девиации в молодёжной среде предложить: – создание условий для включения молодёжи в социально- экономическую, политическую и культурную жизнь общества; – изучение и

внедрение положительного зарубежного опыта привлечения молодёжи для решения задач в экономической и социальной сферах жизни общества; – анализ и подготовку нормативно-трудовой базы в целях защиты прав молодёжи; – организацию и проведение межрегиональных семинаров и конференций по вопросам социальной работы с молодёжью; – совершенствование деятельности учреждений и организаций, занимающихся различными аспектами профилактики и реабилитации лиц, подверженных

негативной девиации: – разработку и реализацию мер по правовой защите и социальной адаптации молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; – организацию досуговой деятельности, ориентированной на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; – пропаганду здорового образа жизни молодёжи; – методическое обеспечение организаций, работающих с молодёжью по месту

жительства в сфере досуга и спорта; – активизацию деятельности института цензуры в СМИ и условиях префигуративного общества; – разработку и реализацию мер, способствующих укреплению института семьи и брака.

Список литературы

1. Ивлев А.В., Шевченко Е.В. Механизмы и принципы межсекторного и межведомственного взаимодействия в работе с молодёжью группы риска// Социальные технологии, исследования. – 2009. – № 6. – С.64-74.

2. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодёжи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С.83-90.

3. Румянцев В.А. К вопросу о ценностях и ценностных ориентациях

молодёжи// Социальные технологии, исследования. – 2009. – № 3. – С.31–41.

4. Таланов С.Л. Социализация молодёжи: опыт социологического анализа// Alma mater. – 2009. – № 2. – С.27–30.

5. Явон С. В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодёжи// Социально – гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С.154-165.

Ю. Ю. Кушнерова

Сибирская академия государственной службы, Новосибирск, Россия