Правовая охрана животного мира и среды его обитания. Правовой режим использования и охраны животного мира Правовое регулирование охоты и рыболовства

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубки лесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»). И, в первую очередь, здесь важно правовое регулирование указанной проблемы.

Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).

Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые относятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.

Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, которые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-третьих, животные могут находиться на территории страны временно или постоянно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.

Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы.

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые организмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономическом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.

Право собственности на животный мир

Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью . Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами .

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством .

Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
  • обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);
  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
  • подпадающие под действие международных договоров ;
  • относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ .

От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы - общей компетенции (Федеральное Собрание , Президент РФ, Правительство РФ , местные администрации) и специально уполномоченные органы. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам.

Понятие и виды права пользования животным миром

Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, видах, объектах, сроках , условиях пользования животным миром, границах территории , акватории, необходимой для пользования.

Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (акватории).

При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.

Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.

Право пользования животным миром является платным. Система платежей включает в себя:

  • плату за пользование животным миром;
  • штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания. Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицензии (ст. 53 Закона о животном мире).

Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий. Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.

Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

  • пользоваться предоставленными им объектами животного мира;
  • пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории в установленном порядке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;
  • собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;
  • выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
  • заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
  • вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реализовывать произведенную продукцию и изделия;
  • на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления деятельности, связанной с пользованием животным миром;
  • предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;
  • оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользователями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

Пользователи животным миром обязаны:

  • осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
  • соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
  • применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
  • не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;
  • осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
  • проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
  • оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
  • обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
  • применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Основаниями прекращения права пользования животным миром являются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:

  • отказ от пользования;
  • нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;
  • возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
  • использование территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
  • ликвидация предприятия , организации, учреждения-пользователей животным миром.

Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира.

Правовая охрана животного мира

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета , государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы , ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира». Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

  • проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия ;
  • задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы ;
  • производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
  • изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;
  • хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;
  • применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

  • организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;
  • сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);
  • охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий , сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ . Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических университетов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

За нарушения положений законодательства, устанавливающего требования по охране и рациональному использованию животного мира, может наступать юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 123-127.

DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.123-127

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

LEGAL PROTECTION OF WILDLIFE: THEORY AND PRACTICE С. В. ИВАНОВА (S. V. IVANOVA)

Автор рассматривает основные правовые меры охраны животного мира: сохранение, рациональное использование, акклиматизацию, регулирование численности объектов животного мира. Высказывается мнение о необходимости комплексного и системного подходов к сохранению животного мира. Анализируется действующее законодательство о животном мире, направленное на регулирование отношений по охране объектов животного мира.

Ключевые слова: объекты животного мира; биологическое разнообразие; охрана животного мира; сохранение естественных экологических систем; воздействие на животный мир.

In article the author considers the principal legal measures of protection of fauna: conservation, sustainable use, acclimatization, regulation of the number of objects of the animal world. The author suggests the necessity of comprehensive and systematic approaches to the conservation of the animal world. The article analyzes the existing legislation on the animal world, aimed at regulation of relations on protection of objects of the animal world.

Key words: wildlife; biodiversity; wildlife protection; conservation of natural ecological systems; the impact on wildlife.

Животный мир является для человека источником пользы и наслаждения, первоисточником производства и условием его биологического существования. Дикие животные приносят большую пользу, удовлетворяя различные потребности человека. Люди используют животный мир без особой осмотрительности, не задумываясь о том, этот объект природы необходимо сохранить для настоящего и будущего поколений. К сожалению, потребности человека в использовании объектов животного мира развиваются гораздо быстрее, чем осознание необходимости в их охране. Воздействие человека на животный мир приводит к уменьшению численности отдельных его видов либо их уничтожению. Животный мир относится к числу возобновляемых природных ресурсов, способных при определённых естественных условиях по мере их использования постоянно восстанавливаться. Это создаёт впечатление, что в природе «устанавливается какая-то естественная

гармония, какое-то природное равновесие. И так могло бы быть, если бы человек своей деятельностью не нарушил бы резко это естественное равновесие» . Темпы антропогенного вмешательства не соотносятся со временем восстановления естественным способом численности популяций видов животного мира. Для их восстановления и обеспечения расширенного воспроизводства необходимо создание определённых условий. Процесс восстановления имеет свои временные границы. В результате, когда нарушается «природное равновесие», возникает необходимость принимать меры по охране животного мира. Охрана животного мира становится задачей международного и национального значения, требует всестороннего, комплексного правового регулирования.

Основные положения об охране животного мира в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом

© Иванова С. В., 2017

«О животном мире». Наряду с указанными нормативными актами, существует довольно развитое законодательство, направленное на использование и охрану животного мира. В этих условиях закономерно возникает потребность детального изучения теории и практики правовой охраны животного мира, всестороннего анализа особенностей мероприятий по охране животного мира с тем, чтобы сформировать теоретическую основу дальнейшего развития отношений по охране животного мира.

Одной из основных задач охраны животного мира является защита объектов животного мира от антропогенного воздействия. С развитием экономических отношений формы негативного воздействия на животный мир со стороны человека становятся всё разнообразнее. Если в далёком прошлом человек «уничтожал ряд видов животных с различными целями и изменял условия их жизни при выжигании растительности» , то в настоящее время нарушение среды обитания происходит вследствие осушения болот, создания водохранилищ, вырубки леса. Набор антропогенных факторов и форм их негативного воздействия на животный мир широк и разнообразен. Всё многообразие воздействий можно условно разделить на две основные группы: прямые и опосредованные. «Прямые воздействия направлены на уничтожение популяций животных и растений в результате: чрезмерных объёмов добычи, низкой культуры промысла; нелегального промысла, сбора и коллекционирования живых организмов; нерациональной и неизбирательной борьбы с сорняками и вредителями сельского и лесного хозяйства; гибели животных на инженерных сооружениях; уничтожения населением животных и растений, считающихся опасными, вредными или неприятными. Опосредованные воздействия направлены на уничтожение природных экосистем в результате: их превращения в сельскохозяйственные угодья, включая распашку степей; ведения лесного хозяйства нерациональными методами; различных видов строительства; добычи полезных ископаемых; осушения болот; антропогенной водной и ветровой эрозии почв; гидростроительства, создания водохранилищ, уничтожения малых рек» . К числу причин сокращения чис-

ленности и исчезновения диких животных следует отнести воздействие на животных химическими веществами (пестицидами, нефтяными продуктами); транспортными средствами на автомобильных дорогах, при сенокошении; уничтожение на линиях электропередач; в процессе добычи (изъятия) и специального истребления для защиты охотничьих ресурсов, водных биоресурсов; интродукцией видов растений и животных. Следует отметить, что данный перечень негативного антропогенного воздействия на животный мир не является исчерпывающим. Большой вред диким животным наносится в результате наводнений, лесных пожаров, засухи, оползней и других явлений природы. Таким образом, негативное антропогенное воздействие происходит как непосредственно на объекты животного мира, так и на естественные экологические системы. Поэтому осуществление мероприятий по охране объектов животного мира должно приобретать комплексных характер и включать меры охраны самих животных и среды их обитания, а также меры по охране естественных экосистем. Только в непосредственном сочетании этих мер возможно обеспечить эффективную охрану животного мира.

Одним из основных элементов охраны животного мира является сохранение биологического разнообразия. Под сохранением биоразнообразия понимается комплекс активных действий, включающий в себя как непосредственные меры по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию биоразнообразия, так и применение социально-экономических механизмов, определяющих воздействие на него различных групп населения и хозяйственных структур .

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации . Как справедливо отметил профессор О. С. Колбасов, «охрану природы невозможно обеспечить вне отношений по её использованию, ибо в этой сфере происходит наиболее значительное воздействие общества на природную среду» . Поэтому рациональное использование животного мира заключается в максимально полном его использова-

нии для удовлетворения различных потребностей человека при наименьших затратах. Однако использование природных богатств «с ориентировкой на непосредственные отдельные потребности, без учёта запасов этих богатств и косвенных последствий их эксплуатации, может принести в долгосрочном плане непоправимый или трудно устранимый вред. Поэтому такое использование природных благ не является рациональным и не может допускаться» . Примером может служить активная добыча отдельных видов диких животных в нарушение предельно установленных объёмов добычи. Также рациональное использование включает в себя использование объектов животного мира такими способами и средствами, которые исключают массовую гибель диких животных (к примеру, добыча (изъятие) рыбы с помощью электрической удочки).

Рациональное использование животного мира должно осуществляться на условиях устойчивого использования. «Устойчивое использование объектов животного мира - это использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию» . Таким образом, рациональное использование животного мира имеет экономический и экологический аспекты. Экономический аспект проявляется в удовлетворении материальных потребностей человека в животном мире. Экологический аспект заключается в сохранении оптимальной численности различных видов диких животных.

Наряду с рациональным использованием и сохранением, важным элементом охраны животного мира является его восстановление. Восстановление животного мира включает в себя совокупность мер, направленных на поддержание оптимальной численности объектов животного мира (уменьшение или увеличение их количества) и территории их обитания в тех случаях, когда её площадь уменьшается.

Численность животных восстанавливается путём естественного воспроизводства. В тех случаях, когда происходит уменьшение либо уничтожение мест обитания диких жи-

вотных, используются такие меры восстановления как переселение объектов животного мира в новые места обитания, воспроизводство в искусственно созданной среде обитания.

Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира следует отнести к улучшению животного мира. «Научно обоснованная акклиматизация животных является полезным мероприятием и широко применяется как средство обогащения животного мира» . Однако, если гибридизация, переселение, акклиматизация проводится без научных обоснований, подобные действия могут нарушить биологическое равновесие среди видов определённой экосистемы и нанести вред. Поэтому акклиматизация объектов животного мира, их переселение в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, при наличии заключения компетентных научных организаций, с учётом требований экологической безопасности.

На наш взгляд, охрана животного мира представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленную на сохранение, восстановление, рациональное использование и улучшение животного мира, среды его обитания и естественных экологических систем с помощью технических и юридических мероприятий. Технический аспект охраны животного мира представляет собой материально-техническую деятельность государственных служащих, членов общественных организаций, граждан, направленную на изучение и осуществление охраны объектов животного мира. Юридический аспект охраны животного мира выражается в деятельности компетентных государственных органов по подготовке, принятию

и изданию нормативных правовых актов в сфере охраны животного мира.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности по охране животного мира является создание действенных и эффективных стимулов. Стимулирование деятельности по охране животного мира должно служить тем организационным механизмом, который позволил бы соединить интересы дальнейшего развития отношений по использованию животного мира и отношений по его охране. Система стимулирования указанной деятельности предполагает повышение заинтересованности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в выполнении мероприятий по охране животного мира. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира . Действие системы экономического стимулирования обеспечивается специальным законодательством Российской Федерации. К таковому следует отнести прежде всего налоговое, банковское, бюджетное законодательство.

Согласно ст. 473 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами освобождаются отдельные категории налогоплательщиков . Таким образом, налоговые льготы в форме освобождения от уплаты сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами предоставляются только гражданам и юридическим лицам, чья деятельность непосредственно связана с использованием животного мира.

Однако для юридических лиц и граждан, деятельность которых не связана непосредственно с использованием объектов животного, но оказывает влияние на них, налоговые льготы законодательством не предусмотрены. Деятельность промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций наносит огромный вред животному миру, их среде обитания, а также естественным экологическим системам. «По своей внутренней сущности товаропроизводитель не заинтересован в охране природы, ибо экономически и технически он может произвести больше продукции с меньшими издержками, если не будет затрачивать средства на охрану окружающей среды. Поэтому задачей введения льгот по экологическим налогам является стимулирование предприятия на изменение технологического процесса в пользу эколо-гичности производства. Повышение эколо-гичности производства может быть достигнуто, во-первых, за счёт приобретения очистных сооружений. Для предприятия и сборы, и приобретение очистных сооружений приводят к росту расходов. Налоговые льготы в данном случае компенсируют дополнительные расходы, связанные с финансированием мероприятий по снижению выбросов. Во-вторых, для производственного процесса, в котором вредное вещество является необходимым побочным продуктом, налоговые льготы могут стимулировать замещение производства «неэкологичного» продукта другим, более экологичным» . Отмечая важность экономического стимулирования для охраны животного мира, считаем необходимым разработать механизм предоставления налоговых льгот юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с использованием объектов животного.

К числу мер экономического стимулирования Федеральный закон «О животном мире» относит предоставление юридическим лицам льготных кредитов. Однако в банковском законодательстве отсутствует механизм реализации этого положения. Предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира предполагает предоставление денежных средств на определённых условиях, по сниженным процентам. В кредитных учреждениях, коммер-

ческих банках отсутствуют программы по предоставлению льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира. Следует предположить, что в связи с экономическим кризисом, который напрямую затронул банковскую систему, не стоит ожидать в ближайшее время разработки и реализации положения о предоставлении льготных кредитов юридическим лицам. Таким образом, положения ст. 54 Федерального закона «О животном мире» являются декларативными, носят отсылочный характер к специальному законодательству, которое не предусматривает правового механизма реализации предоставления мер экономического стимулирования

Следовательно, в настоящее время отсутствует целостная система мер стимулирования деятельности по охране животного мира, а отдельные меры, к примеру поощрение сотрудников, без сочетания с комплексом других не дают положительного результата. На наш взгляд, учитывая актуальность и значимость применения экономического стимулирования в целях охраны животного мира, целесообразно разработать механизм реализации закреплённых в законодательстве форм стимулирования. Также целесообразно использовать богатый практический опыт зарубежных стран по применению мер экономического стимулирования. «С учётом опыта зарубежных стран, можно предложить следующие пути создания целостной системы стимулирования природоохранной деятельности. Следует разработать научную концепцию поэтапного снижения уровня неблагоприятных экологических проявлений (выбросов, загрязнений и т. д.), включающую всю совокупность неблагоприятных экологических факторов с учётом особенностей на-

шей страны, а также её отдельных регионов» .

1. Стайное П. Правовые вопросы защиты природы / под ред. д-ра юрид. наук О. С. Колба-сова. - М. : Прогресс, 1974. - С. 25.

2. Лаптев И. П. Научные основы охраны природы. - Томск, 1970. - С. 63.

3. Пятый национальный доклад «Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации». -М. : Мин-во природ. ресурсов и экологии Российской Федерации, 2015. - С. 30.

4. Национальная Стратегия сохранения биологического разнообразия России. Москва, 2002. - С. 23. - URL: http://www.caresd.net/pdf (дата обращения: 05.05.2017).

5. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.

6. Колбасов О. С. Охрана природы // Советское государство и право. - 1972. - № 2. - С. 16.

7. Константиниди С. С. Охрана животного мира: (Правовые вопросы). - Алма-Ата: Кай-нар, 1975. - С. 65.

8. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.

9. Колбасов О. С. Охрана природы по советскому законодательству. - М. : Изд-во юридической литературы, 1961. - С. 49.

10. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.

11. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

12. Киреенко А. П., Батурина О. В., Головань С. А. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 1. - С. 25-33.

13. Ростовщикова Е. А. Природоохранная деятельность в Российской Федерации: стимулы развития // Молодой учёный. - 2014. - № 21. -С. 77-79.

Как предусмотрено ст. 11 Закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством РФ на основе требований Закона «О животном мире».

Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, выполняющее наряду с другими задачами и функциями разработку и реализацию мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов РФ, одной из задач которого является проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон. Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты РФ по рыболовству и охране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.

Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира являются:

  • - обеспечение устойчивого существования и использования животного мира;
  • - поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
  • - осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
  • - недопустимость совмещения деятельности по государственному контролю за использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью по использования объектов животного мира;
  • - привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  • - отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
  • - платность пользования животным миром;
  • - приоритет международного права в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Государственный учет объектов животного мира и их использования, а также государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статьей 55 ФЗ «О животном мире» предусмотрены три вида ответственности за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Однако должностные лица, рабочие и служащие, нарушающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут нести также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных трудовым законодательством РФ. Закон «О животном мире» (ст. 55) предусматривает следующие виды нарушений законодательства РФ об охране и использовании животного мира, влекущие предусмотренную законом юридическую ответственность:

  • - нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз в РФ животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красную книгу;
  • - нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, других препаратов, причинивших ущерб животному миру;
  • - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания;
  • - нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;
  • - нарушение правил китобойного промысла;
  • - ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;
  • - нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности;
  • - нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках и заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;
  • - нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;
  • - сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях.

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира». Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;

сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических университетов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и

гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

За нарушения положений законодательства, устанавливающего требования по охране и рациональному использованию животного мира, может наступать юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Контрольные вопросы по теме

1. Что представляет собой животный мир как объект правового регулирования представляет?

2.Что является основанием возникновения и прекращения права пользования животным миром?

3.По каким трем основным направлениям реализуются меры охраны животного мира?

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира. Требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования.

Предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Крупнейший русский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому назад отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты и т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие - Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле, изменения планетарных процессов.

Поскольку отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в рамках всего международного сообщества.