Основные направления внешней политики. В период перестройки
Тема: « ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. УСПЕХИ И ПРОСЧЕТЫ» .
Цели урока: познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 19годах.
Задачи урока:
o Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
o Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные вопросы темы
o Воспитать понимание понятия «новое политическое мышлениеа»
3) учебное оборудование: рабочая тетрадь, политическая карта мира.
4)оформление доски:
Тема урока, план изучения новой темы, новые слова («новое мышление), дата:1985 г. ноябрь, домашнее задание.
ХОД УРОКа
1)Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Духовная жизнь общества. Политика «гласности».
3) 1) Подготовка устного ответа по карточке.
2. Работа с классом (выбор учителя):
А) проверка домашнего задания
Б) Соотнесите даты события:
3. устный развернутый ответ учащегося по карточке №1, отзывы одноклассников.
III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
ПЛАН.
1. Концепция «нового политического мышления».
2. Решение региональных конфликтов.
3. Бархатные революции.
4. Итоги противостояния Запад-Восток
ЗАДАЧА для учащихся: Каковы результаты внешней политики СССР в 1годах?
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦИ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА ИЛИ ПО РАССКАЗУ УЧИТЕЛЯ.
Учебник п. 51,стр. 317-320 или п.58, стр,403-408.
Таблица может выглядеть следующим образом:
Основные направления внешней политики | Позитивные изменения | Просчеты внешней политики |
1.Номалимализация отношений с США. г. ежегодные встречи М. С Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. | ||
2.Решение региональных конфликтов февраль 1989 г. вывод войск из Афганистана Май-июнь1989 г. визит в Китай Лето1990 г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991 г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту. | ||
3.Отношения со странами социалистического блока. гг. вывод советских войск из Восточной Европы. 1990 г. согласие на объединение Германии 1991 г. роспуск СЭВ и ОВД |
2.Сделайте выводы об итогах политики «нового мышления».
Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника п.51 стр.320-321 или п.58 стр.408
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРАЛА НА УРОКЕ.
Выполнение задания из рабочей тетради: вып. П.51, рабочий лист, стр. 79-80; рабочий лист 4 стр. 80-81
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
2.Выполнить задание из рабочей тетради задание №3 П. 51 с.
В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.
Причины перемен во внешней политике СССР.
В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.
1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.
2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.
4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.
Новое политическое мышление.
Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.
Основные принципы «нового мышления»:
Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;
Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;
Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.
В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:
Нормализация отношений с Западом и разоружение;
Разрешение международных конфликтов;
Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.
Результаты политики «нового мышления».
Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.
Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.
Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.
Отношения СССР с Западом
Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.
В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.
В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.
В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.
Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.
СССР и региональные конфликты
В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.
В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.
Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 году впервые поддержал действия Запада.
В 1991 году было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.
Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата. Однако воспользоваться плодами своих усилий Советскому Союзу не было суждено.
Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря. Политическое поражение СССР.
В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы.
Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.
В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.
Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.
В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.
Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.
Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении. К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.
Западные страны не оказали СССР серьезной финансовой помощи. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм. Это тоже стало одной из причин развала СССР.
После крушения Советского Союза в мире осталась лишь одна сверхдержава – США. Вторая сверхдержава, СССР, потерявшая старых друзей, не обрела на Западе тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Она распалась под влиянием внешних и внутренних факторов. В декабре 1991 года президент США Джордж Буш-старший объявил об окончании «холодной войны» и поздравил американцев с победой.
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.
В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.
Первый вариантвыбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).
Второй путьпредполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.
Третий путьпредполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.
В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».
При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единыхстандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявления национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
Создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
Вхождение в европейское и мировое сообщество;
Разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
Разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
Активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
Равноправное развитие отношений с США;
Противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
Участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
Вьетнамские войска. Отношения со странами «третьего мира». Сотрудничество с СССР. Позитивные и негативные последствия. Внешняя политика. Призывы к обединению. Горбачев. Идеи. Новое политическое мышление. Результаты политики «нового мышления». Распад социалистической системы. Советско-американские отношения. Утверждение главенствующей роли США.
«СССР в годы перестройки» - Альтернативные варианты развития СССР. Советские и партийные руководители. Раскол. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Политическое и экономическое развитие СССР. Итоги перестройки. Этапы Перестройки. Причины провала. Социальная база. Идеологи и руководители. Уроки перестройки. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия. Перестройка. Конвергенция социализма и капитализма. Характерные черты. Концепция ускорения социально- экономического развития.
«Внешняя политика Горбачёва» - Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Революция в Бухаресте. Встреча М.Горбачева с Чжао Цзыяном. Просчеты. Договор о ликвидации ракет. Региональные конфликты. Берлинская стена. Направления внешней политики. Советско-Американская встреча на высшем уровне. Объемы безвозмездной помощи союзным режимам. Организация Варшавского договора. Вывод войск из Афганистана. Министр иностранных дел СССР.
«Перестройка 1985-1991» - Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Антиалкогольная компания (май 1985 г.). Проявление гласности. Введение хозрасчёта. В 1990-1991 годах в стране, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Н.И. Рыжков. Причины «перестройки». Экономические преобразования. Секретарь Московского горкома КПСС.
«М.С.Горбачёв» - Двусторонние встречи. Вывод войск из Афганистана. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Перевод предприятий на хозрасчёт. Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Ослабление международной напряжённости. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Михаил Сергеевич Горбачёв. Жёсткие меры по локализации национальных конфликтов.
«Культура перестройки» - Театр. «Вор» П.Г.Чухрая не рассказывает напрямую об ужасах репрессий. Современные композиторы. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. Отказ от канонов. Тема социальной ответственности человека за подрастающее поколение. Изобразительное искусство-многолико, многожанрово. Музыка. Выдающиеся картины эпохи «перестройки». Культура России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный период».
«Михаил Горбачёв» - Михаил Сергеевич Горбачев. Карьера. Биография. Работу выполнил студент 6 группы 1 курса МЭО, Санько Д.С. Политика.
«Брежнев» - 1906-1982. Партийная карьера. Из семьи рабочего. Леонид ильич брежнев. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Последние годы. План. Приход к власти. В 1935-36 служил в армии. Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Период застоя. Партийная карьера приход к власти период застоя последние годы.
«СССР в послевоенные годы» - План: Главные направления внутренней политики – мобилизация и централизация власти. Хотели бы вы жить в данную эпоху? Быстрый процесс восстановления предприятий промышленности. Тема: Белая – нейтральная, изложение фактов, описание статистики. Гайки были завинчены до предела. Почему? 5. Синяя – аналитическая, поисковая.
«СССР в 1953-1964» - Н.С. Хрущев Разгром противников и упрочнение позиций. Борьба Разногласия по экономическим и социально-политическим вопросам. Разоблачение культа личности. Итоги. Расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси (март 1956 г.) и Новочеркасске (июнь 1962 г.). Реформы н. С. Хрущева в области сельского хозяйства.
«Реформы Хрущёва» - Задачи: Осуществить переход к рынку. Провозглашение концепции развитого социализма. Россия советская и постсоветская 1953 – 2008 гг. Экономические реформы 1965 г. Россия в 90-ые годы XX в. Ухудшение экономической ситуации. Реформировать экономику, возродить товарно-денежные отношения. Фактическая подмена партийным аппаратом советских органов.