Николай лосский - история русской философии.

Лосский Н.О.

История русской философии

Перевод с английского
М.: Советский писатель, 1991.- 480 с.
ISBN 5-265-02255-4
Формат: PDF, DjVu

Качество: сканированные страницы

Язык: русский

Советский читатель не был знаком с этой книгой, она если и издавалась, то лишь по спецзаказу, потому её вроде бы и не существовало. Это при том, что данная работа Н.О. Лосского (1870-1965) является единственной в своем роде - она дает практически полный обзор истории русской философии. Западники, славянофилы, русские материалисты 60-х годов, Вл. С. Соловьев, князья Трубецкие, отцы Сергий Булгаков и Павел Флоренский, Л. Н. Карсавин, Н. А. Бердяев, последователи марксизма и поэты-символисты - эти основные моменты развития русской философии отражены в работе.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора
Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Глава II. СЛАВЯНОФИЛЫ

1. И.В. Киреевский
2. А.С. Хомяков
3. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин
Глава III. ЗАПАДНИКИ
1. П. Я. Чаадаев
2. Н.В. Станкевич
3. В.Г. Белинский
4. А.И. Герцен
Глава IV. РУССКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ В 60-х ГОДАХ. НИГИЛИЗМ
1. М. А. Бакунин
2. Н. Г. Чернышевский
3. Д.И. Писарев
4. И.М. Сеченов
Глава V РУССКИЕ ПОЗИТИВИСТЫ
1. П. Л. Лавров, Г. Н. Вырубов, Е. В. де Роберти
2. Н. К. Михайловский
3. К. Д. Кавелин, М. М. Троицкий, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов
Глава VI. ВЫРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
1. Н. Я. Данилевский
2. Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев
Глава VII. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
1. И. Д. Юркевич, В. Д. Кудрявцев
2. Федоров
Глава VIII. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
Глава IX. ГНОСЕОЛОГИЯ, ЛОГИКА И МЕТАФИЗИКА В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

1. Б. Н. Чичерин
2. Н. Г. Дебольский
3. П. А. Бакунин
4. М. И. Каринский
5. Н. Я. Грот
ГлаваХ. КНЯЗЬЯ С. Н. и Е.Н. ТРУБЕЦКИЕ
Глава XI. РУССКИЕ ПЕРСОНАЛИСТЫ

1. А. А. Козлов
2. Л. М. Лопатин
3. Н. В. Бугаев, П. Астафьев, Е. А. Бобров
Глава XII. РУССКИЕ НЕОКАНТИАНЦЫ
1. А. И. Введенский
2. И. И. Лапшин
Глава XIII. ИЗМЕНЕНИЯ В УМОНАСТРОЕНИЯХ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В НАЧАЛЕ XX в.
Глава XIV. ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ
Глава XV. ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
Глава XVI. Н. А. БЕРДЯЕВ
Глава XVII. ИНТУИТИВИСТЫ

1. Н. О. Лосский
2. С. Л. Франк
3. А. Ф. Лосев
4. Д. В. Болдырев и С. А. Левитский
5. В. А. Кожевников
Глава XVIII. Л. П. КАРСАВИН
Глава XIX. ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава XX. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ В РОССИИ И ЕГО КРИТИКА, В. Ф. ЭРН

1. Представители трансцендентально-логического идеализма
2. Иррационализм Шестова
3. В. Ф. Эрн
Глава XXI. УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ
Глава XXII. ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ
Глава XXIII. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПОЭТОВ-СИМВОЛИСТОВ

1. Андрей Белый
2. В. И. Иванов, Минский
3. Д. С. Мережковский
4. В. В. Розанов
Глава XXIV. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В СССР
1. Диалектический метод Гегеля
2. Диалектический материализм
Глава XXV. ВЛИЯНИЕ Э. МАХА И Р. АВЕНАРИУСА НА МАРКСИСТОВ
Глава XXVI. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. С. А. Алексеев (Аскольдов)
2. В. С. Сцилкарский
3. Л. Л. Кобилинский
4. Б. П. Вышеславцев
5. И. А. Ильин
6. Отец Василий Зеньковский
7. Отец Георгий Флоровский
8. В. Н. Лосский
Глава XXVII. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

История русской философии. Лосский Н.О.

М.: Высшая школа, 1991. - 560 с.

Н. О. Лосский (1870 - 1965) - один из крупнейших русских философов. До революции - профессор Петербургского университета. В 1922 году вместе с Н. А. Бердяевым и другими известными учеными был выслан из СССР. Оторванный от Родины, Лосский никогда не порывал духовных связей с Отечеством. Его "История русской философии" была издана на английском языке в 1951 году и сразу приобрела мировую известность. В книге представлены оригинальные суждения о своеобразном пути развития философии, религии и культуры России. Особую ценность имеют страницы, рассказывающие о философах русского зарубежья.

Этой книги для советского читателя вроде бы не существовало, она переиздавалась у нас лишь по спецзаказу. Между тем этот труд Н.О. Лосского, пожалуй, единственный в своем роде достаточно полный обзор истории русской философии. Славянофилы, западники, русские материалисты 60-х годов XIX в., Вл.С. Соловьев, князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, отцы Павел Флоренский и Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.Н. Карсавин, последователи марксизма и поэты-символисты - вот те основные пункты развития отечественной теоретической мысли, которые нашли отражение в книге.

Формат: doc / zip

Размер: 583Кб

/ Download файл

С О Д Е Р Ж А Н И Е
От автора.
Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Глава II. СЛАВЯНОФИЛЫ.
1. И. В. Киреевский.
2. А. С. Хомяков.
3. К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин.
Глава III. ЗАПАДНИКИ.
1. П. Я. Чаадаев.
2. Н. В. Станкевич.
3. В. Г. Белинский.
4. А. И. Герцен.
Глава IV. РУССКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ В 60-х ГОДАХ. НИГИЛИЗМ.
1. М. А. Бакунин.
2. Н. Г. Чернышевский.
3. Д. И. Писарев.
4. И. М. Сеченов.
Глава V. РУССКИЕ ПОЗИТИВИСТЫ.
1. П. Л. Лавров, Г. Н. Вырубов, Е. В. де Роберти
2. Н. К. Михайловский.
3. К. Д. Кавелин, М. М. Троицкий, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов.
Глава VI. ВЫРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
1. Н. Я. Данилевский.
2. Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев
Глава VII. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
1.И. Д. Юркевич, В, Д. Кудрявцев
2. Н. Ф. Федоров
Глава VIII. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
Глава IX. ГНОСЕОЛОГИЯ, ЛОГИКА И МЕТАФИЗИКА В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в
1.Б.Н.Чичерин.
2. Н. Г. Дебольский
3. П. А. Бакунин
4.М.И.Каринский
5.Н. Я. Грот
Глава X. КНЯЗЬЯ С. Н. и Е. Н. ТРУБЕЦКИЕ
Глава XI. РУССКИЕ ПЕРСОНАЛИСТЫ
1. А. А. Козлов
2. Л. М. Лопатин
3. Н. В. Бугаев, П. Астафьев, Е. А. Бобров
Глава XII. РУССКИЕ НЕОКАНТИАНЦЫ
1. А. И. Введенский
2. И. И. Лапшин
Глава XIII. ИЗМЕНЕНИЯ В УМОНАСТРОЕНИЯХ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В НАЧАЛЕ XX в
Глава XIV. ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ
Глава XV. ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
Глава XVI. Н. А. БЕРДЯЕВ
Глава XVII. ИНТУИТИВИСТЫ
1. Н. О. Лосский
2. С. Л. Франк
3. А. Ф. Лосев
4. Д. В. Болдырев и С. А. Левитский
5. В. А. Кожевников
Глава XVIII. Л. П. КАРСАВИН
Глава XIX. ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава XX. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ В РОССИИ И ЕГО КРИТИКА. В. Ф. ЭРН
1. Представители трансцендентально-логического идеализма
2. Иррационализм Шестова
3. В. Ф. Эрн
Глава XXI. УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ
Глава XXII. ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ
Глава XXIII. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПОЭТОВ-СИМВОЛИСТОВ.
1. Андрей Белый.
2. В. И. Иванов, Н. М. Минский
3. Д. С. Мережковский
4. В. В. Розанов
Глава XXIV. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В СССР
1. Диалектический метод Гегеля
2. Диалектический материализм
Глава XXV. ВЛИЯНИЕ Э. МАХА И Р. АВЕНАРИУСА НА МАРКСИСТОВ
Глава XXVI. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. С. А. Алексеев (Аскольдов)
2. В. С. Сцилкарский
3. Л. Л. Кобилинский
4. Б. П. Вышеславцев
5. И. А. Ильин
6. Отец Василий Зеньковский
7. Отец Георгий Флоровский
8. В. Н. Лосский.
Глава XXVII. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Школа/традиция: Период: Направление: Значительные идеи: , Оказавшие влияние: , Последователи: ,

Никола́й Ону́фриевич Ло́сский ( , - , ) - выдающийся представитель , один из основателей направления в .

Биография

Философия

  • Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
  • Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный , даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего непосредственно в , и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название . Лосский выделяет три вида интуиции - чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения .
  • Онтология В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное , тесно связанное с целым миром.
  • Аксиология
  • Этика
  • Эстетика

Тема реинкарнации в трудах Н. О. Лосского

Н. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души (). Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал:

Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п…

Главные труды

Сочинения

  • «Обоснование интуитивизма» (1906),
  • «Мир как органическое целое» (1917),
  • «Основные вопросы гносеологии» (1919),
  • «Свобода воли» (1927),
  • «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»),
  • «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931),
  • «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938);
  • «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность»,
  • «Эволюция и идеальное бытие»,
  • «Мистическая интуиция»,
  • «Бог и всемирное зло» (1941);
  • «Условия абсолютного добра» (1944),
  • «Достоевский и его христианское мировоззрение» (1945),
  • «Мир как осуществление красоты».

Переводы

К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод « » (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа.

Ссылки

Сочинения

  • Н. О. Лосский, История русской философии. - М.: Сварог и К, 2000.
  • Н. О. Лосский, Ценность и Бытие. - М.: АСТ, 2000.

Литература

  • Николай Лосский: Библиография / Сост. Б. и Н. Лосские. Paris, Institut d"etudes slaves. 1978. 129 с.
  • А.А. Штрихи к пониманию философии Н.О. Лосским // Вестник Московского университета.Серия 7.Философия. 1993.№ 4.С.64-69.
  • А.А., Никулин А.Г. А.И. Введенский и Н.О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. СПб.,1999. С.87-105.
  • Овчаров А.А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства)Кемеровский гос. уни-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.-215 с.
  • Королькова Е.А. Онтология зла в филосории Н.О. Лосского // Русская философия. Концепции.Персоналии. Методика преподавания СПб., 2001. С. 74-75.
  • Веселовская Е.В. Взаимосвязь онтологических, гносеологических и логических элементов в философской системе Н.О. Лосского //Вестник Российского Философского Общества № 1 (29), 2004. С.111-114.
  • Половинкин С.М. Иерархический персонализм Н.О.Лосского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.Серия: Филология. Философия. История.2004. № 3. С.48-80.
  • Земляной С. Клерикально-консервативная мифологическая дистопия: Алексей Лосев

Примечания

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Н. О. Лосский История русской философии Н. О. Лосский (1870 - 1965) - один из крупнейших русских философов. До революции - профессор Петербургского университета. В 1922 году вместе с Н. А. Бердяевым и другими известными учеными был выслан… - Высшая школа, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Библиотека философа 1991
    410 бумажная книга
    Василий Зеньковский История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический Проект, Раритет, (формат: 70x100/16, 880 стр.) Summa 2001
    880 бумажная книга
    А.И. Новиков История русской философии В данной книге показаны основные этапы истории русской философской мысли, начиная с Х века, национальные истории ее становления. Показано влияние славянской мифологии, болгарской книжности… - Лань, (формат: 84x104/32, 320 стр.) 1998
    100 бумажная книга
    В.В. Зеньковский История русской философии ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1881–1962) – крупнейший представитель гуманистической мысли русского зарубежья, широко известный в Европе православный деятель, богослов, историк русской философской… - МедиаКнига, аудиокнига можно скачать 2011
    283 аудиокнига
    Н. О. Лосский История русской философии Книга Николая Онуфриевича Лосского ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, вышедшая в 1951 году в Нью-Йорке, до сих пор не утратила своего значения. Это блестящий очерк раз­витиярусской философской мысли… - Сварог и К, (формат: 84x108/32, 496 стр.) 2000
    450 бумажная книга
    Лосский Н.О. История русской философии Н. О. Лосский (1870 - 1965) - один из крупнейших русских философов. До революции - профессор Петербургского университета. В 1922 году вместе с Н. А. Бердяевым и другими известными учеными был выслан… - Высшая школа, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) 1991
    212 бумажная книга
    Н. О. Лосский История русской философии Вашему вниманию предлагается издание "История русской философии" - Прогресс, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Библиотека журнала "Путь" 1994
    490 бумажная книга
    А. Галактионов, П. Никандров История русской философии Настоящая книга представляет собой попытку создать систематический курс истории русской философии, рассмотренной в развитии и во взаимной борьбе основных направлений - материализма и идеализма, … - Издательство социально-экономической литературы, (формат: 84x108/32, 460 стр.) 1961
    340 бумажная книга
    Зеньковский Василий История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический проект, (формат: 60x90/16, 464 стр.) - 2011
    679 бумажная книга
    История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический проект, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Концепции 2011
    1002 бумажная книга
    Василий Зеньковский История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический Проект, (формат: 60x90/16, 880 стр.) Концепции 2011
    581 бумажная книга
    Зеньковский В. История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический проект, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) 2011
    912 бумажная книга
    Зеньковский Василий Васильевич История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) Концепции 2011
    851 бумажная книга
    Б. В. Яковенко История русской философии Книга русского мыслителя Бориса Валентиновича Яковенко - самая крупная его философская работа, представляющая собой обзор отечественной философской мысли XVIII - первой трети XX в. Как оригинальное… - Республика, (формат: 60x90/16, 512 стр.) 2003
    562 бумажная книга
    Лосский Н. История русской философии Н. О. Лосский - один из крупнейших русских философов. До революции - профессор Петербургского университета. В 1922 году вместе с Н. А. Бердяевым и другими известными учеными был выслан из СССР… - Азбука, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) Азбука-Классика. Non-Fiction Русская философия: словарь

    История русской общественной мысли - незаконченный труд Плеханова, над к рым он работал в последние годы жизни. К тому времени им были опубликованы работы о Белинском, Чернышевском, статьи о Чаадаеве и об общественном движении во 2 й пол. XIX в., большая рецензия на 2 томную… …

    Азбука кириллицы: новгородская берестяная грамота № 591 (1025 1050 гг.) и её прорисовка … Википедия

    ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ - предметная и проблемная область истории рус. философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус. философии… … Русская философия: словарь

    Историография русской философии - предметная и проблемная область истории русской философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус.… … Русская Философия. Энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Очерк развития русской философии Русская Философия. Энциклопедия

    ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ - соч. Шпета (ч. 1. Пг., 1922). Как я могу писать историю русской философии, которая если и существует, то не в виде науки, тогда как я признаю философию только как знание, заметил о своих затруднениях при написании этой работы Шпет. Отвергая… … Русская философия: словарь

    Наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

    История философии раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ. В России существует специальность «история… … Википедия


    Издать большую книгу по философии в эти беспокойные дни - нелегкая задача.


    Поэтому я выражаю мою искреннюю благодарность всем тем, кто так или иначе способствовал выходу в свет этой книги: духовной православной семинарии св. Владимира в Нью-Йорке и ее декану отцу Георгию Флоровскому, профессору Колумбийского университета Б. Бахметьеву, доктору Я. Зубову, Н. Дуддингтон (Duddington) и Е. Извольской, а также профессору А. С. Кагану (A. S. Kagan), сотруднику Интернэшнл Юниверситиз Пресс в Нью-Йорке.


    H. O. Лосский

    Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в


    Русская культура XIX и начала XX в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура Англии, Франции, Германии и Америки. Русская культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.


    В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков. В области политической культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство и исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые приобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развития русского государства. Люди, признающие религиозный опыт, не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ничего оригинального в области философии. Правда, меткое замечание Гегеля о том, что сова Минервы не вылетает, пока не наступят вечерние сумерки, относится и к развитию русской мысли. Русская философия начала развиваться только в XIX в., когда русское государство уже имело тысячелетнюю историю.


    Русский народ принял христианство в 988 г. Он получил первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церкви. К XII в. на Руси имелся перевод богословской системы св. Иоанна Дамаскина, третьей части его книги, известной под заглавием «Точное изложение православной веры». Хотя философское предисловие к этой книге было переведено только в XV в., отдельные выдержки из него появились в «Святославове Изборнике» еще в 1073 г. В XIV в. были переведены сочинения Дионисия Ареопагита с комментариями св. Максима Исповедника. Эти книги наряду с сочинениями других отцов восточной церкви имелись во многих русских монастырях.


    При помощи подобных сочинений некоторые представители русского духовенства предпринимали попытки продолжать богословские и философские труды византийцев. К ним можно отнести митрополита Петра Могилу в XVII в. и епископа Феофана Прокоповича в начале XVIII в. Среди любителей философии того времени следует особо упомянуть Григория Сковороду (1722–1794) - моралиста, опиравшегося главным образом на библию, но использовавшего некоторые неоплатонические теории Филона (например, в вопросе толкования материи), отцов церкви и немецких мистиков (в учении о внешнем и внутреннем человеке, глубине человеческого духа и божества, «искре» в сердце человека - излюбленного сравнения немецких мистиков).


    Века татарского господства, а впоследствии изоляционизм Московского государства помешали русскому народу ознакомиться с западноевропейской философией. Русское общество не было в достаточной мере знакомо с западной культурой, пока Петр Великий «не прорубил окно в Европу». Влияние Запада сразу же сказалось на отношении к церкви. Среди русского дворянства, с одной стороны, широко распространилось вольтерьянство с его вольнодумством, с другой стороны, появилось стремление проникнуть в сокровенные глубины религии, найти сущность «истинного христианства» и воплотить его в жизнь. Масонство появилось в России в первой половине XVIII в. и получило широкое распространение во второй его половине.


    Главные философские направления, под влиянием которых находилось русское масонство, были связаны с именами французского мистика Сен-Мартэна (1743–1803) и немецкого мистика Якова Бёме (1575–1624). Книга Сен-Мартэна «Об ошибках и истине» была опубликована в переводе на русский язык в 1785 г. Были переведены на русский язык сочинение Томаса а Кемписа «Имитация Христа» и книга лютеранского богослова Иоганна Арндта (1555–1621) «Истинное христианство». Многие переводы сочинений Якова Бёме распространялись в рукописях, некоторые же были напечатаны.


    Под истинным христианством масоны понимали развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним. Особенно активно участвовал в распространении идей истинного христианства Н. И. Новиков (1744–1818). Он издал много книг, редактировал масонские периодические издания и организовывал библиотеки. Наряду с Новиковым следует отметить немца И. Г. Шварца (1751–1784), профессора философии при Московском университете с 1779 по 1782 г. Шварц верил в учения розенкрейцеров. В лекциях, читаемых у себя на дому, он толковал неясные места в сочинениях Сен-Мартэна, ссылаясь на работу Якова Бёме «Mysterium Magnum» («Мистериум Магнум»). Шварц утверждал, что бог сотворил мир не из ничего, а из своей внутренней сущности. Он проповедовал необходимость нравственного и духовного совершенствования человека, осуждал злоупотребления в области светской и духовной жизни, пороки в среде духовенства. Только преждевременная смерть спасла Шварца от преследований правительства. Новиков также осуждал несправедливости русской государственной и церковной жизни. В 1792 г. по приказу Екатерины II он был заточен в Шлиссельбургскую крепость и только через четыре с половиной года, после смерти императрицы, был освобожден Павлом I. Заточение подорвало физические и умственные способности Новикова. В 1790 г. Екатерина Великая сослала в Сибирь также и Радищева, другого знаменитого критика несправедливостей русской жизни. После ее смерти Радищев был освобожден Павлом Г. Радищев (1749–1802) был человеком высокой культуры. Императрица Екатерина послала его вместе с одиннадцатью другими молодыми людьми изучать юриспруденцию и смежные науки в Лейпцигском университете. В этом университете Радищев провел 6 лет. Он был знаком с социальными и философскими теориями Руссо, Локка, Монтескье, Гельвеция, Лейбница и Гердера. Радищев выступал против самодержавия, а крепостное право вызывало в нем негодование. Свои взгляды Радищев особенно ярко выразил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую был сослан в Сибирь.

    Философия - это наука. Как и всякая другая наука, фи­лософия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов или наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характерными особенностями. Анализи­руя природу вселенского бытия, философия доводит этот анализ до крайнего предела, т. е. занимается не только аспек­тами, которые уже не поддаются никакому анализу и состав­ляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений. Что­бы успешно разрешить эту задачу, философ должен обладать способностью к спекуляции, т. е. к интеллектуальной интуиции, которая должна быть развита у него лучше, чем даже у математика. С другой стороны, в процессе изучения основ­ных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая образу­ет мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной части метафизики. Космология зани­мается такими важными конкретными и частными элемен­тами, как биологическая эволюция и история человечества. Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл, каково их место в этом мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетичес­кому созерцанию.

    Таким образом, высочайшие достижения философии тре­буют сочетания двух противоположных и трудносовместимых способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию ре­альности на его высшей ступени.

    Эти задачи философии так велики, а способности, необходимые для их разрешения, так мало развиты в человеке, что философия даже в наши дни находится на более низком уров­не развития, чем, например, такие науки, как математика или физика. Об этом наглядно свидетельствует факт суще­ствования многочисленных философских школ, иногда прямо противоположных и крайне враждебных друг другу. В дей­ствительности иногда они едва ли способны к взаимопони­манию. Но самое худшее заключается в том, что даже наи­более «значительные» философские системы содержат наря­ду с великими достижениями и несомненные ошибки. За­частую появляются поразительно односторонние философ­ские школы. Неудивительно поэтому, что, в противополож­ность специальным наукам, т. е. наукам о частных отделах и аспектах мира, на философии лежит печать характера и интересов тех различных народов, которые занимались ею. Поэтому можно говорить о национальных особенностях не­мецкой, французской, английской, американской и русской философии. Различия между философскими школами в раз­ных странах зависят от специфического выбора предметов исследования, большей или меньшей способности к философ­ским размышлениям, большего или меньшего доверия к раз­личным видам опыта, как, например, чувственному или религиозному и т. д.

    По общепринятому мнению, русская философия в основ­ном занимается проблемами этики.

    Это мнение неверно.

    Во всех областях философии - гносеология, логика, этика, эстетика и история философии - велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время действительно русские философы особенно интересова­лись вопросами этики. Начнем с гносеологии - науки, имею­щей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их харак­тер и пути их исследования.

    В русской философии широко распространен взгляд о по­знаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайней форме, а именно в форме учения об интуитив­ном непосредственном созерцании объектов как таковых в се­бе. По-видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматривать со­держание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

    Еще славянофилы утверждали, что познание реальности является непосредственным. К сожалению, для описания такого познания они воспользовались вводящим в заблуж­дение термином «вера». Различные формы интуитивизма в гносеологии разработаны В. Соловьевым, кн. С. Трубец­ким, кн. Е. Трубецким, Н. Лосским, П. Флоренским, С. Франком, Б. Бабуниным, Ф. Бережковым, А. Огневым, А. Козловым (в учении о понимании Бога), В. Эрном, А. Лосевым, Д. Болдыревым, С. Левицким, И. Ильиным и отчасти Л. Карсавиным. В этот список можно было бы включить даже представителей трансцендентально-логического идеализ­ма- С. Гессена и Г. Гурвича, поскольку они признавали существование «волезрения». К этой же группе принадлежат и те мыслители, которые, подобно В. Кудрявцеву и Несмелову, утверждали, что религиозная вера есть наиболее со­вершенная форма познания.

    В отличие от кантовского гносеологического идеализма русский интуитивизм является формой гносеологического реализма. Это нашло свое выражение, между прочим, в том факте, что русская философия, представленная братьями Трубецкими, предвосхитила западную философию, отказавшись от учения о том, что чувственные данные - это субъективные психические состояния наблюдателя, и признав их транссубъективный характер. Другим выражением этого реализма является доверие русских философов к мистической интуиции, дающей познание металогических принципов.

    Идеал цельного познания, т. е. познания как органиче­ского всеобъемлющего единства, провозглашенный Киреевским и Хомяковым, привлек многих русских мыслителей. Однако этот идеал мог быть достигнут лишь в том случае, если подрациональный (чувственные качества) и рациональный (или идеальный) аспекты мира и сверхрациональные принципы даны в таком опыте, который сочетает чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции.

    Киреевский и Хомяков говорили, что цельная истина рас­крывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациона­льное мышление, эстетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание, - человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о Боге. Именно этот цельный опыт лежит в основе творческой деятельности многих русских мыслителей - В. Соловьева, кн. С. Трубецкого, кн. Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Бул­гакова, Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Франка, Л. Карсавина, А. Лосева, И. Ильина и др.

    Опираясь на цельный опыт, они пытались развить такую философию, которая бы явилась всеобъемлющим синтезом. Поразительный пример того духовного пути, который при­водит к цельному опыту, мы видим в биографии Трубецких. Они страдали от духовного опустошения потому, что жили исключительно теоретическим мышлением, основывающимся на чувственном опыте. Однако, развив свое миросозерцание, они обрели всю полноту жизни и богатство мысли, использовав все многообразие опыта, не исключая и таких его неуловимых форм, как эстетическое восприятие, нравственное сознание и религиозное созерцание.

    Замечательно, что даже наиболее выдающиеся русские позитивисты - Лавров и Михайловский - в своих работах отстаивали единство (особенно Михайловский) теоретической истины с такой истиной, как праведность. Таким образом, они полностью признали значение нравственного опыта. Вот почему русские мыслители встретили в штыки учение о борьбе за существование как факторе эволюции. Такая концепция эволюции определенно отвергалась не только Ми­хайловским, Кропоткиным, Данилевским, Чичериным, но даже и материалистом Чернышевским. Утверждение о том, что русские мыслители по преимуществу занимаются этикой, содержит лишь некоторую долю истины, ибо, даже занимаясь областями философии, далекими от этики, они, как правило, не упускали из поля зрения связь между предметами их исследований и этическими проблемами. Автор «Истории русской философии» (первый том который представлен на соискание степени магистра искусств в Парижскую духовную академию) отец Василий Зеньковский говорит, что в развитии русской философской мысли этика играет особенно важную роль. По его словам, даже воинствующие натуралисты и позитивисты считали, что этика занимает в философии господствующее и самостоятельное положение. Полным подтверждением этого служили работы Герцена и в еще большей мере Лаврова, Михайловского, Толстого и др. Отец Зеньковский отмечает, что и в наши дни этический персонализм является, по всей вероятности, наиболее характерной чертой русской философии.

    Связующим звеном между подсознательными чувственными данными и сверхрациональными принципами является абстрактно идеальное бытие, познаваемое лишь посредством спекуляции, т. е. интеллектуальной интуиции. Русские фило­софы отличаются такой же высокой способностью к спеку­лятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механистический материализм нашли в России широкое pacпpocтранение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда состав­ляют большинство. Но лишь немногие из русских философов-профессионалов были позитивистами или материалистами.

    В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетаются с верой во все многообразие опыта как чувственного, так и более утончен­ного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной инту­иции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и Его Царством.

    Главная задача философии заключается в том, чтобы раз­работать теорию о мире как едином целом, которая бы опи­ралась на все многообразие опыта. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Только благодаря ему мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится ре­лигиозной. Только христианство отличается высочайшими и наиболее завершенными достижениями в области религиоз­ного опыта. Все это дает основание полагать, что любая философская система, поставившая перед собой великие задачи познания сокровенной сущности бытия, должна руковод­ствоваться принципами христианства. Ряд русских мысли­телей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения. В этом состоит наиболее характерная черта русской философии. Одни мыслители, как Соловьев, Флоренский, Булгаков, отличались широкой эрудицией; другие - выдающимся литературным даром. Ряд совершенно различных работ русских философов был переведен на английский, французский и немецкий языки. То, что все развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская фило­софия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации.

    Я изложил религиозные взгляды только тех философов, которые, подобно Соловьеву, начиная с общих традиций ев­ропейской философии, разработали христианское мировоз­зрение, отличающееся от того мировоззрения, которое обычно усваивают в богословских академиях и от духовенства. Наряду с этим следует отметить и целый ряд работ, приближающихся к традиционному стилю русской православной церкви, например работы епископа Феофана Вышинского, митрополита Антона Храповицкого и др. Большая часть этих работ рассматривается в чрезвычайно поучительной книге отца Георгия Флоровского «Пути русского богословия», которую я рекомендую своим читателям.

    Эти общие замечания о своеобразной природе русской христианской философии следует дополнить указанием на следующие характерные черты. Христианские системы мы­слителей, рассмотренные нами, являются, несомненно, реа­листическими. В своем учении о таинстве, искуплении, милости, обожествлении и церкви русские православные философы враждебно выступали против одностороннего морализма и субъективизма. Они отводили самое видное место онтологическим сочетаниям и изменениям в личной и вселенской жизни, ведущим к изменениям в нравственности и психике. Они утверждали, что конкретное бытие составляет основу действительности, что мир является органическим целым.

    В своем учении о Боге и его связи с миром русские фило­софы полагались не столько на выводы, сколько на жизненный опыт «личного общения с Богом». Поразительно яркие описания мистического опыта можно найти у Соловьева, кн. Е. Трубецкого, отца Павла Флоренского и отца Сергия Булгакова.

    Многие религиозные философы занимаются главным об­разом космологическими вопросами, и их христианство как целое приобретает космологический характер. Это особенно ясно видно на примере софиологии - учения, чрезвычайно характерного для русской религиозной философии. Интерес к софиологии сочетался с интересом к сверхчеловеческим духовным существам. Первым представителем софиологии был Владимир Соловьев, Свое дальнейшее развитие софиология получила в работах отца Павла Флоренского, отца Сергия Булгакова и отца Василия Зеньковского. Софиология, однако, встретила решительное сопротивление со стороны Мо­сковского синода и отца Георгия Флоровского, В. Лосского и др. Тем не менее в видоизмененной форме» не противо­речащей догматам православной церкви, она, несомненно, сыграет значительную роль в дальнейшем развитии религиоз­ной философии.

    Понятие о консубстанциальности, перенесенное в мета­физику из тринитарианской теологии отцом Павлом Флорен­ским, имеет первостепенное значение для теорий структуры мира. Это понятие существовало до возникновения христиан­ства, оно существует и наряду с ним. Так, например, Платон, Аристотель и Плотин признавали наличие сокровенных онтологических связей между всеми существами в мире - связей, которые преодолевают все преграды во времени и пространстве. Эту же мысль мы находим у всех христианских мыслителей, у отцов церкви и великих схоластиков, а также у Фихте, Шеллинга, Гегеля и всех русских религиозных философов.

    Но заслуга Флоренского заключается в том, что он созна­тельно ввел этот принцип консубстанциальности в метафизику. Сам Флоренский положил этот принцип в основу своего учения о христианской любви как связи между всеми людьми в их стремлении к действительному преображению. Другие русские философы использовали этот принцип при создании теории интуиции, ценностей и при разрешении многочисленных других вопросов. Идея соборности, развитая Хомяковым, имела также большое значение. Соборность означает сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко видеть, что принцип соборности имеет большое значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма. Многие рус­ские философы уже начали применять принцип соборности при рассмотрении разнообразных вопросов духовной и об­щественной жизни. Этот принцип является настолько важ­ным, что его следует обозначить специальным общепринятым термином. Я нахожу целесообразным обозначить этот тер­мин русским словом «соборность», которое уже не раз ис­пользовалось в английской, французской и немецкой литера­туре. Англиканская православная корпорация св. Альбана и св. Сергия издает журнал под названием «Соборность».

    Многие русские религиозные философы интересуются во­просом о сущности исторического процесса. Они подвергают критике позитивистские теории и указывают на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупот­реблений. Печальный опыт истории показывает, что весь ис­торический процесс сводится лишь к подготовлению чело­вечества к переходу от истории к метаистории, т. е. «грядущей жизни» в царстве Божием. Существенным условием совершенства в том царстве является преображение души и тела или обожествление милостью Божией.

    Те, кто не питает симпатии к метафизике и религии, за­являют, что в русской истории не было периода, подобного периоду средневековой схоластики, когда вся умственная эне­ргия людей была сосредоточена на разработке системы хри­стианской философии. Они полагают, что в конце XIX и начале XX в. русское общество впервые вступило в ту фазу духовного развития, через которую Европа прошла еще в средние века. Поэтому они считают, что русское общество запоздало в своем развитии. Эти люди не учитывают тот факт, что культура развивается не по прямой восходящей линии, а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, па­раллельные и подобные процессам, происходящим в низшей ее части, но - вследствие влияния предшествовавшего раз­вития - более совершенные. Русская религиозная философия - не повторение схоластики, ибо она пользуется всеми достижениями науки и современной философии, особенно современной высокоразвитой гносеологии. Поэтому следует сказать, что русская религиозная философия является про­грессивным достижением и способна дать новый толчок раз­витию западной мысли.

    Русские православные люди привыкли разрешать религи­озные вопросы тем традиционным способом, который был так широко распространен в старых духовных академиях. Поэтому они будут с недоверием относиться к различным философским работам, вводящим в религиозное мышление многие черты светской литературы. Однако православным следует напомнить, что в наше время многие люди всех сословий и всех стран отошли от церкви. Они полагают, что христианское мировоззрение несовместимо с наукой и философией. Поэтому религиозная и философская литература должна включать в себя и такие работы, которые могли бы удовлет­ворить запросы различных общественных кругов. Эти работы должны вызвать чувства симпатии и возбудить интерес к хри­стианству в среде высокообразованных людей, ставших безразличными к религии под влиянием веяний современной цивилизации.

    В общественной жизни любое идеологическое движение развивается в борьбе со своей противоположностью. В на­стоящее время в СССР вся религиозная философия подвер­гается бешеным нападкам со стороны приверженцев диалек­тического материализма. Все советские философы, работы которых появляются в печати, принадлежат к этой школе. Однако не следует преувеличивать значение этого факта для истории русской культуры. Диалектический материализм - это единственная философия, которая разрешена в СССР. Если же философ попытается написать книгу или статью в ином духе, то его работа не только не будет опубликована, но и сам автор окажется под угрозой заключения в концентраци­онный лагерь. Как только Россия освободится от коммунисти­ческой диктатуры и получит свободу мысли, то в ней, как и в любой другой свободной и цивилизованной стране, возникнут многочисленные различные философские школы. Русская фи­лософия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Знакомство с этими идеями будет полезным для развития общечеловеческой культуры. Однако в одной работе немы­слимо дать оценку развития весьма сложной истории фило­софии целой нации. Будем надеяться, что в скором времени из-под пера авторов, придерживающихся других взглядов, появятся в свет другие работы по истории русской философии. Такие работы дополнят и поправят одна другую.

    Вопросы к тексту:

      В чём Лосский усматривает отличие философии от всех прочих наук?

      Как объясняет Лосский тот факт, что философия находится на более низком уров­не развития, чем такие науки, как математика или физика?

      В чём видит Лосский особенность русской гносеологии?

      Что понимает Лосский под «интуитивизмом»?

      Какое значение для русской философии имеет религиозный опыт?

      Почему «любая философская система, поставившая перед собой великие задачи познания сокровенной сущности бытия, должна руковод­ствоваться принципами христианства»?

      В чём видит Лосский «наиболее характерную черту русской философии»?

      Что понимает Лосский под «соборностью»? Что представляет собой «принцип соборности» в русской философии?

      Почему неправильно видеть в русской религиозной философии аналог средневековой схоластики?