Николай чудотворец. Океаниды

Святитель Николай Чудотворец был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей.

Святой Николай Чудотворец

Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай.

Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.

Святитель Николай был из богатой семьи, поэтому, когда его родителей не стало, он получил большое наследство. Однако все его раздал на дела благотворительности.

Рассказывают, что однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери. Случайно он узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданного. Святитель Николай спас семейство от гибели: под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом.

Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь, затем среднюю и младшую. Дело в том, что святитель Николай несколько раз тайно приходил к дому несчастной семьи с дарами. Узнав в своем благодетеле святителя Николая, бедняк искренне его благодарил не только за деньги, которые спасли его детей от поругания, но и за удержание от греха, на который он был готов пуститься.

Через некоторое время святитель Николай попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это же время в Мирах скончался архиепископ. И на совете епископы тщетно пытались избрать нового.

По молитвам одному из старцев было видение, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полуночнице в храм. Им и оказался смиренный и кроткий святитель Николай. Весть об избрании архиепископа быстро облетела город.

Новый архиепископ святитель Николай — радушный и открытый, щедрый и добрый, строгий в посте и молитве, — стал настоящим заступником нищих и обездоленных. С большой любовью он заботился о своей пастве. При императоре Диоклетиане, гонителе христиан, святитель Николай был заключен в тюрьму, но и там проповедовал и заботился о заключенных.

В 325 году, уже при императоре Константине, архиепископ Мир Ликийских среди прочих был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее. Там святитель Николай не только обличил еретическое учение Ария, но даже ударил его по щеке за богохульство. Присутствовавшие сочли это за излишнюю ревность, и святитель был отправлен в тюремную башню и лишен сана.

Впрочем, вскоре святителя Николая вернули на собор, убедившись в его правоте.

Святитель прославился многими чудесами: спас Ликию от голода, во время вспыхнувшего мятежа во Фригии, помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казне трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были , где почивают и поныне.

Мощи свт.Николая находятся под этим окошком на расстоянии ок. 90 см

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах.

На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.

Многим и знавшим его лично, и не видевшим никогда, но призывавшим его в своих молитвах, он оказывал помощь и благодеяние.

Скончался святитель Николай 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) 342 года в городе Миры. Святой Андрей Критский сказал о нем: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»

Николай — покровитель моряков

Святой Николай особенно почитается среди моряков. Вероятнее всего это связано с несколькими чудесами, описанными в житии святителя Николая. Однажды он плыл на корабле. Во время путешествия святитель Николай предсказал морякам страшную бурю, которая должна была вот-вот обрушиться на судно. Так и случилось. Шторм был чудовищным.

Святитель Николай остается все тем же «скорым помощником в беде сущим».

Спутники святителя Николая в отчаянии просили его молиться Богу об избавлении от смерти. Святитель всех утешил, велел мужаться и надеяться на Бога. Буквально сразу по его молитве ветер стих и море успокоилось. Тогда же случилось другое чудо. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Святой Николай Чудотворец воскресил его своей молитвой на глазах у удивленных спутников. После чего корабль благополучно пристал у берегов Александрии.

История о помощи святителя Николая морякам во время шторма в житии повторяется дважды. Второй раз в повествовании говорится о моряках, которые из Египта направлялись в Ликию и также попали в бурю. Зная о прославленном архиерее и не надеясь на спасение, они мысленно призвали святителя Николая молиться о них. Случилось чудо. Вдруг у корабельного руля все увидели святителя Николая, который управлял судном. Именно его несколькими днями позже моряки узнали в архиерее в церкви города Миры, куда причалил корабль.

Безусловно, сюжет о чудесном спасении моряков не мог остаться без внимания художников. В Пинакотеке Ватикана хранится полотно Джентиле да Фабиано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем» (1425 год). В национальной галерее Умбрии в Перудже — работа Фра Беато Анджелико 1447 года «Святой Николай спасает корабль».

Даже в гербах некоторых европейских городов (по административному делению коммун) святитель Николай Чудотворец изображается на корабле. Так в гербе швейцарского Туггена (Кантон Швиц) он стоит на носу корабля. На гербе французского Фор-Мардика (кантон Дюнкерк в регионе Нор-Па-Де-Кале) он изображен воздевающим руки к небесам с сидящими у его ног в лодке моряками.

Николай Чудотворец — покровитель детей

Для многих не секрет, что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец. Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото.

Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в X веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей.

Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей . Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в X веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости.

Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги.

Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего, мы обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество.

Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст.

Деревянная скульптура: Николай Можайский

Одна из самых больших коллекций деревянной скульптуры (400 экспонатов XVII-XIX века) в России принадлежит Пермской государственной художественной галерее. Эта коллекция (часть ее до 1 марта 2014 года выставляется в Историческом музее в Москве) поражает и красотой, и образностью, и техникой.

Самобытность северной храмовой пластики отчасти даже шокирует. Ведь в восточной христианской традиции объемные изображения святых были под запретом Святейшего синода. И то, что деревянные скульптуры сохранились до наших дней, стоит считать скорее чудом и исключением.

Кстати, обязаны мы этой коллекцией тоже Николаю. Искусствовед Николай Серебренников, сын священника, организовывал в 20-е годы XX века научные экспедиции в Пермский край, надеясь сохранить уникальные памятники старины. Николай Серебрянников собирал деревянные скульптуры из закрываемых советской властью пермских церквей. Его активно поддерживал директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Благодаря последнему удалось издать книгу, посвященную пермской деревянной скульптуре.

Одной из самых популярных тем в деревянном зодчестве, — и это только подтверждают экспонаты Пермского музея, музеев Москвы, Мурома, других городов, — был образ Николая Чудотворца, или Николая Можайского. В полный рост, с распростертыми руками, святитель Николай в правой руке сжимает меч, в левой на открытой ладони держит город-храм.

По легенде святитель Николай явился жителям осаженного города Можайска в облаке, чем страшно испугал неприятеля. Враг бежал. Горожане в память о спасителе и защитнике города вырезали скульптуру. Так образ Николая Можайского с XIV века получил широкое распространение не только в деревянной скульптуре, но даже в иконописи.

Сегодня отношение к скульптуре, изображающей святого, изменилось. Это не значит, что в православных храмах стали появляться скульптуры. Однако с 2002 года существует и продолжает развиваться проект по установке памятников святителю Николаю Чудотворцу «От Калининграда до Чукотки». Они уже есть в Перми, Тамбове, Омске, Калининграде, Майкопе, Тольятти, Анадыре и даже на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.

Образ Николая Чудотворца в живописи

Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей.

Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно.

И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей?

Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов».

Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни.

В 1886 году в Верхо-Харьковском Николаевском монастыре Репин посетил свою двоюродную сестру. Монахиня Олимпиада передала Репину просьбу от настоятельницы обители написать образ Николая Чудотворца. Художник даже списывался со Стасовым и получил от него материалы о святителе Николае, с которыми много работал. В итоге из -под его кисти вышла не икона, а сразу три картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Одна из них, написанная первой, в 1888 году, находится в Русском музее в Санкт-Петербурга. Две другие, авторские повторения — в картинных галереях Киева и Харькова.

Первая церковь святого Николая на Руси

По преданию, первый храм в честь святого Николая Мирликийского Чудотворца был возведен в Киеве равноапостольной княгиней Ольгой над могилой князя Аскольда. Аскольд был первым из киевских князей, принявших святое крещение с именем Николай. Его крестил святой Патриарх Фотий в Царьграде, о чем сообщают нам византийские источники.

Случилось это примерно в 866 году, когда Аскольд во главе флотилии из 360 кораблей подошел к Царьграду. Испуганные греки, видя, как Аскольд сжигает одно за другим селения, уничтожает церкви, предложили мир. А заодно — показали святыни города, и прежде всего храм Софии Премудрости Божией. Аскольд был потрясен как красотой богослужения, так и общением с греком-философом Кириллом.

Но вскоре князь не просто заболел, а ослеп. Надеясь, что исцелится и, пообещав, что уверует во Христа, Аскольд крестился с именем Николай.

По преданию, он действительно прозрел и воскликнул, что «узрел Бога истинного». Впрочем, вернувшись на родину, Аскольд прожил недолго. Он был вскоре убит князем Олегом.

Только в 957 году княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда трехглавую церковь во имя Николая Чудотворца. Вероятно, она любила здесь бывать, потому что завещала похоронить себя у этого храма.

В XV веке на месте Аскольдовой могилы существовал Киевский-Пустынно-Никольский монастырь. В 1809 году, когда монастырь был переведен в более удобное место, здесь была возведена новая каменная Никольская церковь, которую от сноса спас Николай I, посетивший ее в 1847 году. Храм существует и по сей день. Впрочем, в 1992 года он был передан Украинской греко-католической церкви.

Храмы в честь Николая Чудотворца в Москве и в Европе

Сотни и даже тысячи храмов в России освящены в честь святого Николая Чудотворца. До революции помимо крупных приходов существовало немало домовых храмов при больницах, богадельнях, приютах, гимназиях.

Собор святителя Николая Чудотворца в Вене

В Москве на сегодня действующими считают двадцать девять храмов, освященных в честь святого Николая Чудотворца. Многих из них, хотя и не всех, не коснулась ни революция, ни война. Как, например, храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве. Известный с XV века, храм несколько раз перестраивался (в 1625, 1683, 1805 годах), но никогда не закрывался. Для прихожан Никольского храма это сродни чуду.

Немало храмов принадлежат Русской Православной Церкви в Европе. Почти все они, за немногим исключением, были построены до революции. Храмы есть в столице Австрии — Вене; в Бельгии — в Брюсселе; в Болгарии — в Софии; в Англии — в Оксфорде и в Ливерпуле, где находится миссия святителя Николая Чудотворца; в Венгрии — в городах Дьондьош и Токай; в Германии — в Гифхорне, Ингольштадте, Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Зальцгиттере, Кемптене, Ландскухте и Нойсе; в Дании — в городе Хобро, а также домовая церковь в Орхусе.

Домовая церковь есть nfr;t и в ирландском городе Голуэй. В Исландии церковь во имя святителя Николая была построена в 2011 году в Рейкьявике. В Италии Никольские храмы есть в Бари, Мерано, Риме, Флоренции, домовые церкви в Алессандрии и Вероне, Виченце, Новаре. Также есть православный храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме.

В Голландии, во фрисландской деревне Хемелюме, также находится мужской Никольский монастырь. Он был основан в 1999 году двумя братьями-монахами и освящен в 2001 году в честь святителя Николая чудотворца. Монастырь расположен в реконструированном здании XIX века, принадлежавшем протестантской церкви. Надо сказать, что на этом месте монастырь существует с XII-XV веков. Правда тогда он был католическим, но так же как и нынешний православный монастырь, был освящен в честь Николая Чудотворца.

Русской православной церкви принадлежит приход во им святителя Николая в норвежском Тромсё. Церковь есть в Румынии — в Бухаресте; в Финляндии — в Хельсинки; во Франции — в Лионе и Ментоне, Нильванже, Ницце, Сент-Женевьев-де-Буа, Южин, а так же в швейцарском Базеле. Домовая церковь святого Николая существует в шведском городе Уппсала.

Народный святой

Святитель Николай всегда был народным святым. В народном сознании он оставался очень близким, родным, понятным и отзывчивым. В фольклоре существует даже сказка о святых Касьяне и Николае.

Будто бы гуляя по земле, они как-то встретили крестьянина, у которого телега завязла в грязи. Касьян отказался помогать, боясь запачкать свои белоснежные ризы. А святитель Николай охотно подтолкнул телегу и помог выбраться крестьянину из трясины.

Как говорится в сказке, представ перед престолам Божиим, святителю Николаю пришлось держать ответ за свои испачканные одежды. А узнав, почему у одного ризы белоснежные, а другого — покрыты грязью, Господь установил поминать в храме святителя Николая дважды в году — 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) и 22 мая (9 мая), — а Касьяна раз в четыре года — 29 февраля.

В народном календаре день 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) был знаковым. Это было время, про которое говорили «на Николу зима с гвоздем ходит».

Имея в виду, что наступало время таких снегопадов и холодов, которые льдом как смолой латают крыши домов. Снегом укутывало дома, прикрывало щели, дыры, морозом их сковывало, будто бы сам Николай Чудотворец заботливо помогал сохранять драгоценное тепло. С Николиного дня начиналась подготовка к святкам и молодежные посиделки, на которых готовили костюмы ряженым и конечно же пели…

В церковном календаре мы находим 159 святых, которые носят имя Николай. 134 из них — новомученики: от дьякона до протоиерея, от иеромонаха до архимандрита и архиепископа. Замученные, убитые, расстрелянные в годы советской власти в самых разных городах и селах страны от Москвы до Екатеринбурга. Они погребены в общих могилах.

Многие из них были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Тропарь святителю Николая
глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак святителю Николая
глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.

Проповедь в день святителя Николая Чудотворца

Мы живем в мире, в котором торжествует плотоугодие, в плотоугодном мире. Мы живем в мире, в котором почти всё, весь смысл жизни, весь смысл всех радостей - это служение нашей плоти. Дело не в том, что плоть скверна.

Плоть создана Богом, но этим люди пользуются слишком плохо. И создана плоть не для того, чтобы ей служить, а мы ей служим! Живём в страстях, страстно служим плоти! И среди грехов, которые порождают эти страсти, самый страшный может быть враг, самый страшный может быть грех - это плотоугодие.

Братья и сестры! Воздерживаться нужно от служения плоти, воздерживаться нужно от страстей, которым надо противостоять! Воздержание, которому учит святитель Николай, есть борьба, противостояние страстям. И это противостояние начинается с противостояния плотской страсти - похоти. Жизнь полна этой похоти! Она всё у человека отнимает, ничего не даёт. Говорят: «Как? И от этого отказаться, и от того отказаться? Аскетизм, полный аскетизм, полный отказ от всех радостей жизни - это христианство?» Нет!

Христианство этому не учит. Христианство учит бороться со страстями, не превращать страсть в кумир, которому служит человек всё время. У одних - это страсть к вину, скажем; у других - это страсть к каким-нибудь картам; у третьих, у четвертых, у пятых - без конца… Страсти, страсти и страсти, служение плоти посредством удовлетворения своих страстей. И нет противостояния, противоборства страстям.

В каждом молитвеннике вы найдете после молитв на сон грядущий перечисление тех грехов, которые надо исповедать Богу, в которых надо каяться Богу. Чего там только нет! Какие только страсти там не перечислены, страсти, которым мы служим и грешим! Читайте обязательно эту вечернюю исповедь ежедневно! Для того, чтобы понять, какою жизнью вы живёте и для того, чтобы понять, что истинное счастье человека как раз в противоположном - в борьбе с этими страстями. Особенно - в борьбе с плотскою страстью. Она совершенно разрушает жизнь и сколько несёт с собой в этот мир горя, несчастья, пустоты!

Святитель Николай учит воздерживаться. И, прежде всего, воздерживаться надо от этой страсти. Это - путь к обретению блаженства ещё здесь, на земле, а не только за гробом. Это - единственный путь, который ведет к истинному блаженству. А в блаженстве этом раскрывается истина, смысл жизни, настоящая красота, то, что наше чувство принимает как добро, то, что ум понимает как истину. Как раз именно это-то и раскрывается в блаженстве: созерцание истинной красоты, и в созерцании истины - полнота жизни. Весь смысл жизни в обретении этого блаженства, которое здесь начинается и за гробом продолжается.

Вслушайтесь в молитвы панихидные, об упокоении души усопшего. Вы увидите, что именно это блаженство вечной жизни в Боге, вот что дает истинную радость! И вот о чем мы всегда молимся - о даровании нашим покойным радости пребывания в Боге, в блаженной жизни Бога. Мы становимся причастниками славы Божией, славы вечной! Каждое утро молимся об этом: «Сделай нас причастниками Славы Божией!» Вот эта Слава Божия и есть блаженство Божие. И единственный путь, который ведет нас к этому блаженству - это путь воздержания от страстей и борьбы со страстями.

Не бойтесь этой борьбы! Ничего радостного она не отнимет, наоборот, именно она вам даст радость. И христианство принесло на землю радость, настоящую радость. И мы всё время молимся об этой радости: иметь и не потерять радость исправления естества.

Этому воздержанию учил святитель Николай. Да даст молитвенное заступление святителя Николая силы каждому из нас стремиться к этому блаженству, к этой радости, каждому из нас понять, что такое воздержание, настоящее воздержание; как жить нам по-настоящему, по-христиански для того, чтобы иметь всегда и в этой, и в загробной жизни радость! Радость, радость, радость!

Поздравляю вас с праздником! Будьте всегда радостны! И вы будете всегда радостны, если будете идти этим путем воздержания, т. е. противостояния страстям. Аминь.

Это последняя проповедь протоиерея Всеволода, произнесенная в день святителя Николая, престольного праздника своего храма 19 декабря 1983 года — менее чем за три недели до своей смерти.

Поразительно, что глубокий старец, стоящий на пороге Вечности говорит о борьбе, блаженстве и радости, которую дает борьба со страстями.

Отец Всеволод — известный священник, блестящий проповедник, духовник, богослов, церковный и общественный деятель в 1951 г. был назначен настоятелем Николо-Кузнецкого храма в Москве. Здесь он прослужил 32 года, вплоть до своей кончины, которая наступила на второй день Рождества 8 января 1984 года.

Последние годы его жизни были отмечены особыми благодатными дарованиями. Физически немощный старец совершал Божественную литургию с такой духовной силой, можно сказать, мощью, что казалось, что ангелы невидимо сослужат ему.

Николай — значение имени

Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λαός», что значит «народ». Таким образом, Николай ни кто иной, как «победитель народов». Личное имя — всегда знак. Знак принадлежности его носителя к определенному кругу и миру. И если сейчас для нас в имени Николай не слышны ни лязганье оружия, ни победный клич, оно само по себе не рождает образов и примеров доблести, чести и справедливости, это не значит, что их там нет.

Называя ребенка именем Николай, наши предки всегда имели это в виду. Впрочем, в России имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, все-таки ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. И хотя в церковном календаре дней памяти святого Николая Мирликийского не так много: 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) — Успение, 22 мая (9 мая) — Перенесение честных мощей в Бари, 11 августа (29 июля) — Рождество святого Николая, тем не менее, младенцев в России нарекали Николаями с завидной регулярностью.

По статистике, в дореволюционной России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I.

Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию.

Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник.

Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами.

Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один — Николай .

Молитва первая святителю Николаю Чудотворцу

О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.


Христианский архиепископ Мирликийский Святой Николай (Николай Угодник, Николай Чудотворец, годы жизни около 270 - 345 гг.) почитается как чудотворец, покровитель моряков, купцов и детей. В фольклоре западных христиан - прототип Санта-Клауса.

Святитель Николай родился в Малой Азии (Ликии) в греческой колонии Патара, расположенной вблизи густонаселённой долины реки Ксанф, где находился город Мира. Морской порт Патары являлся крупнейшим в Ликии, входившей в Римскую империю, и имел большое стратегическое и торговое значение.

Состоятельные родители Николая были христианами, у них долго не было детей и они дали обет, если у них родится сын, то посвятит себя служению Бога. Молитвы были услышаны, что бывает далеко не всегда. Господь даровал сына, получившего при крещении имя Николай (по-гречески, «побеждающий народ»). Еще юношей он вел благочестивую жизнь и выделялся среди молодежи добродетелями. На это обратил внимание его родной дядя (местный епископ) и пророчески предрек великое будущее своему племяннику: «Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!».

По легенде Николай отправился учиться в Александрию и во время шторма на море воскресил моряка, сорвавшегося с мачты насмерть. В те времена этого было достаточно, чтобы Святитель Николай стал покровителем мореплавателей.; Еще он помог трем девицам из бедной семьи избежать участи падших женщин. Он подбросил свои пожертвования в дымоход их лачуги и деньги оказались в носке младшей дочери. Эта легенда родила сказку о рождественском Санта Клаусе и его подарке в носке.

При жизни святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых.

Святой Николай скончался в глубокой старости и был похоронен в небольшой соборной церкви Миры в мраморном саркофаге. Чудеса происходили и на его гробнице, а паломники исцелялись после долгих молитв.

Но пришли времена, когда стало не до чудес. Вначале арабы, а затем турки в 11 веке опустошили владения Византии в Малой Азии. Чтобы «варвары» не осквернили христианскую святыню, венецианские (барийские) купцы отправились в Антиохию и попытались у местных монахов выкупить мощи святого за золотые монеты. Монахи оказались неподкупными и мощи были банально выкрадены и в мае 1087 года вывезены в итальянский город Бари.

Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, где продолжились новые чудеса исцелении паломников. Вскоре был сооружен храм во имя святителя Николая, освещенный Папой римским.

Венецианцы в спешке выкрали только часть мощей святого Николая, а оставшиеся в могиле «конфисковали» во время первого крестового похода и доставили в Венецию, где специально для мощей воздвигнули храм святого Николая. В новое время подлинность мощей в Бари и Венеции была научно доказана.

На Руси почитание святителя и великого угодника Божия распространилось довольно быстро и повсеместно.


Церковь Святителя Николая в античной Мире является не только - памятником византийской эпохи, а в первую очередь святым местом для христианских паломников.

Храм был построен в 343 г. н.э. на руинах храма богини Артемиды, разрушенного землетрясением во 2 веке н.э.

И в дальнейшем Храм неоднократно разрушался и возрождался к жизни. Был разграблен во время арабских набегов в 1034 году. Развалины церкви с находившимися там мощами святого в саркофаге были заброшены, хоть и сохранялись местными монахами. В 11 веке при Византийском императоре Константине IX церковь отреставрировали, украсили фресками и напольной мозаикой. Из-за сильнейших землетрясений в 13 веке церковь была затоплена водами и занесена илами реки Мирос, изменившей русло.

Во время Крымской войны в 1853 году княгиня Анна Голицына получила специальное разрешение у турецких властей и выкупила участок земли вокруг храма с целью основать здесь русское поселение и монастырь в честь святителя Николая. Но из-за протесов местного мусульманского населения разрешение было отозвано.

Окончательно храм раскопали к 1989 году. К настоящему времени пол церкви находится на 7 метров ниже уровня земли.

Современное здание храма построено приблизительно в 8 веке и внешне представляет базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой с геометрическими узорами, а на стенах можно еще до сих пор разглядеть средневековые фрески. Крышу церкви изначально венчал купол, а во время реставрации он был заменён сводом.

У этого престола происходили церковные службы. Мозаичный пол эпохи Византийской империи.

Мозаичная настенная живопись

Саркофаг святого Николая Мирликийского Николая находится в южном нефе церкви и расположен между двумя колонами в арке. У саркофага выбита передняя лицевая стенка. Вероятно «цивилизованные» венецианские купцы-пираты очень спешили.

Моряки — это всегда очень верующий народ, потому что их профессия неразрывно связана со стихией и многочисленными опасностями в которых человеческих сил и умений не хватает, а военные моряки в особенности. Но даже на фоне последних выделяются военнослужащие русского ВМФ, славного многими христианскими традициями.

В преддверии Дня военно-морского флота России , вспомним на каком фундаменте вырос русский флот и как сильно он связан с Православием.

Начать хотя бы с главного — с корабельного флага, который является святыней для каждого военного. В русском военно-морсом флоте в качестве боевого знамени используется Андреевский флаг, введённый в самом начале XVIII столетия по указу Петра Великого и посвящённый святому апостолу Андрею Первозванному.

Андреевский флаг

Большие дела на Руси всегда начинались с обращения за покровительством к Богу. Когда в 1699 году Пётр I задумал создать флот и отвоевать у шведов жизненно важный для русской торговли выход к Балтийскому морю, обратиться за покровительством он решил к апостолу Андрею.

Первозванный ученик Христов считается покровителем рыбаков и представителей профессий, связанных с морем. Он был родом из галилейских рыбаков и его юность была неразрывно связана с плаваниями по Галилейскому морю (Геннисаретскому озеру), которое временами было довольно бурным.

В День Пятидесятницы, когда на апостолов сошёл Святой Дух и появилась Церковь, ученики Спасителя распределили между собой по жеребью страны, в которым им предстояло проповедовать. Здесь апостолу Андрею достались земли вокруг Чёрного моря — северный берег современной Турции, побережье Кавказа и Ставрополья, Крым и Болгария. В пути ему снова пришлось путешествовать на кораблях.

По Преданию, апостолу Андрею также довелось проповедовать и на берегах Днепра как раз в тех местах, где впоследствии была построена первая столица Руси — город Киев. Поэтому апостола Андрея в нашей стране особенно почитали.

После многолетних путешествий и благовестнических трудов апостол Андрей Первозванный оказался на территории современной Македонии, где за проповедь Евангелия местные власти распяли его на косом кресте. Так он принял мученическую смерть.

При подготовке Устава для флота Пётр I дал такое описание его будущего флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». Таким образом, от самого своего основания русский флот был посвящён Богу и отдан под покровительство апостола Андрея.

Покровители моряков

Помимо святого апостола, у русского флота имеется ещё целый ряд небесных заступников, к которым моряки часто обращаются за помощью: святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец, который пи жизни воскресил разбившегося насмерть матроса, упавшего с мачты, а после кончины в чудесных явлениях на водах успокаивал море или спасал тонущих мореплавателей от гибели; страстотерпец Климентий Нагорный (дядька цесаревича Алексея расстрелянный в Екатеринбурге), который при жизни был простым балтийским матросом — трудолюбивым, честным и верным; мученик Фока, который по Преданию жил в приморском городе Синоп (северо-восток современной Турции) в V веке и в ненастные ночи зажигал на морском берегу яркий костер, свет от которого помогал найти морякам верный путь к берегу; а также святой праведный адмирал Фёдор Ушаков.

«Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался», — писал в 1804 году адмирал Ушаков в докладной записке императору.

Этот праведный флотоводец провёл множество морских сражений и ни в одном из них не понёс поражения, но Церковью причислен к лику святых не за это, а за своё постоянное упование на помощь Божию, за искреннее усердие во всех порученных ему делах и за постоянную заботу о каждом человеке, находящемся под его командованием или в порученной ему зоне ответственности.

Каждое сражение, да и вообще каждое важное дело Федор Федорович Ушаков начинал с молитвы и причастившись в храме Святых Таинств. Перед боем он напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!». Во время нахождения эскадры русских кораблей в Константинополе в 1798 году святой адмирал Ушаков вместе с послом России в Турции нанес визит константинопольскому патриарху Георгию V и только после его благословения начал освобождение греческих островов от французских оккупантов.

Как флаг и шканцы стали корабельной святыней

Поднятый флаг — это не просто зримый символ, обозначающий принадлежность корабля тому или иному флоту, но и сигнал неприятелю, указывающий на готовность экипажа отразить любую агрессию, направленную против их Родины. Пока флаг поднят, корабль жив и моряки сражаются, а значит флотоводец и боевые товарищи на других кораблях могут на них рассчитывать.

Древним прообразом флага являлись церковные хоругви (знамёна), на которых часто вышивался лик Спасителя. Проще говоря, первые боевые знамёна — это иконы. Отсюда и отношение к ним, как к святыне. Кроме того, боевые знамёна и флаги перед передачей их на корабль обязательно приносят в храм, где священник с молитвой совершает над ними Чин освящения.

С древних времен существует традиция самым почетным местом на корабле считать шканцы — часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты. Связано это с тем, что именно здесь располагались во время корабельных молитв иконы Господа, Богородицы и святых. Также на шканцах на русских военных кораблях собиралась команда для чтения Морского устава, оглашались приказы и выносились приговоры суда.

При входе на шканцы все моряки от матроса до адмирала обязаны были снимать головной убор. Позднее снятие головного убора заменило совершение воинского приветствия путем кратковременного прикосновения к козырьку фуражки, обозначавшее готовность снять головной убор.

Строительство и наименование кораблей

Строительство части военных кораблей для русского флота всегда ведётся на пожертвования народа и различных организаций. В том числе верующих людей и Церкви. Эта традиция зародилась от самого основания русского флота, когда монастырям и купеческим кумпанством царём Петром было определено нести «корабельную повинность». Некоторые архиереи и священники при этом проявили и частную инициативу в сборе пожертвований.

Например, святитель Митрофан Воронежский убеждал народ помогать царю всеми силами, а однажды передал государю 6000 рублей. Позже святитель Митрофан ещё несколько раз присылал царю деньги, приписывая: «на ратных». Также жертвовал деньги на создание флота и Новгородский митрополит Иов.

В последующие столетия в годы войн священноначалие проводило по церквям особый кружечный сбор на создание и укрепление армии и флота. В том числе и эти средства дважды помогали стране воссоздавать флот после страшных поражений в Крымской и Русско-Японской войнах.

Во время Великой Отечественной войны в Фонд обороны верующие пожертвовали 300 000 000 рублей. На эти деньги строились танковая колонна «Дитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский», но они же шли и на другие нужды, в том числе — создание или ремонт боевых кораблей. Сегодня традиция постройки части военных кораблей на пожертвования также живёт…

Наименование боевых единиц флота в честь святых или церковных праздников — тоже очень древний обычай. В русском флоте он присутствовал с момента его основания. Так, один из первых кораблей Петра Великого назывался «Гото Предистинация» — «Божье Предвидение». В 1758 году был спущен на воду самый большой для того времени, боевой 100-пушечный корабль «Святой Дмитрий Ростовский».

Корабли, находившиеся под командованием святого Адмирала Ушакова, также в основном носили названия, связанные с Церковью: «Рождество Христово», «Мария Магдалина», «Святой Владимир», «Святой Павел», «Преображение Господне», «Святой Георгий Победоносец», «Святой Андрей Первозванный», «Амвросий Медиоланский» и другие.

В составе современного российского ВМФ находятся такие корабли, как: «Ярослав Мудрый», «Адмирал Ушаков», «Георгий Победоносец», «Князь Владимир», «Дмитрий Донской», «Илья Муромец» и другие.

Духовное окормление моряков

Ещё одной традицией, зародившейся ещё в петровские времена и дошедшей до наших дней является военное духовенство. Пётр I ввел должности флотских обер-иеромонахов, права и обязанности которых были определены в Морском уставе.

Обер-иеромонахи освящали корабли при их закладке и спуске на воду, а также корабельные флаги и оружие военных моряков. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших матросов. В мирное время обер-иеромонахи обычно находились в пределах военно-морских баз, где совершали богослужения в гарнизонных храмах, специально отведённых для молитвы военнослужащих.

С начала 90-х годов Русская Православная Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 2009 году был восстановлен институт военного духовенства и священники вновь появились в полках и на военных кораблях. Также восстановлены или построены гарнизонные храмы в расположении главных военно-морских баз.

Непобедимость русских моряков

Храбрость и стойкость русского солдата и, в особенности, русского матроса или морского пехотинца известна во всём мире. Ноне бывает храбрости у человека, который не знает кого он защищает и за что готов заплатить жизнью.

Воин, защищающий свое Отечество, должен знать, зачем он берет в руки оружие и когда и как он может его применять. Обоснованием для применения оружия должно быть не только требования воинского устава, но и нравственная оправданность его использования. Именно христианство дало русским воинам твёрдое понимание собственной правоты в деле защиты Родины, основанное на духовном опыте и придало военной службе характер высоконравственного служения.

В последнее воскресенье июля в России традиционно отмечается День военно-морского флота, который уже более 300 лет совершает великие открытия и гуманитарные миссии, но, главное, стоит на страже берегов Родины от любых угроз.

Поздравляем всех имеющих отношение к флоту с этим замечательным праздником и желаем им помнить, насколько тесно жизнь моряка связана с Церковью и с помощью Божией и не забывать молиться Господу во в любых обстоятельствах своей жизни. Он всегда готов укрепить, утешить и одарить своей милостью верующих в Него.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Человеческая жизнь издавна связана с морем. Оно снабжало людей рыбой, помогало торговле, перевозке путешественников. Однако морская пучина таит в себе и немало опасностей. Какие же святые заступники есть у членов экипажей и пассажиров морских судов?

Несмотря на то, что на парусниках ныне ходят по морю лишь яхтсмены-любители да курсанты морских училищ, а так его просторы бороздят лишь современные теплоходы, мореплавание не стало намного безопаснее, чем в былые века. Да, есть и навигация по спутникам, и мощные двигатели в тысячи лошадиных сил, и радиостанции, с которых можно подать сигнал бедствия, после чего помощь придет в кратчайшие сроки. Но все равно жизнь моряков все также во многом зависит от удачи.

Не будем брать хрестоматийный пример "Титаника", названного так в честь мифических титанов, бросивших вызов богам. Достаточно вспомнить хотя-бы резонансную катастрофу с круизным теплоходом "Адмирал Нахимов" при тихой погоде, за три километра от причалов Новороссийска. Когда несчастное судно столкнувшись с другим кораблем затонуло в течении нескольких минут, унеся с собой на дно больше четырехсот пассажиров.

А ведь ежегодно в мире бесследно исчезают десятки кораблей, не успев даже подать сигнал SOS. Особенно часто это случается в знаменитом Бермудском треугольнике, а также его близнеце в Тихом океане — море Дьявола неподалеку берегов Японии. Подводные лодки — отдельная статья, там катастрофы происходят с завидной регулярностью. Причем, отнюдь не только по причине пожаров или взрывов; просто однажды лодка не выходит на связь, а потом ее годы спустя обнаруживают на глубине нескольких километров.

В общем мистики в морском деле очень много. И мало кто из моряков не признает ее вообще. Даже не очень верующие все равно отдают ей дань в виде всевозможных суеверий. Например, насчет крыс, бегущих с корабля, обреченного на гибель, или нежелательности присутствия женщины на корабле.

К кому из небесных заступников можно обратиться за помощью в трудных ситуациях на море? Да почти ко всем известным святым. Которые по примеру Христа, одним словом прекращавшим бурю на Генисаретском озере, приходили на выручку к тем, кто с верой их призывал. Скажем, св. отрок Артемий Веркольский помимо чудес исцеления больных нередко спасал из трудных ситуаций корабельщиков, ходящих по Северной Двине. А поморам на Белом море часто приходили на помощь святые Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, да, впрочем, и остальные Соловецкие святые тоже. Казалось бы чисто "сухопутные" святые, жившие в центре Руси, помогали купцам во время штормов на Днепре и Волге.

Вообще, в дореволюционной России была широко распространенной благочестивая традиция называть суда именем того или иного святого, который после этого становился небесным заступником и экипажа, и будущих пассажиров. В 70-х годах XIX века это даже спровоцировало забавный дипломатический казус.

Агентура, не разобравшись в сути вопроса, впопыхах сообщила Лондону, со времен окончания Крымской войны 1854-55 годов озабоченному противодействием российской военной мощи, что Россия строит на Черном море целых 15 мощных броненосцев. А это может кардинально изменить баланс сил в регионе. В ответ на грозную ноту Туманного Альбиона, русский министр иностранных дел не без юмора ответил, что "Три святителя" и "12 апостолов" — это не 15 боевых единиц, а всего две и никакие международные обязательства его правительством от того не нарушены.

Тем не менее, среди целого сонма святых есть те, которые моряками уважаются сугубо лично. Пальму первенства среди них занимает святитель Николай, чей день памяти отмечался вчера, 19 декабря. Вот только краткое перечисление некоторых его "морских" чудес.

Спасение корабля во время плавания в Святую Землю от происков демонических сил, а также воскрешение упавшего с мачты и развившегося насмерть матроса. Наказание бесчестным корабельщикам, отказавшимся, согласно уговору, привезти святителя домой, куда их, против воли, вместе с кораблем, пригнала поднявшаяся буря. Уже после смерти св. Николай спас от потопления константинопольского патриарха Афанасия вместе с клиром. А в конце XI века угодник Божий не просто не допустил утонуть, но спас уже утонувшего ребенка некого жителя Киевской Руси. Перенеся дитя, с которого еще стекала вода, на хоры одного из киевских храмов.

Неудивительно, что так называемые "морские соборы", храмы, где духовно окормлялись преимущественно моряки, посвящались в основном св. Николаю.

Из известных "региональных" заступников мореплавателей можно отметить св. Спиридона Тримифунтского (память 25 декабря, в Рождество по новому стилю) для стран Средиземноморья, и св. мученика Фоку Синопского для бассейна Черного моря. Кстати, оба святых жили почти одновременно со св. Николаем — в IV веке нашей эры. Первый был епископом на Кипре, второй — обычным садовником, помимо прочего заботившимся о проплывавших мимо моряках, зажигая для них в своем саду костер-маяк.

При Петре Первом покровителем российского военно-морского флота стал почитаться ап. Андрей Первозванный. Ученик Христов был скорее рыбаком, чем моряком (и в других странах небесным заступником его как раз рыбаки и считают), но как бы там ни было, традиция прижилась. Во всяком случае Андреевский флаг с косым крестом, на котором по преданию и был распят апостол, стал главным символом защитников морских рубежей нашей Родины.

В народе считается, что в каждой профессии есть свой святой помощник. Моряки — отважные и смелые всегда нуждаются в поддержке и помощи не только своего именного святого покровителя. Чтобы уберечь себя от морских опасностей, моряки могут обращаться с молитвой и к другим святым. Сейчас мы подробнее пообщаемся об этом.

Покровителями моряков в православии являются:

  • Апостол Андрей Первозванный — Апостола считают покровителем всех, чья профессия связана с водой;
  • Николай Чудотворец (Мирликийский ) — по просьбе путников успокаивал разбушевавшееся море, бури и штормы, мог повернуть ветер и нести корабль в необходимом направлении;
  • Арсений Коневский спас от погибели рыбаков, среди которых был Моисей. Когда рыбаки стали молиться Господу, к ним явился святой Арсений Коневский и покрыл их мантией, после чего рыбаки благополучно приплыли к берегу;
  • Феодор (Федор ) Ушаков является в православии покровителем военных моряков. Адмирал не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного корабля, заботился о матросах во время сражений;
  • Святой Иоанн Кронштадтский благословил мальчика на поступление в Морской Корпус, и впоследствии тот стал первым русским подводником;
  • Святой Равноапостольный князь Владимир обязал всех жителей Киева прийти на реку и крестил киевлян в днепровских водах;
  • Святой мученик Климентий при жизни был матросом;
  • Мученик Фока по преданию жил в приморском городе Синоп (Анатолия ). В темные, ненастные, штормовые ночи он зажигал на морском берегу яркий костер, свет от которого помогал найти морякам верный путь к берегу.

Покровители путешественников оберегают странников на чужих землях и дальних дорогах. Перед тем, как отправиться навстречу путешествиям, следует обратиться к ним, искреннее помолиться и попросить благополучного пути. У них могут просить помощи родственники и друзья странников.

Покровителями путешественников считаются:

  • Николай Чудотворец, он защищает несправедливо обвиненных людей, помогает в дороге и успокаивает бури;
  • — если искренне помолить его о помощи, тогда он всю дорогу будет помогать в избавлении от передряг или непогоды;
  • Святая Гертруда Нивельская. К ней обращались с целью быстро найти ночлег и она никогда не отказывала тем, кто стучал в ворота Нивельского монастыря;
  • Матерь Божия Одигитрия (Путеводительница ) указывает истинный путь и оберегает своего странника.

В православии даже есть Икона Путешественников, молитва пред которой помогает тем, кто находится в дороге. На ней изображены святые: князья Михаил Черниговский и Александр Невский, княгиня Ольга, пророк Осия, Николай Чудотворец, Апостол Яков, равноапостольная Мария Магдалина, преподобные Ксения и Андрей Критский.

Молитва Богородице Одигитрия (Путеводительница):

О, Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь. О, благая спутнице и защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне. Госпоже моя. Сына Твоего, Христа Бога нашего, да поедет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Paфайла, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управи и сохрани мя небесною силою, - здрава да возвратит мя, мирна и всецела-к жилищу моему во славу имени Твоего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теперь вы знаете, каким Святым молиться о помощи. Желаем вам приятного пути и впечатляющих путешествий!