Нешёлковый путь. Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже

Возможно, некоторые из вас встречались с Шестнадцатым Кармапой. И все, наверное, слышали, что он учил медитации даже птиц. Во время смерти эти птицы погружались в глубокое самадхи. Вокруг Кармапы всегда было много птиц, и людей удивляло, что, куда бы он ни приезжал, он покупал птиц. Иногда они стоили очень дорого. Кармапа всегда точно знал, где находятся птичьи рынки и каких птиц он будет покупать. Он покупал птиц для того, чтобы учить их медитировать. Многие видели, как эти птицы во время смерти погружались в глубокую медитацию.

Я хочу рассказать еще одну историю, показывающую особую активность Кармапы. Однажды я сопровождал Кармапу во время паломничества по Индии, мы ехали из Патны в Бодхгайя и остановились в какой-то деревне. В одном из домов я увидел двух белых обезьян. Они были худыми и выглядели очень больными. Во время нашего короткого пребывания в деревне кто-то рассказал Кармапе об этих обезьянах, и Кармапа настоял на том, чтобы их увидеть. Мы пошли в этот дом, и Кармапа сказал, что он хочет купить этих обезьян и забрать их с собой. Наши сопровождающие сказали: «Да, конечно, мы сделаем всё, что ты хочешь. Мы купим их. Но на самом деле мы будем сейчас много путешествовать поездом, а в Индии не так легко взять с собой в поезд обезьян». Обезьяны были действительно большими. Люди много раз спрашивали у Кармапы: «Ты не шутишь? Ты действительно хочешь их купить?» Кармапа всё время отвечал: «Да!» Он и вправду хотел их купить.

Владелец получил примерно по 7000 рупий за каждую обезьяну. Кармапа заплатил столько, сколько тот запросил. Кармапа попросил сделать две большие деревянные клетки, чтобы обезьян можно было брать с собой в поезд и повсюду. Они поехали с нами в Бодхгайя, потом в Калькутту. Оттуда их отправили в Румтек. Кармапа заботился о них и кормил их. Когда обезьян отправляли в Румтек, Кармапа дал точные указания, что с ними нужно делать, как с ними обращаться, и попросил, чтобы за ними действительно хорошо ухаживали. Позже Кармапа вернулся из паломничества в Румтек, я тогда был рядом с ним. За пару дней до приезда Кармапы обезьяны умерли, и никто не решался сообщить ему об этом. Я узнал, что случилось, и сказал Кармапе: «Знаешь, возможно, эта затея с обезьянами была бессмысленной. Может быть, они уже умерли». Кармапа ответил: «Что?» — и велел позвать того, кто за ними ухаживал. Кармапа спросил его, умерли ли обезьяны, и тот ответил: «Да!» Кармапа спросил: «И что произошло?» Человек ответил: «Они сидят в медитации».

Итак, всё было в порядке. Они действительно продолжали сидеть в глубокой медитации, точно так же, как и великие практикующие после смерти. Они не падали, также на протяжении нескольких дней их тела не разлагались. Это было действительно глубокое самадхи.

Лопён Цечу Ринпоче

Йеше Дордже родился в Мечуке в восточном Кхаме в год огненного дракона (1676). После рождения он вытер лицо, сел со скрещёнными ногами и воскликнул: "Я - Кармапа!". Над домом образовалась радуга и с неба пошёл дождь из цветов.

Ещё в раннем возрасте ему явилось в воздухе видение Чакрасамвары и других божеств и защитников. Он поведал об этом окружающим, но так как те ничего не воспринимали, над ним стали насмехаться. В ответ на это он воспарил и на мгновение остался в воздухе, после чего опустился. Известие об этом чуде дошло до Тулку Гьелцапа и седьмого Тулку Шамара, которые направили своих представителей для углублённого исследования.

Подробности его рождения соответствовали во всех пунктах письму с предсказанием, оставленному предыдущим Кармапой. Его отвели в монастырь Янгчен, где он был представлен седьмому Тулку Шамару; тот немедленно узнал его.

Затем юного Кармапу привели в монастырь Цурпху и возвели на трон. Вскоре он провёл церемонию Чёрной Короны. Он получил от Тулку Шамара предварительные рукоположения и изучил Писания под руководством шестого Тулку Гьелцапа и третьего Тулку Карма Тинлая. Тулку Шамар перед своей смертью в 1694 году передал ему все тайные поучения и Шесть Доктрин Наропы.

Йонге Мингьюр Дордже (162) и Такчам Нуден Дордже (163) дали Кармапе посвящения и поучения Терчё. Кармапа реконструировал монастрыь Цурпху и много других святилищ и монастырей, которые пострадали от разрушений, причинённых монгольскими войсками. Через год после смерти Тулку Шамара Кармапе явилось видение его нового воплощения. Ребёнок был рождён в Непале, и Кармапа подготовил приход его в Цурпху.

Кармапа возвёл на трон восьмого Тулку Шамара и назвал его Палчен Чёкьи Додруп. Он предсказал, что Тулку Ситу перевоплотится в Ал Оре в год огненного дракона (1700), и сообщил эту информацию новому Тулку Шамару (164). Тулку Шамар получил от него то, что оставалось передать из поучений. Кармапа провёл долгое время в медитации.

Кармапа оставил юному Тулку Шамару письмо с предсказанием относительно своего следующего воплощения. Он умер в год водяной лошади (1702) в возрасте двадцати семи лет. Замечательные события сопровождали его смерть. Его главными учениками были:

1. Шамар Палчен Чокьи Додруп (1695-1732): Восьмой Тулку Шамар.

2. Кхечен Карма Тонйо.

3. Тендзин Чогьел: Пятый Тулку Трунгпа.

14-й Кармапа Тхегчог Дордже (1798-1868)

Тхегчог Дордже родился на десятый день двенадцатого месяца года огненной змеи (1798) в селении Дананг области Залмо Ганг провинции Кхам. Над селением появилось несколько радуг. Новорождённый вытер себе лицо и воскликнул: "ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ ХРИ! А-АА, И-ИИ, У-УУ..." (184).

Слава о нём разошлась и достигла Ламы Кагьюпы Друкчен Кюнзига Нангвы (185), который отправил делегацию на его поиски. Тулку Ситу и Тулку Гьелцап (186) сделали то же, и все они встретились в селении Дананг. Они взяли ребёнка в монастырь Карма Гён, где девятый Тулку Ситу поздравил его с прибытием. Всё соответствовало деталям письма с предсказанием, Тулку Ситу официально признал ребёнка новым воплощением Кармапы и дал ему начальное рукоположение.

Кармапа пробыл несколько лет в Карма Гёне, получил Новое (187) и Древнее (188) распространение Учения и изучил несколько версий жизни Гуру Падмасамбхавы. Он совершил поход в Цурпху, где, начиная с возраста девятнадцати лет, ему была дана большая часть поучений, включая эзотерическую передачу. Он получил последнее рукоположение, реконструировал монастырь и реставрировал храмы и монастыри в окрестностях. Он основал медитационный центр, который назвал Друпде Самтен Линг.

Соответствуясь с пророчеством Падмасамбхавы, он пригласил из Кхама в Цурпху Тертона Чёгьюра Лингпу (189). Состоялись большие празднества, кульминацией которых были танцы Ламы "Восьми Проявлений Гуру Падмасамбхавы" и связанные с Ваджракилой.

Кармапа совершил паломничество к Кангу Ринпоче (гора Кайлаш на западе Тибета), и некоторые утверждали, что видели его во время пребывания там сидящим в медитации в палатке, разбитой посреди озера Манасаровар (190). Он совершил обхождения вокруг священной горы, посетил все святилища и имел экстраординарное видение Чакрасамвары.

На обратном пути он проходил через каменистый холм, резиденцию одного демона. Внезапно огромные куски камней покатились по склону в направлении испуганных путников. Кармапа направил взгляд на камни, и самые большие из них немедленно застыли на месте, в то время как небольшие осколки улетучились.

Кармапа направился в Цари, где ему явилось видение богини Тары и Чакрасамвары, и он оставил там отпечаток своей ноги в скале. Он вернулся в монастырь Цурпху, пройдя через провинцию Конгпо, где учил и благословлял население.

Он передал весь объём поучений Друкчен Кюнзигу Гьямцо и Джамгён Кхонгтрулу Ринпоче и оставил письмо с предсказанием своим двум братьям Тулку Додрупу и Тулку Чёуангу.

Кармапа умер на двадцать первый день первого месяца года земляного дракона в семьдесят один год, и радуги образовались вокруг него. Его главными учениками были:

1. Друкчен Кюнзиг Гьямцо: Восьмой Друкчен Ринпоче.

2. Дабзанг Дедон Тенпа Рабгье: Первый Дабзанг Ринпоче.

3. Джамгён Кхонгтрул Ринпоче: Первый Тулку Джамгён, воплощение Манджушри.

4. Гьюрме Тенпхел: Восьмой Тулку Трунгпа.

16-й Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже (1924 -1981)

Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже (1924 -1981) родился в Дерге, провинции Восточного Тибета. Предыдущий Кармапа, Кхачьяб Дордже (1871-1922), оставил письмо, проясняющее обстоятельства своего следующего воплощения. На основе этого письма руководство монастыря Цурпху могло успешно определить местонахождение ребенка.

В 1931 молодой воплощенец был посвящен в монахи, ему поднесли церемониальные одежды Кармапы и его Черную Корону.

Кармапа обучался в монастыре Цурпху на протяжении четырех лет, углубляя в медитации постижение Сутры, Мантры, Махамудры и «Шести Йог Наропы». Он проявлял необычные для мальчика способности врожденной проницательности и часто говорил наставникам о своих предыдущих воплощениях.

В возрасте 23 лет Кармапа получил полное посвящение в монахи, а также посвящения и объяснения высших поучений Карма Кагью. В 1959 из-за оккупации Тибета Кармапа решился на побег из страны, понимая, что делу Дхармы наилучшим образом послужит ее спасение из-под усиливающегося захвата Коммунистического Китая. Поэтому в сопровождении 160 лам, монахов и мирян Кармапа покинул монастырь Цурпху, традиционную резиденцию Кармап, и направился в Бутан. Под руководством Кармапы группа смогла вынести наиболее ценные статуи, ритуальные предметы, тханки и книги, веками хранившиеся в монастыре Цурпху.

Правитель государства Сикким на северо-западе Индии предложил Гьялва Кармапе монастырь Румтек, построенный во время 9-го воплощения Кармапы, Уангчука Дордже (1556 -1603). Кармапа поддержал строительство нового монастыря в Румтеке, которое, благодаря щедрой помощи Индийского Правительства и правителя Сиккима, было завершено за 4 года. Новый монастырь в Румтеке стал официальной резиденцией Кармапы за пределами Тибета и центром изучения, церемоний и практики буддизма.

В 1974 году Кармапа XVI отправил группу лам Карма Кагью на Запад посетить Европу, Америку и Канаду, и первое время у людей Запада была возможность принять участие в Церемонии Черной Короны, которую Кармапа проводил много раз. По приглашению своих первых западных учеников, Оле и Ханны Нидал, Кармапа приехал в Данию, в Копенгаген, в 1974.


Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже появился на свет в местечке Денкхог, что в Кхаме, в районе Дэге, неподалёку от реки Янгцзы. Он родился в день полнолуния в шестом месяце года Деревянной Крысы (1924 г.). Семья Рангджунга Ригпе Дордже принадлежала к аристократическому роду Атхуб; его отца звали Цеванг Норбу, а мать – Калзанг Чёдэн. Рождение великого бодхисаттвы в семье Атхуб ещё раньше было предсказано ламой Чёкьи Дордже, главой известного монастыря Дзог Чен школы Ньингма. Следуя совету этого ламы, Калзанг Чёдэн родила сына в пещере Падмасамбхавы , называемой "Небесный замок льва".
Незадолго до своего рождения мальчик вдруг исчез из утробы матери на целый день, а к вечеру вернулся в неё. В ночь родов вокруг происходило множество чудес, воздух был наполнен благословением, которое ощущали все жители той местности.
Вскоре после рождения ребёнка Ситу Пэма Вангчуг Гьялпо распечатал письмо с предсказанием Пятнадцатого Кармапы и обнаружил в тексте подробное описание дома, в котором жили родители Рангджунга Ригпе Дордже. Ситупа тут же выслал поисковую группу, и вскоре мальчик был официально признан Шестнадцатым Кармапой.
В возрасте семи лет Рангджунг Ригпе Дордже в монастыре Палпунг принял обеты послушника от Ситу Ринпоче и Джамгёна Конгтрула Ринпоче. Через год ему в Кхам привезли из Цурпху Чёрную корону и традиционные одежды Кармапы. После этого Ситу Ринпоче пригласил его посетить Палпунг.
Когда они отправились в монастырь, навстречу кортежу выехал князь области Дэге по имени Цеванг Дудул и обратился к Кармапе с просьбой заехать в его дворец Дэге Лхюндруб Тэнг. Дворец князя, построенный в XV веке йогином школы Ньингма Тхангтонгом Гьялпо, возвышался неподалёку от Дэге Тончена, где располагался главный монастырь линии преемственности Сакья Нгорпа. Посещая монастырь, Кармапа зашёл в его типографию и благословил огромный печатный станок.
Спустя некоторое время процессия двинулась дальше – в Палпунг, где Кармапе оказали великолепный приём. Через четыре дня Рангджунг Ригпе Дордже был торжественно возведён на трон. Церемонией, которая проходила в главном алтарном зале монастыря, руководил Ситу Ринпоче.
На двадцать третий день четвёртого месяца года Железной Овцы юный Рангджунг Ригпе Дордже и Ситупа в сопровождении передвижного лагеря, насчитывающего тысячу монахов и называемого "гарчен", выехали в направлении Цурпху. По пути Его Святейшество впервые в жизни провёл церемонию Чёрной короны. Это знаменательное событие состоялось в Нангчене, в храме под названием "Гьина Гомпа". После церемонии лагерь задержался в Ньенчен Тхангла – области, которая символически принадлежала традиции Карма Кагью. Вскоре Кармапа прибыл в Цурпху, где его тепло приветствовали Палпунг Конгтрул Ринпоче, Паво Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче.
Вскоре после этого Рангджунг Ригпе Дордже побывал у Тринадцатого Далай-ламы и, в знак уважения к этому иерарху прошёл у него обряд "отрезания волос". При совершении этого древнего ритуала Далай-лама Тхубтен Гьямцо увидел над головой юного Кармапы Чёрную корону, сплетённую из волос ста тысяч дакинь. Когда Его Святейшество возвратился в свою главную резиденцию, там состоялась вторая в истории Карма Кагью церемония "Золотой трон", устроенная Ситупой и Другченом Ринпоче, Мипамом Чёкьи Вангпо, главой традиции Другпа Кагью.
Следующие четыре года Рангджунг Ригпе Дордже обучался у Беру Кхьенце Ринпоче и Бо Канкара Махапандиты, последнего в то время великого учёного линии преемственности Камцанг. Лама Канкар Ринпоче помнил наизусть все тексты Трипитаки , и в числе его учеников были Дежунг Ринпоче (выдающийся учёный школы Сакья) и знаменитый переводчик Гарма Чанг. Своему наставнику, Канкару Ринпоче, Кармапа рассказывал истории из своих прошлых жизней .
В 1937 году юный Рангджунг Ригпе Дордже и его свита отправились в Дэге, что в Кхаме. Там жил Ситу Ринпоче. По пути Ригпе Дордже получил приглашение посетить дворец князя провинции Нангчен и Цечу-гомпу – монастырь школы Другпа Кагью, находящийся под княжеским покровительством. Кроме того, Кармапа заехал в Кайча-гомпу. Так назывался женский монастырь традиции Другпа в Нангчене – крупнейший в Тибете, он насчитывал девятьсот монахинь.
Во время путешествия в Кхам происходило множество чрезвычайно благоприятных событий, показывающих силу благословения, которое распространялось в поле энергии Кармапы.
В области Дронг Туб есть небольшое озеро, на поверхности которого, как говорят, Рангджунг Ригпе Дордже оставил отпечатки своих ступней. Эти следы видны по сей день, даже зимой, когда озеро замерзает. В монастыре Рива Парма Его Святейшество устроил праздничные ритуалы, посвящённые грозному проявлению Падмасамбхавы , и в самый разгар торжества из дарственных торма вырвались языки пламени.
Спустя несколько месяцев Кармапа засвидетельствовал своё почтение последнему из великих тертонов, йогину Чёгьюру Лингпе, посетив монастырь, в котором тот жил в XIX веке. Настоятель монастыря Лама Самтэн Гьямцо обратился к Кармапе с просьбой о проведении специальных ритуалов против засухи, которая охватила эти земли. Рангджунг Ригпе Дордже согласился. Он попросил принести воды и приготовить ему ванну. Пока он мылся, начался дождь, и прямо под купелью образовался родник.
Когда Кармапа наконец подъехал к Палпунгу, Ситу Ринпоче устроил ему радушный приём. Затем Ринпоче дал Его Святейшеству наставления, посвятив его в глубокий смысл трактатов Конгтрула Лодрё Тхае , собрания "Кагью нгагдзё", содержащего наивысшие тантрические поучения, пришедшие через переводчика Марпу , и "Дам нгагдзё", включающего в себя труды классиков восьми важнейших традиций тибетского буддизма. Прогуливаясь по территории монастыря Палпунг, Рангджунг Ригпе Дордже и Ситу Ринпоче оставили следы своих ног на дорожке, мощённой камнем. Затем Кармапа выехал за ворота верхом, и за ним на скалах остались глубокие отпечатки копыт его коня и лап его собаки.
После непродолжительного медитационного отшельничества Его Святейшество получил от генерала Чан Кайши приглашение в Китай. Кармапа не принял это приглашение и предпочёл отправить туда в качестве своего представителя Беру Кхьенце Ринпоче.
В монастыре Дзонгсар, резиденции Кхьенце Чёкьи Лодрё, выдающегося учёного из движения Римэ, Рангджунг Ригпе Дордже снова провёл церемонию Чёрной короны. Кхьенце Ринпоче увидел энергетическую Корону, парящую в воздухе на высоте около полуметра над головой Кармапы. При этом ему показалось, что сам Кармапа принял форму Дюсума Кхьенпы . По возвращении в Палпунг Его Святейшество получил посвящения, текстовые передачи и устные наставления по собранию садхан (руководств по духовным практикам) традиции Сакья.
В девятом месяце года Железного Дракона (1940 г.) Кармапа отправился в обратный путь к Цурпху. По дороге кортеж заехал в монастырь Бенчен. Там произошло необычное событие: бронзовый конь под статуей защитника Шинг Кьон-га вдруг разразился ржанием. После одиннадцати месяцев путешествия Рангджунг Ригпе Дордже и его свита прибыли в Цурпху. Следующие три года, пока в монастыре строились новые здания, Его Святейшество провёл в интенсивной медитации. В 1944 году он отправился в паломничество – вначале в Самье, а затем в Лходраг, на родину переводчика Марпы . В том же году Рангджунг Ригпе Дордже получил от Джигме Вангчуга – второго короля Бутана – приглашение нанести официальный визит в эту страну.
На следующий год стареющий Ситу Ринпоче прибыл в Цурпху, чтобы дать дополнительные посвящения своему духовному сыну. Двадцатидвухлетний Рангджунг Ригпе Дордже принял от Ситупы полный набор монашеских обетов. Кроме того, учитель дал Кармапе наставления о "Гьячен кадзё" – собрании сочинений Конгтрула Лодрё Тхае – и "Чигше кюндрол". От Ургьена Ринпоче Его Святейшество получил все посвящения и текстовые передачи учения тертона Чёгьюра Лингпы.
В четвёртом месяце года Огненной Свиньи (1947 г.) Кармапа выехал в Западный Тибет, а оттуда в Индию и Сикким. В Непале он провёл церемонию Чёрной короны и дал множеству людей своё благословение. Проезжая через Лумбини, что лежит на границе Непала и Индии, он поклонился руинам города, в котором родился Будда Шакьямуни . Потом Кармапа побывал в Варанаси и Сарнатхе, где Будда дал своё первое поучение, и Бодхгайе, на месте его Просветления. Приглашённый махараджей Сиккима Таши Намгьялом, Его Святейшество посетил Гангток, где устроил очередную церемонию Чёрной короны и дал посвящения.
После этого Ригпе Дордже выехал в Ревалсар, место в Северной Индии, связанное с именем Падмасамбхавы . Когда Кармапа приблизился к озеру, на поверхности воды появилось множество белых змей, что люди сочли крайне благоприятным событием. Во время своего долгого возвращения в Цурпху он проехал через окрестности горы Кайлаш и озера Манасаровар. Наконец в одиннадцатом месяце года Земляной Крысы (1948 г.) кортеж Его Святейшества въехал в Цурпху.
Спустя некоторое время Ригпе Дордже пригласил Джамгёна Конгтрула из Палпунга приехать в Цурпху и дать ему дальнейшие поучения. Конгтрул Ринпоче посвятил его в сущность трактата "Ринчен тердзё" и дал наставления по Махамудр е и Шести йогам Наропы . В завершение образования Шестнадцатый Кармапа получил текстовую передачу линии преемственности от Конгтрула Ринпоче и Ситу Ринпоче. В честь того, что Кармапа постиг сущность Махамудры, Палпунг Конгтрул сочинил поэму, в которой восхвалял Его Святейшество как совершенного держателя линии преемственности Махамудры.
В этот период вспышка оспы в центральной части страны переросла в настоящую эпидемию, но её удалось удержать под контролем благодаря вовремя выполненным Кармапой ритуалам Алмазного Кинжала.
В начале 1950-х годов Его Святейшество учил людей и выполнял административную работу в Цурпху и других частях страны. В 1953 году Рангджунг Ригпе Дордже провёл серию посвящений и текстовых передач скрытых сокровищ (терма), обнаруженных Дэченом Чёгьюром Лингпой. В числе его учеников тогда был Миндрол Линг Ринпоче, настоятель монастыря Миндрол Линг и главный лама традиции Ньингма.
В 1954 году китайские власти пригласили Его Святейшество Четырнадцатого Далай-ламу , нескольких сановников и глав других тибетских буддийских традиций посетить Пекин и другие части этой страны. Кармапа принял приглашение и вместе с остальными членами делегации отправился в столицу коммунистического Китая. Во время этой поездки Рангджунгу Ригпе Дордже явился Махакала и принёс ему известие о появлении на свет нового Ситу Ринпоче. Этот грозный аспект Просветления также сообщил Кармапе обстоятельства рождения Ситупы. Его Святейшеству удалось передать в Палпунг письмо с описанием местонахождения маленького Ринпоче. На обратном пути Кармапа признал Ситупу и официально возвёл его на трон в Палпунге.
Какое-то время Рангджунг Ригпе Дордже много ездил по провинции Кхам в качестве личного представителя Далай-ламы. Он прилагал усилия к тому, чтобы восстановить спокойствие среди населения, которое с каждым днём тревожилось всё больше и больше. Кроме того, к Кармапе постоянно приходили ламы, монахи и миряне школы Кагью – за тантрическими и монашескими посвящениями.
После возвращения в Цурпху Кармапа руководил строительством резиденции для Его Святейшества Далай-ламы , которого пригласил к себе с визитом. Когда Далай-лама в сопровождении своей свиты наконец прибыл, его встретили с огромными почестями и попросили дать посвящение в тысячерукого бодхисаттву Любящие Глаза . В ответ Далай-лама попросил Кармапу провести церемонию Чёрной короны. Во время этой встречи Его Святейшество Рангджунг Ригпе Дордже показал Далай-ламе всё изобилие реликвий, собранных в Цурпху. Затем в честь высокого гостя устроили ритуальный танец Падмасамбхавы .
В том же 1955 году в двух районах Кхама – Дэге и Нангчене – разразились серьёзные конфликты. Кармапа посетил Чамдо, стремясь восстановить мир между воинами Кхама и китайскими солдатами. В результате переговоров обе стороны обязались на пять лет отказаться от применения силы.
В 1956 году Его Святейшество посетил Дэчен Чёкхор Линг, главный монастырь школы Другпа Кагью. Там он дал поучения и провёл очистительные ритуалы. Затем он прибыл в Сикким, где снова встретился с правителем Таши Намгьялом. В 1956 году по всему миру отмечали годовщину ухода Будды Шакьямуни в паринирвану – согласно принятой тогда датировке, этому событию исполнилось две с половиной тысячи лет. Кармапа и его свита продолжили путешествие, направляясь в Непал, чтобы побывать во всех священных местах, связанных с Учением Будды. Из Непала их путь лежал в Индию – точнее, в пещеры Аджанта, где содержатся буддийские фрески времён династии Гуптов. В Калимпонге Рангджунг Ригпе Дордже познакомился с бутанской принцессой Ажи Вангмо, которая намеревалась построить для него монастырь на востоке Бутана. В те дни Кармапа получил приглашение посетить монастырь Румтек в Сиккиме, основанный при жизни Девятого Кармапы . Его Святейшество отклонил приглашение, добавив при этом, что приедет туда позднее, когда возникнет такая необходимость.
Рангджунг Ригпе Дордже вернулся в Цурпху в начале 1957 года, когда в Кхаме снова вспыхнули народные волнения. В Центральный Тибет хлынул поток беженцев. Среди них оказалось много лам школы Кагью: Сангье Ньенпа Ринпоче, Ситу Ринпоче, Талеб Ринпоче и их последователи. Все они приехали в Цурпху. В это время Кармапа нашёл двенадцатое воплощение Гьялцаба, нового Палпунга Конгтрула Ринпоче и Бонгсара Кхьенце Ринпоче. Затем он получил от Зечена Конгтрула текстовые передачи и поучения по трактату "Лонгчен дродюн" – глубокому труду Лонгченпы из семи томов, посвящённому доктрине Дзогчен .
Возникший в Кхаме конфликт с неизбежностью перекинулся на Центральный Тибет. Кармапа отправил двух юных Ринпоче – Ситу и Сангье Ньенпу – вместе с выдающимся мастером медитации Калу Ринпоче в Бутан. Маленький Джамгён Конгтрул выехал в Калимпонг, что в Северной Индии, и присоединился к своей семье Санду, которая состояла из состоятельных торговцев. Сам Кармапа решил пока не уезжать, заявив, что в случае ухудшения ситуации тоже переберётся в Бутан. Он намеревался оставаться в Цурпху до последнего мгновения, чтобы помогать беженцам.
По всему Тибету теперь происходили ожесточённые столкновения между армией коммунистического Китая и участниками кхамского сопротивления. Казалось, древняя буддийская культура Тибета вот-вот исчезнет с лица земли, как пламя гаснущего светильника. В один из дней Кармапа понял, что ему пора уходить из Тибета, чтобы помочь сохранить Учение Будды, и сообщил об этом Далай-ламе . Затем глубокой ночью на четвёртые сутки второго месяца года Земляной Свиньи (1959 г.), переодевшись в мирскую одежду, Кармапа покинул Цурпху. Вместе с ним ушли сто шестьдесят человек. Им удалось вынести многие драгоценные реликвии и алтарные принадлежности, лёгкие на вес. В этой группе были ламы-тулку, монахи и миряне, Тринадцатый Шамар Ринпоче, Двенадцатый Гьялцаб Ринпоче, мастер медитации Друпён Тензин Ринпоче, Дабтрул Ринпоче, четвёртая супруга Пятнадцатого Кармапы йогиня Кхандро Ченмо и другие – включая генерального секретаря Его Святейшества по имени Дордже Лопён Топга Ринпоче и автора этих строк.
Маршрут группы пролегал через Гималаи в Бутан. Запасов еды хватило лишь на две недели, и беженцам стали помогать жители Южного Тибета, через который проходил караван. Кармапа со спутниками ненадолго заглянули в дом переводчика Марпы в Лходраге и посетили святыню Миларепы – знаменитую десятиэтажную башню, построенную по просьбе Марпы . В этих особенных местах Его Святейшество давал посвящения Миларепы и проводил медитации со всеми учениками.
Когда группа достигла последнего заснеженного перевала Мёнла Гарчунг (высотой 19,855 фута), по которому проходит тибето-бутанская граница, Кармапа начал убеждать всех ускорить шаг, чтобы перебраться через перевал до захода солнца. С помощью проводников из числа местных жителей его люди сделали это, собрав последние силы. Той же ночью на перевал обрушился снегопад, из-за которого все дороги оказались перекрыты на несколько дней. Совсем недалеко от дороги, по которой двигались беженцы, стояли войска, которые могли их преследовать. Поэтому, если бы группа не послушалась Его Святейшества и не перешла через перевал в тот же день, их всех могли схватить.
Через три недели после ухода из Цурпху Шестнадцатый Кармапа и его ученики прибыли в Бумтханг – район Бутана, где, по слухам, сто тысяч дакинь оставили свои следы. Ажи Вангмо, принцесса, принявшая сан монахини, и ещё множество людей встретили гостей с большими почестями. В Таши Чёдзонге Кармапу навестил Калу Ринпоче со своими монахами. Его примеру последовал Ситу Ринпоче. После беседы с королём Бутана Джигме Дордже Вангчугом, состоявшейся в Тхимпху, столице страны, Кармапа решил двигаться дальше – в Индию.
В Баксе, на границе Бутана с Индией, беженцев встретил премьер-министр Сиккима Банья Сахиб Таши Дадул. Он привёз официальное письмо от махараджи: тот приглашал Кармапу обосноваться в Сиккиме. Его Святейшество решил принять это приглашение, и на двадцать пятый день четвёртого месяца года Земляной Свиньи (1959 г.) он прибыл со всеми своими учениками в Гангток, столицу Сиккима. Кармапу тепло приветствовали члены королевской семьи. Затем они спросили, в каком именно месте Рангджунг Ригпе Дордже хотел бы устроить свою резиденцию. Кармапа ответил, что, будучи тибетцами, он и его ученики хотели бы иметь возможность однажды возвратиться в Страну снегов. Поэтому статус резиденции будет в некотором отношении временным. Тем не менее, поскольку Девятый Кармапа Вангчуг Дордже когда-то построил свой монастырь в Румтеке, то и он, Рангджунг Ригпе Дордже, предпочитает именно это место для основания своей главной резиденции в изгнании.
По прибытии в Румтек Кармапа официально короновал Палпунга Конгтрула Ринпоче и даровал ему множество посвящений. В ту зиму (1959-1960 гг.) Ригпе Дордже проехал по Индии, где впервые встретился на чужой земле с Далай-ламой . Это произошло в Бенаресе, и вместе с Далай-ламой туда приехал Пандит Неру, тогдашний премьер-министр Индии, который очень симпатизировал буддизму и заботился о судьбе тибетских беженцев.
Летом Кармапа много учил и давал посвящения, на которые съезжалось огромное количество людей. Оба правительства – и индийское, и сиккимское – выделили крупные суммы на строительство нового монастыря, расположенного в Румтеке, на семидесяти акрах земли рядом со старым зданием. Выбранное для этого место выглядело очень благоприятным: с него открывался вид на семь холмов, с которых стекают семь небольших рек; позади возвышается гора; далеко впереди виднеются снежные хребты, а внизу протекает река, закручиваясь в виде раковины. Тибетцы взялись за работу с таким энтузиазмом, что через четыре года строительство завершилось.
За это время Его Святейшество нашёл и официально признал нового Другчена Ринпоче, двух тулку Сангье Ньенпы (один из которых родился в США), Сурманга Гарванга Ринпоче Дронграма Джатрула, воплощения Дзогчена Пёнлоба и Чёгьюра Лингпы.
До 1980 года, когда писалась эта книга, Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа посвятил в послушники и монахи более трёх тысяч мужчин и женщин, а также признал сотни новых воплощений высоких лам разных традиций. По его инициативе был переиздан Кангьюр в версии Дэге – основополагающая энциклопедия буддийского Учения. В знак общебуддийского сотрудничества и взаимопомощи Рангджунг Ригпе Дордже передал 170 экземпляров этого огромного собрания учебным заведениям разных тибетских буддийских школ и даже последователям бона. Его Святейшество дважды объехал весь мир. Несколько его учеников – лам школы Карма Кагью – основали центры Дхармы на Западе, и Кармапа несколько раз посетил эти центры, давая поучения и посвящения.

Прощание с Кармапой (добавление).


Кармапа умер в США в клинике города Зион возле Чикаго 5 ноября 1981 года в 8:30 вечера местного времени. Его смерть стала последним учением о непостоянстве для всех присутствующих, для каждого из нас.
Когда подошло время смерти, он взял на себя полдюжины смертельных заболеваний. Используя свою йогическую силу, он устранил опасаность большинства из них, по крайней мере для тех людей, которые были в его поле силы. Он также позволил врачам опробовать на себе лекарства. Некоторые из исследований просто удивительны: даже очень высокие дозы успокоительных средств абсолютно не действовали на него. Он заботился скорее о благополучии врачей и никогда не говорил о себе.
Вечером 5 ноября, в день Освободительницы, врачи как обычно вошли в его комнату. Увидев, что аппаратура остановилась, у всех возникла одна и та же мысль: "Он шутит над нами". В тот же самый момент, приборы снова заработали, проработали пять минут и остановились насовсем. На следующее утро, когда персонал собирался забрать с кровати его тело, держатели линии спросили, имеются ли все признаки смерти. Тело Кармапы всё ещё оставалось тёплым и гибким, особенно область сердца. Тепло, исходящее от него, ощущалось на значительном расстоянии. В таком состоянии он и остался.
9 ноября в военном аэропорту в большой долине Сиккима на противоположной от Румтека стороне приземлился вертолёт. Вереница машин покинула аэропорт, а через час Кармапа был доставлен в Румтек на грузовом Мерседесе. Все четыре держателя линии сидели возле водителя на узком сидении.
Тело Кармапы положили на концентрическую мандалу в верхнем зале монастыря Румтек. Кремация состоялась спустя полтора месяца. Тело Кармапы спустя сорок пять дней не разложилось, а просто уменьшилось и теперь он сидел в коробке высотой два фута, в которой было проделано смотровое окошко. Он продолжал оставаться в сидячем положении. Его лицо, которое имело тёмно-серый оттенок и было несколько уменьшено, покрывала тонкая ткань. Прежде могучий мужчина стал размером с маленького ребёнка. После того, как были прочитаны "Алмазные песни Мастеров Кагью" и проделана медитация на Восьмого Кармапу , коробку с телом вынесли и поместили в недавно построенную погребальную ступу на монастырской террасе. Затем монах, который никогда не встречался с этим Кармапой, поджёг сухие сандаловые брёвна под ступой.
Неожиданно, в середине церемонии вокруг солнца возникла гигантская радуга, хотя погода стояла сухая и ясная. Сердце шестнадцатого Кармапы выкатилось из ступы в сторону Тибета. Тысячи ринпоче и учеников со всего мира наблюдали это событие.
"Пусть все духовные лидеры наслаждаются долгой жизнью и благополучием. Пусть растёт сообщество практикующих и пусть все приводят к завершению свои задачи. Пусть благословение Дхармы освободит всех запутавшихся. Пусть в этом мире навсегда исчезнут болезни, нищета, зло и войны. Пусть все будет благоприятным. Пусть все устремления сбудутся. Пусть рассеется мрак Кали Юги – Тёмного Века!"
  • Иконография Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже.
  • Тексты.
    • Сердце Махамудры .
    • Дзалендара (истории прошлых жизней Рангджунга Ригпе Дордже).
  • Видео.
    • Рык льва (история 16 Кармапы. avi 123 Mb. 32:10). На народе .

«Ничего не происходит». Таков был ответ Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, когда его спросили, что происходит во время умирания.

В день летнего солнцестояния в 1980 году в Колорадо (США), прощаясь со мной и Ханной, Кармапа сказал: «Приезжайте в Румтек снова в первый день одиннадцатого месяца следующего года». И подтвердил, что имел в виду западный, а не тибетский календарь. Мы были ошеломлены, но позже поняли, почему во время болезни он держал нас вдали от себя. Для новых буддистов на Западе мы являлись, конечно, его главными учениками, и, будучи основным учителем в своих центрах, я умел представлять его только таким, каким мы его знали до тех пор – мощным и сияющим героем.

Шестнадцатый Гьялва Кармапа

«Можете взять с собой друзей», – добавил он. Вот как вышло, что мы с Ханной и более чем сотней буддистов поехали в Гималаи, в то время как в американской больнице под Чикаго происходили события, описываемые в этом разделе {47} . Не удивительно, что Кармапа, царь йогинов Тибета, своей смертью поразил воображение и учеников, и представителей западной науки. Еще при жизни Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже, так же как и его прежние реинкарнации, воплощал энергию всех Будд.

Рожденный в 1924 году в Восточном Тибете, он спас наиболее ценные реликвии и передачу своей линии преемственности от китайских захватчиков, в 1959 году организовав впечатляющую эвакуацию из страны. Нуждаясь в базе для сохранения поучений тибетских Старых школ, между 1961 и 1965 годами он построил Румтек – большой центр в Сиккиме. Затем несколько раз, начиная с 1973 года и до своей смерти в 1981-м, вместе с учениками он приезжал в Северную Америку и Европу, где его открытость мирскому буддизму окончательно окрепла. Однако большую часть времени он находился в Сиккиме. Часто проводя лекции, церемонии Короны и посвящения, Его Святейшество смог спасти передачу традиции Кагью. Наверняка с целью еще раз благословить Запад, где он предвидел серьезное развитие своего учения, и чтобы показать миру результаты практики Алмазного пути, в середине октября 1981 года, уже очень больной, он принял приглашение посетить Гонконг и Соединенные Штаты. Там, около Чикаго, пятого ноября он умер от полудюжины смертельных болезней. Кармапа попросил нас с Ханной быть в Румтеке ровно первого ноября, а всего несколько дней спустя его тело доставили туда вертолетом. Оно было сожжено 20 декабря 1981 года – о сопровождавших кремацию чудесах можно прочитать в книге «Верхом на тигре».



Последние 18 дней своей жизни Кармапа пожертвовал науке, позволяя врачам лечить его сильнейшими медикаментами. Поначалу доктор Леви – не буддист – поражался, что его пациент никогда не жаловался на боль и, невзирая на тяжелое состояние здоровья, всегда думал о счастье других.

Кармапа непрерывно излучал мощную и глубокую любовь, заботился о благополучии докторов и сестер, шутил.

Чем дольше они за ним ухаживали, тем более сильное впечатление он на них производил, и чем ближе подступала смерть, тем критичнее они относились к своему медицинскому мировоззрению. Для всех участников это было непрерывное поучение о возможностях сконцентрированного и мощного ума. У доктора Леви, например, было ощущение, что Кармапа нарочно оттягивает смерть, чтобы врач мог с ней познакомиться, наблюдать ее и чему-то научиться. Кармапа явно воспринимал свое тело как инструмент и хотел оставить своим ученикам и миру какое-то важное послание. Поэтому до последнего момента он думал об окружающих. Этому особенно удивлялись врачи и сиделки, потому что вместо бедного, слабого, замкнутого на своих потребностях пациента они видели Кармапу, чье внимание было всегда с любовью направлено на других. Его сияние и тепло оставались неизменными и ошеломляли всех посетителей и персонал больницы, даже когда его тело уже ослабело и он начал наконец умирать. Обычно сотрудники отделов интенсивной терапии избегают близких личных отношений с пациентами, чтобы работать более профессионально. Но в случае Кармапы получилось по-другому: все прониклись особыми чувствами к нему. Его состояние ума оставалось невероятно сильным и непоколебимым, излучалось ко всем, и никто не мог этого объяснить. Не нашлось ни одного человека, которого бы не тронуло присутствие Кармапы. И они совершенно не понимали, почему, невзирая на боль, Кармапа вел себя совсем иначе, нежели обычные умирающие.



Через несколько дней состояние Кармапы резко ухудшилось. Ему стало трудно дышать, он кашлял кровью, артериальное давление стремительно падало. С медицинской точки зрения налицо были все симптомы скорой смерти. По этой причине доктор Леви попросил присутствующих держателей линии посетить Кармапу в последний раз. Однако через 45 минут они вернулись из его комнаты совершенно расслабленные и сообщили, что Кармапа посмеялся над их «прощальным визитом» и весело объяснил, что не намеревался умирать. Когда доктор Леви вошел в палату, Кармапа сидел, выпрямившись на кровати, с широко открытыми глазами и спросил врача, как у него дела. Оказывается, за последние полчаса у него прекратилось кровотечение и все жизненные показатели снова вернулись на нормальный уровень.

Очевидно, сила воли Кармапы была так развита, что он мог сам определять, когда оставить тело. И этот момент пока не наступил.

Спустя еще десять дней у него вновь резко понизилось кровяное давление, и медикаментами выровнять его не удалось. И хотя вновь все говорило о смерти в ближайшие минуты, Кармапа дружелюбно улыбнулся и через два часа с нормальным давлением сидел в постели и беседовал с врачами.

Никто в больнице не сталкивался раньше с чем-либо подобным: пациенты в последней стадии рака и с обширным воспалением легких не поправляются, не говоря уже о том, чтобы, выздоровев, садиться и выглядеть счастливо и приветливо.

На следующий день Кармапа на прощание опять удивил врачей – теперь уже своей смертью. Когда рано утром его сердце перестало биться, они немедленно начали реанимацию и смогли стабилизировать его состояние на полчаса. Однако затем кровяное давление опять упало, и сердце остановилось. Врачи снова воскресили Кармапу на 45 минут, но на мониторе было видно, что сердце отказывает все чаще и перестает реагировать на прямые инъекции. Наконец врачи сдались, засвидетельствовали смерть и вышли из палаты. Затем, уже клинически мертвый, Кармапа просто включил подсоединенные к нему приборы.

Когда спустя четверть часа медсестры хотели вытащить питающую трубку из его пищевода, они заметили на мониторе, что давление у Кармапы снова было 140 на 80, а пульс ровный. Вернувшийся доктор Леви был близок к обмороку – ситуация выходила далеко за область его обычного опыта. Один из старших Ринпоче ободряюще похлопал его по спине, заметив: «Это невозможно, но так бывает».

Складывалось впечатление, что через полчаса после окончательной остановки сердца и 15 минут после того, как врачи отказались от попыток реанимации, Кармапа вернулся снова – проверить, не может ли его тело по-прежнему быть сосудом для его ума. Но и этого было мало: после смерти Кармапа продолжал удивлять западных врачей. Спустя 48 часов область его сердца оставалась теплой, а кожа гладкой. Поскольку руководство больницы в виде исключения разрешило оставить тело Кармапы неприкосновенным в палате, он провел в этом состоянии глубокого погружения два дня, пока его не отправили самолетом в Сикким. На пересадке в Лондоне ученики украсили цинковый гроб цветами.

Царь йогинов, Шестнадцатый Кармапа, Рангджунг Ригпе Дордже, или Алмаз Самовозникшей Окончательной Истины, и в предыдущих перерождениях, умирая, сыпал чудесами из рукава. Продолжая эту традицию, Кармапа, безмерно потрясший врачей в США своими играми с законами природы, на четвертый день клинической смерти, обогнув полмира в гробу, играл сверхъественными явлениями. В течение 40 дней, до 20 декабря 1981 года, совершенно не разлагаясь при теплой погоде и в окружении множества масляных лампад, он уменьшил свое тело до двух футов. Голова его была величиной в одну треть тела, и когда я взглянул на него перед кремацией, он был темно-серого цвета, но совершенно не поврежденный и легко узнаваемый.

Использованная Кармапой медитация свидетельствует о том, насколько его ум владел окончательной реальностью. Мастера такого уровня могут выбирать одну из трех практик для слияния с Состоянием истины. Когда применяется тудам (ту означает сердце, дам связь, и это значит, что ум остается в сердце), как это сделал Кармапа, даже сторонний наблюдатель может заметить, что с телом происходят необычные явления, а это, конечно, очень убеждает в силе ума {48} . В этой медитации процесс умирания позволяет уму йогина бросить якорь в Состоянии истины и покоиться в голом осознавании. Оно пребывает в сердце и одновременно становится совершенно ясным и безграничным. С этого момента пространство внутри и снаружи едино, и возможно переживание колоссальной мощи и бесконечного, вневременного простора. Настоящее, прошлое и будущее легко сливаются во вневременное прозрение. С этого уровня мы можем перерождаться для блага всех существ в любом месте, в бесчисленных телах и помогать всем, у кого есть с нами связь.

Семнадцатый Гьялва Кармапа Тринле Тхае Дордже

Когда тело Кармапы кремировали на крыше главного здания Румтека, с панорамным видом на долину Гангтока и восьмитысячники Восточных Гималаев, вокруг солнца появились две кольцевые радуги. Сердце Кармапы выкатилось из печи к Лопёну Цечу Ринпоче, стоявшему напротив нас за горящей ступой.

Жизнь и смерть Шестнадцатого Кармапы были высшим доказательством богатства и возможностей ума, неотъемлемо присущих каждому.

Его пример до сих пор служит двигателем для моих учеников на Западе и для меня самого, а пожелания, которые мы делали при его кремации, непрерывно исполняются. В период его отсутствия Алмазный путь вырос и созрел во всем мире. Сегодня Семнадцатый Гьялва Кармапа Тринле Тхае Дордже (его религиозная реинкарнация) в прекрасном стиле несет эту передачу дальше.

Медитации

Медитация знакома всем. Те мгновения жизни, когда получаешь подарки, когда радость возникает сама по себе и все наполнено смыслом, – это опыт медитации.

Незаметно для нас самих океан ума успокаивается, и наше видение проясняется; пыль опадает с внутреннего зеркала, и приходит понимание.

Такие ощущения полноты и совершенства дает нам, ничего нового при этом не добавляя, наш собственный ум – осознавание данного мгновения. И это состояние можно намеренно продлить.

Переместить информацию, почерпнутую из этой книги, из головы в сердце, помогают следующие пять практик, которые допускается выполнять без руководства учителя. Те, кому нравится медитировать с другими людьми, могут обучиться этим практикам в 600 с лишним центрах Карма Кагью Алмазного пути по всему миру.

Как правило, во время медитации мы сидим прямо – будь то на стуле или со скрещенными ногами на полу – в приятной, тихой комнате. Спина прямая, но не напряженная. Ладони или сложены одна на другой ниже пупка, или лежат на коленях. Мы выполняем медитацию по тексту. Если время от времени возникают посторонние мысли, мы не обращаем на них внимания. Они растворятся так же, как и появились.

Приводимые здесь медитации соответствуют различным уровням развития на буддийском пути, но использовать их может каждый. Легкие в применении, они, однако, содержат важные аспекты всех путей, указанных Буддой.

Такая работа с умом в принципе улучшает характер. В медитациях и на Любящие Глаза, и на Кармапу заметно огромное разнообразие Алмазного пути: мы или осознанно настраиваемся на такие просветленные качества, как любовь и сочувствие (в медитации на Любящие Глаза), или концентрируемся на Будде в форме Шестнадцатого Кармапы, чтобы действовать с растущей силой для блага всех. Вместо Кармапы можно представлять и просто золотистого Будду. И, наконец, желающие пройти курс практики осознанного умирания (пхова), упомянутой в этой книге, могут подготовиться к нему с помощью еще одной медитации Алмазного пути – на Будду Безграничного Света.

Начинающим лучше медитировать с ведущим вместе с группой, чтобы как следует познакомиться с практикой и прояснить различные моменты. Тому, кто хочет идти буддийским путем, необходимы объяснения и передача медитаций от учителя. В каждом центре Алмазного пути проводятся публичные медитации, вводные лекции и вечера для новичков.

Практикуйте непринужденно и наслаждайтесь!