Приметы апокалипсиса в библии. Три необычных события говорят о том, что библейские пророчества о пришествии Машиаха (Антихриста) и конце света сбываются

Будет или нет конец света? Библия однозначно говорит об изменениях. Изменяется вокруг живое и не живое. Вулканы в пламени огня воздвигают, казалось незыблемые горы. Но спустя десятки или сотни тысяч лет камень источается ветрами и дождями, горы постепенно разрушаются в песок или затапливаются морями и оказываются на глубине морских вод.

Это конец света? Библия говорит, что нет, вокруг нарождается жизнь. Зеленеет трава, порхают бабочки, пробегает тут и там различная лесная живность… Но спустя некоторое время мы видим, что луга увяли, упавшие замертво бабочки истлели в траве, часть живности стала пищей для других или истлевает в земле….

Вокруг идет постоянное изменение в цикле разрушения и созидания, нарождения и смерти. Поэтому естественен вопрос для человека: а что будет дальше? И каков конец света по Библии? Что говорит об этом главная христианская книга? Будет ли этот порядок вещей продолжаться бесконечно или такой закономерности так же суждено когда то завершиться? И задаются люди таким вопросом не сколько в масштабах всей вселенной, сколько относительно нашей Планеты и человеческой Цивилизации.

Множество вариантов окончания существования человеческой цивилизации было придумано людьми на основе рассуждений, умозаключений, домыслов и догадок. Модно ли на основе этого сделать вывод о том когда наступит конец света? Библия дает понять, что некоторые из них достаточно правдоподобные, некоторые достаточно фантастические.

Но есть описания, которые вызывают особенный интерес. Так как они были донесены до нас Древними Пророками в книгах, передаваемых «из рук в руки» из глубины веков. Есть такие описания и в Библии, книге описаний жития Иисуса Христа, который по вере христианской есть один из Трех Ипостасей Создателя всего мира видимого и невидимого вокруг нас.

Именно там описан конец света по Библии. В некоторых иных верованиях Христа преподносят как великого Пророка. Тем не менее, интерес к его земной жизни, которая описана в Библии, бесспорен и достаточно поучителен и полезен. И каждому, вне зависимости от веры или ее отсутствия, весьма благотворно было бы, ознакомится с этой древнейшей книгой.

Что же можно узнать про конец света по Библии из высказываний Пророков «о окончании Веков» или «Конце Света»?

Конец света по Библии: древние изречения патриархов христианской веры про конец света

Трудно спорить с мыслью о том, что то, что имеет свое окончание, имеет и свое начало. Это логично и верно. Большая дискуссия, живой интерес и споры постоянно возникают вокруг «Конца Света». Но если будет конец света, Библия описывает также каково было «Начало Света»? Давайте попробуем рассмотреть имеющиеся мнения об этом с точки зрения книг Ветхого и Нового Завета и имеющихся мнений о сотворении Мира, а затем разберемся каков же будет конец света по Библии.
Одна из мыслей, какова причина сотворения окружающего нас Мира, вселенной, планет, Земли является необходимость поместить в этот мир человека, в «кожаной рубашке или кожаной ризе».

По преданиям, человек был рожден без необходимости смерти (без необходимости выхода души из тела, так как тела и не было), вечно живущим. Кроме людей до этого были сотворены только Ангелы бестелесные, с Первым и самым могучим Ангелом после Бога – Свет несущим, Люцифером.

Так же по преданиям, возникло желание у Свет несущего быть равным Богу, иметь путь свой собственный и тем самым он противопоставил себя Богу, стал не единым с Богом. И смог Свет несущий увлечь этой идеей часть Ангелов Небесных за собой. И тем самым был «выведен» Создателем из Светлого Небесного воинства, стал «ниже его духом», стал «Падшим Ангелом», вместе с другими ангелами, последовавшими за ним. Хотя по некоторым другим представлениям, Свет несущий назван «падшим», потому что повержен будет в противостоянии с Создателем. И в некотором смысле можно предположить, что словосочетание «Конец Света» по Библии может означать «Конец Свет несущего – Люцифера».

Создавая же людей, Создатель сам дал свободу воли человекам, поместив их без смерти в райский сад Эдем. И не знали они ни добра, ни зла (для сравнения – как река или ветер не знает, например, ни добра, ни зла). Именно Падший Ангел сказал перво сотворенным Адаму и Еве: «Съеште плод от Древа познания в саду Эдемском и будете знать то, что знает Бог».

Именно знание Добра и Зла заложил Падший Ангел в души людей, тем самым «открыв дорогу» деяниям праведным и неправедным, злым и добрым, светлым и темным, то есть тем, что называют «грех».

И что бы «оградить» души человеков от другой воли, кроме их собственной, и были «заключены» люди в «ризы кожаные» – тела. Мир «бестелесный» был отделен от мира «материального» наличием тела у человеков. Тем самым наложено явление смерти – последующий выход души из «кожаной ризы» – тела, по окончании жизненного пути этого мира. (Век – сто лет, чело – ум или голова, человек – создание, сто лет живущее). Соответственно, какие деяния по своей воле сотворяешь при жизни – тем душа радуется или огорчается после смерти, видя без прикрас после ухода из жизни истинную картину происходящих с ней жизненных событий и дел человека.

Соответственно дом для тел человеков и есть окружающий нас Мир, со звездами и Планетами.

Итак, начало и причина Сотворения мира примерно понятны. Каково же окончание Мира? Каков будет «Конец света»? Библия отвечает и на этот вопрос.
Достаточно упоминаний о грядущих события окончания этого Мира есть в Новом завете и откровениях Иоанна Богослова, откровениях других истинных пророков. Что говорится в Новом Завете? Например, Евангилие от Матфея, Главу 24.
Что бы изложить более понятным читателю языком про конец света по Библии, кратко сформируем основные мысли этой Главы. Более близко к тексту и своему пониманию его, каждый желающий может ознакомиться, открыв 24 Главу Евангелия от Матфея.
===

Когда Иисус вышел из Храма, вокруг него собрались его ученики. Желая показать ему величественное монументальное Здание Храма (как здание материальное дел рук человеческих, так и в виде могучего символа Веры Ветхого Завета), они указали ему на Храм.

Иисус ответил, что все это подвергнется разрушению.

В дальнейшем, когда Иисус находился на горе Елеон, вновь вокруг него собрались его ученики и задали вопрос: когда будет окончание веков? Какие признаки пришествия Иисуса и признаки события окончания веков?
Христос ответил им, что появятся многие, которые будут называть себя «Я Христос» и многие люди прельщены будут (обмануты).

Будет много слышно о различных войнах и слухах о войне. Все это действительно будет, но не это еще окончание веков. Будут воевать народы и страны друг с другом, будет голод, люди будут умирать, в некоторых местах случатся землетрясения.

Все эти события являются началом заболеваний как телесных, так и душ человеческих. Начнутся гонения среди всех народов на верующих во Христа, взаимная ненависть и предательство среди всех, множество ложных пророков появится. Везде будут твориться беззакония, уважительно и любяще относится друг к другу, люди не будут. Но во всех уголках мира и среди всех народов будет проповедано Евангелие.

Эти признаки и будут являться признаком конца света.

У пророка Даниила есть пророчество, что в те времена на святом месте будет мерзостное запустение. (Возможно, имеется в виду Святой для многих культур и народов город Иерусалим будет в небрежном, неаккуратном и пренебрежительном запустении).

При свершении этих признаков тогда и нужно будет уходить. Кто в тот момент находится на крыше – не нужно в дом возвращаться, зачем либо, кто в полях – не возвращаться обратно за одеждами своими (имеется в виду не отягощать себя заботами о спасении материального имущества в это тяжелое время).
Большие испытания и горести ждут в эти дни матерей, вынашивающих или кормящих детей.

Если выпадет время убегать на зиму или на последний день недели – это еще больше увеличит бедствие, которого до этого не бывало и после этого не случится.
Но дни эти тяжелых бедствий будут сокращены для избранных, иначе ничто живое не спаслось бы.

Тогда если будут говорить – что Христос в пустыне, в потайных жилищах, в других местах – это ложно. И будет много ложных пророков и ложных христов, показывающих различные чудесные деяния, и стремящихся этим соблазнить людей за собой.

А действительное пришествие Христа будет понятно без слов, подобно как гигантская молния видна со всех сторон света.

После завершения этих тяжелых дней скорбных, свет Солнца, Луны будет тускл, и небесные катаклизмы происходить будут (скорее всего имеется в виду не только атмосферные изменения или изменения планет, но и изменения среди невидимого воинства небесного, без телесного).

Тогда и будет явлен знак явления Христа на небе и все люди на земле испытают и печаль и радость одновременно (восплачут) и будет виден Христос всем в силе и славе великой.

И будут посланы Ангелы, собрать, что бы избранных со всех сторон света и небес.
И будут эти события происходить, когда род (потомки) учеников, слушающих Христа, еще не закончат свои дни. И скорее небеса и земля закончат свое существование, чем правдивость этих слов закончит существование.
И дни и часы свершения этого окончания веков не знает никто, даже Ангелы, но знает только Создатель.

(возможно, имеется в виду, назначенный день и час окончания веков не так прост. Возможно, окончание веков настанет, когда люди ввергнут себя в «пучину» войн, беззаконий, злодеяний, недоверия, лживости, жадности, лицемерия и прочих неправых деяний. И тем самым «сами себе» назначат «окончание веков», «окончание человеков», окончание существования душ внутри оболочки – тела. И окончание существующего до того момента порядка миро существования).
И будет это пришествие Христа во время окончания веков внезапным, подобно как внезапно произошел потоп во времена Ноя и его Ковчега. Подобно как накануне Всемирного Потопа люди ели, пили, смеялись, веселились, выходили замуж и женились и не задумывались о предстоящих грозных событиях, так будет и накануне конца веков, пришествия Христа.

В то время половина мужчин и женщин будет забрана, а другая останется (имеется в виду души половины живущих будут забраны из тел).

И необходимо быть готовым к этим грозным событиям так, как будто они уже скоро произойдут, так как они произойдут в то время, в которое даже никто и не подумает.

(имеется в виду быть готовым духовно, и быть готовым своими поступками по отношению к окружающим).

Конец света: Библия предлагает большое количество изречений Пророков об этом событии

Интересны описания последних дней человеческого существования в Древних Трудах, называемые «Откровения Иоанна Богослова». Хотя некоторые высказывают мнение, что часть этих откровении являются более поздними «вставками» сводов, обобщений и цитат из более древних Учений о Боге. Тем не менее, интерес к описанному Окончанию веков все равно бесспорен. Какие события описываются в откровениях? Являются ли они описанием конца света по Библии?

Происходило это по окончании событий Воскресения Христа и последующего его Вознесения в мир Небесный. Находился в то время Иоанн в уединении на горе именем Фавор. И было Иоанну явление Божества чистого. И сила явления такова была, что не мог Иоанн стоять и упал на землю. Иоанн молился семь дней и вопрошал, что бы открыто ему было, когда будут события явления пришествия Иисуса Христа и что будет при этом? (события окончания веков).
Были открыты ему видения.

В начале было дано ему увидеть свет, гораздо более светлый чем Солнечный. (имеется в виду, что увиденный свет был не от Солнца, свет Небес. Как знак, что все с ним происходящее не от мира сего) и ощущал он ароматные благоухания. Было дано увидеть Иоанну книгу великую, толщина которой сравнима с семью горами, поставленными друг на друга а протяженность книги ум объять не может. На книге семь печатей наложено. Иоанн вопросил, что бы открыто ему было, что в книге этой?

И сказано ему было, что в ней занесены все события и действия какие есть на небесах, земле, аду и человеческие действия праведные и греховные. (имеется в виду то, что все поступки и события бывшие и будущие, видимы, отмечены и запомнены – в этом ключе применен образ «книги записи событий и поступков, длинною в жизнь рода людского и всего мира»)

Иоанн спросил: когда будет свершено окончание мира и какие отличительные признаки этого времени?

Отвечено ему было так. При наступлении этих времен будет вдоволь хлебов и вин, такое изобилие, что ни до этого, ни после этого не будет такого. С одного хлебного колоса получат половину чашку муки, а с грозди винограда – вино объемом в половину кувшина. Но пройдет год и не окажется на всей земле ни половины чашки муки, ни половины кувшина вина (здесь образно сказано, что пред началом наступления времени окончания веков, сначала будет великое изобилие продуктов, а потом величайший недостаток в продуктах).

И будет в то время явление Антихриста (воплощение первого из сотворенного Ангелов, пошедшего против создателя и выступающего и против Христа) и будет сотворять Антихрист обманные и ложные чудеса. (дано и описание внешности Антихриста, но к нему нужно относится аллегорически. Например: упоминание внешности «уста шириной в локоть» – означает много ложных и красивых слов, «острые на голове волосы как стрела» – «острый» ум, творящий поступки «повреждения» а не «созидания» и так далее).

И будет в то время жара, безветрие, безоблачно и мало влаги.
Спросил Иоанн: сколько времени будет на земле Антихрист?
Ответ ему был, что три года, но «пролетят» они как несколько месяцев. Будет посланы Енох и Илия, которые уличат и покажут лживость и обманную натуру Антихриста, за что будут убиты.

Иоанн спросил: какие события будут после этого?

Ответ ему был, тогда исчезнут все люди со всей земли, и все, что было для людей естественным – тоже исчезнет (вся суетная забота и суетные поступки, которые считались естественными при жизни человека).

Будут посланы Ангелы и Архангелы Михаил и Гавриил «вострубят глас трубный», которые дойдет до всех уголков мира и будут воскрешены все мертвые.
Иоанн спросил: какими будут воскрешены все мертвые от начала (Адама) и до происходящих дней?

Ответ ему был, что все люди будут воскрешены в «естестве человеческом тридцати лет» – то есть в состоянии, естественном для человека тридцати годов от рождения. И хотя некоторые люди умерли в старости, некоторые младенцами, некоторые в молодости – все будут иметь один вид (не разделенный на мужчин и женщин, единый вид) , возраст (внешность одинакова -тридцати лет), не будет отличий ни в цвете волос, ни в цвете кожи, ни отличий в лицах. Как подобны и похожи пчелы друг на друга. Все люди воскрешены будут без тел (бестелесными), подобно Ангелам Бога.

Иоанн спросил: будет ли узнавание между друг другом родственников, знакомых, друзей, родителей? И будут ли мысли о чем- то земном и материальном?
Ответ ему был, что тот, кто вел жизнь праведную – будет сила узнавать, кто вел жизнь грешную – не будет силы узнать. И не будет никаких мыслей о каком либо земном. (можно предложить такую аллегорию: стремится ли человек вспомнить и помнит ли он, в какой час, минуту и секунду он взял хлеб из чашки на столе в детском саду? Или номера денежных знаков, которыми расплачивался в отделе канцелярских принадлежностей за шариковую ручку для работы? Все материальное по воскресении покажется не важным, и помыслов об этом не будет).
Иоанн вопросил: что будет свершено далее?

Ответ ему был, что все достойное, святое и чтимое будет тогда поднято ангелами под облака, будут подняты и люди. И будут они отвечать за деяния свои. И духи злые «прилепятса» к Антихристу и тоже будут подняты под облака (все перейдут из мира материального в мир не материальный). И будут посланы тогда Ангелы по всей земле, и будет сожжена земля на глубину восемь с половиной тысяч локтей (примерно около четырех километров в глубину).

Сожжены будут и горы, и скалы превратятся в пыль, и сгорят и деревья, пресмыкающиеся, всякая живность и все живое. Не станет ничего на земле, что бы могло пошевелится и без движения окажется земля (недвижной). (возможно имеется в виду, что не только исчезнет движение всякой живности но и движение земли вокруг своей оси прекратится и будет она одной стороной к Солнцу). И не будет на поверхности ни гор, ни холмов, ни скал, а будет гладкая ровная выжженная и выветриваемая поверхность, белого цвета (от сгоревшей в пепел поверхности земли и всего живого).

Какую картину последних времен Мира можно описать из всех этих событий и из описаний других пророков? Конец света Библия описывает как приближение времени, которое характеризуется большим обилием с одной стороны, но в следующий год изобилие исчезнет. Будут кроме войн так же противоборство, как между народами, так и между людьми друг с другом. Все отрицательные темные стороны человеческой жизни и сущности «выплескиваются наружу».

Великая тяга к деньгам один из признаков приближения тех времен. Излишняя многозаботливость будет «поглощать» светлые чувства и помышления человека, делая его «бесчувственным» от большого количества прямых и косвенных забот только о своем теле. Как в народах, государствах так и странах не будет «единодушия». Так же и среди Церкви не будет силы, верование будут утрачено. Не будет силы у правителей стран, городов, поселений. На фоне политических и духовных катаклизмов будут происходить и бедствия стихийные, в виде землетрясений. Все эти бедствия приведут к ужасному планетарному голоду, во всех уголках планеты и странах без исключений.

Когда наступит конец света, Библия точно описывает, что в это тяжкое время будут метить людей «печатью» (в пророчествах называемой «печать Антихриста»), без которой человек не сможет получить хлеба, а только имеющие такую печать могут. Люди будут умирать на дорогах, а золотые слитки будут дешевле чем навоз. В то время будет править один правитель над всем миром, внешне кроткий и несущий внутри себя и всем окружающим зло, лицемерие и олицетворяющий собой Антихриста.

Окончание же пути всего рода человеческого и всего живого на земле, т.е. конец света по Библии характеризуется сначала Великой Планетарной засухой, без влаги и без движения атмосферы, возможно без движения самой планеты Земля вокруг своей оси. Далее последует в буквальном смысле полное испепеление всей Планеты на четыре километра вглубь.

Верить ли в это? Каждый должен сам придти по своему пути к окончанию своих дней и дней Мира. Конец света Библия пересказывает устами людей живших до нас многие сотни лет назад. Точно так же и мы можем сетовать, боятся, переживать, а наши потомки искать в наших страхах истинные откровения о грядущем.

«Назначать дату» конца света любят главари тоталитарных сект. Как правило, эта дата приходится на ближайший год, в связи с чем всем желающим предлагается «для спасения души» отписать имущество очередному «мессии». Степень близости подобных «пророчеств» к реальности ясна без .

Если же говорить о более серьезных сценариях конца света и признаках его приближения, то можно выделить два подхода к этой проблеме: религиозный и научный.

Религиозная точка зрения

Идея конца света присутствует во всех авраамических религиях: христианстве, исламе и иудаизме.

О конце света повествует последняя книга Нового Завета – Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова. После ее написания трудно назвать эпоху, когда не делались бы попытки сопоставить происходящие события с образами этой книги, объявив скорое наступление Судного Дня. Не стала исключением .

Особенно часто вспоминают пресловутую «печать Антихриста». Не так давно таковой пытались объявить российские , усмотрев в орнаменте на их страницах некое подобие трех шестерок. Затем настала очередь ИНН. Сейчас многие усматривают «печать Антихриста» в чипах, которые в экспериментальном порядке начали вживлять населению штата Вайоминг (США). Технология, безусловно, опасная, и многие жители штата уже ощутили на себе ее негативные последствия (раздражительность, головные боли и другие неприятные симптомы), но вряд ли стоит делать такие глобальные выводы.

Называют и другие признаки приближения конца света: появятся лжепророки, в мире воцарится хаос, люди будут предпочитать духовной жизни мирские удовольствия. Эти признаки можно отнести к любой эпохе. Единственный более или менее конкретный ориентир – восстановление Иерусалимского храма, которое не состоялось до сих пор, хотя планы такие были еще у Юлиана Отступника. Впрочем, учитывая аллегорический язык Откровения, трудно сказать, что может стоять за этим утверждением.

Впрочем, те, кто пытается отыскать признаки близкого конца света в Библии, забывают о главном: точной даты не может знать никто. Об этом недвусмысленно заявил сам Спаситель, следовательно, ни о каких приметах времени с точки зрения христианина речи быть не может. Готовым нужно быть всегда, но конкретизировать дату нельзя.

Такого же мнения придерживаются и мусульмане. Впрочем, и в их вероучении говорится о предвестниках конца света. Всего их 12, и первый из них – само появление Мухаммеда, который считается последним пророком. Многие из этих признаков описаны весьма туманно, например, « родит себе госпожу». Что это – рождение ребенка от господина? А может быть, исчезновение почтения детей к ? Однозначного ответа нет. Другие признаки – увеличение числа богатых людей, приход невежественных людей к власти, множество землетрясений и т.д. Называется и вполне конкретное явление: Солнце взойдет на западе.

Научный взгляд

Ученые не отрицают, что жизнь на Земле не вечна. Однажды ее погубит расширяющееся Солнце, но счет времени до этих событий идет на миллиарды лет.

Нередко говорят об уничтожении жизни на Земле в результате падения астероида. Нельзя сказать, что такой сценарий нереален, но он маловероятен. Диаметр такого астероида должен превышать 10 км, все астероиды такого размера известны астрономам, ни один из них упасть на Землю не рискует. Правда, астероид Апофис в 2029 году пройдет в опасной близости от планеты. С вероятностью 1:45 000 он будет захвачен гравитацией Земли, в этом случае он на Землю в 2036 году. Но полного уничтожения человечества не произойдет, будет стерта с лица Земли территория, по размеру сопоставимая с европейской страной, так что это нельзя будет считать.

Многие видят предвестие конца света в активизации супервулкана, расположенного в Йеллоустоунском национальном парке (США). О пробуждении вулкана говорит появление вокруг него новых гейзеров, подъем земли на 1 м 78 см за последние четыре года, подземные толчки. Вулканологи опасаются, что извержение может начаться в ближайшие два года. В этом случае часть США будет превращена в пустыню, но и весь мир пострадает. Огромное количество вулканического пепла пропадет в атмосферу, последствия будут сопоставимы с «ядерной зимой»: средняя температура воздуха будет составлять 25 градусов ниже нуля, а в некоторых районах опустится ниже -50.

Впрочем, и с этими прогнозами согласны не все ученые. Так, Дж.Левенштерн из Йеллоустоунской вулканической обсерватории считает, что если и произойдет извержение, пострадают только населенные пункты, расположенные поблизости.

Таким образом, и религиозные деятели, и ученые называют множество

  1. Введение

    Тема грядущего конца мира, когда творение предстанет во всей полноте совершенства, входит составной частью во многие произведения библейской письменности. Представления о конце мира развивались и существенно дополнялись на протяжении веков; ниже мы приводим наиболее существенные из говорящих об этом тексты в хронологическом порядке.

    Библия говорит о том, что мир, в котором мы живем, имеет начало, так как он был сотворен Богом. Этот мир не вечен, но существует во времени; временность является его неотъемлемым свойством. Для библейских авторов существование начала мира естественным образом подразумевает и существование конца, так как время - принципиально иной, чем вечность, способ бытия, и не может быть безграничным. Это представление о развивающемся мире, имеющем начало и конец, принципиально важно и для библейского понимания истории как направленного процесса, в котором разворачивается замысел Всемогущего о мире и человеке.

    В начале истории библейского Откровения в избранном народе сложилось представление о некоем таинственном дне грядущей победы Бога, который завершит собой историю человечества. Основой для этого послужили многочисленные перипетии истории Израиля, в которых избавление народа от бедствий и катастроф происходило благодаря защите Бога. Эти масштабные события описаны в книгах Исхода и Иисуса Навина, Судей и Царств. Здесь народ Божий сталкивается с внешними врагами, которые нередко значительно превосходят его и в военном, и в культурном отношении. Однако упование на Бога приводит к тому, что Он вмешивается в события через избранных мужей - судей, пророков и царей, и обеспечивает победу над врагами и сохранение Израиля от уничтожения. На этой исторической основе сформировалось представление о грядущем Дне Господнем, когда произойдет окончательная победа Израиля над всеми его врагами (которые одновременно считались и врагами Бога).

  2. День посещения у ранних пророков

    В последующие столетия это упрощенное представление претерпело значительные изменения. Главным образом это произошло благодаря служению библейских пророков, для которых День Господень был одной из основных тем их проповеди.

    Кратко основные положения пророческого учения о конце мира и Дне Господнем заключаются в следующем. Пророки говорят о конце мира как о Дне Посещения, когда Бог Сам таинственным образом явится в мире и посетит народ Свой. С этим посещением Бога будут связаны посрамление язычников, избавление Израиля - но также и суд над всеми народами, в том числе и над Израилем. Это посещение Божие пророки изображали как вселенскую катастрофу, в которой уничтожается все, недостойное величия Творца. Поэтому они часто называли День Господень днем мрака и днем гнева, днем суда. Одновременно всякое зло будет изгнано из тварного мира, даже сама смерть будет побеждена.

    Пророки связывали грядущий День Посещения с приходом Христа; для них явление Христа и Посещение Бога во многом совпадали. Так пророки прикровенно выражали весть о том, что Христос Спаситель будет не просто великим человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим.

    Обычно слова пророков о конце мира соединяют в себе три ключевых аспекта. Пророки говорят о событиях современной им истории, в которых они видят прообразы грядущего конца мира. Опираясь на эти прообразы, пророки возвещают приход Христа, который должен стать поворотным моментом истории мира. То, что открывается им о конце времен, пророки нередко соединяют с вестью о приходе Христа.

    Историческая последовательность грядущих событий была для пророков не так ясна, как их духовный смысл; поэтому большинство пророков соединяли в своей проповеди приход Христа и завершение истории. Это не ошибка; напротив, в Новом завете приход Христа является началом суда над миром и победы Бога над злом.

    Таковы общие черты пророческого учения о конце мира, который они часто называли «тот день», однако в книге каждого пророка выделяются и специфические для него особенности.

    1. Амос

      Пророк Амос впервые явно говорит о Дне Господнем как о Дне посещения: «Я пройду среди тебя», говорит Бог устами пророка. Амос обращается к тем, кто надеялся, что День Господень станет для Израиля своего рода историческим «хэппи-эндом»: «Горе желающим Дня Господня… он тьма, а не свет». Этот день станет судом над всеми людьми, не исключая и Израиля, к которому Бог в силу избрания предъявляет исключительные нравственные требования. Кроме того, через Амоса Господь говорит, что в «тот день» будет восстановлена падшая скиния дома Давида - это пророчество о Христе, который будет потомком Давида.

    2. Осия

      Младший современник пророка Амоса, Осия также говорит о Суде Божьем, который в конце времен ожидает все дела людей. Но Осия возвещает, что конец мира ознаменуется победой Бога над всяким злом и грехом. Восторжествует всепобеждающая милость Творца, и даже самый главный, «последний» враг - смерть - будет побеждена.

    3. Михей

      Живший немного позже Амоса и Осии пророк Михей видит грядущий День Посещения как явление Самого Бога: Бог «наступает» на высоты земли, и перед величием Его славы тают горы. Таким образом, в конце времен Бог, Которого не может вместить вся тварь, явится миру в полноте. Об исполнении этого пророчества говорят слова Евангелия от Иоанна «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18) .

    4. Исайя Иерусалимский

      Последний пророк 8-го в до РХ, Исайя Иерусалимский, также изображает День Господень как день Суда и победы Божьей. Но кроме этого, Исайя говорит о нем как о дне спасения, которое Бог совершит через Христа - рожденного от Девы потомка Давида. «Младенец родился нам - Сын дан нам», говорит Исайя, и в Нем Сам Бог вмешается в ход истории. С приходом Христа необратимо изменится вся тварь, зло и насилие будет побеждено, и им уже не будет места на преображенной земле. Поразительный образ волка, живущего вместе с ягненком - одно из самых знаменитых библейских описаний грядущего обновления мира. Исайя говорит также, что в День Господень не только избранный народ, но и язычники, обратятся к Богу и обретут спасение. Но избавление в славе Христа, мир Божий, открытый для всех людей в Царстве Его, одновременно является гибелью для всякого греха.

  3. День Господень у пророков предпленной эпохи и плена
    1. Софония: день трубы и бранного крика

      В пророчестве Софонии, жившего в конце 7-го в. до РХ, выявляются новые аспекты грядущего конца света. Он предстает взору пророка как пир, на котором будет заклана жертва Господня. На этот пир соберутся избранные чада Божьи; для грешников же это будет день ослепления, так как согрешивший человек теряет способность видеть мир в истинном свете. Софония называет конец света днем гнева и брани, и говорит о том, что день этот близок. В данном случае речь идет, впрочем, не столько об исторической перспективе, сколько о неотвратимости Судного дня.

    2. Иезекииль

      В первой половине 6-го в. до РХ пророк Иезекииль, для которого разрушение Иерусалима стало прообразом конца света, возвещает, что День Господень будет днем обновления мира. Иезекииль говорит о таинственном Пастыре, Который придет в те дни. Он «встанет в проломе стены», чтобы защитить от бедствия Своих овец. Ни один из людей не может сделать этого, каждый из них несет ответственность за свои и только свои дела. Лишь Христос, Пастырь Израиля, будет защищать людей. В конце своей книги пророк Иезекииль описывает конец мира как битву Бога против сил зла. Поражение Гога, северного царя, символизирующего силы зла, стало характерным образом библейской апокалиптики. Главное же в пророчестве о вселенской победе Бога над злом и смертью - весть о том, что в конце времен Бог заключит с людьми Новый завет, и Дух Божий претворит каменные сердца людей в плотяные, вдохнет в них новую жизнь.

    3. Исайя Вавилонский (Второисайя): в пустыне приготовьте путь Господу

      Автор второй половины книги Исайи, традиционно именуемый Исайей Вавилонским или Второисайей, начинает свои слова с пророчества об избавлении, которое будет совершать Сам Бог. Как и другие пророки, Второисайя совмещает видение трех различных событий. Возвращение Израиля из вавилонского плена и восстановление Иерусалима являются для него прообразом грядущего прихода Мессии и конца мира, когда слава Божья будет явлена всему творению. Слова Второисайи о гласе вопиющего пятью веками позже применит к себе Иоанн Креститель.

    4. Захария: спасение для всех

      Младший современник Исайи Вавилонского, пророк Захария, также рассматривает плен и возвращение из него как прообразы грядущего Суда. В конце принадлежащей ему первой половины книги Захарии он говорит о том, что в последние дни все народы обратятся к Богу Израилеву, и Бог будет спасением прибегающих к Нему.

  4. День Господень у пророков эпохи Второго храма

    В эпоху Второго Храма пророчества о Дне Господнем становятся все более конкретными; Суд над народами и День гнева Господня отступают на второй план. «Тот день» для пророков этого периода главным образом связан с приходом Христа и Его спасительным служением.

    1. Малахия: Бог пошлет Илию

      В середине 5 в. до РХ пророк Малахия говорит о том, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет к людям пророка Илию, который возвестит наступление последних времен. Это пророчество исполнилось в служении Иоанна Крестителя, которого Ангел Господень, обращаясь к его отцу Захарии, называет «пророком в духе и силе Илии» (Лк. 1:17) .

    2. Иоиль: День излияния Духа Божьего

      Словно продолжая пророчество Иезекииля о Новом Завете, на рубеже 4-5 вв до РХ пророк Иоиль говорит о том, что в последние дни Бог изольет Духа Своего на всякую плоть, и множество людей смогут слышать Слово Божие так же непосредственно, как слышат Его избранные мужи Господни - пророки. Эти дни будут сопровождаться знамениями вселенского масштаба, солнце померкнет и луна обратится в кровь. И всякий, кто призовет имя Господне - спасется, говорит Иоиль. Таким образом, избранные, которые будут спасены в День Господень - это те, кто обратится к Богу Израилеву и призовет имя Господне.

    3. Захария (Второзахария): воззрят на Него, Которого пронзили Особое место в библейский пророчествах о конце мира занимают слова неизвестного по имени современника Иоиля, автора второй половины книги Захарии. Второзахарии День Суда предстает как расчет между людьми и Богом, когда люди дают Богу плату за Его благодеяния. Тридцать серебрянников отвешивают люди в уплату Господу - эта страшная подробность подчеркивает, что последние времена начинаются в истории мира с приходом Христа.
      Но и Второзахария говорит о Дне Суда как о Дне спасения, когда Бог будет защищать людей от гибели. В эти последние времена люди воззрят на Пронзенного ими Христа, и в их сердцах откроется источник слез для омытия греха и нечистоты. Плач в Иерусалиме напоминает Второзахарии древнюю битву при Мегиддо (Армагеддоне). После этих слов Второзахарии эта битва (исторически относящаяся, вероятно, к 622 г, времени царя Иосии) становится одним из самых известных символов конца мира.
    4. Даниил

      В 4 в. до РХ автор книги Даниила возвещает, что время грядущего прихода Христа и Судного Дня определено. Таинственные, так и не расшифрованные людьми сроки, о которых говорит Даниил, уже отмерены. Главным событием Дня Господня Даниил называет смерть Христа; но после этого до конца мира пройдет еще некоторое время, которое будет эпохой «завета для многих».

  5. Евангелие

    С приходом Господа Иисуса Христа начинают исполняться пророчества Ветхого Завета о последних днях. Христос говорит ученикам о том, что Иоанн Креститель - тот самый пророк последних дней, о котором возвестил Малахия. Суд над миром, которого с трепетом и надежой ожидали пророки, начинается во дни Христа.

    Слова Господа Иисуса Христа о конце мира, которые Он говорил ученикам на горе Елеонской, получили название «апокалипсис синоптиков», потому что они почти одинаково зафиксированы и Евангелиях от Матфея и от Луки. Матфей приводит их несколько более подробно.

    Здесь Господь говорит о том, что конец мира будет ознаменован пришествием Христа в славе; как молния от края неба и до края, оно будет явлено всем людям. Но прежде этого времени человечество ожидают многочисленные бедствия и вражда против верных Божьих. Важнейшая черта последних дней, которую называет ученикам Христос - то, что Его Евангелие будет проповедано во всех народах, так что все люди услышат о Нем и получат возможность призвать имя Господне. Лжехристы и лжепророки будут пытаться увлечь людей за собой; только верность и упование на Бога помогут избранным претерпеть эти страшные времена.

    Христос говорит ученикам, что, хотя время наступления конца мира определено, никто, кроме Небесного Отца не знает о дне том и часе. Суд будет неожиданностью, к которой нельзя подготовиться заранее. Как вор подкрадывается в ночи, приблизится к людям Последний день мира. Поэтому Христос заповедует ученикам бодрствовать и всегда быть готовыми к наступлению конца.

    Евангелист Иоанн дополняет апокалипсис синоптиков рядом существенных аспектов. Он приводит слова Христа о том, что суд уже начался и Слово Христа до последнего дня будет судить людей. Кроме того, Христос говорит в Евангелии от Иоанна, что конец мира будет связан с воскресением мертвых; для одних оно будет дверью в жизнь, а для других - в погибель. Критерии этого суда Христос объясняет ученикам в беседе о Последнем Суде, которую записал евангелист Матфей. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступали по отношению к другим. «Что вы сделали людям, - говорит Христос, - то Мне сделали». Милосердие к ближнему и сделанное людям добро являются главным критерием, определяющим вечную судьбу людей.

    Но Христос возвещает ученикам и то, что для верующих Ему уже открыт путь к воскресению и жизни. Плоть и Кровь Христа становятся для них пищей вечной жизни, Трапезой Господней, предреченной пророком Иезекиилем.

    Важнейшим для Евангелия откровением о жизни христиан в преддверии конца явлются заключительные слова Христа в Евангелии от Матфея: «вот, Я с вами во все дни до скончания века».

  6. Деяния

    Евангелист Лука сообщает в начале книги Деяний апостолов приводит слова, сказанные Господом Иисусом Христом ученикам в момент Его Вознесения. На вопрос учеников, не в настоящий ли момент исполняются пророчества о конце времен, Господь говорит, что ученикам не дано знать времена и сроки. Вместо этого им, согласно пророчеству Иоиля, будет дарован Дух Святой, Чье благодатное действие положит в учениках начало жизни будущего века. Тем самым вновь утверждается открытая в Евангелии от Иоанна возможность для учеников Христа перейти от смерти в жизнь уже сейчас. Во второй главе Деяний, в день Пятидесятницы, апостол Петр утверждает, что совершившееся на апостолах чудо и есть исполнение пророчества Иоиля. Тем самым, согласно древней христианской традиции, его пророчество о померкшем солнце относится к тьме, покрывшей Голгофу в момент Крестной смерти Христа.

  7. Послания

    Ученики Христовы в своих посланиях многократно обращаются к теме конца мира. Послания подтверждают евангельское благовестие о том, что для верующих День Господень одновременно и будущее, и настоящее. В среде первых христиан было распространено мнение, что конец мира настанет вскоре после Воскресения Христова. Однако, с течением времени, эта точка зрения перестает быть общепринятой.

    Главным образом апостолы говорят о конце мира как о Пришествии Христа в славе; Днем Господним в апостольской среде чаще называется первый день недели, когда христиане празднуют Воскресение и Господь пребывает с ними в таинстве Евхаристии. Пришествие Христа повлечет за собой воскресение мертвых и новую жизнь в обновленном - избавленном от зла и преображенном мире.

    В посланиях апостолы рассматривают время после Воскресения Христова как «последние времена», потому что с приходом Христа исполнились все сроки и пришла «полнота времен». Это время, длительность которого неизвестна, следует употребить на то, чтобы, по примеру Христа, деятельно нести в мир Божью любовь и делать добро. Ожидание Дня Господня требует также от христиан бодрствования - внутренней готовности предстать перед Спасителем. Тем самым в Церкви осуществляется Царство Небесное, которому еще предстоит явиться в полноте. Жизнь христианина протекает, таким образом, в Царстве Небесном еще до его окончательной победы.

    Продолжая сказанное Христом о признаках приближения конца мира, апостол Павел дополняет это несколькими важными вещами. Во-первых, он говорит о том, что в последние времена в мире появится в человеческом образе враг Божий, Антихрист, который попытается увлечь людей за собой. Во-вторых, апостол Павел полагает, что перед концом мира, последним из народов, обратится ко Христу избранный народ, запечатлевая тем самым полное число уверовавших. Апостол возвещает также, что в День Господень не только воскреснут мертвые, но и оставшиеся в живых, «изменившись», встретят Господа.

    Апостол Петр, подтверждая слова апостола Павла, говорит о конце мира как о вселенской катастрофе. То, что сроки наступления конца отложены, Петр считает проявлением милости и долготерпения Бога, дающего людям возможность обратиться и уверовать.

  8. Апокалипсис: новое небо и новая земля

    Специально судьбам мира и Церкви посвящена заключительная книга Библии, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Откровение подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Апостол Иоанн прибегает в нем к образам, заимствованым из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. В обновленном творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.

В Библии не содержится выражения "конец света", но в ней много говорится об этом событии. Это событие в Библии называется "День Господень" или "Пришествие Господа Иисуса Христа". Библия говорит о том, что существование нашего мира завершится тогда, когда Иисус Христос снова придет на Землю видимым для всех образом, чтобы осудить и уничтожить зло на Земле.

Таким образом, согласно предсказанию Библии, конец света действительно будет . И концом света будет Божий Суд, или как его еще называют "Судный День", день Второго Пришествия Иисуса Христа на Землю. Об этом можно прочитать в Библии. Евангелии от Матфея 24-25 главы, 2-е Послание Фессалоникийцам 1-2 главы, книга Откровение 15-22 главы, и во многих других книгах Библии.

Когда-то, более 2000 лет назад, Бог в Лице Иисуса Христа родился на Земле как Человек чтобы спасти нас. Из любви к нам Он умер на кресте за наши грехи, принял заслуженное нами осуждение на Себя, чтобы мы могли получить прощение наших грехов через раскаяние и веру в Него.

Таким образом первый раз Иисус Христос приходил на Землю как Спаситель, чтобы дать нам возможность раскаяться и через веру в Него получить спасение от осуждения за наши грехи. Во второй раз Иисус Христос придет в совершенно другом облике, Он явится на Землю в великой славе и могуществе, чтобы совершить окончательный Суд над человечеством, чтобы осудить тех, кто отверг Его как Спасителя, и избавить тех, кто по-настоящему поверил в Него.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какое время придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий.» (Библия, Евангелие от Матфея 24:36,42-44)

Может быть это удивительным покажется, но о конце света не знает даже Иисус Христос! Он только Божий Сын, Сын своего отца и у евангелиста Марка сказано: "О дне же том и часе никто не знает, ни СЫН, ни Ангелы небесные" . То есть, Христос знает только то, что ему открыл Бог Отец, о конце света Бог своему сыну не открыл, точно так, как и ангелам небесным. Для того, чтобы понять, что и Христос может не знать, как человек, вспомните, когда Он воскрешал Лазаря, сказал сестрам и людям, которые его окружали: «Где вы его похоронили?». То есть не знал, где похоронили Лазаря. Если бы знал, то не спрашивал бы. Но как Сын Божий Он воскресил мертвого . Так если Христос не знает и Ангелы не знают, может ли знать человек?

Поэтому любые предсказания в отношении даты конца света являются вымыслом. Как не сбылись множество предсказаний, сделанных раньше, так не сбудется и теперешняя популярная дата конца света 21 декабря 2012 года.

Однако, в Библии говорится о том, каким образом мы можем узнать, что время конца света приближается. В Библии предсказываются события, которые непосредственно будут предшествовать концу света. Вы можете прочитать о них в таких книгах Библии как: Евангелие от Матфея 24 глава и книга Откровение (Апокалипсис).

Одним из таких ключевых событий является приход антихриста. Правление этого представителя сатаны явится кульминацией человеческого восстания против Бога. И именно во время его правления произойдет Пришествие Иисуса Христа, конец света. Христос уничтожит Антихриста и осудит тех, кто последовали за ним. А все, кто по-настоящему поверил в Иисуса Христа, будут вечно жить с Богом в Царстве Небесном, где не будет больше никакого зла.

Предсказывали это время многие монахи преподобные отцы ещё даже в древности 15-16 веке. Вот что в 16 веке писал Нил Мироточивый:

Сей плод, Антихрист родится на свет тогда, когда обнищает мир добродетелями... Но что за обнищание такое постигнет мир?..
Во-первых, обнищает мир любовью, единодушием, целомудрием.
Во-вторых, обнищает каждое селение и град от подвластности своей, главенствующие лица удалятся от града, села и округа, так что не окажется никакого главенствующего лица ни во граде, ни в селе, ни в округе.
Также и Церковь почти обнищает от главенства духовных властей... После сего обнищания, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12), будет взят от среды удерживающий (2 Фее. 2, 7) и родится нечистый от чрева нечистоты.

Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом.
И сделается Антихрист главою над городами, над селами и над округами сел, после того как не окажется никакой главы в селах, городах и округах сельских. Тогда он захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения. Люди, и без того ставшие сосудами диавольскими, возымеют крайнее доверие к Антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием диавола в последней попытке его истребить христианство с лица земли. Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он соделает их спасение. Тогда Евангелие Церковное будет в пренебрежении.
И тогда, во время того предреченного бедствия, Антихрист начнет печатать людей своей печатью, якобы для того, чтобы знамением сим спасать их от бедствия
День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя, и год как месяц.

Святые отцы так же предсказывали, что перед концом света будет РАСЦВЕТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, но настоящих православных будет хорошо если 2 епископа, 2 священника и 2 мирских человека на всю область. Все другие примут Антихриста вместе с Патриархом. И расцвет будет недолгим.

Что интересно, предсказано, что и Московский Патриарх, ровно как и другие потеряют благодать и духовность, а станут политиками и примут Антихриста и не примет Антихриста только один Патриарх, это Иерусалимский Патриарх.

Если читать всё это и задумываться, то действительно уже и мир обнищал добродетельми и власти у нас как бы и нет, и день несётся как час, и Церковь стала жить хорошо как никогда, при этом углубилась в дела бизнеса и политики.

Это знамение, о которых сказал Господь Иисус Христос, когда говорил, что о дне Его пришествия никто не знает, но «когда вы видите, что почки на деревьях распускаются, то вы говорите, что скоро весна». Поэтому когда будут происходить признаки пришествия Христа, вы должны знать, что оно приближается.

Приближается второе пришествие или нет?

Приближается. Какие признаки приближения второго пришествия?

Христос сказал, что не придет это время, пока не придет антихрист. Т.е. до пришествия антихриста не будет второго пришествия Христа Спасителя. А пришествия антихриста будет означать, что в ближайшее время будет пришествие во славе Христа. Потому антихрист будет править миром не более, чем проповедовал Иисус Христос. А Христос проповедовал три с половиной года. Значит антихрист будет царствовать, как говорят святые отцы, не более чем три с половиной года.

Но когда придет антихрист?

Апостол Павел ясно сказал: «Когда будет уступки».

Что это за уступку и от чего уступки?

Отступление от Христа, от христианства, от Бога. А где будет? Среди мусульман? Нет, потому Иисуса Христа Богом не признают, потому отступать им от Христа невозможно. Среди буддистов? Тоже нет. Ибо они вообще Бога не признают, а только одного Будду, который не есть Бог. Так же не может быть уступки и в среде любой другой религии, потому что все религии, кроме христианства, не признают Христа. Поэтому уступки будет в христианской среде, среди христиан.

И вот посмотрите теперь на христиан. Есть ли в христианской среде уступки?

Например, христианская община постепенно принимает законы об однополых браках. Кто принимает в парламентах такие законы? Христиане или мусульмане, или буддисты? Принимают такие законы христиане.

Уступка это от христианской морали или нет?

Отступление.

Запрещено открыто носить крест на груди! В христианской Европе. Уступка ли это?

Теперь уже и в Америке принимаются такие правила, что слово Бог нельзя употреблять в школах и высших учебных заведениях. За слово Бог выгоняют из школы! Преподаватель не только не имеет права говорить о Боге, но и не имеет права употреблять слово «Бог», потому что против этого выступают атеисты. Уступка ли это?

Отступление.

В Швеции распространяют правила, запрещающие родителям называть своих детей мальчиком или девочкой, чтобы каждый ребенок сам определил, мужского он пола или женского. И если мальчик скажет, что он женского пола, - то обратно убеждать его нельзя.

Это отступление я уже не говорю от Христа, - это отступление от добра, от правды. И что еще будет - посмотрим. Но процесс отпадения от Христа и добра начался в европейской среде.

Я не хочу уже говорить о чипах, вместо паспортов они вводятся в Европе. Но это только начало. Думаю, что чипы - это и есть та печать на лбу и на правой руке, которую сейчас уже начинают вводить. Сейчас вводят в документы, а потом будут вживлять в тело.

Поэтому мир очень быстро стал приближаться к тому последнему дню пришествия в славе Господа Иисуса Христа.

Вы может думаете, что это может быть на западе, но только не у нас, не у русских, не у православных? Ошибаетесь!

Я спросил у россиян, как они оценивают такие антихристианские законы, которые сегодня вводятся в Европе и Америке. И ответы женщин россиянок:

1) У нас в стране я бы точно одобрила! Еще запретила бы употреблять слова Русская Православная Церковь.

2) Религиозной мутоте в школе не место...

3) Верующим нужна послушная паства, НАМ нужны прогрессивные люди. Верующим нужна средневековая Россия, НАМ нужна передовая страна. НАМ с Верующими не по пути. Надеюсь, что мы победим.

4) Нужно такое одобрить. Как и крестик,чтобы на показ не носили.

Независимо от того, произойдет ли конец света при нашей жизни или в далеком будущем, каждый из нас предстанет на Божий Суд, который будет тогда. Каждый из нас когда-то умрет, и поэтому также можно сказать, что смерть является концом света для каждого . Ведь после смерти следующее, что ожидает нас - это Божий Суд.

Если говорить о глобальном конце света, то не все пророчества ещё сбылись. Перед пришествием Христа по предсказаниям святых отцов, на землю должен придти пророк Илья, а так же пророк Енох и воскреснуть в Сергиевом пасаде Сергий Радонежский, пророки перед концом света должны быть убиты безбожниками, а святой Сергий должен покинуть Лавуру как безблагодатную. Этого ещё не случилось. Ещё не так всё страшно, как должно быть.

Поэтому, перед нами стоит вопрос: как нам жить, что нам делать? Ответ может быть один. Держаться Бога. С Богом и в аду не страшно, как говорят некоторые святые отцы. Поэтому если они готовы быть в аду с Богом и не бояться ада, то и нам не надо ничего бояться. Надо держаться Бога, верить в Него и любить Его, и иметь любовь к ближним. И больше ничего.

Ну и самое ужасное, что люди комерческие, творческие, на этом нажились, используя дату 21 декабря в корыстных целях. И когда пройдёт 21 декабря, уже 22 декабря ни кто из этих "агитаторов" не даст объяснения, не признается во лжи или ошибки...даже не вспомнит о том, что они писали и говорили в течении нескольких последних лет вводя в заблуждение общество.

Евангельское чтение третьей подготовительной недели к Великому посту рассказывает нам о конце света, в котором мы в настоящее время живем, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Давайте вместе подумаем: будет ли когда-нибудь конец света, или точнее, конец нашей планеты?

На этот вопрос современная наука дает утвердительный ответ. Но впервые концепция неизбежности конца света родилась не в кабинетах ученых, а в древних религиях, жрецы которых часто совмещали религиозное служение со служением науке. Из глубины времен до нас доносятся голоса, предупреждающие человечество о возможном трагическом конце нашей планеты. Так или иначе, но проблема конца света, которая пришла к нам как идея религиозная, стала в наше время научной концепцией, еще никем не опровергнутой.

Трудно сказать, каковы будут естественные причины конца света и какова будет его естественная форма. Будет ли это катастрофа, связанная со страшной атомной войной, когда чрезмерное использование новейших достижений ракетно-ядерной техники приведет к каким-то пертурбациям космического характера. Будет ли это катастрофа, вызванная столкновением нашей Земли с каким-либо космическим телом или другой планетой. Будет ли это, наконец, постепенное уничтожение привычных для нас форм жизни по тем или иным причинам, например, из-за охлаждения Земли в результате атмосферных изменений. Это неизвестно. Невозможно предусмотреть все варианты конца света, но то, что конец неминуем, очевидно.

Однако это рациональный, или научный, аспект проблемы, который рассматривает главным образом ее физическую сторону. Религия же, в частности христианство, задает этот вопрос несколько по-другому. И она имеет полное право так делать, ибо сама эта проблема вышла, повторяем, из религии и в значительной мере предшествовала научному обоснованию.

Проблема эсхатологии, то есть учения о будущих судьбах мира и человечества, занимает значительное место в вероучении Православной Церкви. Планы будущего были начертаны Богом до скончания веков. И если наука сегодня говорит о неизбежности конца нашей планеты, то христианство, в частности Православная Церковь, подтверждая это, одновременно свидетельствует не только о физическом конце света, но и о двух пришествиях Господа, воскресении мертвых и начале Царствия славы и вечной жизни.

Церковь свидетельствует нам не о бессмысленном конце физического мира, а о его великом окончании, являющемся началом нового бытия. И если наука, в которой нет места Богу, говорит о конце света, как о конце событий в значении абсолютного разрушения, то совсем иначе говорит нам об этом Церковь. Согласно учению Церкви, конец света будет заключаться не в разрушении и уничтожении (хотя видимые физические явления могут происходить в форме разрушения), а в его полном изменении и обновлении.

Каковы же признаки приближения конца света, пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда?

Этих признаков несколько. Один из них, как свидетельствует Евангелие, заключается в том, что само Евангелие будет распространено и проповедано во всем мире (Мф.24:14 ). Ни одно место на земном шаре, населенное людьми, не обойдет стороной евангельское благовестие. Весь род человеческий должен услышать слово Божие, вкусить того небесного духовного хлеба, который дал миру Спаситель. И дело человека - принять или не принять это благовестие, ибо человек остается абсолютно свободным, и Господь не допускает над ним насилия.

Второй признак - в мире чрезвычайно активно будут проявляться силы зла, преумножится беззаконие, в людях будет охладевать любовь (Мф.24:12 ). Чрезвычайно усугубятся и начнут активно проявляться все негативные стороны человеческой натуры, будет исчезать вера (Лк.18:8 ). Христианство для многих станет предметом ненависти.

Следующий признак - в преддверии конца света пройдут страшные войны (Мф.24:6 ), в которых человечество может вообще не выжить. По всей земле пройдут ужасные землетрясения, будет голод, появятся эпидемии (Мф.24:7 ).

Следует указать еще на один характерный признак. Он будет заключаться в том, что чрезвычайно снизится духовный уровень большинства людей. Они привяжутся к земному и откажутся от любого духовного развития (Мф.24:37-39 ; Быт.6:1-8 ).

И тогда, говорит Христово Евангелие, появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. По мнению отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение креста. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1Кор.15:51-52 ), изменится весь мир (2Пет.3:13 ), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить. Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф.22:30 ). В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно - со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир. Это будет общий суд - суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность. Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф.13:43 ), и вечные муки уготованы для злых (Мф.25:41-42 ). Но не нужно понимать это примитивно. Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего - это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего. И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.

Закончатся ли когда-либо муки грешников? На этот счет существуют разные личные мнения. Но, согласно Евангелию и христианскому вероучению, они называются вечными (Мф.25:46 ), как естественный результат того, что сделал человек в духовном плане за время своей земной жизни.

С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие - Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Поэтому пусть Справедливый и Милосердный Судия не лишит и нас этого Царствия вечной славы и бесконечного блаженства. Аминь.

Блаженнейший митрополит Владимир