Когда были необычные природные явления воробьиная ночь. Что такое воробьиные ночи

Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», - ночь с молниями, с ветром и грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина нiч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .

Впервые понятие Рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .

Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .

В украинском языке выражение горобина нiч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» пишет: - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.

Не исключено, что выражение Рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.

Время Рябиновой ночи

В разных местах время Рябиновой ночи определяется неодинаково. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня - 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник . Также Рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .

Рябиновая ночь как мистическое явление

На южной Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка: там такой (Воробиной) ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой» ― воробьи не ходят, а подскакивают. В Белоруссии Рябиновая ночь считалась одновременно и временем разгула всяческой нечисти, и как время, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу .

На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.

Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в Рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в Рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в Рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.

Рябиновая ночь в литературе и искусстве

Образ Рябиновой (Воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. Тургенева «Первая любовь», А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Паустовского «Героический юго-восток», В. Каверина «Воробьиная ночь», В. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (Воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. Дударева «Воробьиная ночь», В. Илюхова «Воробьиная ночь».

Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984), Свердловская киностудия . Режиссёр Виктор Кобзев .

Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , Воробьиная ночь ― на русском, украинском и белорусском языках. Чрезвычайно популярна на Украине песня «Горобина ніч» на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому рiч, не в тому рiч, що горобина плаче нiч…» .

Сергеем Курёхиным в 1993 году написана «Воробьиная оратория».

На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.

Напишите отзыв о статье "Рябиновая ночь"

Примечания

Литература

  • Демидович П. Из области верований и сказаний белорусов // Этнографическое обозрение. ― М., 1896. № 1. Кн. 28. С. 91-120.
  • Азимов Э. Г. Полесские поверия о вихре // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции. ― М., 1983
  • Матвеев Л. Т. Основы общей метеорологии. Физика атмосферы. ― Л., Гидрометеоиздат, 1965.
  • Аксамітаў А. С. Беларуская народная міфалогія як крініца ўтварэння фразеалагічных адзінак // Problemy frazeologii europejskiej. II: Frazeologia a religia /Pod redakcija A. M. Lewickiego i W. Chlebdy. ― Warszawa: Energeia, 1997. S. 75.
  • Коваль У. І. Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы: Даведнік па ўсх.-слав. міфалогіі. ― Гомель: Беларус. агенцтва навукова-тэхн. і дзелавой інфарм., 1995. 177 с.
  • Воробьиная ночь / Топорков А. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 433-434. - ISBN 5-7133-0704-2 .

Ссылки

  • Виноградова Л. Н. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; . - М .: Индрик , 2001. - С. 38–39 . - ISBN 5-85759-159-2 .
  • // Вестник Еврейского университета в Москве, № 3 (13), 1996

Отрывок, характеризующий Рябиновая ночь

– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
– Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.

  1. Некоторые разделы не доступны для Гостей нашего форума. Доступ ко всем разделам автоматически открывается после регистрации.

    Скрыть объявление
  2. УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ГОСТИ ФОРУМА "ЧАРОДОРО"! ПРОСЬБА ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ, ЧТО ВСЕ МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ ДЛЯ ВАС В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИК, ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ, ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.

    Скрыть объявление
  1. Магические Рябиновые ночи

    Задалась целью запастись рябиновым цветом. Сейчас как раз в моем регионе рябина собирается зацвести. То что рябина поистине магическое женское дерево доказывать не приходится, о применении древесины, листьев, веток и ягод рябины есть огромное количество информации, а вот о цветах рябины не так уж и много. В этой теме поговорим о магической силе цветущей рябины.

    Рябиновые ночи - странные и мистические, наполнены древней магией и овеяны легендами и поверьями короткие ночи с грозами и зарницами. В эти ночи можно делать мощные обереги и совершать действенные ритуалы, потому что такими ночами заправляет таинственная сила, древняя и могучая

    Рябина или воробьи

    Воробьиная ночь, рябиновая ночь - ночь с сильной грозой или зарницами; время разгула Нечистой Силы

    Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах. Оба названия, вероятно, восходят к единой праформе “рябиная ночь ”, зафиксированной в древнерусском языке начиная с 15 в. Значение древнерусского “рябиныи” связано со значением “рябой” и родственными индоевропейскими названиями цвета. Названия имеют множество диалектных вариантов, которые образуют два крупных ареала. Для южнорусских областей и Украины основными являются варианты с прилагательными, имеющими значение “ воробьиный ”; для восточно-белорусских, белорусско - полесских и западнорусских территорий - прилагательные со значением “рябиновый

    Воробьи считаются проклятыми христианским божком, то есть эта птица связана с Бесами. Есть Царь Воробьиный - Бес Берикапка

    Когда иисуса прятали от римлян, воробей указал его местонахождение. Перед распятием христа ласточки таскали у римлян гвозди. А воробьи находили и приносили назад. Когда тот висел на кресте, ласточки обсели его, желая показать римлянам, что христос мертв. А воробьи прыгали рядом и кричали: «Жив-жив!», что побудило стражников нанести удар в сердце

    За это воробьи обрели два проклятия

    Первое. Они не могут ходить, а только прыгаютВторое. Несколько раз в году в каждой стране бывают воробьиные ночи

    Духам стихий в эти ночи дозволяется бесноваться. Ветер срывает крыши. Дождь заливает землю потоками. Трясется и гудит земля. Молнии сверкают настолько часто, что воробьи принимают ночь за день и покидают гнезда. Они попадают под удары стихии и падают замертво. Утром земля покрыта поломанными ветками вперемежку с трупами воробьев

    Поскольку воробьи - проклятые птицы, то ведьмы выводят из их яиц чертей. Так, берут воробьиное яйцо и носят в холщовом мешочке под левой мышкой, не замачивая, пока не вылупится черт в форме воробья. Естественно, это сопровождается определёнными обрядами

    Существует несколько ночей в году с такими названиями. Первые - весной, когда цветёт рябина. Вторые - летом, между 17 и 26 июня, когда каждая ночь подобна одному "скоку" воробья, так они коротки. Третьи, начиная с Сёмина дня и до Равноденствия. А фактически Воробьиной можно назвать любую грозовую ночь, с зарницами

    В Украине и Белоруссии эти магические ночи называются «горобиними», а в России еще и «воробьиными». Странная, на первый взгляд, связь между понятиями «рябина» и «воробьи» до сих пор имеет несколько версий, каждая из которых достаточно убедительна

    В украинском языке слова «горобина»(рябина) и «горобець»(воробей) созвучны, а образованные от них прилагательные идентичны - «горобиний

    Поначалу ночи с грозами назывались рябинными в значении «рябые, пестрые» из-за гроз, молний и зарниц

    В «рябые», грозовые ночи воробышки пугаются, вылетают из гнезд и чирикают

    В основе появления названия лежит чисто визуальное впечатление: схожесть полыхающего неба с цветом ягод рябины

    Считается, что «рябиновые ночи» бывают только когда цветет рябина - правда, по-поводу времени и количества рябиновых ночей тоже идут споры

    Без грома рябина созреть не может, как вариант, когда дозревает рябина - в мире восстанавливается такая тишина, что раскаты грома звучат просто оглушающе

    Никакого отношения ни к воробьям, ни к рябине эта ночь не имеет, на самом деле эта ночь горовиная - от имени восточнословянского бога Горовина, бога грома и молний. Но рябина это ягода Перуна, бога-громовержца

    Короткая ночь, такая, что воробышек выспаться/перескочить не сумеет

    «Темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.» «... В древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину. С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику

    Так когда же случались эти рябинно-воробьиные ночи

    Например, в Украине, по одной из версий, эта ночь на Симеона Столпника (1/14 сентября). Кстати, я где-то читала, что раз в году практикующие ведьмы подносят подношение темным силам для того, чтобы ладилась работа в следующий год, и происходило это действо именно на день Синеона Столпника по церковному календарю

    В другой местности считается, что в такие ночи цветет папоротник, но это не обязательно купальская - просто магическая ночь. Поэтому искать на Купала папоротник - не результативное занятие))) хотя травами запасаться нужными можно

    Бытуют также версии, что в настоящая Воробьиная Ночь бывает раз в семь лет: «На 100 ночей рябиновых лишь одна воробьиная

    А может их три, три волшебные ночи для сбора колдовских цветов и ягод: первая ночь приходит, когда зацветает рябина - и этот цвет можно использовать для любовной магии. Во вторую ночь отцветает рябина и можно делать порчи и рассорки а в третью ночь дозревают ягоды и можно привлекать этими плодами к себе удачу и богатство

    Как использовать древнюю магию рябины и какую силу имеет простая нитка ягодных бус стоит выделить отдельным рассказом.

  2. Первая рябиновая ночь


    «Первой» рябиновой ночью считается любая из семи ночей с того момента, когда зацветет рябина. Ветки зацветающей рябины используют в любовной ворожбе. Сделать это несложно.Обведите веточкой рябины то место, на котором прошло свидание, а потом зажгите ее

    Зажженную рябиновую веточку держите в вытянутой руке, наговаривая на дым слова

    «Воробьи, воробьи, ветры буйные, вы летите, летите и (имя) приведите. Ой, летите, летите и ко мне (имя) ведите, ведите, его мысли несите

    Пепел, нагоревший на палочке, насыпьте в «следы» любимого - там, где ступала его нога. А затем обязательно очертите вокруг этого места замыкающий круг. Недогоревшую рябиновую палочку носите с собой «на любовь

    Цветы рябины, сорванные в первые рябиновые ночи, способствуют развитию дара предсказания, и многие гадалки держат их в шкатулке с картами

    Вторая рябиновая ночь


    «Второй» называется любая из следующих семи ночей. В это время рябина отцветает, и ее используют для исцеления болезней. Чтобы исцелиться от болезней, молодое рябиновое дерево расщепляли пополам до самого основания и перешагивали через расщелину. Считается, что особенно это помогает детям с грыжей, или болезнями позвоночника, взрослым - с кожными заболеваниями. С таким же успехом можно в эту ночь избавиться от недругов. Для этого достаточно перешагнуть через расщепленное деревце, имея при себе какую-нибудь «вражескую» вещь, и тогда недоброжелатели отстанут от вас

    Самым сильным способом избавления от всего, что мешает вам нормально жить, является перепрыгивание через очистительный костер из рябиновых веток

    Третья рябиновая ночь


    «Третьей» рябиновой ночью считается любая из семи ночей с того момента, когда рябина отцвела, и у нее начали завязываться ягоды. Если в эту ночь закопать под рябиной деньги (символическую сумму), то дух рябины пошлет вам прибыль.Ветка рябины, сорванная в эту ночь, убивает нечистую силу и приносит приплод, если ею похлестать животное... или жену, которая не может родить ребенка

    Три рябиновые веточки с только-только появившимися ягодками носили с собой от сглаза и порчи

    Рябиновые будни Но и в остальное время великая защитница и помощница рябина сохраняет свою магическую силу. Ее ветки, сорванные в период волшебных ночей, расставленные по квартире в сухих букетах, избавят вас от опасных болезней, а если разложить ветки по углам дома, они будут отгонять от вас и вашего дома демонов.Рябиновая веточка в кармане принесет вам удачу

    Если ветку рябины бросить против ветра, она способна остановить ураган, а оставленная с наружной стороны дома - убережет дом от молнии и пожара.Если в детской комнате поставить ветку рябины с ягодами, то дети будут меньше шалить и станут способнее к учению.Бусы из рябины вернут вам красоту, а рябиновый браслет на руке - вас обязательно позовут замуж. Молодоженам перед свадьбой кладут в обувь по веточке рябины. Утром их надо выбросить, предварительно попросив у рябины прощения


    Как вовремя заплатить квадру

    Наши предки высоко чтили покровителя солнца Яра. Он олицетворяет собой победу, поэтому у него просили положительных изменений в жизни: хороших отношений с друзьями, в семье, здоровья, удачи во всех начинаниях. Просить об этом Яра лучше всего в марте, с 9-го по 19-е. В это время года у него еще нет серьезных дел. Последний день, когда можно просить у Яра помощи - 19 марта, - является большим магическим праздником. В ночь с 19 на 20 марта ведьмы обычно слетаются на шабаш, а знающие люди разводят костер, произносят заклинания и платят квадру (благодарность) за прошедший год в виде зерна, драгоценных камней или чего-то другого столь же ценного. Если хотите получить желаемое, вам надо запастись терпением и в нужное время провести небольшой обряд. Обряд этот считается очень древним. Для этого где-нибудь на природе надо выбрать небольшую возвышенность, стать лицом к солнцу, развести руки в стороны и произнести

    «Сила Яра пусть поможет мне (в том-то и том-то). Да будет так! И так будет!

    Желательно делать это с 10 утра до 2-х часов дня. Совершив обряд, уйдите, не оглядываясь, Никому не говорите, зачем и куда вы ходили. А потом высыпьте 1 кг зерна в честь повелителя солнца - в уплату за то, чтобы все, что вы сказали, сбылось побыстрее и без помех. Зерно разбрасывайте горстями, мысленно повторяя свое желание. Наши предки именно так просили у солнца лучшей доли.

    Дорогие форумчане, если у Вас есть дополнения к этой теме, будем рады, если вы поделитесь ими с пользователями нашего форума.

Воробьиные, или рябиновые ночи – это ночи, когда небо грохочет от звуков грома, свирепствуют непрекращающиеся грозы и льет дождь, а также дует сильный ветер, срывающий все на своем пути. Считается, что в такие ночи погибает много воробьев, из-за чего эта ночь и получила такое название. К тому же воробьи имеют рябую окраску, что также объясняет этимологию этого слова.

Существует и вторая версия появления такого понятия, как воробьиные ночи. Когда Иисуса прятали от казни римлян, воробей привел их к нему, затем возвращал гвозди, унесенные ласточками от тех, кто проводил распятие, а также обманутым ласточками стражникам подсказал, что Иисус жив, поэтому они и ударили его в сердце. Высшие силы наказали этих птиц-предателей – они могут только прыгать и летать, а также несколько раз в год, когда ночью бушует стихия, воробьи, перепутав ночь с днем, улетают из своих гнездах, попадают под удары молний и сорванные ветром ветки, и погибают. Утром можно увидеть усеянную землю телами воробьев.

Когда бывают воробьиные ночи

Первая – весной, во время цветения рябины. Вторая –17-26 июня, ночи короткие, как прыжок воробья, и третья – начинается с Семиного дня (14 сентября) до дня равноденствия. Хотя воробьиной ночью можно назвать любую, когда по небу гуляют грозы с зарницами.

Магия воробьиных ночей

Летние ночи

В ночь с 17 на 18 июня – магический период, когда принято проводить различные обряды. Так накануне ловят летучую мышь и закапывают ее в свежий муравейник, туда же кладут вещь человека, которого хотят приворожить. Считается, что как только муравьи съедят тело мыши, так человек сразу же влюбится и не сможет жить без той, которая приворожила. Для отворота применяли тело лягушки, представляя в ее образе соперницу. Кладут лягушку тоже в муравейник. С каждым днем, как будет постепенно исчезать лягушачье тело, так и исчерпают себя отношения влюбленных.

Ночь на 20 июня считается тоже волшебной, когда проводят различные обряды с использованием полыни. Ее срывают на рассвете и кладут под подушку, чтобы напиталась нужной энергией. Затем в полночь ее вынимают оттуда, заваривают и отваром поливают все тело, чувствуя, как проникает в каждую клеточку бодрость и красота. Ложатся спать, не вытираясь, тело должно само обсохнуть. Утром перекреститься на все четыре стороны и прочитать «Отче наш». После такого ритуала от мужчин отбоя не будет.

21 июня после полуночи – отличное время для поиска места для колодца. Берут для этого новую чугунную сковороду, на которую наговаривают такие слова: «Сковорода чиста, ничем не попачканная, так и пусть и найденная вода будет кристальна и благодатна. Здоровье принесет, все беды унесет» . После этого сковороду переворачивают верх дном, а на утром смотря, если есть внутри ее капли воды, то тут и нужно копать колодец, если же сухая – необходимо искать другое место, проводя этот ритуал каждую ночь вплоть до 26 числа. Часто для поисков колодца выбирали людей, рожденных 21 июня, так как считалось, что они имеют природный дар чувствовать месторасположение подземных вод.

Если женщина долго не могла забеременеть, то она срывала на заре 22 июня букетик зверобоя, при этом на ней не должно быть одежды. Рвала его на мелкие кусочки, заворачивала в головной платок и клала его в постель во время зачатия. Очень скоро она узнавала о том, что беременна. Рожденные в этот день имеют большую силу – физическую и магическую.

23 июня из болот и лесов выходит вся нечисть, чтобы погнать к домам людей диких зверей и птиц, поэтому в эту ночь было принято спать с закрытыми окнами, иначе можно беду на себя накликать. Родившихся в этот день детей старались покрестить на следующие сутки, чтобы защитить от нечистой силы.

24 июня нельзя было собирать травы, потому что семь лет от них пользы не будет. Тот, кто родился в этот день, будет обладать развитой интуицией.

Собирали омелу и ясменник в ночь на 25 число, раскладывали их по дому – они могут уберечь от огня.


Осенние ночи

14 сентября принято хоронить насекомых в гробиках из моркови или репы. Их выносят во двор и хоронят в земле. Потом берут грязную тряпку и гонят из дома мух: «Мухи, летите, своих мух хороните, заодно все злое из дома прихватите».

Если найти в ночь с 14 на 15 сентября тело мертвого воробья, то можно провести такой обряд. Завернуть птицу в шелковую ткань и положить в емкость, куда налит свежий мед. Поставить ее возле иконы Иисуса Христа, приговаривая при этом такие слова: «Воробей в меду захоронен, станет он мне в обороне. А тебе, Иисус, прошу, помоги очистить его душу, а заодно и мою, чтобы отвести от меня всякую беду. Так тому быть, так тому бывать» . Пусть эта чарка стоит три дня подряд, а потом ее закопать в лесу, где никто не ходит. Пока она там будет лежать, все неприятности и невзгоды пройдут стороной.

Летняя ночь второй половины июня, что воробьиный скок, такая же короткая. Отсюда самобытное народное название – «воробьиные» ночи. Воробьиная ночь, рябиновая ночь - ночь с сильной грозой или зарницами; время разгула нечистой силы. Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах.


Оба названия, вероятно, восходят к единой праформе “рябиная ночь”, зафиксированной в древнерусском языке начиная с 15 в. Значение древнерусского “рябиныи” связано со значением “рябой” и родственными индоевропейскими названиями цвета. Названия имеют множество диалектных вариантов, которые образуют два крупных ареала. Для южнорусских областей и Украины основными являются варианты с прилагательными, имеющими значение “воробьиный”; для восточно-белорусских, белорусско - полесских и западнорусских территорий - прилагательные со значением “рябиновый”.


Упоминание о Воробьиной Ночи впервые встречается в Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава . Здесь говорится: “И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь... И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг Друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна”. В Белоруссии “рябиновая ночь” осмыслялась одновременно и как время разгула нечисти, и как время, когда буря и удары молнии уничтожают “чаровников” и нечистую силу. Можно думать, что и в Древней Руси с “рябиной ночью” связывалось представление о своеобразной небесной битве.


Поверья о Воробьиной Ночи во многих случаях основывались на народной этимологии. Например, на Киевщине “воробьиной” называли ночь на 1 сентября, когда “черт меряет воробьев” (см. Воробей). Выражение “рябиновая ночь”, как правило, связывается с образом рябины. Эта связь может отражать фенологические наблюдения (считается, в частности, что “рябиновые ночи” бывают, когда рябина цветет и когда созревают ее ягоды) или основываться на ассоциациях между рябиной и цветом неба во время грозы.


Представления о количестве и сроках Воробьиной Ночи обусловлены по большей части реальными наблюдениями над природой, однако и последние тесно переплетаются с народными поверьями. В частности, кое-где считалось, что в году обязательно бывает одна или три Воробьиной Ночи или же что Воробьиная Ночь бывает раз в шесть или семь лет. На Житомирщине и Киевщине Воробьиная Ночь ассоциировались, как правило, с одной из июньских ночей накануне Ивана Купалы или Петра, причем здесь же бытовало поверье, что в это время цветет папоротник; в ряде киевских и житомирских описаний просто указывается. что Воробьиная Ночь - это время, когда цветет папоротник (без конкретной календарной привязки).


А.Л. Топорков

Как черт воробьев меряет


В темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.
Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.


Легенда эта возникла уже в позднейшие, христианские времена.
Кара настигает мелких пташек за то, что подносили гвозди, когда распинали Спасителя.
Но до этого воробей своим чириканьем выдал Христа, а потом зло чирикал "жив-жив", поощряя мучения распятого Иисуса.
За это же лапки у них вековечно "веревочкой связаны": воробьи не ходят, как прочие птицы, а меленько подскакивают.
Мясо их считается нечистым и не употребляется в пищу в христианских странах.
Согласно более древней легенде, птицы связали воробью лапки за провинность во время выборов птичьего царя.
Поэтому в древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину.
С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.


Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев "Русские легенды и предания"


Воробьиная ночь - летняя грозовая ночь с непрерывным блеском молний и раскатами грома. - Молнии не прекращались ни на мгновение, была, что называется в народе, воробьиная ночь. Тургенев. - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены. Паустовский.

В каждом году непременно бывают три рябиновые ночи: первая - когда цветет рябина (конец весны), вторая - когда начинают зреть на рябине ягоды (середина лета), третья - когда ягоды эти совершенно поспеют (начало осени).

И были те ночи особенными. Сохранилось немало повествований, отражающих поверье, согласно которому рябиновыми ночами называлось такое время, которое сопровождалось сильными грозами с молниями и зарницами, бурно и напористо уничтожавшими разгулявшуюся нечисть.издревле на Руси ветка этого гибкого и в общем-то, не самого могучего, на взгляд несведущего человека, дерева была символом Перуновой палицы. А Перун, известное дело, - Бог-громовник. И без гроз и молний ему никак не обойтись, когда вершит свой Суд. Вот этот глас громовержца, вступившего на путь очищения подопечной территории от темных сил, и демонстрируют рябиновые ночи.

Любопытно, что по-иному их называют воробьиными. Кто-то объясняет это преобразованием «рябых» расцветок (свойственных упомянутой пичуге) в рябиновые, кто-то - сходством с украинским «горобиний», означающим одновременно и «воробьиный», и «рябиновый». Однако, воробьиными ночами описанные фенологические явления (грозы, зарницы) стали позднее, и на то была дана особая версия, о которой лучше побеседовать отдельно. А вот рябина считалась священным деревом издавна, и не только у славян, а по всей Европе-матушке. В Украине и Белоруссии эти магические ночи называются «горобиними», а в России еще и «воробьиными». Странная, на первый взгляд, связь между понятиями «рябина» и «воробьи» до сих пор имеет несколько версий, каждая из которых достаточно убедительна:



В украинском языке слова «горобина»(рябина) и «горобець»(воробей) созвучны, а образованные от них прилагательные идентичны - «горобиний».

Поначалу ночи с грозами назывались рябинными в значении «рябые, пестрые» из-за гроз, молний и зарниц.

В «рябые», грозовые ночи воробышки пугаются, вылетают из гнезд и чирикают.

В основе появления названия лежит чисто визуальное впечатление: схожесть полыхающего неба с цветом ягод рябины.

Считается, что «рябиновые ночи» бывают только когда цветет рябина — правда, по-поводу времени и количества рябиновых ночей тоже идут споры.

Без грома рябина созреть не может, как вариант, когда дозревает рябина — в мире восстанавливается такая тишина, что раскаты грома звучат просто оглушающе.

Никакого отношения ни к воробьям, ни к рябине эта ночь не имеет, на самом деле эта ночь горовиная — от имени восточнословянского бога Горовина, бога грома и молний. Но рябина это ягода Перуна, бога-громовержца.

Короткая ночь, такая, что воробышек выспаться/перескочить не сумеет.

«Темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.» «... В древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину. С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.