Не может жить без веры. Московская сретенская духовная семинария

Об Иване Ильине

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках.

К сожалению, имя Ивана Ильина сегодня не широко известно, и его труды только приобретают в России популярность, но именно они достойны быть настольной книгой каждого. Они изобилуют искренностью, созерцанием Божественного, настоящим патриотизмом и болью за наше многострадальное Отечество. В них затрагиваются самые важные и насущные для каждого человека темы. Это неоценимый духовный опыт истинного сына России, любящего свой народ и свою веру всей душой и всем сердцем. Предлагаем познакомиться с его размышлениями о вере.

О вере

Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто «образование», а в особенности «научное образование», несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много «знает», и, «самое существенное», он уже «понял»; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены; во что же ему еще «верить»? Сущность современной культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое... Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни; что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него.

Мы все считаем «истиною» таблицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, географические данные, установленные исторические факты, законы логики; мы совершенно уверены в том, что они верны, что мы спокойно можем пользоваться этими истинами и применять их в жизни. Но о вере здесь нет еще и речи... «Верить» - это гораздо больше, чем «признавать за истину». Есть холодные истины, к которым мы и относимся холодно; мы устанавливаем их и пользуемся ими равнодушно или, самое большее, с некоторым «уважительным интересом». Они дают нам известную уверенность, но только во второстепенных делах, не в главных и важнейших вопросах нашей жизни. Они светят нам наподобие уличных фонарей, без которых нам было бы и неудобно, и неуютно; но душу нашу они не согревают и не воспламеняют. Тысячу раз мы пройдем мимо них или примем их во внимание без того, чтобы могучие и творческие источники нашей души пришли в движение; напротив - там все остается безразличным, молчаливым и неотзывчивым. Кто из нас начнет «верить» - в классификацию химических элементов, открытую Менделеевым, в таблицу логарифмов, в хронологический обзор событий XIX века, в горную карту Европы или Азии? И даже тот из нас, кто усомнится в этих «законах» или «истинах» и начнет критиковать их или опровергать, - поколеблется не в вере, а только в познавательной уверенности.

О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека; где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь.

Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, и как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, так и вера твоя.

И вот, сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки.

Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей вере по расчету и «продавать» ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно - жить без веры.

Кто однажды поймет и продумает это, тот перестанет делить людей - на живущих «с верой» и живущих «без веры». Верят все: и тепло-прохладный «свободомыслящий», и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства... И чем решительнее эти «враги веры» нападают, чем ожесточеннее их преследование и воздвигаемые ими гонения, тем яснее они обнаруживают, что у них есть в виду нечто такое, что они считают «главнейшим» и «важнейшим». Они считают себя «неверами»? Они объявляют себя «безбожниками»? Пусть. Они не входят ни в какую церковную общину, кроме своей собственной общины, которую они не хотят называть «церковью» (обозначая ее как «партию», или как «орден», или как «международное общество»)... Да, они не верят в Бога; но это означает, что они верят не в Бога, а во что-то иное. Они критикуют или поносят веру вообще... Этим они, как настоящие фанатики своей веры, объявляют, что они признают только свою веру обоснованной, единственно верной и единственно допустимой; все же остальные веры и исповедания они относят к «глупым предрассудкам» или «вредным суевериям». Но во что же верят те люди, которые верят не в Бога и потому считают себя «неверами» вообще или «безбожниками»? Они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния.

Большинство верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ними связано; это для них - важнейшее в жизни; это их цель; этому они служат, ради этого они жертвуют всем остальным; здесь у них критерий, по которому они отличают «хорошее» от «дурного»; здесь их «сокровище» и сердце. Есть такие люди, которые признают и выговаривают это открыто: «Я хочу земного счастья, наслаждения и спокойствия, ибо это главное в жизни» (гедонизм); «я ищу в жизни денег и власти» (мамонизм); «главное в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели одинаковые права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно счастливыми» (социализм); «все дело в том, чтобы дерзновенно завладеть земными благами и безоглядно наслаждаться ими» (большевизм); «главное в том, чтобы дать массам земные блага и удобства, а для этого надо у всех все отнять (всеобщая пролетаризация) и всех подчинить монопольному работодателю (всеобщее хозяйственное и политическое порабощение, коммунизм)» и т.д. Иные ссылаются на свое неотъемлемое право - оставаться «безразличными», и на свою обязанность - относиться терпимо ко всякому чужому верованию; иные же отступают в сферу проблематического «свободомыслия»... В известном смысле они правы: верить можно только искренно и свободно, а свобода требует веротерпимости; нельзя принудить человека к той или иной вере; и никто не обязан рассказывать другим людям вслух, во что именно и как именно он верит... Но видимое «безразличие» и явное умолчание, действительная скромность и насмешливая мистификация - не освобождают человека от неизбежности верить.Нельзя человеку не иметь определенной жизненной цели и жизненной ценности, в которые он верит и которым он служит.

Если бы удалось однажды пронизать все человеческие сердца без исключения таинственным лучом света так, чтобы у всех выступила и въяве обнаружилась главная ценность жизни, составляющая предмет веры, то очень возможно, что все мы просто ужаснулись бы... Потому что, вероятно, оказалось бы, что большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага, ни спасения, но что прямо ведет их к погибели. Люди живут и верят очень часто в слепоте и беспомощности, и не знают, и не догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не предоставлять ей расти наподобие полевой травы. И вследствие этого люди очень часто верят, т.е. прилепляются не только своим «правдоподобным» мнением, а сердцем, волею и делами, служением и жертвенностью к таким жизненным содержаниям, служить которым и идти на жертвы ради которых поистине нет никакого смысла...

Вот ключ к современному духовному кризису, охватывающему все человечество. И овладев этим ключом, и поняв, что происходит в мире, мы не можем не подивиться тому, что современному человечеству, в общем и целом, живется все еще так хорошо и слишком хорошо по сравнению с теми бедами и страданиями, которые могут возникнуть из этого кризиса.

Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон.

Так обстоит всегда. Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками.

Однако тот же самый закон обнаруживается и на благих путях, но с тем различием, что человек будет не «верить», а «веровать», и это придаст его вере особую силу и глубину.

Замечательно, что русский язык придает идее «веры» два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое - со способностью веровать.

Верят - все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Веруют же - далеко не все: ибо верование предполагает в человеке способность прилепиться душою (сердцем и волею, и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий «путь ко спасению». В карты, в сны, в гадание, в астрологические гороскопы - верят; но в Бога и во все божественное - веруют. В суеверия «верят», верят от страха и боятся от своей веры; и чем больше боятся, тем сильнее верят, и обратно. Но в то, что подлинно есть, - «веруют», и от этой верующей веры получают спокойствие и перестают бояться.

«Верящие» люди чаще всего не имеют единого и общего им всем духовного предмета, и потому их вера разъединяет их, не создавая ни религии, ни церкви. Но «верующие» люди имеют единый и общий им всем духовный Предмет; они вступают в творческое единение с Ним, а через это объединяются между собою: слагается религия и церковь.

Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся в земных явлениях и обстояниях, то божественные содержания становятся для него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и главнейшим, любимым, искомым, желанным и уже в силу одного этого - всегда присутствующим в душе обстоянием. Веровать в Бога значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нем, стремиться к осуществлению Его воли и Его закона; от этого возрастает и усиливается божественный огонь в самом человеке; он очищает его душу и насыщает его поступки. На высших ступенях такой жизни возникает то живое и таинственное единение между человеком и Богом, о котором так вдохновенно и ясновидчески писал Макарий Великий, характеризуя его как внутреннее «срастание» или «срастворение», от которого душа становится «вся - светом, вся - оком, вся - радостью, вся - упоением, вся - любовью, вся - милосердием, вся - благостью и добротою»... Естественно, что от такого перерождения души изменяется и внешний вид человека, о чем он сам может и не знать, но что другим людям бывает трудно не заметить.

Кто во что верует, тот тем и живет, и обратно: скажи мне, чем ты живешь как самым важным для тебя, и я скажу тебе, во что ты веришь или веруешь. Ибо человек есть не что иное, как живая целокупность того, чем он живет и что он осуществляет, и притом именно потому, что он это любит и в это верит. Вот почему: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16, 20).

Жить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть, ибо смерть есть истинный и высший критерий для всех жизненных содержаний. Достаточно самому применить этот критерий, со всей надлежащей серьезностью и во всем его глубоком значении, и осветить им любое жизненное содержание - и его верность и убедительность раскроется перед очами.

Смерть ставит перед нами вопрос о самом главном, об основах нашего земного существования, о личной жизни в ее целом. Смерть есть та сила, которая обрывает поток повседневных обстоятельств и впечатлений и выводит человека из него; она ставит нас перед основным вопросом: ради чего ты живешь? во что веришь? чему ты служишь? в чем смысл твоей жизни? верен ли твой выбор, или ты до сих пор даже и не удосужился выбрать что-нибудь? стоит ли жить тем, чем ты живешь, и верить в то, во что ты веришь? если стоит, то за это стоит бороться и умереть! Ибо то, что не стоит смерти, то не стоит ни жизни, ни веры!

И еще каждый из нас должен спросить себя: способен ли я, готов ли я умереть за то, во что я верю? Если да, то моя вера сильна, глубока и действенна. А если нет, то сила моей веры невелика, и, может быть, она невелика именно потому, что прилепилась к нестоящему. Ибо поистине - огонь веры усиливается от прикосновения к подлинно священному и становится необоримым пламенем от единения с подлинно божественным; этот огонь истинной веры, хотя и живет в личной душе человека, но источником своим имеет не только ее одну...

Человек не может жить без веры, но он может иметь веру слабую и дурную, ибо далеко не всякое жизненное содержание заслуживает веры. Человеку не дана возможность создать из нелепости или из любого порока - религию и церковь. Религия и церковь возможны только при наличности совсем особых условий, а именно: глубокого и искреннего чувства и сильной, творческой веры, а это дается только жизненно здоровому духу; и далее необходимо такое содержание веры и такой уровень ее, которые были бы свободны от душеразрушительного влияния, от духовных ценностей и от начатков внутреннего предательства.

Однако во всех случаях и на всех путях жизни человек живет и умирает - или влача земные оковы своей веры, или несомый ее духовными крыльями…

Заниматься оценкой Библейских текстов без веры в Бога неразумно. Когда начинается математика и требование доказательств от Бога, то вера на этом кончается. Требовать от Бога доказательства, с другой стороны, это тоже нарушение логики, как я понимаю. Это является нарушением, так как делается логическое заключение на основе ложной предпосылки понимания слова Бог. То-есть когда человек в правильность поступков Бога вкладывает своё понимание на основе своих ничтожных знаний, тогда как разум Бога (согласно определения этого понятия) неизмеримо выше человеческого. Кстати и в математике аксиомы основаны только на вере. 2+2=4 не всегда выполняется и это доказано физиками в микромире. Отвержение неопознанного не только неправильно но и глупо. Абсурдные вещи в мире учёных были таковыми только из-за того, что они опирались только на свои слабые знания об этом.

Все люди на протяжении своей жизни руководствуются не только реальными событиями но и верой. Это относится не только к религии, но и к науке, когда научным открытиям, изобретениям предшествуют только предположения о возможности какого-то существования явления или возможности осуществления технического решения. Вплоть до получения результата учёный, инженер руководствуются верой. Вера предшествует событию, реальности в жизни людей.

А если по звонку человека о назначенной встрече Вы спешите на неё, то Вы тоже руководствуетесь верой осуществления встречи. Без веры в будущее работы по интересующей для Вас специальности учёба в институте может стать кошмаром, потерей драгоценного периода в жизни. Конечно, хотя наши действия и сопровождаются верой, результат может быть как положительным так и отрицательным. Так назначенная встреча может не состоятся и по независимым от нас причинам. Однако, отрицательный результат не может остановить нас без поиска нового чего-то другого, осуществление которого опять таки будет сопровождаться верою. Без веры жизнь человека на земле невозможна.

Как же сделать так, чтобы вера привела нас к положительному результату??? Для этого мы должны знать как можно больше будущего реального взаимодействия того во что мы верим с окружающими во времени явлениями, вещами, событиями. Мы их должны предвидеть, предугадать на основе знаний о них. А это всё укрепляет нашу веру, уверенность в получении положительного результата. Вера в существование Бога тоже укрепляется нашими знаниями об окружающем нас мире со всеми его событиями. Жизнь верующих людей отличается от жизни неверующих тем, что она проходит по заповедям Божиим. Верующие приобретают знания, совершая те или иные поступки согласно заповедей, которые помогают получить правильный выбор, приводящий к положительным результатам своих действий в семье, а также в отношениях с другими людьми. Верующие люди получают часто ответы от Бога на их молитвы, а также другие доказательства в Его существовании.

Вера в Бога отличается от веры в науке тем, что искренне верующий человек имеет духовную связь с Богом, а также и то, что Тот в Кого мы верим может воздействовать на самого человека. Другое отличие состоит в том, что для верующего человека реальная встреча с Богом может состояться только после своей смерти. Но также и для математика, астронома да и для любого другого человека положительный результат может быть получен после их смерти. Все достижения науки не могли и не могут опровергнуть существование Бога. Доказательств о существовании Бога наука привести тоже не может. Богу же было бы нелогично давать доказательства о Себе,так как это совершенно изменит поведение, поступки и всю жизнь людей. Это сделает невозможным осуществление цели Бога: получение родственных людей (Рождённых свыше) для пребывания их с Ним в вечности для предопределённых ранее для них целей.

БОГОПОЗНАНИЕ

Человек, достигший духовного совершенства, созерцает в душе своей неизреченную небесную красоту

Проникновение в Священное Писание вводит человека в глубину Богопознания и дарует ему такое блаженство, с которым не может сравниться никакая земная радость. Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотою мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит. Господь сказал про душу человека, любящего Бога: "К нему приидема и обитель у него сотворима" (Ин. 14, 23). Непостижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там и Царство Божие. "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). На горе Афонской много православных монастырей. Немало там и отшельников, подвизающихся в пещерах и скалах. У одного отшельника была пещера на высокой горе. Из нее открывался чудный вид на Средиземное море, покрытые роскошной растительностью берега, отдаленный Родос. Ночью миллионы звезд загорались на небе, и луна обливала все своим серебряным светом. А подвижник уходил вглубь пещеры своей и не хотел ни на что это смотреть. Красота видимого мира уже не трогала его душу, созерцавшую неизреченную красоту мира невидимого. В Киево-Печерской Лавре жил один подвижник, который единственное окно своей кельи заставил образом, чтобы видимый свет не мешал ему созерцать невидимый.

БОГОСЛУЖЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ

Нужно также посещать церковь, - и опять же, Господь не требует от нас ничего невозможного. Например, если человек болен, то он, молясь дома, может и не ходить в церковь, и домашняя молитва вменится ему за церковную.

Одна монахиня писала батюшке о. Анатолию: «Больна я и должна лежать в постели. Там-то, в храме, поют: «Хвалите имя Господне...», а я, прикованная к одру, не могу принять участие в молитве церковной». О. Анатолий ответил: «И ты можешь быть у Всенощной». Пишет ему снова: «Батюшка, вы меня не поняли, болезнь не позволяет мне сойти с постели». - «Нет, - ответил ей Старец, - и ты можешь быть у Всенощной - твори молитву Иисусову по четкам: 30 раз обернешь четки, т.е. сотворишь 3000 молитв, - и это заменит Всенощную, даже больше, так как болезнь, переносимая, хотя со скорбью, но безропотно, с сознанием, что послана за грехи, имеет большую очистительную силу».

Может быть и такой случай. Положим, какая-нибудь девица по службе не может отлучиться в церковь. Пусть она и дома находится, но за ней всякую минуту могут прислать, и, если не явится, то может лишиться места. Уйти в церковь, следовательно, ей нельзя. Но если она дома начнет творить Иисусову молитву, или какую-нибудь другую, то это Господь примет вместо церковной.

Первый признак омертвения души есть уклонение от церковных служб

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу, или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки - хороши они или нет; когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предметы начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну, а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На этот вопрос св. отец ответил: первый признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого-то для иноков и обязательно посещение службы. Правда, по неотложным делам иногда разрешается не ходить ко всем службам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность. У нас в Скиту даже обходят кельи по праздникам, чтобы никто не уклонился от церковной службы.

Даже одно слово, запавшее в душу на богослужении, способно изменить всю жизнь человека

Во время чтения и песнопения иногда какое-нибудь одно слово особенно запоминается и воздействует на душу. Это ангел-хранитель возьмет и донесет до сердца слово, которое имеет значение для всей последующей жизни человека. И часто случается, что человек, задумавшись над чем-нибудь слышанным им в церкви, вдруг начинает изменяться, оставляет греховные привычки, переменяет свой прежний образ жизни и начинает идти по пути ко спасению.

Во время богослужения необходимо обратить внимание

Иногда в церкви случаются с нами искушения.

Например, одна духовная дочь моя каялась мне:

— Вот, - говорит она, - приду в церковь и молюсь: «Господи, помози мне Тебе помолиться» (да, об этом нужно просить Бога), вначале стою внимательно, а как только пропоют Херувимскую, так и пойду обеды заказывать.

— Как это?

— Конечно, не чувственно, а мысленно, что поделаешь с таким искушением?

А отчего многие скучают в церкви? Оттого, что не понимают службы. Одна молоденькая барышня, увлекавшаяся Шекспиром, дала однажды почитать своей горничной, думая доставить ей удовольствие, но эта последняя нашла, что Шекспир - скучнейшая книга, и, прочтя страничку - другую, вернула ее обратно барышне. Отчего такие художественные произведения, как Шекспир, возбудили скуку у горничной? Оттого, что она его не понимала, следовательно, и оценить не могла.

И многие люди, не понимая богослужения, главным образом Всенощной, скучают в церкви и ждут не дождутся, когда она кончится. Чтобы наслаждаться богослужением, надо его понимать, а для этого хорошо хотя более трудное для понимания, например, канон, прочитывать перед службой дома. Я знал одного высокопоставленного человека, который обыкновенно перед церковным богослужением собирал всю семью, читал и объяснял им канон, кафизмы, те молитвы, которые поются за Всенощной, и все слушавшие его стояли затем в церкви с большим внимание, и служба проходила незаметно. Старайтесь и вы вникать в богослужение Православной Церкви, и оно откроет вам источник такого утешения, что вы с радостью будете спешить в храм Божий. «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 121, 10), - сказал Давид, то скажете тогда и вы, отправляясь в церковь.

Да, эта рассеянность у всех, даже и у старых. Но все-таки эта ваша рассеянная молитва запишется там. (Батюшка указал на небо).

Утреня

В церковь ходите обязательно, и всегда до начала, первым старайтесь придти. Утреня - одно из самых трудных установлений монастырской жизни, зато и имеет великую силу. Утреня, по словам древних отцов, важнее обедни. За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это принуждение, эта борьба с плотию и имеет такое значение.

Утреня у нас в Скиту имеет громадную важность. На ней держится вся скитская жизнь, но она также представляет не малую трудность. А для нас, привыкших в миру поздно вставать, это одно из самых трудных положений скитской жизни. Поэтому не надо давать себе поблажки сначала. Надо положить твердо вставать во что бы то ни стало. «Смотрите, не просыпайте утреню, - говорил мне о. Анатолий, - это очень опасно: бывали случаи, что многие от этого уходили и пропадали». Сразу надо браться за это дело, с самого начала. Вот и мне за молитвы старцев это далось ничего...

К утрени нам благодать помогает вставать, а вот уже после утрени в 6 час. мы сами должны вставать, а я, грешный, просыпал иногда до 7 и даже до 8 часов.

Слова духоносных отцов следует понимать духовно

Перед поступлением в монастырь [я] поехал помолиться к прп. Сергию. В это время в Черниговском Скиту подвизался о. Варнава. Пошел я к нему на благословение. Благословил он меня да и говорит: "Простудился, жениться надо". Эти слова привели меня в страшное смущение. Некоторые из бывших со мной, не любившие о. Варнаву, говорили: "Вот видите, какие советы дает? Великий старец о. Амвросий благословил в монастырь идти, а этот жениться предлагает". Слова о. Варнавы запали мне в душу и сильно смущали меня. Когда я, уже бывши иноком, рассказывал об этом батюшке о. Анатолию, то он мне так растолковал эти слова: каждая душа христианская есть невеста Христова, следовательно, надо жениться, т.е. соединиться со Христом, слово же "простудился" означает духовную болезнь, от которой страдает человек, пока не вообразится в нем Христос. Это было давно, когда я был еще Павлом Ивановичем.

ВЕРА

Религиозность передается наследственно.

От Каина идет потомство нечестивое, а от Авеля - верующее. Подобно тому, как по плоти передается наследственность, так идет наследственность и в душевном, и в духовном отношении. Конечно, бывают и исключения. Иногда от деда передается религиозность прямо к внуку, а сын бывает безбожник. Но обыкновенно сохраняется эта наследственность.

Господь требует от нас прежде всего веры

Господь требует от нас прежде всего веры: "Без веры невозможно угодить Богу". Сколько бы кто ни делал добрых дел, но если он совершает их не во имя Христово, - то они не имеют никакой цены.

Поясним примером. Возьмем с одной стороны человека неверующего, но старающегося жить хорошо, а с другой стороны злодея, но не отвергающего Христа. Умер первый, и Господь отверг его: "Я тебя не знаю, ты не признавал Меня во время земной жизни, а Я отвергаю тебя в жизни вечной". Такова поистине судьба невера. Ну, а злодей? Много совершил он всевозможных преступлений, но вот приблизился его смертный час: "Господи, Господи, что будет со мною, хуже меня нет ни одного человека в мире"! Зовет он священника, открывает ему свои прегрешения, которые, действительно, очень велики, тот накладывает епитрахиль, читает разрешительную молитву и все грехи бывшего злодея потопляются в море милосердия Божия. А затем он сподобляется принятия Св. Таин и отходит ко Господу оправданный, идет в рай.

Без веры во что-нибудь нельзя ничего сделать. Посмотрите, почему какой-либо человек, ну хоть ваш брат, желает стать врачом? Потому что он верит в медицину. Каждый из ученых верит в свою науку. И так везде, во всем. Точно также для христианской жизни необходимо верить в Бога, Христа, Евангелие.

«Мы не можем верить, - говорят иные, - нет на то доказательства. Иное дело наука, там все доказано». Хорошо, но прежде чем отвергнуть что-либо, надо исследовать предмет, испытать. Наша вера зиждется на Евангелии, вот и испытайте, что это за учение.

Св. Иоанн Богослов прямо говорит, что надо испытывать дух (1 Ин. 4, 1). Но надо допытывать на практике. Пожить надо по Евангельскому учению и узнать на деле, правда ли, что «блажени нищии духом», «блажени кротции» (Мф. 5, 3, 5) и т.д. Если вы не испытали этого, то не можете и опровергать, не можете утверждать, что Евангелие - ерунда. А многие так говорят. Но на страшном суде сих людей спросят: «Что, читали вы Евангелие?» И получится обязательно три ответа: 1) «Нет», 2) «Кое-как», и 3) «Да, конечно, читали только не поняли». Да, обязательно получатся эти три ответа.

На первый ответ можно сказать, что они сами виноваты, никто не запрещал читать, напротив, просили даже читать: теперь сами себя вините. На второй ответ почти то же можно ответить. Вот третий ответ более интересен. Эти как бы даже заслуживают извинения. Не могли понять Евангелия, т.е. поверить.

Но эти также безответны. «Вам был дан ключ разумения: Испытывайте дух (1 Ин. 4, 1). Почему вы не хотели испытать? Значит, вы сами и виноваты».

Таким образом, и эти безответны.

В Евангелие есть рассказ про жителей Назарета, здесь Господь не мог совершить никакого чуда (Мф. 13, 58). Меня всегда поражало это повествование евангелиста. Господь, Творец всей вселенной, и вдруг в ничтожном городишке не может сотворить чуда; Евангелист замечает: «За неверие их». К Господу Иисусу они относились как к обыкновенному человеку, не ожидая от Него ничего особенного, так что Сам Господь дивился их неверию.

Вот и в нашу тихую обитель многие приезжают за утешением. Обращаются и к грешному Варсонофию, и иногда удается все сказать на пользу пришедшему, и он вполне удовлетворяется. Не я его утешаю, но Господь, и притом по вере каждого. Без веры же и в Оптиной Пустыни не получишь утешения.

Верою спасетесь

Веруйте в Господа, исполняйте по силе Его святой закон, и верю, что спасетесь. Никогда не приходите в отчаяние. А то так случается: затоскует душа и не какого-нибудь невера, а душа истинного христианина. И заповеди по силе исполняет, и говеет, и посты соблюдает, но вдруг покажется ей, что Господь ее ненавидит. Какая диавольская мысль! В Писании сказано, что Господь ненавидит только гордых; даже жидов и магометан Он терпит и принимает, если они к Нему обратятся от своего неверия; и вдруг христианскую душу ненавидит! Нет, Господь любит всех, а эта мысль о ненависти Божией - есть стрела врага, завидующего человеку. Много посылал он стрел, а это уж последняя, которую надо изловчиться и бросить врагу, т.е. совершенно пренебречь подобной мыслью.

В тяжелое время мы живем. Конечно, враг и всегда восставал на всех тех, которые не хотят творить его воли. Помню, при батюшке о. Анатолии тоже были волнения. Утешая, о. Анатолий говорил: «Эти беспокойства только как мелкая зыбь на воде, а потом будут сильные бури и ураганы, но не страшитесь, не теряйте веры в Господа, и Он вас никогда не оставит». «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею», - но Господь спасет и приведет «к тихому пристанищу» всех, вопиющих Ему: «возведи от тли живот мой, Многомилостиве».

Ужасно будет состояние грешников. А если сейчас явится Христос, где Он вас поставит? Надеюсь, одесную, не по делам, конечно, но по вере. И будем хранить веру Христову и по силе исполнять Его святые заповеди. Только не надейтесь на собственные силы свои, а просите помощи у Господа: "Господи, помози мне"! - и поможет.

Берегите святую веру, это неоценимое сокровище

Великие чудеса творит вера христианская: она перерождает человека, из плотского делает духовным, из страстного - бесстрастным, из злобного - любвеобильным.

Вот приехали вы в далекую Оптину Пустынь, затерявшуюся среди обширного бора, неведомую многим, и слушаете смиренную и немощную мою беседу, и по вере вашей получаете духовное утешение. Да вознаградит вас Господь за любовь вашу всякими благами и земными, и небесными.

Посетил меня недавно учитель с сыном неверующим (из Пензы). Сказал я отцу: "Без веры не будет вашему сыну никакого счастья на земле". Оскорбился он на меня. Апостол Павел, прозирая наше время, пишет: "Течение скончах, веру соблюдох" (2 Тим. 4, 7). Значит, это очень трудно, особенно, в наше время.

Много появилось у нас воров. Не тех, которые лезут в карман или ограбляют дома, нет, эти воры злее и опаснее. Они являются к вам в костюме, говорят громкие фразы, а в результате крадут самое дорогое - веру. Когда же у человека выкрали веру, он спрашивает у своих учителей: "А как же теперь жить?" - "Живите по своему разуму", - отвечают.

Разум же, как известно, без веры не всегда бывает хорошим советчиком, и человек начинает следовать хотениям своей плоти, и падает все ниже и ниже.

Деточки, берегите святую веру, это неоценимое сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого - Небесного! Хотим сделаться его гражданами. Вот и я, грешный Игумен, с утра до ночи не знаю покоя, а из-за чего: очень хочется попасть в Царство, а то вдруг, сохрани Бог, в ад, вся жизнь пойдет насмарку.

Веру можно получить, только исполняя все Заповеди Христовы

Веру можно получить, только исполняя все заповеди Христовы. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: "Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне" (Ин. 5, 39). Вот что нужно посоветовать каждому неверующему. Испытайте и увидите, Бог ли Христос, или великий пророк, философ.

Женщина, в отличие от мужчины, без веры жить не может

Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом, - таким окаменелым и живет, а женщина так не может.

Страшно потерять веру

Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, - и это поправимо, ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру - великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры..

ВОЛЯ БОЖИЯ

Надо вполне предавать себя на Волю Божию

Должно помнить, что Господь любит и печется о нас, а потому надо вполне предавать себя на волю Божию: твори со мною, Господи, что хочешь.

Хотя со скорбью в сердце принял я известие о моем назначении - тяжело мне расставаться со всем тем, что дорого мне, но надеюсь, что и там Господь не оставит меня. Не думал я, что придется уезжать отсюда, но решение Св. Синода принимаю, как волю Божию, памятуя слова Апостола: "Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем" (Евр. 13, 14). Прошу святых молитв ваших за меня недостойного.

Когда меня послали в Манчжурию, то я был уверен, что не вернусь оттуда. Трудно мне было ехать. И представлялось мне, как я, слабый и больной, отправляюсь в действующую армию исповедовать и приобщать, может быть, под градом пуль. А то встретятся прежние мои товарищи, скажут: «Вот и ты к нам пришел», - и вовлекут в мирские беседы, но сказал я: «Да будет воля Божия», - и отправился. И что же, Господь не оставил меня, в Манчжурии я нашел рай. Дивная природа с вечной весной, как в Италии, прекрасные люди. Господь чудом вернул меня в Оптину, получил я чуть не десять наград. Тех же, которые постарались убрать меня в Манчжурию, покарал Господь. Их было трое. Один уже умер, а два живы. Радовались они, отсылая меня: «Нет уж, - говорили, - теперь не вернется». Предполагалось, что война затянется лет на 15, но она скоро закончилась, и я, прожив в Манчжурии около 2-х лет, вернулся оттуда невредимым.

Господь может возвестить Свою Волю и через младенца

Когда я жил еще в Казани, то по временам бывал в Раифской Пустыни, расположенной в верстах 30 от города. Игумен ее был очень уважаемый старец. При нем обитель стояла высоко; теперь, говорят, возвышенное аскетическое настроение там понизилось, как понизился дух многих монастырей, даже у нас. Приехал я раз к Игумену, а он мне и говорит: «Вот, хочу хорошую колокольню строить, уж и план есть, только дело стало за деньгами». - «Да, маловажное обстоятельство, - улыбнулся я, - ну, да Бог поможет». Однако, Игумен сомневался, как ему поступить. Вспомнил он, что в Писании сказано, что Господь может возвестить Свою волю и через младенца. Шел он раз в глубокой задумчивости, вдруг видит, идет крестьянка с маленькой девочкой лет трех-четырех. Мать подошла к Батюшке под благословение и у девочки складывает ручки; он их благословил, а затем, обратясь к ребенку, спросил:

— Как тебя зовут?

— Ну, скажи, Саша, строить мне колокольню, или нет?

— Штлой, - ответила малютка.

Игумен принял это за указание Божие и начал дело. Скоро какой-то благотворитель пожертвовал миллион кирпичей; затем приехал богатый купец из Казани и говорит:

— Батюшка, хочу пожертвовать на вашу постройку четвертную.

— Спаси, Господи, - сказал Игумен. Он в это время дорожил каждым рублем.

— Я приехал к вам днем и приказчика взял с собою, чтобы спокойнее было.

Подает ему объемистый пакет.

— Вы ошиблись, - сказал Игумен, - здесь не 25 рублей.

— Да, побольше, - ответил купец.

Начали считать, оказалось 25 тысяч, то есть четверная от 100 тысяч. Потом кто-то пожертвовал и дорогой колокол. Колокольня вышла прекрасная, стоит она и доныне. Звон колоколов далеко раздается, призывая людей помолиться в Раифскую Пустынь.

И каждая из вас должна построить себе колокольню в сердце своем, и там в нем должны звонить колокола веры, надежды и любви к Господу Богу.

ВОСКРЕСЕНИЕ

Да, далеко еще грешной душе до воскресения, но если душа жаждет этого воскресения, то рано или поздно, а оно наступит, и, воскреснув для новой жизни здесь, она затем и там достигнет светлых райских обителей. Но есть «воскресение живота» и «воскресение суда». Можно здесь воскреснуть и «в воскресение суда», как и воскресают души, работающие греху, т.е. начинают еще более грешить, совращая в грех и других.

ВРАЗУМЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ СНЫ

Вразумление грешников через сны

Один афонский монах рассказывал оптинскому Старцу следующее:

В молодости я был очень богат и вел самый веселый образ жизни. Счастье мне всюду улыбалось. К зрелым годам я сделался очень крупным фабрикантом, доходы свои считал миллионами. Обладая отличным здоровьем, я никогда не задумывался над жизнью, воздаяние за гробом казалось мне басней. Однажды, после обеда, я заснул в своем кабинете. Вдруг вижу ясно, как наяву, светлого ангела, который, взяв меня за руку, сказал: "Пойдем, я покажу тебе место, которое будет твоим вечным жилищем". Я в страхе последовал за ангелом. Мы очутились с ним в какой-то необитаемой мрачной стране. Посреди ее возвышалась конусообразная гора, из которой вырывались клубы дыма, а из недр той горы слышны были вопли.

— Вот, - сказал мне ангел, - то место, в которое ты переселишься после смерти, если будешь жить, как теперь живешь. Господь повелел открыть тебе это.

Ангел стал невидим, и я проснулся. Встав, я воздал благодарение Богу, давшему мне время на покаяние. После этого я поспешил справить скорее свои дела. Жене оставил больше миллиона денег, столько же детям, а сам удалился на св. Афонскую гору.

Игумен сначала не хотел меня брать, видя меня в зрелых летах и неспособным к труду, но я пожертвовал на монастырь миллион, и меня взяли. В настоящее время сподобился схимнического чина и с Божией помощью надеюсь избежать того места мучения.

Утешения через сны

Раз вижу, что стою в великолепном храме. Царские двери открыты, служат Пасхальное богослужение. На амвоне стоит диакон из одной Казанской церкви. Говорит он песню Пасхального канона, а хор вторит ему. Особенно запечатлелись в уме моем последние слова: "Совершен речеся". Удивительно пел хор. Я никогда в жизни не слышал такого пения: казалось, что звучал каждый атом воздуха. Пение это умиляло и приводило в неописуемый восторг. Теперь уже я, грешный, таких снов не вижу, не дает Господь такого утешения: иди так на жизненном пути, а хотелось бы еще хоть раз пережить те восторги. Помню, долго я был под впечатлением сна. Старался припомнить каждую его подробность. Думалось мне еще, отчего это в небесном храме я видел нашего диакона. Стал о нем расспрашивать знающих его людей. Сначала получал неудовлетворительные ответы: бас у него, говорят, отличный. Что бас, ради него в рай не попадешь. Потом узнал я, что он тайный подвижник.

Предостережения от непоправимого поступка через сны

Интересный случай, происшедший всего несколько лет тому назад. В некоей Пустыни один послушник решился выйти из монастыря. Накануне собрал он свои вещи и пригласил несколько послушников прийти к нему на другой день прощаться. Обещал напоить чайком, а, может быть, и водочкой. На следующий день пришли гости и удивились. Все вещи опять были разложены, а инок сидел на лавке, вовсе, по-видимому, не собираясь уходить.

— Где угощение? Где самовар?

— Самовар стоит на полке, - был ответ. - Впрочем, если хотите, я его, пожалуй, поставлю.

— Т.е. как это, если хотите? Ведь ты же нас собирался угостить на прощанье!

— Да я, братие, никуда не ухожу. Господь вразумил меня.

И инок рассказал о своем сновидении. Он удостоился видеть обитель, уготованную инокам; по красоте своей она была несравненно лучше обители для мирских людей. Этот рассказ произвел на всех сильное впечатление. Передали Игумену, тот архиерею. Архиерей признал сон духовным. Он был напечатан отдельной книжечкой.

Вдова рассказала мне следующее:

— Несколько лет тому назад, когда я только что лишилась мужа, я тосковала безмерно. Жизнь потеряла для меня всякую привлекательность. Мысль о самоубийстве все чаще приходила на ум. Никогда не забуду я канун Пасхи того печального для меня года. Заботами мамы все у нас было приготовлено к празднику, квартира наша приняла праздничный вид, только на душе у меня не было Пасхи, там было полное и мрачное отчаяние. Мама, зная мое тяжелое состояние, почти не оставляла меня одну, и для приведения в исполнение моего замысла о самоубийстве я решила воспользоваться пасхальной ночью. Мама всегда ходила к заутрене, следовательно, кроме моей маленькой дочери, никого не будет, и мне не помешают. Я сказала маме, что к заутрене я не пойду, т.к. у меня болит голова.

— Да ты ляг, отдохни, - уговаривала мать, - может быть, и поправится твоя голова, тогда в церковь вместе пойдем.

Чтобы не разговаривать с матерью, я легла и незаметно уснула. Вдруг вижу страшный сон. Стою я около какого-то мрачного подземелья; вдали виднеются клубы пламени, а из глубины подземелья обгорелая, страшная, с веревкой на шее бежит ко мне моя подруга по институту.

— Оля, Оля, что с тобой? - воскликнула я.

— Несчастная, и ты хочешь прийти сюда! - кричит она мне.

И вдруг громко и отчетливо раздается благовест большого колокола. Я открыла глаза, полная страха и ужаса, и, увидев свою комнату, обрадовалась, что я не в подземелье. В это время в комнату вошла мама.

— Ну что, проснулась, дорогая моя? Как твоя голова?

— Голова моя прошла, я пойду с тобою в церковь, мама. - Она обрадовалась.

— Ну вот, слава Тебе, Господи! А то я уже загрустила, как это ты без утрени останешься.

После службы, когда мы с мамой похристосовались, разговелись, я рассказала ей все. С трудом мы отыскали адрес Олиного дяди, проживавшего в Симбирске, и написали ему, спрашивая, где Оля. Он сообщил нам печальную повесть, что года уже два, как его племянница покончила с собой. Тогда мы обе поняли значение сна.

Господь вразумил рабу Свою через сон; вообще я не придаю значения снам, но иногда бывают сны особенные. Я знал одного человека, который видел сон про одну монахиню. Видел, он, будто пришла Игуменья, и сестры привели одну связанную монахиню и, открыв люк, стали ее туда спускать.

— Господи, куда-то ее спускают, - подумал он, а матушка велит опускать глубже, конец же веревки, которой связана монахиня, держит в своих руках. Проснулся он. Утром встретил одну старушку-монахиню из той обители и рассказал ей свой сон.

— Да какая же она на вид-то? - спросила монахиня.

— Белокурая, высокая с веснушками на лице.

— Да ведь сон-то твой в руку. Действительно, с такой монахиней случился грех, и Игуменья отослала ее на отдаленную монастырскую дачу.

Когда спросили батюшку Амвросия про падшую монахиню, он ответил:

— Она не погибнет, ведь матушка Игуменья веревку-то из рук не выпустила, значит, спасется.

в век прогресса и научного знания утверждал, что неверующих людей не существует?

О вере

Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто «образование», а в особенности «научное образование», несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много «знает», и, «самое существенное», он уже «понял»; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены; во что же ему еще «верить»? Сущность современной культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое... Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни; что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него.

Мы все считаем «истиною» таблицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, географические данные, установленные исторические факты, законы логики; мы совершенно уверены в том, что они верны, что мы спокойно можем пользоваться этими истинами и применять их в жизни. Но о вере здесь нет еще и речи... «Верить» – это гораздо больше, чем «признавать за истину». Есть холодные истины, к которым мы и относимся холодно; мы устанавливаем их и пользуемся ими равнодушно или, самое большее, с некоторым «уважительным интересом». Они дают нам известную уверенность, но только во второстепенных делах, не в главных и важнейших вопросах нашей жизни. Они светят нам наподобие уличных фонарей, без которых нам было бы и неудобно, и неуютно; но душу нашу они не согревают и не воспламеняют. Тысячу раз мы пройдем мимо них или примем их во внимание без того, чтобы могучие и творческие источники нашей души пришли в движение; напротив – там все остается безразличным, молчаливым и неотзывчивым. Кто из нас начнет «верить» – в классификацию химических элементов, открытую Менделеевым, в таблицу логарифмов, в хронологический обзор событий XIX века, в горную карту Европы или Азии? И даже тот из нас, кто усомнится в этих «законах» или «истинах» и начнет критиковать их или опровергать, – поколеблется не в вере, а только в познавательной уверенности.

О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека; где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь.

Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, и как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, так и вера твоя.

И вот, сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки.

Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей вере по расчету и «продавать» ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно – жить без веры.

Кто однажды поймет и продумает это, тот перестанет делить людей – на живущих «с верой» и живущих «без веры». Верят все: и тепло-прохладный «свободомыслящий», и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства... И чем решительнее эти «враги веры» нападают, чем ожесточеннее их преследование и воздвигаемые ими гонения, тем яснее они обнаруживают, что у них есть в виду нечто такое, что они считают «главнейшим» и «важнейшим». Они считают себя «неверами»? Они объявляют себя «безбожниками»? Пусть. Они не входят ни в какую церковную общину, кроме своей собственной общины, которую они не хотят называть «церковью» (обозначая ее как «партию», или как «орден», или как «международное общество»)... Да, они не верят в Бога; но это означает, что они верят не в Бога, а во что-то иное. Они критикуют или поносят веру вообще... Этим они, как настоящие фанатики своей веры, объявляют, что они признают только свою веру обоснованной, единственно верной и единственно допустимой; все же остальные веры и исповедания они относят к «глупым предрассудкам» или «вредным суевериям». Но во что же верят те люди, которые верят не в Бога и потому считают себя «неверами» вообще или «безбожниками»? Они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния.

Большинство верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ними связано; это для них – важнейшее в жизни; это их цель; этому они служат, ради этого они жертвуют всем остальным; здесь у них критерий, по которому они отличают «хорошее» от «дурного»; здесь их «сокровище» и сердце. Есть такие люди, которые признают и выговаривают это открыто: «Я хочу земного счастья, наслаждения и спокойствия, ибо это главное в жизни» (гедонизм); «я ищу в жизни денег и власти» (мамонизм); «главное в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели одинаковые права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно счастливыми» (социализм); «все дело в том, чтобы дерзновенно завладеть земными благами и безоглядно наслаждаться ими» (большевизм); «главное в том, чтобы дать массам земные блага и удобства, а для этого надо у всех все отнять (всеобщая пролетаризация) и всех подчинить монопольному работодателю (всеобщее хозяйственное и политическое порабощение, коммунизм)» и т.д. Иные ссылаются на свое неотъемлемое право – оставаться «безразличными», и на свою обязанность – относиться терпимо ко всякому чужому верованию; иные же отступают в сферу проблематического «свободомыслия»... В известном смысле они правы: верить можно только искренно и свободно, а свобода требует веротерпимости; нельзя принудить человека к той или иной вере; и никто не обязан рассказывать другим людям вслух, во что именно и как именно он верит... Но видимое «безразличие» и явное умолчание, действительная скромность и насмешливая мистификация – не освобождают человека от неизбежности верить.Нельзя человеку не иметь определенной жизненной цели и жизненной ценности, в которые он верит и которым он служит.

Если бы удалось однажды пронизать все человеческие сердца без исключения таинственным лучом света так, чтобы у всех выступила и въяве обнаружилась главная ценность жизни, составляющая предмет веры, то очень возможно, что все мы просто ужаснулись бы... Потому что, вероятно, оказалось бы, что большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага, ни спасения, но что прямо ведет их к погибели. Люди живут и верят очень часто в слепоте и беспомощности, и не знают, и не догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не предоставлять ей расти наподобие полевой травы. И вследствие этого люди очень часто верят, т.е. прилепляются не только своим «правдоподобным» мнением, а сердцем, волею и делами, служением и жертвенностью к таким жизненным содержаниям, служить которым и идти на жертвы ради которых поистине нет никакого смысла...

За окнами сентябрь, наступила самая настоящая осенняя погода, а гостей библиотеки Крылова встречали теплом и уютом, чашкой чая, в лучших семейных традициях.

Члены объединения «Встреча» встретились после долгого летнего перерыва, поэтому еще до начала мероприятия, активно общались, делились впечатлениями, знакомились с книжной выставкой «Семья разумная – семья читающая».

Цель выставки – представить книги, рассказывающие об образцах добрых детско-родительских и супружеских отношениях. Эта же цель и у Всероссийской кино акции «Вера, надежда, любовь в российских семьях» в рамках которой мы и проводили литературное ревю «Любовь не может жить без Веры, как и Надежда без любви!»



Проходит акция 30 сентября, в день памяти святых сестер Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В чем состоял их подвиг? Когда и где они его совершили? Каковы традиции празднования этого дня? С помощью красочной электронной презентации мы ответили на эти вопросы, рассказали о знаменитых женщинах, носивших эти имена: Софье Ковалевской, Вере Мухиной, Надежде Дуровой и Любови Шевцовой.

Продолжили вселенские бабьи именины, а именно так на Руси называли этот праздник, песнями, играми, конкурсами… Вы знаете, почему он так назывался?



Бабьими потому, что день ангела одновременно справляют женщины сразу четырех имён. Вселенскими – потому что эти имена были очень популярны на Руси, чуть ли не каждая вторая была названа в честь одной их этих святых, поэтому, когда справлялись именины, «гудели» всей деревней.

Это может показаться странным, но на Руси с вселенскими бабьими именинами поздравляли всех женщин без исключения, не только тех, кто носил имена Веры, Надежды, Любови и Софии. Можно сказать, это был этакий средневековый Международный женский день!

Все испытания наши хозяюшки выдержали с честью: развешивали белье с завязанными глазами, закатывали банки. Но прежде чем закатать, нужно было на глаз определить диаметр и вырезать из бумаги крышку точно по горлышку банки! Разгадывали загадки о крестьянском быте, вспоминали песни, литературных героинь с этими именами. Всех участников награждали сибирскими яблоками.

Произвела фурор скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», которая пришла поздравить женщин с бабьими именинами!

«Праздник удался», — это мнение всех собравшихся. Поступило предложение: «Давайте отмечать его каждый год. Пусть будет два женских дня в году»!

Поздравляем Вас, милые женщины, с наступающими вселенскими бабьими именинами! Празднуйте их 30 сентября. Пусть сила Вашей веры укрепляется с каждым днем, сила надежды никогда не ослабевает, а сила любви поможет преодолеть все препятствия!

Вера Косолапова, заведующий библиотекой им. И. А. Крылова