Односоставные неопределенно личные предложения. Неопределенно-личное предложение: примеры и признаки
17. Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.
В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.
Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).
Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.
Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат ; На экзамене мне поставили пять .
Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.
В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения : Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).
При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.
18. Обобщённо-личные предложения.
Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени (реже - другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно.
Семантической особенностью глагольных форм в данных предложениях является обозначение вневременности.
Обычным способом выражения главного члена в обобщенно-личных предложениях является глагол в форме 2-го л. ед.ч. наст. и будущ. времени. Именно эта форма имеет в русском языке в качестве распространенного значения обобщенно-личное, расширительное значение: Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).
Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го л. мн.ч. изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.); Снявши голову, по волосам не плачут (посл.). Такие предложения совмещают в себе значение обобщения и неопределенности действующего лица, их иногда и называют неопределенно-обобщенными.
Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи - век учись (посл.).
Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь .
Хотя основная стилистическая сфера употребления обобщенно-личных предложений - это разговорная речь и язык художественной литературы, все-таки их некоторые разновидности, в частности с глаголом в форме третьего лица множественного числа, используются в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия. Например; Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой «змейкой»; По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты. Ср. использование той же формы выражения мысли в художественном тексте: Наверно, для того и ставят памятники знатным людям, чтоб удлинить память о них, и это дело удлинения памяти сверхблизкими поколениями есть особо большое общественное дело (Пришв.).
Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес . Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.
§1. Общие данные
Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.
Односоставные предложения делятся на две группы:
- с главным членом - подлежащим
- с главным членом - сказуемым
Последние делятся на четыре типа.
Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:
- назывные
- определённо-личные
- неопределённо-личные
- обобщённо-личные
- безличные
Каждый тип рассматривается ниже особо.
§2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим
Назывные предложения
- это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:
Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая!
Что за красота!
Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!
Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:
Синее небо над головой.
Синее море у ног.
У окна маленький стол, покрытый скатертью.
Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:
- существительные в И.п.: Жара!
- местоимения в И.п.: Вот и они!
- числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.
§3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым
Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.
Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым
1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения
1. Определённо-личные предложения
Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:
Люблю встречи с друзьями.
действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.
Давай созвонимся завтра!
побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)
Как живёте?
действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.
В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:
Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?
В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:
Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.
Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.
2. Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.
неизвестно, не определено, кем производится действие
По телевизору сообщили, что…
не определено, кем произведено действие
Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.
3. Обобщённо-личные предложения
Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:
В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.
Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)
Цыплят по осени считают.
Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.
В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.
Примечание:
Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
(рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)
Цыплят по осени считают.
(рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)
В чём основание для разных интерпретаций?
Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).
4. Безличные предложения
Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:
Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.
Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:
1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть
не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:
- прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
- будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.
5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!
Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?
Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?
Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?
- неполные
- назывные
Каким является предложение: Что за чушь! ?
- назывное
- определённо-личное
- безличное
Каким является предложение: Берегите природу! ?
- определённо-личное
- неопределённо-личное
- безличное
Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?
- неопределённо-личное
- обобщённо-личное
- определённо-личное
Каким является предложение: Меня знобит. ?
- назывное
- безличное
- определённо-личное
Каким является предложение: Светает. ?
- безличное
- неопределённо-личное
- обобщённо-личное
Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?
- определённо-личное
- неопределённо-личное
- безличное
Каким является предложение: Хотите чаю?
- определённо-личное
- неопределённо-личное
- безличное
Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.
Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .
Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.
Существует несколько видов односоставных предложений:
Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).
Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.
Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).
В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .
Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).
В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.
Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).
Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.
В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .
Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.
Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).
Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).
Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .
Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).
Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.
Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.
Безличные предложения
Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.
В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:
Например: Холодает / холодало / будет холодать .
2) личным глаголом в безличной форме:
Например: Темнеет .
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Например: Ветра не было / нет .
Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном
стало темнеть
.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль
/ было жаль расставаться
с друзьями
.
Пора собираться
в дорогу
.
Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль
старика
.
На улице. становилось свежо .
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
Например: В комнате было накурено .
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .
Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.
Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!
Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .
Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).
Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).
Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .
Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :
Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень
.
Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень
. (Сравните: Скоро наступит осень
.)
На улице дождь
. (Сравните: На улице идет дождь
.)
Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:
1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель
22 года. Синева
. Снег стаял.
2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница
.
3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек
! Ай да …! А уж характер
!
+ частицы ну, то, тоже мне, а еще.
В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)
4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье
. Только не смерть
. Если бы счастье
.
5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).
Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.
Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир»
.
Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )
Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва
. Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень
. Это время года я особенно люблю.
Главный член неопределенно-личных предложений выражается спрягаемой формой глагола множественного числа, в настоящем и будущем времени - формой третьего лица множественного числа. Основная структурная схема - Vf3pl. Другая, менее характерная форма - имя прилагательное во множественном числе в сочетании со связкой, структурная схема - cop Adj pl. Примеры: Вас просят к телефону, Победителя не судят. Здесь вас не поймут. В госпитале с ним были подчеркнуть услужливы. Синтаксическая семантика неопределенно-личных предложений - действие, состояние неопределенного субъекта. Неопределенность субъекта означает следующее: субъект в действительности существует, но говорящий представляет действие, не соотнося его с субъектом, происходит «отчуждение» действия от субъекта. При этом в реальной действительности субъект может быть вполне определенным. Например: Прощаясь, Ипполитов поцеловал ей руку. Впервые в жизни ей целовали руку. Второе предложение - неопределенно-личное, действие (известного) субъекта представлено в отвлечении от него. Внимание говорящего сосредоточено на действии, а не на его производителе, который становится неважным. Еще подобный пример: Она навстречу, как сурова! Его не видят , с ним ни слова (А.Пушкин. Евгений Онегин). Действие «не видят» имеет конкретный реальный субъект (Татьяна), но представлено в отвлечении от него.
Неопределенно-личное значение создается формой множественного числа, которая употребляется в особом грамматическом значении: не в прямом (действие нескольких субъектов), а в переносном (действие неопределенного субъекта). Ср.: Во дворе дети. Бегают, шумят. Второе предложение - двусоставное, имеющее неполную реализацию, подлежащее «дети», форма множественного числа глагола («шумят») употребляется в прямом значении. В коридоре шумят - неопределенно-личное предложение, субъект неважен, форма множественного числа глагола употребляется в переносном значении.
Парадигма неопределенно-личных предложений - полная: форма множественного числа есть в любом наклонении и времени. Ср.: В коридоре шумят. В коридоре шумели. В коридоре будут шуметь. Если бы в коридоре шумели… и т.д.
Значение неопределенного субъекта, как правило, поддерживается другими компонентами предложения - второстепенными членами, которые как бы восполняют отсутствие компонента со значением субъекта (подлежащего). В такой роли выделяется два основных типа второстепенных членов:
- 1) Второстепенный член с обстоятельственным локальным (пространственным) значением, косвенно указывающий на субъект. Например: На работе его не любили. Из дома не отвечают. Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели. Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели (А.Блок). В первом предложении обстоятельственный компонент «на работе» не только обозначает место ситуации, но и дает указание на субъект ситуации («на работе» - «те, кто с ним работал»). В последнем примере интересно сопоставить структуру и значение двух последних предложений. «Молчали желтые и синие» - предложение двусоставное, в котором подлежащие выражаются субстантивированными прилагательными в именительном падеже (грамматическая форма подлежащего). «В зеленых плакали и пели» - односоставное неопределенно-личное предложение с единственным главным членом в форме Vf pl, содержащее компонент «в зеленых» с пространственно-субъектным значением.
- 2) Второстепенный член со значением объекта, стоящий в начале предложения - в позиции отсутствующего подлежащего. Например: Эти ягоды не едят. Нефть нашли здесь еще в девятнадцатом веке. Аксинью выдали замуж семнадцати лет. В первом предложении компонент «эти ягоды» не подлежащее, а дополнение (форма винительного падежа). Но он поставлен в начало предложения как тема высказывания, ремой которого является главный член предложения «не едят».
Существуют неопределенно-личные предложения, употребляющиеся в нераспространенном виде - как готовые лексикализованные формулы: Звонят. Стучат. Стреляют. Нетрудно заметить, что главные члены выражены здесь глаголами, обозначающими воспринимаемыми человеком звуковые проявления. Ср. также неопределенно-личное значение главных частей сложноподчиненных предложениях изъяснительного типа: Говорят, что он уже приехал, Рассказывали, что, Считают, что. Главные члены - глаголы речемыслительной деятельности.
Класс: 8
Цели:
- познакомиться с типом односоставных предложений, неопределённо-личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
- научиться отличать неопределённо-личные от определенно-личных предложений.
ХОД УРОКА
1. Начало урока «Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
1) Словарная работа: эксперимент, экспериментировать.
– И мы с вами сегодня на уроке проведём как бы эксперимент, который называется: «отсроченная отгадка».
Доска : В чугунную доску били без устали.
Прочитайте предложение и скажите, понятно нам, кто били без устали? (Нет) . Правильно, действующее лицо здесь мыслится неопределённо, нечётко, неконкретно.
И я вам делаю «вызов» такой, что к концу урока вы должны:
1) понять, почему так названы предложения – неопределённо-личные;
2) цели урока.
2. Контрольно-подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам)
1. «Разминка»
1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными.
– Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений.
(Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.)
2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями).
Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.)
– Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему?
(Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).)
– Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.)
2. «Лови ошибку»
1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное.
Согласны? (Нет!) Почему?
2) Из этих предложений, записанных на доске:
Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. – Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему?
3. «Развиваем речь»
Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения.
1-я группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д.
2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы.
3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу.
3. Сотворчество (новый материал)
– На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы.
1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями
1) Ведут ко мне коня.
– Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое?
Доска : Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут).
2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено?
Доска : глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени.
– важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет) . В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные)
– Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными?
– Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §22) (можно пользоваться таблицей!).
В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое.
2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?»
1) – Устно работаем над упр. № 188 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения.
1-я группа – Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как...
2-я группа – Согласны, или нет
2-я группа – 3-я группа -----, 3-я группа – 1-я группа ----.
2) Письменно выполняем упр. №189 – самостоятельно, (сели на свои места)
4. Рефлексивный этап урока (осмысление результатов работы)
– Итак, подведем итоги нашей работы.
1) Возвращаемся к «отсроченной отгадке»
Доска : В чугунную доску били без устали. Теперь мы уже точно можем сказать, какое это предложение? (неопределённо личное)
– А сейчас, скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений? (таблица на доске) (в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица).
– Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)
1. Герасиму отвели под кухней коморку.
2. Изредка выводили медведей пред окна
барского дома.
3. Смелей дадим друг другу руки и вместе
двинемся вперёд.
4. Зимой свет зажигают рано.
5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то подарок.
2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание
– Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.
Можно начать так:
Доска :
- Из урока я понял (а), ....
- Мне стало ясно, что....
- Я познакомился (-лась) с
- Я узнал (а)....
3) Домашнее задание – упражнение № 190