Односоставные неопределенно личные предложения. Неопределенно-личное предложение: примеры и признаки

  • 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 17. Неопределённо-личные предложения

    Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

    В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

    Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

    Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

    Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат ; На экзамене мне поставили пять .

    Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.

    В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения : Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

    При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

    18. Обобщённо-личные предложения.

    Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени (реже - другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно.

    Семантической особенностью глагольных форм в данных предложениях является обозначение вневременности.

    Обычным способом выражения главного члена в обобщенно-личных предложениях является глагол в форме 2-го л. ед.ч. наст. и будущ. времени. Именно эта форма имеет в русском языке в качестве распространенного значения обобщенно-личное, расширительное значение: Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

    Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го л. мн.ч. изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.); Снявши голову, по волосам не плачут (посл.). Такие предложения совмещают в себе значение обобщения и неопределенности действующего лица, их иногда и называют неопределенно-обобщенными.

    Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи - век учись (посл.).

    Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь .

    Хотя основная стилистическая сфера употребления обобщенно-личных предложений - это разговорная речь и язык художественной литературы, все-таки их некоторые разновидности, в частности с глаголом в форме третьего лица множественного числа, используются в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия. Например; Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой «змейкой»; По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты. Ср. использование той же формы выражения мысли в художественном тексте: Наверно, для того и ставят памятники знатным людям, чтоб удлинить память о них, и это дело удлинения памяти сверхблизкими поколениями есть особо большое общественное дело (Пришв.).

    Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес . Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

    §1. Общие данные

    Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

    Односоставные предложения делятся на две группы:

    • с главным членом - подлежащим
    • с главным членом - сказуемым

    Последние делятся на четыре типа.

    Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:

    • назывные
    • определённо-личные
    • неопределённо-личные
    • обобщённо-личные
    • безличные

    Каждый тип рассматривается ниже особо.

    §2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

    Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
    В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:

    Ночь.
    Тишина.
    Ночь!
    Малина сладкая!
    Что за красота!

    Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!

    Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:

    Синее небо над головой.

    Синее море у ног.

    У окна маленький стол, покрытый скатертью.

    Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

    • существительные в И.п.: Жара!
    • местоимения в И.п.: Вот и они!
    • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

    §3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

    Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.

    Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым

    1. Определённо-личные предложения
    2. Неопределённо-личные предложения
    3. Обобщённо-личные предложения
    4. Безличные предложения

    1. Определённо-личные предложения

    Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

    Люблю встречи с друзьями.

    действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.

    Давай созвонимся завтра!

    побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

    Как живёте?

    действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.

    В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:

    Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?

    В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:

    Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.

    Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.

    2. Неопределённо-личные предложения

    Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

    неизвестно, не определено, кем производится действие

    По телевизору сообщили, что…

    не определено, кем произведено действие

    Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

    3. Обобщённо-личные предложения

    Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

    В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

    Любишь кататься, люби и саночки возить.
    На чужом несчастье своего счастья не построишь.

    Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)

    Цыплят по осени считают.

    Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.

    В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.

    Примечание:

    Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:

    Любишь кататься, люби и саночки возить.
    (рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

    Цыплят по осени считают.
    (рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

    В чём основание для разных интерпретаций?
    Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).

    4. Безличные предложения

    Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

    Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

    Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

    1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
    2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
    3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
    4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
    В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

    • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
    • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

    5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
    6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
    7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
    8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!

    Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

    Проба сил

    Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?

    2. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    3. Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

      • неполные
      • назывные
    4. Каким является предложение: Что за чушь! ?

      • назывное
      • определённо-личное
      • безличное
    5. Каким является предложение: Берегите природу! ?

      • определённо-личное
      • неопределённо-личное
      • безличное
    6. Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?

      • неопределённо-личное
      • обобщённо-личное
      • определённо-личное
    7. Каким является предложение: Меня знобит. ?

      • назывное
      • безличное
      • определённо-личное
    8. Каким является предложение: Светает. ?

      • безличное
      • неопределённо-личное
      • обобщённо-личное
    9. Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?

      • определённо-личное
      • неопределённо-личное
      • безличное
    10. Каким является предложение: Хотите чаю?

      • определённо-личное
      • неопределённо-личное
      • безличное

    Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

    Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

    Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

    Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

    Существует несколько видов односоставных предложений:

    Определенно-личные,
    неопределенно-личные,
    обобщенно-личные,
    безличные,
    назывные (номинативные).

    Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


    Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

    В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

    Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

    В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

    Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

    Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

    В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

    Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

    Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

    Обобщенно-личные предложения

    Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

    Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

    Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

    Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

    К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

    Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

    Безличные предложения

    Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

    В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

    Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

    1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

    Например: Холодает / холодало / будет холодать .

    2) личным глаголом в безличной форме:

    Например: Темнеет .

    3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

    Например: Ветра не было / нет .

    Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

    1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
    Например: За окном стало темнеть .

    2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
    Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
    Пора собираться в дорогу .

    Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

    1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
    Например: Было жаль старика .

    На улице. становилось свежо .

    2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

    Например: В комнате было накурено .

    Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

    Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

    Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

    Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

    Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

    Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

    Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

    Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

    В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

    Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

    Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
    Например: Поздняя осень .

    Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
    Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
    На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

    Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

    1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
    Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

    2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
    Например: Вот мельница .

    3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
    Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

    В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

    4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
    Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

    5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

    Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

    Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
    Например: «Война и мир» .

    Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

    Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
    Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

    Главный член неопределенно-личных предложений выражается спрягаемой формой глагола множественного числа, в настоящем и будущем времени - формой третьего лица множественного числа. Основная структурная схема - Vf3pl. Другая, менее характерная форма - имя прилагательное во множественном числе в сочетании со связкой, структурная схема - cop Adj pl. Примеры: Вас просят к телефону, Победителя не судят. Здесь вас не поймут. В госпитале с ним были подчеркнуть услужливы. Синтаксическая семантика неопределенно-личных предложений - действие, состояние неопределенного субъекта. Неопределенность субъекта означает следующее: субъект в действительности существует, но говорящий представляет действие, не соотнося его с субъектом, происходит «отчуждение» действия от субъекта. При этом в реальной действительности субъект может быть вполне определенным. Например: Прощаясь, Ипполитов поцеловал ей руку. Впервые в жизни ей целовали руку. Второе предложение - неопределенно-личное, действие (известного) субъекта представлено в отвлечении от него. Внимание говорящего сосредоточено на действии, а не на его производителе, который становится неважным. Еще подобный пример: Она навстречу, как сурова! Его не видят , с ним ни слова (А.Пушкин. Евгений Онегин). Действие «не видят» имеет конкретный реальный субъект (Татьяна), но представлено в отвлечении от него.

    Неопределенно-личное значение создается формой множественного числа, которая употребляется в особом грамматическом значении: не в прямом (действие нескольких субъектов), а в переносном (действие неопределенного субъекта). Ср.: Во дворе дети. Бегают, шумят. Второе предложение - двусоставное, имеющее неполную реализацию, подлежащее «дети», форма множественного числа глагола («шумят») употребляется в прямом значении. В коридоре шумят - неопределенно-личное предложение, субъект неважен, форма множественного числа глагола употребляется в переносном значении.

    Парадигма неопределенно-личных предложений - полная: форма множественного числа есть в любом наклонении и времени. Ср.: В коридоре шумят. В коридоре шумели. В коридоре будут шуметь. Если бы в коридоре шумели… и т.д.

    Значение неопределенного субъекта, как правило, поддерживается другими компонентами предложения - второстепенными членами, которые как бы восполняют отсутствие компонента со значением субъекта (подлежащего). В такой роли выделяется два основных типа второстепенных членов:

    • 1) Второстепенный член с обстоятельственным локальным (пространственным) значением, косвенно указывающий на субъект. Например: На работе его не любили. Из дома не отвечают. Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели. Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели (А.Блок). В первом предложении обстоятельственный компонент «на работе» не только обозначает место ситуации, но и дает указание на субъект ситуации («на работе» - «те, кто с ним работал»). В последнем примере интересно сопоставить структуру и значение двух последних предложений. «Молчали желтые и синие» - предложение двусоставное, в котором подлежащие выражаются субстантивированными прилагательными в именительном падеже (грамматическая форма подлежащего). «В зеленых плакали и пели» - односоставное неопределенно-личное предложение с единственным главным членом в форме Vf pl, содержащее компонент «в зеленых» с пространственно-субъектным значением.
    • 2) Второстепенный член со значением объекта, стоящий в начале предложения - в позиции отсутствующего подлежащего. Например: Эти ягоды не едят. Нефть нашли здесь еще в девятнадцатом веке. Аксинью выдали замуж семнадцати лет. В первом предложении компонент «эти ягоды» не подлежащее, а дополнение (форма винительного падежа). Но он поставлен в начало предложения как тема высказывания, ремой которого является главный член предложения «не едят».

    Существуют неопределенно-личные предложения, употребляющиеся в нераспространенном виде - как готовые лексикализованные формулы: Звонят. Стучат. Стреляют. Нетрудно заметить, что главные члены выражены здесь глаголами, обозначающими воспринимаемыми человеком звуковые проявления. Ср. также неопределенно-личное значение главных частей сложноподчиненных предложениях изъяснительного типа: Говорят, что он уже приехал, Рассказывали, что, Считают, что. Главные члены - глаголы речемыслительной деятельности.

    Класс: 8

    Цели:

    • познакомиться с типом односоставных предложений, неопределённо-личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
    • научиться отличать неопределённо-личные от определенно-личных предложений.

    ХОД УРОКА

    1. Начало урока «Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

    1) Словарная работа: эксперимент, экспериментировать.

    – И мы с вами сегодня на уроке проведём как бы эксперимент, который называется: «отсроченная отгадка».

    Доска : В чугунную доску били без устали.

    Прочитайте предложение и скажите, понятно нам, кто били без устали? (Нет) . Правильно, действующее лицо здесь мыслится неопределённо, нечётко, неконкретно.

    И я вам делаю «вызов» такой, что к концу урока вы должны:

    1) понять, почему так названы предложения – неопределённо-личные;

    2) цели урока.

    2. Контрольно-подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам)

    1. «Разминка»

    1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными.

    – Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений.

    (Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.)

    2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями).

    Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.)

    – Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему?

    (Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).)

    – Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.)

    2. «Лови ошибку»

    1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное.

    Согласны? (Нет!) Почему?

    2) Из этих предложений, записанных на доске:

    Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. – Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему?

    3. «Развиваем речь»

    Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения.

    1-я группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д.

    2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы.

    3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу.

    3. Сотворчество (новый материал)

    – На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы.

    1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями

    1) Ведут ко мне коня.

    – Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое?

    Доска : Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут).

    2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено?

    Доска : глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени.

    – важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет) . В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные)

    – Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными?

    – Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §22) (можно пользоваться таблицей!).

    В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое.

    2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?»

    1) – Устно работаем над упр. № 188 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения.

    1-я группа – Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как...

    2-я группа – Согласны, или нет

    2-я группа – 3-я группа -----, 3-я группа – 1-я группа ----.

    2) Письменно выполняем упр. №189 – самостоятельно, (сели на свои места)

    4. Рефлексивный этап урока (осмысление результатов работы)

    – Итак, подведем итоги нашей работы.

    1) Возвращаемся к «отсроченной отгадке»

    Доска : В чугунную доску били без устали. Теперь мы уже точно можем сказать, какое это предложение? (неопределённо личное)

    – А сейчас, скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений? (таблица на доске) (в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица).

    – Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)

    1. Герасиму отвели под кухней коморку.
    2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.
    3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.
    4. Зимой свет зажигают рано.
    5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

    2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание

    – Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.

    Можно начать так:

    Доска :

    • Из урока я понял (а), ....
    • Мне стало ясно, что....
    • Я познакомился (-лась) с
    • Я узнал (а)....

    3) Домашнее задание – упражнение № 190