Настольные игры для развития речи. Комплект «Артикуляционная гимнастика в картинках и стишках» для занятий с детьми

Все родители осведомлены о том, как важно развивать речь у ребенка. Но далеко не все знают, что заниматься развитием речи у детей можно непринужденно, с удовольствием, в буквальном смысле слова играючи. В этой статье мы расскажем родителями и педагогам о лучших настольных играх для развития речи у детей. В этих играх участники должны составить рассказ (сочинить увлекательную историю, сказку) с использованием случайно выбранных ими картинок. Либо надо объяснять слова (картинки) на карточках, не произнося при этом однокоренных слов. Задачка не из легких даже для взрослого. Еще один тип настольных игр на развитие речи, где игрокам предстоит по очереди становиться рассказчиками, придумывая ассоциации к одной из своих карт. Риторика, воображение, ораторское и актерское мастерство, вот тот скромный список навыков, которые развивают настольные игры, о которых мы вам расскажем.

1. Настольная игра "Экспромт (Speech)"

В настольной игре Экспромт (Speech) существует четыре варианты игры. Самый простой (и забавный!), когда каждый из участников рассказывает историю по случайным карточкам. В другом варианте возрастает элемент состязательности - ведь участники придумывают свой рассказ по одним и тем же карточкам. Настольная игра Экспромт прекрасно развивает не только связную речь, но также фантазию и воображение.

2. Настольная игра "Игросказ"

Эта игра похожа на предыдущую, только карточки в ней более сказочные.

3. Настольная игра "Жили-были"

В этой настольной игре участники должны вместе сочинять одну сказку. По очереди игроки тянут карточки с картинками из колоды, каждый участник должен придумать предложение с участием нарисованной на его карточке картинки. Но это еще не все! Каждый игрок начинает рассказывать сказку с самого начала, и только повторив в правильном порядке все уже сочиненные предложения, добавляет свое. Таким образом, сказка растет, как снежный ком, и с каждым новым ходом задача усложняется. Как видите, настольная игра Жили-были развивает не только речь, но также воображение и память.

4. Настольная игра "Активити" для малышей

В этой увлекательной игре участникам предстоит объяснять слова рисунком, словами или пантомимой. На карточках-заданиях не только написано требующее объяснения слово, но и нарисована соответствующая картинка.

5. Настольная игра "Тик Так Бумм"

В этой настольной игре участники по очереди должны придумывать слова-ассоциации к одной и той же выбранной карточке-картинке. Каждая карточка посвящена какой-то теме (аэропорт, парикмахерская, день рождения, рынок, цирк, почта, кухня..., всего 55 различных тем). Настольная игра Тик Так Бумм для детей была бы довольно обычной игрой в ассоциации, если бы не бомбочка, которая переходит из рук в руки вместе с ответом. Именно она делает игру по-настоящему динамичной и напряженной, тренирует способность быстро думать в экстремальной ситуации. Ведь если вы замешкаетесь, бомбочка «взорвется» именно в ваших руках, и вы получите штрафную карточку. Играя в настольную игру Тик Так Бумм, дети расширяют свой словарный запас, развивают реакцию и скорость мышления.

6. Настольная игра "Диксит"

"Диксит" - это прорыв в мире настольных игр, завоевавший огромное число наград и миллионы поклонников по всему миру! Каждый раунд один из игроков становится Рассказчиком и должен придумывать ассоциацию к одной из своих карт. Ассоциацией может быть что угодно – одно слово, целое предложение, строчка из песни или стихотворения, пантомима. Остальные участники выбирают одну из своих карт, больше всего подходящую под сказанное или показанное. Рассказчик перетасовывает карты и раскладывает их картинкой вверх. Теперь игроки должны догадаться, где исходная карта. Очки Рассказчик получает только в том случае, если догадается хотя бы один или несколько игроков, но, главное, чтобы не все. Т.к. в последнем случае это означает, что ассоциация была слишком очевидной.

7. Настольная игра "Имаджинариум Детство"

Это очень увлекательная игра в ассоциации, в которой нужно (как и в игре Диксит) загадывать и отгадывать иллюстрации.

Самые популярные задания




Словесные игры. С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в т.н. словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во...

Речь — это средство коммуникации, возможность для общения, без которого не может существовать человек. Умение сказать красиво и понятно, коротко и точно донести свою мысль, сформулировать вопрос или условия задачи — настолько полезные для любого из нас навыки, что это даже не обсуждается. Недаром в Древней Греции ораторское искусство считалось важным навыком для всякого образованного гражданина.

Как и любой навык, речь можно и нужно развивать у детей с самого раннего возраста. Упражнения и игры на развитие речи дают отличные результаты у дошкольников, готовя их к дальнейшей жизни, и позволяют родителям решить многие проблемы, не прибегая к услугам специалистов.

Самые лучшие развивающие речь игры — это, конечно же, настольные, живые. А самые замечательные из настольных игр, которые можно купить в нашем магазине, мы отобрали для вас в этой статье.

Игры на развитие речи для ребенка 3 — 4 лет

Фефекты фикции

Число игроков : от 1 до 9
Редчайший случай игры-тренажёра, да ещё и разработанной профессиональным логопедом, которая при этом отлично развлечёт даже самого озорного ребёнка. Ювелирно продуманные задания на карточках, бродилка с фишками и возможность в рамках игры попрыгать и поскакать, параллельно тренируя речь и избавляясь от пресловутых фефектов — такого вы ещё не встречали.

Простоквашино Азбука

Число игроков : от 2 до 4
Учим буквы вместе с любимыми героями детства. В игре нужно, кидая кубик, двигаться по доске к картинке на выпавшую вам букву («В» — значит Валенки!), получать карточку в награду — и искать следующие буквы и картинки. Для ребят постарше есть более сложные вариации, так что заскучать не получится.

Число игроков : от 1
Очередной чудесный сундучок, на сей раз — с алфавитом и, конечно, милыми картинками. Йети и йогурт — на Й, чиЖИк и еЖИ — на слог ЖИ, груППа и аППарат — ну, вы поняли. Уметь читать здесь не обязательно: малыш всегда может обсудить то, что увидел на картинке, с родителями.

Число игроков : от 4 до 7
Потрясающе красивая игра на ассоциации — теперь в детском варианте, исключающем странные или страшные для детей картинки. Нежные и неожиданные иллюстрации — это повод для неизменного восхищения и изысканная пища для ума.

Ответь за 5 секунд Детская

Число игроков : от 3 до 6
Назови два цветка? Два времени года? Три вида ветра? 354 карточки с 708 вопросами — половина попроще, половина посложнее, — обеспечат вам нескучный досуг не на один вечер даже с самым общительным ребёнком. А ещё в игре есть забавный булькающий таймер.

Крокодил ДетскоЛёгкий

Число игроков : от 3 до 16
Детское издание игры Крокодил в дорожной коробке. Покажи, нарисуй, объясни — маленьких знатоков ждёт 81 карточка с заданиями, а также 12 карт плюшек-ловушек для усложнения или упрощения, чтобы можно было облегчить игру своей команде или усложнить — соперникам.

Эрудит магнитный

Число игроков : от 2 до 4
С детства всем знакомая игра в новом красивом оформлении и, главное, на магнитах — так что теперь не придётся искать квадратики с буквами по всему полу. Цель, как и прежде — составлять максимально длинные слова из букв по горизонтали и вертикали.

Игры по развитию речи от 8 лет

Озадачник Родная речь

Число игроков : от 1
Вариация Эрудита, только на карточках и в стильной дорожной коробке, так что игру можно взять хоть в школу, хоть в офис. 150 карточек с трехбуквенными словами — сон, вар, кот, — становятся основой для более сложных слов, вроде СОНар, кВАзаР или КрОкеТ. Чем шире разбросаны буквы по второму слову, тем больше очков. Непростая, но замечательная игра на развитие речи и лексического запаса.

Языколом

Число игроков : от 1 до 8
Питер Пайпер пикд э пэк ов пиклд пепперз! Четыре вида карточек — География, Имена, Русские и Иностранные, — и множество возможностей сломать на них язык. Игра — прекрасный лингво-тренажёр, но будем честными: дети её любят не поэтому. Грозно гризли когти грызли! Ну, и Эйяфьядлайёкюдль, разумеется.

Элиас для всей семьи

Число игроков : от 3 до 8
Настолка действительно для всей семьи: для детей сделаны карточки попроще, а взрослым можно добавить дополнительные условия, вроде необходимости объяснять слова шёпотом. В остальном — это классический, любимый нами много лет Элиас с его разнообразием слов и способностью развлечь почти любую компанию.


Выбираете, какую игру купить для вашего чада? Позвоните нам, и консультант подскажет, что лучше взять!

Наталья Чижикова
Настольная игра как средство развития речи дошкольников

Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры . В данной работе хочу рассмотреть как игра , в частности настольная влияет на развитие речи детей .

Игра , несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника . Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка , развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Актуальность

ФГОС ДОв основных принципах ДО указывает на необходимость поддержки детской инициативы и самостоятельности в специфических, для данного возраста видах деятельности.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра .

В целевых ориентирах Образовательного стандарта выдвигаются требования к речевому развитию на этапе завершения дошкольного образования .

Таким образом, считаю актуальным изучение и проектирование настольных игр для развития речи у детей дошкольного возраста .

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения . Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики , так как речь возникает и развивается в процессе общения .

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста ?

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования : «Настольная игра как средство развития речи дошкольников ».

В ходе работы была обозначена следующая логика исследования.

Цель : Изучение и проектирование настольных игр для развития речи дошкольников .

Задачи :

1. Изучить возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста .

2. Подобрать и спроектировать настольные игры для детей дошкольного возраста , направленных на развитие речи .

4. Сделать выводы.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития . Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять» , вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка» . Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи . В дошкольный период дети овладевают связной речью. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела» ; «Я стану большим сильным дядей» ). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали : разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие : сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен : быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления .

Какие бывают настольные игры ?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми , настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят : вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?» ). Большой выбор настольно -печатных игр по самой различной тематике : классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей , по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п.

В процессе обучения детей в классе Раннего Эстетического Развития я использовала следующие настольные игры :

Чуковский К. И.: Тематический словарь в картинках : ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК : Тараканище. Федорино горе

Книга состоит из двух частей : 1) для детей – картинки с героями сказки, игровое поле, персонажи для театрализации; 2) для воспитателей и родителей – методические рекомендации, вопросы и задания, текст сказки. Предлагаемая книга из серии «Любимые герои сказок» предоставит юным читателям возможность не только услышать сказку Корнея Ивановича Чуковского «Айболит» , проследить за ее сюжетом, рассматривая яркие, красочные иллюстрации, но и порассуждать, оценить, например, поступки героев, сопоставляя их переживания со своими личными в похожих ситуациях. В пособии представлены интересные вопросы и задания для этого, в том числе рекомендации и материал из плотной бумаги для подготовки к кукольному спектаклю и изготовлению персонажей, игровое поле. Погружаясь в книгу, ребенок будет одновременно и слушателем, и собеседником, и соавтором, и рассказчиком, и артистом. Но главное - книга сказок научит его чтению - вдумчивому, неторопливому, осмысленному. Адресована воспитателям, педагогам, родителям, гувернерам для чтения детям. Книги серии «Любимые герои сказок» помогут возродить преемственность одной из замечательных русских традиций - семейного чтения.

Сказки на магнитах "Волк и семеро козлят"

Игра "Сказки на магнитах" помогает ребенку развить мелкую моторику рук , логическое и пространственное мышление, творческие способности, а также запомнить сюжет сказки «Волк и семеро козлят» . Перемещая фигурки на магнитной подложке можно попросить ребенка рассказать сказку. Одновременно ребенку можно задать множество вопросов по сюжету сказки. Такие упражнения в легкой игровой форме развивают речь и словарный запас малыша.

Развивающее лото "Скороговорки"

Развивающее лото "Скороговорки" предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Это увлекательный и познавательный для ребенка процесс, в результате которого он приобретает навыки совместного творчества. Ведь играя в лото , ребенок попадает в волшебный мир, который он создал своими руками.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

Игра для детей 5-7 лет , при помощи которой, ребёнок повторит русские народные пословицы, научится подбирать части пословиц, объяснять их смысл. Игра направлена на развитие связной речи , обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения.

Игровые карты, направленные на развитие речи детей .

Цель : активизация словаря.

В ходе игры дети заполняют карты в соответствии с заданиями.

Игра «Занимательная пирамида»

Цель игры :

Настольная дидактическая игра по развитию речи предназначена для повторения, закрепления знаний в образовательной области «Речевое развитие » , для детей дошкольного возраста . Может использоваться на занятиях по развитию речи , в самостоятельной игровой деятельности.

Задача :

1. Подготовка к обучению грамоте

2. Формирование грамматического строя речи

3. Активизация словаря

Описание игры :

1 вариант игры : В игре принимают участие все желающие. На столе располагаются предметные картинки, а также пирамида на каждом ряду нужно выложить картинки, отвечая на вопросы :

2)что у него есть?

4)что умеет делать?

5)противоположность.

2 вариант игры : «Придумай слово длиннее»

Ребенок выбирает любую картинку и изменяет слово так чтобы получилось два, три, а может и четыре слога. Придуманные детьми слова тщательно проговариваются, делятся на слоги и выстраиваются в пирамиду.

Цель игры

Создание условий для развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством настольной игры «Приключения домовенка Кузи и его друзей» .

роли, взятые на себя играющими

Герои сказки

игровые действия

Варианты игры :1) работа с картами; 2) работа на игровом поле.

игровое употребление предметов Карточки, игровое поле.

реальные отношения между играющими – правила игры Соблюдение правил игры.

Сюжет сказки. Характеристика героев.

Когда заканчивается игра ?

Варианты, возможности безграничны. Карты-пространство можно менять.

Расширение словарного запаса по темам : город, лес…

Опыт составления монологического описания, рассказа по заданной схеме (алгоритму) .

Опыт коммуникации, взаимодействию.

Опыт творческой деятельности (словестной) .

Опыт педагога : Создание ситуации поддержки детской инициативы в игровой, коммуникативной деятельности.

Итак, в структуру игры как процесса входят :

а) роли, взятые на себя играющими ;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими ;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Предлагаю выбрать одно из произведений русской детской литературы и спроектировать игру, заполнив таблицу :

Произведение :

Цель игры

Создание условий для …. через….

роли, взятые на себя играющими

игровые действия

игровое употребле-ние предметов

реальные отношения между играющими – правила игры

Когда заканчивается игра ?

Результат игры ….знания …. опыт)

В результате работы было выявлено :

1. Развитие у детей интереса к настольным речевым играм .

2. Совершенствование активной речи ребёнка .

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Совершенствование у детей звуковой культуры речи .

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает грамматический строй речи детей .

Игра развивает язык , а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка , коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Настольная игра развивает речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь , умение правильно выражать свои мысли.

Наиболее характерны для дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Таким образом, роль настольных игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в настольные игры , я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.

Список использованной литературы :

1. Горева Е. В. Дидактическая игра , как средство развития познавательного интереса у дошкольников . Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.

2. Гришвина А. В. Игры занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития . М.: Просвещение. 1988. 93с.

3. Гришвина А. В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития . М.: Просвещение, 1988. С. 4.

4. Горева Е. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников . Сборники конференций «Социосфера» . № 14. 2012, С. 202.

При оформлении были использованы фотографии с Игротек Игроведа и фотографии, присланные на конкурсы: Игротека в Тики и Летняя фотография с настольной игрой .

Какой родитель не мечтает вырастить всесторонне развитого ребёнка? Но, в то же время, никому из нас не хочется лишать детей возможности просто поиграть. Делу время, потехе час, учит нас народная мудрость. А психологи в один голос утверждают, что лучше всего дети обучаются во время игры. Вот только где найти время и на обучение, и на игры?

Гениальное решение проблемы – настольные игры! Вы просто открываете коробку, изучаете правила, раскладываете поле, карточки, фишки… и начинается волшебство. Дети с увлечённостью, достойной подражания, осваивают логику, риторику, счёт, развивают пространственное воображение, коммуникативные и сенсорные навыки, тренируют память и глазомер, попутно развивая как мелкую, так и крупную моторику.

Мы можем предложить большой выбор игр, которые помогут вашим детям вырасти гармонично развитыми личностями. Но как разобраться во всём многообразии нашего ассортимента? Что ж, давайте посмотрим, чем каждая из игр может быть полезна.

Очень важное умение – умение играть по правилам!

Развитие речи и воображения

Внимательность и реакция

Координация движений, мелкая моторика

Координация движений, крупная моторика

Пространственное воображение

Час Пик .

Настольные игры-головоломки Thinkfun: Кирпичики .

Настольные игры-головоломки Thinkfun: Лягушки-непоседы .

Настольные игры-головоломки Thinkfun: Сафари в Африке .

Настольные игры-головоломки Thinkfun: Кубическая головоломка .

Настольные игры-головоломки Thinkfun: Шоколадный набор .

Настольные игры-головоломки Thinkfun: Переправа для малышей .

Не менее интересные и качественные головоломки Bondibon (от 4-7 лет) - они отлично тренируют внимательность, пространственное и логическое мышление, навыки комбинирования, развивают память и мелкую моторику рук. При этом они очень ярко, привлекательно оформлены и приспособлены для того, чтобы брать их в поездки.