Книжники кто такие. Кем были саддукеи и фарисеи? Особенности учения и политики фарисеев

Что такое саддукеи, а также фарисеи, с которыми их часто связывают? Во всех четырех Евангелиях нередко упоминаются и первые, и вторые, с ними Иисус Христос находился в противоречии по вопросам богословия. Это две религиозных секты в Израиле, также борющихся друг с другом. В нашей статье мы подробно поговорим о том, кто такие фарисеи, саддукеи и книжники.

Характеристика саддукеев

Рассматривая вопрос о том, кто такие фарисеи и саддукеи в Библии, сначала дадим характеристики каждому из этих религиозных направлений. А позже мы сравним их друг с другом. Начнем с саддукеев. Кто это? Кратко их можно описать следующим образом.

Во времена Иисуса Христа саддукеи представляли собой аристократическую ветвь племени Левитов. Им было присуще стремление к богатству и к влиятельным позициям в обществе. Их представители нередко занимали должности первосвященников, а также заседали в Синедрионе - верховном совете, имея там большинство мест.

Вплоть до середины II века до нашей эры все высшие должности священников замещались представителями потомков Садока, который, как сказано в книге Царств, являлся первосвященником при царе Соломоне. Существует мнение, что значение слова «саддукеи», которым обозначается священническая аристократия новозаветных времен, как раз и связано с именем это династии, происходящей от Садока.

Саддукеи и народ

В то время территория Израиля полностью контролировалась римлянами, и саддукеи пытались жить с ними в мире, поддерживая их решения. У окружающих создавалось впечатление, что они в большей степени занимались политикой, чем делами религии.

Так как они были классом богачей и не имели конфликтов с Римом, их жизнь была мало связана с простыми людьми, они находились вне круга интересов саддукеев. Поэтому со стороны народа они, мягко говоря, не чувствовали расположения. В этом было одно из отличий саддукеев и фарисеев. Вторые пользовались значительно большей популярностью у народных масс.

Многие из историков показывают священническую аристократию Иерусалима как коррумпированную и потерявшую всякое уважение в народе. Но нельзя не сказать и о других мнениях, согласно которым, такая картина является верной лишь частично. На самом деле, для множества евреев фигура первосвященника не потеряла своего значения. В отсутствие царя из рода Давида считалось, что Бог послал первосвященника, чтобы тот стал во главе народа.

Суровость саддукеев

В религиозном отношении саддукеи - это секта, которая не признавала устного предания святых отцов, то есть тех правил, которые не были изложены в письменных источниках и, в первую очередь, в Торе. Для фарисеев же оно, напротив, имело очень большое значение. Подробнее мы разберем этот вопрос ниже.

Как писал еврейский историк I века Иосиф Флавий, суд саддукеев был очень суровым. Он говорил, что они отличались особой жестокостью в вынесении приговоров. Свидетельством является рассказ о том, как принадлежащий к саддукеям первосвященник Анан обрек Иакова (брата Иисуса Христа) на мученическую смерть. Около 62 года иудеи сбросили Иакова с крыла храма в Иерусалиме и побили камнями.

Другое свидетельство содержится в Новом Завете, где повествуется о том, что именно саддукеи распяли Иисуса Христа. К такому выводу исследователи приходят исходя из того факта, что решение о его казни принимал Синедрион, в то время как раз саддукеями и руководимый.

Фарисеи - значит «отдаленные»

Фарисеи и саддукеи отличались, в частности, тем, что первые были не аристократами, а средним предпринимательским классом. Поэтому их общение с обычными людьми было более тесным, и народ относился к ним более лояльно. Несмотря на то что в Синедрионе у них было меньшинство, по мнению историков, их влияние на принятие решений можно определить, как весьма существенное.

Фарисеи не имели связи с Храмом, то есть с официальной иерусалимской иерархией. Как считают исследователи, в основном они были небогатыми землевладельцами или торговцами. Но некоторые из них полностью посвящали свою жизнь изучению Закона и его толкованию.

Название религиозной секты «фарисеи» берет начало в еврейском «перушим» или арамейском «перишайя». В обоих случаях значение этого слова - «отделенные». Здесь подразумевается отделение от грешных и людей, не отличающихся благочестием.

Соблюдай день субботний

В принципе, фарисеи полностью не исключали себя из жизни всех остальных евреев, не порывали отношений с Иерусалимским Храмом. Однако они считали, что народ недостаточно скрупулезно соблюдает религиозные предписания, делая это нерадиво и очень приблизительно.

Отличительной особенностью фарисеев было стремление к детальному уточнению предписаний Ветхого Завета, которые были изложены довольно расплывчато, и к их неукоснительному соблюдению. Вместе с тем, огромная роль ими отводилась «преданиям старцев». Вследствие этого нормы, которые утвердились в иудаизме в начале нашей эры, были гораздо более строгими и детальными, чем те, что предписаны Пятикнижием.

Так, например, Моисеев закон дает прямой запрет на работу в день субботний, требуя отдавать его Господу Богу. При этом слово «работа» понимается весьма расширительно. Запрещено, например, всякое зажигание огня, запись больше чем всего одной буквы, передвижение больше чем на определенное число шагов. Таким же подробным образом регламентируются все стороны человеческой жизни - отношения между супругами, процесс и время приготовления пищи.

Таким образом, в отношении религии фарисеи считали, что письменное слово вдохновлено Богом, но в то же время они давали равные права и устным преданиям, настаивая на их происхождении от Моисея. Со временем они присоединяли предания к Слову Божьему и строго следовали правилам из обоих этих источников.

Мнение Иосифа Флавия и апостола Павла

Писал в «Иудейских древностях», что отличительная особенность секты саддукеев и их учения от учения фарисеев состоит в том, что фарисеями было передано народу множество законоположений, основанных на древних преданиях, не входящих в состав законодательства Моисея. Саддукеи же полностью отвергают эти наслоения и требуют соблюдения только исключительно писаных законов, отнимая у устного предания всякое значение. В связи с этим между фарисеями и саддукеями возникало много разногласий и споров.

В «Деяниях» апостола Павла дана характеристика учению фарисеев как «строжайшему в нашем вероисповедании». Будучи приверженцами ритуальной чистоты, они не желали садиться за стол не только вместе с иноземцами и иноверцами, но также и с прочими евреями, если они считали, что последние осквернены грехом или же недостаточно тщательно выполняют бытовые религиозные предписания. Фарисеи тщательно соблюдали пост, молились подолгу, соблюдали день субботний, строго следовали предписаниям о десятине, полагающейся Храму.

Убеждения саддукеев, противоречащие Писанию

Как уже было сказано выше, в религиозном плане саддукеи - это представители более консервативной ветви единого доктринально направления иудаизма. Они блюли авторитет письменного Слова Божия, отрицая устные источники. Но в то же время в их убеждениях наблюдаются явные противоречия Священному Писанию, заключающиеся в том, что саддукеи:

  1. Являлись весьма самодостаточными, вплоть до того, что отрицали присутствие и участие Бога в повседневном существовании.
  2. Отрицали учение о воскрешении после смерти.
  3. Не верили в жизнь за гробом, а считали, что души умирают вместе с телом. Из этого следовало, что ни наказания, ни награды после жизни на земле быть не может.
  4. Не соглашались с существованием духовного мира с ангелами и демонами.

Однако то, что в большей мере, чем религия интересовало саддукеев - это политика. Поэтому и Иисус Христос был им сначала безразличен. Но затем, как сказано в Библии, саддукеи испугались, решив, что существует опасность привлечения к нему внимания римлян. И в этот момент они объединились с фарисеями, вступив с ними в сговор с целью придания смерти Иисуса. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Так как саддукеи - это партия, которая существовала за счет священнических и политических связей, она исчезла после того, как римляне разрушили Иерусалимский Храм.

Во что верили фарисеи?

В противоположность саддукеям фарисеи верили в то, что:

  1. Все вещи вокруг подлежат контролю Всевышнего, но при этом те решения, что принимаются человеком, определенным образом влияют на ход его жизни.
  2. Со смертью человека душа его не умирает, и он воскресает из мертвых.
  3. Существует загробная жизнь, которая зависит от того, что конкретный человек заслужил при жизни - награду или наказание.
  4. Наряду с людьми в мире существуют как светлые ангелы, так и темные - демоны.

Как уже было сказано выше, после разрушения Иерусалима саддукеи прекратили свое существование, в то время, как фарисеи, больше сконцентрированные на религии, продолжали существовать. Фарисеи были против восстания, приведшего в 70-м году нашей эры к разрушению Иерусалима. Они были в числе первых, кто после этого заключил мир с римлянами. Фарисеям принадлежит заслуга в составлении Мишны - очень важного документа, который описывает дальнейшее, после разрушения Храма, существование иудаизма.

Кто такие книжники?

Наряду с фарисеями и саддукеями в Новом Завете Иисус Христос часто обращается с критикой к книжникам. Как правило, он начинает свои обличения с фразы: «Горе вам, фарисеи и книжники, лицемеры». Кто такие эти самые книжники?

Книжники - это специальность, практиковавшаяся среди евреев, предполагавшая написание свитков Торы и других религиозных источников. Еще их называли соферами, или сойферами. По-русски это и есть книжники.

Манускрипты писались ими с помощью особого квадратного письма - ассирийского шрифта, которым написаны Скрижали Завета. Эта специальность требовала выработки специальной техники, знания законов начертания букв, необычайной сосредоточенности.

Кроме этого, книжник должен быть человеком богобоязненным, честным и неукоснительно выполнять заповеди Торы. Они составляли ученую корпорацию и стали первыми из толкователей Священного Писания. Жили соферы в городе Иваисе и в основном были выходцами из колена Левия.

Некоторые авторы, например, такие, как Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин, выделяли книжников в отдельную иудейскую еретическую секту. Однако на сегодняшний день такое выделение считается неверным, так как книжники вполне могли быть и фарисеями, и саддукеями. Поэтому слова Иисуса Христа, касающиеся книжников, нужно рассматривать в переносном значении - как людей, формально относящихся к вере.

Фарисеи, Иисус Христос, саддукеи

Как сказано в Евангелиях, у Сына Божия было много претензий к обоим религиозным сектам. Он был не согласен ни с тем, что саддукеи отрицали те положения Священного Писания, о которых сказано выше, ни с тем, что фарисеи придавали равные права устному преданию, что запрещено Библией.

А также он выступал против чрезмерного формализма, присущего учению фарисеев, так как отношения человека с Богом не должны сводиться лишь к бездумному выполнению ритуалов и следованию строгому списку правил. Как сказано в Новом Завете, Иисус также не был популярен как среди первосвященников, так и среди большинства саддукеев и фарисеев. Он постоянно разоблачал лицемерное поведение и тех и других.

Один из основных противников Христа - это первосвященник Каиафа. Ведь, когда Спаситель выгнал из храма менял, он нанес большой материальный ущерб в том числе и лично Каиафе. Кроме того, первосвященник очень опасался того, что все возрастающая популярность проповедника из Назарета среди евреев в конце концов может привести к вторжению римлян. А это, в свою очередь, к потере им своего высокого положения.

Поэтому, собравшись вместе, фарисеи и саддукеи в лице первосвященников и прочих религиозных деятелей решили отдать его в руки Рима, чтобы совершить над ним суд и казнить.

Иисус и евреи

А как к этому отнесся весь еврейский народ, который нередко упрекают в том, что он является коллективным виновником распятия Иисуса Христа? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточникам. Так, в Евангелии от Матфея сказано, что толпа евреев, взывая к Понтию Пилату, требовала от него распятия Иисуса, при этом обвиняя последнего: «Кровь его лежит на нас и детях наших».

Следует ли из этого, что нужно сделать вывод о том, что все евреи, жившие в Иерусалиме в I веке, должны рассматриваться как убийцы Христовы? Не будем спешить с этим и приведем слова другого автора Евангелия, Иоанна, который свидетельствует о необычайной популярности Христа среди этого народа. Особенно это касается Галилеи, которой он посвятил больший период времени своего служения.

Опять же в Евангелии от Матфея указано, что всего лишь за 5 дней до того, как Иисуса арестовали и казнили, его, въезжающего в Иерусалим, толпа евреев приветствовала как Мессию. Так кому же была нужна смерть Христа? Матфей замечает, что именно «первосвященники и старейшины» явились подстрекателями лишь небольшой кучки евреев.

Что же касается народа, то он стал молчаливым свидетелем, по сути, одобрившим преступление своих вождей, истинных виновников кровопролития. Именно за эту проявленную евреями терпимость к кровавым деяниям высокопоставленных представителей саддукеев и фарисеев ответственность за них и была возложена на весь народ.

В Новом Завете, в частности, синоптических евангелиях, фарисеи представлены как одержимые правилами и законами, тогда как Иисус больше озабочен Божьей любовью. Фарисеи презирают грешников, тогда как Иисус хочет их спасти. Новый Завет изображает фарисеев, как самодовольных последователей теологии поэтому слово «фарисейство» стало синонимом лицемерного и высокомерного отношения к другим людям тех кто ставит букву закона выше святого духа. Сегодня значение слова фарисейство — это религиозное лицемерие, честолюбивое самолюбование.

Евреи, как правило, находят это оскорбительным и считают, что такую трактовку слову «фарисейство» могут давать только антисемиты.

Кто такие фарисеи

Фарисей - значение слова происходит от древнегреческого Pharisaios (Φαρισαῖος), что означает «отделяться, разделяться».

Первое историческое упоминание о них и их убеждениях содержится в четырёх евангелиях и в Книге Деяний, в которых описывается их тщательное соблюдение интерпретации Торы, а также эсхатологические взгляды. Более позднее историческое упоминание можно найти у еврейско-римского историка Иосифа Флавия в описании «четырёх школ мысли» или «четырёх сект», в которых он разделил евреев в I веке н. э.

История

Изгнание евреев из древнего царства Иудеи в Вавилон Навуходоносором II, начиная с первой депортации в 597 году до н. э. и продолжающейся после падения Иерусалима и разрушения Храма в 587 году до нашей эры, привели к резким изменениям в еврейской культуре и религии. Во время 70-летнего изгнания в Вавилон еврейские собрания (известные на иврите как бис-кессион или на греческом как синагога) и молитвенные дома были основными местами для молитв.

В 539 году до н. э. персы захватили Вавилон, а в 537 году до н. э. Кир II Великий разрешил евреям вернуться в Иудею и восстановить храм. Однако это не значит, что он позволил восстановить иудейскую монархию. Без монархии усилилась власть священников и Храма в гражданской жизни. И примерно в это же время партия Саддукеи стала партией священников и союзных элит.

Тем не менее Второй Храм, который был завершён в 515 году до нашей эры, поднял вопросы о его легитимности. Это обеспечило условия для развития различных сект или «школ мысли», каждая из которых требовала исключительного права представлять «иудаизм» и обычно избегала общения с членами других сект.

За пределами Иудеи синагогу часто называли домом молитвы. Хотя большинство евреев не могли регулярно посещать службу Храма, они могли встретиться в синагоге на утренние, дневные и .

Сепаратистская партия возникла в основном из группы книжников и мудрецов. Фарисеи, среди других еврейских сект, были активны с середины II века до нашей эры до разрушения Храма в 70 году н. э. Одним из факторов, которые отличали их от других групп до разрушения Храма, была вера в то, что все евреи должны соблюдать законы чистоты веры. Однако главным отличием фарисейства было продолжение приверженности законам и традициям еврейского народа перед лицом ассимиляции. Как отметил Иосиф Флавий , они считались самыми точными экспертами еврейского права.

Фарисеи получили поддержку и добрую волю простых людей, в отличие от элитных саддукеев, связанных с господствующими классами. В то время как саддукеи были аристократическими монархистами, фарисеи были эклектичны, популярны и более демократичны. Фарисейская позиция иллюстрируется утверждением, что «кто, как не учёный имеет приоритет над невежественным Первосвященником».

Мудрецы талмуда видят прямую связь между собой и фарисеями , и историки обычно считают, что фарисейский иудаизм является прародителем раввинского иудаизма, являющимся нормативным, господствующим иудаизмом после разрушения Второго Храма, а все основные формы иудаизма сегодня считают себя наследниками раввинского иудаизма.

Фарисеи были в разное время политической партией, общественным движением и школой мысли на Святой Земле во времена Второго иерусалимского иудаизма. А это значит, что после разрушения Второго Храма фарисейские верования стали основополагающей, литургической и ритуальной основой для раввинского иудаизма.

По сути, фарисеи продолжали форму иудаизма, применяя еврейский закон к мирской деятельности, чтобы освятить мир. Это была более активная (или «демократическая») форма иудаизма, в которой ритуалы не были монополизированы унаследованным священством, а скорее могли быть выполнены всеми взрослыми евреями индивидуально или коллективно; те из них, кто стал лидером, не были определены по рождению, а благодаря научным достижениям.

Они считали, что в дополнение к Письменной Торе, признанной как саддукеями, так и фарисеями, и которая была написана Богом через Моисея, существует Устная Тора, состоящая из устных законов, интерпретаций и традиций, переданных Богом Моисею устно.

Фарисеи были также новаторами в том , что они приняли конкретные законы, которые были необходимы в соответствии с потребностями времени.

После иудейских войн, из всех сект остались только фарисеи. Рим стал управлять Иудеей через прокуратора. Иоханан Бен Заккай был назначен первым патриархом, и он восстановил Синедрион под контролем фарисеев.

С религиозной точки зрения , они приняли слово, написанное Богом. Фарисеи стремились строго соблюдать традиции:

  • Евангелие от Матфея 9:14, 15: 1–9; 23: 5; 23:16; 23.
  • От Марка 7: 1–23.
  • От Луки 11:42.

В отличие от саддукеев, они считали, что:

  1. Бог контролирует все.
  2. Мёртвые воскрешают.
  3. Есть жизнь после смерти, с наградой и наказанием для каждого человека.
  4. Существуют ангелы и демоны.

Хотя фарисеи были соперниками саддукеев, они были едины в конкретном случае - гонении Христа, и именно в этом обстоятельстве объединились, чтобы его убить.

Фарисеи и христианство

За пределами еврейской истории и литературы фарисеи были отмечены ссылками в Новом Завете о конфликтах с Иоанном Крестителем и с Иисусом Христом. В Новом Завете есть также несколько ссылок на , являющегося фарисеем. Связь между ранним христианством и фарисеями не всегда была враждебной: например, Гамалиил, часто упоминаемый, как фарисейский лидер, симпатизировал христианам. Фарисеи появляются в Новом Завете, вступая в спор с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, но есть несколько ссылок в Новом Завете на то, что апостол Павел был фарисеем до христианизации.

Согласно Новому Завету, фарисеи верили в воскресение мёртвых, но не указывали, включало ли это воскрешение плоти или нет. По словам Иосифа, они считали, что только душа бессмертна, а души добрых людей будут перевоплощаться и «переходить в другие тела», в то время как «души нечестивых будут страдать от вечного наказания».

Некоторые исследователи полагают , что споры Иисуса с фарисеями были диспутами, а не фундаментальным конфликтом (термин «диспут» используется в талмуде как поиск истины). Например, утверждение Иисуса о том, что нужно любить своего ближнего, повторяет учение школы Гилеля, а взгляды Иисуса на развод ближе к школе Шаммая.

Как не стать фарисеем в современной трактовке этого слова

В этом случае совет может быть только один , побольше самокритики и внимания к окружающим людям. Фарисейство - синонимы:

Фарисеи и саддукеи — две партии или ветви иудаизма.

А. ФАРИСЕЙ

Из Нового Завета и других источников о фарисеях известно следующее:

а. Они старались ввести в практику педантичное исполнение всего (вплоть до мельчайших деталей), чему из поколения в поколение учили учителя закона (книжники). Это были приверженцы традиции, основанной на толковании закона Моисеева и исполнении всех его предписаний в повседневной жизни. Фарисеи подчеркивали важность уплаты десятины и точного исполнения всех предписаний, касающихся Субботы и поста.

б. Это была наиболее влиятельная религиозная партия в иудейском обществе. Ее члены пользовались почетом и уважением у соплеменников, даже если те сами не слишком строго соблюдали религиозные правила. Среди фарисеев были и священники, однако в большинстве своем это движение состояло из людей не облеченных саном. Причем, в отличие от саддукеев, людей состоятельных и принадлежавших исключительно к «высшим слоям общества», партия фарисеев по своему составу была достаточно демократична. Правда возглавляли ее книжники, но большинство рядовых членов движения не были сколько-нибудь серьезно образованы: это были простые ремесленники и торговцы.

в. Они представляли собой группу, с самого начала крайне враждебно настроенную к Иисусу Христу, поскольку Его учение не было основано на их традиционном понимании закона. Более того, Иисус постоянно обличал их за излишнюю педантичность в исполнении внешних предписаний в ущерб пониманию истинного смысла закона.

г. Однако далеко не все фарисеи были лицемерами. Некоторые из них искренно стремились к Богу. Среди видных членов этого движения, упоминающихся в Новом Завете: Никодим — Ин 3:1; 7:50; 19:39. Гамалиил — Деян 5:34; 22:3. Павел — Деян 26:5; 3:5. В Новом Завете фарисеи зачастую упоминаются вместе с другими религиозными группами, например: «фарисеи и саддукеи» Мф 3:7 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему, сказал им: поражения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» См. также: Мф 16:1, 6, 11-12; Деян 23:6-8.

«фарисеи и иродиане» Мк 3:6 «Фарисеи вышедши немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». Партию иродиан составляли иудеи, извлекавшие выгоду из соглашательской политики по отношению к римской власти. Ее возглавлял тетрарх Ирод (Ирод Антипа). Большинство иудеев, в том числе и фарисеи, считали иродиан предателями. См. также: Мк 12:13; Мф 22:15-16. «книжники и фарисеи» Мф 5:20 «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». См. также: Мф 12:38; 15:1; 23:2, 13, 15, 23, 25, 27, 29; Мк 7:1, 5; Лк 5:21; 6:7; 11:53; 15:2; Ин 8:3.

Мк 2:16 «Книжники и фарисеи» Лк 5:30 «Книжники же и фарисеи» Деян 23:9 «книжники фарисейской стороны» Обратите внимание: большинство книжников принадлежало к движению фарисеев, но были среди них люди и других убеждений. Но лидерами фарисейской партии были именно книжники. См. также статью КНИЖНИК. «первосвященники и фарисеи» Мф 21:45 «И слышавши притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит».

Обратите внимание на параллельный текст Лк.20:19; там эта группа определяется как «книжники и первосвященники». См. также: Мф 27:62; Ин 7:32, 45; 11:47, 57; 18:3.

Б. САДДУКЕЙ

Партия саддукеев была очень близка к фарисеям, поскольку тоже настаивала на строгом соблюдении закона Моисеева. Различие заключалось в том, что саддукеи отвергали святость устной традиции, следовать которой требовали фарисеи. Саддукеи представляли собой немногочисленную группу людей, облеченных властью. Это были выходцы из самых знатных семей в стране. Среди них были священники, но в большинстве своем эту партию все же составляли люди, не облеченные саном.

Возглавляли движение первосвященники и книжники. Главное различие между фарисеями и саддукеями заключается в том, что фарисеи верили, что все умершие однажды воскреснут, а саддукеи в это не верили. Они отвергали также само существование сатаны и ангелов. См. Мф 22:23; Мк 12:18; Лк 20:27 и Деян 23:8.

Варианты перевода: В большинстве переводов названия «фарисеи» и «саддукеи» просто транслитерируются, как имена собственные. Иногда оригинальная форма при этом слегка видоизменяется, обретая более естественный, легче произносимый для целевого языка вид. Например:

фариси, садуси. Иногда имеет смысл предварить первое введение этих терминов каким-нибудь общим словом или выражением, особенно в евангельском тексте или там, где речь идет именно о фарисеях и/или саддукеях: (группа/партия (иудеев), называемая) фарисеи/саддукеи В определенном контексте можно дать описательный перевод: «иудейские религиозные лидеры, называемые фарисеями/саддукеями». Необходимо, однако, удостовериться, что выбранный вами эквивалент не имеет в целевом языке аналогов, с которыми его можно было бы спутать. Так например, слово фарисей переводится на один язык словом, чрезвычайно похожим на то, которое на этом языке означает «наездник». Во время апробации перевода обнаружилось, что слушатели считают, что речь идет именно о каком-то «наезднике». А на языке одной из народностей Северной Ганы транслитерация «фаренси» воспринималась слушателями как ссылка на «французов» (т. е. их соседей из Того).

The New International Dictionary of New Testament Theology. Vol. 2, с. 810-814 — «Pharisee» (by D.

Mueller); Vol. 3, с. 439-443, «Sadducee» (by J. Juilius Scott, Jr.), «Herodian» (by N. Hillyer).

Книжник (буквально — пишущий, писец) — представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями).

+ Книжник — перевод с греческого

«Книжники» это перевод греческого слова grammateis , представляющего собой форму множественного числа от grammateus , что означает «писец; переписчик»; «конторский служащий; секретарь».

Это слово в Книге Деяний 19:35 переведено «городской секретарь» (ВПНЗ) или «городской писарь» (СПБТ). Речь идет о чиновнике городского уровня.

В лексиконах греческого языка также можно найти информацию о том, что слово grammateus также означало человека, искушенного в иудейском законе, толкователя закона.

В таком значении слово употребляется в Евангелии от Матфея 2:4 и 5:20.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
(Матф.2:4)

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:20)

В Евангелии от Матфея 13:52 это слово обозначает духовного учителя, учителя в религиозных вопросах.

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
(Матф.13:52)

Оно также употреблялось для обозначения человека, известного своей мудростью и образованностью.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
(1Кор.1:20)

Слово grammateus представляет собой форму от grapho , что означает «пишу». Очевидно, что от него произошло слово «графит», разновидность углерода, которую, в частности, используют при изготовлении карандашей. От него же происходит «грамматика », потому что грамматика это то, что пишут и используют при письме.

+ Книжники считались знатоками закона Моисеева

Иисус порицал их за грехи и непоследовательность. Это показывает, что духовные вожди могут заблуждаться.

Но именно религиозные деятели распяли Христа!

+ Величайший книжник

Первым и величайшим книжником был Ездра,

6 сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его [была] над ним.
7 [С ним] пошли в Иерусалим и [некоторые] из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса.
8 И пришел он в Иерусалим в пятый месяц, — в седьмой же год царя.
9 Ибо в первый день первого месяца [было] начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним,
(Ездр.7:6-9)

1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
(Неем.8:1)

собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники.

13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них [возложено] раздавать части братьям своим.
(Неем.13:13)

После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый — арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить.

Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять,

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор.4:2)

очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев (Мф 15.2).

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
(Матф.15:2)

+ Талмуд: Мишна, Гемара, Сура

Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г.

Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).

+ Известные книжники времен Христа

Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла).

Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом,

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
(Матф.8:19)

и беседовавшие с Ним,

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Матф.12:32)

одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
(Матф.12:34)

Фарисеи

Фарисеи, иудейская религиозная и политехническая партия, единственная из еврейских партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе современного иудаизма лежат преимущественно фарисейские традиции.

+ Фарисей — перевод с греческого

«Фарисеи» это русифицированная форма греческого слова pharisaios , которое, в свою очередь, пришло в греческий от арамейского perishin , что означало то же самое, что parash в древнееврейском («отделять(ся)»).

Таким образом, «фарисей» означает «отделенный», «отделившийся».

Мы не знаем, каким образом фарисеи обрели такое наименование. Некоторые исследователи полагают, что так их назвали их противники.

Слово «Фарисей», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистические и рационалистические идеи.

+ Роль фарисеев по времени Иисуса

Фарисеи были ведущей религиозной группой во времена Иисуса. Они появились задолго до Его рождения как оппозиционное движение, противившееся влиянию эллинской культуры на иудеев. Фарисеи были сепаратистами, потому что они с презрением относились к любому другому народу. Их презрение, по мнению некоторых исследователей, переносилось также на саддукеев и простых иудеев.

Савл Тарсянин был фарисеем в момент своего обращения во Христа. Он сказал царю Агриппе о самом себе:

«Я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению» (Деян. 26:5).

Фарисеи строго следили за соблюдением Закона.

Партия фарисеев сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию фарисеев и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям.

Во времена Иисуса политические вожди еврейского народа, большая часть высокопоставленного священства и синедриона принадлежали к проэллинистическим настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались фарисеи. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стре-мившимися исполнять Закон как Божью волю.

5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
(Фил.3:5 и след.)

Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение.

8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
(Деян.23:8)

+ Иисус, закон и фарисеи

В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф 23:2 и след .), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф 16:11 и след. ), поскольку фарисеи полагались на собственную праведность, а не на Господа.

Иер 31:33 и след.; Иез 36:26 и след.; сравним Ин 3:8-10

Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение.

На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1 и след.).

Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (стихи 7-9; 23:13-29 ) и самолюбование (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11 ).

Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон:

например, во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние.

Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, фарисеи не уделяли достойного внимания

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Лук.11:42)

или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: «А кто мой ближний?»).

Фарисеи были убеждены в том, что они — единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин 8:33-47 ), истинные ученики Моисея (Ин 9:28 ), люди, духовно зрячие (стихи с 40 и след. ).

Это ложное убеждение делало их надменными,

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
(Иоан.7:48 и след.)

властолюбивыми и даже доводило до богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Святого Духа.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.
(Мар.3:22-30)

Они ревностно поддерживали свой престиж.

6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
(Матф.23:6 и след)

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
(Лук.11:43)

Своим чрезмерным миссионерским усердием фарисеи преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действительно искал Бога,

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
(Матф.23:13)

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
(Лук.11:52)

и вели обращенного ими язычника (Прозелиты) к верной духовной смерти.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
(Матф.23:15)

Поэтому Иисус называет их сынами дьявола.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:44) (Деян.23:6 и след.)

Во время правления Маккавеев саддкеи были мало заметны, но впоследствии, благодаря расположению к ним Иоанна Гиркана, Александра Янная и Аристобула II, активизировались.

Во времена Нового Завета их влияние на народ было незначительно, но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в синедрионе

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
(Деян.5:17)

и таким образом участвовали в политическом руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени общественного выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружественна.

+ Борьба против Иисуса

В борьбе против Иисуса саддукеи и фарисеи выступали единым фронтом (Мф 16:1,6,11 и след.), но руководствовались различными мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а саддукеи, вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политическим соображениям.

Саддукеи и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако саддукеи отвергали устное «Предание отцов» (Галаху), то есть выработанные фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи.

Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых (Мф 22:23; Мк 12:18; Лк 20:27; Деян 4:1 и след.; 23:8) и жизнь после смерти (см. Лк 16:27 и след.).

+ Иосиф Флавий о саддукеях

Иосиф Флавий, бывший противником саддукеев, называл их фаталистами. Во многих источниках, сообщающих о саддукеях (труды Иосифа Флавия, раввинистическая литература, НЗ), отчетливо проявляются антисаддукейские тенденции.

Мф. XXIII, 1-39: 1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. 29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших. 33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? 34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. 37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст. 39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Мк. XII, 38-40: 38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,- 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

Лк. XX, 45-47: 45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: 46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, 47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

О Божественном достоинстве Мессии-Христа

(Мф. XXI, 33-46; XXII, 15-46; XXIII; Мк. XII, 1-40; Лк. XX, 9-47)

… Тогда Иисус Христос обратился к ученикам Своим и народу и в грозной речи явно перед всеми обличил лицемерие фарисеев и книжников и предсказал им горе.

Иисус Христос со скорбью говорил: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям; потому что сами не входите, и хотящих войти не допускаете».

… «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и темина (вещей малоценных), и оставили важнейшее в законе: суд (правосудие), милость и веру; и это надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающее!» (Это значит, что они тщательно наблюдают за мелочами, а важное оставляют без внимания).

«…. вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» …

Это было последнее увещание Господа, последняя попытка спасти их от страшного осуждения. Но на лицах их не было раскаяния, а была затаенная злоба против Спасителя.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

13. Обличительная речь против книжников и фарисеев

(Мф. XXIII, 1-39; Мк. XII, 38-40; Лк. XX, 45-47)

Посрамив фарисеев и сделав их безответными, Господь для предостережения Своих учеников и народа от духа фарисейского, произнес против фарисеев грозную обличительную речь, в которой изобличил их главнейшие заблуждения, как относительно учения, так и относительно жизни. Эта речь полностью приводится только св. Матфеем, а у св. Марка и Луки приведены лишь отрывки из нее. Начал эту речь Господь словами: «на Моисееве седалищи седоша книжницы и фарисее», т.е. книжники и фарисеи заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право учить законам Моисея народ и истолковывать их смысл. «Вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, по Делом же их не творите» – здесь фарисеи изобличаются в том, что они, уча закону, сами не живут по закону. «Вся», т.е. «все» надо, конечно, понимать с ограничением, ибо Сам Спаситель нередко обличал книжников и фарисеев в неправильном понимании и истолковании заповедей закона. «Связуют бо бремена тяжка и бедне носима…» как тяжелую поклажу на животных, возлагают они «на преща человеческая» все многочисленные и разнообразные постановления Моисеева закона (ср. деян. 15: 10), сурово требуя от народа исполнения их до последних мелочей, а сами не хотели споспешествовать в этом народу. Если же фарисеи и делают что-либо из того, что требуют от других, то не для угождения Богу, а для того, чтобы их видели и хвалили люди. Они «расширяют хранилища своя», т.е. без нужды, на показ другим, увеличивают те кожаные мешочки или ящички, в которые вкладывались листки из папируса или из пергамента с изречениями из закона: Исхода 13:1-10; 13:11-17; Втор. 6:4-10 и 11:13-22, и которые во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке. Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов кн. Исхода 13:9: «и будет тебе заповедь Божия знамение на руце твоей, и воспоминание пред очима твоима». Евреи верили, что эти хранилища предохраняли от злых духов. «И величают воскрилия риз своих» – четыре кисточки, которые пришивались к краям верхней одежды и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета. Их делать и носить повелено было законом, в напоминание заповедей Божиих и в отличие евреев от других народов (Числа 15:37-40). Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных. «Любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах» – в те времена пищу вкушали не сидя, а полулежа на особых длинных и широких подушках, прислонявшихся к столу, имевшему обычно форму буквы П. Главные или почетные места были в середине стола и их-то добивались фарисеи: в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре. «Вы же не нарицайтеся учители»… это значит: «не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель Христос. Это запрещение называться «учителями», «отцами» и «наставниками» нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из посланий Апостольских видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами, как, напр. I Иоан. 2:13; Рим. 4:16; I Кор. 4:15; Ефес. 6:4; Фил. 2:22; I Сол. 2:11; I Тим. 5:11; Деян. 13:1; Иак. 3:1; Рим. 2:20; 12:71; I Кор. 12:28; 12:29; I Тим. 2:7; II Тим. 4:3; Евр. 5:12 («учители»); I Кор. 4: 15; Евр. 13: 7; 13: 17; («наставники»). Нельзя допустить, чтобы Апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Не следует воздавать человеку чести, подобающей единому Богу, и чтить учителей и наставников самих по себе чрезмерно, как если бы эти учителя и наставники говорили свое слово, а не слово Божие. «Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие небесное пред человеки…» за то, что сами не уверовали в Мессию-Христа и других отвратили от этой спасительной веры. «Снедаете домы вдовиц…» обманываете вдов своей показной набожностью и расхищаете их имущество. «Преходите море и сушу» – приобретаете прозелитов из язычников, не заботясь об их наставлении в истинной вере, а еще больше развращая их дурным примером своей лицемерной жизни. «Горе вам, вожди слепии, глаголющий: иже аще кленется церковью, ничесоже есть, а иже кленется златом церковным, должен есть» – Иудейские учители разделяли клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы необязательно. Клятва даром или златом церковным считалась великой, а клятва храмом или алтарем – малой. Господь указывает, что клясться всеми этими предметами – значит клясться самим Богом, а потому нельзя нарушать ни одной из этих клятв. «Горе вам, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд, и милость, и веру…» фарисеи, во исполнение закона о десятине (Числ. 18:20-24; Втор. 14:22-28), приносили десятую часть даже от таких трав, о которых закон не упоминает, по их ничтожности. Господь и обличает за то, что они, соблюдая строго мелочи, оставляют без внимания важнейшее, как то: справедливость в судебных разбирательствах, милосердие к бедным и несчастным, верность Богу и Его закону. «Оцеждающии комары, велблуды же пожирающе» – народная поговорка на Востоке: заботясь о мелочах и оставляя без внимания важнейшее, фарисеи похожи на тех, которые тщательно отцеживают попавшегося в напиток комара, и безбоязненно глотают целого верблюда (гиперболическое выражение, конечно), т.е. допускают тяжкие грехи. «Очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полны хищения и неправды» – наружной стороне сосуда, о чистоте которой заботились фарисеи, противопоставляется то, что внутри сосуда – пища добытая хищением и несправедливостью. Надо заботиться об этой внутренней чистоте прежде всего, о том, чтобы добывать себе хлеб насущный честным путем.

«Подобитеся гробом повапленым», т.е. убеленным известью. Ежегодно 15 числа месяца Адара пещеры, служившие гробницами, белились для того, чтобы к ним не приближались и не прикасались прохожие, так как прикосновение ко гробу, по закону, причиняло нечистоту на 7 дней (Числ. 19:16). Обеленные гробы казались снаружи красивыми: так и фарисеи, по внешности, казались праведниками, а на самом деле были лицемерами и беззаконниками. Далее Господь обличает фарисеев, что они лицемерно строят гробницы пророкам и украшают памятники праведным, которые были избиты отцами их. Они будто бы чтят избитых праведников, а на самом деле они еще хуже отцов своих, происхождением от коих гордятся, ибо собираются убить Самого Господа. «И вы исполните меру отец ваших» – т.е. превзойдете отцов ваших в их злодеяниях. «Аз послю к вам пророки» – разумеется послание Апостолов и их сотрудников на проповедь евангельского учения; здесь Господь предрекает о том, как будут гнать и преследовать их Иудеи, уподобляясь в этом отцам их, избившим ветхозаветных пророков. «Да приидет на вы всяка кровь праведна…» будучи злы, фарисеи примут на себя ответственность за кровь всех праведников когда-либо убитых, как ими самими, так и их предками, начиная от крови Авеля, убитого своим братом Каином, до крови Захарии, сына Варахиина, убитого между храмом и жертвенником. Одни полагают, что это тот Захария, который, по повелению царя Иоаса, был побит камнями во дворе дома Господня (2Пар. 24:20). Правда, этот Захария называется сыном Иодая, но может быть, это было его второе имя, так как у евреев было в обычае носить два имени. Некоторые древние толкователи, как св. Василий Великий, Григорий Богослов и др. полагают, что здесь идет речь об отце св. Иоанна Крестителя. За все преступления, совершенные вождями Иудейского народа книжниками и фарисеями, Господь изрекает суровый приговор Иерусалиму: «се оставляется вам дом ваш пусть», что и исполнилось спустя 36 лет, когда в 70 году по Р.Хр. Флавий с римскими полчищами подверг Иерусалим полному разорению. С глубокой скорбью говорит об этом Господь, указывая на всю любовь свою к этому жестоковыйному народу, подобную любви птицы к своим птенцам. «Не увидите Меня отныне… дондеже речете: благословен грядый во имя Господне» – здесь разумеется время второго пришествия Христова, когда даже неверующие, против воли своей, должны будут прославить Его Божество.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Обличительная речь Иисуса Христа против фарисеев

(Мф. 23:1-39; Мк. 12:38-40; Лк. 20:45-47)

Завершая Своё пророческое служение, Спаситель подобно великому пророку и Законодателю Ветхаго Завета, обратился с обличительною речью к вождям и учителям народа Иудейскаго и, как некогда - при начале Своей проповеди - возвестил истинным последователям Своим блаженство - так теперь, наоборот, возвещает горе тем, которые, возседая на Моисеевом седалище, предписывают народу неудобоисполнимыя заповеди и сами не исполняют их; и называясь отцами и учителями, ищут только незаслуженнаго почёта. Преподнеся, как бы мимоходом, Своим ученикам урок смирения - в противоположность фарисейской гордости - и запрещая им называться отцами и учителями, Он призывает восьмикратное горе на книжников и фарисеев:

1) За их превратное толкование Закона, которым они затворяют для народа доступ к Царствию Небесному;

2) За их корыстолюбие и притворное благочестие, поядающия домы вдов;

3) За их ложную ревность в распространении Иудейства, приводящую к гибели несчастных прозелитов;

4) За их клятвопреступничество и кощунственное призывание имени Божия и священных предметов, дозволяющее свободно нарушать клятву, данную перед храмом или жертвенником Божиим, и осуждающее нарушение клятвы золотом или даром алтаря;

5) За предпочтение неважнаго важнейшему и мелочнаго существенному в Законе, выражающееся в требовании не предписанных Законом десятин с огородных растений нравственнаго закона;

6) За соблюдение внешней чистоты чаш и блюд и допущение внутренней нечистоты - хищения и неправды;

7) За их лицемерие, прикрывающее внутренния беззакония, подобно тому, как красивыя гробницы прикрывают внутренность гроба, наполненнаго мёртвыми костями и нечистотой; и

8) за унаследованную ими от отцов ненависть к пророкам и посланникам Божиим.

Предвидя и предсказывая, что они изгнанием и убийством посланных к ним пророков и мудрых исполнять меру злодеяний своих отцов, Он призывает на них кровь всех праведников от Авеля до Захарии - сына Варахиина, убитаго между храмом и жертвенником (2 Парал. 24:20-21). С горьким упрёком к избивающему пророков и посланников Божиих Иерусалиму, Он обращается и напоминает в последний раз многократныя попечения Божии о собрании во едино стадо чад Его и его нежелание; осуждая самый храм Божий на опустошение, предрекает, что они уже более не увидят Его, пока не воскликнут: благословен грядый во имя Господне! Это уже девятое - хотя и не названное, но тягчайшее горе за упорное сопротивление воле Божией и отвержение призвания ко спасению.

Посрамив книжников и фарисеев мудрыми ответами на частные их вопросы и заставив их замолчать предложением им затруднительнаго вопроса о лице Мессии, Иисус Христос произнёс грозную обличительную речь против мнимых мудрецов и учителей народа, прикрывавшихся наружным благочестием, внутренне же полных неправды и ведущих народ к гибели.

В этой речи Он совокупил всё, что было Им сказано против фарисеев в разныя времена Своего служения. Надлежало разоблачить перед народом, каковы его учители и какова их мудрость. Этого требовал долг справедливости и благо народа, находившагося в ослеплении относительно фарисеев. Это нужно было и для учеников Самого Христа, так как Он предвидел, что между Его последователями найдутся такие же фарисеи и книжники, которые, возседая на Его седалище, станут связывать неудобоносимыя бремена, чтобы возлагать их на плечи других, а сами не захотят и перстом двинуть, будут украшать внешность своей жизни, внутри же будут полны всякой неправды и хищения. И против христианских лицемеров Он изрёк Своё горе.

1) В обличении книжников и фарисеев Иисус Христос прежде всего обращает внимание на то, что они связуют и возлагают на плечи людям тяжелыя и неудобоносимыя бремена, а сами не хотят перстом подвинуть их - то есть к предписаниям Закона Моисеева, который и сам по себе труден к исполнению, присоединяют новыя, ещё более сложныя и следовательно более трудныя требования, для исполнения которых не дают никаких средств, не указывают никаких ни состояний, ни обстоятельств, облегчающих ответственность нарушителя Закона; сами же, пользуясь привилегией учителей и наместников Моисея и находя, может быть, извинительныя причины для нарушения, не исполняют требований, которыя предписывают другим.

2) Несмотря на то, что книжники и фарисеи были худыми учителями Закона и вполне заслуживали тех обличений и укоризн, каким теперь они подверглись, Иисус Христос однако же требует, чтобы народ слушал их и исполнял то, что предписывают, а только советует не поступать по их делам - освящая таким образом и авторитет власти и призывая ещё большую ответственность на тех, которые, имея право учить, развращают народ своим примером, и предостерегая людей от нарушения Закона по той только причине, что учители Закона худы.

Учение и Закон имеют силу и обязательное значение не потому, что они передаются хорошим или дурным учителем, а в силу авторитета Божественной власти, из которой они истекают.

3) Книжники и фарисеи расширяли хранилища свои и удлиняли воскрилия риз своих. Эти хранилища (φυλακτήρια - тефилин ) представляют собою род 4-угольных ящичков, из которых один Иудеи повязывают на лбу, другой на правой руке, во исполнение буквально понимаемаго ими повеления навяжеши я в знамение на руку и да будут непоколебима перед очима твоими (Втор. 6:8).

В ящички вкладываются полоски пергамента, с написанными на них словами: слыши Израилю, Господь Бог наш Господь един есть. И да возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и от всея силы твоея (Втор. 6:4-5). Такие тефилины употребляются и теперь Иудеями всегда во время молитвы. Фарисеи делали их гораздо шире и больше, чем другие Иудеи, чтобы показать свою особенную ревность к исполнению Закона.

Воскрилиями назывались нити или шнурки сине-краснаго цвета, которые пришивались к концам верхней одежды, на подобие ниточек священнической ризы, в ознаменование того, что весь народ Иудейский есть народ священников (Числ. 15:38-40). У фарисеев они были особенно длинны. Нынешние Иудеи носят их и называют цецис .

4) Запрещение называться учителями и отцами направлено было против обычая тогдашних раввинов, которые считали себя основателями школ и назывались отцами. Таковы были школы Шаммаи, Гиллела, Гамалиила. В таком только смысле запретил Иисус Христос Своим ученикам называться учителями и отцами. Но они и сами назывались учителями и отцами, и другие называли их так, когда дело шло не о самостоятельном учении, а об учении Христовом, о проповеди Евангельской. Когда же некоторые, по разумию, или по увлечению примером Иудейских раввинов или Греческих философов, стали называться именами Петра, Павла, Аполлоса, тогда Апостол Павел безусловно запретил называться такими именами, а требовал, чтобы все назывались Христовыми, принимая Христа не в смысле основателя какой-то философской или раввинской школы, а в смысле Спасителя и единственнаго Учителя веры (1 Кор. 1:12).

5) Строить гробницы пророкам, красить и белить их ежегодно, было обычаем у Иудеев - как для того, чтобы показать усердие и уважение к усопшим, так, может быть, и для того, чтобы приходящим в Иерусалим для празднования поклонникам указать места гробниц, к которым прикосновение считалось нечистым .

6) Построением гробниц над пророками фарисеи хотели показать, что они не разделяют мнений и чувств своих предков, которые убили сих пророков, и то же высказывали иногда и прямо. Но Иисус Христос, разоблачая их внутренния свойства, выводя наружу их ненависть к Нему Самому, их готовность убить Его, тем самым и народу и им самим доказал, что они злые сыны злых предков, и что как предки убивали пророков, так и они готовы убить и действительно убьют Его, Который выше всех пророков. Посему, завершая Свою речь, Он говорит им: исполните меру отец ваших .

7) Призывая на главу учителей Иудейскаго народа суд Божий за пролитие невинной крови праведников, от крови Авеля до крови Захария, сына Варахиина, Иисус Христос показывает, что фарисеи и книжники, подражая нечестивцам в делах, подлежат наравне с ними тому же суду правды Божией, подлежат не за свои только дела, но и за дела тех, кому подражали.

8) О каком Захарии, сыне Варахиином, говорит Иисус Христос, мнения разногласят. Из священных книг известен с таким именем только Захария, один из 12 малых пророков, живший после плена Вавилонскаго; но о его смерти ничего неизвестно. Захарией же назывался отец Иоанна Предтечи, но был ли он сыном Варахии, также неизвестно. О смерти Захарии предание, действительно, разсказывает, что когда Ирод, искавший смерти Христа, повелел избивать всех младенцев мужескаго пола в Вифлееме и окрестностях его, Елизавета - жена Захарии - жившая вблизи Вифлеема, опасаясь, чтобы и ея сын Иоанн, которому тогда было не более 1,5 лет, не был убит слугами Ирода, убежала с младенцем в горы и там скрывалась в пещере. Воины, не найдя их в доме, донесли об этом Царю. Тогда Ирод приказал потребовать от Захарии, чтобы он выдал сына, или указал, где скрывается жена его с сыном, угрожая в противном случае ему самому смертию. Захария, находившийся в то время в храме при совершении Богослужений, отвечал воинам, что он не знает, куда скрылась Елисавета с сыном. Тогда раздражённые воины, исполняя приказание Царя, оттащив Захарию от жертвенника, на котором он приносил жертву, убили его там же в святилище - то есть между алтарём и церковью, как назывался притвор , в котором собирался народ для молитвы во время Богослужения.

Если в основе этого предания лежит исторический факт, то ясно видно, почему Иисус Христос, обличая Иудеев в пролитии крови праведников, начиная с Авеля, как перваго невинно убитаго, кончил указанием на последний случай убийства, которое совершилось на глазах современников, бывших в числе слушателей Его. Впрочем, большинство толкователей держится того мнения, что здесь разумеется Захария, сын первосвященника Иодая, убитый по приказанию Царя Иоаса между храмом и жертвенником. Иисус Христос мог противопоставить смерть Захарии, сына Иодаева, смерти Авеля на том основании, что о смерти Захарии говорится в последней книге Иудейскаго канона, 2-й книге Паралипоменон (24:20), а о смерти Авеля в первой (книге Бытия); или же, что и тот и другой убиты вблизи алтаря, на котором приносили жертвы Богу, и убиты за своё истинное служение Богу. Название же Варахии, как почётное, могло принадлежать и Иодаю за его благочестие. Варахия значит: сын брата Господня .

9) Изреченныя на Иудеев бедствия, многократное горе и тяжкое наказание Божие за неправедно пролитую кровь, по словам Иисуса Христа, должны были постигнуть тот самый род, который был свидетелем учения Его и проклятий. Впрочем не противоречит смыслу слов Иисуса Христа и то мнение, что здесь разумеется весь народ Иудейский, на главу у котораго действительно пала и падает со времени Голгофской жертвы ответственность за всякую невинно пролитую кровь - на столько, разумеется, на сколько потомки современников Христовых подражают своим предкам в гонениях против праведников.

Призывая горе на Иерусалим и его храм, Иисус Христос указывает на запустение сего храма, в котором некогда обитал Бог среди Своего народа: се, оставляется дом ваш пуст! Итак, начинается предреченная пророком Даниилом мерзость запустения на месте святе (Дан. 9:27)! Господь оставляет храм и уже не приидет в него, доколе не придёт в качестве Судии, когда Его будут встречать те же Иудеи с восклицанием: «благословен грядый во имя Господне» .

Из Евангелия от Луки (13:34,35) видно, что подобныя слова Иисусом Христом были произнесены задолго до торжественнаго входа в Иерусалим, так что их можно принимать за предсказание о входе. Но так как у Евангелиста Матфея эти слова находятся в тесной связи с речью о разрушении Иерусалима, речь, по свидетельству всех трёх Евангелистов, была произнесена после входа, то слова благословен грядый справедливее относить ко Второму Пришествию Христову.