История возникновения айкидо. Биография основателя айкидо

Длительное время популярными в нашем обществе являются восточные единоборства. Каждый, кто их осваивает, хочет постичь как можно больше, выучить максимальное количество приемов и техник. Подобному широкому спектру навыков сможет обучить вас айкидо. Это относительно новый вид боевого искусства, который возник в Японии в начале ХХ века. Но вобрал он в себя все «сливки» различных техник, философий и практик.

Описание

Айкидо - это вид боевого искусства, который зародился в Японии в первой половине ХХ века, а его основателем считается Морихэем Уэсиба. Создавая нечто свое в данной сфере, мудрец изучил все самые универсальные и эффективные техники боя, самозащиты, а также философию, религию и даже мистику. Именно поэтому существует четкое определение, что айкидо - это некий пусть слияния с жизненной энергией, или же процесс гармонизации и успокоения духа. Основа философии данного вида боя - в первую очередь защита, а не нападение. Более того, Уэсибва учитывает здесь защиту не только самого себя, но и нападающего. В настоящее время такое понятие, как единая техника айкидо, уже перестало быть актуальным. В различных уголках планеты делается акцент на те или иные приемы и их философские основы, появляются создатели новые подвидов этого боевого искусства, стили и практики.

История

Точная дата зарождения айкидо - это 1920 год, а место - городок Аябе. В это время Морихэй Уесиба был на стадии эмоционального провала, ушел из жизни его отец, а вместе с ним - двое сыновей. Утешение он находил, занимаясь изучением и применением философии религии Оомото-ке, что впоследствии повиляло на формирование основ айкидо. Вскорости слава о нем распространилась на все близлежащие поселки и города, как о гениальном учителе боевых искусств. Количество его студентов непримиримо росло. В 1922 году Уэсиба связывается со своим наставником, который ранее обучил его искусству Дайто-рю Айки-дзюдзюцу - Сокакой Такедой. Учитель приезжает в Аябе и помогает своему бывшему лучшему ученику так сказать, окончательно влиться в роль духовного и телесного наставника и стать мастером высшего пилотажа. Буквально полгода спустя Такеда вручает Уэсибе сертификат и тот отправляется в свое дальнейшее странствие по Японии. Так в 1922 году Морихэй официально создает свое собственное будо и дает ему название Айки-будзюцу или Айкидо.

Философия

Первоначальная японская школа айкидо, которая была основана самим создателем этого вида искусства боя, имела свою уникальную философию. Дело в том, что это даже не совсем боевое искусство, а, скорее, тонкая философия и религия. Морихэй Уэсиба длительное время изучал традиционные японские направления боя - дзю-дзюцу и кен-дзюцу, а также постиг в полном масштабе родную каллиграфию. На основе всего этого он создал свою систему боя или, скорее, ухода от боя, которая шла в противовес с традиционной бу-дзюцу (искусство убивать). Его школа айкидо учит каждого студента тем же основам бу-дзюцу, однако обращает их не в агрессию и как следствие - убийство, а в прекращение этой агрессии и подавлении противника посредством приемов, которые не наносят ему существенного вреда.

По мнению Уэсибы, любое проявление агрессии и желание убивать ведет к массовой дисгармонии. Его же боевое искусство направлено на то, чтобы подавить нападающего его же силой, обратить ее против него самого. Таким образом, противник самостоятельно отказывается от своей затеи и люди расходятся, восстановив гармонию и лад между собой.

Техника айкидо

С технической стороны в данном боевом искусстве можно выделить определенные моменты. Они же являются практической основой айкидо и, изначально, учатся в теории, а лишь после переносятся на практику. Первое - дух единения Айки, второе - дистанция безопасности Ма-ай, третье - уход с линии атаки Тай сабаки, четвертое - вывод соперника из равновесия Кудзуси. Также среди основных техник этого боя можно назваться своевременное реагирование, спиральные движения, использование центра тяжести, вращение, динамику и воздействие на точку равновесия противника. Немаловажным моментом является и Ки в айкидо - дыхание и энергетические потоки, которые перед началом боя стоит уловить и использовать в процессе. В целом можно сказать, что айкидо - это искусство, которое основано на природной биомеханике человеческого тела. Также тут применяются минимальные точечные воздействия на определенные точки, которые производятся в нужный момент и по определенному вектору.

Подрастающему поколению

В наше время популярно и востребовано айкидо для детей. Считается даже модным отводить своего ребенка на подобные внешкольные занятия. И в этом можно найти только плюсы, так как данный вид боевого искусства положительно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его духовный рост и успеваемость. Самое важное - это найти клуб айкидо, в котором будет преподавать действительно хороший мастер, который сам в совершенстве освоил эту технику и философию, и может правильно преподнести ее подрастающему поколению. Восточным единоборствам одинаково хорошо обучаются и девочки, и мальчики. Изначально, конечно же, дети идут туда с надеждой, что они смогут стать суперменами в школе и положить каждого на лопатки. Но, учась в таком клубе, они становятся скорее неформальными лидерами. Улучшается мозговая деятельность, повышается успеваемость по всем предметам. Более того, айкидо для детей учит, что агрессия и боль - это не то, что сделает их лучше.

Оборона в реальном мире

Что делать, если на вас напали в собственном дворе, когда вы поздно возвращаетесь домой? Как быть, если необходимо применить одну из боевых практик, так сказать в реальных условиях жизни? Именно для этого было создано реальное айкидо, или новое боевое искусство, которое полностью основано на наработках Уэсибы, но адаптировано под современный мир. Автором таких техник является серб - Любомир Врачаревич. Техника его направлена на максимально быструю нейтрализацию нападающего и дальнейший контроль над ним. Стоит также сказать, что реальное айкидо - это куда более жесткие приемы, захваты и удары, хоть они и направлены исключительно на самооборону. При изучении данного вида боевого искусства, в зале ученики нападают друг на друга, с целью воспроизвести реальную угрозу и научится грамотно избавляться от нее.

Оружие и его значение

В классическом варианте айкидо активно применяется оружие. Среди него можно выделить следующие атрибуты:

  • Боккен - меч из дерева для тренировок.
  • Танто - нож длиной в 30 сантиметров.
  • Дзе - шест из дерева, длина которого равна 128 сантиметрам.
  • Вакидзаси - укороченный меч.
  • Нагината - длинный меч.
  • Бо - посох из дерева или металла. Его длина - дело индивидуальное, должна дотягиваться от пола до подбородка бойца.

Что же касается реального айкидо, то применение оружия тут, в особенности такого уникального, полностью исключается. Используются лишь современные, так сказать орудия нанесения ущерба - пистолет, перочинный нож, палка и даже бутылка или кирпич. Такие предметы вручаются в руки тому, кто будет играть роль нападающего, и боец должен от него защититься.

Кэйкоги

Самый распространенный вид одежды, который используют на тренировках по восточным единоборствам - кимоно. Для айкидо используется, можно сказать, стандартный вариант такого одеяния, состоящий из брюк и куртки. Называется же он кейкоги, что расшифровывается как «кейко» - тренировка, «ги» - одежда. В России это название знают лишь профессионалы в данной отрасли, а новички и любители чаще всего называют такой костюм просто и понятно для нас - кимоно. Для айкидо, однако, шьется более плотная и прочная куртка, нежели для таких видов боя, как, скажем, карате. Это необходимо для того, чтобы боец мог выдержать сильные захваты и перенять вес противника на себя. На некоторых костюмах даже имеются специальные вставки, защищающие от определенных приемов.

Особенности куртки-кейкоги

Куртка для айкидо делается из материала с плетением в две-три нити. Вес ее зависит от размера и колеблется в пределах от 450 до 1000 грамм. Структура воротника мягкая, ширина рукава - средняя, не слишком большая, а также большой запах. Края каждой полочки должны достигать противоположного бокового шва. Общая длина изделия - до середины бедра. Качественная куртка-кейкоги всегда имеет дополнительные завязки в области груди. Они удерживают костюм на своем месте даже после самых сильных захватов и ударов и не дают ему смещаться и распахиваться.

Что же касается штанов, то их структура ничем не отличается от стандартной. Правда в последнее время стали выпускать брюки с накладками на коленях для амортизации ударов и падений, считается, что это очень удобно. Их длина - до середины икры, посадка средняя. Для обладателей черных поясов крайне важно, чтобы штаны во время боя не выглядывали из под хакамы, ни при каких условиях.

Первое упоминание об айкибудо относится к 712 г. В древнейшем японском памятнике "Книга старинных вещей" одна из легенд рассказывает о сражении правителя Такеми Наката с богами боевых искусств Кашимой и Катори. Сын Накаты вызвал богов на рукопашный бой ("тэгои") и потерпел поражение. Едва он дотронулся до руки Кашимы, как его руки и оружие превратились в лед, после этого некая сила подбросила его вверх, и он замертво упал на землю. Прием, который применил бог военного искусства, основывался на объединении положительной и отрицательной энергии, дыхательной силе "айки" и "айки-ин-ё", что послужило основанием для зарождения такого известного вида единоборств, как "дайто рю айки дзю-дзюцу", который, в свою очередь, стал промежуточным этапом развития айкибудо.

История айкидо

Первым человеком, применявшим и изучавшим приемы борьбы "дайто рю айки дзю-дзюцу", был Минамоту Ёсимицу. Его имя неотрывно связано с историей становления айкибудо. Талантливый полководец и военачальник, он постигал методы боевого искусства на телах людей, погибших в сражениях. Так впервые была отработана техника "кансецу" (замков), а также различных бросков, ударов и других приемов.

За свои заслуги Ёсимицу получил титул князя и поместье. Боевое искусство, основанное Ёсимицу, было продолжено членами его семьи, внуками и правнуками. Он явился первым представителем знаменитого рода Такеда. Приемы боевого искусства держались под строгим секретом, являлись достоянием рода и развивались его потомками вплоть до начала XX века, до последнего представителя рода - Такеды Сокаку.

Наиболее известным учеником Такеды Сокаку стал Уэсиба Морихэи (1883-1969), потомок старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Начиная с 1915 г. он был учеником мастера, а спустя семь лет стал его помощником и ассистентом. В 1931 г. учитель передал своему ученику манускрипт, в котором была отражена история семьи Такеда с первых лет ее образования до последнего времени и описание приемов боевого искусства "дайто рю айки дзю-дзюцу".

Великому Уэсибе Морихэи принадлежит идея создания нового вида боевого искусства - "айкидо", которое основывалось на учении Такеды Сокаку "дайто рю айки дзю-дзюцу". Он разработал философскую основу этого учения, придав ей форму "Сокровенного Знания". Техника приемов нового учения очень сильно отличалась от школы Такеда. В 1932 г. Уэсиба открывает свою школу, целиком отдаваясь задаче расширения базиса "айкидзюцу". Он стремится через занятия установить непосредственную связь с природой, совершенствовать себя и тем самым улучшать общество. Его влияние на учеников оказалось достаточно сильным, а идеи стали популярны среди широкой части японского общества. Вскоре линия Сокаку, традиционная или консервативная часть, стала сильно уступать по популярности новому прогрессивному направлению. "Айкидо" Уэсибы существенно отличается от традиционного направления "айки дзю-дзюцу" Сокаку в задачах, технике и методах занятий, потому Уэсиба и считается настоящим основателем айкидо.

Сегодня айкидо - это современная система самозащиты (в том числе и от вооруженного человека), использующая энергию нападающего, а также развивающийся вид боевого искусства, получивший признание не только на Дальнем Востоке, в Японии, но и в Европе.

Одежда для айкидо

Требование носить определенную форму одежды на занятиях айкидо - важный аспект тренировок.

Одинаковая форма выражает собой равенство стоящих на татами друг перед другом. Все присутствующие на татами являются учениками (кроме инструктора), отсюда следует одинаковая форма. Она же позволяет сконцентрироваться на тренировке, как ученикам, так и инструктору. "Доги" (форма для занятий) не позволяет направлять внимание на социальный статус учеников, что невыполнимо при свободной форме одежды, т.к. в этом случае неизбежны эмоции по поводу формы: недовольство инструктора или зависть учеников.

  • Собираясь из дома на тренировку, аккуратно уложите свою форму в сумку, так чтобы она не помялась.
  • В зал следует входить только в специальной форме. Это может быть специальная одежда для занятий айкидо - "доги" или при ее отсутствии - спортивные брюки и футболка.
  • Вы должны иметь сменные тапочки для передвижения по помещениям вне татами.
  • Одежду для занятий необходимо стирать не реже одного раза в неделю.
  • Одежда для занятий должна быть чистой и отглаженной, иметь хороший вид и запах. Не культурно посещать занятия в грязной, мятой и дурно пахнущей одежде с дырами и прорехами.
  • Одежда для занятий не должна использоваться для других целей.
  • Нельзя одевать под куртку (кроме женщин) футболки (футболка у женщин должна быть белой и желательно без рисунка на ней).
  • Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося), узел пояса завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины.
  • Нельзя входить в зал с незавязанным поясом на "доги" или неодетым полностью.


«Ай» - «гармония»
«Ки» - «энергия»
«До» - «путь»

Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого - в вашей Харе.

Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза) .

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

В каждом додзе, где занимаются айкидо, по всему миру, на почетном месте вы увидите портрет одного и того же человека. Это О-сенсей (или «уважаемый учитель») Морихэй Уэсиба, основатель айкидо. Скорее всего, портрет его окажется черно-белой копией одной из официальных фотографий, сделанных, когда сенсею было уже за 70. У многих, кто рассматривает эти кадры, возникает в воображении почти голливудская картина благодушного седовласого гуру, спокойно сидящего в окружении почтительных учеников. Но Морихэй Уэсиба прожил длинную и невероятно активную жизнь, в течение которой успел побыть не только учителем, но и учеником, а также военным и первопроходцем, коммерсантом и земледельцем, авантюристом и правозащитником.

На нашем сайте мы предлагаем вам познакомиться с краткой биографией О-сенсея и надеемся, что она обогатит ваше представление о корнях, происхождении и многогранном характере айкидо.

Детство, юность, армия (1883 - 1904 гг.)

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря в приморском поселении Танабе на полуострове Кии (префектура Вакаяма). Сегодня Танабе - небольшой курортный город, где можно посетить городской центр будо, мемориал, посвященный основателю, и просто искупаться и позагорать на местном пляже Оохама.

Отец Морихэя Уэсибы, Йороки, был землевладельцем и членом совета местной общины. Он был целеустремленным, страстным человеком, заинтересованным во благе своего родного края. Мать О-сенсея, Юки, происходила из благородного семейства Итокава и передала сыну интерес к духовному развитию, поэзии и творчеству в целом. В обеих линиях семейства Уэсиба можно обнаружить приверженцев боевых искусств, особенно прославился предок Юки, знаменитый самурай Китиэмон. Да и сама местность благоприятствовала развитию боевого духа. Жители Танабе считались людьми суровыми, даже жесткими, благодаря славе и аскетизму местного клана Кумано Бэтто. Согласно легендам, отсюда родом и герой пьес кабуки и народных сказок воинственный странствующий монах Бенкей.

Впрочем, в раннем детстве Морихэй Уэсиба был относительно слабым ребенком и предпочитал проводить время за чтением, мать предлагала ему будущее буддистского священнослужителя. Но отец постарался увлечь единственного сына (у О-сенсея были еще четыре младшие сестры) сумо, плаванием, рыбалкой. Предполагается, что детское увлечение рыбной ловлей с острогой позже сказалось на интересе О-сенсэя к занятиям с копьем. Постепенно Уэсиба становился все крепче, а когда на его отца напала шайка бандитов, нанятых конкурентами из совета общины, окончательно убедился в пользе и физической силы тоже.

В Танабе Морихэй Уэсиба окончил начальную школу и поступил в среднюю, затем оставив ее ради счетного училища Йосиды. Получив диплом, О-сенсэй некоторое время проработал в местной налоговой службе, где в его обязанности входила оценка земель. В сентябре 1902 года молодой человек отправился в Токио, где подрабатывал коммивояжером под началом своего родственникаКоширо Иноуэ, а также попытался основать собственный бизнес по продаже канцтоваров. По вечерам после работы он посещал районные додзе. У сенсэя Токусабуро Тозава (1848 - 1912 гг.) он изучал Тэнсин синьё-рю дзюдзюцу и, считается, также имел возможность познакомиться со школой фехтования синкагэ-рю. Обе эти школы - представители древних японских боевых искусств.

Постепенно желание стать предпринимателем угасало, а интерес к боевым искусствам, напротив, возрастал. Морихэй Уэсиба посещал и другие городские додзе, но не нашел школы, которая бы его полностью устроила и, кроме того, заболел полиневритом, что заставило его вернуться домой.

Дома Морихэй Уэсиба помогал родителям по хозяйству, рыбачил, возглавлял местную молодежную организацию и, в целом, пользовался авторитетом у земляков. Несмотря на небольшой рост (155 см) он весил 83 кг и был весьма сильным, крепким человеком, как и его предки по мужской линии. Его часто призывали в качестве третейского судьи в спорах между рыбаками и земельных разногласиях.

В 1903 году Морихэй Уэсиба женился на своей дальней родственнице и подруге детства Хатсу Итогава. Хатсу была крупной, спокойной и стойкой женщиной. О-сенсэй никогда особенно не увлекался чревоугодием, но для блюд, которые готовила Хатсу, делал исключение.Г-н Дзензабуро Акадзава (до войны - старший утидэси О-сенсэя) был хорошо знаком с семейны укладом учителя и, вспоминая те дни, говорил так: «Если бы не г-жа Уэсиба, О-сенсэй никогда не продемонстрировал бы такой выдающийся уровень неограниченной власти над внешним миром».

Спустя год, в связи с началом русско-японской войны, Морихэй Уэсиба отправился на военную службу. Это было не так просто: Уэсиба был ниже положенных для японского солдата 159 см и чуть тяжелее, чем требовалось. Ради зачисления он упорно тренировался, делая растяжки. В любом случае, армия всегда нуждается в сильных и патриотично настроенных новобранцах, так что на расхождение с нормой посмотрели сквозь пальцы. Со второго раза ему удалось записаться в пехоту. Учения в японской армии в то время были куда суровее современных. Они проходили в условиях, максимально приближенных к реальному боевому опыту. Об О-сенсэе известно, что иногда он помогал более слабым однополчанам нести их снаряжение в походах. Его военная карьера продолжалась три года, особенно хорошо ему давался штыковой бой, и постепенно он стал инструктором. Однако о его участии в непосредственных военных действиях ничего не известно. Историки говорят о том, что в то время не было принято отправлять старших сыновей на фронт.

В какой-то момент полк расквартировался в префектуре Осака, и Морихэй Уэсиба воспользовался этим, чтобы посетить додзе мастера Масакацу Накаи в городе Сакай и попрактиковаться в стиле Яги-рю дзюдзюцу. Школы дзюдзюцу еще во многом придерживались старинной традиции обучения «своих». Однако позже Морихэй Уэсиба поддерживал связь с даннымдодзе и получил сертификат о передаче умения.

По окончании войны О-сенсэю поступило предложение зачислиться в военную академию. В это время статус офицера был весьма престижен, но Морихэй Уэсиба отказался от такого лестного предложения.

Возвращение в Танабе

По возвращении в родную провинцию (1906 г.) сил и энергии у о-сэнсэя было с избытком, и он стал сам себе придумывать изнуряющие тренировки. Уэсиба надолго уходил далеко в горы, стоял под ледяными водопадами, дрался с приливными волнами и ветром на побережье. Он мог с мечом или голыми руками наброситься на древесный ствол и разломать его на куски. Не удивительно, что местные жители стали поговаривать, будто у них в горах завелся агрессивный дух - тэнгу.

Тренировки сделали Морихэя Уэсибу еще более крепким, чем прежде. Рассказывают как, например, однажды он отправился на деревенское состязание, где нужно было вымешивать в ступе горячий, как кипяток, рис - кто дольше. О-сэнсэй обошел десятерых сильных деревенских парней, выступавших один за другим, и, в конце концов, сломал пестик. После он еще не раз выигрывал на подобных соревнованиях. Так что, в дальнейшем, стоило ему появиться на сельском празднике, как ему подносили чай и пирожные, а потом вежливо просили отказаться от участия в конкурсах.

Отец о-сэнсэя искал способ направить энергию сына в мирное русло. Поэтому Йороки пригласил молодого на тот момент дзюдоиста, г-на Киёичи Такаги (Kiyoichi Takagi, 1894-1972 гг), обучать местную молодежь дзюдо. Такаги преподавал в Танабе два года. Позже он достиг степени 9 дана в Кодокане, а много лет спустя, уже в Токио, посещал додзе о-сэнсэя со своими учениками и перенимал его опыт.

Впрочем, тренировками занятия Морихэя Уэсибы в этот период жизни не ограничивались. Он почувствовал вкус к общественной деятельности. Дело в том, что японское правительство в это время стремилось сократить число синтоистских святилищ. Согласно новому закону, каждому поселению было вполне достаточно одной святыни, остальные территории отдавались под лесное хозяйство. Жители Танабе были очень религиозны, так что в округе поднялось движение протеста, которое возглавил Минаката Кумагусу (Minakata Kumagusu, 1867 - 1941 гг).

Минаката был очень интересным человеком: натуралист, путешественник, первый японец, поступивший в Мичиганский сельскохозяйственный университет. В Танабе Минаката вел богемный образ жизни, одновременно собирая образцы слизневых грибов и образцы народного фольклора. Когда зашла речь об уничтожении святилищ, эксцентричного Минакату это возмутило и как защитника окружающей среды, и как сторонника традиций. О- сэнсэй был правой рукой Минакаты в его борьбе. Морихэю Уэсибе претило желание людей нажиться на горе местных религиозных общин. В конечном итоге, петиции, статьи в зарубежных и местных газетах, переговоры с администрацией префектуры, принесли свои плоды. В Танабе было разрушено лишь шесть святилищ - куда меньше, чем в других регионах.

1911 г. Рождение первого ребенка Морихэя Уэсибы, дочери Матсуко.

Король Ширатаки

В 1912 году Морихэй Уэсиба по призыву правительства осваивать незаселенные земли переехал на остров Хоккайдо. Он возглавил группу из приблизительно 60 земляков, многие из которых были ветеранами русско-японской войны, и также как и Уэсиба, искали дело достойное своих способностей.

Поселенцы обосновались в поселке Ширатаки. Сегодня эта деревня поглощена городом Энгару, а те времена местность была практически необжита и деревней могла называться только условно. Сохранились заметки О-сэнсэя, в которых он рассказывал, что в первые годы поселенцы, в основном, расчищали лес. Они не знали метода культивации картофеля, поэтому пытались выращивать зерно, но урожаи 1913 и 1914 годов были крайне скудны. Людям приходилось закупать рис и муку на деньги, полученные от заготовки леса, собирать всевозможные дикие растения, ягоды, орехи — все, что удавалось найти в горах. Кроме того, поселенцы ловили форель и гольца. В те времена о-сэнсэя постоянно видели в округе, он повсюду разъезжал на лошади с фамильным железным веером (тессен) в руке, стараясь помочь всем, кому мог. (Веер этот теперь выставлен в местном историческом музее). Говорят, что о-сэнсэй легко управлялся с 4-килограммовым топором масакари (или аналогично тяжелым инструментом) и повалил более 500 деревьев за год.

Этот период жизни Морихэя Уэсибы известен также благодаря многочисленным легендам о его храбрости и дерзости. Например, в одной из них рассказывается, как он втянул в гору лошадь и повозку, после того, как лошадь потеряла подкову на обледеневшей дороге и упала вместе с повозкой в ущелье. Согласно другой истории однажды на дороге в Энгару его застал снежный буран, и он был вынужден спрятаться в маленькой заброшенной хижине. Ночью там же искал убежища голодный медведь-шатун. Якобы о-сэнсэй спокойно приветствовал зверя и накормил его остатками своего ужина, после чего они подружились. Многие рассказы посвящены тому, как он ловил грабителей и воров. Также говорят, что как-то один юноша сбежал из трудового лагеря (в Японии в то время применялся принудительный труд) и попросил помощи о-сэнсэя. Тот явился к владельцам лагеря и договорился об освобождении беглеца из кабалы. Тогда и другие беглые стали стекаться в Ширатаки за его покровительством, а Морихэй Уэсиба выплачивал их долги либо договаривался об их освобождении. Тогда он и получил в народе неофициальный титул короля Ширатаки.

Помимо героических подвигов, о-сэнсэй успевал заниматься вполне прозаическими, но крайне важными для общины делами. Он организовал посев мяты, повысил уровень деревообработки, пригласив специалистов из других регионов, завез коров и лошадей, создал систему распределения пищи и основал рынок. Он создал в районе первую школу, следил за санитарией и здоровьем и стал первым директором Ассоциации здравоохранения Ширатаки. В какой-то момент в деревне случился страшный пожар, но под руководством Уэсибы ее отстроили заново, лучше прежнего. Морихэй Уэсиба добился того, что в поселок, в конечном счете, была проведена железная дорога. Он также расширил святилище местного ками, установив раку своему небесному покровителю, японскому божеству Сусаноо.

В конечном итоге, за 8 лет под руководством Уэсибы бывший палаточный лагерь поселенцев превратился в преуспевающий поселок.

Ученик Такэда Сокаку

В 1915 году, проездом в Энгару, Морихэй Уэстба встретил в гостинице знаменитого учителя дзю-дзюцу (джиу-джитсу) Такэда Сокаку (Takeda Sokaku, 1859 - 1943 гг.)

Мастерами боевых искусств были и дед, и отец Сокаку, семейные «секретные техники» передавались в додзе его клана из поколения в поколение, как это было принято до периода Мейдзи. Ко времени описываемых событий, впрочем, к обучению допускались и посторонние. У Такэды, несмотря на постоянные разъезды, было более 30 тысяч учеников, среди них дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники, и даже специально направленные в Японию Теодором Рузвельтом американские полицейские.

Такэда преподавал стиль Дайто-рю айки-дзю-дзюцу, созданный им на базе айки-дзюцу, корни которого уходят к началу второго тысячелетия нашей эра. Это была комплексная боевая система, включавшая броски, приемы на удержание, технику захватов, технику выхватывания меча с одновременным нанесением удара, искусство владения копьем, мечом, шестом, дзё, алебардой (нагинатой) и некоторыми другими видами оружия. Особое значение уделялось концентрации физической и духовной сил.

Морихэй Уэсиба немедленно узнал Такэда по рассказам знакомых и попросил его стать его учителем. Такэда согласился, сказав «Я вижу, что в вас что-то есть. Останьтесь здесь ненадолго и я вас обучу». Уэсиба провел в городе месяц, оставив, к недоумению своих близких, те дела, за которыми ехал. Конечно, долго так продолжаться не могло, поэтому они расстались, пообещав друг другу встретиться снова. Позже Сокаку Такэда приехал в Ширатаки. Стиль жизни и манера преподавания Такэды во многом напоминали о старинных традициях. Вполне в его характере было во время путешествий задирать и вызывать на бой малознакомых людей. От его первых учеников требовалось полностью обеспечивать жизнь учителя. Во время пребывания Такэда в Ширатаки, Морихэй Уэсиба каждый день поднимался в три утра, чтобы набрать воды для ванны учителя, растопить очаг и прогреть комнату, приготовить завтрак. Самураи с детства были приучены бояться отравления, так что Такэда, чья молодость пришлась на тревожные годы периода Эдо, привык доверять приготовление пищи лишь самым близким людям. После завтрака Уэсиба два часа проводил в индивидуальной тренировке с Такэдой, а затем приходили остальные ученики.

В конечном итоге О-сэнсей посвятил тренировкам у Такэды пять лет и получил сертификат о достижении степени Кёдзю Дайри в Дайто-рю, обладатель которого должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.

1917 г. Рождение первого сына, Такемори

1919 г. - Узнав о болезни отца, Морихэй Уэсиба покинул Хоккайдо, оставив свое имущество и землю Сокаку Такэда.

Под знаком Омото-кё

В январе 1920 года Йороки, отец о-сэнсэя, умер. Незадолго до его смерти Морихэй Уэсиба заезжал в город Аябэ (префектура Киото), чтобы попросить у преподобного Онисабуро Дэгути (Onisaburo Deguchi, 1871 — 1948 гг.), сооснователя религиозной секты омото-кё, помолиться о выздоровлении отца. После смерти Йороку он переселился в общину омото-кё и стал решительным последователем Дэгути.

Религия омото-кё (с яп. «учение великого начала») возникла в начале XIX в. Ее создатели: Нао Дэгути, которая записала явившееся ей откровение, и священник синто, Киссабуро Уэда, получивший весть от Бога, что ему необходимо найти эту женщину и провести в жизнь ее учение. Женившись на дочери Нао, он взял имя Онисабуро Дэгути. Согласно данной религии существует три высших божества, ряд богов рангом ниже, а священники, в зависимости от пола, проводят в мир мужскую и женскую энергию богов. Основной формой медитации в омото-кё является тинкон — особое сплетение пальцев. Религия эта, в целом, миролюбива, и в 30-40-е гг. подвергалась в Японии жестоким преследованиям, как в силу политики милитаризма, так и в результате недоразумений с имуществом верующих.

Омото-кё существует по сей день, пропагандирует распространение эсперанто и призывает к объединению мировых религий.

Один из важных принципов омото-кё — приближение к Богу через искусство, например, через достижения в каллиграфии, гончарном деле, а также — в боевых искусствах. Так что Дэгути искренне поддерживал Морихэя Уэсибу в данной сфере. На территории общины для его тренировок было построено додзе. В это время зародилась начальная форма Айкидо. В 1922 году додзе посетил учитель Уэсибы, Сокаку Такэда. Полгода он проводил в нем свои занятия и перед отъездом выдал О-сэнсею инструкторский сертификат. Тогда Морихэй Уэсиба впервые назвал свой стиль «Айки-будо».

К сожалению, для семьи Морихэя Уэсибы начало 20-х годов ознаменовались не только переездом, сменой религиозных убеждений и успешным основанием додзе, но и чередой трагедий. В апреле родился второй сын Уэсибы, Кунихару. В августе умер его старший брат, а в сентябре скончался и Кунихару. В 1922 году умерла мать о-сэнсэя, Юки.

Внезапно, в 1924 году, Онисабуро Дэгути решил отправиться в путешествие. Он замыслил ни больше, ни меньше, как создать утопическое религиозное государство, объединив Монголию, Тибет, Индию и Китай, распространить свое учение в России и Сибири, и, наконец, явиться в Иерусалим в качестве нового мессии. Каким бы нереальным не казался этот план, Морихэй Уэсиба не мог оставить своего учителя, он последовал за ним и на протяжении всей экспедиции постоянно находился рядом. Дэгути в этот момент всерьез считал себя инкарнацией будды и не обращал внимания на критику. Впрочем, по описаниям современников, он не выглядел лицемером, и был человеком доброжелательным, искренне увлеченным, пусть и несколько ребячливым.

Группа Онисабуро отправилась в Монголию, и благодаря смутной международной обстановке, им даже удалось найти сторонников среди ряда местных военных и религиозных лидеров. Этот период из жизни Дэгути и Уэсибы также полон легенд и противоречивых фактов. Рассказывают, например, что Дэгути исцелял людей и проповедовал, а о-сэнсей обрел дар уворачиваться от пуль и способность предвидеть будущее.

Как бы то ни было, закончилась экспедиция печально. Отряд арестовали, приняв заяпонских шпионов, и приговорили к смерти. 137 человек были расстреляны, спаслось лишь шестеро. Причем, спасение Дэгути, Морихэя Уэсибы и их спутников действительно можно назвать чудесным. Оставшиеся арестанты уже стояли перед стеной, Дэгути сочинял для каждого прощальные стихи, и тут из-за неисправности оружия казнь была отложена. За это время японские власти успели вмешаться в происходящее и добиться возвращения путешественников на Родину.

Неудача экспедиции не повлияла на отношения Уэсибы и Дэгути, и они продолжали по возможности помогать друг другу. Додзе о-сэнсея становилось все более популярным. В 1925 году, например, он был приглашен провести специальную демонстрацию своей техники высокопоставленных чиновникам и офицерам в императорском дворце Токио.

Прибытие в Токио

С середины 20-х годов существенное участие в развитии Айкидо принимал адмирал Исаму Такэсита (Isamu Takeshita, 1869 - 1949 гг.) Такэсита впервые услышал об О-сэнсэе от коллеги по военной академии, изучавшем Дайто-рю АйкиДзюцу в Аябе. В 1925 году Такэсита сам побывал в Аябе и под впечатлением от школы Уэсибы порекомендовал его Ямамото Гоннохоэ (он же Гонбэй, адмирал и дважды премьер-министр Японии, 1852 - 1933 гг.) При поддержке этих двоих в 1925 году Уэсиба Морихэй провел в Токио показательное выступление для военной и политической верхушки. Тогда болезнь помешала ему остаться в городе, но в феврале 1927 года он переехал в Токио со своей семьей и поселился в двухэтажном доме в районе Сиба. Благодаря влиянию Такэситы многие военные, правительственные чиновники и прочие влиятельные граждане начали учиться у О-сэнсэя. Да и сам Такэсита, несмотря на возраст (под 60), активно тренировался, он был на хорошем счету при дворе и сам обучал Айкидо принцев и принцесс. Его дневники, в которых он детально описывал техники Морихэя Уэсибы, позже здорово пригодились исследователям.

В первые годы в Токио Морихэю Уэсибе пришлось несколько раз переезжать и переносить места тренировок, потому что из-за наплыва желающих места постоянно не хватало. Постепенно учеников стало так много, а тренировки так интенсивны, что собственник очередной временной резиденции начал жаловаться, будто скоро уже и балки его дома научатся давать сдачи.

Эра Кобукана

В 1931 году школа Уэсибы получила достаточную финансовую поддержку, чтобы можно было построить постоянное додзе в районе Усигомэ (сегодня Вакамацу-чё, Синдзюку) под названием Кобукан. Тогда будущее Хомбу додзе было одноэтажным, деревянным зданием, где, однако, удалось разметить 80 матов. Кобукан стал базой О-сэнсэя, здесь же жили и обучались многочисленные учи-деси («внутренние ученики»). Так называются обучающиеся, которые одновременно работают помощниками сэнсэя, следят за порядком и чистотой в додзе и часто живут в доме учителя или при тренировочном зале.

Айкидо было открытием. Им интересовались полицейские и военные, им активно занимались флотские — причем моряки приходили в додзе из религиозных побуждений, среди них в силу их профессии было много верующих и суеверных людей. В Кобукан, проверить силу новой звезды, приходили (и часто оставались) представители других боевых искусств. Так, например, попали в Айкидо Минору Мотизуки и Гозо Сиода. В это время среди учащихся можно было встретить таких известных людей как, например, адмирал Эйсукэ Ямамото (Yamamoto Eisuke, президент Японской военно-морской академии, фактически основатель военно-морской авиации в Японии, 1876-1962 гг.), адмирал Санкичи Такахаси (Sankichi Takahashi, 1882 - 1966 гг.), адмирал и будущий командующий 2-м флотом Нобутакэ Кондо (Nobutake Kondo, 1886 - 1953 гг.) и т.д. Помимо военных и приверженцев различных школ боевых искусств, додзе посещали также актеры и танцоры. Среди них, например, техникой Айкидо интересовался наследник одной из самых известных династий театра кабуки, Оноэ Кикугоро VI (Kikugorō Onoe VI, основатель одной из первых профессиональных театральных школ в Японии, 1885-1949 гг.) Внимание представителей таких творческих профессий к боевым искусствам не должно удивлять, так как обучение искусству кабуки предполагает в том числе разучивание ряда физически сложных ката.

Занимались Айкидо и женщины, правда, всего две: мисс Казуко Секигучи (Kazuko Sekiguchi) и Такако Кунигоси (Takako Kunigoshi). По воспоминаниям учеников, О-сэнсэй никогда не делал различий между ними и учениками-мужчинами. Кунигоси после занятий обычно оставалась, чтобы сделать наброски различных техник, и ее рисунки использовались в качестве иллюстраций в первом справочнике по Айкидо, 1933 года, тогда еще под названием “Тренировки по будо” (Budo Renshu).

Время учеников

Стиль занятий и атмосфера додзе в 30-е годы существенно отличалась от современной. Чтобы попасть в Кобукан обычно требовалось две рекомендации. Новички не приступали к тренировкам с первого дня. Сначала они выполняли массу хозяйственных работ, помогали старшим ученикам.

Занятия для внешних учеников начинались в 6.30 утра, а для уче-деси — и того раньше, ведь им нужно было встать и подготовить додзе. В додзе обычно жило 8-15 таких учеников, и еще 30-40 приходило. Люди это были физически крепкие, многие из них мастера кендо или дзюдо, за 80 килограмм весом. Они тренировались так ожесточенно, что соседи называли старый зал «Адским додзе в Усигомэ».


Разминок не было, хотя, конечно, в ожидании сэнсэя ученики могли разогреваться самостоятельно. Как только заходил учитель, начиналась практика. Сэнсэй любил начинать и заканчивать тренировку упражнением кокю-ундо. Затем чаще всего использовалась техника икке в сувари-вадза. Занятие шло полтора часа. Травмы были редки, а легче всего было их заработать из-за несерьезного отношения к сэнсэю. Впрочем, судя по рассказам учеников, руки у них так уставали и болели, что они едва могли удерживать палочки для еды.

О-сэнсэй много путешествовал, успевая посещать разные додзе и школы. Возможность сопровождать сэнсэя была предметом зависти младших учеников. Морихэй Уэсиба напряженно работал над собственными техниками. Часто в додзе он мог показать что-то, чему нельзя было подобрать объяснения. Он никогда не говорил: «А тут нужно повернуться на 45 градусов», в объяснениях О-сэнсэй обычно уходил в сферу духовного. Так что ученикам приходилось собираться после тренировок и пытаться разобраться, что же им такое поведали. К тому же его техники изменялись со временем, и он мог сказать: «Смотрите! Я придумал что-то новое». Его стиль преподавания был традиционным: учитель показывает, ученики стараются понять и классифицировать.

О-сэнсэй мог отказаться демонстрировать свое искусство, если ему не нравились манеры зрителей. Тех, кто являлся в додзе в неформальной одежде, наблюдал за тренировками стоя или скрестив руки на груди, тут же выпроваживали. Рассказывают также, что основателю нравились иллюстрированные истории о героях, и по вечерам кто-нибудь из учи-деси мог делать ему массаж, пока другие зачитывали вслух журналы. О-сэнсэй улыбался и отмечал: «А вот теперь он использовал такую-то технику». Конечно, он также читал много духовной литературы. В додзе находился алтарь, посвященный ками боевых искусств. Морихэй Уэсиба глубоко почитал богов, и все, приходящие в додзе, молились перед алтарем.

Довоенный период Айкидо известен множеством легенд о том, как Морихэй Уэсиба и его ученики побеждали в различных соревнованиях и проверках их искусства. Кто-то мог перенести гигантский камень, кто-то — продержать на вытянутой руке шестерых человек, другой спокойно поднося чашку чая ко рту. Или, например, известна такая история. Как-то на О-сэнсея прямо на улице напала группа людей с деревянным оружием. Конечно же, он, легко уходя от их атак, сумел вымотать нападающих так, что они в итоге, убежали от него сами. Позже, на занятиях в полицейской школе, ученики признались Морихэю Уэсибе, что так они пытались проверить нового мастера.

Разрыв с Омото-кё

До середины 30-х годов друзья из Омото-кё активно помогали развивающейся школе Уэсибы. В 1932 году по инициативе преподобного Онисабуро Дэгути была основана организация Будо Сэнёкай (Budo Senyokai, Ассоциация распространения будо). Целью организации стала пропаганда боевого искусства О-сэнсэя на национальном уровне с помощью разветвленной сети религии. В Танабэ построили огромный зал, где О-сэнсэй также мог преподавать. К сожалению, в 1935 году произошел так называемый Второй инцидент Омото-кё, приведший к очередной волне гонений на приверженцев этой религии. Сам Уэсиба едва избежал ареста. С этого момента ему было необходимо дистанцировать свою деятельность от секты, в том числе, чтобы сохранить место инструктора в различных официальных военных учреждениях.

В предвоенные годы

В 1937 году Япония вступила в войну с Китаем, и условия военного времени сократили число желающих заниматься в Кобукане. Один за другим старшие учи-деси и новые ученики уходили в армию. Однако О-сэнсэй продолжал работу, и в 1938 году вышел второй технический справочник по Айкидо с его фотографиями. В 1939 году Морихэя Уэсибу пригласили вести занятия в Манчжурии, где он принял участие в демонстрации боевых искусств, устроенной в честь 2600-летия Японии.

В 1940 году адмирал Такэсита добился для Кобукана официального статуса, основав организацию Кобукай и став ее первым президентом. Кроме того, в 1941 году он использовал свое влияние для того, чтобы организовать показ техник Морихэя Уэсибы в Императорском дворце перед лицом самого императора и его семьи. Несмотря на приступ желтухи, О-сэнсэй провел демонстрацию на высоком уровне. Рассказывают, что один из его партнеров, Цутому Юкава (Tsutomu Yukawa, 1911-1942 гг.), один из любимых учеников О-сэнсэя, зная о болезни учителя, решил атаковать его в полсилы, и в итоге получил вывих плеча.

Новое имя и прекращение деятельности

В 1942 при поддержке правительства была проведена реорганизация и систематизация японских боевых искусств. Именно тогда школа Морихэя Уэсибы получила официальное название Айкидо. До этого использовались термины Айкидзюцу или Уэсиба-Рю Айкидзюцу и другие. Однако в этом же году, сославшись на болезнь, Морихэй Уэсиба покинул Токио, оставил все государственные должности и переехал с семьей на ферму в Ивама. Предполагается, что причинами такого поступка были либо гонения на Омото-кё, либо неприятие О-сэнсэем войны. По окончании второй мировой Айкидо, как и прочие боевые искусства в Японии, находилось под временным запретом. Лишь в 1948 году, когда страна начала восстанавливаться, О-сэнсэй и его последователи воссоединились и основали организацию Айкикай.

В предвоенный период учениками О-сэнсэя стали следующие, известные сегодня мастера боевых искусств:

Киссомару Уэсиба (Ueshiba Kisshōmaru, 1921 — 1999 гг.), третий сын Морихэя Уэсибы. В 1947 году он стал генеральным директором Хомбу додзе. После смерти отца он был вторым досю (главным учителем, хранителем традиций) Айкидо. Он же стал первым президентом Международной федерации Айкидо (IAF).

Коити Тохэй (Koichi Tohei, родился в 1920 гг.), 10 дан Айкидо, основатель общества Ки и собственного стиля Айкидо под названием Син-син-тоицу айкидо (также известного как Ки-Айкидо). Изучить переводы его работ на русский язык можно, например, на сайте http://ki-moscow.narod.ru/litra/ki.htm

Кисабуро Осава (Kisaburo Osawa, 1911 — 1991 гг), 9 дан Айкидо. Многие годы преподавал в Айкикай Хомбу додзе и был советником Киссомару Уэсибы. В 50-70-е гг. Кисабуро стал одним из самых влиятельных людей в Айкидо, вплоть до 1986 года он оставался директором Хомбу додзе, пока его не сменил внук Морихэя Уэсибы, Моритэру Уэсиба.

Нориаки Инуэ (Noriaki Inoue, 1902 - 1994 гг.), племянник О-сэнсэя. Позже он основал боевое искусство под названием Син-эй Тайдо, схожее во многом с ранней формой Айкидо.

Кэндзи Томики (Kenji Tomiki, 1900-1979 гг.), 8 дан дзюдо. Будущий основатель Томики айкидо. До конца 50-х гг он преподавал в Хомбу додзе, а затем разработал собственную соревновательную систему. В 1974 г. он основал и собственную Японскую ассоциацию Айкидо, пропагандирующую Айкидо как один из видов спорта.

Минору Мотизуки (Minoru Mochizuki, 1907-2003 гг.), 10 дан айкидо, 7 дан дзюдо, 4 дан карате, обладатель множество других достижений в боевых искусствах. Мотизуки свел полученные им знания в собственной школе Ёсэйкай. Мотизуки был первым, кто начал преподавать Айкидо на Западе во время своего пребывания во Франции в 50-х годах.

Гозо Сиода (Gozo Shioda, 1915-1994 гг.), 3 дан дзюдо, 10 дан айкидо, звание Мэйдзин (Великого мастера). Основатель Ёсинкан Айкидо. Разработанные им техники активно применялись японской полицией. В 1955 при поддержке предпринимателей он возглавил в Токио додзе Ёсинкан Айкидо. В 1990 г. Сиода, с целью распространения своего стиля, основал Международную федерацию Ёсинкан Айкидо. Он является автором множества видео-пособий и книг по Айкидо, с которыми можно познакомиться, например, на сайте http://yoshinkan-aikido.info.

- Ёшио Сугино (Yoshio Sugino, 1904-1998 гг.), 10 дан IMAF. После войны и снятия запрета на боевые искусства он преподавал Катори Синто-рю. Именно он был консультантом режиссера Акиры Куросавы при постановке боев в его знаменитых самурайских фильмах 50-х гг., включая «Семь самураев» и «Йохимбо». В 80-е и 90-е Сугино часто путешествовал по Европе, его додзе, под руководством его сына, до сих пор действует как филиал Хомбу додзе Айкикай.

Годы Великой мировой

Военная и политическая обстановка, внезапная тяжелая болезнь, все это вместе привело к переезду О-сэнсэя в 1942 году из светского Токио в деревню Ивама префектуры Ибараки в 100 км от столицы. Сегодня Ивама - часть города Касама.

Хомбу-додзе в это время было закрыто. За зданием, насколько это было возможно, присматривал сын О-сэнсэя, Киссомару. Рассказывают, что он несколько раз спасал додзё от пожара во время бомбежек.

Постепенно поправляясь, Уэсиба вернулся к тренировкам, а также занимался огородничеством и медитацией. В военный период у него учились, в основном, простые сельские жители и немногочисленные приверженцы религии Омото-кё, которые, после правительственных гонений, держались очень тихо.

У О-сэнсэя появилось время отточить свои техники. Его стиль изменялся. Он всерьез заинтересовался работой с дзе и мечом, начал систематизировать свои техники. Теперь на тренировках он все чаще начинал с базовых элементов и продвигался ко все более сложным вариантам. Он подчеркивал важность каждого элемента техники. В этот период он стал использовать термин «такемусу айки». Эта концепция, согласно которой, при высоком уровне владения айкидо появляется возможность идеально спонтанно проводить техники, полностью соответствующие характеру атаки.

Додзё в Иваме

В Иваме при Уэсибе было построено додзё и храм Айки. Изначально додзё было небольшим, в нем не было даже матов, и ученики занимались на голом деревянном полу, позже додзе выложили 24 татами.

После смерти О-сэнсэя додзё в Иваме заведовал Морихиро Сайто. А после его смерти додзё переименовали в Ибараки Сибу додзё. Сегодня главный инструктор в додзё - Хироси Исояма, 8 дан. Он начал тренироваться здесь же в возрасте 12 лет, в 1949 году. В додзё Ибараки работают около 10 инструкторов, и обычно каждый день проходит одна тренировка для постоянных посетителей додзё. А ути-дэси тренируются три раза в день и поддерживают порядок в додзё и в часовне. В наши дни площадь зала расширилась до 60 татами. Здесь же неподалеку находится додзё Хирохито Сайто - Танренкан. Из-за натянутых отношений между Хирохито и организацией Айкикай нельзя тренироваться в обоих додзё одновременно.

В 2011 году додзё существенно пострадало от землетрясения. Провалился потолок, обвалились стены, но, к счастью, никого не задело.

Храм Айки

Хонден - главное внутреннее святилище храма Айки было построено в 40х годах, а в 1962 к нему был добавлен хайден - внешний зал для синтоистских молитв и жертвоприношений. Морихэй Уэсиба ежедневно заходил в храм для короткой молитвы, и обычно раз в месяц проводил более серьезную службу. Она длилась около часа, к церемонии храм украшали приношениями фруктов, овощей и рыбы.

В 2001-2002 году семья Сайто, с одобрения Моритеру Уэсибы, провела ремонт храмовых помещений. Во время ремонта был установлен камень, на котором выгравированы слова «Храм Айки». Дизайн надписи принадлежит Сайсеки Абе, мастеру каллиграфии и Айкидо, который учил каллиграфии самого О-Сэнсэя. Традиционные службы в храме не прекратились. 14-е числа каждого месяца их проводит семья Сайто.

Помимо ежемесячных служб, 29го апреля священники Омото-кё проводят в храме Айки особую церемонию в помять об О-сэнсэе. Сотни айкидок приезжают на это мероприятие. Сначала под старинную музыку проходит служба в храме. Затем устраивается ритуальная демонстрация Айкидо и, наконец, всех приглашают на ланч на территории додзё.

После войны

Преподавание боевых искусств после войны было запрещено союзниками, но в сельской местности этому запрету следовали не так строго. Постепенно ученики Уэсибы, уходившие на фронт, возвращались в додзё. В этот период в Иваме тренировались, например: Гозо Сиода, Коити Тохэй, Минору Мотидзуки, Тадаси Абэ. Кроме того, в Иваме практиковал сын Уэсибы, Киссомару. Былая слава восстанавливалась медленно. Многим ученикам нужно было одновременно тяжело работать, и они не могли посвящать все свое время тренировкам. В это время додзё в Иваме было центром деятельности Уэсибы.

1946 г. Киссомару Уэсиба - получил диплом экономиста в университете Васеда.

1948 г. Основание некоммерческого Фонда Айкикай (Zaidan Hojin Aikikai). В 50-е годы Уэсиба стал чаще приезжать в Токио, он также путешествовал и преподавал Айкидо в других японских городах. В свою очередь, в клубах Айкидо японских университетов возникла традиция проводить гассуку (коллективные тренировки) в Иваме.

1951 г. Минору Мотидзуки отправляется во Францию, обучать дзюдо и Айкидо.

1954 г. Демонстрация Айкидо в Токио, которую посетило 15 тысяч человек.

1955 г. Публичная демонстрация Айкидо на крыше токийского универмага Такасимая. Возвращение штаб-квартиры в Токио, руководство передается Киссомару.

1958 г. Съемки американского документального фильма «Свидание с приключением» (Rendez-vous with Adventure). Герои фильма - два американских журналиста - приезжают в Токио для репортажа об открытии Токийской телебашни и заодно посещают Хомбу-додзё, чтобы узнать, что такое Айкидо и правда ли оно «работает».

1960 г. Медаль почета с пурпурной лентой от японского правительства.

1961 г. Съемки японского документального фильма Японской национальной телесети. На английском языке фильм вышел под названием Founder of Aikido, он рассказывает о жизни О-сэнсэя и тренировках в Иваме и в Токио.

1961 г. Путешествие на Гавайи, где О-сэнсэй открыл додзё в Гонолулу и сорок дней проводил тренировки.

1964 г. Вручение ордена восходящего солнца 4 степени как основателю Айкидо.

Хироси Тада отправляется в Италию, в качестве представителя Хомб-додзё Айкикай, Нобиёси Тамура отправляется во Францию, Йосимицу Ямада отправляется в Нью-Йорк, США.

1965 г. Кацуаки Асай отправляется в Германию, Сэйити Сугано отправляется в Австралию.

1966 г. Кацуо Сиба отправляется в Лондон, Англия, Тосикацу Итимура отправляется в Швецию.

1967 г. Ясунари Китаура отправляется в Испанию.

1968 г. На месте старого одноэтажного здание Хомбу-додзе возводится современное, большое додзё в пять этажей.

Последние годы

Последние годы своей жизни О-сэнсэй провел в Иваме. Район был зеленый, весной всюду цели каштаны, персиковые деревья и порой прямо посреди улицы из земли прорывался упрямый стебель бамбука. Примерно известен режим дня, которого О-сэнсэй придерживался в 1968 году, в 86 лет.

Уэсиба поднимался в 6 утра, а это значило, что ути-дэси должны были вставать еще раньше. Утро он начинал с ванной. Условия были крайне примитивные, ванна представляла собой металлический чан, прямо под которым разводили огонь. Разумеется, находиться в такой посудине было невозможно, так что в нее залезали обутыми в гэта или вставая на специальную деревянную подставку. Такие ванны в Японии назывались гоэмонбуро, в честь известного грабителя Гоэмона Исикавы, которого сварили заживо за его преступления.

После водных процедур был простой завтрак. О-сэнсэй всегда ел со своей женой, Хатсу. До старости лет у них сохранились хорошие отношения, и за едой они шутливо подсовывали друг другу кусочки еды: «Ты это ешь», «Нет, ты сам это ешь». Пища была простой, традиционной, О-сэнсэй только изредка пробовал что-либо новомодное, типа риса карри.

Также каждое утро О-сэнсей одевался в официальное кимоно и хакама, собирал самбо и шел в храм. Самбо - это поднос, который используется в синтоистских обрядах. На него ставятся две миски: с рисом и солью и чашечка ритуального саке - омики. В своей ежедневной молитве он обычно обращался к 42 наиболее популярным богам синтоизма и буддизма. Сегодня эту группу богов называют «Айки но Оками» или «Большие боги Айкидо». Кроме того, раз в месяц он проводил еще одну церемонию - самостоятельно толок в ступе рис, делал из него лепешки и подносил богам.

До самой смерти Морихэй Уэсиба присматривал за огородом, где росли редька, лук, чеснок, турнепс. Он также вел тренировки, обычно вечерние занятия, начинавшиеся в 7 часов. О-сэнсэй предпочитал техники сувари вадза - шомен учи иккё и ай-ханми кататетори ириминаге омоте.

Ужинал в 5 вечера. К 9 он обычно уже ложился спать. Бывало довольно холодно, и по старинной традиции в постели сначала лежала служанка, чтобы ее согреть. Иногда по вечерам ученики делали сэнсэю массаж ног или читали священные тексты Омото-кё.

Раз в неделю О-сэнсэй в сопровождении учеников заезжал в Хомбу-додзё. И если в Иваме он был пожилым человеком, позволявшим себе подремать на солнце или сажать с женой арахис, то в Токио он принимал роль генерального директора и президента компании. Сопровождение учителя было непростой задачей. В последние пять лет жизни Сэнсэй иногда разражался вспышками ярости, видимо, бывшими предвестниками его болезни. В такие моменты все его боялись, и шиханы выясняли у помощников заранее в каком настроение Уэсиба, чтобы, в случае опасности, исчезнуть с горизонта.

В 1969 году О-Сэнсэй заболел раком печени. Он провел некоторое время в госпитале университета Кейо, затем вернулся домой и 26 апреля умер. Двумя месяцами позже умерла его жена. Посмертно он получил буддистское имя Айки-ин Сэйбу Эню Дайдоси, а японское правительство объявило его священным национальным достоянием Японии. Прах О-сэнсэя был похоронен в Танабе в семейном храме, а волосы сохранились в Иваме, Хомбу-додзё, додзё Кумано и Аябэ.