История вегетарианства в мире. История вегетарианства и виды вегетарианских диет

Одни только слышали о нём, другие уже успели оценить этот великолепный, дарящий бодрость и хорошее настроение, напиток. Чай Мате - наследство индейцев Южной Америки - стал настоящим подарком для любителей экзотических напитков.

Это душистый напиток, оказывающий выраженное тонизирующее действие. Его изготовляют из сухого сбора листьев и молодых побегов парагвайского падуба. Растёт этот высокий (до 15 метров) кустарник и в других странах Южной Америки, но первыми заваривать напиток из падуба стали племена индейцев многие сотни лет назад.

Уже тогда они заметили его полезные свойства. После употребления чая наступал прилив сил, проходили желудочные хвори. Индейцы и дали напитку имя «Мате» («Матэ»), что означает «кувшин, выполненный из тыквы» - именно в таких сосудах заваривался и подавался чай раньше.

Привычку пить Мате переняли путешественники и завоеватели, прибывшие на континент. Им он оказал неоценимую помощь в борьбе с последствиями цинги, возникавшей после долгих морских переходов.

Испанские завоеватели и привезли Мате в Европу. Но напиток был «на любителя», и не сразу прижился в европейских странах. Первоначально его использовали как лекарство для укрепления организма и борьбы с малокровием.

Сегодня чай Мате популярен. Падуб растёт как в естественных условиях, так и на специально созданных плантациях, где за кустарником ухаживают, а затем собирают листья и побеги для изготовления чая.

Химический состав и калорийность напитка

В состав чая Мате входят алкалоиды, дубильные вещества, железо, калий, натрий, марганец, медь и магний. Также те, кто пьёт Мате, получают бета-каротины и витамины С, В, Р и Е.

В 100 г содержится 151,8 ккал, а также 13% белков, 11,3% жиров и не более 2,5% углеводов.

Таким образом, парагвайский чай может обеспечить человека многими нужными веществами. А ещё он просто удивительно вкусен.

Полезные свойства чая Мате для здоровья:

Такой напиток поистине неоценим:

  1. Польза чая Мате находит применение в терапии целого ряда заболеваний. Прежде всего, его нужно пить тем, кто страдает недугами органов пищеварения – гастритами с повышенной кислотностью и изжогой, запорами.
  2. Напиток способен нормализовать давление у гипертоников. Он тонизирует стенки сосудов, улучшает мозговое кровообращение.
  3. Уровень холестерина, благодаря употреблению чая, понижается.
  4. Лёгкий мочегонный эффект также относится к полезным свойствам такого чая.
  5. Используют Мате и для укрепления иммунитета. Он помогает человеку набрать силы после перенесённых тяжёлых заболеваний.

А ещё стоит учесть, что матеин, входящий в состав чая, бодрит не хуже, чем кофе.

Чем полезен для женщин

Женщины пьют Мате, чтобы быстрее похудеть. Он позволяет сбросить лишние килограммы, так как разгоняет обменные процессы в организме. Кроме того, при регулярном употреблении этого напитка, диеты переносятся легче, поскольку он притупляет чувство голода.

Полезен Мате и при обильных болезненных менструациях

Полезные свойства для мужчин

Парагвайский чай неоценим для мужчин, которые никак не избавятся от вредных привычек. Он выводит из организма токсины, снижает зависимость от табака и алкоголя. Благодаря чаю, организм обновляется и очищается.

Инструкция по применению

Чай Мате заваривают несколько другим способом, чем обычный чёрный. Придется обзавестись калебасом и бомбильей - специальной посудой, приближенной по свойствам к аутентичной.

Как правильно заваривать и пить чай Мате

Наилучшим вариантом будет заварить этот вид чая в калебасе. Он представляет собой специальный сосуд, приобрести который можно в магазинах, торгующих различными видами чая. Там же можно спросить и бомбилью – интересную трубочку с фильтром.

  1. Чай Мате засыпают в калебас. Он должен заполнить примерно две трети объёма посуды.
  2. Калебас встряхивают и слегка наклоняют.
  3. Затем на освободившееся место устанавливают бомбилью, после чего посудину ставят на стол.
  4. Согласно линии трубочки, наливают холодную воду. Она должна занимать тоже две трети оставшегося места. Оставшуюся треть заполняют кипятком.
  5. После этого чаю дают настояться 1-2 минуты.

Кроме этого, базового, есть и прочие разнообразные рецепты приготовления чая Мате. Можно подавать его с молоком или на молоке. В последнем варианте в литр кипящего молока высыпают до 5 столовых ложек чая, дают ему настояться пару минут и только после этого пьют.

Вместо холодной воды можно использовать любые сладкие соки. Наливают в калебас яблочный, персиковый, апельсиновый, грушевый или мультифруктовый нектары. Также разрешено добавлять в напиток корицу и имбирь.

Узнав, как заваривать и пить чай Мате правильно, понимаешь, что овладел настоящим искусством, которое обязательно стоит освоить всем любителям такого напитка.

Также нужно знать, как правильно пить парагвайский чай. Принято неторопливо потягивать его из той посуды, в которой он был заварен, то есть, из калебаса. Оставлять питье «на потом» категорически не рекомендуется - оно начнёт горчить, и чем дальше, тем больше.

Те, кто не пожалел времени на изучение правил заваривания чая Мате, остаются верны этому великолепному напитку на долгие годы.

Чай Мате, как средство для похудения

Чай Мате входит в состав многих диет. Если одновременно придерживаться умеренности в пище и давать организму физическую нагрузку, можно добиться прекрасных результатов. При соблюдении всех условий, получается сбросить до 4-5 кг в месяц.

Чтобы Мате дал максимальный эффект, нужно пить его не меньше месяца. Но не больше, чем 1 л в день. Иначе можно заработать выраженную тахикардию и бессонницу, ведь в состав напитка входит кофеин.

Благодаря такому чаю обменные процессы разгоняются, что способствует сжиганию калорий, расщеплению и выводу жиров. Мочегонный эффект напитка помогает организму избавиться от излишней жидкости.

А еще Мате притупляет чувство голода. Чашечка чая вместо ужина или полдника – и вы будете чувствовать себя прекрасно, незаметно теряя килограммы.

Кому напиток противопоказан, и какой от него вред

  • Это маленькие дети и женщины, ожидающие ребёнка или кормящие грудью.
  • Не пьют напиток и те, кто страдает простудными заболеваниями с высокой температурой.
  • Нежелательно употреблять Мате лицам, имеющим камни в жёлчном пузыре или почках, аллергикам и тем, кто имеет индивидуальную непереносимость этого напитка.
  • Имеющим предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищевода или лёгких (воспалительные процессы, наследственность) также лучше отказаться от регулярного употребления парагвайского чая.

Как правильно хранить


Выбирая чай в магазине, следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. На упаковке указана страна-производитель. Лучше всего покупать чай, изготовленный в Парагвае.
  2. Также смотрите на срок годности. Сбор не должен быть старым – он со временем теряет аромат и утрачивает свойства.
  3. Лучший чай Мате производят из листьев, собранных вручную. Совершенно не понятно, как это можно проверить, но знание этого факта никому не повредит.
  4. Наиболее душистым и вкусным будет напиток из сухого сырья, в составе которого минимальное количество побегов, и максимальное – листьев.
  5. Упаковка должна быть без повреждений.
  6. В составе чая могут присутствовать различные добавки. На каком варианте остановиться – дело вкуса.

Чтобы сохранить чай на протяжении длительного времени, следует подобрать для него подходящую тару. Плотно закрытая крышка и герметичная упаковка позволят сберечь приятный запах Мате и избежать впитывания ним посторонних примесей. Держать чай рекомендуется в сухом месте.

Не стоит покупать такой растительный сбор наспех в первой попавшейся торговой точке. Лучше прогуляться в специализированные магазины - там есть возможность выбрать наиболее понравившийся чай из нескольких вариантов, а также приобрести всё необходимое для его заваривания. И пусть чаепитие станет для вас праздником!

Вегетарианство впервые получило широкое распространение в Древней Индии, в эпоху зарождения буддизма. Принц Сиддхартха Гаутама, позже названный Буддой, в возрасте 29 лет покинул дворец родителей, чтобы стать отшельником и начать аскетический образ жизни. Именно тогда он решил отказаться от любого насилия, в том числе и над животными. Так начинался путь одной из ключевых фигур в истории вегетарианства.

Примерно в то же время вегетарианство начало зарождаться в Древней Греции. В этой стране отказ от мяса не был массовым явлением: его придерживались только члены религиозных общин и некоторые мыслители. Одним из первых греков-вегетарианцев был философ и математик Пифагор. Источники утверждают, что философ умер естественной смертью в возрасте около 80 лет (в то время почти никто не доживал до таких седин). Такое долгожительство подтверждает эффективность вегетарианства как вида здорового питания.

Некоторые древнегреческие историки (Тацит, Гекатей Милетский и другие) в своих трудах упоминают, что на территории Эллады и соседних государств было немало «вегетарианских» племен. Например, жители племени гипербориан, проживавшие в северной Греции, вообще не ели мяса (их называли «чистыми» людьми) и отличались крепким здоровьем и долгожительством.

Что касается истории вегетарианства в Римской империи, то о ней известно совсем немного. Стоит упомянуть, что государственный деятель и философ Сенека, проживавший в Древнем Риме в 1 веке н.э. решил отказаться от мясной пищи по этическим причинам. По его словам, уже через год после отказа он начал чувствовать не только оздоровление организма, но и приятную легкость в душе.

После христианизации Европы след вегетарианства надолго затерялся. Вновь к этой идеологии начали обращаться средневековые монахи, отказавшиеся от мяса по аскетическим соображениям. Однако эти люди не были настоящими вегетарианцами, ведь они по-прежнему продолжали есть рыбу. Можно считать их первыми пескетарианцами.

Новый этап развития вегетарианство получило уже в эпоху Просвещения, когда против насилия над живыми существами выступили такие известные европейские писатели и ученые, как Жан-Жак Руссо, Чарльз Дарвин, Жорж-Луи Леклерк де Бюффон и многие другие. Если обратиться к истории вегетарианства в США, то нельзя не упомянуть Бенджамина Франклина, одного из лидеров войны за независимость, который также был приверженцем безубойного питания.

Само слово «вегетарианство» люди начали употреблять в 1842 году, когда основатели «Британского вегетарианского общества» решили взять за основу латинское слово «vegetus», что в переводе на русский означает «здоровый, крепкий, бодрый». Новое слово стали использовать не просто для обозначения растительной диеты, а для названия целого образа жизни, включавшего в себя философские, нравственные и медицинские аспекты. В 1847 году возникло первое крупное общество в истории вегетарианства – «The Vegetarian Society», которое базировалось в Манчестере. В первый год своего существования оно насчитывало около 500 человек (сейчас в этой организации более 80 000 членов). Многие удивятся, когда узнают, что и Авраам Линкольн, шестнадцатый президент Соединенных Штатов, практиковал вегетарианство.

Современная история вегетарианства

На рубеже XIX и XX веков ряды вегетарианцев пополнил русский писатель Л. Н. Толстой. Среди интеллигенции Толстой был бесспорным авторитетом, что позволило ему склонить на свою сторону многих своих друзей и коллег. Вслед за автором «Войны и мира» вегетарианцами стали Лазарь Заменгоф (создатель языка эсперанто) и другой известный лингвист Лео Винер, который стал одним из основателей вегетарианских обществ в США и Германии.
История вегетарианства пошла на новый виток, когда 1908 году в Дрездене был создан Международный вегетарианский союз, основной целью которого стала популяризация безубойного питания. Позже в него вступили многие континентальные и региональные вегетарианские сообщества. Сейчас этой некоммерческой организацией руководит собственный Международный совет, избираемый на Мировом вегетарианском конгрессе.
В 1950 году аналогичный союз был создан в Штатах. Объединяя людей разных национальностей, он каждые 2 года организует конгрессы в разных государствах.

В Индии и в наши дни вегетарианство сохраняет стабильную популярность из-за того, что большинство жителей этой страны проповедуют буддизм. Между прочим, отказ от мяса – один из основополагающих принципов индийской философии йога.

История вегетарианства на этом не заканчивается, а, наоборот, переживает эпоху расцвета. В России с 2001 года действует Евразийское вегетарианское общество, которое является членом Международного Вегетарианского Союза и Европейского Вегетарианского Союза (был создан в 1988 году в Нидерландах) и объединяет последователей этой философии, проживающих на территории стран бывшего СССР.

Вегетарианство как особая система питания перекочевало в Европу в далекие древние времена скорее всего из Азии, от брахманов, йогов, буддистов и последователей Зороастра. Уже в 5-6 тысячелетии до нашей эры священнослужители Древнего Египта не ели мяса. Они делили пищу на чистую и нечистую. Туши животных были нечистые, и нельзя было к ним даже прикасаться. Существовали также в древности общества или ордена, членам которых запрещалось есть мясо.

Некоторые из древних философов и ученых сообщают нам о странах и племенах, которые питались вегетарианским способом. Так, например, Гекатей Милетский, а за ним и Тацит утверждают, что гипербориане, проживающие в северной части Греции, в Трации (называемой «чистой страной»), не ели вообще мяса (поэтому были названы «чистыми» людьми) и славились своим здоровьем. Впрочем, даже в наши времена, в XX веке, исследователи открывают и описывают некоторые центры долгожителей, изолированные в основном в высокогорных районах, где тысячелетиями живут небольшие народы, или племена, питающиеся почти исключительно вегетарианским способом и отличающиеся поразительно хорошим здоровьем и долголетием. Можно назвать, например, Счастливую долину, или страну хунзов, в Гималаях, долину Вилкабамба в Андах, или племя тубу, живущее в финиковом оазисе в средней части Сахары.

Овидий в XV книге своего труда «Метаморфозы» знакомит с учением Пифагора, вкладывая в его уста тираду против употребления мяса. Пифагор напоминает в ней, что «золотой век» был счастливым и не пятнал себя умерщвлением. Ведь люди имеют много прекрасной пищи, которую дает им щедрая природа без убийства и пролития крови.

Многие древние философы и основатели религий были вегетарианцами. Назовем здесь, например, Будду, Зороастра, Пифагора, Сократа, Платона, Плутарха, Гиппократа, Овидия, Сенеку. Среди отцов церкви в первых веках христианства вегетарианцами были Ориген, Тертуллиан, Хризостем, Климент Александрийский. Нужно признать, немясное питание по причинам прежде всего религиозно-аскетического характера было обычным явлением среди многочисленных христианских аскетов, отшельников и святых древности и средних веков.

Позже вегетарианства придерживались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, Спиноза, Руссо, Гёте, Вагнер, Шиллер, Байрон, Шелли, Шопенгауэр, Метерлинк, Линкольн, Ницше, Вольтер, Ибсен, Сельма Лагерлёф, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Ганди, Баден, Пауэлл, Лев Толстой, Заменгоф, Горький и открывший витамин B12 Лестер Смит. К этому числу принадлежит знаменитый стайер Нурми.

Конечно, не все известные люди, которых с гордостью перечисляет вегетарианская литература, были вегетарианцами всю свою жизнь, многие пришли к нему в зрелом или в пожилом возрасте, по мере прогрессирующего духовного развития. Примером может служить Лев Толстой. Необходимо подчеркнуть, что пожилой возраст является благоприятным периодом жизни для перехода на вегетарианство и это, в основном, по двум причинам:

  • стареющий организм менее работоспособен, и мясо является для него более тяжелой и вредной пищей, что пожилые люди сами нередко ощущают;
  • обычно пожилой человек становится более чувствительным к этическим проблемам и морали по причине большого жизненного опыта и духовного развития.

Современная история вегетарианства

В современной новой форме вегетарианство развилось прежде всего в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Интересовались им в основном пуританские круги. В 1847 г. возникло первое английское вегетарианское общество, которое, впрочем, сейчас насчитывает около 80 000 членов, оно имеет периодические издания, брошюры и книги, содержит ресторан.

В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который вложил в его идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

В 1908 г. под покровительством Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.


В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это прежде всего так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

Религия и аскетизм Востока очень благоприятствуют вегетарианству. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот большой народ. Индийская философская система йога предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

В 1950 году в США основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был упомянутый уже врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.


В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

После Второй мировой войны в итоге пробудившегося к идеям вегетарианства интереса в Варшаве возникло «Общество сторонников вегетарианства». Но отнюдь не все его члены - строгие вегетарианцы. Горячим пропагандистом вегетарианства является М. Серадский, по профессии учитель, который вегетарианским способом питания вылечился от тяжелой болезни сердца и в свои весьма преклонные годы внушает уважение своим здоровьем и физическим состоянием.

Вегетарианство уже давно переступило черту в семь тысяч лет существования. Известен тот факт, что . Мясо вошло в человеческий рацион во времена ледникового периода. Именно тогда, по мнению антропологов, люди были вынуждены отойти от растительной диеты и начать употреблять мясо.

Эта привычка плотно укоренилась и сохранилась до наших дней – ввиду необходимости, из-за изменившихся условий жизни. Но, невзирая на это, история человечества предоставляет нам неоспоримые факты – во все времена существовали люди, . Путь массового потребления мяса, даже в наиболее развитых государствах, насчитывает не более сотни лет. Во многом столь масштабное мясоедение спровоцировано изобретением холодильника.

В древнейшем обществе изначально появилось собирательство, что, естественно, подразумевает . Лишь спустя некоторое время люди открыли для себя охоту и рыболовство. Так началось человеческое пристрастие к животной пище. Вероятно, что одними из первых вегетарианцев, не евших мясо по каким-то своим принципам, были египетские жрецы. Скорее всего, за отказом от пищи животного происхождения крылись религиозные или магические причины. Мощная земледельческая структура Египта легла в основу широкого распространения вегетарианства.

На территории Европы вегетарианство обрело широкую популярность первым делом в древней Греции. Греки считали растительную пищу более полезной, даже воины отдавали предпочтение отказу от мяса. Не даром, всем известная с детства каша называется геркулесовой, по имени известного древнегреческого силача.

Наиболее известным вегетарианцем-эллином является Пифагор. Этот выдающийся разносторонний ученый увлекался не только математикой, но также был посвящен в эзотерические знания египетскими жрецами (он обучался в столице Древнего Египта – Мемфисе 22 года). Пифагор знал все тайны человеческого организма, ему хорошо было известно, как надо обращаться с телом, чтобы сохранить молодость и здоровье. Эти знания Пифагор передавал своим ученикам в основанной им школе. Юные пифагорейцы занимались музыкой, танцами, гимнастикой, упражнениями в беге, метании дротиков. Словом, физические нагрузки были весьма существенными, а вот еда, по современным меркам, скудной. Обед их состоял из хлеба, меда и олив. Вечерняя трапеза была и того скромнее. Тем не менее, учитель и ученики выглядели настоящими атлетами. Пифагору было около 60 лет, когда молодая девушка, прекрасная Феано, покоренная духовной и физической красотой Учителя, призналась ему в своей любви. Она стала его женой и родила троих детей.

Но нигде вегетарианство не было так развито, как на Востоке. Это во многом связано с религиозными и философскими факторами. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот многочисленный народ. Индийская философская система – йога – предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

В современной новой форме вегетарианство развилось, прежде всего, в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в 1847 году в Манчестере -”The vegeterian society”. Оно имеет разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество книг ради пропаганды своего учения.

В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианские общества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии, Испании, где мясная пища употребляется меньше, чем в Северной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианская проповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно.

В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который привнес в эту идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

В 1908г. под покровительством Льва Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.

В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это, прежде всего, так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет. Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число его адептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительной пищи, исчисляется десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы (отели), в одном Лондоне их около 30, и ресторанов в Англии более 60. Такие же учреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилия вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобоваримость. Обращается внимание также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются удовлетворить и остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха, приспособлениям к физическим упражнениям и т. д.

В 1950 году в США был основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.

В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясь исключительно произведениями растительного царства, может поддерживать свое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и при смешанном питании. Более того, доказано, что в Европе уже распространяется явление, называемое экспекторацией, состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии экспекторация уже почти совершилась, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах, а именно, в Китае и Японии. Происходит это вследствие естественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия, а также фабричного и заводского производств. Таким образом, волею или неволею, человечество влечется в более или менее отдаленном будущем к вегетарианству. Выходит, что вегетарианство, несмотря на возражение многих докторов и физиологов, имеет вполне реальные основания, как научные, так и культурно-исторические.

В экспериментах показано, что выносливость вегетарианцев при мышечной работе в 1, 5 раза больше, чем у людей, употреблявших мясо. При преимущественно растительном питании возрастает устойчивость к стрессам. В конце прошлого века профессор М. Бирхер-Беннер успешно лечил многие плохо поддававшиеся лечению болезни сырой пищей. В сравнительно недавних исследованиях Киевского НИИ гигиены питания установлено, что сырые овощи стимулируют обмен веществ особенно у пожилых людей. В 1988 г. Американская диетологическая ассоциация объявила свою позицию в отношении строгих форм вегетарианства (веганство): при условии дополнения рационов препаратами витаминов и минеральных веществ веганство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертонической болезни, некоторых форм рака, инсулинонезависимого сахарного диабета и других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка вегетарианских рационов.

Ранее вегетарианский способ питания обосновывался либо с философской, либо с религиозной точек зрения. В наши дни сторонники вегетарианства преследуют такие цели: стремление к созданию и укреплению здоровья, увеличение продолжительности жизни, предотвращение самых разнообразных заболеваний (болезней желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистых расстройств, заболеваний обмена веществ). Определенную роль играют традиции в семье, а также экономические соображения.

Сейчас по всему миру насчитываются миллионы вегетарианцев. И эта идеология все более распространяется, никак не уменьшая своего влияния. Многие ученые занимаются проблемами питания человека, ведутся споры о том, насколько необходимо нашему организму мясо. Приверженцы растительной пищи считают, что она полностью заменяет животную, и к тому же улучшает состояние здоровья.

В священном индийском труде – Дхаммапада – есть изречение Будды: «…будут утверждать, что я позволял есть мясо и сам ел его, но знай же, я никому не позволял есть мясо, сейчас не позволяю и никогда не позволю». И это в литературе, датируемой третьим веком до нашей эры! А ведь многие считают, что вегетарианство – еще одна современная модная диета. Всем, кто так считает, стоит узнать побольше об этой культуре питания, которая недалека от философии или даже религии.

Первые вегетарианцы в истории

Знакомясь с историей вегетарианства, часто встречается мнение, что авторство этой диеты принадлежит Великобритании. Англичане, правда, в XIX веке первыми назвали повседневный отказ от мясных блюд вегетарианством. Однако «пальма первенства» принадлежит не им, эта философия существовала задолго до этого.

Ученые-антропологи считают, что первые люди на Земле жили за счет собирательства и ели исключительно растительную пищу. Убивать животных им было незачем, так как места их обитания были полны плодами, ягодами, корнеплодами. Для чего тратить драгоценную энергию на изнурительную охоту, если вокруг уже есть готовая еда? Но с наступлением Ледникового периода картина древнего мира сильно изменилась. Человек вынужден был искать другие источники питания, так как растительности не было.

Так, по мнению науки, люди стали хищниками и мясоедами. Однако догадки о том, что все мы когда-то были вегетарианцами остаются только догадками. Многие из ученых ставят под сомнение такую идею, ведь на наскальной живописи нет рисунков или . Зато сцены коллективной охоты наши пращуры очень любили изображать. Первые письменные подтверждения о вегетарианстве были найдены в Египте, датируются они IV-V веком до н. э.

На берегах Нила жрецы отказывались есть мясо и носить шкуры животных. Однако точно неизвестно, почему они это делали. Есть предположение о том, что священнослужители боялись, как бы убитые животные не помешали общению с богами. Может быть и так. Ведь почти весь египетский пантеон состоял из богов-животных. Каждое живое существо здесь ценилось очень высоко и обладало душой.

Немного позже в античной Греции идея отказа от мяса появилась без всякой мистики. Здесь сформировалась именно та философия, которую преследуют и современные вегетарианцы.

Родина философов и математиков в свое время была очень прогрессивным и новаторским государством: первая демократия, массовое обучение женщин (в Европе до XIX века считали, что образованность очень вредна для женского мозга), искусство т. д. Здесь многие ученые мужи сознательно не ели мясо убитых животных, среди них были: Сократ, Плутарх, Платон.

Считается, что самый весомый вклад в развитие античного вегетарианства внес Пифагор (VI век до н. э.). Он слыл мудрым философом и окружал себя учениками, которым и передавал свои идеи. Ученый полагал, что у каждой твари есть душа и верил в реинкарнацию, осуждал убийство животных и питался только растительной пищей. Ему подражали его последователи – пифагорийцы. Сегодня их называют «первым обществом вегетарианцев». Спустя еще два века отец медицины – Гиппократ – описал вегетарианство как способ лечения.

В это же время идея отказа от мяса процветала в другой частях планеты. Вегетарианства придерживались:

  • племена инков (точно не установлено);
  • воины Спарты (считали, что мясо забирает силу и вредит сознанию);
  • даосы (в силу религии);
  • эллинское племя гипербориан (за это их называли «чистыми людьми»);
  • римляне (руководствовались рекомендациями врачей, в том числе Гиппократа).

Но родиной вегетарианства считают Индию, так как многие индийские религии не допускают поедания животных. Эта страна и сегодня лидирует по количеству вегетарианцев среди населения. Еще до появления Будды индусы отказывались убивать животных ради еды, так как считалось, что мясо мешает достичь гармонии духа и тела. Также древние индусы верили, что такая пища вызывает агрессию и негативные мысли, порождает моральную слабость.

В I тысячелетии Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал основателем буддизма, продолжил идею неприкосновенности каждого живого существа.

Духовный наставник учил своих последователей: «…стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ…». Однако в силу климатических условий не каждый буддист является вегетарианцем.

Запрет на вегетарианство

История развития вегетарианства не лишена «белых пятен». С начала зарождения христианства и до эпохи Возрождения в Европе письменных упоминаний об этой идее очень мало. Известно лишь, что некоторые монахи в Средние века отказывались от мяса в силу собственных убеждений. Именно появление и широкое распространение христианской религии, которое пришлось на III век нашей эры, считают причиной забвения вегетарианства.

Хотя и в священных трудах этого вероучения четко сказано: «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой…поедающий плоть убиенную - вкушает от тела смерти» (Евангелие от ессеев).

В первой книге Ветхого Завета можно прочесть: «…только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, IX глава). Однако христианская церковь поддерживала пищу из мяса, руководствуясь тем, что Иисус ел его.

Сегодня теологи еще спорят об этом, так как слово «тропхе» в древнегреческих текстах раньше переводили как «мясо», а сегодня как «еда». Тем не менее в Средние века мясо было общедоступным продуктом для богачей и обычных крестьян и есть его никто не запрещал. Монахи-вегетарианцы, пытавшиеся оспорить такое положение никак не повлияли на ситуацию. Церковь умела решать вопрос с негодующими: всех, несогласных с ней хоть в чем-то просто сжигали, в том числе осмелившихся упрекнуть религию в убийстве.

Период, растянувшийся почти на 1000 лет (с IV века до XIV) можно назвать упадком вегетарианства.

Конечно, такая картина была не везде, в той же Индии люди, как и раньше, не ели мясо и их никто не сжигал за это. Однако на большей части Евразии уже никто не прославлял эту идею. Разве что, в голодные годы люди поневоле становились вегетарианцами.

Возрождение философии

Вновь об отказе от мяса смело заговорили только к началу эпохи Просвещения. Новые идеи и веяния стали модными, кроме этого вторая волна популярности настигла древнегреческих философов. Учения мудрых греков стали пропагандировать заново, в том числе и . Одним из самых ярких ее последователей был любитель всего необычного и прогрессивного – Леонардо да Винчи. Он полагал, что вскоре убийство животного будет равносильно убийству человека.

Считается, что официально возрождение вегетарианства произошло в Великобритании. Англичане привозили из Индии – своей самой большой колонии – самые разные диковинки: животных, пряности, ткани, краску, благовония. Также среди «импорта» была ведическая религия, культура и вегетарианство, которое тогда называлось просто « ». Идеи о растительном питании и запрете на убийство животных получило и здесь своих поклонников.

К 1847 году в Манчестере появилось вегетарианское общество, которое пропагандировало свои идеи (хоть и не навязчиво). Отсюда эта философия распространилась на другие страны и континенты. В это время в Америке и Европе был экономический кризис и традиционные мясные продукты стоили достаточно дорого. Такое положение на рынке способствовало развитию растительной диеты.

Как и со многими нововведениями, Россия немного припозднилась с процветанием вегетарианства. Примерно в 1885 году знаменитый деятель и писатель Лев Толстой встретился с Владимиром Гейнсом (Уильям Фрей), который сумел доказать Толстому, что организм человека не способен нормально переваривать и усваивать мясо. С тех пор Лев Николаевич стал ярым противником мясного рациона. Первое российское вегетарианское общество образовалось в Питере в 1901 году. Здесь даже открыли специальную столовую, где последователи этой идеи могли наслаждаться блюдами без мяса. Немного позже такое же заведение открыли в Москве на Никитском бульваре.

Однако после 1917 года коммунистическая философия никак не состыковывалась с вегетарианством. Животноводство должно было процветать, а кому это надо, если все откажутся от мяса? Как когда-то христианская церковь, коммунисты запретили подобные пристрастия, разговоры и мысли. А для тех, кому вздумается найти информацию об этой пищевой культуре в Большой советской энциклопедии записали: «Вегетарианство основывается на ложных идеях и гипотезах, в Советском Союзе не имеет приверженцев». Таким и оставалось положение до новой эпохи.

Вегетарианство сегодня

В наши дни идею абсолютной растительной диеты может придерживаться каждый. Гуманное отношение к живым существам пропагандируется и подобная культура питания набирает популярности.

По всему земному шару сегодня насчитывают почти 1 миллиард последователей этой философии (3% от всего населения Земли).

Как и прежде, больше всего вегетарианцев – индусы. Также немалую часть от этого миллиарда составляют тайванцы и китайцы. В Америке примерно 5% населения отказываются от насилия над животными и не едят их (статистические данные на 2012 год).

В Европе отношение к вегетарианству до сих пор неоднозначно. Например, в Польше эта культура практически не находит последователей, а некоторым неизвестен даже сам термин. В 2013 году портал по подбору персонала Superjob организовал опрос россиян. 4% из них отнесли себя к ряду противников насилия над животными. Среди старшего поколения оказалось больше всего несогласных с этим движением, возможно в силу того, что «в Советском Союзе не было приверженцев».

Многие наши современники говорят о том, что переход на растительную диету не просто право выбора, а обязанность человека перед нашей планетой. Массовое производство мяса в развитых странах загрязняет окружающую среду не меньше других видов промышленности. Например, продукты жизнедеятельности животноводческих ферм загрязняют ее больше, чем канализация мегаполисов почти в 10 раз. Также, чтобы создать потребляемое количество мяса, человечество тратит огромную долю питьевой . В 2006 году ООН доложило, что скотоводческие фермы вырабатывают больше парниковых газов, чем машины.

Как можем догадаться, в наши дни вегетарианство переживает еще один пик своей популярности. Возможно, как предсказывал да Винчи, скоро мы все будем относится к убийству животного также, как и к убийству человека. Если снова не появится новая религия или политическая партия.