Исповедоваться без причастия. Исповедь и причастие

Обязательно ли перед каждым Причастием исповедоваться священнику? Что делать, чтобы исповедь не становилась формальной? Какие события в жизни мирянина должны быть освящены благословением священника? Почему нельзя спешить с выбором духовника? Как избежать духовной «раздвоенности»? Эти и другие актуальные вопросы мы обсудили с председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, викарием Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием.

Откровение помыслов и исповедь мирянина

Владыка, сегодня можно услышать разные точки зрения относительно исповеди: частой она должна быть или редкой, регулярной или только в случае впадения в тяжкие грехи… Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

Я думаю, что сейчас наступил такой период в жизни нашей Церкви, когда эти вопросы проходят испытание жизнью. Практика полувековой давности или Синодальной эпохи уже мало приемлема - сегодня, как правило, люди причащаются чаще. Да и сама жизнь сильно изменилась. Прежние подходы и решения уже не могут устраивать людей, поэтому вырабатываются новые - в том числе и в таких дискуссиях. Очень хорошо, что идут обсуждения, что люди осознают, думают, рассуждают.

Я полагаю, эти вопросы, в конце концов, найдут свое разрешение и надеюсь, что они не будут закреплены в каких-то обязательных правилах. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней. Тем более что строгих канонов на этот счет и не существует - есть разные практики, разные обычаи. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Каждый человек с помощью духовника решает его по-своему. А уж дело прихожанина - находить того духовника, который ему нужен, который сможет ему помочь.

Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью? Можно ли причащаться без исповеди или если исповедь была за несколько дней до Причастия?

На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния - это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь - это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние - это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет - я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома - Господь и это примет.

Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза.

- Полезна ли наша традиционная практика исповеди как откровение помыслов?

Я вообще не думаю, что откровение помыслов всегда полезно для мирян. Исповедь мирянина и монашеское откровение помыслов - это совсем разные вещи. Монах в идеале должен своему духовному отцу открывать все движения его души и на все брать благословения. Для мирянина это невозможно и даже вредно. Странно, когда жены спрашивают у священников то, что должны спрашивать у своих мужей: куда ехать в отпуск, покупать ли ту или иную вещь, заводить ли еще детей…

Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью.

Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян - оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника.

О выборе духовного отца

- Как сегодня искать духовника?

Так же, как и всегда. Если духовника нет - не огорчаться, молиться, чтобы Господь послал встречу с таким священником, который действительно помогал бы идти к Богу.

Здесь нельзя спешить, и надо быть очень осторожным. Случаев лжестарчества, когда духовник вмешивается во всю жизнь человека, сейчас действительно очень много, и это не зависит от возраста и положения священника. Духовник вообще ничего не должен решать в жизни своего чада, он должен только предостерегать его от ошибок и греха.

- Полезно ли мирянам искать духовника в монастыре?

Если это опытный духовник - отчего же нет. Можно иметь духовника в обители, приезжать к нему нечасто, когда есть необходимость решить какие-то личные серьезные проблемы в духовной жизни, а обычные грехи исповедовать приходскому священнику. Многие также находят возможность побеседовать с духовным отцом письменно или посредством телефона.

А вообще исповедь по телефону допустима? Митрополит Вениамин (Федченков) описывал, как тверской губернатор, видя из окна своего дома, что за ним идут мятежники, позвонил архиерею и исповедался ему по телефону…

Если покаяние понимать не только как те слова, которые мы произносим на исповеди, а как готовность измениться, оставить грех и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, то вопрос о том, каким образом оно технически осуществляется, второстепенен. Человек может покаяться дома перед иконами, в метро, разговаривая по телефону или отправляя сообщения. Главное - что происходит в его душе.

О проблеме исповеди у молодых священников

В нашей Церкви есть проблема, что ставят исповедовать, а вместе с тем и духовно окормлять - совсем молодых и еще не опытных священников.

Закончил человек семинарию в 20 с небольшим лет, только женился или принял постриг, получил сан - и начинает окормлять. А как он будет окормлять, когда сам еще ни духовной жизни, ни житейских трудностей не знает?

Греческие Церкви следуют другой практике - духовника поставляют. Над священником совершается определенный молитвенный чин, и только тогда священник может принимать исповедь и духовно окормлять других людей. Это иногда приводит и к другой крайности: исповедь становится редкой, что тоже плохо.

Если бы у нас было достаточно много священников, имеющих и духовный, и житейский опыт, таких проблем бы не было. Я бы, по-хорошему, раньше 40 лет и не ставил бы человека исповедовать. Но мы не можем этого себе позволить. Духовенства вообще не хватает - что уж говорить о духовниках…

- Как священник должен учить своих духовных чад каяться?

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Чтобы научить каяться других, священник сам должен научиться приносить покаяние. К сожалению, многие священники, особенно служащие на сельских приходах, каются и исповедуются очень редко. Так уж устроено: духовники в епархиях заняты, батюшки сами заняты…

Хорошо в большом городском приходе - служат несколько священников, они могут друг другу покаяться. Но и это тоже не всегда. Бывает, что они не очень доверяют друг другу.

- Недоверие между собратьями - это плохо и нуждается в искоренении или все-таки нормально?

Это жизнь. Конечно, лучше, если бы было доверие, но оно не всегда есть. Собственно говоря, потому и нужен духовник - священник, которому доверяешь.

Молитва - это труд

Покаянию учит молитва. Если у человека нет опыта реальной духовной жизни, нет опыта молитвы и личного предстояния пред Богом, то у него не будет настоящего, глубокого и искреннего покаяния. Молитва, особенно покаянная, как бы прокладывает для души путь к Богу. Одна из самых главных, во всяком случае для монашествующих, молитв - Иисусова молитва - покаянного духа. Само предстояние Богу практически не может быть иным, как покаянным, на том уровне духовного развития, на котором находится большинство из нас.

- С другой стороны, молитва - это дар свыше…

Молитва - это труд. «Царство Божие силой нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Это значит, что Царствие Небесное получат те, кто прилагал усилия для его обретения. Вот почему мы должны понуждать себя, даже если сначала молитва идет с трудом. Конечно, Господь по Своей милости дает благодать и молитву молящемуся, но для этого человек должен сам работать над своей душой.

Только так человек и учится покаянию.

Если же он будет жить рассеянной жизнью, без молитвы, то, может быть однажды - если «гром грянет» - у него получится прийти в покаянное и молитвенное чувство, но это не будет тот дар, о котором вы говорите.

Причащение - смысл Литургии

- Владыка, как вы посоветуете готовиться к Причастию?

Покаянное чувство должно сопровождать нас постоянно, и это, собственно говоря, должно быть главным нашим приготовлением к Причастию. Если мы будем постоянно готовиться к принятию Святых Христовых Таин и принимать их так часто, как мы можем, то это и будет правильное христианское устроение.

До сих пор, как ни странно, идут споры не только о частоте, но даже о днях, когда возможно Причащение: некоторые священники не причащают взрослых на Светлой седмице, потому что в эти дни не положено поститься…

А вы не ходите к таким священникам. Пусть их храмы опустеют. Если где-то в глуши, то придется потерпеть. Или просить. Просите, и дастся вам.

Ну, а сам священник как служит (порой несколько раз в неделю)? Он же причащается. Почему же он простирает другие требования поста на своих прихожан? Почему он от них требует строго поститься неделю, а сам не постится? Отчего делает для себя исключение? Отчего возлагает на своих пасомых «бремена неудобоносимые»?

Если мы соблюдаем посты среды и пятницы, никакой дополнительный пост для подготовки ко Причастию не нужен. Между прочим, на сейчас именно так и живут: постятся в понедельник, среду и пятницу, а причащаются четыре дня в неделю - во вторник, четверг, субботу (после постных дней) и воскресенье. И это совершенно правильно: люди живут Христом. Литургия - это центр их жизни, вокруг которого строится все остальное. Иначе невозможно.

Понятно, что миряне не могут жить, как монахи. Но стараться, чтобы в центре была Литургия, соединение со Христом - можно.

Известно мнение многих святых отцов о том, что причащаться необходимо чаще. Это понятно любому человеку, который хоть немного изучает этот вопрос. Смысл литургии в том, чтобы причащаться. Ведь Господь говорит: пейте от Чаши все - все приглашаются.

Другое дело, что не всегда мы достойны приступить к Чаше. Но нельзя свое недостоинство преувеличивать. «Никто же достоин» так и сказано в литургической молитве свт. Василия Великого. Но это не значит, что приступать к Таинству не надо - если мы не будем причащаться, в нас не будет Жизни, не будет Христа. Мы просто погибнем. Это должно быть совершенно понятно каждому христианину.

Бывает, что верующие люди ограничиваются Причастием раз в месяц или только по великим праздникам. Это не очень хорошо. На мой взгляд, для христианина правильно за каждой воскресной службой причащаться Святых Христовых Таин, а готовиться к этому все предшествующие дни - молитвой, внимательной жизнью, покаянным настроем. Но, конечно, решать, когда причащаться должен каждый христианин самостоятельно, посоветовавшись с духовником.

Но в те же Средние века быт был иначе устроен, а ритм жизни подчинялся Церкви, хотя бы на уровне постов и молитв: в определенный момент все шли на службу, в определенный день у всех менялся режим питания… К тому же человек не был настолько публичен - пользователи интернета находятся постоянно на виду. Лично у меня, например, когда я пишу в блоге или социальной сети, возникает проблема - я стараюсь быть искренней, но все равно есть ощущение картинности: я такой показываюсь людям, я хочу так выглядеть. Мне кажется, у современного человека есть искушение лицемерием - не прямой ложью, а чем-то тонким…

Не думаю, что главное сильно изменилось с прошлых времен. Конечно, мы претерпеваем огромные информационные нагрузки - мы значительно больше, чем наши предки, вовлечены в жизнь мира, мы меньше времени, чем они, можем провести в тишине и уединении. Но фундаментальные основы жизни человека в мире остались неизменными. Мы просто должны следовать тому, что нам сказал Господь: открыть Евангелие и действовать в соответствии с Его заповедями.

Как создать церковную общину?

Другая проблема - распались общинные связи. Даже совместная молитва, Литургия превратилась в частное дело. Как сделать так, чтобы люди ощущали себя общиной, единым целым?

Это зависит от приходского священника. Будет хороший священник - будет и активная приходская жизнь, будет и христианское общение.

Чтобы этого достичь, священник должен стараться жить, как жил св. прав. Иоанн Кронштадский - чтобы его служение, его слово соединяло людей.

Подходят все формы внебогослужебной приходской деятельности. Трапеза, чаепитие после службы - все это приближает священника к прихожанам, возникают более теплые, человечные, доверительные отношения. Если приходской священник является для своих прихожан также и духовником, то во время таких трапез можно беседовать о духовной жизни (разумеется, речь не идет о личных духовных вопросах - тут нужно найти время для беседы с глазу на глаз). Очень плохо, когда священник - фигура недоступная. Он же пастырь.

Проблема в том, что у нас очень большие храмы - в том числе и новые. В нем служат несколько священников, туда ходит очень много народу - как тут найти единство?! Старинные же приходские храмы были очень маленькими. Духовный отец - это был священник, которого знал весь приход и который знал весь приход. Это и есть основа для жизни общины.

Беседовала Мария Сеньчукова.

Как готовиться к Исповеди.

Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?

Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.

Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.

Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.

Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибо льшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.

Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.

Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.

Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку – покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет - всё, что есть в вашей памяти).

Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.

При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».

Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».

Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.

Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.

Основные понятия об Исповеди.

Прощаются все грехи, в которых человек кается . НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является - личное прощение обид своим обидчикам.

Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.

В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.

5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?

В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».

После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.

Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.

Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех - то, что вы называете «грехом»», и т.д.

Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно - каждое воскресенье или среди недели.

Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.

Может отложить Исповедь «на завтра»?

При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?

Сокрытые грехи.

Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.

Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.

Перед Исповедью священник произносит такое поучение:

« Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».

Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные - тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.

Формулировка грехов.

На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть - черным, белое – белым.

Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.

А человека?

Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.

Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.

Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди , а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить - как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.

Обязательно ли причащаться на каждой службе, можно ли причащаться без исповеди? (Светлана)

На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— На Ваш вопрос я хотел бы ответить следующее. Я пришел в церковь 25 лет назад, стал воцерковляться. Около восьми лет я нес различные послушания на двух приходах и 16 лет в двух монастырях – Посольском и Троицком. Я могу Вам ответить исходя из своего личного духовного опыта и из той традиции исповеди и Причастия, которую я видел в начале своего воцерковления и которая вышла из времен различной степени гонений на Церковь до перестройки. Эта традиция стала близкой для меня и определила мой взгляд на то, как надо причащаться и перед причастием исповедоваться. В храм города Шилки Читинской области, где я нес в начале своей церковной жизни послушание, ездила, наверное, половина наиболее активных прихожан нашего региона. В те времена при нашем храме перед причастием постились даже без растительного масла и обязательно три дня. Некоторые — чуть больше. Одна из таких постящихся и всегда тщательно исповедовавшихся перед Причастием, уже старушка раба Божия Лидия, недавно почила в Бозе на второй или третий день Пасхи, что подтверждает её праведность, которую мы видели своими глазами.

Причащались мы обычно раз в две-три недели. Как бы ни было трудно, вычитывали все правила и, исповедовавшись в накопившихся за это время грехах, попостившись и соответствующим образом помолившись и свое покаяние. Мое отношение к подготовке к Причастию того периода осталось как к некоему идеалу в смысле того, как нужно подходить к этому Таинству. Когда я был уже в Посольском монастыре, то владыка Евстафий Читинский и Забайкальский благословлял всех живущих в святой обители — монахов и не монахов — причащаться обычно раз в две недели, что мы обычно и делали. Таким образом я благословляю причащаться и своих духовных чад, хотя и не говорю, что причащаться чаще нельзя в какие-то праздники и важные дни (именины, дни памяти наиболее чтимых святых, дни Светлой седмицы). Разрешаю причащаться иногда 2 — 3 раза в неделю.

Отсутствие исповеди перед Причастием – дело какое-то непривычное. Раньше меня удивляло то, что в православных храмах Америки, Греции, а также в некоторых других поместных Православных Церквях подходят к Святым Тайнам без исповеди и часто без всякого поста. Это у них стало уже нормой.

Но в Греции в храмах и женщины давно ходят без платочков, и прихожане сидят во время богослужения на особых стульях — как у католиков, иногда вставая в особо важные моменты службы. И, например, вечерние богослужения у них длятся, как я видел в одном из храмов Греции, всего лишь около 30-40 минут И вообще по крайней мере, где я был, у них там нет того строя, как мне показалось, того благоговейного отношения к службе, к молитве, как в наших храмах. И как-то все уж очень расслабленно у них. Хотя и у нас конечно не все так, как хотелось бы.

В Греции некоторые, кто подходят к Святым Таинам, иногда больше года не бывают на исповеди. Я не думаю, что это хорошо. Поразительным для меня был пример, когда наш гид, давно живущий в Греции молдаванин, причастился на наших глазах. Мы удивились, когда он в одном из греческих монастырей без приготовления постом в предыдущие дни, без чтения молитв перед Причастием, не подойдя к исповеди, вместе со всеми пошел и причастился. Всех членов нашей группы, прибывшей из Бурятии на Афон, очень удивило такое легкомысленное его отношение к причащению. А он на наши недоуменные вопросы сказал, что его духовный отец, греческий священник, благословил причащаться, когда только можно, и он исполняет его послушание. Но более всего мы были поражены тогда, когда вспомнили, что этот наш проводник во время службы выходил на улицу и, накурившись, возвратился в храм, а потом подошел к Чаше. И вообще за несколько дней, пока он нас водил по Афону, особого благочестия мы в нем как то особо не заметили, т.е. не заметили и благих плодов такого фривольного частого причащения. Вот пример и расслабления в духовной жизни и причащения без благоговения и плодов его. Говоря об исповеди перед причащением, нельзя сказать, что здесь нет никаких проблем. Разумеется, есть ситуации, когда люди иногда говорят на исповеди перед Причастием о чем-то, лишь бы хоть что-то сказать. Не видят своих грехов. Но когда им объясняешь, что нужно каяться не только на уровне дел и слов, но и помыслов, которые гнездятся в нашей душе, день и ночь оскверняют наше сердце, люди начинают задумываться. Вообще людям всегда есть, в чем каяться, когда они начинают исповедовать свои внутренние соглашения с этими бесовскими мысленными прилогами на исповеди, чтобы очистить свою совесть перед принятием Святых Христовых Таин. И более того, нужно сказать, что при причащении мы говорим о встрече со Христом, о Великой встрече, а когда встречаются слишком часто, как бы по нужде и абы как, то и плоды таких встреч соответствующие.

Причащение же за каждой Литургией, по моему мнению, является делом для современного этапа христианской жизни неполезным. Да, богословы правильно утверждают, что в некоторых частях Литургии есть призывание всех верных, стоящих на этой службе, к Святым Таинам, но уже в древние времена апостол Павел говорил, что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27 — 30) . То есть причащаться можно недостойно, в грех себе, в скорбь себе, в беду себе.

Причащаться почаще, готовясь соответственно, душу приготовляя покаянием и молитвой, по моему, хорошо. Так, священник Даниил Сысоев в своей книге «О частом причащении Святых Христовых Таин», пишет, что за частое причащение выступали святые отцы Игнатий Богоносец (+107), Иустин Философ (~100–165), африканские мученики, Киприан Карфагенский (?–258), Афанасий Великий (298–373), Амвросий Медиоланский (~340–397), Василий Великий (330–379), Григорий Богослов (329–389), Григорий Нисский (~335–~394), Иоанн Златоуст (347–407), Геннадий Константинопольский (~400–20 ноября 471), Кирилл Александрийский (~377–444), Онуфрий Великий (египетский пустынник IV века), Макарий Великий (~300–391), Антоний Великий (~251–356), Варсануфий Великий (умер около 563 года), Иоанн Пророк (жил в VI веке), Исихий Иерусалимский (+ ~432-434), авва Аполоний (+~395), Иероним Стридонский (~347–419/20), Феодор Студит (759–826), Иоанн Кассиан Римлянин (~360–~435), Никодим Святогорец (1749-1809), Макарий Коринфский (1731 — 1805), Нектарий Эгинский (1846–1920), Иоанн Кронштадтский (1829-1908), Алексей Мечев (1859- 1923), Серафим (Звездинский) и бесчисленное множество других».

Но все эти святые говорили о желательности частого причащения, а и о причащении за каждой Литургией – только двое отцов, и то во времена далёкой древности – это Киприан Карфагенский и блаженный Августин. (См. об этом: Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). О частоте причащения).

Следует сказать, что первые три века христиане действительно причащались почти за каждой Литургией, но это было время гонений, время опасности ссылок, мучений, потери ближних и самой смерти. А значит – время самой горячей молитвы, время горячего желания, чтобы Господь бы близок к человеку, чтобы Он укрепил его в условиях постоянной опасности и, если надо, помог перенести мучения. И волей-неволей люди причащались в благоговейном состоянии души.

Но если в те времена – первый век христианства, когда были живы апостолы и ближайшие ученики Христа и была жива память о недавних событиях земной жизни Богочеловека, Его смерти на кресте и Его Святого Воскресения, имело место недостойное причастие, то что говорить о нашем времени, удаленном от тех событий на 2000 лет? В наше время обязательное Причастие на каждой Литургии может привести к профанации этого Таинства для значительной части верующих. Постоянно и незаметно уровень благоговения к этой великой святыне снизится, люди начнут «причащаться по привычке», и без должного благоговения. А как я заметил, благодать людям, причащающимся без должного благоговения, особо не дается.

Как мы помним, некоторые святые, например, Мария Египетская, причащались всего несколько раз в течение жизни, но достигли святости, мы же, причащаясь часто, постепенно начинаем смотреть на Причастие как на некую «витаминку», духовную таблетку, а потом удивляемся, что ничего особо не чувствуем. Также я замечал, что множество детей, причащаясь часто, но не готовясь благоговейно принять святые Дары, в возрасте 12-13 лет надолго, а, возможно, навсегда исчезают из храма. И особо их не видно возвратившихся в храм в более взрослом возрасте. Если бы Причастие действовало автоматически, вне учета нашей воли и необходимых при этом благоговейнейших чувств, тогда бы дети, часто причащающиеся у некоторых родителей, были бы как ангелы, и не покидали их в переходном возрасте. Да и взрослые, часто причащающиеся, «автоматически» становились бы ангелоподобными существами, чего, находясь при Церкви 20 с лишним лет, я не замечал.

А вот те, которые причащаются достаточно редко, но благоговейно, имеют в себе немалые плоды благодати Святого Духа – и кротости, и терпения, и смирения, и любви и матери всех добродетелей – молитве.

К сожалению, я заметил, что в наше время расширяется процесс, когда молодые священники относятся к вопросам Причастия, Исповеди как-то уж очень по-современному, но мнение священнослужителей должно базироваться на учении святых отцов, а не на либеральном богословии. Ни у одного святого отца я не видел совета причащаться за каждой Литургией, кроме двух названных выше, да еще без исповеди. Например, Серафим Саровский советовал причащаться во все 4 поста, на двунадесятые праздники и в некоторые другие важные дни года. А если бы воля Божия была причащаться на каждой Литургии, то ему это наверняка было бы открыто Господом или Пречистой Матерью, которая являлась ему 12 раз. В явлении Матерь Божия сказала, чтобы преподобный Серафим убрал из монашеского правила Дивеевских сестер чтение, если не ошибаюсь, акафиста, чтобы не налагать лишнего греха на какую-нибудь из них, если не сможет прочесть. И такое важнейшее для спасения дело, как обязательное причащение на каждой Литургии, — если бы такое было угодно Богу, — не могло остаться без вразумления преподобного Серафима от Божией Матери. Нет поучения о необходимости обязательно причащаться на каждой Литургии ни у Игнатия Брянчанинова, ни у Феофана Затворника и учителей Церкви такого же масштаба ближайших к нам времён при великом множестве других духовных поучений. А ведь они были очень близки к Господу, и Господь духовно открыл бы им, что такое причащение угодно Ему.

Святые говорили от Бога, а мы, современные христиане, нередко говорим от себя, и это при недостаточной опытности в духовной жизни. Нужно базироваться на поучении святых отцов, чтобы была духовная польза, а не прелестное заблуждение.

Исходя из всего вышесказанного, могу сказать: я советую своим духовным чадам регулярно исповедоваться и — с определенной периодичностью, если есть внутренняя готовность, достаточно часто, но без обязанности на каждой службе, – причащаться Святых Таин. И наилучшим доказательством моих слов является краткое поучение одного из богомудрых старцев Оптинских, святого преподобноисповедника Никона Оптинского: «Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедаться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная».

Давайте посмотрим, какое отношение эта история имеет к современнику. Можно ли причащаться без исповеди и что такое Причастие? После грехопадения в Эдеме в течение многих тысяч лет праведники знали Бога, но жили по другим законам, которые написал Моисей. Спустя время на землю пришел Сын Божий – Иисус Христос - и установил новый закон – Евангелие (Новый завет). Накануне дня распятия Он собрал учеников своих и сказал: «В память Мою будете вкушать хлеб и пить вино, ибо это есть Мои тело и кровь». Под этими словами Господь подразумевал Причастие. К сожалению, каждый из нас (даже святые) грешили и грешим. Безгрешен был только Иисус Христос. Чтобы с Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом примириться, нужно искренне раскаяться в своих поступках, очистить свою душу от грязи. Исповедь – первый элемент покаяния. Значение ее усматриваем в притче о блудном сыне: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! согрешил я против неба и пред тобою. И уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:18). Словом «встану» он показывает свое исправление прежнего падения, разрыв с беззаконно сделанным им ранее выбором и содеянным грехом. Признанием «согрешил» – просит прощения. Следующий элемент действительного покаяния – смирение, повергающее неразумное начало, в котором находит себе прибежище эгоизм и высокомерие заблудшего. «И уже недостоин называться сыном твоим!» Основная причина заблуждения человека – ложное суждение, которое выносит ум. Покаяние означает обращение ума к правильному суждению и правильному образу мыслей, так, чтобы уже не было места для неразумного начала. Бог по человеколюбию Своему принял это возвращение человека в состояние духовного равновесия и соделал покаяние величайшим благом для нашей природы, после того как мы утеряли эдемское богоподобие. О таинстве Евхаристии Простым людям не дано видеть, как происходит подготовка Причастия в алтаре после общего пения «Отче наш». Не видят, что происходит, даже сами священники, только знают, что это за таинство, поэтому молятся о превращении вина и хлеба в тело и кровь Христовы. Есть свидетельства того, как некоторые святые люди видели в алтаре Младенца, множество ангелов, Божию Матерь. Вот так, невидимо для человеческого глаза, происходит самое настоящее чудо, к которому нужно серьезно готовиться. После таких историй, как правило, люди уже не задают вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Ведь каждый христианин в таком случае ощущает свое недостоинство перед причастием. Великий пост и Рождество Христово Есть такое правило церковное насчет Великого поста: если постился все дни, причащался хотя бы раз, ходил в храм регулярно, то можно причаститься в Пасхальную ночь. В Великую субботу разрешают после таинства исповеди причаститься утром на литургии. Если человек в течение дня не согрешил, молился, готовился к ночной службе, то ему можно причащаться без исповеди снова. Такое же правило действует и в рождественский сочельник. А если перед смертью не причастился? Нередко люди с волнением спрашивают: "Умер близкий, а он не причащался. Где будет его душа?" Есть одна история про монахиню, которая поддалась искушениям и ушла в мир. Там жила с мужчинами, развлекалась. Но пришло время, она опомнилась, поняла, что натворила, и решила вернуться. Пока шла в родной монастырь, плакала, каялась, подойдя почти к воротам обители, умерла. Как позже узнали чудом насельницы монастыря, их заблудшая сестра попала в рай, она прощена Богом, потому что плакала о своих грехах, искренне просила у Господа прощения. Этот случай ответит на вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Но нужно помнить, что это разрешается только в исключительных случаях, например, солдат умирает во время сражения на войне, или тяжелобольной, к которому не может приехать священник. Соборование, исповедь и причастие Во время Великого поста, перед Рождеством проходит соборование. Что это такое? Во время этого таинства читают семь Евангелий и помазывают крестообразно верующих людей. В чем заключается это действие? Священники молятся о здоровье соборующихся. Многие священники говорят, что собороваться нужно при болезнях. «Можно ли причащаться после соборования без исповеди, ведь все грехи снимаются с этим таинством?» - нередко слышат такой вопрос батюшки. Грамотный священник задаст встречный: «Кто вам сказал, что с соборованием все ваши грехи смываются?» На самом деле в чине соборования практически ничего не сказано о прощении грехов в целом, есть только моление о здравии. Обычно можно слышать ответ перед соборованием: «Можете подойти на исповедь после соборования, если до него не успеваете». Здесь ничего не сказано о причастии. Вот мы и разобрали вопросы о том, можно ли причащаться без исповеди в Великий пост, можно ли после соборования приступать к евхаристии. Любые подобные вопросы нужно обсуждать только со священником, у которого исповедуетесь.

В двух словах я бы сформулировал сегодняшнюю проблему так:

доступ к Крещению максимально облегчён,
доступ к Причастию максимально затруднён.

Ситуацию надо перевернуть с головы на ноги:

доступ к Крещению максимально ,
доступ к Причастию максимально облегчить.

Это создаст общину верующих христиан,
живущих в причастности к Нему.

Интервью с Митрополитом Каллистом (Уэром)

Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям, и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году « Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста - архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.

Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.

В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?

Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое - но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение - да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?

Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением . Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имею время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинство м, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника - серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.

Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.

Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоЯаться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться . Если мы очень сильно поссорились с другом, до должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.

Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов , - ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.

- Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост .

- Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием - это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования . Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием .

Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год . Я считаю это упадком . В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье.

Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье.

Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц , но причащайтесь по возможности чаще . Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь.

Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие - это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.

Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», - но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны , мы ведь называем Причастие Святыми Дарами . Причастие - это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.

Перед причащением священник возглашает «Святая - святым», в смысле «святые Дары - для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос...». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться... С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?

Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова:

один, некоторые, все.

Один свят - Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.

Далее, мы говорим, что к святости призваны все . Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане.

Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре.

То же самое мы можем сказать и о священстве.

Один только Первосвященник - Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям.

Затем, через крещение все христиане становятся священниками , как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством».

Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.

Разумеется, некоторые люди по причине совершёных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие - это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.

- Но может ли это быть общим правилом?

Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.

Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил - неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?

- Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие . Стоит помнить, что Причастие - это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.

Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой , чтобы быть событием , действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.

Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед - смиренно и тихо.

Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы... Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.

На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать... Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», - или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте.

Но если мы хотим молится в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа - и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву - не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.

Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Очень трудно всегда радоваться и благодарить, когда видишь, сколько зла в этом мире.

Давайте не забывать, что любовь Христова сильнее, чем любое зло в наших сердцах. Воскресший Христос сильнее всякого зла. Давайте верить в то, что воскресший Христос всегда пребывает с нами и подает нам Свою благодать.

Беседовал священник Андрей Дудченко, Константинополь-Киев