Философия Авиценны (Ибн Сины) – кратко. Персидский ученый Авиценна: биография, поэзия, труды о медицине

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на , латинизированная форма - Авиценна (980-1037) - персидский ученый-энциклопедист , врач , философ , музыкант и поэт.
Родился 16 августа 980 года в селении Афшана , что близ Бухары . Отец мальчика, видный бухарский чиновник, выходец из Балха - столицы греко-бактрийского царства, дал ребенку всестороннее домашнее образование, с удовольствием потакая рано проснувшейся тяге к знаниям. К десяти годам полностью освоив Коран, мальчик был отдан в школу, изучать законоведение, где произвел неизгладимое впечатление на учителей своими обширными познаниями.
Немного позже для обучения талантливого ребенка отец пригласил приехавшего в Бухару ученого Абу Абдаллаха Натили , который стал преподавать логику, философию, геометрию и астрономию. Однако уже в четырнадцатилетнем возрасте превзошел своего учителя и начал самостоятельное изучение необычайно интересовавшей его медицины, а так же математики, метафизики и геометрии. Настольными книгами юного исследователя на долгие годы, стали труды Евклида , Птолемея , Аристотеля , ал-Фараби .
Тогда же юноша начал медицинскую работу, он изучил все научные трактаты, которые смог достать и стал посещать больных, причем самых тяжелых. Есть предположение, что к этому занятию Авиценну (Абу Али Ибн Сино) подвиг практиковавший тогда в городе известный лекарь Абу Сахл Масихи , рьяный последователь замечательных врачей древности Гиппократа и Галена .
В 997 г тяжело заболел правящий в Бухаре эмир , придворные медики не смогли помочь страждущему, и к царственному пациенту пригласили семнадцатилетнего Авиценну (Абу Али Ибн Сино) . Предложенное лечение помогло и вскоре юноша получил должность придворного лекаря, а также доступ к сокровищам знаменитой дворцовой библиотеки.
В восемнадцать лет у молодого ученого уже свои ученики, им написаны многочисленные научные трактаты по математике и медицине, он вступает в переписку со знаменитым среднеазиатским ученым-энциклопедистом ал-Бируни .
К двадцати годам уже автор многих книг: огромной энциклопедии, посвященной естественным наукам, справочника по разъяснению законов государства, многотомного медицинского словаря, нескольких томов по этике.
Бухара в те годы переживала не лучшие времена. Государство «трещало по швам », вскоре столицу знаний и искусств захватили кочевые племена - караханиды, город был разграблен, библиотека сгорела до тла.
В это время умирает отец Авиценны (Абу Али Ибн Сино) , в Бухаре его больше ничто не держит и ученый отправляется с караваном в Хорезм .
Правитель Хорезм а покровительствовал ученым и при его дворе собрались почти все видные деятели науки того времени. Скоро в город приехал учитель Авиценны Масихи , а затем и Бируни . Несколько счастливых лет исследователи занимались любимым делом под покровительством просвещенного монарха.
Вскорости, вероломный и жестокий правитель соседнего государства - Махмуд Газневи , покорил Хорезм и захотел заполучить ученого к себе во дворец. Однако, зная, что все просвещенные люди подвергаются у Газневи смертельной опасности, бежал.
Взбешенный тиран выслал погоню.
Начались годы скитаний, когда знаменитому ученому приходилось перебираться из города в город под чужими именами, кормиться только врачеванием, жить на постоялых дворах. Но даже в эти трудные годы не оставил своих трудов и написал более десятка книг.
Наконец, к 1016 году ученый добрался до Хамадана , некогда богатейшего города древней Мидии , но, со временем, превратившегося в захиревшую столицу маленького государства. Медицинский талант приводит его во дворец, где очень быстро становится главным лекарем, а после получает титул визиря (советника). Избавив правителя от недуга и приблизившись к монарху, ученый тем самым наживает смертельных врагов в его окружении.
После смерти эмира вынужден искать прибежища у правителя Исфахана Ала ад-Давла , но рок продолжает преследовать ученого и здесь. В 1030 году на его дом в Исфахане напали, полностью разграбив, многочисленные научные труды бесследно исчезли.
Тяготы жизни слишком рано подорвали здоровье Авиценны , и 18 июля 1037 года он скончался, завещав перед смертью отпустить на волю всех своих рабов и раздать нажитое бедным людям.
был похоронен в г. Хамадан (Иран) , и почти 900 лет горожане трепетно охраняли его могилу, которая стала местом паломничества.
В 1954 году на месте захоронения Авиценны был возведен новый мавзолей, который и сегодня собирает множество поклонников гениального ученого.
Научное наследие Авиценны огромно и многогранно. Его труды охватывают большое количество совершенно разных областей знаний: философию , медицину , астрономию , математику , минералогию , метафизику , музыку , поэзию , и т.д.
Точное количество его работ подсчитать не удалось, но по предположениям, это около 450 книг, более 20 из которых написаны на фарси.
Без сомнения, труд, принесший ученому мировую славу, это «Канон врачебной науки », состоящий из 5 томов. Книги включают в себя сведения по фармакологии, детальные описания человеческих органов и головного мозга, симптоматику и лечение различных заболеваний. Здесь также собраны многочисленные советы врачам по хирургии и терапии, траволечению, гигиене и оздоровительной физкультуре.
Переведенный почти на все языки, «Канон », вплоть до XVII века был основным руководством для медиков всего мира.
Почти столь же популярны труды: «Книга исцелений », включающая «Книгу о душе », «Книга знаний », а также «Указания и наставления » - итог его философских размышлений.
Лейтмотивом всех работ гениального исследователя звучит гимн жизни, гимн просвещению и науке. Несомненно, в мире не было ни одного учёного древности, который оказал бы столь сильное влияние на медицину и философию Востока , под именем ибн Сина , и Запада , под именем Авиценна , как этот замечательный человек.

ИБН СИН А (латинизир. Авиценна, Avicenna ,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

ИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдалла х (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач.

Жизнь

Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.

Труды

Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после , а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой «Теологии Аристотеля» (извлечения из 4-6 разделов «Эннеад» Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд «Книга исцеления» - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения». «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).

Философия

В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама. В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.

В философской повести «Живой, сын Бодрствующего» Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном «уме» (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.

(Абу Али Хусейн Ибн Абдалах Ибн Сина )

(980-1037) великий среднеазиатский врачеватель

Свыше тысячи лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Более знакомо всем его латинизированное произношение - Авиценна .

Кто он был, Ибн Сина ? Врачи говорят, что он великий врач. Математики считают его известным астрономом и математиком. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же поэт и писатель. Но это еще не все. Геологи утверждают, что он теоретик геологии. Музыканты считают его теоретиком музыки, а философы - великим мыслителем. И все они будут правы. Кто же он - вечный скиталец, главный министр, визирь, арестант, брошенный в заключение?

Почему через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков сжигали философские книги Ибн Сины? А еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатали огромные пять томов «Канона врачебной науки». И автор их - Авиценна.

Мусульманские библиотеки бережно хранят его книги, и редким людям разрешено прикасаться к ним. О многих книгах мы знаем лишь понаслышке. Переписчики старательно копировали сочинения Ибн Сины. На печатных станках их множили в разных странах Европы, переводили на разные языки.

Великий мыслитель Авиценна начал писать философские трактаты и стихи еще в Бухаре, где, как предполагают, он родился, и продолжил свое творчество в Западном Иране. Он внес огромный вклад в развитие философии, социологии, литературоведения, поэзии, естествознания, медицины.

У Ибн Сины врагов было гораздо больше, чем доброжелателей и покровителей. Спасаясь от гнева султана Махмуда и от недремлющего ока его челяди, Авиценна был вынужден, как он уклончиво пишет, «в силу необходимости» бесконечно скитаться, переходя из одного города в другой и из страны в страну. Но везде его ожидали новые превратности судьбы. Его не раз бросали в темницу и грозили мечом палача. Он скрывался, бродил по пустыне, сидел в заточении, участвовал в походах, занимался государственными делами, снова скрывался, но всегда работал, писал.

Власть разума придавала его произведениям тот пленительный оттенок «жизнерадостного свободомыслия», который так высоко ценится читателями в передовых мыслителях Востока. Авиценна первым, за шесть веков до Декарта, записал в «Ишарат»: «Я мыслю, и это значит, что я существую». И этот культ разума, объективно противостоящий всесилию ислама, был проявлением прогрессивной тенденции в сложном мировоззрении Ибн Сины.

Он изучал античную философию по произведениям, которые дошли до того времени в сирийских и арабских переводах, и первого среди философов - Аристотеля. Ибн Сина многое воспринял и из передовой арабской мысли. Он поддерживал связь и переписывался по научным вопросам со своим современником, гениальным ученым из Хорезма аль-Бируни. Авиценна был человеком высокообразованным. Он сказал новое слово во всех областях, которыми занимался. За что же его травили при жизни? Прежде всего за то, что он признавал извечность мира, отрицал божественный промысел и все объяснял естественными причинами. Наконец, Авиценна доказывал бессмертие души и отрицал возможность телесного воскрешения. Ученый считал, что мир по своей сущности материален и вечен. Загробную жизнь он признавал только в чисто духовном смысле. Вселенную же представлял себе как иерархическую цепь, начиная с царства минералов и кончая человеком. Теория универсалий Ибн Сины впоследствии была принята европейской схоластикой.

Нельзя не признать, что обвинители Ибн Сины сумели разобраться и в его иносказаниях, и в его противоречиях. Он признавал существование бога как первичной абстрактной субстанции, которая хотя и не сотворила мира, но сделала возможным его наличие, бытие. Авиценна верил в Аллаха и не мог в свой век не верить в него. Но он превратил Аллаха в такую опустошенную абстракцию, которая только существует, но не действует, поскольку извечный мир развивается по своим законам.

Великий ученый спешил сделать как можно больше. Когда ему предложили государственную должность, он, как визирь, посоветовал правителю провести некоторые реформы.

Во-первых, он предложил освободить от налогов крестьян, которые совсем обнищали. Во-вторых, необходимо было, по его мнению, сократить войско вдвое, а освободившихся воинов направить на строительство каналов. И, в-третьих, заложить первые медресе (школы) и дом исцеления (имеется в виду больница).

Но из этого ничего путного не получилось, и Авиценна только вызвал раздражение у придворных. Единственным его занятием была работа. Главный свой труд «Канон врачебной науки» Авиценна закончил незадолго до смерти. Пройдет больше восьмисот лет, и только тогда великий Луи Пастер подтвердит гипотезу Ибн Сины о вирусах - невидимых возбудителях болезней, которые живут не только в воде, но и в воздухе.

Ибн Сина первый создал учение о пульсе, разделил такие болезни, как чума, холера, описал проказу, желтуху и сибирскую язву, первым в мире описал строение мышц глаза. Тогда он еще не знал, что его «Канон» вскоре станет медицинской энциклопедией во всех странах мира.

Ибн Сина написал поэму «Урджуза», сутью которой стала медицина. «Она составлена в простом изложении, понятными стихами, так, чтобы было нетрудно ее читать», - писал он в предисловии. По этой поэме даже школьник мог изучать медицину. Он написал также книгу по языкознанию. Она называлась «Язык арабов». Современники говорили, что подобной книги в области языка еще никто не писал.

В последние годы жизни здоровье Ибн Сины ослабело. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах. Теперь он сам страдал от этой болезни. Ученый был настолько слаб, что уже не мог принимать лекарства. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», - сказал он самому себе.

Ибн Сина умер в полном сознании, и последними словами его были:

От праха черного и до небесных тел Я тайны разглядел мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран . Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдиллаха Натили. С 13-14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля . В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга ал-Фараби с комментариями к «Метафизике».

Памятник Ибн Сине в Душанбе

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары Нуха ибн Мансура. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

Астрономия

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни , и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса .

Литература

Сочинения

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки. В 5 т. Ташкент, 1956-60.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни и Ибн-Сина. Переписка. Таш­кент: Фан, 1973.

О нём

  • Ахадова М. А. Арифметическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Учёные записки Бухарского госпединститута, 12, 1964.
  • Джибладзе Г. Н. Системы Авицены: Абу Али Ибн-Сина. Экзотерический очерк. (Некоторые обобщения и материалы). Тбилиси, 1986.
  • Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.
  • Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.
  • Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол - отношение, качество, положение или всё-таки количество? Историко-математические исследования, 8(43), 2003, с. 278-302.
  • Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.
  • Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.
  • Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.
  • Morewedge P. The metaphysica of Avicenna. London, 1973.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина" в других словарях:

    Ибн Сина Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا abu ali hossein ebn e abdâllah ebn e sinâ), Ибн Сина (перс. بن سینا ebn e sinâ отсюда «Авиценна»; Афшани близ Бухары, 16 августа 980 Хамадан, 18 июня 1037) … … Википедия

    Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и везира при… … Большая советская энциклопедия

    ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах - (латиниэир. Авиценна) (ок. 980 1037) ср. азиатск. ученый философ и врач. Мир, по его учению, возникает путем эманации («истечения») из божества, но не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен; мир материален и так же вечен,… … Атеистический словарь

    ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах, - латинизированное Авиценна (980 1037) ученый энциклопедист, врач и философ, представитель восточного аристотелизма. Эстетические, как и общефилософские, идеи И. С. в значительной мере являются продолжением соответствующих концепций Фараби. В… … Эстетика: Словарь

    Пик Абу Али ибн Сины - (до 1928 г. пик Кауфмана, до 2006 г. пик Ленина) одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира. Впервые эта вершина была обнаружена и описана в 1871 г. выдающимся русским географом и путешественником А. П. Федчен … Судьба эпонимов. Словарь-справочник