Икона иверская божья матерь вратарница. Иверская икона Божьей Матери: значение, в чем помогает, даты празднования

Многие из нас слышали об иконах, которые обладают чудодейственной силой. Среди них и чудотворная (Иверская). Она в первую очередь помогает тем, кто раскаялся в своих содеянных грехах и стал на путь покаяния. Перед иконой молятся о своих близких, об исцелении как душевных болезней, так и телесных. Этот образ рекомендуется иметь в каждом доме. Молитва перед ним поможет сохранить жилище от различных бедствий, в том числе и от нападения врагов.

Где можно увидеть икону

Икона "Иверская Божья мать" находится в Иверском монастыре в Греции на Афоне. По всему миру в честь этой иконы сооружено множество храмов. Не исключением является и Россия, где подобные храмы находятся в Беляеве, на Всполье, в Бабушкине. В них хранятся списки с изготовленные в Греции или в России, это не имеет значения, так как любая копия этой иконы становится чудотворной. В качестве примера можно рассмотреть храм на Всполье. Образ Иверской Божьей матери протоиерей Григорий принес в церковь из собственного дома во время ее открытия. Через определенное время от иконы начали происходить те или иные исцеления.

В мире существует множество списков, 16 из которых стали наиболее известными. Так, в находится икона "Иверская Божья мать", которая написана священником Ямвлихом Романовым в 1648 году. Данный образ представляет собой точный список с афонской иконы, сделанный по заказу по прошению Никона, который впоследствии стал Патриархом Московским. Доску, на которой была написана икона, вначале обливали священной водой, служа молебен Богоматери. Затем эту воду собирали, так как она использовалась для замешивания красок, которыми впоследствии и была написана икона.

Помимо этого, на Афоне был написал известнейший список, который сейчас хранится в Валдайском Святоозерском Иверском монастыре. В Москве в Иверской часовне также хранится копия образа. Подобный список есть и в в Смоленском монастыре, в Тамбове, в Саратове и многих других местах.

Как появилась в Афоне

Недалеко от Никии жила благочестивая вдова, которая тайно хранила в своем доме образ Богоматери. Когда это открылось, в дом пришли воины и хотели отобрать икону. Один из них даже ударил святыню копьем, после чего из образа Пречистой потекла кровь. Помолившись, женщина, дабы уберечь икону, взяла ее и опустила в море. Образ стоя поплыл по волнам. В один прекрасный день насельники Иверского монастыря над морем увидели святящийся столп, который поднимался над образом, стоящим на воде. После видения Гавриил пошел по воде и забрал икону. Ее поставили в часовне, но наутро образ обнаружили над монастырскими воротами. Попытки отнести ее на прежнее место заканчивались неудачей. Тогда Богородица вновь явилась Гавриилу и поведала о том, что она не хочет, чтобы ее охраняли, а что хочет сама всех защищать и оберегать. В результате была построена надвратная церковь, в которую и поместили икону. Свое "Иверская Божья мать" получила от своего местонахождения. В истории обители есть много рукописей о благодатной помощи Божией Матери. Так, в период голода чудесным образом пополнились запасы пшеницы, елея и вина. Много раз образ защищал монастырь от нападений. Примером является гибель персов во время осады монастыря, когда внезапно поднялась буря и потопила все корабли.

Икона Иверской Божьей Матери: описание

Она имеет достаточно большие размеры. Ее высота составляет 137 сантиметров, а ширина - 87. Икона имеет два оклада, которые периодически меняются. Чеканный оклад является более древним. Он сделан грузинскими мастерами в 16 веке, внизу имеется запись на языке изготовителя. С обратной стороны иконы изображен крест с монограммой и сокращенной фразой «Христос дарует благодать христианам». Второй оклад является более поздним. Отличительной особенностью являются изображения апостолов на полях образа в полный рост, в то время как на первообразе они поясные. Как и большинство чудотворных икон, она украшена многочисленными пожертвованиями.

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иверская икона Пресвятой Богородицы , Вратарница или Привратница православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная.

Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне , в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.


История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом.

…Прошло 800 лет, и заветная святыня оказалось бережно хранимой у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи, что в Малой Азии. В те времена (IXв.) в Византии правил жестокий иконоборец - император Феофил. По его приказанию Божественные лики тщательно разыскивались, их изымали из Храмов, отбирали у жителей, обыскивая их дома. Народ видел страшное зрелище - в кострах полыхали иконы.

Посланные императором повсюду истреблять святые иконы воины пришли к одной благочестивой вдове, в доме которой хранилась упоминаемая икона. Один из воинов ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени и оставил ересь (а впоследствии принял иночество). Вдова же решила скрыть святую икону, чтобы спасти ее от поругания. Благочестивая женщина пустила ее в море и икона в вертикальном положении поплыла по волнам. Сын благочестивой вдовы впоследствии ушел на Афон, где провел в иноческих подвигах. От него афонские иноки узнали об иконе, которую его мать пустила на воду. Это предание сохранилось между старцами.

Спустя много лет святая икона явилась «в столпе огненном» на море вблизи Иверской обители. В это время в Иверском монастыре жил святой старец Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Богоматерь явилась ему во сне и повелела возвестить настоятелям и братии, что Она желает дать им Свою икону в помощь и заступление, повелев старцу без боязни подойти к иконе по воде. Преподобный Гавриил с верой прошел прямо по воде, взял икону и вынес ее на берег.

Иноки внесли ее в обитель и поставили в алтарь. На следующий день иконы на месте не оказалось. После долгих поисков ее нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако на утро икона опять оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. После этого над вратами обители был построен храм, в котором святая икона пребывает до сих пор. По имени обители она называется Иверской , а по месту пребывания ее над вратами - Вратарницей («Портаитисса») .

Монастырь Иверон


Иверский монастырь расположен на северо-восточном побережье Святой Горы, с северо-запада окружен горами, покрытыми лесом. От столицы Афона Карей примерно час пешего пути.

Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая Вратарница , которую весьма почитают в России.

Монастырь обнесен высокими стенами и расположен на берегу пристани, называемой в древности Климентовою пристанью , к которой, по преданию, пристал корабль с Богоматерью. При входе в обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь с чудотворной иконой Божией Матери именуемой "Вратарница" ("Портаитисса") . Сейчас икона помещена в специальный киот.


Иверский монастырь основан в конце X века на развалинах совершенно запустевшего Климентова монастыря. Строителями его были царственные иноки Иоанн, сын его Евфимий и родственный им Георгий, бывшие родом из Иверии (Грузии) и происходившие из грузинской династии Багратионов.

С самого начала м онастырь назвали Иверским по причине происхождения его основателей и первых монахов, однако в 1357 году этот грузинский монастырь был передан грекам, которые превосходили тогда и численностью и ролью в духовной жизни монахов из Иверии (Грузии) .

В 1259 году от латинян Иверская обитель потерпела сильные бедствия; была разорена, часть иноков пленили, многие были убиты. После такого погрома монастырь не скоро оправился. В 1285 году было снова нападение латинян, а в 1306 году монастырь потерпел страшные разорения от каталанцев. До конца XVI столетия монастырь находился в упадке.

В середине XVII века иверские монахи по приглашению царя Алексея Михайловича отправились в Россию, принеся с собой в качестве подарка копию иконы Богородицы Вратарницы, благодаря которой излечилась дочь царя. В знак благодарности Богородице и иверским монахам, Алексей Михайлович передал им монастырь Святого Николая в центральной части Москвы.

Возрождение монастыря в полной силе осуществлялось на протяжении XVII столетия. К XIX веку вследствие политических переворотов на востоке грузин осталось очень мало и управление монастырем окончательно перешло в руки греков.


Главный Соборный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Основанный в X веке, Собор почти весь расписан поздней живописью, но сохранились фрески и XVI века. В западной стене внутреннего притвора находится гробница с мощами ктиторов монастыря.


Кроме Соборного храма в монастыре находятся еще три малые церкви: Богородицы "Вратарницы" ("Портаитиссы"), св. Предтечи и Крестителя Иоанна, Собора св. Архангелов и пятнадцать параклисов.

Из монастырских святынь находятся части хламиды, губы и трости через которые был поруган Господь иудеями; часть животворящего древа Креста Господня и частицы мощей святых: Феодора Стратилата, Михаила Синадского, великомученика Пантелеймона, мученицы Фотинии, Евпраксии и Параскевы, великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоустого, бессребренников Космы и Дамиана, апостола Петра, евангелиста Луки, апостола Варфоломея, Афанасия Великого и многих других.

Иверский монастырь занимает 3-е место в иерархии 20 афонских монастырей. Монастырь является общежительным (с 1990 г.) и, как было уже сказано, в начале здесь проживали монахи из Иверии (Грузии), для которой монастырь являлся важным культурным центром. Последний грузинский монах умер в 1955 году.

В настоящее время монастырь насчитывает около 90 монахов, проживающих внутри монастыря и за ее пределами - в ските и кельях.

Иверская икона - покровительница Москвы. Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который хранится в Иверском монастыре на Афоне.

Вот как эта чудотворная икона попала в Москву. Архимандрит Иверской обители Пахомий поехал в Москву собирать приношения в пользу афонских обителей. Вернувшись, благодарный Пахомий велел собрать всю свою братию. С вечера до утра иноки творили вместе великое молебное пение, святили воду со святыми мощами и обливали ею Иверскую икону; затем, собрав воду в чашу, облили ею новую доску из кипариса. Снова собрав воду в чашу, служили Божественную Литургию, а потом отдали эту воду лучшему иконописцу. Он смешал святую воду с красками и, выдерживая строгий пост, начал писать икону. Иноки, в помощь ему, дважды в неделю совершали всенощные и Литургии. Так появился новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника.

В Москве икону торжественно встречали Патриарх Иосиф, царь Алексей Михайлович со всем семейством, духовенство, бояре и народ. Затем эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софье Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре. Там святая икона пребывает и доныне.

В память встречи Иверской иконы у Воскресенских ворот в Москве была построена часовня. Для нее был написан еще один список, получивший наименование Московского . Вскоре от него начали совершаться чудеса, и в часовне была заведена рукописная книга для их записи. Насколько сильно почитали святую икону жители Москвы и всей России, приезжавшие в столицу, можно было видеть из того, что, начиная с раннего утра и до вечера, часовня постоянно была переполнена молящимися. Кроме общих молебнов, почти непрерывно служились молебны заказные. Едва ли тогда в Москве можно было найти человека, который в течение своей жизни не прибегал бы с молитвой к святой иконе и не находил бы в этой молитве надежды и утешения.

В июле 1929 года часовня была закрыта, а затем разрушена. А в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой часовни. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены и в Москву из Иверской обители на Афоне была привезена Иверская икона Божией Матери, написанная специально для этого случая. Святая икона вернулась на главные ворота города, которому покровительствует Божия Матерь.

Для Москвы с чудотворной иконы Божией матери, явившейся по преданию в Иверском монастыре Св. горы Афон, было сделано три списка. Список 1615 г. заказал патриарх Никон для своего Иверского монастыря на Валдае. Список 1648 г. поместили в Новодевичий монастырь. Третий список был привезен в 1669 г. для Никольского греческого монастыря. Его и поместили в выстроенную в 1666г. деревянную часовню у Неглиненских ворот при входе на Красную площадь.

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

6 мая 2012 года Новодевичьему женскому монастырю передали древнейший список Иверской иконы Божией Матери из запасников Исторического музея. В церемонии передачи иконы принял участие президент РФ Владимир Путин. Вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Владимир Путин принял участие в Крестном ходе, во время которого икона была пронесена духовенством Московской епархии от врат монастыря в Смоленский собор, где перед ней совершили молебен.

Тысячи верующих пришли в Новодевичий монастырь, чтобы стать свидетелями возвращения Иверской иконы. Чудотворный образ, три века пребывавший в обители, с послереволюционных времен находился в запасниках Государственного исторического музея.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 25 февраля , 26 октября и во вторник Светлой Седмицы .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва:
О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Тропарь, глас 1:
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

Кондак, глас 8:
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Иверская икона Божией Матери

Почитание чудотворного образа Пресвятой Богородицы, ныне именуемого Иверским, восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила в окрестностях города Никеи в Малой Азии жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Один из царских надсмотрщиков, увидев икону, пронзил ее. Из правой щеки потекла кровь, как из раны живого человека, и злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.

Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей подряд. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть из воды не сумели: по мере их приближения образ удалялся. Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, что желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв иноки крестным ходом вышли на берег моря, икона приблизилась к берегу, Гавриил вошел в морские воды и благоговейно принял ее.

Образ был внесен в монастырский храм, но уже на следующее утро исчез: монахи нашли его на стене над вратами обители. Его возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя ее. Монахи исполнили воля Пречистой Девы: над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портатиссы или Вратарницы.

Происхождение иконы стало известно через несколько лет, когда в Иверскую обитель попал сын вдовы — прежней владелицы иконы; он принял здесь монашеский постриг.

История почитания Иверского образа на Руси начинается в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит , будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.

13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и , духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

Первоначально Вратарницу поставили в Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе , который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел статус «царского богомолья».

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки.

Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея.

В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.

25 апреля 2012 года Патриарший наместник направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

Приказом министра культуры РФ от 26 апреля 2012 года Государственному историческому музею было дано разрешение на передачу испрашиваемых святынь в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви в порядке, предусмотренном государственным законодательством Российской Федерации. В тот же день между Государственным историческим музеем и Московской епархией был заключен Договор о передаче музейных предметов религиозного назначения в безвозмездное пользование. В соответствии с этим договором для хранения и использования в богослужебных целях безвозмездно на срок существования православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви в Новодевичий монастырь Московской епархии передаются икона Божией Матери Иверская, а также комплект серебряных евхаристических сосудов XIX века — потир, дискос и звездица.

6 мая 2012 года чтимый образ в Новодевичий монастырь. В торжественной церемонии приняли участие председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебное пение перед иконой в Смоленском храме обители.

Затем святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться, поскольку историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году.

Иверская икона, дни памяти:
25 февраля (12 февраля по старому стилю)- в этот день произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан Афонским иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае по точному подобию Афонского.
6 мая (25 апреля по старому стилю)- второе обретение списка иконы. В 2012 году икона была торжественно передана Русской Православной Церкви и установлена на свое место в Новодевичий монастырь, где она находилась с 1648 года. В годы советской власти, после закрытия монастыря, святыня находилась в фонде Государственного Исторического музея.
26 октября (13 октября по старому стилю) — день торжественной встречи, когда Афонская Иверская икона появилась в Москве в 1648 году
Во вторник Светлой седмицы — по преданиям именно во вторник Светлой седмицы монахи Иверского монастыря увидели, что по воде к ним плывет икона Божьей Матери.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЧЕРЕЗ ЕЕ ОБРАЗ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

Второе название этой иконы Божией Матери, Вратарница (Портаитисса). Она, как настоящий страж, стоит на защите Вас и Вашего дома и ограждает от злых действий и разрушительных мыслей.

Богоматерь через Иверский образ настоящей Матери является Заступницей нашего жилища от разных бедствий – от ограбления, потопов, пожаров и т.д.
Иверская икона помогает в исцелении душевных и телесных заболеваний, она показывает грешникам путь к раскаянию.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

После первого Вселенского собора, на котором, в том числе благодаря и приверженцы арианской ереси получили достойный отпор и в христианском мире наконец-то наступило спокойное время. Но в 9 веке пришла новая беда – появились борцы с православными образами, они просто уничтожали иконы.

В те годы в области Никея (сейчас — это Турция) жила семья православных христиан, вдова и ее сын-подросток. Женщина была не бедной и рядом со своим домом воздвигла храм, в котором была старинная икона Божьей Матери. Однажды смутьяны-иконоборцы пришли в эту церковь и начали требовать у женщины деньги. Она сказала им, что сейчас у нее нет такой суммы, услышав этот ответ, один из нападавших ударил мечом в икону по лику Божьей Матери. Вдруг по иконе, будто из живого тела, потекла кровь.
«Герои » испугались увиденного и ушли из храма, но покидая его, предупредили, что вернутся за деньгами на следующий день.

Ночью вдова с сыном взяли поврежденную икону, пошли на берег моря и прочитав молитву, положили ее на воду. Неожиданно икона встала в вертикальное положение и поплыла от берега в открытое море. Мать и сын, пораженные происходящим, смотрели на это чудо. После всего произошедшего они были вынуждены покинуть свой дом. Сын отправился в Фессалоники, потом – на Афон в Иверский монастырь, где приняв постриг, стал монахом.
Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам.

Как-то раз, находясь возле монастырских ворот, недалеко от воды, старцы увидели огненный столб, поднимающийся над морем. Это зрелище напугало их. Они начали молиться Господу, но видение не исчезало, а к ночи стало еще ярче.

Наконец, монахи увидели плывущую в море икону Богородицы. Они попробовали достать ее, но когда стали приближаться к ней, икона от них отстранялась.
После нескольких неудачных попыток, монахи собрались вместе и стали молиться Господу о помощи в обретении иконы. Бог услышал их мольбы, а человеком, который доставит святыню в Иверскую обитель, избрал монаха Гавриила, который сейчас известен, как Гавриил Святогорец. Этот монах был настоящим отшельником, все свое время проводил в молитвах Господу. В тот день его не было в монастыре, так как летом он уходил молиться в горы и только с наступлением холодов возвращался в обитель.
Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать.

Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег. После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала » с места на место.

Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон.
С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница.

Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона . На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона.

Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы ».
Иногда в часы богослужений, без всякого внешнего воздействия, лампада раскачивается, подобно маятнику, таким образом, предупреждая о близости таких больших бедствий, как землетрясения, эпидемии, нападение врагов.
Жители Афона рассказывали, что перед наступлением на Кипр турок, лампада раскачивалась так сильно, что даже масло выливалось через край, но Защитница, через Свою икону, не допустила захвата Афона.
В современное время, такие непонятные раскачивания лампады, начинались перед приходом американцев в Ирак, перед землетрясением в Спитаке, и перед другими явлениями. Так Иверской иконе случалось информировать людей о грядущих событиях планетарного масштаба.

Хранительница и Защитница Иверона, Иверская икона Божией Матери всегда являла братии свою помощь, когда случился голод, Она отправила в амбар настоятеля монастыря, где он нашел большое количество муки. Враги не нападали на Афон, возникавшие пожары гасли сами, а в закромах всегда были съестные запасы.

Через ворота Иверона не могут пройти нераскаявшиеся грешники.

В 422 году, по преданиям, дочь царя Феодосия хотела посетить монастырь, чтобы увидеть святыни, но по голосу Богоматери ей было запрещено это делать.
С тех пор, по повелению Божией Матери, которая охраняет мир и покой монашествующих, Афон недоступен для посещений женщинами вот уже 1700 лет.

В России существуют два основных списка этой иконы. Один из них находится в храме Патриаршиего подворья в Переделкине. Говорят, что эти списки делались краской, которая растиралась святой водой, взятой с подлинной иконы с Нового Афона.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

ВИДЕО -ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.

Иверский монастырь на Афоне

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божьей Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Иверская икона – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

“…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г.. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

Иверская икона Божией Матери. 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.