Положение об исследовательском обществе при музее. Положение о научно-исследовательской работе гбук «сахалинский областной краеведческий музей

Досье на проект

В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N22, ст.2591; 2003, N2, ст.167; 2004, N35, ст.3607; 2008, N30, ст.3616; 2010, N19, ст.2291; 2011, N 9, ст.1206; 2014, N49, ст.6928; 2016, N27 (ч.II), ст.4290) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В.Аристархова.

Министр В.Р.Мединский

Положение
об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях

1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет порядок организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.

2. Положения о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям утверждаются руководителем музея, с учетом требований, установленных пунктами 3-11 настоящего Положения, и доводятся этими организациями до сведения граждан посредством размещения информации на официальных сайтах организаций в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

3. Доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в хранилищах музеев и информации о них реализуется посредством:

1) просветительных и образовательных мероприятий;

2) представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) публикация и распространение информации, содержащей сведения о деятельности организации в области хранения, изучения и публичного представления культурных ценностей с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа;

4) публикация результатов научно-исследовательских работ с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

4. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда и находящимся в экспозиционно-выставочных помещениях, организуется в часы наиболее удобные для посетителей, в том числе в вечернее время, в выходные и праздничные дни.

5. Организация доступа посетителей в экспозиционно-выставочные помещения, размещение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, производится с соблюдением установленных Едиными правилами требований к освещенности и влажности помещений, учетом тематического содержания выставки, количества посетителей, которые могут одновременно находиться в помещении.

6. Для организации и обеспечения доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям музей размещает на официальном сайте музея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:

1) полное и сокращенное наименование организации;

2) адрес места нахождения организации и ее структурных подразделений, осуществляющих экспонирование музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда;

3) номер телефона справочной службы организации;

4) адрес электронной почты организации;

5) сведения о графике работы организации;

6) положение о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям;

7) перечень оказываемых организацией услуг, порядок их предоставления, стоимость услуг, наличие льгот;

8) календарные планы проведения мероприятий, в том числе мероприятия с лицами, не достигшими восемнадцати лет, инвалидами;

9) порядок ознакомления инвалидов с музейными предметами и музейными коллекциями;

10) результаты научно-исследовательских работ, связанных с хранением, изучением и публичным представлением культурных ценностей с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

7. Доступ лица, выполняющего научно-исследовательские работы по вопросам хранения, изучения и публичного представления культурных ценностей, в музей для работы с музейными предметами и музейными коллекциями, в архиве и библиотеке музея, осуществляется на основании заявления руководителя юридического лица, в котором лицо выполняет научно-исследовательскую работу.

8. Заявление, указанное в пункте 7 настоящего Положения, подается на имя руководителя музея.

В заявлении указывается:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), ученая степень (при наличии), научное звание (при наличии), гражданство (подданство) лица, выполняющего научно-исследовательскую работу;

2) тема и сроки выполнения научно-исследовательской работы;

3) научные задачи, которые ставятся перед исследователем;

4) с какими музейными предметами и музейными коллекциями, архивными документами предполагается ознакомление лица, выполняющего научно-исследовательскую работу;

6) необходимость воспроизведения музейных предметов и музейных коллекций по результатам выполнения научно-исследовательской работы (на бумажных носителях, в электронном виде);

7) дата, до которой будет представлен отчет о результатах научно-исследовательских работы в музей;

8) условия, на которых возможно использование результатов научно-исследовательской работы музеем.

9. Руководитель музея в течение десяти рабочих дней принимает решение о возможности доступа лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления, указанного в пункте 7 настоящего Положения, являются:

1) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 66 настоящего Положения;

2) неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций, подтвержденное протоколом заседания реставрационного совета;

3) в отношении музейных предметов и музейных коллекций на дату подачи заявления проводятся реставрационные работы;

4) нахождение музейного предмета на реставрации за пределами музея с указанием реквизитов договора на производство реставрационных работ в отношении музейных предметов и музейных коллекций;

5) нахождение музейных предметов и музейных коллекций на временной (постоянной) экспозиции в других организациях;

6) сведения о музейном предмете и музейной коллекции составляют государственную тайну или относятся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления, указанного в пункте 7 настоящего Положения, руководитель музея в течение десяти рабочих дней письменно уведомляет об этом организацию, которой направлено заявление, с указанием причин отказа в удовлетворении заявления.

В случае нахождения музейного предмета и музейной коллекции на временной (постоянной) экспозиции в других организациях, в уведомлении музея указывается планируемые сроки возврата музейных предметов и музейных коллекций в музей.

В случае неудовлетворительного состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, в уведомлении указываются реквизиты протоколы заседания реставрационного совета и сообщается, когда будет осуществлена реставрация музейного предмета и музейной коллекции. В случае, если реставрация музейного предмета и музейной коллекции не планируется в течение трех лет со дня принятия решения руководителем музея об отказе в удовлетворении заявления, то допуск лица, осуществляющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям, осуществляется музеем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

10. Допуск лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям оформляется приказом руководителя музея, в котором указывается:

1) порядок организации работы лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, с музейными предметами и музейными коллекциями;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) работника музея, который ответственен за взаимодействие с лицом, выполняющим научно-исследовательскую работу;

3) условия упоминания музея и условия воспроизведения музейных предметов и музейных коллекций, информация о которых была использована в ходе научно-исследовательской работы;

4) период проведения научно-исследовательских работ;

11. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне или иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

Справка к приказу Министерства культуры Российской Федерации
от ___ _______ 2016 г. N ___ "Об утверждении Положения об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях"

1. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от ___ _______ 2016 г. N ___ "Об утверждении Положения об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях" (далее - Приказ) издан в целях реализации части 7 статьи 35 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Предмет правового регулирования Приказа - отношения связанные с организацией доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.

Подготовка и издание Приказа направлены на повышение доступности граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в депозитариях (фондохранилищах) музеев.

Приказом утверждается положение, предусматривающее доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в хранилищах музеев и информации о них.

Приказ не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других ведомственных нормативных правовых актов.

2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N36, ст.4902; N52 ст.7507; 2014 N32, ст.4502; 2015, N6, ст.965, N31, ст.4692) Приказ был размешен на официальном сайте regulation.gov.ru с ___ по ___для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.

Замечания и предложения в указанные сроки в Минкультуры России не поступили.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N10, ст.1084; 2012, N52, ст.7507; 2013, N13, ст.1575, N48, ст.6278; 2015, N6, ст.965, N30, ст.4604) Приказ в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru с ___ по ___.

Экспертные замечания в указанные сроки в Минкультуры России не поступили.

3. При подготовке Приказа Минкультуры России были использованы следующие законодательные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N32, ст.3301);

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N22, ст.2591; 2003, N2, ст.167; 2007, N27, ст.3213; 2010, N19, ст.2291; 2011, N9, ст.1206; 2014, N49 (часть VI), ст.6928).

4. Ответственный за прохождение государственной регистрации в Минюсте России - начальник отдела Музейного фонда Департамента культурного наследия Чечель Наталья Васильевна тел. 8 495 6291010 (вн. 1498).

Директор Нормативно-правового
департамента
Н.В.Ромашова

Обзор документа

Разработан проект положения об организации доступа граждан к музейным предметам и коллекциям, находящимся в музеях.

Так, доступ граждан к таким предметам и коллекциям и информации о них будет происходить, в частности, посредством просветительных и образовательных мероприятий; представления обществу музейных предметов и коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о них в сети Интернет.

Доступ к музейным предметам и коллекциям, находящимся в экспозиционно-выставочных помещениях, будет организовываться в часы, наиболее удобные для посетителей (в вечернее время, в выходные и праздничные дни).

Для обеспечения доступа граждан к музейным предметам и коллекциям музей будет размещать на официальном сайте соответствующую информацию (наименование организации, адрес места ее нахождения, номер телефона ее справочной службы).

Допуск лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и коллекциям будет оформляться приказом руководителя музея.

Место научных исследований в деятельности музея. Музей как исследовательский центр - история. Два направления научно-исследовательской работы музея. Научно-исследовательский компонент в отдельных направлениях музейной деятельности. Организация научно-исследовательской работы в музее.

Научно-исследовательская работа является основой функцио­нирования, одним из ведущих направлений деятельности любого музея - федерального, муниципального или ведомственного под­чинения, расположенного в центре или отдаленном районе, имею­щего в штате сотрудников несколько сот человек или всего двух. Конечно, объем, организация, специфика этой работы в разных музеях будет разная, так же, как и квалификация работающих в них специалистов.

Каждое новое поколение вносит свои нюансы в понимание сущ­ности музея, а, следовательно, и его деятельности, которая опреде­ляется особенностями конкретной эпохи. Но в разные периоды ис­тории, несмотря на присущие музеям и эпохе особенности, музеи являются исследовательскими с одной стороны, а с другой - куль­турно-образовательными центрами.

Историческое развитие музеев позволяет проследить их посто­янную связь с наукой. В определенные периоды музейные собрания становились базовой основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали круп­ные ученые, в их стенах делались важные для науки открытия, со­здавались фундаментальные труды.

К середине 20-х годов XX в. определились два разных подхо­да к роли исследовательской деятельности музеев. С одной сто­роны, укреплялся взгляд на музей как научно-исследовательское учреждение; с другой - постоянно пробивалась и к концу 1920-х годов усиливалась тенденция ограничить деятельность музеев ро­лью "политпросветкомбинатов". Так, острая полемика по этому вопросу развернулась в комиссии по реорганизации Государствен­ного Исторического музея и в процессе выработки "Положения" о ГИМе, при подготовке декрета о национализации Третьяковс­кой галереи и др.

Однако уже в 1918 году музеи республики были переданы в ве­дение научного отдела Народного комиссариата просвещения, а с 1922 г. в системе Наркомпроса было создано "Главное управление научными, научно-художественными, музейными и по охране при­роды учреждениями" - Главнаука. В этот период подчеркивалась важ­ность превращения музеев из хранилищ научных материалов в на­учно-исследовательские центры, активизации научных исследований в музеях.

Борьба сторонников двух вышеназванных взглядов на музей приняла особую остроту к концу 1920-х гг. Дискуссии продолжа­лись на I Всероссийском музейном съезде и проходивших после него конференциях и совещаниях музейных работников, на страницах журнала "Советский музей". С одной стороны, в музейной практике некоторых музеев к концу 1930-х годов активизировались научные исследования, а типовое положение 1936 г. определяло музеи мест­ного края как "научно-исследовательские и политико-просветитель­ские учреждения". С другой стороны, в это же время по отношению к основной массе музеев возобладала тенденция ограничения их роли как научных учреждений, сворачивания исследовательской работы.

Внимание к научным исследованиям музеев усиливается в пос­левоенный период. С конца 1950-х гг. предпринимаются попытки серьезного обобщения и анализа опыта научно-исследовательской деятельности музеев в мировом масштабе. На Генеральной конфе­ренции ИКОМ 1968 г. в ФРГ обсуждалась основная тема "Музеи и исследовательская работа". Многие музеи на Западе в это время рас­сматривались как преимущественно научные учреждения, в них ра­ботала ведущая профессура.

Научное исследование - особая форма деятельности, связан­ная с выработкой и распространением знаний, которыми обще­ство прежде не располагало.

Музеи как исследовательские центры занимаются комплекто­ванием, учетом, изучением своих собраний, разработкой рубрика­торов музейных каталогов, методик, необходимых для обеспече­ния условий их сохранности, научным проектированием экспози­ций и выставок и др. Все эти направления представлены в диссер­тационных исследованиях, защищенных в последнее десятилетие (Э.А. Шулеповой, О.Н. Труевцевой, Т.П. Полякова, Т.П. Калуги­ной, М.Е. Каулен, Е.Б. Медведевой, Н.И. Рубана и др.).

Исследовательская работа в музеях развивается в двух направ­лениях:

Первое направление - изучение музейного собрания и памятников (включая недвижимые памятники, среду, нематериаль­ные объекты наследия). Изучение этих объектов является основным на­правлением музейных исследований. Это направление исследовательс­кой работы связано с теми науками, источниковый материал которых представлен в музее: история, этнография, археология, биология, ис­кусствоведение и т.д. В процессе исследовательской деятельности от­крываются новые источники, определяются способы их использования и введения в научный оборот, расширяется и углубляется научная про­блематика. Как и в других научных учреждениях, научно-исследова­тельская работа в музее определяется направлениями, характерными для современного состояния соответствующих отраслей науки.

Музейные исследования по научным дисциплинам, как прави­ло, ориентированы на возможность их дальнейшего использования в музейной работе.

Наиболее очевидна связь с наукой музеев научно-исследователь­ских институтов и вузов, таких, как музеи Московского государствен­ного университета, Академии наук, Казанского, Томского, Новосибирского и других государственных университетов. Такие крупней­шие музеи, как Политехнический музей, Исторический музей, Эр­митаж, Третьяковская галерея и др. всегда были крупными центра­ми исследований по своим отраслям научного знания. В системе Академии наук был создан ряд литературно-мемориальных музеев, которым делегировалась функция центров по соответствующим раз­делам литературоведения (музеи А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, A.M. Горького). Ряд музеев имеют официальный статус научно-исследо­вательских учреждений. К ним относятся такие крупные исследова­тельские музеи, как Государственный музей изобразительных ис­кусств им. А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Государственный музей-заповедник "Московский Кремль" (Москва), Государственный Эрмитаж, Государ­ственный Русский музей (Санкт-Петербург). В последние годы статус научно-исследовательских институтов стали получать музеи рос­сийской провинции, например, Хабаровский краевой краеведческий музей. Получение такого статуса определяется эффективностью ис­следовательской работы, регулярными изданиями научных трудов, высоким научным потенциалом специалистов музея. Можно конста­тировать, что в музеях, как это было и в дореволюционные годы, трудятся ученые, имеющие научные степени и звания. Многие му­зеи сложились и по сей день остаются основными научно-исследо­вательскими центрами для своей территории (например, Каргопольский музей-заповедник Архангельской области). Некоторые мемо­риальные музеи являются единственными или ведущими учрежде­ниями, в которых в полном объеме ведутся исследования жизни и деятельности выдающейся личности или события, к их числу следу­ет отнести Музей-заповедник Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Мемо­риальный музей А.Н. Скрябина. Но и в небольших музеях достаточ­но возможностей для постановки важной и творческой исследова­тельской работы в разных областях знаний.

Исследовательская работа музеев находит преломление в науч­ных конференциях, симпозиумах, чтениях и др. Издание материа­лов этих форумов фиксирует научную работу музеев. Многие музеи активно взаимодействуют как с региональными, так и федеральны­ми российскими научными центрами по конкретным направлениям своих научных изысканий. В числе таких музеев - Калужский, Пен­зенский, Саратовский и др. областные краеведческие музеи.

Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев, выполняющих определенные со­циальные функции, и развивается непосредственно на базе музееве­дения и смежных с ним дисциплин (социология, педагогика, психо­логия). К группе музееведческих исследований относятся:

Разработка концепций музеев и отдельных направлений му­зейной деятельности;

Научное проектирование экспозиций и выставок;

Социологическое изучение музейной аудитории;

Разработка форм и методов культурно-образовательной дея­тельности;

Разработка проблем обеспечения физической сохранности

музейных коллекций;

Исследование истории развития музейного дела, музеев раз­ных видов и групп, территорий, отдельных музеев;

Общетеоретические музееведческие исследования.

В осуществлении музееведческих исследований музеи активно сотрудничают с музееведческими и памятниковедческими центрами, такими как Российский институт культурологии, Институт куль­турного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Лаборатория му­зееведения Государственного центрального музея современной ис­тории России, Методический центр Государственного Историческо­го музея (Москва), Научно-практический центр по проблемам му­зейной педагогики Государственного Русского музея (Санкт-Петер­бург), кафедра музейного дела Академии переподготовки работни­ков искусства, культуры и туризма (Москва).

Большое значение для успешного осуществления исследователь­ской работы второго направления имеет музееведческое образование научного коллектива, знание сотрудниками новейших достижений музееведения, психологии, социологии, педагогики (см. главу 10 "Подготовка музейных кадров). На растущий интерес музейных спе­циалистов к музееведческим исследованиям указывает появление в последнее время диссертационных работ, защищенных по спе­циальности "музееведение...", авторами которых являются практикующие музейные работники (Т.П. Калугина, Н.А. Мазный и др.)

В рамках одного музея научно-исследовательская работа перво­го и второго направлений находится во взаимодействии. С одной стороны, учитывается все то новое, что происходит в профильных науках, источниковый материал которых хранится в музее. С другой стороны, музей - единый организм, поэтому все достижения и от­крытия в исследовательской работе первого направления находят преломление в музееведческих исследованиях. Например, изучение этнографических собраний краеведческого музея может быть поло­жено в основу концепции этнографической экспозиции, выставки, разработки сценария фольклорного праздника, тематики работы кружка, интерактивной детской экскурсии и др. При разработке пер­спективного плана выставок потребуется углубленное изучение фон­дов, музейных каталогов, разработка программ комплектования фон­довых материалов, включающих систему выявления и сбора мате­риалов в государственных учреждениях (архивах, других музеях) и у частных лиц, что, в свою очередь, предполагает исследования в области профильной науки.

Таким образом, специфика музейных учреждений приводит к органичному сочетанию в рамках одного музея первого и второго направлений исследовательской деятельности. Продуманное соеди­нение этих двух направлений обеспечивает динамику развития му­зея, открытого к восприятию новых идей, тенденций, перспектив­ных изменений.

Музеям разных групп присущи определенные виды исследова­тельских работ. Понимание этой специфики помогает четко плани­ровать научные исследования с учетом координации не только внут­ренних структур музея, но и совместной деятельности с внешними организациями, с которыми музей постоянно взаимодействует: исследовательскими, образовательными, культурными, производствен­ными и др.

При этом необходимо учитывать, что у нас в стране имеется зна­чительное количество краеведческих музеев, собрания которых со­держат материалы разных научных дисциплин - истории, этногра­фии, истории искусства, зоологии, геологии, ботаники и др. Кроме того, выше уже отмечалась современная тенденция расширения круга музеев, не вписывающихся в жесткую классификационную схему профилей, связанную с классификацией наук (см. главу 3). Понятие "профильная проблематика" становится все более условным.

Научные исследования подразделяются на следующие группы.

Фундаментальные (базовые) исследования направлены на изучение и понимание законов развития природы и общества без ориентации на практические задачи.

Прикладные исследования - это исследования отдельных про­блем, осуществляющиеся в рамках уже известных теорий и всегда ставящие конкретные практические цели.

Под научными разработками понимается использование фун­даментальных и прикладных исследований в целях внедрения но­вых материалов, устройств, систем, технологий и т.д.

В соответствии с функциональными особенностями музеев вы­деляются следующие направления музейной деятельности, в каж­дом из которых присутствуют исследовательские компоненты:

комплектование;

научно-фондовая работа;

экспозиционно-выставочная работа;

культурно-образовательная деятельность.

Каждое из этих направлений подробно рассматривается в соот­ветствующих главах настоящей книги. Дадим краткую характерис­тику исследовательской составляющей каждого из них.

Комплектование

Исследовательский аспект комплектования является фундаментом формирования музейного собрания, а научный подход к комплектова­нию обеспечивает в будущем развитие всего музейного организма.

В этом важнейшем направлении музейной деятельности, через которое реализуется функция документирования, присутствуют сле­дующие направления исследовательской работы:

1. Разработка научной концепции комплектования. Этот доку­мент содержит системное представление данного музея о целях, за­дачах, направлениях, принципах, формах и методах комплектования.

2. Разработка критериев отбора материалов в фондовое собра­ние с целью документирования процесса исторического, природно­го, культурного развития в соответствии с целью и задачами конк­ретного музея.

Научно-фондовая работа

1 . Исследовательская работа с музейными фондами сосредото­чена в первую очередь на изучении музейных предметов и коллек­ций и раскрытие их научного, исторического, художественного зна­чения.

Процесс изучения музейных коллекций может быть представ­лен поэтапно:

Атрибутирование (определение) музейного предмета;

Классификация;

Систематизация.

На каждый музейный предмет составляется инвентарная кар­точка, содержащая основные сведения, полученные в результате его изучения; совокупность карточек составляет инвентарную картоте­ку, которая является основой для составления каталогов, обзоров коллекций.

Изучение музейных предметов и их коллекций предполагает раз­работку схем классификации как самих предметов, так и заключен­ной в них информации. Эти схемы являются основой для составления научно-справочных каталогов (систематических, тематических). Со­ставление схемы - рубрикатора - трудоемкая научная работа, требую­щая высокой профессиональной подготовки, знаний и опыта.

2. Направлением исследовательской работы с фондами является также разработка научных основ сохранности музейных предметов. Для того, чтобы сокровища, хранимые в музеях, могли служить и нашим потомкам, необходим тщательный контроль за состоянием коллекций, своевременные реставрационные работы, ежедневный контроль за климатическими условиями и т.д. Разработка научных методов, являющихся основой этой многообразной деятельности - важное условие выполнения музеем функции хранения наследия. Целый ряд музеев являются одновременно крупными исследователь­скими центрами в области хранения, реставрации, консервации му­зейных предметов (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея (Москва)).

3. К исследовательскому направлению относят также подготов­ку научных концепций фондовой работы, дающей системное пред­ставление о деятельности музея в области учета, хранения, науч­ной обработки, консервации и реставрации музейных фондов. В концепции определяется структура и состав музейного собрания, особенности его состояния, что помогает решать вопросы о воз­можности использования музейных предметов на экспозициях и выставках.

Концепция фондовой работы включается составной частью в общую концепцию развития музея, используется при разработке кон­цепций других направлений музейной работы, учитывается при со­здании культурно-образовательных программ, проектов.

Экспозиционная и выставочная работа

Главное направление исследовательской работы в этой сфере -создание научной документации экспозиции или выставки (научное проектирование), которое включает:

Научную концепцию;

Тематическую структуру;

Тематико-экспозиционные планы;

Сценарий

Наиболее трудоемкая и ответственная часть научного проекти­рования - разработка научной концепции экспозиции, дающей це­лостное аргументированное понимание задач в создании экспози­ции или выставки.

Значительное место в научной работе над экспозицией занима­ет создание системы текстов.

Культурно-образовательная деятельность.

Основными направлениями исследований в сфере культурно-образовательной деятельности являются:

Разработка образовательной концепции музея;

Широкоаспектное изучение музейной аудитории (это направ­ление социологических исследований в музее имеет большое значе­ние и для других направлений работы музея, например, для экспози­ционной, выставочной);

Разработка долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории;

Создание и апробация разных методик работы с разными кате­гориями музейной аудитории;

Подготовка методической документации для разных форм куль­турно-образовательной деятельности.

Таким образом, в культурно-образовательной работе есть ряд аспектов исследовательского направления, которые создают осно­ву развития этой динамичной сферы музейной деятельности. Учи­тывая особенности современного развития музея, когда происхо­дит усиление тесного взаимодействия музея и общества, особенно актуальными становятся проблемы изучения музейного посетите­ля - его запросов, интересов, пожеланий (см. главу 8 "Музейная социология").

Разработка научной концепции музея .

Одно из самых важных направлений научно-исследовательской деятельности музея - разработка концепции музея, которая включает в себя и все функциональные концепции по отдельным направлениям деятельности. Концепция музея в первую очередь представляет собой обоснование системы целей и задач, перспектив развития музея.

Разработку научной концепции музея проводит научный коллектив под руководством директора и с привлечением научных сил региона, а так же специалистов из научных центров страны. Документ обсуждается на Ученом совете музея и утверждается органом управления, в ведении которого находится музей.

Осуществляется разработка концепции, как правило, в три эта­па, и для комплексного (многопрофильного) музея включает:

I этап - подготовка аналитической справки:

Анализ исторических и природных особенностей региона, его социально-экономического, культурного развития;

Анализ состояния музейного дела в регионе, оценка полноты отражения истории и современного состояния региона в существу­ющих музейных собраниях и экспозициях;

Социально-демографическая характеристика населения;

Состояние изученности темы;

Составление библиографических картотек.

II этап - разработка "идейного замысла" музея - включает на­учное обоснование системы взаимосвязанных направлений деятель­ности музея с учетом исторических, географических, национальных, культурных и других особенностей региона, в котором находится музей. Это творческий процесс, своего рода сплав науки и искусст­ва. На этом этапе определяются перспективы развития музея.

III этап - составление генерального плана развития музея, пре­дусматривающего конкретные практические меры по реализации "идейного замысла" во всех направлениях деятельности музея. Раз­работка научной концепции предусматривает подготовку докумен­тации.

Таким образом, научная концепция музея включает обширную систематическую информацию, теоретическую разработку и план практических действий.

Разработка научной концепции играет важнейшую роль в жиз­ни музея, определяя его будущее, а также значение в системе других научных, культурных, образовательных учреждений.

Организация научно-исследовательской работы в музее

Опыт показывает, что целесообразно в каждом музее разрабо­тать программу исследований, включающую спектр тем, иметь сис­тему долгосрочного и краткосрочного планирования исследовательской работы. Важно следовать плану исследовательской работы, ко­торый дает возможность видеть перспективу развития музея в его взаимодействии с внутренними структурами и внешними организа­циями, дисциплинировать коллектив, грамотно выстроить всю сис­тему исследовательских проблем, определить ответственных и ав­торов разработок с учетом индивидуальных предпочтений, знаний. При этом необходимо иметь в виду, что вся проблематика исследо­ваний должна "работать" на развитие музея.

При планировании необходимо учитывать реальные сроки вы­полнения работ, связанные с численностью и квалификацией специ­алистов, опытом работы, разработанной системой взаимодействия с другими исследовательскими организациями отрасли, региона и цен­тра, в том числе с музеями. Сроки выполнения работ во многом за­висят от сложности выполняемого задания, кадрового обеспечения, финансовых возможностей музея.

С планированием связана координация исследовательской ра­боты музея - с внутренними структурами своего музея, территори­альными, центральными и внешними организациями, которые так­же разрабатывают планы исследовательской работы по определен­ным темам, проблемам.

Как разработать ориентиры на разные виды исследовательской работы в музее с целью ее конструктивного планирования, опреде­ления перспектив развития музея, а также профессионального роста сотрудников музея с учетом их профессиональных склонностей и способностей? На помощь приходит опыт других исследовательс­ких организаций - академических институтов, архивов, некоторых музеев. В институтах Российской академии наук, других исследова­тельских центрах, разработаны нормы времени для написания науч­ной работы, которые позволяют разработать долгосрочные и крат­косрочные планы исследовательской работы.

Характерно, что попытки просчитать объемы научно-исследо­вательских работ в музеях предпринимались даже на международ­ном уровне. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был составлен документ "Предлагаемый метод изучения научных исследований и разработок", содержавший ряд положений, касающихся музеев.

Примерные цифровые показатели, которые мы приведем ниже, составлены на основе разработки норм Государственного Истори­ческого музея и ряда других музеев и исследовательских организа­ций. Они не являются инструктивным документом. Однако они по­могают каждому музею создать свою нормативную систему иссле­довательских музейных работ, реально посмотреть на перспективы научной деятельности своего музея, способствовать оптимальной реализации его научного потенциала. Приняв их за некоторую осно­ву, музей может составить свои нормы времени, учитывая квалифи­кацию специалистов, сложность тем, особенности структуры музея, его специфику, штат сотрудников.

Для облегчения расчетов работа должна быть представлена в отпе­чатанном виде. 1 авторский лист (40 000 знаков=24 стр. текста, отпеча­танного на пишущей машинке через 2 интервала) принимается за ис­ходную норму. В настоящее время, когда значительная часть сотрудни­ков музеев работают на компьютерах, подсчет может быть гораздо бо­лее точным, в то же время процесс его максимально упрощается.

Далее можно условно принять определенное количество часов как необходимое для написания 1 а.л. научной работы, учитывая специфику музеев, где, как правило, нет докторов и кандидатов наук: для старшего научного сотрудника без степени - 400 часов, для млад­шего научного сотрудника без степени - 450 часов.

Эти цифры могут быть изменены в зависимости от индивиду­альных особенностей специалиста, его квалификации, опыта рабо­ты. За исходную (базовую) единицу можно принять трудоемкость авторской работы по написанию 1 а.л. текста монографии или науч­ной статьи. В связи с тем, что отдельные виды музейных работ раз­личаются по сложности постановки проблемы, степени научной об­работки используемых источников и т.д., можно ввести коэффици­енты трудоемкости: 1,5; 1; 0,75; 0,5.

На следующей таблице представлены виды музейных работ и коэффициент их трудоемкости.

Виды музейной деятельности

Коэффициент трудозатрат

Научная статья, монография, доклад на научной конференции (с представлением текста), вступительная статья к каталогу, рецензия, тематическая структура новой экспозиции, пояснительные тексты к экспозиции, сценарий экспозиции.

Сообщения, доклады на конференциях, научных чтениях (с предоставлением тезисов), подготовка текста лекции при наличии методических материалов, библиографические обзоры, тематико-экспозиционные планы новой экспозиции (реэкспозиции) при наличии предшествующих стадий (научной концепции и тематической структуры).

Разработка научной концепции (музея, отдельных направлений музейной деятельности), составление аналитических справок для вышестоящих организаций, каталога, обзоров коллекций, авторского этикетажа.

Научный отчет, в том числе археологических, этнографических, историко-бытовых экспедиций. Методическая документация на формы культурно-образовательной деятельности: методическая разработка экскурсии, положения о клубе, кружке; сценарий музейного праздника, программы для разных групп музейной аудитории.

Для примера рассмотрим, как можно рассчитать время, потра­ченное научным сотрудником на написание рецензии. Рецензия имеет коэффициент трудоемкости, равный 1. Это значит, что для написа­ния 1 а.л. рецензии младшему научному сотруднику необходимо от­вести 450 часов. Но объем рецензии - 3 стр., или 5400 знаков компь­ютерного набора. Составляем уравнение:

24 стр. - 450 час.

3 стр. - X час.

Х = Зх450/ 24=56 час.

Таким образом, для написания рецензии младшему научному сотруднику в среднем понадобится 56 часов, или 7 рабочих дней.

Возьмем другой пример. В создании концепции экспозиции уча­ствует коллектив авторов из 3-х человек - старших научных сотруд­ников. Если не выявлен четко для каждого объем проделанной рабо­ты, можно рассчитывать усредненно, имея в виду, что коэффициент трудозатрат равен 1,5.

1 а.л. научной концепции составляет:

400х1,5 = 600ч.

Допустим, концепция имеет объем 48 стр., то есть 2 а.л. Состав­ляем уравнение:

1 а.л. - 600 час.

2 а.л. - X час.

Х= 600x2 =1200 час.

Так как в работе принимало участие 3 человека, то на каждого приходится:

1200: 3 = 400 час, то есть 50 рабочих дней.

Необходимо подчеркнуть еще раз, что приведенные нор­мы достаточно условны, не дол­жны быть догмой, многие рабо­ты в музее, включая исследова­тельские, учитываются на осно­ве фактических затрат времени. Например, в первом из рассмот­ренных примеров, рецензия мо­жет быть написана за 2-3 дня, но на ее написание может потребо­ваться значительно больше семи дней, если материал объемный, ответственный, а проблема тре­бует дополнительного изучения источников. Каждый музей, ис­ходя из реальных возможностей, специфики, квалификации спе­циалистов и других факторов может разработать свои нормы, утвердив их на Ученом или методическом советах музея.

Сообщение о ходе работы периодически заслушивается на совещани­ях научных подразделений. На конечном этапе при завершении работы организовывается ее обсуждение на Совете музея (Ученом совете, методи­ческом совете). В ряде случаев желателен отзыв внешней организации, за­нимающейся данной проблемой. Могут проходить промежуточные отче­ты о проделанной, но еще не завершенной работе за определенный отрезок времени, которые, как правило, заслушиваются на рабочих совещаниях либо (в крупных музеях) на проблемных и научно-методических советах. Окон­чательный отчет заслушивается на Ученом совете (если такового нет, реко­мендуется отдать работу на рецензию в другую организацию или специа­листу, занимающемуся соответствующей проблематикой).

Результаты научно-исследовательской работы, зафиксирован­ные в виде письменных документальных материалов, фото-, кино-, видео-, графических документов, фонозаписей и т.п. концентриру­ются в научном архиве музея. Правильная организация научного архива в условиях, когда научным сотрудникам музея далеко не все­гда удается опубликовать свои работы, играет особо значительную роль, сохраняя результаты исследовательской деятельности коллек­тива музея, фиксируя авторство научных разработок, предоставляя возможность другим исследователям использовать результаты дея­тельности предшественников, ссылаться на них.

Для введения в научный оборот результатов научно-исследо­вательской работы сложился ряд специфически музейных форм. Результаты исследований широко используются во всех направле­ниях музейной деятельности, публикуются в виде каталогов кол­лекций, экспозиций и выставок, путеводителей по экспозициям и фондам. Важнейшей формой публикации результатов исследова­ний музейного собрания является экспозиция, постоянная или вре­менная. В последние десятилетия прошлого века сложилась и по­степенно распространилась в музеях традиция обязательно указы­вать в аннотации имена авторов научного проекта экспозиции. Уже более пятнадцати лет назад некоторые зарубежные исследователи высказали предложение о присуждение ученой степени за разра­ботку и создание авторской экспозиции, но и сегодня этот вопрос не решен. Хотя результаты научных исследований представлены в сформированном музейном собрании, экспозициях и выставках, культурно-образовательных программах и проектах, только факт их опубликования означает официальное признание введения их в научный оборот.

Существует широкий диапазон музейных изданий: сборники на­учных статей и материалов, каталоги и обзоры музейных собраний, тезисы и материалы научных конференций и семинаров, путеводите­ли и, конечно, монографии (см. главу 10, "Музееведческие издания").

Во многих музеях с целью наилучшей организации научной ра­боты и использования ее результатов во всех направлениях музей­ной деятельности разрабатывается Положение о научно-исследо­вательской работе. Этот документ создается в каждом конкретном музее для внутреннего пользования, его структура включает следу­ющие разделы:

Введение, определяющее цели и задачи всей многогранной исследовательской деятельности музея;

Организация исследовательской работы; в этом разделе рассмат­риваются вопросы руководства, управления исследовательской рабо­той в данном музее. Если в штате есть должность заместителя директо­ра по научной работе, то практически вся организация и руководство этим направлением возлагается на него. Если такой должности нет (му­зей небольшой), как правило, директор "держит" и это направление;

Содержательная часть "Положения" включает рассмотрение приоритетных направлений развития исследовательской работы му­зея с акцентированием внимания на координации, взаимосвязи раз­ных музейных структур, развития направлений в соответствии с це­левыми установками музея. Как правило, приоритетные направле­ния имеют долговременный характер, предусматривают конкретные виды работ на определенный период времени, перечень которых может быть представлен отдельно в виде Приложения;

Заключение. Делаются основные выводы, намечаются новые перс­пективы, подтверждающие, что музей - живой развивающийся организм.

В крупных музеях все структурные подразделения (кроме хо­зяйственных, технических, организационных и некоторых других служб) составляют планы научной работы - долгосрочные, перспек­тивные и годовые под руководством заведующих отделами (секто­рами). Заместитель директора на их основе составляет сводный план исследовательской работы (годовой и перспективный), который ут­верждается на Ученом совете. Значительную помощь в этой работе в крупных музеях оказывает ученый секретарь.

Большое значение в развитии исследовательской работы музеев имеют Ученые советы, в состав которых входят специалисты по всем областям научного знания, представленным в музее, как из са­мого музея, так и из других научно-исследовательских организаций. Если Ученого совета в музее нет, для обсуждения наиболее важных проблем созываются расширенные научно-методические советы, на которые приглашаются специалисты со стороны. Разрабатывается программа и режим работы Совета, его состав. Возможна разработ­ка специального положения об Ученом Совете и включение его в состав Положения об исследовательской работе.

В связи со спецификой музейной работы в музеях сложилась определенная практика организации научного коллектива. Научные подразделения - отделы или сектора - создаются только в крупных музеях с большим объемом исследовательских работ и их развитой дифференциацией. В средних и небольших музеях, как правило, на­учные исследования, носящие по преимуществу прикладной харак­тер, ведут научные сотрудники фондового, экспозиционного и (в меньшей степени) культурно-образовательного (научно-просветитель­ного) отделов. Чем меньше музей - тем больше разнообразных функ­ций приходится совмещать каждому сотруднику. В отдаленных реги­онах к этой проблеме прибавляется нередко существующая сложность получения специального образования и повышения квалификации.

Отнюдь не во всех музеях руководство поддерживает тягу кол­лектива к научным исследованиям. Сегодня это усугубляется сложно­стями экономического порядка, заставляющими многие музеи направ­лять все усилия коллектива на решение проблем "выживания" в ущерб научной работе. Прекращение или приостановка исследовательской деятельности ведет к утрате соответствующей квалификации научным коллективом, потере сложившихся научных традиций, что затрудняет в дальнейшем возобновление этой деятельности.

Итак, успешная жизнедеятельность музеев в значительной сте­пени зависит от продуманной программы всей исследовательской работы, учитывающей множество факторов, связанных как с общи­ми проблемами современного развития, так и с особенностями кон­кретного музея. Разработанная система планирования, опирающая­ся на реальные нормативы, составленная с ориентацией на конкрет­ный музей и учитывающая весь спектр направлений его деятельнос­ти, явится основой поступательного развития музея, органично впи­санного в реалии современной жизни общества.

Литература:

1. Изучение музейных коллекций. / Сост. и науч. ред. УМ. Поля­кова. М., 1974. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).

2. Изучение и научное описание памятников материальной куль­туры. / Сост. и науч. ред. A.M. Разгон и Н.П. Финягина. М., 1972.

3. Кондратов А.В. и Герасимов В.П. Научно-исследовательская работа отделов природы краеведческих музеев. М., 1966.

4. Музейное дело в СССР. Музеи - научные учреждения. М., 1974.

5. Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исто­рического профиля. М., 1980. (Сб. науч. тр. /ЦМР).

6. Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содержания, планирования и координации. Метод, рекомендации. / НИИ культуры. М., 1985.

7. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учрежде­ние. // Музейное дело. Музей - культура - общество. М., 1992. (Сб. науч. тр. / Музей революции).

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ КАЗАЧЕСТВА, ЭТНОГРАФИИ И КУЛЬТУРЫ ПРИАЗОВЬЯ ЮНЦ РАН

1. Общие положения
1.1. Музей является научно-исследовательским и культурно-просветительским структурным подразделением Южного научного центра Российской академии наук - учредителя музея, призванным вести научно-исследовательскую работу по комплексному изучению поселений дельты Дона и развитию академической науки на Юге России; собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники материальной и духовной культуры; популяризировать научные достижения центра и подчиненных ему структур среди населения и сотрудников организации; содействовать повышению профессиональной квалификации научных кадров в плане развития навыков проблемного комплексирования, улучшать имидж ученого-профессионала.
1.2. Учредителем Музея является Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Южный научный центр Российской академии наук.
1.3. Официальное название Музея: Музей казачества, этнографии и культуры Приазовья.
1.4. Местонахождение Музея: 346770, Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, ул. Береговая, д. 58 а.
1.5. Руководство Музеем осуществляет заведующий, назначаемый и освобождаемый приказом председателя ЮНЦ РАН - организации учредителя.
1.6. Музей в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, Конституцией Российской Федерации, актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами РАН, Уставом ЮНЦ РАН - учредителя, приказами председателя ЮНЦ РАН, настоящим Положением о музее, в части учета и хранения фондов - Федеральным законом о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации, Инструкцией по учету и хранения фондов музея и другими документами, определяющими деятельность музеев в Российской Федерации.
1.7. Музей как структурное подразделение ЮНЦ РАН финансируется за счет средств учредителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки Южного научного центра Российской академии наук. Оплата труда штатных сотрудников устанавливается штатным расписанием. Материально-техническое обеспечение музея предусматривается сметой расходов на год, которая составляется заведующим музеем при согласовании с руководителем ЮНЦ РАН - организации учредителя.
1.8. Для материального обеспечения своей деятельности Музей использует закрепленное за ним имущество: помещения, мебель, оборудование, инвентарь.
1.9. Музей ведет делопроизводство в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной канцелярией ЮНЦ РАН - организации-учредителя.
1.10. Положение о Музее и его структура, а также вносимые в них изменения и дополнения утверждаются председателем организации-учредителя.
1.11. Реорганизация (преобразование, выделение, присоединение, разделение) или ликвидация Музея производится по решению организации-учредителя и на основании соответствующего приказа.

2. Цели и задачи Музея
2.1. Основной целью деятельности Музея является возможно более полное представление и раскрытие с помощью музейных коллекций истории развития академической науки на Юге России в постсоветский период, исторически сложившегося этнографического своеобразия культуры населения дельты Дона в природно-хозяйственном и социально-историческом контексте.
2.2. Основными задачами Музея являются:
- документирование деятельности ЮНЦ РАН в регионе путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов; документирование профессиональных достижений работников ЮНЦ РАН и подчиненных центру научных подразделений; организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности по профилю Музея, разрешенной законом;
- организация долговременных стационарных наблюдений за формами бытования и процессами трансформации традиционной культуры рыбаков дельты Дона;
- сбор коллекции этнографических и исторических артефактов, характеризующих своеобразие повседневного и праздничного быта населения дельты Дона;
- сбор литературного, архивного материала, образцов рыболовецкого транспорта, орудий лова, навигационных приборов и других типов экспонатов, личного имущества коренных жителей исследуемой территории для пополнения фондов Музея;
- постановка экспериментов в русле апробации и развития методики устноисторических и этнолингвистических исследований;
- обработка, систематизация хранящихся и поступающих экспонатов и материалов, ведение их учета;
- создание и обновление постоянных и временных экспозиций, организация и проведение выставок, экскурсий, лекций по профилю Музея;
- подготовка ответов на запросы по этнокультуре дельты Дона и истории академической науки Юга России в рамках имеющихся в Музее сведений и данных исторических и литературных источников;
- издание книг, брошюр и иных носителей информации по тематике коллекции и профилю Музея.

3. Учет и обеспечение сохранности фондов Музея
3.1. Музейный фонд складывается из следующих коллекций:
а) коллекции артефактов по темам "Традиционные водные и промысловые транспортные средства дельты Дона", "Орудия рыболовецкого промысла", "Орудия рыбообработки", "Кухонная и столовая утварь", "Торговый инвентарь", "Кройка и шитье: инструментарий, образцы", "Традиции домостроительства: инструменты, строительные материалы, образцы строительных техник", "Предметы интерьера", "Казачество Нижнего Дона", "Свидетели эпохи потрясений: оружие и бытовые предметы Гражданской и Отечественной войн"; "Традиционная духовная культура: предметы христианского культа, инвентарь народной обрядности"; "Советская культура села: 1930-1980-е гг.";
б) коллекции подлинных документов и фотоматериалов;
в) цифровая база данных, включающая аудио- фото- и видеоматериалы текущих полевых исследований, оцифрованные копии документов и фотоматериалов, хранящихся у населения и тематическую подборку опубликованных источников и исследований.
3.2. Музейный фонд принадлежит ЮНЦ РАН.
3.3. Учет музейных предметов в собрании Музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда осуществляется в инвентарной книге Музея;
- учет научно-вспомогательных материалов осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
3.4. Ответственность за сохранность фонда Музея несет заведующий Музеем.

4. Структура Музея
4.1. Музей состоит из следующих подразделений: научно-исследовательского, камерального, экспозиционного, фондо-архивного.
4.2. Структура и штатное расписание Музея утверждается руководителем организации-учредителя.
4.3. Штатным сотрудником Музея является заведующий, одновременно исполняющий функции главного хранителя фондов.
4.4. Заведующий Музеем назначается приказом председателя ЮНЦ РАН.
4.5. Функции специалистов по экспозиционной работе, камеральной обработке коллекций и архива, экскурсовода выполняют сотрудники Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук (ИСЭГИ ЮНЦ РАН) и Береговой научно-экспедиционной базы "Кагальник" ЮНЦ РАН на условиях совмещения обязанностей.

5. Права Музея
5.1. Музей имеет право поддерживать рабочие контакты с музеями своего региона, России, зарубежных стран и органами печати, участвовать в научных и практических конференциях, семинарах, круглых столах по профилю Музея.
5.2. Музей имеет право на дополнительное финансирование за счет пожертвований.
5.3. Для обеспечения своего делопроизводства Музей пользуется возможностями, предоставляемыми канцелярией ЮНЦ РАН.

6. Обязанности Музея
6.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возлагаемых настоящим Положением на Музей задач, а также за его имущество несет заведующий Музеем.
6.2. Степень ответственности сотрудников Музея устанавливается должностными инструкциями.

7. Режим работы Музея
7.1. Музей проводит экскурсии по заранее поданным и согласованным с заведующим Музеем заявкам.
7.2. Вход в Музей осуществляется на основании Инструкции по пропускному и внутриобъектному режиму, утвержденной председателем ЮНЦ РАН, и заявки на проведение экскурсии.