Служба перенесения мощей николая чудотворца. Перенесение мощей святителя и чудотворца николая

Никола Вешний
9/22 мая – День перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских (современная Турция) в южноитальянский порт Бари. В народе праздник известен как Никола Вешний.

Приключения итальянцев в Ликии

Нежные голубые лагуны, тающее в солнечной дымке море и россыпи чистейшего белого песка, в котором откладывают яйца гигантские морские черепахи, – такова современная Патара – малая родина Святителя Николая. Ныне это турецкий курортный городок на побережье Средиземноморья, знаменитый самыми длинными в стране пляжами, римскими банями, развалинами храма Аполлона и… рестораном «Святой Николай».
В III в., когда Угодник Божий, грек по национальности, явился на свет, Патара была частью Ликии (так называемой «Волчьей страны»), входившей в состав Римской империи.

Свое многолетнее служение архиепископ Николай нес в столичном городе Миры. Здесь он нашел упокоение, здесь пребывали его святые мощи до второй половины XI в., когда на восточные земли Римской империи обрушились сарацины. В 1034 г. Ликийская область была фактически оккупирована, а Сионский храм, таивший в себе сокровище честных мощей Святого Николая Чудотворца, охранялся лишь несколькими благочестивыми монахами.

И вот Николай Угодник в сонном видении является одному из священников итальянского города Бари и повелевает забрать свои останки из Мир Ликийских. В 1087 г. происходит так называемое «перенесение мощей», больше похожее на дерзкую вылазку викингов. 47 вооруженных барийцев под видом торговцев высаживаются в Мирах и устремляются в Сионский храм, где предлагают за мощи сторожам денежный выкуп в 300 золотых монет. Получив отказ, барийцы связывают монахов и железным молотом крошат мраморный пол помоста, под которым захоронены мощи Святого Николая. Юноша Матфей в нетерпении разбивает крышку гробницы и извлекает из переполненного миром саркофага останки Николая Угодника. Храм и весь город наполняются дивным благоуханием.

В ночь на 11 апреля каравелла с драгоценным грузом покидает Миры, а 9 мая прибывает в Бари, жители которого вместе с епископом и духовенством выходят на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.

…Последнее слово науки есть первое слово Библии. Когда итальянские антропологи во главе с профессором университета Бари Луиджи Мартино в 1953 г. попытались восстановить подлинный исторический облик святого по черепным костям, извлеченным из гробницы в Бари, то поразились – насколько схож он оказался с иконографическим ликом, характерным для русских икон, а также с образом в барийской базилике, который считается копией прижизненного изображения святого.

«По строению черепа и скелета Святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа, – запишет профессор. – С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост Николая Чудотворца – 167 см.

Эксперты сделали заключение даже о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме: его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны многолетним влиянием тюремного холода и сырости (по мнению председателя православного общества «Скиния», современного агиографа и николаеведа Александра Бугаевского, святой провел в темнице около 20 лет).

В 1992 г. Луиджи Мартино принял участие в освидетельствовании частиц мощей в храме Святителя Николая на острове Лидо, в пригороде Венеции, и пришел к выводу, что в этом итальянском городе хранятся подлинные останки святого. Выписка из заключения комиссии гласит:

«Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого Угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства».

Итальянские исследователи предположили, что барийские моряки в спешке изъяли не все мощи: заполучив святую главу, они поспешили на корабль. Оставшиеся части были спрятаны ликийцами под полом алтаря, но захвачены венецианцами в 1096 г., в ходе Первого крестового похода против сарацинов. Вместе с мощами Угодника Божия из мирликийской церкви венецианцами были изъяты останки еще двух святых – священномученика Феодора и святителя «Николая-дяди» – оба епископы Мир. Ныне святыни находятся в церкви Николая Чудотворца бенедиктинского монастыря на острове Лидо.

Добавим лишь, что материал, касающийся перенесения мощей святого Николая в Венецию, базируется на исследованиях Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло» (Падуя, 1763), а тот в свою очередь – на анонимной венецианской рукописи около 1101 г. На сегодня это главный источник, дающий сведения о перенесении мощей Святителя Николая в Венецию.

Однако русские путешественники конца XVII – начала XVIII в. (П.А. Толстой, В.Г. Григорович-Барский, Б.П. Шереметьев), подробно описавшие венецианские святыни, ничего не сообщают нам о мощах Святителя Николая на острове Лидо, что может свидетельствовать о том, что их там попросту не было.

Два Николая

Родители святого Николая были богаты и благочестивы. После их смерти юноша унаследовал целое состояние и тут же показал пример необыкновенного милосердия, о котором много веков спустя напишет поэт Сергей Есенин («ходит милостник Никола мимо сел и деревень»). Добрый юноша пришел на помощь вдовцу и трем его дочерям, подбрасывая один за другим три мешочка с золотом, – эти деньги составили приданое девушек.

Далее древнее житие Симеона Метафраста повествует о поставлении святого Николая во пресвитеры его дядей, епископом Патар Николаем, и путешествие Николая Угодника в Палестину, на Святую землю. Но, как считают исследователи, здесь произошло смешение двух повествований древними агиографами. На это в XIX в. указывал, в частности, архимандрит Антонин (Капустин), который полагал, что в Ликии было два святителя Николая. Первый – Николай Мирликийский (жил в IV в., при императоре Константине), а второй – Николай Пинарский (жил в VI в., стал архиепископом при императоре Юстиниане I и долгое время был настоятелем Сионского монастыря). Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI в.

Из-за этого в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой земле задолго до его основания императрицей Еленой. Как считает архимандрит Антонин, Николай Чудотворец на Святой земле не был.

Николай Пинарский.

Далее агиографы cнова приходят к согласию: скрываясь от людской славы, святой Николай идет в Миры – многонаселенный столичный город Ликии, где живет, как нищий, неустанно посещая богослужения. Промыслом Божиим он поставлен на столичную Мирликийскую кафедру. Избранный на высшее архиерейское служение, Святитель Николай становится живым правилом веры и образом кротости. В то же время Николай Угодник ревностно охраняет чистоту евангельского учения от ересей и лжеучений. Церковное предание сохранило повесть о том, как обличил он на I Cоборе в 325 г. в Никее еретика Ария за его «нечестивое» учение о Сыне Божием (Арий отвергал единосущие Иисуса Христа с Богом Отцом). Не потерпев хулу на Сына Божия, ударил святой Николай еретика по щеке.

Отцы Собора сочли такой поступок неуместной ревностью и заключили Николая в тюремную башню. Но вскоре некоторым из них было видение Господа нашего Иисуса Христа, Который подал Святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него святительский омофор. Святой Николай был освобожден из темницы и восстановлен в сане.

Будучи «образом кротости», Святитель Николай умиротворяет враждующих, встает на защиту невинно осужденных. Добрым словом он усмиряет мятеж во Фригии, спасает оклеветанных жителей города Миры. Этот эпизод запечатлен на полотне Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Картина была написана по просьбе двоюродной сестры Репина, монахини Верхо-Харьковского Николаевского монастыря Олимпиады. Николай Чудотворец предотвращает неминуемую гибель царских воевод Непотиана, Урса и Эрпилиона, оказывает помощь морякам.

Добрый кормчий

В книге современного историка и агиографа Александра Бугаевского «Добрый кормчий», вышедшей в свет в 2010 г., опубликованы ранее не издававшиеся латинские и греческие рукописи VIII–IX вв. В результате житие Николая Угодника пополнилось неизвестным до того чудом – так называемым «Деянием о подати».

Из рукописей следует, что Николай Чудотворец спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Видя бедствия паствы, Святитель Николай поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» – в алтаре увидели, что из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, Святитель заметил, как солнце слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию – и накинул… на солнечный луч. При этом мантия повисла в воздухе. Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.

Александр Бугаевский уточняяет годы рождения и смерти святого:

«Удалось выяснить, когда Святитель Николай умер. Это 334 г., как теперь достоверно установлено в ходе сопоставления событий из древних текстов. Благодаря эксгумации мощей видно, что Святитель Николай прожил около 75 лет. Следовательно, он родился в 260 г.».

В заключение отметим, что, заботясь о духовных нуждах своей паствы, Николай Угодник никогда не пренебрегал их телесными нуждами. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь во сне явился некоему купцу и повелел доставить хлеб в Ликию. Проснувшись, тот увидел в руке задаток – три золотые монеты, после чего повез хлеб в Миры и спас голодающих.

При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого; остается им и после своей смерти. Мощи его продолжают источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая 6/19 декабря, 9/22 мая и еженедельно, каждый четверг.

Договорённость об этом была достигнута в прошлом году на исторической встрече на Кубе папы римского Франциска и патриарха Кирилла . Святитель Николай - один из самых почитаемых святых у католиков, православных да и вообще у всех христиан. Для большинства православных России паломничество в Бари трудноосуществимо, хотя туда и приезжают сотни наших соотечественников ежегодно.

Где и когда можно поклониться мощам

С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для паломников в Москве в храме Христа Спасителя. 22 мая с 12.00 до 21.00. С 23 мая по 12 июля доступ паломников будет осуществляться с 8.00 до 21.00. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.

Кто такой Святой Николай

Святитель Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник и даже Санта-Клаус - так называют одного из самых почитаемых в мире святых, праведного архиепископа, который жил в 270-345 годах в Византии. Во время путешествия на корабле в Палестину он усмирил шторм и воскресил моряка. Свидетельством милосердия Николая Чудотворца к нашей стране и к нашим предкам является чудотворный образ святителя Николы Можайского. При осаде Можайска монголами в небе явилось удивительное знамение. Святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором: в одной руке он дер-жал меч, а в другой изображение обнесённого крепостью храма, чем обрадовал можайцев и напугал врагов. Неприятель был устрашён видением, снял осаду и бежал.

Мраморный престол над мощами Святителя Николая Чудотворца в крипте базилики в итальянском городе Бари. Фото: РИА Новости / Александр Юрьев

Какова история обретения мощей

Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский умер, как писали летописцы, до-стиг-нув глу-бо-кой ста-ро-сти «в воз-расте стар-ше 70 лет». «По-сле непро-дол-жи-тель-ной те-лес-ной бо-лез-ни он пе-ре-шёл в веч-ную бла-жен-ную жизнь». Свя-ти-те-ль Ни-ко-лай был за-хо-ро-не-н око-ло церк-ви, в ко-то-рой слу-жил, на территории современной Турции. В IX в. им-пе-ра-тор Ва-си-лий I со-би-рал-ся пе-ре-вез-ти мо-щи свя-ти-те-ля Ни-ко-лая в Кон-стан-ти-но-поль, но был оста-нов-лен в две-рях неким чу-дес-ным об-ра-зом. То-гда, «силь-но разо-злив-шись», ве-лел за-пе-ча-тать его мо-щи в бе-лом ка-мен-ном сар-ко-фа-ге и по-ме-стить под пол ча-сов-ни - при-де-ла церк-ви Си-о-на, чтобы «ни-кто дру-гой не смог взять остан-ки». В 1087 г. в го-ро-де Бари свя-ти-тель Ни-ко-лай явил-ся во сне чест-но-му и бла-го-го-вей-но-му свя-щен-ни-ку и ве-лел: «Иди и ска-жи лю-дям и все-му со-бо-ру цер-ков-но-му, чтобы они по-шли и взя-ли ме-ня из Мир и по-ло-жи-ли в го-ро-де этом, ибо не мо-гу там пре-бы-вать на ме-сте пу-стом». А к тому моменту жители города Мир Ликийских действительно покинули его, опасаясь врагов. При саркофаге остались жить лишь несколько монахов. Экспедиция итальянцев сумела перевезти часть мощей в Бари в деревянном ящичке - ковчеге - в 1087 г. С этого момента мощи святителя никогда не покидали Бари.

Какая часть мощей приедет в Россию

«Мощи закрыты трёхслойной мраморной плитой с небольшим отверстием, чтобы доставать источаемое от мощей святителя миро, - -рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари прото-иерей Андрей Бойцов . - Прежде в Бари не было практики отделения частиц от мощей. Единст-венный раз мощи святителя Николая поднимались из-под спуда, из-под престола, в 1953 г. в связи с фундаментальными реставрационными работами в базилике - тогда они хранились в соседнем храме. Тогда же, кстати, одну часть запаяли в герметичную колбу, и там тоже, как и от основной части мощей, образовалось миро. Было принято решение извлечь часть мощей через отверстие для сбора мира. Специально приглашённые архиепископом Бари медики с помощью современного оборудования подняли левое ребро. Я считаю особенно трогательным, что именно та часть, которая находилась рядом с сердцем святителя Николая, сердцем, полным христианской любви к Богу и ближнему, прибудет в Россию».

Чем хуже мощи, которые хранятся в России

«Здесь мы затрагиваем вопрос об аутентичности святынь, о подлинности этих частиц, - говорит протоиерей Андрей Бойцов. - Когда же в Россию привозят мощи святителя из Бари, мы имеем стопроцентную гарантию. Ведь барийцы взяли мощи из раки, где они покоились, и 930 лет их никто не трогал. Если же мы говорим о подлинных частицах мощей - конечно, благодать Божия действует везде, в том числе через иконы, мощи. Неважно, целиком или через частицы. Но паломничество - это некий подвиг. Принесение мощей - это историческое, эпохальное событие. Конечно, я всем рекомендую приехать и поклониться им».

В чём помогает чудотворец

Святитель Николай - покровитель мореплавателей, купцов и детей. Также он является покровителем узников и всех несправедливо осуждённых. Помогает выйти замуж всем, даже отчаявшимся старым девам, а бездетным парам помогает в обретении детей. В целом Николай Угодник является самым скорым помощником для каждого. Потому именно к нему чаще всего обращаются с самыми разными просьбами.

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении . В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар .

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских , чудотворец прославился как великий угодник Божий . Он родился в городе Пахаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.
Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.
Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умилил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария. В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (о перенесении мощей см. 9 мая).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.
Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (ХII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский.
Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого". Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (ХII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в ХIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражья. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари). Сведения о житии помещены 6 декабря.

В ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».