Икона божией матери достойно есть о чем. Икона достойная есть

Среди многообразия богородичных икон, издревле почитаемых на Руси, одним из самых известных и любимых в народе является образ, носящий название «Достойно есть» или «Милующая». Появившись в славянских землях с первыми лучами христианской веры, он стал неотъемлемой частью православной иконографии, получив в ней свою особую жизнь.

Ночной гость

О том, как обрела благодатную силу икона Богородицы «Достойно есть», повествует старинная легенда, пришедшая к нам с Афона - святой горы, находящейся на востоке Греции. Однажды в давние времена старый монах - насельник расположенной там обители Успения Пресвятой Богородицы, отправляясь на всенощное бдение в церковь, повелел своему молодому прислужнику остаться в келье и творить непрестанную молитву перед образом Царицы Небесной.

В эту ночь стоявшего на молитве послушника посетил необычный гость. Им оказался посланник небес архангел Гавриил. Прочитав вместе с послушником известную богородичную молитву «Достойно есть» (она приводится в статье и на церковнославянском языке, и в русском переводе), начинавшуюся в те времена со слов: «Честнейшую херувим…», он открыл юноше её полный текст, который сегодня ежедневно произносят все православные христиане.

Буквы, высеченные на камне

Чтобы ни в чьих сердцах не поселилось сомнение в истинности небесного происхождения текста, святой посланник начертал его перстом на каменной плите стола, отчего на её поверхности остались буквы, как бы высеченные невидимым резцом. Повелев впредь читать молитву в её полном виде и научить этому всех людей, архангел покинул келью.

Образ же, перед которым юноша молился вместе с небесным посланником, ещё долго излучал тихий и ясный свет, а келья наполнилась благоуханием. Благодаря событию, происшедшему в ту ночь, он получил известность как икона Божией Матери «Достойно есть». Этот образ был торжественно перенесён из кельи в монастырский храм, а каменная плита с текстом молитвы отправлена в Константинополь.

Икона, шагнувшая в мир

Со временем икона «Достойно есть» разошлась по свету во множестве списков и приобрела несколько иные черты, отличающие её последующие написания от оригинала. Если первоначально она являла собой лишь поясное изображение Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, то в более поздних изводах (разновидностях) композиция была дополнена изображением Бога Творца, окружённого сиянием, и фигурами ангелов, протягивающих руки к Божьей Матери и Младенцу Иисусу.

Внесение этих дополнений преследовало цель повысить духовную составляющую образа и расширить его смысловое значение. Поскольку икона «Достойно есть» неразрывно связана с одноименной молитвой, дарованной архангелом Гавриилом, то распростертые крылья ангелов служат напоминанием о её небесном происхождении. Кроме того, в Средние века на Западе вошло в традицию придавать ликам Младенца Иисуса и его Пречистой Матери царственное величие и увенчивать их главы золотыми коронами.

На Руси икона «Достойно есть» также была широко распространена и имела свои особенности. Например, можно встретить её изводы, на которых Богородица изображена стоящей в полный рост с Младенцем, держащим в руке свиток с написанным на нем текстом молитвы. Нередко в общую композицию включаются фигуры ангелов и святых, просящих с облаков Её благословения. Священномучеников принято было помещать в строго определённом порядке, соответственно их чину.

Икона «Достойно есть» - значение

В чем помогает людям икона, которую некогда архангел Гавриил благословил молитвой ко Пресвятой Деве? Принято считать, что через неё Царица Небесная ниспосылает людям благодатную помощь в их борьбе с пагубными устремлениями, толкающими во власть всех семи смертных грехов. Очень кратко остановимся на каждом из них.

Гордыня и зависть

Православная церковь учит своих чад, что одним из тягчайших грехов является гордыня, заставляющая людей превозноситься над ближними и приписывать себе мнимые достоинства. Она же мешает укорениться в сердце смирению и страху Божьему, без которых нет пути во Царствие Небесное. Силы для борьбы с этим грехом и дарует икона «Достойно есть».

Значение той помощи, которую оказывает икона в преодолении следующего дьявольского искушения - зависти, трудно переоценить. Эта пагубная страсть, толкнувшая ветхозаветного Каина на убийство своего брата Авеля, с тех пор мрачит сердца людей, побуждая их на самые низкие поступки. Жаркая и искренняя молитва перед иконой непременно даст силы противостоять этому злу.

Чревоугодие и блуд

Ошибаются те, кто полагает, будто чревоугодие пагубно влияет лишь на тело, не затрагивая при этом душу. Это отнюдь не так. Человек, предавший себя во власть пороку, не в состоянии возвыситься своими устремлениями к Богу и обречён на вечную погибель. Сюда же следует отнести и невоздержанность в питие, часто приводящую к самым пагубным последствиям. Икона «Достойно есть» может стать и в этом случае незаменимой помощницей - теми вратами, через которые Матерь Божья войдёт в душу всех, взывающих к Ней о помощи.

Не дано человеку без участия Небесных сил справиться и с демонами, вселяющими в него блудную страсть. Этот грех, являющийся извращением естественной человеческой потребности в продолжении рода, тяготеет над большинством людей, и преодолеть его бывает крайне сложно. Где же искать заступничества против греховных искушений, как не в молитве перед образом Пресвятой Девы, являющей Собой цвет чистоты и непорочности?

Гнев, алчность и уныние

Святые отцы учат нас, что более всего нужно страшиться собственного гнева, поскольку от врага можно спастись, но где укрыться от самого себя? Гневливость подобна тернию, прорастающему в сердце человека и губящему все всходы добра и любви. С этим грехом также невозможно справиться в одиночку, и помощь окажет всё тот же святой образ «Достойно есть».

Ещё одним смертным грехом, помрачающим людские души и ведущим к погибели, является алчность, рождающая ненасытную потребность в преумножении земных богатств. Она иссушает в сердцах людей живительные родники щедрости и великодушия, обрекая их на вечное блуждание в лабиринтах корысти и расчёта. Каждый, кто встаёт на путь искоренения в себе этого зла, непременно должен начать его с молитвы перед иконой «Достойно есть».

И, наконец, последний из семи смертных грехов - уныние. На первый взгляд, оно является лишь естественной реакцией на житейские беды. Однако может ли предаваться унынию человек истинно верующий, ибо, уповая на Бога, он во всём видит Его мудрый промысел? Разумеется, нет. Таким образом, можно заключить, что уныние порождается отсутствием веры, а неверие - это тягчайший из всех грехов, совладать с которым также поможет святой образ «Достойно есть».

Икона - в чем помогает, и в каких случаях она бессильна?

Важно запомнить, что любая икона, в том числе и та, о которой говорится в нашей статье, не сама помогает людям, а является лишь связующим звеном между человеком и Высшими Силами. Вознося перед ней молитву, мы обращаемся не к доске, покрытой живописным слоем, а к тому, кто на ней изображён, и поэтому решающее значение имеет сила нашей веры. Именно она определяет - будет услышана и исполнена молитва или пропадёт впустую.

В мире нет ничего, что не под силу Царице Небесной, и поэтому в Её власти исполнить любую просьбу. Вознося же молитву без искренней надежды быть услышанным, человек впадает в грех, и тогда икона становится бессильна. Всегда следует помнить слова Иисуса Христа: «По вере вашей да будет вам…».

В настоящее время икона Богородицы «Милующая» находится в Успенском храме в Карее — административном центре Святой Афонской Горы. Явление ее относят к 980 году, а особое почитание этой иконы основано на настоящем чуде.

История иконы

В те времена неподалеку от Карейского монастыря находилась келья, где ютились старец-отшельник вместе со своим юным послушником. 11 июня 980 года старец отправился в храм, чтобы участвовать во всенощном бдении, юноша же, оставшийся в одиночестве, приступил к вычитыванию молитвенного правила. Когда настала ночь, кто-то неожиданно постучал в дверь. Юноша открыл. Перед ним стоял незнакомый монах, попросивший разрешения войти. Они стали вместе молиться, и их ночная служба шла заведенным порядком до того момента, пока не подошло величание Богородицы.

В келье отшельника была икона «Милующая», и послушник только приступил к пению традиционной молитвы «Честнейшую Херувим», как гость прервал его словами: «У нас не так величают Божию Матерь». Начало его молитвы «Достойно есть» стало впоследствии вторым названием этой иконы. Пропев свою молитву, он затем добавил к ней и ту, что начал петь послушник, а потом дал ему наказ: всегда в этом месте богослужения петь ту молитву, которую послушник только что слышал.

Инок, боясь, что не сумеет точно запомнить эту чудесную молитву, стал просить гостя записать ее, однако в келье не нашлось, на чем и чем ее записать. Тогда ночной гость подошел к каменной стене кельи и начал писать пальцем прямо на камне, ставшем мягким, словно воск. Перед тем как гость исчез так же внезапно, как и появился, инок только и успел, что спросить, как его зовут. В ответ он услышал имя: «Гавриил».

Когда старец возвратился после церковной службы, взволнованный юноша поведал ему об удивительном ночном госте и новой молитве. Когда же отшельник увидел выведенные на камне письмена, то уверился, что это был сам архангел Гавриил, тот самый, который возвестил Деве Марии благую весть о грядущем рождении ею Иисуса.

Чудесное явление архангела Гавриила не осталось втайне – о нем быстро стало известно на всем Афоне, а вскоре и в самом Константинополе. Тогда афонские иноки отправили в доказательство чудесного явления архангела в Константинополь ту самую каменную плиту, на которой он начертал песнь, прославляющую Матерь Божию.

С тех самых пор молитва «Достойно есть» вошла в православное богослужение как его неотъемлемая часть наряду с молитвой «Честнейшую Херувим», а у иконы Богородицы «Милующая» появилось второе название — «Достойно есть».

В чем значение иконы «Милующая», в чем она помогает

На иконе «Милующая» мы видим Богоматерь с Иисусом-ребенком, держащим в руке свиток с молитвой. Особенность иконы в том, что и Божия Матерь, и Спаситель в царских венцах, то есть являют свою силу.

Молятся перед иконой Божьей Матери «Милующая» о самом заветном: об исцелении от духовных страданий и физических недугов, о спасении при эпидемиях и катастрофах, о помощи перед началом важного дела, об обретении счастливой семейной жизни.

Однако значение иконы «Богородица милующая» и в чем помогает молитва ей, этим не исчерпывается: ей молятся об отпущении самых страшных грехов, в том числе смертных, и молитва эта приносит душе умиротворение и покой.

Богородица всегда считалась заступницей за людей перед Господом, и само название иконы говорит о ее бесконечном милосердии, несмотря на все людские прегрешения.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Достойно есть» (или «Милующая»):

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша… И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Один из самых известных образов Богородицы, ходатайствующей за нас перед Своим Сыном и нашим Господом Иисусом Христом – это икона Божией матери “Достойно есть” (празднование 24 июня). Этот образ Богородицы еще называют Милующая. Ведь именно великая милость Девы Марии позволяет Пресвятой Владычице просить за нас, недостойных и грешных людей, Бога.

Первообраз иконы “Достойно есть” находится в самом сердце святой горы Афон. в Успенском храме в Карее хранится чудотворная икона Божией Матери Милующая. Карея – столица монашеского государства. С иконой “Достойно есть” связана чудесная история. Согласно преданию, один из молодых послушников в уединенной келье мысленно желал доброго пути старцу, спешащему к всенощной службе в монастырь в Карее. Он затеплил новую свечу перед иконой “Достойно есть” и стал молиться. Вдруг он услышал стук в дверь. Безбоязненно открыв незнакомцу, хотя гостей в уединенной келье послушник не ждал, он увидел человека в монашеском одеянии. Тот смиренно попросил позволения войти в келью. Оба они преклонили колени перед иконой “Достойно есть”. Их голоса звучали слаженно, но, когда настало время славить Богородицу, между молодым послушником и незнакомцем возникли разногласия. Послушник очень удивился новым словам молитвы. Незнакомец сказал: “не так у нас величают Божию Матерь”. И произнес свой текст молитвы. Когда молодой послушник огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел, явившийся юноше в образе монаха, просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

Икона “Достойно есть”: история

История иконы “Достойно есть ” относится к X веку. Она появилась на Афонской горе. Образ был написан в скиту апостола Андрея Первозванного. По иконографии образ Богородицы Милующая представляет собою поясное изображение Пречистой Девы, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке.

Списки с чудотворной иконы “Достойно есть” хранились в Санкт-Петербурге, в Галерной гавани. Ведь именно там находится выстроенный в честь Милующей Богоматери знаменитый псевдовизантийский храм. 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита (“Белозерки”), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

В чем помогает икона Божией матери «Достойно есть»

Перед иконой “Достойно есть” можно молиться о помощи в любых праведных делах. Часто люди, совершившие страшные грехи, обращаются с покаянием к Господу именно перед образом Милующая, уповая на милость Богородицы и Спасителя нашего.

Не существует образов, которые отдельно “ответственны” за те или иные прошения”, но считается, что перед иконой “Достойно есть” часто молятся и о помощи в семейных делах. Ведь и мы должны проявлять милость к нашим близким людям даже, если нам кажется, что они поступили с нами несправедливо.

Молитвы перед иконой «Достойно есть»

Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

«Достойно есть» на церковнославянском языке

  • Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
  • Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке

Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

12.09.2016

Святогорское предание

В столице Афона - городе Карее, основанном в 335 году императором Константином Великим, в алтаре Протатского собора, на горнем месте, и сегодня находится чудотворная икона, именуемая «Достойно есть», или «Милующая» («Άξιόν έστιν»).

История этой иконы, как явствует из ее названия, связана с появлением церковного песнопения «Достойно есть». Вот что рассказывает об этом удивительном случае святогорское предание.

В конце Х века на Святой Горе неподалеку от Карейского монастыря жил старец-отшельник с послушником. Проводя все время в молитве и посте, они оставляли свою келью лишь в исключительных случаях. Кстати, келья эта с небольшой церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы сохранилась до настоящего времени. И вот однажды, в воскресный день 11 июня 982 года, старец-священник отправился ко Всенощному бдению в Карейский храм, а своему ученику наказал совершать эту службу дома.
Уже наступала ночь, когда послушник вдруг услыхал стук в дверь. Удивленный, он отворил ее и увидел на пороге незнакомого инока (монаха), который попросил приюта. Послушник впустил незнакомца, а скоро пришло и время Всенощной службы…

Заканчивая чтение канона, они оба встали перед иконой Пресвятой Богородицы, называвшейся «Милующая», и начали было петь древнюю величальную песнь святого Космы, епископа Маиумского, творца канонов: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…», как вдруг незнакомец прервал пение.

А у нас не так величают Божию Матерь, - сказал он, - мы поем сначала: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего» и уже потом: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим».

И - о чудо! - как бы откликаясь на это дивное славословие и приветствуя его, икона Божией Матери вдруг засияла необыкновенным небесным светом…

Ошеломленный всем виденным и слышанным, послушник простодушно попросил:

А мы такой песни никогда и не слыхали… И не только мы, но даже и предки наши… Прошу тебя, запиши мне ее, чтобы я мог бы так же величать и славить Богоматерь.

Когда выяснилось, что в келье нет ни чернил, ни бумаги, незнакомец произнес:

Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне. Ты и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы именно так славословили Пресвятую Богородицу.

Начертав на камне, ставшем под его рукой мягким как воск, слова песни, гость подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, в тот же миг стал невидим…

Возвратившийся старец застал послушника, распевающего незнакомую чудесную песнь. А когда узнал о таинственном незнакомце и увидел каменную плиту с отчетливо запечатленными словами песнопения, сразу же понял, что их келью посетил сам Архангел Гавриил. Каменную плиту они отнесли к прету (начальнику Святой Горы) и подробно рассказали обо всем случившемся.

С тех самых пор ангельская песнь «Достойно есть» и стала звучать (звучит и в наши дни!) на Божественной литургии и других церковных службах. Икону, перед которой ее воспел Архангел Гавриил и получившую новое название - «Достойно есть», торжественно перенесли в Протатский собор в Карее, а плиту - в Константинополь.

Чудеса-вразумления свыше

Эта икона прославилась многими чудесами. Вот лишь два из них.

Святые афонские подвижники установили совершать крестный ход с иконой «Достойно есть» на второй день Пасхи. Для этого все иноки, как живущие в Карейском монастыре, так и подвизающиеся в отшельнических кельях, расположенных в его окрестностях, должны были собираться на церковную службу в храм Протата и после литургии совершать крестный ход.

Это святоотеческое установление как-то нарушили четыре монаха, жившие в Карее на подворье обители Святого Дионисия. Когда крестный ход проходил мимо их жилища, они не только не вышли навстречу иконе, но заперлись, называя участников крестного хода чревоугодниками и винопийцами, а само священнодейство - делом противозаконным.
Божия Матерь не оставила этих несчастных без вразумления: вечером того же дня вдруг пошел сильный дождь с градом, который побил все огородные растения и виноградники подворья. Самое удивительное было в том, что это бедствие постигло только Дионисиатское подворье!

Вразумленные столь чудесным образом, эти монахи на следующий год оказали святыне подобающее уважение, а у совершающих крестный ход попросили прощения.

В другой раз нарушителями святоотеческого установления стали иноки обители Кутлумуша: под действием духа злобы они вообразили, что, так как живут в монастыре, не должны совершать крестного хода вместе с келиотами (монахами, живущими в отдельных кельях), а пройдут крестным ходом обособленно, как в других монастырях. Так они и поступили.
Но такое их превозношение было осуждено Божией Матерью - внезапно и с суши, и с моря напали на кутлумушскую обитель разбойники из неверных и подожгли ее… Кутлумушцы раскаялись в своем грехе и гордыне и в последующем стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе со всеми почитателями святыни.

Современное чудо

Чудеса, явленные по молитвам к Божией Матери перед Ее иконой «Достойно есть», не прекращаются и в наше время. Так, бушевавший летом 1990 года пожар на Афоне (огнем было объято сразу несколько обителей!) внезапно угас, лишь только на место пожара была принесена чудотворная икона «Достойно есть» и перед ней был отслужен молебен.

Списки иконы

Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся и в Русской земле.

В Галерной гавани Санкт-Петербурга был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланный с Афона точный список с этой благодатной иконы.

В 1858 году список с иконы был доставлен в Оренбург, в женскую обитель.

А 16 июня 1999 года список с чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» со Святой Горы Афон доставили на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры.

МОЛИТВА

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадающе ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но да явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевшаго Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое.

О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Церствие наследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь

ЧУДЕСА

Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие.

Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все Небесные силы Ангелов и Архангелов.

И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.

О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, кто не исправляется. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам.

Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала:

Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь.

И слова Ее приятные, тихие, кроткие и действуют на душу.

Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я, грешный, за эту любовь ко мне, нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.

Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все Небо и вся земля радуются о любви Ее.

Чудное и непостижимое дело. Она живет на Небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас, убогих, и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы.

И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу и близка нам по природе, как человек. И всякая душа христианская влечется к Ней любовью.

Преподобный Силуан Афронский

Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре Филофей были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец - отец Савва, - узнав об этом, опечалился и начал упрашиватьсовет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа, и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии, и его, наконец, послушались.

Однако, спустя время, старца стали донимать укорами, говоря:

Мука закончилась. Что теперь будет?

Старец им отвечал:

Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но благочестивый и исполненный веры старец отвечал:

Не теряйте надежды на Гликофилусу («Сладкое лобзание»). Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благой

Отец, позаботится о всех нас.

И вот у них закончился последний хлеб. Но не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы (город на севере Греции), и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова.

Монахи, видя очевидный промысел Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

После этого он напоминал отцам:

Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?

Из книги старца Паисия Святогорца «Отцы-святогорцы и святогорские истории»

Из книги Ольги Глаголевой «Богородица — наша заступница», ЭКСМО, 2010 год.

Перед образом Божией Матери «Достойно есть» («Милующей») особо молятся о прощении грехов, в том числе и смертных.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой
"Достойно есть" или "Милующая"

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша... И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

История иконы Божией Матери «Достойно есть» связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в Х веке, в царствование братьев-царей Василия и Константина Порфирородных и в патриаршество Николая Хрисоверга, неподалеку от монастыря Кареи на Афоне в одной из пещер подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушел в обитель на всенощное бдение, поручив послушнику остаться в келье и совершить в ней вечернюю службу. При наступлении ночи послушник услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с христианской любовью.

Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Незнакомец заметил, что у них по другому величают Божию Матерь, добавляя перед «Честнейшую…» слова «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Матерь Бога нашего». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет.

Чудотворный образ, перед которым была воспета в первый раз новая песнь Богоматери, был перенесен афонской братией в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кареи, где и доселе находится в алтаре на горнем месте, источая благодатные дары исцеления всем поклоняющимся ему с верою и любовию.
В русских храмах можно найти немало списков с прославленной иконы «Достойно есть» («Милующей»). Существуют и посвященные этому образу храмы. Например, в Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери былa воздвигнутa пятикупольная церковь, в которой поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».

Уже в наше время. в 1999 году, в Москву, на подворье Троице-Сергиевой Лавры, со Святой Горы Афон была прислана икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона - список с первоначального чудотворного образа, находящегося в алтаре соборного храма в административном центре Афона Карее. Написана она иконописцами-святогорцами из Скита святителя Николая, кисти которых принадлежит также список с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Иверской часовне в Москве. Появление в русской столице освященного на Афоне списка с чудотворного образа «Достойно есть», несомненно, является знаком особой милости Пресвятой Богородицы и Ее всегдашнего попечения о нас.