Легче войти верблюду в игольное ушко. «Игольные уши

    Переносный смысл такой, что грешивший по жизни человек, нагружен тяжестью своих поступков, они образно говоря, верблюжьим горбом торчат за ним и мешают. С такой поклажей невозможно пройти в райские ворота, никак не протиснуться.

    Но думаю, что верно это по отношению не только к преуспевающим в собирании богатства людям, но и ко всем вообще, к бедным тоже.

    Почти у любого свои грехи имеются, хотя у некоторых грехов мало или же нет.

    Предположительно, что слово верблюд в этом выражении закрепилось в результате путаницы, ведь в греческом оно похоже на канат, одно пишется , другое quot;.

    Там опечатка вроде бы была или ошибка перевода. Полностью цитата звучит так: *Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый попадет в рай* , но верблюды здесь ни при чем. Слова верблюд и толстая веревка на том языке, с которого переводили это изречение, звучат почти одинаково. Согласитесь, про толстую веревку получается логичнее.

    *А фраза означает, что богатые люди верят не в бога и не в себя, а в свои деньги. Поэтому им сложно попасть в рай, т.к. они уверены, что вс продается и покупается.*

    В Иерусалиме есть стена, в которой находится узкий проход под названием Игольное ушко.

    В этот проход мог протиснуться верблюд, если он небольших размеров и, когда снять с него всю поклажу. В Библии приведены слова Иисуса Христа:

    Видимо Христос имел в виду то, что богатому, чтобы попасть в рвй, нужно освободиться от поклажи под названием богатство и от пороков, которые отягощают душу.

    В версию о канате что-то не верится.

    Полностью фраза звучит так: Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное. Подразумевается, что богатому человеку, чтобы стать таковым, необходимо было совершить немало грехов, а следствие - не сможет попасть в царствие небесное...как то так...

    не могу я фразы библейские объяснять...их понять легко, объяснить трудно словами, прочувствовать надо...

    В этот цитате из Библии, из Святого Евангелия главной является вторая часть о богатом человеке, который не сможет войти в Царствие Небесное. Сравнение с верблюдом, проходящим сквозь угольное ушко, дано для осознания масштабов. Всем ясно, что верблюд никогда сквозь угольное ушко не протиснется. И в таком сравнении участь богатого человека ещ более безрадостная и фатальная. Вероятность совершения первого события равна нулю. Тогда вероятность второго события практически абсолютный ноль.

    А теперь о самом значении такого выражения про богатого человека. Человек, обременнный постоянными мыслями о богатстве материальном, отрезает себе путь в Небесное Царство своими личными действиями. Никто, кроме него самого, не оказывается виноват в его поступках. Царствие Божье бертся силою. Эти слова указывают, что для достижения Небесных Священных Обителей человек обязан прикладывать свои душевные усилия, усилия своего Сердца, генерировать сердечную Любовь. А сердечная любовь и мамона, стяжание материальных благ - вещи не совместимые. Нельзя усидеть на двух стульях, служить Богу и мамоне. Есть еще отличное высказывание: Где богатство тво, там и сердце тво. А если богатство на расчтном счте в коммерческом банке, то и сердце там же, в банковской ячейке, а не у Бога. И тогда врата Рая для такого человека закрыты. Он сам, своими деяниями их закрыл для себя.

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное
Из Библии. (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25). Есть две версии происхождения этого выражения. Некоторые толкователи Библии считают, что причиной появления такой фразы стала ошибка в переводе оригинального библейского текста: вместо «верблюда» следует читать «толстая веревка» или «корабельный канат», который и в самом деле нельзя пропустить через игольное ушко.
С другой стороны, некоторые ученые, занимающиеся историей Иудеи, принимая слово «верблюд», по-своему толкуют смысл слов «игольное ушко». Они полагают, что в древности так называли одни из ворот Иерусалима, через которые тяжело груженному верблюду пройти было практически невозможно.
Смысл выражения: имеется в виду, что богатый человек, прежде чем стать таковым, совершил для достижения этой цели немало грехов и даже преступлений. Поэтому ему трудно рассчитывать на воздаяние за «праведное поведение» в загробной жизни.
Близкие по смыслу выражения широко известны в мировой литературе: «За каждым большим состоянием кроется преступление» (О. Бальзак), «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем» (И. Ильф и Е. Петров) и др.

  • - символ задачи, решение которой выглядит нереальным, выражение восходит к цитате из Евангелий "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное"...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - вечная блаженная жизнь с Богом...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - Ср. Был у меня дядя - царствие ему небесное! Последнее прибавляю единственно потому, что так уже принято, когда говорят о покойниках... Григорович. Мой дядя Бандурин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - кому. Устар. Высок. Выражение, употребляемое при пожелании покойному загробной жизни в раю. - Супруга наша Авдотья Петровна скончалась… Терентий, взглянув на образ, перекрестился. - Царствие ей небесное! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - кого. Волг., Дон. Оговаривать, позорить кого-л. СДГ 3, 167. 2. Волг. Жить в крайней бедности. Глухов 1988, 161...
  • - Ца́рствие небе́сное ср....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ца́рствие небе́сное межд....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}   =   фразеол. вечнoe блaжeнcтвo, угoтoвaннoe cвятым, paй; иноск. евангельская проповедь...

    Словарь церковнославянского языка

  • - Удобнѣе верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти въ Царство небесное. Ср. Il est plus facile à un chameau de passer par le trou d’une aiguille, qu’à un riche d’entrer dans le ciel. Пер. Нѣкоторые переводятъ вмѣсто: «верблюду» веревкѣ...
  • - Царствіе ему небесное! Ср. Былъ у меня дядя - царствіе ему небесное! Послѣднее прибавляю единственно потому, что такъ уже принято, когда говорятъ о покойникахъ... Григоровичъ. Мой дядя Бандуринъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Книжн. Шутл. О полной невозможности постижения или совершения чего-л. Мокиенко 1989, 113-115; БМС 1998, 74...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Книжн. Умереть. Мокиенко 1990, 98...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Волг., Морд., Новг. Об опытном, хитром, изворотливом человеке. Глухов 1988, 135; СРГМ 2002, 70; Сергеева 2004, 132...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кого. Дон. Оговорить, оклеветать кого-л. СДГ 3, 167...

    Большой словарь русских поговорок

  • - что. Волг. Завершить трудное, тонкое дело. Глухов 1988, 135...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю. ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113...

    Большой словарь русских поговорок

"Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное" в книгах

Игольное ушко

автора Рэфф Рудольф А

Игольное ушко

Из книги Эмбрионы, гены и эволюция автора Рэфф Рудольф А

Игольное ушко Эволюции организмов присущи величественность и прогрессивное совершенствование морфологии и адаптации, что заставляет предполагать, как это произошло с Геккелем и с Осборном, существование всеобщих управляющих принципов. Однако в то же время именно

СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО

Из книги Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды автора Басинский Павел Валерьевич

СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО Для Ивана Сергиева не годилась мораль, которую любил повторять Толстой: где родился, там и сгодился. Не окажись Иван в академии, не стал бы он и протоиереем Андреевского собора в Кронштадте, не стал бы Кронштадтским.Не стал бы самим собой.Вообразите

ЧЕРЕЗ ИГОЛЬНОЕ УШКО…

Из книги Жизнь-поиск автора Данилов Борис Федорович

ЧЕРЕЗ ИГОЛЬНОЕ УШКО… Получив авторское свидетельство на метчик-протяжку, я не отложил попечения о своем первом детище и не прекратил работы над дальнейшим ее совершенствованием. Как-то, просматривая иностранный журнал, подаренный мне управляющим делами совнархоза в

ЧЕРЕЗ ИГОЛЬНОЕ УШКО

Из книги Улыбнись горам, дружище! автора Виноградский Игорь Александрович

ЧЕРЕЗ ИГОЛЬНОЕ УШКО А еще был у нас с Аликом Гутманом в Аламетдине такой случай, который потом перешел в альпинистский фольклор и стал преподноситься в форме анекдота... Но, Аллах свидетель, – это было на самом деле...Шли мы по узкому гребню, от Пика Семенова-Тянь-Шаньского

55. "Игольное ушко"

Из книги Символы священной науки автора Генон Рене

Глава 2 «ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ»

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

Глава 2 «ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ» Католическое Иерусалимское королевство появилось за 89 лет до этих событий в результате Первого Крестового похода. В 1098 г. Готфрид Бульонский штурмом взял Священный город и вырезал тысячи его защитников-мусульман. Кровь струилась по каменным

Максим БОЙКО КАК ПРОТАЩИТЬ ВЕРБЛЮДА СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО

Из книги Приватизация по-российски автора Васильев Дмитрий

Максим БОЙКО КАК ПРОТАЩИТЬ ВЕРБЛЮДА СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО ДИРЕКТОРСКИЙ КАПИТАЛИЗМВспомним: на дворе - канун 1992 года. “Умные головы” по телевизору, в газетах, в представительных собраниях озабоченно дискутируют на тему: готова ли Россия к рынку? Всерьез обсуждается

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное Из Библии. (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25). Есть две версии происхождения этого выражения. Некоторые толкователи Библии считают, что причиной появления такой

Царствие Небесное

Из книги Тайна веков. Как стать счастливым и преуспевающим автора Кольер Роберт

Царствие Небесное «Царствие Небесное пребывает в вас». Небеса – это не какое-то далекое государство, а награда за годы бедствий. Когда Иисус сказал, что небеса в нас самих, Он имел в виду только то, что энергия счастья, добра, всего необходимого нам в жизни кроется в

Канат и игольное ушко

Из книги Литературная Газета 6471 (№ 28 2014) автора Литературная Газета

Канат и игольное ушко Прямо детективная интрига развернулась в Москве на нынешнем ЕГЭ. Экзамен решено было сделать максимально честным - а это значит, максимально строгим. Результаты мало кого удивили: они снизились. Однако после ЕГЭ по литературе обнаружились

КАК ХОДОРКОВСКОМУ ПРОЛЕЗТЬ СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО

Из книги Газета Завтра 506 (31 2003) автора Завтра Газета

КАК ХОДОРКОВСКОМУ ПРОЛЕЗТЬ СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО Александр Проханов 5 августа 2003 0 32(507) Date: 06-08-2003 Author: Александр ПРОХАНОВ КАК ХОДОРКОВСКОМУ ПРОЛЕЗТЬ СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО В преддверии выборов власть особенно бессовестна и цинична. Уповает на забитость и тупость

Как христианская церковь следовала провозглашенному Христом принципу нищеты, согласно которому «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24, Мк 10:25, Лк 18:25)?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как христианская церковь следовала провозглашенному Христом принципу нищеты, согласно которому «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24, Мк 10:25, Лк 18:25)? Евангелисты свидетельствуют, что Иисус считал безнравственным

24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (Мк. 10:24, 25; Лк. 18:25). По Марку, Спаситель сначала повторил сказанное Им изречение о трудности для богатого войти в Царство Небесное, по поводу того, что ученики "ужаснулись

11. Как понимать фразу Иисуса Христа о том, что богачу трудно войти в Царство Божие? Кто же может спастись?

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

11. Как понимать фразу Иисуса Христа о том, что богачу трудно войти в Царство Божие? Кто же может спастись? Вопрос:Помните, когда Христос сказал, что богачу трудно войти в Царство Божие, да так трудно, как верблюду пройти через игольное ушко, ученики испугались, даже

Родион Часовников , член союза журналистов России

Все мы слышали выражение: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное». Многие из нас знают, что это не просто древняя пословица, а евангельские слова (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25).

Некоторые толкователи полагают, что разницу размеров можно несколько сократить. Так, одни утверждают, что под «игольным ушком» следует понимать узкие ворота Иерусалима, через которые не мог пройти груженый верблюд. Другие считают, что вместо слова «верблюд», в правильном переводе будут слова: «толстая веревка» или «канат». Мы непременно хотим сохранить хоть какую-то надежду или иллюзию, что можно проскочить, обойти неудобные законы и закономерности. «Ну, может быть «поднапрячься» и «втиснемся», может быть все не так строго и фатально…»

Автор статьи ни в коем случае не возражает против толкования библейских текстов с учетом исторических реалий и научных данных. Но даже с приведенными оговорками и вариантами толкований суть остается неименной: достижение богатства, как правило, сопряжено с поступками хищными, нечестными, немилосердными. Привязанность к богатству и роскоши, чаще всего, убивает в человеке духовную жизнь, нравственный стержень, сострадание, стремление к идеалу… Может быть существуют исключения, но мы сейчас говорим о том, что больше распространено и подтверждается бесчисленными примерами истории и нашей жизни.

Одним из тех, кто неправедно наживал свое состояние, считался среди иудеев апостол и – прежде своего апостольства, в то время, когда не был еще учеником Христовым. Он, как известно, был тогда мытарем, то есть сборщиком податей. Как и все завоеванные римлянами земли, Иудея была обложена податью в пользу Рима. Мытари собирали эту дань, а нередко ради своего обогащения взимали с народа много больше, чем положено, пользуясь защитой властей. Мытарей воспринимали как грабителей, людей бессердечных и алчных, презренных агентов (из среды евреев) враждебной языческой власти.

Не принято было садиться за один стол с мытарем, как не принято было делить трапезу с самыми нечестивыми и грешными людьми, изгоями общества. В современном мире все иначе: многие почтут за честь разделить трапезу с теми, кто неправедно обогатился, особенно если эти богатства несметны. А часто ли кто-то за такой трапезой напомнит владельцу большого состояния о совести, о милосердии? Только не нужно путать с милосердием пошлые игры в «благотворительность», когда какая-нибудь персона летит на личном самолете в обществе журналистов и операторов «решать» «проблемы» африканских беженцев, или когда сто миллионеров вместе много лет восстанавливают один храм, который первоначально был построен на скромные пожертвования простых людей.

Но редко, кто из наших современников присядет за стол олигарха, чтобы призвать его к перемене пути, чтобы напомнить ему о вечности…

А в те далекие времена, когда люди удивились, увидев Христа в обществе Матфея: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?», Господь ответил:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. С этих пор, Матфей, оставив все свое достояние, пошел за Христом (Евангелие от Луки, гл.5, ст.28).

Итак, Апостол и евангелист Матфей – святой, который прежде своего следования за Христом был жизнью своей связан с деньгами, с суетными и мнимыми благами этого мира. Пожертвовав своим богатством и весьма доходным в те времена промыслом мытаря, он предпочел путь ученика, последователя Христова, - путь смирения, бедности, мученичества. Он выбрал тот путь, который ведет в Горнюю обитель.

Мы не будем сейчас пытаться ответить на вопрос: «может ли человек, не отказавшись от богатства, сохранить прямоту своего пути?» Мы лишь вспомним, что богатства наших современников, нажитые в лихие девяностые, редко окажутся более чистыми, чем те, что собирал мытарь Матфей.

Через выбор апостола Матфея нам открывается образ для понимания – где подлинная цель, а где мнимая, где наше призвание, а где лишь средство для достижения результата.

В наши дни тот, кто многое смог приобрести в материальном плане, часто гордится каким-то превосходством над окружающими. Он уверен, что его умения, или разум, или интуиция гораздо масштабнее, нежели у тех, кто имеет меньше доходов. И такой человек меряет людей по денежному «курсу». Иначе говоря - он выше всех, кто беднее его, и ниже всех, кто его богаче.

Изо дня в день мы сталкиваемся с таким подходом. Сильные мира сего нередко считают его нормальным. Но, бесспорно, это глубоко ущербный подход. И не только потому, что Господь не вменит нам в заслугу наше благосостояние. Важнее другое. Превозносясь над нуждающимися, ощущая себя вершителями их судеб, вольными принимать решения или пренебрегать людьми, распорядители денег перестают видеть за своей игрой и человека и свой шанс на Спасение.

Кому-то в этой жизни достались дачи и дорогие машины, кому-то доброе сердце, кому-то мудрость, кому-то нищета (во испытание, которое тоже нужно пройти достойно).

Но, любое обладание – это, прежде всего, ответственность перед Творцом. Ибо, все, что мы имеем хорошего – это Божий Дар, данный для исполнения нашего призвания. А все, что мы имеем дурного – определенно не повод для гордости.

Каждую попытку отказать в милости надо соотносить с Евангельской Правдой и совестью, а не со своей псевдоправдой. Не со своим циничным «мерилом», настроенным, на отношение к состоятельности, коммерческой или политической целесообразности.

Именно осознание большей ответственности, а не более значительных прав, – нормальная реакция на богатство. Дается оно совсем не для того, чтобы забрать с собой в могилу, или доставить себе максимум удовольствия, или распоряжаться чужой волей по своему произволу...

Еще один важный аспект затронутой проблемы – отношение состоятельного человека, считающего себя православным, к церковной благотворительности.

Вот он решил пожертвовать средства на храм. Увидит ли он, заглянув в свое сердце, что его жертва похожа на лепту евангельской вдовицы. Что он отдал, имея миллионы, – положенную десятину или медный грош. Её копейка была велика – а эти деньги, может быть, не стоят ничего. Но самое главное, – с каким намерением, с какой внутренней целью совершена жертва. Все эти прописные истины, так или иначе, мы слышим на проповедях в храмах, видим в святоотеческих наставлениях, пересказываем друг другу, однако вновь и вновь забываем отнести их на свой счет.

Для чего я жертвую – для того, чтобы помочь возрождению святого места и своей души или для того, чтобы рассказывать знакомым: «это я здесь повесил колокола и позолотил кресты». На какой храм я жертвую – на тот, который более других нуждается, где теплится духовная жизнь, или на тот, где бывает «престижная тусовка»? Забыл я о своем добром деле, или теперь его должны прославлять все живущие ныне и их потомки?

И не переполняет ли сердце непомерная гордыня, когда человек, имея многое, хладнокровно рискует отказать священнику или старушке-старосте или нищему инвалиду в малой просьбе. И разве освободит от ответственности за это перед Господом перечисленный, куда бы то ни было, по произволу своего хотения,- миллиард?

Как мы знаем от святых отцов и по своему скудному опыту, Господь Смотрит на наше намерение, отраженное в самой глубине сердца. И никакое маркетинговое решение не восстановит целостность человека, живущего по двойным стандартам.

Нельзя с понедельника по пятницу быть волком, а на субботу и воскресенье становиться христианином. Нельзя приобретать опыт смирения и послушания, без которых нет христианина, оставаясь своевольным вершителем судеб по ветру собственной головы.

И страшным моментом для «православного» бизнесмена, не знающего смирения, духовной ответственности и простоты, может стать тот день, когда он придет в храм со своей десятиной, а Господь не примет её.

Все, конечно, знают поразительные слова Христа в заключительной части эпизода с богатым юношей: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,24).

Смысл речения очевиден: богатый, если он не оставит свое богатство, в Царство Небесное попасть не может. И дальнейшее повествование это подтверждает: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19,25-26).

Святые отцы «игольные уши» понимали буквально. Вот, например, что пишет св. Иоанн Златоуст: "Сказав здесь, что неудобно богатому войти в царство небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей" /VII:.646/. Если же богатые и спаслись (Авраам, Иов), то только благодаря персонально подаваемой Господом сугубой благодати.

Однако некоторым, по немощи своей жаждущим богатства, такой вывод крайне не нравится. И потому они настойчиво пытаются его оспорить.

И вот в новое время появилось мнение: «игольные уши» - это узкий и неудобный проход в иерусалимской стене. «Вот, оказывается, как! - обрадовались люди, - а то нагнали страху: разве верблюд сквозь игольное ушко когда-нибудь пролезет. А вот теперь богатый все-таки может наследовать Царство Небесное!». Однако ситуация с этими воротами крайне неоднозначная. С одной стороны, «игольные уши» - это реальность. Они расположены на обнаруженном археологами фрагменте Иерусалимской стены, которая сейчас является частью архитектурного комплекса Александровского подворья в Иерусалиме. Это красивое здание было построено архим. Антонином (Капустиным) в конце XIX в. и ныне принадлежит РПЦЗ. Так что и сейчас паломники могут спокойно туда зайти и забраться в узкий, доступный только для нетолстого человека, проход, о котором и говорят, что это те самые «игольные уши» - мол, основные ворота на ночь закрывались, но путники могли проникнуть в город через эту дыру. Немецкий археолог Конрад Шик, производивший раскопки, датировал этот фрагмент стены III-IV вв. до р.Х. Но вот беда - ни в одном древнем источнике о таких воротах не упоминается, все ранние комментаторы Евангелия о таком толковании не знают, а евангелист Лука, приводя это речение (Лк.18,25), вообще использует термин «белоне», означающий хирургическую иглу... Так что это лишь гипотеза, и очень шаткая. Но уж очень желанная, так что теперь об этих воротах в Иерусалимской стене можно прочесть в любой книжке, затрагивающей имущественное учение Церкви.

Однако радость любителей сочетать Бога и маммону оказывается преждевременной. Даже если Спаситель имел в виду «игольные уши» именно в смысле ворот, то они оказались настолько узки, что, чтобы пройти через них верблюду, его необходимо разгрузить, освободить от всех грузов на спине, иначе говоря, «раздать все нищим». Но в таком случае богатый, нагруженный как верблюд своим богатством, превращается уже в бедного, свободного от богатства, а значит, имеющего дерзновение к горнему восхождению. Иначе говоря, все равно для спасения есть один путь: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк.18,22).

Впрочем, делалось еще много попыток ослабить высказывание Господа. Изобретательные богословы, оставив в покое «игольные уши» (кстати, в греческом тексте множественного числа нет), обратились к «верблюду» и, заменив одну букву, решили, что это канат ("верблюд" и "канат" - камэлос и камилос). Тем более, что арамейское слово «гамла» означает как раз и «верблюд» и «канат». А уж после из каната сделали «веревку», то даже на «нитку из верблюжей шерсти». Но даже в последнем случае изменить смысл высказывания Спасителя так и не удалось - у верблюда оказалась настолько грубая шерсть, что нитка, сделанная из нее, скорее напоминает веревку и не пролезет ни в одно игольное ушко.

Не лучше ли оставить в покое эту удивительную гиперболу, которая настолько поражает воображение, что сразу запоминается на всю жизнь.

Николай Сомин

Караван верблюдов в игольном ушке. Высота верблюдов-0,20-0,28 мм.Работа мастера микроминиатюры Алдунина Николая http://nik-aldunin.narod.ru/

Все, конечно, знают поразительные слова Христа в заключительной части эпизода с богатым юношей: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие » (Мф.19,24). Смысл речения очевиден: богатый, если он не оставит свое богатство, в Царство Небесное попасть не может. И дальнейшее повествование это подтверждает: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно » (Мф.19,25-26).

Святые отцы «игольные уши» понимали буквально. Вот, например, что пишет св. Иоанн Златоуст: "Сказав здесь, что неудобно богатому войти в царство небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей " /VII:.646/. Если же богатые и спаслись (Авраам, Иов), то только благодаря персонально подаваемой Господом сугубой благодати.

Однако некоторым, по немощи своей жаждущим богатства, такой вывод крайне не нравится. И потому они настойчиво пытаются его оспорить.

И вот в новое время появилось мнение: «игольные уши» - это узкий и неудобный проход в иерусалимской стене. «Вот, оказывается, как! - обрадовались люди, - а то нагнали страху: разве верблюд сквозь игольное ушко когда-нибудь пролезет. А вот теперь богатый все-таки может наследовать Царство Небесное!». Однако ситуация с этими воротами крайне неоднозначная. С одной стороны, «игольные уши» - это реальность. Они расположены на обнаруженном археологами фрагменте Иерусалимской стены, которая сейчас является частью архитектурного комплекса Александровского подворья в Иерусалиме. Это красивое здание было построено архим. Антонином (Капустиным) в конце XIX в. и ныне принадлежит РПЦЗ. Так что и сейчас паломники могут спокойно туда зайти и забраться в узкий, доступный только для нетолстого человека, проход, о котором и говорят, что это те самые «игольные уши» - мол, основные ворота на ночь закрывались, но путники могли проникнуть в город через эту дыру. Немецкий археолог Конрад Шик, производивший раскопки, датировал этот фрагмент стены III-IV вв. до р.Х. Но вот беда - ни в одном древнем источнике о таких воротах не упоминается, все ранние комментаторы Евангелия о таком толковании не знают, а евангелист Лука, приводя это речение (Лк.18,25), вообще использует термин «белоне», означающий хирургическую иглу... Так что это лишь гипотеза, и очень шаткая. Но уж очень желанная, так что теперь об этих воротах в Иерусалимской стене можно прочесть в любой книжке, затрагивающей имущественное учение Церкви.

Однако радость любителей сочетать Бога и маммону оказывается преждевременной. Даже если Спаситель имел в виду «игольные уши» именно в смысле ворот, то они оказались настолько узки, что, чтобы пройти через них верблюду, его необходимо разгрузить, освободить от всех грузов на спине, иначе говоря, «раздать все нищим». Но в таком случае богатый, нагруженный как верблюд своим богатством, превращается уже в бедного, свободного от богатства, а значит, имеющего дерзновение к горнему восхождению. Иначе говоря, все равно для спасения есть один путь: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною » (Лк.18,22).

Впрочем, делалось еще много попыток ослабить высказывание Господа. Изобретательные богословы, оставив в покое «игольные уши» (кстати, в греческом тексте множественного числа нет), обратились к «верблюду» и, заменив одну букву, решили, что это канат ("верблюд" и "канат" - камэлос и камилос). Тем более, что арамейское слово «гамла» означает как раз и «верблюд» и «канат». А уж после из каната сделали «веревку», то даже на «нитку из верблюжей шерсти». Но даже в последнем случае изменить смысл высказывания Спасителя так и не удалось - у верблюда оказалась настолько грубая шерсть, что нитка, сделанная из нее, скорее напоминает веревку и не пролезет ни в одно игольное ушко.

Не лучше ли оставить в покое эту удивительную гиперболу, которая настолько поражает воображение, что сразу запоминается на всю жизнь.

Николай Сомин