Домашние молитвы на страстной седмице. Как правильно молиться на Страстной неделе? Евангелие от Матфея

Великий пост предшествует празднику Пасхи — в 2019 году христиане празднуют Светлое Воскресение Христово 28 апреля.

Смысл поста — не просто отказ от мясо-молочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни. Но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце и понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он нас призывает.

Но пост без молитвы — не пост, а просто диета. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Молитва в Великий пост

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

© Sputnik / STRINGER

"Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

В кратких строках молитвы Святого Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками — унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

Утренние молитвы

Молитва мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". (Поклон). Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.

Молитва предначинательная: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех Святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва к Пресвятой Троице: "Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва Господня: "Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Эту молитву можно читать в любое время, в том числе и перед едой и вечером.

Вечерние молитвы

Молитва к Богу Отцу: "Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь".

Молитва ко Святому Ангелу хранителю: "Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия ротивнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе рогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и не достойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа мого Иисуса Христа и всех святых. Аминь".

А прямо перед сном следует произнеси: "В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь".

О покаянии

Один из величайших Святых, преподобный Макарий Египетский говорил, если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: "Боже, очисти меня грешного, яко николиже (то есть никогда) сотворих благое пред тобою".

Произносить молитвы можно не только во время богослужений или дома — утром и вечером. Миряне могут молиться в любое время — при возникновении негативных и грешных помыслов. Короткая молитва позволит духовно очиститься и настроиться на позитивный лад.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня. Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Священнослужители советуют за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия, так как трудно быть христианином, не зная Святое Писание. Рекомендуется читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться, а после чтения поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.
Время Великого поста дается специально Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных праздников.

Материал подготовлен на основе открытых источников

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Господи Иисусе, Царь царей, сегодня я вновь пою Тебе осанну и величаю Тебя Царем сердца моего. Войди и властвуй безраздельно надо мною, над моим телом, сердцем, умом и душою. Сегодня, когда тысячи и десятки тысяч людей клянутся быть верными Тебе до самой смерти, провозглашая, что у них нет иного Спасителя, позволь и мне присоединиться к этому сонму верных, осознав глубину и тяжесть своего греха, а также богатство искупления, приобретенного Тобою.

Исповедуюсь, милосердный Спаситель, в том, что не был верен Тебе так, как Ты был верен мне. Мои мысли были заняты другими вещами в большей степени, нежели Тобою. Умилосердись надо мною и прости мне прегрешения мои. Окропи меня кровью Твоею и омой меня от скверны греха моего. Укрепи сердце мое уверенностью в том, что Ты усыновил меня, и преображай меня по образу Твоему через ежедневное обновление Крещения. Сохрани меня в вере до конца дней моих, чтобы мне быть с Тобою во славе во веки веков. Услышь мой вопль, Царь сердца моего и Спаситель души моей. Аминь.

ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

Дорогой Спаситель, Агнец Божий, закланный за грешных, прости мне милосердно все грехи мои и облеки меня Своею любовью. Я не боялся Тебя, не любил Тебя и не уповал на Тебя превыше всего. Исповедуюсь Тебе в этом, Господи. Любовь к жизни, соблазны нынешнего века, блеск успеха и благосклонность друзей влекли меня прочь от Тебя. Они владели моим сердцем. Господи, не позволь мне променять душу на преходящие сокровища нынешнего века. Если я целовал Тебя предательским поцелуем, Ты, Господи, даруй мне поцелуй прощения и вновь прими меня в объятья как Свое чадо. Смилуйся надо мною!

Защити меня от хитрости сатанинской, от мирских соблазнов и нечестия сердца моего. Ты мой самый надежный друг; держи меня, чтобы я не преткнулся и не упал. Охрани сердце мое, дабы любовь к золоту, жажда популярности и стремление добиться успеха не лишили меня спасения, которое Ты приобрел великой ценой Своей крови. Более же всего, милостивый Спаситель, не позволь мне отчаяться в Твоем милосердии, но всегда верить, что любовь Твоя беспредельна, как небо, и глубока, как океан. О Друг грешников, не позволь мне отпасть от Тебя. Удержи меня в благодати Твоей, пока я навсегда не войду в присутствие Твое, чтобы любить Тебя совершенной любовью во веки веков. Аминь.

ВТОРНИК СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

Господи Иисусе, сострадательный Спаситель, ходатайствуй за меня в час испытаний. Ты знаешь мои слабости и недостатки; не могу сокрыть грехи мои от Тебя. Поддержи меня, милостивый Искупитель, чтобы я не отрекся от Тебя. О Господи, Ты знаешь, что я обещал быть верным Тебе, и все же я снова и снова грешил и оскорблял Тебя многими преступлениями и нарушенными обещаниями. Мне стыдно за себя. И все же я прихожу к Тебе, ибо нет другого Спасителя от греха. Я отрекался от Тебя, если не словом, то делами и поступками. Господи, призри на меня милостиво и прости мне все грехи. Я не всегда исповедовал Тебя перед миром и не всегда говорил ближним о надежде, живущей во мне. Милостивый Спаситель, по Своей великой любви прости меня. Не дай мне остаться во грехе. Загляни в сердце мое и побуди меня устыдиться себя самого и истинно раскаяться.

Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Я Твой. Помоги мне быть более верным, более преданным и более ревностным. В эту Страстную неделю помоги мне еще глубже осознать, как велика жертва, которая была необходима для моего искупления. Также, Господи, призри милостиво на всех заблудших, грешных, блудных детей Твоих, верни их к Себе и восстанови их в благодати Твоей. Привлеки всех нас к Себе Своей обуздывающей любовью и сохрани нас в стойкости, непоколебимости и истине. Услышь прошения и молитвы мои. Аминь.

СРЕДА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

Господи Иисусе, милостивый Спаситель, в эту святую неделю я прихожу к Тебе, чтобы размышлять о Твоей великой и дивной любви — любви, которая привела Тебя на крест, дабы изгладить мои грехи и примирить меня с Отцом Небесным. О Христе, даруй мне силу и благодать, чтобы мне распять свои греховные желания и заново посвятить себя Тебе, возлюбившему меня вечною любовью и принесшему мне спасение вечное. Я исповедую перед Тобой свои грехи. Их много, и все они Тебе известны. За каждый из них Ты претерпел муки креста и пролил Свою драгоценную кровь, чтобы очистить Меня и сделать угодным в очах Твоих. Не позволь мне прожить этот день в забвении о великой любви Твоей. Да не прилепится ко мне никакой грех вчерашний. Я прихожу в смирении, ища милости Твоей. Помоги мне каждый день радостно исполнять поручения и обязанности, к которым Ты призвал меня, исповедуя Тебя своим Господом и Спасителем и служа ближнему своему.

Да пробудят Твои страдания и смерть, проповедуемые ко спасению человечества, силою Святого Духа более глубокую любовь к Тебе во многих сердцах. Господи, помилуй меня и все грешное человечество, создай во мне и во всех ищущих Тебя сердце чистое, желания святые и любовь непреходящую. Услышь молитву мою, милостивый Искупитель. Аминь.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Вечный Спаситель мой, как сердцу моему выразить благодарность за любовь Твою? Как мне наилучшим образом служить Тебе, Возлюбившему меня и Отдавшему жизнь Свою за меня? Ты запечатлел на мне прощение всех грехов и предложил мне примирение и мир в Святом Таинстве, которое Ты установил в этот день. Ты обещал подавать мне в этом хлебе и этой чаше Свои тело и кровь во отпущение всех моих грехов. О чудо любви! О богатство божественной мудрости! В трепете и изумлении я размышляю над этим милосердным даром Твоим. Да сохранится во мне неизменная благодарность за это Святое Таинство, к которому Ты повелел мне приступать как к воспоминанию о смерти Твоей и напоминанию о Твоей искупительной любви. Да приступаю я к этом Святому Таинству достойно всякий раз, когда приближаюсь к алтарю Твоему.

О Спаситель, не изгони меня от лица Твоего. Да не останутся на мне грехи мои из-за нераскаянности сердца моего или по причине сомнений в Твоем Слове и Твоих обетованиях. Приведи меня в единство с Тобой и всеми святыми Твоими, когда я приступаю вместе с ними к этому Святому Таинству. Соделай меня Своим, и дай мне силы изменить свою греховную жизнь и ходить верно перед Тобою.

Сохрани в Церкви Твоей Святое Таинство, совершенное в этот священный день. Тысячи и десятки тысяч людей да обретут в нем уверенность в прощении, мир и спасение. Помоги мне и всему народу Твоему быть верными Твоему Слову и Твоим Таинствам, чтобы имя Твое прославлялось, воля Твоя совершалась, и чтобы мы однажды водворились в Царстве Твоем вечном навсегда. Аминь.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

О Христе, Агнец Божий, закланный за грех всего мира, с покаянным сердцем я прихожу к кресту Твоему, моля о милости и прощении. Грехи мои многие усугубили бремя Твоих страданий и пригвоздили Тебя к проклятому древу. Ради меня Ты вкусил мучения тьмы кромешной, чтобы я не погиб, но имел жизнь вечную. Смилуйся надо мною.

О Христе, Агнец Божий, облеки меня Своей любовью и прости мне все мои грехи. Смерть Твоя дает исцеление душе моей, покой разуму моему, чистоту сердцу моему. Если бы Ты помнил беззакония, я не смог бы прийти к Тебе, ибо руки мои нечисты, губы мои запятнаны, и сердце мое омрачено грехом. Но взирая на Тебя, истекающего кровью, презренного, оставленного, умирающего, пронзенного, я нахожу очищение и прощение.

О Христе, Агнец Божий, помоги мне все больше ненавидеть грех и порок, взирая на Твои страшные мучения. Сегодня мое благодарное сердценаходит надежду в Твоих словах, утешение в Твоих обетованиях и спасение в Твоем совершенном крестном труде, посредством которого Ты победил грех, сатану и смерть.

Господи, помилуй. Христе, помилуй. Господи, услышь молитву мою. Аминь.

ТИХАЯ СУББОТА

Небесный Отче, в молчании я склоняюсь перед гробом Сына Твоего, не знавшего греха, но ставшего грехом за нас. Ты позволил Ему умереть и обменять Его невиновность на нашу вину. Он пришел к нам с любовью, но был отвергнут из ненависти. Он учил нас послушанию, но люди восстали против Него.

Исповедую, что у этого гроба греха и смерти я стою перед великой тайной. Он был погребен, и мой грех и смерть моя запечатали двери гроба Его. Также верою познаю, что Умерший — Он же есть и Открывший великую тайну любви Твоей. Его гроб — это мой гроб. Он унес с собой в гроб мой грех и мою смерть, чтобы разрушить их власть надо мною.

Веруя в обещание Господа, что Он воскреснет в третий день, я не оплакиваю Его, но исповедую грех свой, который Он по воскресении оставит во гробе. Помилуй меня, Боже! Помилуй меня. Аминь.

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Закончился Великий пост, наступили главные дни всего церковного года — Страстная седмица. Страстные дни - последние дни перед Пасхой - путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения.

О том, как правильно провести Страстную седмицу, как прожить ее в полную меру, корреспонденты портала «Православие и мир» спросили у известных священников.

Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии:

Сопереживайте Спасителю

Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом , как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.

И Иоанн Предтеча, и Сам Господь начали свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ». И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник Воскресения Христова , показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте » (Мф 26:34).

Страстная седмица готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».

Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.

Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа.

В Страстную седмицу, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в Великий Четверг , и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет Великий Пяток - распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.

Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню.

Страстная седмица - это драгоценное время

Службы Страстной седмицы — это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением.

Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.

Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином.

Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом — на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения — это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности.

Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему. А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица — это драгоценное время.

Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно. Наше сердце к этому не способно, оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве.

Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Мы в храме Николы в Кузнецах стараемся служить по две службы в день: самые великие службы удвоить, чтобы все члены семьи могли подменить друг друга и поучаствовать в этих, даже не службах, а событиях.

Каждый день Страстной седмицы, так же как повествование об этих днях в Евангелии, является путем к страданию, которое совершилось на Голгофе. Само наше путешествие по дням Страстной седмицы похоже на тот путь на страсти, который прошел Сам Господь.

Вот мы видим, как Господь приходил в Иерусалим, потом уходил и приходил снова, говорил Свои последние поучения народу и ученикам. Службы делают нас спутниками Христа, Его слушателями. Вспоминаются Страстной четверг, Страстная пятница, Преблагословенная суббота … Мне кажется, тут комментарии не нужны и даже невозможны. Это настолько выше слов, что, как поется в службе, «изумевает всяк ум». Лучше прийти в храм и поучаствовать самому.

Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом.

Протоиерей Владимир Шафоростов, настоятель Знаменского храма г. Красногорска:

Не дайте себе прожить это время расслабленно

Страстная седмица - время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.

К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала «Православие и мир» о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.

Святитель Иоанн Златоуст верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».

В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.

Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.

Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.

Протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади в Москве:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении.

Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.

В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове:

Ежедневное чтение Евангелия

К Страстной седмице надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице - это Великий пост.

Прочувствовать Страстную седмицу без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду.

Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова:

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной седмицы - посетить все службы. Быть и на последней Литургии Преждеосвященных Даров, и далее на всех - то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное - в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения — надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами - можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.


Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

В Страстную седмицу лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная седмица - это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной седмицы, которые многократно были изданы.

Во-вторых, у каждого есть возможность читать Евангелие о каждом дне Страстной недели. Может быть, хорошо день начинать с чтения Евангелия о том или ином Страстном дне.

Конечно, есть дни, в которых нужно все усилия приложить, чтобы попасть на службы. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. Богослужения Великого Пятка , с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы.

Часто люди пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу . Это более соприсутствие .

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе - то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.


И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то - предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну, не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

Протоиерей Максим Первозванский, духовник православного движения «Молодая Русь», главный редактор журнала «Наследник»:

В дни Страстной недели будьте в храме

Поскольку Страстная неделя является кульминацией всего церковного года, и периодом, когда в храмах вспоминаются все события, происходившие в последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, то я настоятельно бы советовал, как можно больше времени потратить на пребывание в храме.

Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них.

На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня понедельника с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие.

Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его входом в Иерусалим и страстями.

В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга.

В четверг вечером — утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий.

В пятницу в храмах служится три богослужения - это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.

Потом, конечно, божественная литургия и богослужения Великой Субботы.

Надо также отметить, что люди совершают ошибку, пытаясь снова на Страстной неделе особенно подробно исповедоваться, вновь подумать о своих грехах. Этого делать не нужно. Раньше в храмах иногда даже вывешивали объявления о том, что поисповедоваться надо постараться до празднования Входа Господня в Иерусалим, а, начиная с этого праздника, для тех, кто исповедовался в течение Великого Поста, можно причащаться уже и без исповеди.

Поэтому мой главный совет — по возможности посетить как можно большее количество богослужений и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честнóго, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопрождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прослáвися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Гóспода пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни΄, Боже, суди΄ земли΄».

Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человéча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Менé, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь и воскрéсе, спасáяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.

Страстная неделя называется также Великой, и не потому, что содержит больше дней или часов, но поскольку на этой неделе мы празднуем великие события, принесшие нам невероятную пользу: был положен конец войне человека с Богом, упразднилась смерть и власть дьявола, исчезло проклятие, воцарился мир между Богом и людьми.

Службы Великой недели совершаются утром – это ежедневные утрени. Но для того, чтобы люди имели возможность их посещать, соответствующие песнопения поются вечером предшествующего дня: вечером Вербного воскресенья поется утреня Великого понедельника, вечером Великого понедельника – утреня Великого вторника и т.д. Утром одного дня служатся часы и вечерня следующего дня.

Вербное воскресенье

После воскрешения Лазаря Христос вновь удалился к реке Иордан, чтобы Его не схватили первосвященники, замышляющие Его убийство.

За шесть дней до иудейской Пасхи Христос возвратился в Вифанию, где на трапезе в доме семьи Лазаря, его сестра Мария помазала ноги Иисуса миром. На следующий день, в Вербное воскресенье, Он, сидя верхом на осле, вошел в Иерусалим.

Народ застелил землю пальмовыми ветвями (так встречают триумфаторов), поскольку люди сочли Его земным Царем, который освободит их от римской власти. Встречая Его, все восклицали: “Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев”. Во время этой встречи Сион содрогнулся от радости. Сегодня же ликует и празднует новый Сион, новый Израиль – все мы, поскольку грядет Господь, победитель смерти, предвещающий Свое и наше будущее Воскресение.

В этот день в греческих храмах верующим раздаются ветви пальмы, лавра или ели. А в России – вербные веточки.

Мягкие ветви финиковых пальм символизировали победу Христа над дьяволом и смертью. “Осанна” означает “прошу, спаси меня”. Осленок, на котором сидел Иисус, согласно закону Моисея, считающийся животным нечистым и диким, является символом прежней нечистоты и дикости народов, которые отныне будут подчиняться Евангельскому закону.

Великий понедельник (вечер вербного воскресенья)

В этот день мы вспоминаем два важных события. Первое – память праведного Иосифа (сына Иакова, правнука Авраама), являющегося прообразом Христа. Как и Христос, Иосиф подвергся зависти, был продан, погружен в могильную яму, замучен и прославлен (Иосиф – как сановник фараона, Христос – как воскресший Господь), накормил народ (Иосиф – пшеницей, Христос – Хлебом жизни, Пресвятым Своим Телом).

Второй символ этого дня – бесплодная смоковница, проклятая Господом не только в знак конца бесплодной иудейской Синагоги, но и как указание всем тем, кто не может принести духовные плоды.

Песнопения этого дня призывают нас к борьбе за добродетели. Первый тропарь, поющийся в этот день, “Се Жених грядет в полунощи”, вдохновленный притчей о десяти девах, повторяется и в два последующих дня. Службы Великого понедельника, вторника и среды называются “последованиями Жениха”.

Великий вторник

(Вечер Великого п онедельника)

В день Великого вторника мы вспоминаем притчу о десяти девах, которая призывает и нас встретить Христа с лампадами наших добродетелей (в особенности милости). Второе событие этого дня – воспоминание притчи о талантах, которая учит нас преумножению наших даров.

Обо всем вышеперечисленном Церковь напоминает нам с помощью песнопений этого дня, подчеркивая, что Христос придет внезапно, как в час нашей смерти, так и в день Своего Второго Пришествия. Он попросит нас представить свои духовные достижения, пусть и небольшие. Как мы помним, в притче о талантах господин обвинил третьего раба в том, что тот не преумножил данный ему единственный талант, несмотря на то, что, как пишут святые отцы, он хранил закон Моисея.

Кроме того, мы никогда не должны забывать и о примере пяти неразумных дев, которые не удостоились рая, несмотря на свою “набожность”. Это означает, что простое исполнение долга, лишенное глубокого живого переживая своей веры, или же “включение” религиозности лишь в определенные часы жизни не смогут снискать милость и благодать Божью.

Великая среда

(Вечер Великого вторника)

Сегодня мы вспоминаем о трех событиях:

1. Помазание ног (в Евангелии от Матфея главы) Господа блудницей миром за триста динариев (тогдашний дневной заработок составлял один динарий).

2. Созыв иудейского синедриона для осуждения Христа.

3. Приход Иуды к первосвященникам и договор о предательстве (в связи с этим в апостольские времена по средам был установлен пост).

В конце службы поется известнейший тропарь Кассии, благочестивой и образованной византийской женщины-гимнографа, которую некоторые авторы с богатой фантазией называют блудницей. Кассия не была блудницей, в отличие от героини ее произведения – женщины, помазавшей ноги Господа миром.

Вечером Великой Среды (до последования Жениха) в храмах совершается таинство миропомазания.

Великий ч етверг

(Вечер Великой среды)

В Великий четверг вспоминаются следующие события:

1. Омовение Господом ног апостолов.

2. Тайная вечеря.

3. Чудесная молитва Господа Своему Отцу.

4. Предательство Господа Его учеником Иудой.

Этим вечером свершилась Тайная Вечеря, которую Иуда покинул, чтобы предать Христа, пока Он омывал ноги Своих учеников. После этого они отправляются в долину Кедрон, куда после архиерейской молитвы приходит Иуда со своими спутниками и, поцеловав Иисуса, предает Его. Затем Иисуса приводят к первосвященникам Анне и Каиафе. Ученики разбежались, кроме Иоанна и Петра, который трижды отрекается от Иисуса. На синедрионе Иисус признается, что Он Христос, за что подвергается всяческим осмеяниям и получает смертный приговор.

В Великий четверг совершается Божественная литургия в знак воспоминания о первой литургии, дарованной нам Господом вечером этого дня в иерусалимской горнице. Служится литургия Василия Великого, которая объединяется с вечерней и совершается утром Великого четверга вместо вечера, поскольку вечером будет отслужена утреня Великой пятницы.

Великая пятница

(Вечер Великого четверга)

Сегодня мы вспоминаем Страсти Господни: плевки, пощечины, глумление и, наконец, Распятие и страшную смерть. А также разбойника, который на кресте исповедует, что Христос – Царь Небесный, и просит Христа помянуть его во Царствии Своем.

Это день крайнего смирения и величайшей жертвы, когда связанный Христос всю ночь с четверга на пятницу подвергается допросам, как преступник, и, в конце концов, признается виновным и в шестой час (около двенадцати часов по полудню) распинается вместе с двумя разбойниками. В девятый час (в три часа по полудню), сказав: “Совершилось”, “Агнец Божий, взявший на себя грех мира”, испустил дух. Далее следует снятие с Креста и погребение до захода солнца “во гробе новом”.

Сегодня читаются двенадцать отрывков из четырех Евангелий, связанных со Страстями Господними (так называемые двенадцать Евангелий). Между чтением пятого и шестого отрывков совершается литания и Распятый помещается в центр храма для поклонения.

Утром в пятницу читаются Великие часы: первый, третий, шестой и девятый. Они называются Великими не из-за своей длительности, но в связи с тем, что имеют отношение к важным событиям. Сразу после часов следует Великая вечерня, на которой читается Евангелие. В это время совершается Снятие с Креста. Через некоторое время в кувуклий помещается ткань, на которой вышито изображение умершего Господа. Эта ткань называется плащаницей.

Все эти чтения, пения и другие действа не являются обычным воспоминанием или театрализованным представлением. Нет, это нечто большее. Они – живое воплощение событий Страстной недели, перенос прошлого в настоящее, а настоящего – в прошлое. Это таинство оживляет все вспоминаемые события для каждого из нас, заставляя пережить их как личный опыт.

Сегодня на Божественной литургии священники приносят Жертву, поскольку она уже принесена Великим Архиереем на Кресте в момент Его Распятия. Церковь оживляет эту жертву Господа, словно заново проживая день Страстной пятницы на Божественной литургии.

Великая суббота

(Вечер Великой пятницы)

В день Великой пятницы осуществляется воспоминание о погребении Тела Христа, от Которого, однако, не отделилась Его Божественная сущность, и о сошествии во ад Его души, также объединенной с Его всемогущей Божественностью. Он сокрушил ад и освободил томящиеся там души (конечно, тех, кто верил).

Сегодня, в субботу, Господь отдыхает, как отдыхал Бог на седьмой день после шести дней творения. Эта суббота Закона и творения становится параллелью к субботе Господа: его упокоению в гробнице. Поэтому каждую субботу мы совершаем поминовение усопших и служим панихиду.

На третий день Его душа и тело вновь соединились и Господь воскрес из мертвых. Трехдневность погребения объясняется следующим образом: первый день – пятница с трех часов после полудня до захода солнца, второй день – суббота целиком, третий день – от захода солнца в субботу до полуночи воскресенья.

Таким образом, Душа Господа сокрушила ад, а Тело победило смерть, поскольку они были объединены Его Божественностью.

На вечерней службе поются три статии так называемых Похвал – небольших и очень любимых всеми тропарей неизвестного автора. Вероятно, созданы они были в XV веке. После славословия осуществляется выход из храма и обнесение плащаницы вокруг кувуклия.

Утром в Великую субботу служится Пасхальная вечерня вместе с литургией Василия Великого. Она проникнута пасхальным настроением, за что народ называет ее “первым Воскресением”. И действительно, это очень красивое богослужение мироспасительного праздника Пасхи.