Что значит не противься злому. «Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую.
(Матфея 5 - 39)

Это местописание в мире понимают двояко. То есть, если тебя ударят в правую щеку, то дай ему в левый глаз.Такой принцип: он тебе по спине, ты ему по голове и т.д. пока не убьете один одного.

Кто-то берется утверждать: что тут показана слабость христианства.
Ничего подобного! Христос, когда было нужно, то брал веревки и такие столы опрокидывает, что мало не показалось!

Здесь говорится про принцип, который был в заповеди.
Вы слышали, что было сказано древним?! <<Око за око, зуб за зуб>>. Т.е. если у кого-то выбили глаз, то должны были возместить равноценно глазу. Кто-то думает, что надо глаз было выбить, или зуб. Но вопрос стоял в том, что бы было всё равноценно и человек возмещал то, что приравнивалось к оку или зубу.

Иисус Христос говорит о другом.
Удар в щеку. Есть такое выражение - "пощечина".
Это мелкие обиды, бытовые ежедневные дрязги.
Как реагировать?! Что делать?!
Их у нас тысячи ежедневно. Если мы на каждую обиду будем отвечать, то в результате семья разрушится.
Вот о чем хотел сказать Иисус Христос.Как реагировать?!

Что говорит Христос в этом случае?!
НЕ РЕАГИРОВАТЬ! И всё! Не реагировать!!!
Т.е. Христос говорит очень простой принцип, на вопросы:
(Где ты был?! почему так долго?! и т.п.)- не реагируй!!!

Человеку не интересно, где ты был и что ты делал, его не интересует твой ответ, абсолютно. Просто, человек сам раздражен и не знает на ком согнать злость. Его интересует не твой ответ, а твоя реакция.
Поэтому на мелкие обиды НЕ РЕАГИРОВАТЬ!!!
Ты подставил одну щеку?! Подставь другую! И уже нет никакого интереса, нет никакого смысла, пожар потушен, сохранена семья,сохранено даже больше.
Мелкие бытовые обиды можно побеждать только тем, что не реагировать!!!

*****
Типичный случай в маршрутке в часы пик.
- Ты,что слепой?! Куда прешь?!Куда на своих костылях?!
Другой, на повышенных тонах:
-Это ты прешь! Это у тебя костыли! И т.д.

И скандал. А ещё бывают и драки.
С чего всё началось?!
Всего навсего, маршрутка полная и люди не могут пройти не зацепивши один другого; физически, это невозможно.
В цивилизованном обществе подходят к этой проблеме по другому.
Ели ты кого-то зацепил, или наступил на ногу, то обе стороны "конфликта" говорят друг другу " sorry"- простите, мне очень жаль.
А у нас:
- На тебе, на тебе, костылем, по голове, чтоб ты знал!

Скажите, этот ли принцип хотел Христос рассказать?!

Если ты виноват, то подставь другую щеку и скажи:
-Я виноват! Прости!

Одна знакомая,когда приходит домой и видит, что муж нервничает и уже, как говорится, на взводе, заходит в дом со словами:
- Меня мало убить! Меня надо казнить! Я настолько виновата, что делай со мной что хочешь!
Муж в неведении:
- Да,за что тебя убивать?!
И уже не злится! Конфликт исчерпан.

Все решается очень просто, когда подставляешь вторую щеку с такими волшебным словами <<ИЗВИНИ>> , <<ПРОСТИ>>.

*****
(Из серии проповедей Ф.Савочки)
Перевод с украинского.

Часть 1 "Не противься злому..."

Предисловие

Прекратить грех - это не грех! Прекратить зло - это не зло! Весь вопрос только в том, каким средством.

Цель данного материала, обратить внимание на слова Иисуса «А Я говорю вам: не противься злому», сказанные Им в «Нагорной проповеди». Эти слова – являются сутью христианства.

Христианство - это жизнь согласно жизни Иисуса Христа. Т.е. жить так, как жил Иисус. Следовать тем же принципам, каким следовал Сам Иисус.

"Успех в жизни зависит от так называемых "мелочей". Скромные добрые дела, самоотречение в мелочах, простые и обнадеживающие слова, недопущение даже малых грехов - все это и составляет суть христианства. Чувство благодарности за повседневные блага, мудрое использование повседневных возможностей, прилежное развитие доверенных нам талантов - вот к чему призывает нас Господь (Молодежный руководитель, 1901, 17 января).

Обозначим главную мысль, и рассмотрим, что говорит Господь. Рукоприкладство и оскорбление, это путь неверия. В начале не было так и в конце не будет.

Иисус Христос – Мессия - Спаситель мира, Он принял наказание мира нашего. Все, мы заперты грехом в этом мире, другого выхода нет. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили». (Рим.5:12)

Всем нам нет другого спасения, как поверить словам Христа и поверив, последовать Его Слову. Больше будет неприятностей в жизни или нет, не страшно, страшно тем, кто не видит и не понимает, как бессмысленна жизнь, посвященная лишь личной выгоде, заключение которой смерть.

Жизнь для личного, эгоистичного счастья, это величайшая глупость, а после этой глупой жизни, глупая смерть. Не страшно тому, кто понял, а поняв, принял и применяет в жизни принципы Царства Небесного.

«Пришло время услышать закон Небесного Царства, как он есть. Когда Иисус провозглашал эти принципы, "Казалось, Он на минуту забыл, что находится не на небе, а на земле, и шлет приветствие, принятое лишь в мире света». (ПСЖ)

«Нагорная проповедь является небесным благословением, посланным нашему миру, - гласом, исходящим от престола Божьего. Она дана как обязательный закон, как светоч небесный, несущий людям надежду и успокоение в минуты отчаяния. Нагорная проповедь - наша радость и утешение во всех превратностях жизни. Через нее Величайший Проповедник, Мудрейший Учитель возвещает нам слова, принятые Им от Отца». (ПСЖ)

Чтобы понять суть «Нагорной проповеди», нужно понять, кому она была сказана, по какой причине и при каких обстоятельствах. «Если мы поймем, чем являлись слова Иисуса для Его слушателей, то найдем в них новую жизненную силу и красоту, и их глубокий смысл и значение станут нашим собственным достоянием». (ПСЖ стр.1)

Все пришли со своим эгоизмом

«Сердца всех иудеев были проникнуты честолюбивой надеждой…» (ПСЖ стр.5) Каждый пришел с чем-то своим, желая каких-то материальных выгод и благ. До нагорной проповеди, была только одна группа людей, желающих превосходства над врагом, хотя и состояла из разных сословий, нагорная проповедь разделила эту группу на две.

Что их объединяло? Эгоизм. Что разделило? Законы Небесного Царства. Именно в принятии этих законов нуждались слушатели Иисуса, в принятии этих законов нуждаемся мы.

“И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5:2, 3) Эти слова удивленная толпа воспринимает как нечто абсолютно новое и весьма странное. Подобное учение противоречит всему тому, что иудеи когда-либо слышали от священников или раввинов. В нем они не видят ничего, что польстило бы их гордости или напитало их честолюбивые надежды". (ПСЖ стр.6)

“Он не упал, потому что основан был на камне” (Мф. 7:25) Народ был глубоко тронут словами Христа. Всех слушателей привлекла Божественная красота принципов истины. Торжественные предостережения Иисуса звучали, как голос Божий, проникающий в глубину души, и в корне разбивали прежние взгляды и убеждения людей. Последовать Его учению означало для них полную перемену их образа мыслей и действий. Это привело бы к столкновению с их религиозными учителями и к низвержению всего строения, над которым из поколения в поколение трудились раввины. Вот почему, несмотря на исключительное внимание, проявленное слушателями к словам Иисуса, лишь немногие действительно готовы были принять их как руководство в жизни". (ПСЖ стр. 147)

"Иисус говорит, что принимающий Его учение и делающий его основой своего характера и жизни подобен этим строителям, построившим свои дома на скале". (ПСЖ стр. 148)

Проповедь Самого лучшего Проповедника это твердое основание, которое не оставляет повода для лицемерия, формальности, крайности. Понимание «Нагорной проповеди» – это понимание сути христианства.

"В Нагорной проповеди содержатся великие принципы закона самой Божьей сущности". (ПСЖ стр. 149)

"Всякое же сооружение, возведенное на ином основании, чем слово Божье, упадет. Бурные потоки искушений смоют песчаное основание, и все здание рухнет, а его обломки останутся на брегах времени. “Посему так говорит Господь Бог... И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства” (Ис. 28:16, 17)". (ПСЖ стр. 151)

"Царство Божье приходит неприметным образом. Евангелие благодати Божьей с его духом самоотречения никогда не может быть в гармонии с духом этого мира. Эти два принципа взаимно исключают друг друга. “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно” (1 Кор. 2:14).

И сегодня в религиозном мире есть множество людей, верящих, что их деятельность направлена на установление Царства Христова, которое представляется им в виде обычного светского государства. Они хотели бы видеть нашего Господа во главе царств этого мира, во главе его судов и тюрем, его дворцов, его законодательных органов, деловых учреждений и рынков.

Они ожидают, что Он будет править посредством законов, изданных гражданской властью. Но поскольку Христос не присутствует сейчас на земле телесно, они решают сами действовать от Его имени и внедрять законы Его Царства. Точно такое царство желали видеть и иудеи во времена Христа. Они приняли бы Иисуса, если бы Он старался установить светскую власть и заставить народ выполнять то, что они считали законами Божьими, а их сделал бы толкователями Его воли и орудиями Его власти. Но Он сказал: “Царство Мое не от мира сего” (Ин. 18:36). Земной престол Ему не был нужен.

Правители, при которых жила Иудея во времена Христа, были корыстолюбивы и деспотичны. На каждом шагу встречались вопиющие злоупотребления властью, вымогательство, нетерпимость, всесокрушающая жестокость. Но Спаситель не предпринимал никаких гражданских реформ. Он никогда не порицал национализм и не осуждал мучителей народа. Он никогда не посягал на полномочия власть имущих. Подавая нам пример, Он держался в стороне от земных правительств. И не потому, что Он был равнодушен к горю человеческому, но потому, что здесь не могли помочь чисто внешние, предпринятые людьми меры. Чтобы иметь успех, лечить нужно каждого человека, для этого необходимо возрождение сердца (Рождение Свыше).

Царство Христа устанавливается не решением судов, соборов или законодательных собраний, не благодаря покровительству сильных мира сего; оно утверждается Духом Святым, Который насаждает в сердце образ (характер) Христа. “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились” (Ин. 1:12, 13). (Рождение от Духа) Это единственная сила, которая может возвысить человечество. А на долю людей в этой работе выпадает проповедь и жизнь согласно Слову Божьему.

Когда апостол Павел начинал свое служение в Коринфе, в этом многолюдном, богатом и развращенном городе, оскверненном бесчисленными языческими пороками, он сказал: “Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого” (1 Кор. 2:2).

И сегодня, как во дни Христа, дело Божье совершают не те, кто ищет признания и поддержки у земных правителей и опоры в человеческих законах, а те, кто возвещает людям духовные истины во имя Христа, могущие сделать принявших их причастниками самого великого опыта апостола Павла: “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:19, 20). Тогда они будут трудиться на благо людей подобно Павлу, который говорил: “Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом” (2 Кор. 5:20)". (ЖВ 510 «Не придет Царствие Божие приметным образом»)

Что говорили об Иисусе?

"И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ". (Иоан.7:12)

Иисуса искушали сопоставить Его учение с законом Моисея, как будто Его учение противоречило закону Моисея. Сам Христос и был автор этого закона. «Моисей в законе заповедал…Ты что скажешь? Говорили же это, искушая…» (Иоан.8:5,6) Учение Иисуса не противоречило закону Моисея, но было воплощением его. Оно нуждалось в понимании и принятии Его современниками, как и тогда, когда Он вел Свой народ в обетованную землю. Иисус Источник мудрости и знания, открывал всегда самую суть вопроса, что простым давало ответы на их сомнения, "мудрых" приводило в смущение и ожесточало.

Иногда Он отправлял разум слушателей в начало, где так не было «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так…» (Матф.19:8).

Иногда отвечал притчей (Матф.21:28-31), иногда задавал вопрос (Мар.11:29), иногда прямо обнажал мотивы (Иоан.8:6-8).

Вынося человеку приговор, осуждающие желают скрыть свою порочность. Но слова Иисуса «кто без греха, первый брось в нее камень», обнажают их наготу. Требуя побить блудницу камнями, фарисеи желали вынести ей приговор вечной смерти.

Так или иначе, Иисус указывал на сам корень - зло, которое имело место в сердце. Именно против этого зла и было учение Иисуса.

Но были и другие слушатели - Его ученики (кроме одного), которые положили в свое сердце не отходить от Иисуса. "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано". (Матф.19:10,11)

В нагорной проповеди Иисус ясно изложил: всякое противление злу есть зло, вначале не было так и потом (в Царстве Небесном) не будет и сегодня когда Оно приблизилось так не должно быть в жизни тех, кто принимает условия этого Царства и желает расширения его границ.

"Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем". (Иоан.7:16-18)

"Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Матф.6:23) В самом начале, Бог дал свет: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт.2:16,17) Но человек обратил этот свет во тьму: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (Быт.3:6)

Непослушание воле Господа, погрузило этот мир в мрак греха, и только Жертва принесенная Богом принесла в этот мир свет. Свет был дан Адаму снова, но облеченный в плоть. Жертвы, которые он и его потомки приносили, указывали на Иисуса, Который должен прийти в мир. Вера в то, что Иисус взял на себя наши грехи и понес наше наказание, восстанавливает человека в прежних правах. Но эта вера должна проявляться в делах веры. Бог вывел нас из тьмы в чудный Свой свет, чтобы мы также указали другим путь к спасению. Благая весть об оправдании через веру – есть средство, данное нам как сила для спасения грешников. (Рим.1:16)

И нет другой силы, другого пути, другого средства, чтобы примирить человека с Богом. В Библии описаны как дела веры, так и дела неверия, чтобы мы небыли ошибающимися.

"Мы строим на Христе, повинуясь Его словам. Праведен не тот, кто просто радуется праведности, но творящий правду. Святость - это не состояние экстаза, но результат полного посвящения Богу и исполнение воли нашего Отца Небесного". (ПСЖ стр. 149)

"Не одни слова исповедания спасают людей, но вера, проявленная в делах праведности. Последователь Иисуса должен не только говорить, но и делать, ибо благодаря поступкам формируется характер. “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии” (Рим. 8:14). Не те люди, к сердцам которых прикоснулся Дух Божий и которые лишь временами поддаются Его влиянию, но те, кого водит Дух, являются сынами Божьими". (ПСЖ стр. 150)

"Может быть, и вы желаете стать последователями Христа, но не знаете, с чего начать? Может быть, вы еще окутаны тьмой и не знаете, как найти свет? Следуйте (сегодня) тому свету, который имеете. Покоритесь требованиям Слова Божьего, которые вам известны. Вся Его жизнь и сила сокрыты в Его Слове. Если вы примите Его слово с верой, оно даст вам силу к послушанию. Если вы внемлете свету, который имеете, то получите еще больший свет. Строя на слове Божьем, вы строите свой характер по подобию характера Христа". (ПСЖ стр. 150)

Сравнивая Свои новозаветные заповеди с ветхозаветными, Господь говорит: ВЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО СКАЗАНО: ОКО ЗА ОКО И ЗУБ ЗА ЗУБ . Строгим кажется нам этот Закон, потому что мы воспитались под благодатным веянием духа Христовых заповедей; но для ветхозаветных людей и этот, по-видимому, такой суровый Закон казался снисходительным. По жестокости тогдашних нравов, обиженный мог бы отплатить обидчику за выбитый зуб или выколотое око даже , но Закон дозволял ему за зло отплатить только равным же злом, не больше.

Так Закон сдерживал мстительность обиженного, устрашая и обидчика. «Законодатель предписал, – замечает святитель Златоуст, – око за око, – не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но дабы обидящий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает он обижаемого». Евреи не понимали духа этого Закона и часто случалось, что наказанный обидчик раздражался и обижал еще больше, а обиженный снова старался ему отомстить, и зло таким образом возрастало. Желая показать, что и ветхозаветный Закон был, в сущности, основан на любви к ближнему, что он не для того был дан, чтобы угождать мстительности человеческой, а напротив, чтобы обуздывать ее и погашать зло, Христос Спаситель вырывает самый корень зла – любомстительность, и прямо указывает, в каком расположении сердца христианин должен встречать обиды, если хочет поступать по духу Закона, а не по букве его: А Я ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ . Это не значит, что вовсе не нужно наказывать всякое зло; защищать невинных и наказывать злых есть священная обязанность начальства, и апостол Павел называет начальника Божиим слугой, отмстителем «в наказание делающему злое» (). Сам Христос Спаситель бичом изгнал из храма Божия оскорбителей святыни Его. Когда дело идет о славе Божией, о спасении ближнего, тогда противься злу, делай все, что можешь, чтобы зло прекратилось; но когда обида касаетя одного тебя, когда от нее нет никому другому вреда, а в твоем сердце начинает кипеть чувство мести, тогда – не противься злому. «Не говорит: не противься брату, – объясняет святитель Иоанн Златоуст , – но злому, показывая тем, что брат наносит тебе обиду по наущению диавола, и таким образом, слагая вину на другого (на диавола), весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Противься лукавому так, как повелел Сам Спаситель, т.е. готовностью терпеть зло. Сим образом ты действительно победишь лукавого. Ибо не огнем погашают огонь, а водою». НО КТО УДАРИТ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ ТВОЮ, ОБРАТИ К НЕМУ И ДРУГУЮ . Побеждай врага великодушием и незлобием. «Если так будешь поступать, то не будешь и чувствовать обиды, а обидчик твой, хотя бы он был лютее всякого зверя, устыдится и не нанесет тебе другого удара; даже и за первый будет крайне обвинять себя, ибо ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых: они из неприятелей и врагов делаются их самыми близкими друзьями». Так и поступали святые угодники Божии. Однажды, святитель Тихон Задонский прибыл в дом знакомого ему помещика, чтобы заступиться за обижаемых им крестьян. Помещик, человек самолюбивый и вспыльчивый, заспорил. Святитель отвечал с кротостью, но твердо. Тот вышел из себя и, наконец, забылся до того, что ударил святителя по щеке. Святитель ушел, но скоро вернулся и пал в ноги помещику, испрашивая у него прощения, что ввел его в такое искушение. Это до того поразило помещика, что он сам зарыдал, упал в ноги незлобивому святителю, заклиная простить его, и с тех пор стал давать крестьянам всякие льготы. Преподобный Исайя говорил: «кто хочет воздать злом за зло, тот и одним мановением может оскорбить совесть брата». «Не думай, – замечает блаженный Феофилакт, – что здесь говорится только об ударе в щеку; нет, но и о всякой другой обиде». И КТО ЗАХОЧЕТ СУДИТЬСЯ С ТОБОЮ И ВЗЯТЬ У ТЕБЯ РУБАШКУ , которая дешевле верхней твоей одежды, ОТДАЙ ЕМУ И ВЕРХНЮЮ ОДЕЖДУ , более ценную для тебя. «Спаситель хочет, – говорит святитель Златоуст, – чтобы мы показывали подобное незлобие не только тогда, когда нас бьют, но и когда хотят отнять у нас имение». Впрочем, не сказал – отдай просящему срачицу (верхнюю одежду), но «хотящему судиться с тобою» , т.е. если он влечет тебя в суд и хочет завести с тобой дело. Но Спаситель хочет, чтобы мы не только терпели случайные обиды и лишение имущества, но и самих себя не жалели, когда нужно любовью победить вражду. Он говорит: И КТО ПРИНУДИТ ТЕБЯ ИДТИ С НИМ ОДНО ПОПРИЩЕ, ИДИ С НИМ ДВА , если заставит тебя насильно идти вместо провожатого, одну версту, иди с ним две. «Если бы, – поясняет святитель Златоуст, – кто захотел и самое тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам, и притом несправедливо, и на это будь готов». Не жалей себя, когда видишь, что, работая на другого по принуждению, ты можешь своей безответной кротостью спасти его душу. Святые угодники Божии старались усвоить самый дух животворящих заповедей Христовых, а этот дух есть любовь. Любовью они погашали зло в самом начале, а причиняемые им обиды обращали во славу Божию. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступать, – говорит блаженный Августин , – много добра можно сделать и тому, кто сам не желает себе добра, если только будешь заботиться о его пользе». Если ты поставлен судьей и будешь оправдывать воров и грабителей, то ты согрешишь против заповеди о любви к врагам, хотя бы тебе и казалось, что ты поступаешь так именно из любви к ним. Защищай и свою собственность для своей же семьи, чтобы ради безсовестного грабителя не пустить семью по миру. Отдавай хищника в руки правосудия, чтобы он и других не обокрал и для его же пользы – чтобы исправить его наказанием. Но делай все это подобно тому, как врач дает больному горькое лекарство или отсекает больной член, чтобы спасти жизнь больного. «Все у вас да будет с любовью» , – поучает святой апостол Христов (). Нельзя и перечислить все те злострадания, какие претерпел апостол Павел и от Иудеев, и от язычников, но когда считал что-либо нужным для славы Божией то не молчал, а обращался к суду начальства и отвечал с укоризной на приказание бить его по устам.

Когда Сарацины попрекнули просветителя Славян святого Кирилла тем, что христиане забыли заповедь Христову о любви к врагам и выходят воевать против них, то мудрый философ отвечал им: «Христос велел нам любить врагов, но Он же заповедал нам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братии наших, дабы вы, увлекая их в плен, не склонили благочестивых к своим богомерзким делам». Да и Сам Божественный Законодавец, когда дерзкий слуга первосвященника ударил Его в ланиту, не промолчал, не подставил ему другую ланиту, а кротко сказал: «если Я сказал… хорошо, что ты бьешь Меня?» (). Это было для злодея вразумительнее безмолвного терпения. Но Он же потом в молчании переносил все ругательства воинов на дворе Пилата…

Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, провозгласил в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» () .

Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?

Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.

В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. «Не говори: «я отплачу за зло"" (). «Не говори: «как он поступил со мной так и я поступлю с ним"" (). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется» (). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» () за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела – добром.

Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии . Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» () . Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.

Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти «мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд» () . Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были «служить убежищем всякому убийце... дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею... и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть» () . Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершение преднамеренного убийства «предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер» () .

Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.

Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком. «Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя «и предать его в руки мстителя за кровь» () . В особенности это касалось мести за убийство.

Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того. «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]» (). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.

Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению. А зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к новому, еще большему злу, и обостряет отношения между людьми. Прекратить обмениваться ответными злыми действиями враги смогут лишь тогда, когда один из них вместо злого, сделает первый благоразумный добрый поступок, который приведет враждующих людей к примирению. А началом примирения и является непротивление злому, о котором говорит Христос. Так из первого шага добра, в виде непротивления злу, то есть в виде не допущения противных действий, сделанных наперекор враждебной стороне, может возникнуть и постепенно развиться примирение враждующих сторон и дальнейшая дружба, помощь, взаимовыручка и сотрудничество между ними.

Таким образом, поступок непротивления злу, при встрече с врагом или злодеем, представляет собой разумную тактику поведения и мудрую дипломатическую систему, которая является залогом того, что из врага можно сделать друга. Метод не ответного зла, доброго отношения к людям в виде терпеливого проявления к ним заботы и ласки, соединенного с разъяснением того, что нельзя делать зло, широко применяется во всех педагогических и психологических системах мира для того, чтобы перевоспитать злодея или грешника и превратить его в добропорядочного человека и хорошего члена общества. И таким образом без агрессии и вражды победить в душе человеческой зло и заменить его добром.

Слова Спасителя о непротивлении злому человеку применимы также и в том случае жизни, когда один человек причинил вред другому человеку, в одной ситуации сознательно, как враг. В другой ситуации не специально, не умышленно, случайно навредив кому-либо. В этом случае человек, которому навредили, должен не противиться злому, то есть не проявлять агрессию и противодействие в первой ситуации, для того, чтобы из врага сделать друга. Во второй ситуации, для того, чтобы не обострять отношения и из случайного вредителя, своим ответным злом не создать врага. Если бы человек, не являясь злодеем, неосознанно причинил кому-либо нечаянное зло, то в этой ситуации такой человек хотел, чтобы его поняли и ему не мстили, и помогли бы исправить случайно совершенное им неумышленное зло. Поэтому в этой ситуации к такому человеку и нужно не применять агрессию в ответ на его неумышленное, нечаянное зло и не противодействовать, а не противиться его случайному злому поступку и помочь ликвидировать дурные последствия этого случайного зла.

Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (). То есть если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью. Доказательством правоты этого объяснения являются поступки Самого Иисуса Христа, которые всегда будут для нас ярким примером для наследования. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (). Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» () . Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя, и разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища.

Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью. В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» () . В этой ситуации не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. Иисус сказал ударившему его служителю: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» () . И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки. Известен ещё один случай, когда после проповеди Спасителя в Назаретской синагоге евреи «исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» () . То в этом случае Спаситель не дал осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией или насилием, но опять мирно ликвидировал зло, победив зло добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не причинив никому из них вреда. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» ().

В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (). Сделал это потому, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем, где нужно молиться, активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» . Так как торговцы, несмотря на настоятельные уговоры Иисуса, добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда. Как видим в этом случае не дает восторжествовать злу в виде осквернения храма торговлей, но напугав упрямых и бессовестных торговцев тем, что после опрокидывания столов и скамеек могут последовать более решительные действия с Его стороны, Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом никому не причинив вреда, и победив зло добром, а не агрессией и враждой.

Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя «не противиться злому» нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом.

Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а «мудрый боится и удаляется от зла» () . И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» () .

Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» ().

Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется: «уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему» () . Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» () , потому что ему помогает и его защищает Бог.

Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» () . Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.

Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.

Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь «воздаст каждому по делам его» () и «Который воздаст каждому по делам его» () . То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как «воздаст человеку по делам его» () . Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.

Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того, чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Сам воздает злодею за зло. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (). Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек, потому что любой человек в сравнении с Богом слаб, а Господь Всемогущ. И от гнева Божьего не спрячется никто, так как Господь Всеведущ. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего, потому что Господь Всезнающ. Господь накажет злодея в полной мере, так как Справедлив. Но наряду с этим человек по воле Божьей в пределах своих возможностей тоже может бороться со злом и защищаться от зла, но побеждать зло только добром.

Итак, из всего вышесказанного видно, что в словах Спасителя о непротивлении злу не говорится о подчинении злодеям, о приветствии, признании и поощрении зла. А говорится об особом способе поведения, которого человек должен придерживаться при встрече со злом. Суть этого способа поведения, как уже говорилось, состоит в том, что зло нужно воспринимать мудро, с достоинством и спокойствием, без нервов и истерик, без раздражения и противности в адрес зла. А главное, ни в коем случае нельзя делать ответное зло, так как это приведет к воздаянию за совершенное вами зло, к обострению вражды между противодействующими сторонами, и в итоге к увеличению в мире зла. Но нужно не подчиняясь и не противясь злу, побеждать зло добром. Для этого Спаситель, дает нам целый ряд примеров из Своей жизни, в которых побеждает зло при помощи добра. Для этой цели дается много мудрых поучений и разумных советов в Библии. «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» () . И тогда «кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» () .

Спаситель приводит конкретные примеры того, как можно победить зло добром. Он советует выполнять просимое доброе дело сверх меры, больше в два раза требуемого. В этих примерах Спаситель показывает раскаявшегося человека, готового исправить свою вину и пострадать во искупление греха в двойной степени. Например, подставить не только одну щеку, но и вторую. Отдать не только одну рубашку, но и одежду. Идти не одно поприще, а два. Однако эти слова Иисуса Христа нуждаются в отдельном рассмотрении и пояснении.

Предлагаемая вниманию читателей статья представляет собой переработанный отрывок из кандидатской диссертации, защищенной в Киевской Духовной Академии в 2001 г. Тема работы о. Романа Матюшенко очень актуальна сегодня, впрочем, как и ранее. Мы часто неверно понимаем слова Спасителя из Нагорной проповеди о непротивлении злу. Возникает искушение расценивать эти слова как призыв к полному непротивлению любому насилию, оправдание отказа от защиты своего Отечества и ближних. Такой односторонний подход оставляет без внимания другие слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13).

«А Я говорю вам: «не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»
(Мф. 5:39-41)

Правильное понимание учения Спасителя всегда - как в древности, так и ныне - актуально для спасения верующих. Как в древней Церкви, так и особенно среди наших новообращенных встречались и встречаются уклонения от «царского», т. е. среднего пути. Как в древности, так и ныне существует много мнений относительно понимания заповеди Спасителя о непротивлении злу, о подставлении второй щеки, о том, что для человека настоящее зло, а что только кажущееся… Например, некоторые, читая указанные слова, сопоставляя их с заповедью «не убий», со словами о кротости, смирении, о любви к врагам, делают поспешный вывод, что христианство призывает к полному физическому непротиводействию злодейски настроенным людям.

«Отвергающие меч - пишет И. А. Ильин, - настаивают на том, что путь меча есть неправедный путь. Это верно - в смысле абсолютной нравственной оценки; это неверно - в смысле указания практического исхода. Понятна мечта о том, чтобы для нравственно совершенного человека не было неодолимых препятствий в чисто духовном поборании зла, так чтобы он мог остановить и преобразить всякого злодея одним своим взглядом, словом и движением. Это - благородная, но наивная мечта. И несостоятельность ее обнаруживается тотчас же, как только ее пытаются превратить в универсальное правило поведения. Эта мечта несостоятельна духовно потому, что обращение и преображение злодея должно быть его личным, самостоятельным актом, пламенем его личной свободы, а не отблеском чужого совершенства; и если бы это могло быть иначе, то он давно уже преобразился бы от дыхания уст Божиих. Эта мечта несостоятельна и исторически: духовная сила праведника имеет свой предел перед лицом сущего злодейства. И казалось бы, что именно христианину не подобало бы переоценивать эту мечту, имея перед глазами образы многого множества святых, замученных необратившимися и непреобразившимися злодеями…». Итак, рассудим, как же поступать христианину, самому претерпевающему зло от других, посмотрим, что говорят об этом св. отцы, учители Церкви.

«Почему Спаситель, - пишет свт. Филарет (Дроздов), - не просто сказал: “если кто тебя ударит в щеку”, но “если кто тебя ударит в правую твою щеку?” Что весьма не обыкновенно, ибо ударение обыкновенно наносится правою рукою ударяющего в левую щеку ударяемого. Здесь отцы Церкви под символом десной ланиты разумеют то, что есть для человека драгоценнейшее, то есть честь его. По сему разумению, Спаситель Христос заповедует здесь всем христианам, а особенно ученикам Своим, которых Он готовил на важное служение Апостольское, чтобы они для истинного блага человеков и для спасения душ их с любовью терпели от них всякого рода личные оскорбления и обиды, подобно как добрые врачи сносят оскорбления от больных, одержимых горячкою, и из сострадания к ним не престают врачевать их.

Но Спаситель не останавливается на сей жертве. Он говорит далее: “кто хочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и нижнюю одежду”. Не только будь готов жертвовать честью человеческою, но и всем твоим имуществом, ежели это нужно для сохранения мира сердца твоего и для спасения ближнего твоего. И в таком случае не прекращай к нему любви, подражая Господу и Искупителю твоему. Такова Евангельская заповедь терпения и любви к человекам, не знающей пределов!»

Блж. Августин на Ев. Мф. 5: 39 замечает: «Чтобы исполнить это (буквально - Р. М .) необходимо быть уверенным, что такое поведение может послужить на пользу бьющему. Это наставление Иисуса Христа имеет в виду более настроение сердца, чем внешнее поведение, и требует, чтобы мы научились сохранять терпение и любовь. К такому разумению ведет нас Сам Спаситель Своим примером, когда, получив удар в щеку, Он не обратил другой, а, напротив, высказался так, чтобы остановить руку обидевшего Его».

Патриарх Сергий (Страгородский) говорит тоже: «Не нужно забывать, что Господь никогда не учил нас внешнему благоповедению, как, конечной цели, а имел в виду настроение. Если например, Он заповедал… подставлять другую щеку ударившему, то это совсем не значит, что христианину предписываются именно эти действия. Для христианина обязательно то настроение, которое при известных условиях может выразиться в указанных действиях; эти последние служат только, так сказать, наглядным примером к учению, а не его содержанием».

К глубокому сожалению, как зрелище чьей-либо высокой нравственной жизни, сияющей самыми привлекательными добродетелями, так и постоянное принятие благодеяний со стороны ближнего далеко не всегда и не всех людей исправляет или делает добрыми. Не находился ли Иуда в самых благоприятных условиях для развития и укрепления в нем самого возвышенного нравственного настроения? Однако же он оказался способным предать своего Божественного Учителя. Такие иуды всегда были и есть среди человечества. Кто, затем, не знает, что иногда у самых благочестивых родителей бывают дети исключительно с безнравственными качествами? Благодеяния иногда не только не смягчают дурных и вредных людей, но ожесточают, а смиренное перенесение добрым человеком обид и различных потерь от таковых людей способно доводить их до ярости и до готовности на самые ужасные поступки. С другой стороны, много найдется таких людей, которые, убедившись в готовности доброго человека отдавать им требуемое и вообще выполнять их желания, способны воспользоваться такой уступчивостью и добротой только для того, чтобы удобно и даже роскошно жить чужими трудами и за чужой счет, или, по крайней мере, без всякого стыда отбирать чужое и даже оправдывать себя за это.

Для нашего исследования важен пример свт. Василия Великого. В письме к Кандидиану он просит последнего «употребить то же старание, которое он ранее оказывал о всех делах Василиевых…», а именно попросить начальника селения наказать одного грубого человека, который, ворвавшись в дом Василия (когда он был в пустыне) «…вынес из него все, иное сам забрал, а другое предоставил на расхищение всякому, кто хотел».

И как бы в толкование этого случая читаем следующие слова у свт. Филарета: «Даже и в личных оскорблениях частному человеку не запрещается судом наказывать оскорбителя не из ненависти к нему и мщения, но для исправления его и других, ежели снисхождение и ненаказанность сделали бы ему самому больший вред, утвердив его в своей злости. Но в таковом случае потребно строгое беспристрастие и осмотрительность, дабы к огню не придать огня, и не маслом гасить его, а водою».

Наш отечественный богослов К. Григорьев так толкует заповедь: «Заповедь Спасителя о терпении обид не имеет обязательной силы во всех случаях и обстоятельствах жизни. И Господь ясно и прямо указывает в Своей речи, когда надо уступать злому, в чем уступать и какому именно злому человеку следует уступать. Спаситель ясно говорит: уступай злому, когда он тебя обидит, и ничего не говорит о том, как поступать при виде зла, наносимого ближнему .

Спаситель еще одной границей очерчивает область уступчивости. Боль от удара по щеке, имущественный ущерб, принуждение силой к труду - вот какое зло Христос заповедует смиренно сносить и отвечать на него готовностью понести большее зло. Он не случайно сделал такой подбор примеров, но с целью указать круг зла, к которому особенно приложима Его заповедь. Иного предположения нельзя допустить, нельзя, подумать, что, здесь Спаситель разумел всякое зло. Ведь, невозможно, например, в 41 стих вложить такое содержание: “и кто принудит тебя идти с ним на разбой, иди с ним дважды”. Было бы безумием приписывать Евангелию подобные наставления. Поэтому, разумнее простить вспыльчивому, не дорожить вещью, которой завидуют, подчиняться деспоту, когда дело касается зла, аналогичного с указанными в евангельском тексте. Сам Спаситель всю Свою жизнь боролся властным словом своим с грехами людей и нам заповедал: если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его (Мф. 18: 15–18). Это второй способ противодействия злому, о котором ничего не говорится в Нагорной беседе, но который, очевидно, не отрицается заповедью “не противься злому”. Насильственным изгнанием торгующих из храма Христос освятил третий способ противодействия злу физической силой. Умолчанием Нагорной проповеди это средство также не отрицается, как и второе. Когда же в точности, и какое именно средство употребить в дело, - Спаситель строго определенно не указывает; но относительно молчаливого перенесения зла с готовностью понести большее ясно дает знать, что оно удобоприменимо и обязательно лишь иногда, а не всегда . Такое мнение стоит в полном согласии с Евангелием».

Итак, из сказанного видно, что слова Христа «не противься злому» не следует понимать как запрещение всегда и в любых случаях сопротивляться злым людям, полностью отказавшись от средств самозащиты.

Христианское непротивление злу, христианское стремление водворить мир среди борющегося и мятущегося человечества не может иметь ничего общего с тем непротивлением злу, которое своим источником имеет духовно-нравственное истощание человека, равнодушие ко всякому своему положению и состоянию. В акте христианской уступчивости, христианского непротивления злу проявляется не безверие и косность человека, а, напротив, человек, полный высокой духовной силы и пламенной веры. Он воспринимает и терпит то или другое зло, тот или другой ущерб добровольно, руководствуясь евангельским обетованием, что этим кротким путем достигаются высшие христианские цели мира: блаженны кроткие ибо они наследуют землю . Это - великая мудрость христианская… Христианское непротивление злу не есть то пассивное состояние духа, которое часто производит в человеке безверие, убивающее духовное самочувствие и духовную отзывчивость. Нет, истинно христианское непротивление злу есть состояние жизненное и плодотворное, проистекающее из полной сил веры в Бога-Искупителя, заповедавшего Своим последователям заменить все грубые стихийные отношения вражды и борьбы отношениями мира и любви (Мф. 5: 45).

Подвиги христианского непротивления злу и самоотвержения освящаются только христианской верой. Где же нет истинной веры в Бога, законодателя подобных отношений, там все подвиги самоотвержения будут мертвыми делами, не возвышающими и укрепляющими делателя, а, напротив, угнетающими его, как и вообще всякие лишения и страдания, испытываемые человеком, действуют на него угнетающим образом, если он не видит перед собой конечной цели своих лишений, прозреваемой верою… Если, таким образом, для своей личной выгоды истинный христианин не противится злу, если в рядах житейских борцов за земное существование он узнается по тому, что не поднимает оружия там, где дело касается его личных материальных интересов, то, с другой стороны, помощь своему ближнему, изнемогающему в жизненной борьбе, христианин считает своей священной обязанностью. И именно по той же причине, которая удерживает христианина от сопротивления злу, направленному лично на него, он не может так же спокойно смотреть на зло, постигающее ближнего.

Итак, подводя итог вышенаписанному, отметим, что не надо от каждого христианина требовать полного непротивления злу во всех случаях жизни. «Моральный максимализм, - говорит Н. Лосский, - требующий от человека немедленного перехода в царство абсолютного добра, ведет к искусственности, неискренности, фальши и умерщвлению жизни. Земной человек, за исключением редких случаев высокой святости, способен двигаться вперед по пути добра лишь медленно и постепенно. Поэтому суровая требовательность допустима лишь в отношении к самому себе, что же касается отношения к другим людям, здесь необходима снисходительность и защита свободы, вплоть до относительной свободы во зле, так как насильственное водворение добродетели ведет к ухудшению положения». Если человек не может не гневаться, когда его бесчестят, то пусть, сдерживая свою гневливость, внутренние душевные порывы мести, уходит от обидчика, и далее, успокоив свои страстные порывы, пусть благодетельствует обидчику. А если более приидет в меру совершенства, то пусть поступает, как в толковании на Мф. 5: 39–41 говорит свт. Иоанн Златоуст: «Он не сказал: если кто ударит тебя в правую щеку, перенеси равнодушно и успокойся, но присовокупил, что ты должен подставить ему и другую, - говорит: обрати ему и другую (Мф. 5: 39). В этом и состоит блестящая победа, чтобы предоставить ему больше того, что он желает, и пределы его злого желания превзойти богатством своего долготерпения . Таким образом ты укротишь его бешенство, из второго поступка получишь награду за первый и укротишь гнев его».