Что говорил ленин о сталине. Письмо к съезду

На русском обширном просторе, занимающем пол континента, располагается множество церквей и монастырей.

Одним из самых древних и прекрасных является Храм Святой Софии в Новгороде (Софиевский).

Он является одной из самых знаменитых и посещаемых архитектурных построек в мире.

Его пятиглавые купола украшают собой святую землю великого города.

Вконтакте

Описание

Эта крестово-купольная постройка относится к старым временам. Но даже тогда такие строения были редкостью, особенно на Русской земле. Пятинефное сооружение представляет собой уникальное архитектурное решение. Подобные строения создавались только в одиннадцатом веке. Кроме него существует всего несколько сооружений подобного типа. Например, одно из знаменитых сооружений находится в Киеве, это церковь Ирины и Георгия. Некоторые строения есть и в Полоцке, к ним относится Софийский собор, и такой же на Украине в Киеве.

Землёй тысячи церквей зовётся Новгородчина. Много в этом краю храмов больших и малых: от пышных соборов до часовенок, затерянных в самой глуши. Но только один всегда был и будет символом и сердцем Новгорода — Софийский собор

Собор занимает обширную территорию. В ширину он почти сорок метров. А в длину почти тридцать пять. Стены храма вложены из разных пород известняка, их толщина огромна — 1,2 метра.

Интерьер храма представляет собой типичный для тех времен Киевский стиль, который в свою очередь был создан на Византийских мотивах. Таким образом, храм представлен некоторым смешением традиционного киевского русского и византийского направлений.

Географическое положение и место на карте

Находится собор в самом центре города. На территории Новгородского Кремля, в строении под номером одиннадцать. Такое расположение строение получило не случайно. Храм должен был олицетворять душу Новгородской земли, стать ее настоящим живым сердцем.

Собор Святой Софии в Новгороде — древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси

Примите во внимание: Софийский собор предназначался не только для Богослужений. В нем длительное время проводили различные государственные собрания и самые важные церемонии и торжества.

История строительства

В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично.

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Живопись и архитектурные особенности

Внутри собора можно увидеть пять столпов, на которых держаться своды.

Южная паперть служила для погребения владык, членов княжеской фамилии и самых знатных государственных деятелей. Сейчас там же располагается основной вход.

Обширные полати служили местом пребывания великого князя и его семьи во время богослужений. В настоящее время тут находится церковный хор во время церемоний.

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Массивные стены лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами

Интересный факт: для отличной акустики в стены собора были помещены так называемые горшки голосники.

Архитекторы сооружали это с двояким значением. В первую очередь это облегчение конструкций в верхней части здания. Вторым предназначением архитекторского решения являлось поглощение сильного эхо, без потери громкости звука. Это было крайне важно для церковных песнопений и проведения богослужения.

Долгое время после открытия собор практически не украшали изобразительными произведениями искусства. Одним из самых первых, появившихся на стенах собора, стало изображение святых Константина и Елены. Оно сохранилось до наших дней.

Одним из самых знаменитых художественных произведений являлось изображение Христа Вседержителя, которое располагалось под центральным куполом. К сожалению, во время войны оно было уничтожено.

Знаете ли Вы, что: по приданию изображение Христа было решено писать с разжатой рукой. Но каждый раз приходилось переделывать работу, так как поутру писари обнаруживали сжатую десницу Христа. На четвёртый день художник услышал голос, сказавший ему «Пиши меня с жатым перстом, ибо, когда моя рука разожмется, Новгород падет». Пророчество сбылось во время Великой Отечественной войны, когда прямое попадание снаряда уничтожило мозайку под куполом. Десница разжалась, Новгород пал.

Древнейшие граффити на стенах

В конце девятнадцатого века на стенах собора были впервые обнаружены древнейшие надписи. Самые старые были созданы в конце одиннадцатого в начале двенадцатого века. Некоторые из них называются глаголическими и принадлежат к редчайшим произведениям письменности. В 2012 году собрание таких редчайших рукотворных произведений древности в храме достигло двенадцати эскапад. Всего же к 2014 году вместе с кириллическими надписями количество надписей в соборе насчитывало более 800. Одними из самых известных стали прорицание жрецов и выписки из «Слова о полку Игореве». К примеру, на одной из стен исследователи обнаружили сообщение, содержащее информацию о том, что умер Ярослав Мудрый, Великий Киевский князь.

Надпись-граффити в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.)

Полезно знать: древние граффити представляли собой различные по характеру надписи, их нацарапывали специальным инструментом с острым наконечником, которое называлось «писалом».

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Магдебурские врата

Были созданы в 1153 году, также именовались Корсунскими. Имеют западноевропейский стиль, потому как создавались на заказ зарубежными мастерами. Бронзовые двери, которые ведут в предел Рождества Богоматери. Через некоторое время эти врата были перенесены в западный портал собора. Много веков подряд эти великолепные врата служили главным входом в Храм для особых торжеств и церемоний, именно через них проходили князья и княжны. Сейчас их открывают только по особым случаям. Это делает лично архиепископ митрополит Новгородский Лев.

Фрагмент Магдебургских (Сигтунских) врат собора Святой Софии в Великом Новгороде. Литейная мастерская епископа Вихмана, Магдебург, Германия, вторая половина 12-го века

Стоит отметить: по одной из легенд Магдебурские врата были вывезены как трофей из Шведской столицы Сигтуну. Произошло это во время Русских морских военных походов в 1187 году.

История креста главного купола

Крест этого храма отличается от остальных одной особенностью: на его вершине располагается голубь. Он символизирует Святой Дух. Сама церковная реликвия имеет богатую историю.

Святой Дух - с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире

В 1942 году купол собора был разрушен во время бомбардировки города немецкими войсками. Множество предметов изобразительного искусства, архитектурных памятников и культурных ценностей было вывезено из великого города чужеземными захватчиками. В том числе и золотой крест с купола Храма. Подразделением «Голубой дивизии» он был отправлен в Испанию, как военный трофей. На Родину он был возвращен только в 2004 году усилиями Российского Патриархального сообщества в совместительстве с правительством Российской Федерации. Были назначены переговоры Испанского и Российского правительства, в ходе которых Король Испании согласился передать реликвию на Родину. Обратно в музей Испании отправили точную копию архитектурного памятника, а вторую копию разместили на куполе Собора в 2007 году. Оригинал же креста, возвращенный на Родину с большим трудом, хранится в недрах Храма, как ценная реликвия.

Легенда о каменном голубе

Вокруг древнего собора собрано множество сказаний и былин. Некоторые из них имеют под собой документально зарегистрированные сведения. К одному из таких относится легенда о каменном голубе.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса

По легенде Иван Грозный изуверски и незаслуженно поступил с новгородским народом. Тогда на крест собора опустился обычный живой голубок. Он посмотрел вниз и, узрев безобразное зрелище, обратился в камень. Потом одному из священнослужителей пришло видение о том, что птица прилетела в город как утешение, и, пока она располагается на кресте, город оберегают ангелы с небес.

Заключение

В Новгороде этот великий храм относится к древнейшим памятникам архитектурного зодчества. Выступает он в роли уникальной постройки с точки зрения не только ансамбля архитектурного, но и духовного богатства.

Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий - духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами

Многие туристы приезжают в город с целью посещения великого собора. Его история настолько богата и разнообразна, что можно было бы этому посвятить целую книгу. Но, несмотря на все трудности и невзгоды, которые пришлись на Новгородскую землю за всю ее богатую историю, собор выстоял и до сих пор хранит жителей этого прекрасного края. Не это ли является признаком высшего благословения и присутствия Святого Духа в стенах храма.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает о самой древней сохранившейся каменной постройке в России — Соборе Святой Софии в Новгороде:

«Умрем за Святую Софию!» - боевой клич новгородцев. Софийский собор был сердцем самобытный новгородской цивилизации на протяжении нескольких столетий.

Монета мудрости

София, Премудрость Божья, есть одно из имен Христа. Однако во всех известных случаях присяги новгородцы целуют икону Богородицы. Это заставляет думать, во-первых, что в Средние века не существовало известного иконографического типа св. Софии в виде огненного ангела, а, во-вторых, что в Новгороде возобладало богородничное или женственное понимание Софии. Интересно, что на новгородских монетах изображался не князь, а София (ангел, представляющий собой мудрость). На них стоит надпись „Великого Новгорода“, тогда как на монетах русских княжеств всегда стояли имена князей.

Под защитой Премудрости

Святая София имела у новгородцев осязаемый символ - Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!» Новгород был республикой - Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.

Ярослав Мудрый

Софийский собор заложил Ярослав Мудрый. В 1046 году в Новгороде чуть севернее сгоревшей ранее 13-главной деревянной церкви. В это время город управлялся его сыном, Владимиром Ярославичем. Стройка шла довольно быстро, и епископ Лука освятил собор уже в 1050-1052 годах. Сначала храм решено было не белить, и оставить кладку открытой. Стены внутри также остались открытыми. Полностью храм стал белым только через сто лет, в 1151 году.

Высокая честь

Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов. Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела патрональное значение для Новгорода и всей его земли. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.

Жребий брошен

Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию. После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление. Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога - кого Бог захочет и Святая София».

Святая защита

В 1170 году Новгород был осажден суздальцами во главе с Андреем Боголюбским. Во время очередного штурма одна из стрел попала в икону Знамения. Из нее как из живой, потекли слезы, и Богородица повернула свой лик к новгородцам. На осаждавших напал ужас, и они, бросив оружие и обозы, в страхе побежали кто куда. Сейчас чудотворная икона установлена в Софийском соборе справа от Царских врат. В 1570 году Иван Грозный силой захватил Новгород и отдал его на разграбление опричникам. По легенде, когда голубь увидел с высоты храма жуткое побоище, он окаменел от ужаса. Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.

Странствия Креста

Во время немецкой оккупации в Новгороде был расквартирован инженерный корпус испанской «Голубой дивизии”. При отступлении крест с купола Софийского собора вывезли в Испанию как трофей. В 2002 году новгородскому архиепископу стало известно, что святыня находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. В результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста. И в 2004 году крест Софии вернулся в Великий Новгород.

21.01.2014

«Письмо к съезду» и статья об автономизации – грязные фальшивки, состряпанные врагами Советской власти

Одной из самых грандиозных подделок в истории нашей страны является так называемое «Политическое завещание», которое якобы продиктовал своим секретарям В. И. Ленин в последние годы своей жизни. И то, что одна часть этих «документов» искажена, а другая не имеет никакого отношения к Владимиру Ильичу, можно считать уже доказанным фактом.
Так называемое «Письмо к съезду», статья об автономизации (по мнению разномастного антисоветского сброда написанные Лениным ) пропитаны ядовитым антисталинизмом. Но это явно противоречит всем законам логики. Владимир Ильич всегда ценил за его выдающиеся способности большевистского идеолога, агитатора, организатора, знатока национального вопроса. Иосиф Виссарионович еще до Великой Октябрьской социалистической революции был одним из тех, на кого опирался Ленин в борьбе против меньшевиков, «легальных марксистов», «экономистов» и других представителей мелкой и средней буржуазии, выступающих против пролетариата (рабочего класса) и его идеологии – большевизма. Вместе с Владимиром Ильичем Сталин был организатором вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года. После того, как Россия стала Советской, Ленин , Председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, поручал Иосифу Виссарионовичу «развязывать» самые сложные «узлы», возникающие на фронтах гражданской войны. Сталину, благодаря его твердому характеру и выдающимся организаторским способностям, удалось исправить и повернуть в выгодное для Советской России русло развитие событий под Царицыным, Петроградом, на западном Урале. При активном руководящем участии Иосифа Виссарионовича Красная Армия разбила белогвардейские войска Деникина, Юденича, Врангеля. Уже к октябрю 1917 года Сталин был правой рукой Ильича при решении всех важнейших государственных вопросов. Ленин чувствовал и понимал, что Сталин к концу гражданской войны вырос в перспективного и выдающегося государственного деятеля Советской страны. Владимир Ильич считал Сталина самым надежным своим соратником, на которого можно положиться в трудную минуту . Поэтому в 1922 году по предложению Ленина и состоялось назначение Иосифа Виссарионовича на должность Генерального секретаря ЦК ВКП(б). По сути это была передача власти уже тяжело больным Лениным в руки более молодого, чрезвычайно талантливого идеолога и организатора. Владимир Ильич очень хорошо знал, что Сталин никогда не предаст идей большевизма, коммунизма, никогда не промотает наследство, доставшееся ему в виде Советской республики, строящей социализм .
И если у человека все в порядке с логикой (что в наше время, к сожалению, является для многих большой проблемой), он должен понимать, что Ленин , которому никогда не изменяло чувство здравого смысла, в условиях еще далеко не устоявшейся внутриполитической ситуации, в положении постоянной угрозы нападения иностранных капиталистических держав, всячески стремился к стабилизации пролетарского государства, к укреплению Советской власти. Поэтому даже просто публичная критика в адрес Генерального секретаря, не говоря уже о резких высказываниях в его адрес, которые содержатся в так называемом «Письме к съезду», - это не просто неразумные слова, а близкая к самоубийственной политика, которая может окончиться печально для Советской власти, для недавно образованного по инициативе Ленина СССР. Владимир Ильич был заинтересован в том, чтобы Советская власть была прочна как сталь, большевистская партия стала крепкой как гранит. Так называемое «Политическое завещание», наоборот, привело к тому, что в партии образовалась глубокая трещина, которая пусть и через семьдесят лет, все-таки, привела к развалу СССР.
Какой же вывод можно сделать? «Письмо к съезду» по заказу зарубежных империалистических сил состряпали троцкисты, а потом кое-что за них (имеется в виду статья об автономизации) доделали хрущевцы с горбачевцами. Троцкий и его шайка это совершили для подготовки отстранения Сталина и его сторонников от руководства страной и, тем самым, для ослабления Советской власти, для облегчения ее демонтажа, как это позже сделали Горбачев, Ельцин и их банда с Советским Союзом. А хрущевцы с горбачевцами сфальсифицировали документы для того, чтобы большевистская, сталинская политика никогда уже больше не возродилась в нашей стране и не помешала им творить свои антинародные дела.
Но тот факт, что «Письмо к съезду», статью об автономизации и другие антисталинские тексты Ленин не писал, можно доказать и другими способами.
Во-первых, во всех этих статьях стиль изложения мысли совсем не ленинский. Нет терминов, логических суждений, выражений, которыми обычно пользовался в своих выступлениях Владимир Ильич.
Во-вторых, в текстах встречаются странные исправления, подчистки и правки, явно внесенные позднее. Непонятно, чьей рукой эти статьи были написаны (В.И. Ленин в последние годы своей жизни уже не мог писать, а только диктовал).
В-третьих, сложно представить, чтобы тяжело больной человек, каким был Ленин в период с конца 1922 года, демонстрировал немалую энергию и политическую активность, проявляющиеся в данных статьях.
В-четвертых, ругая И.В. Сталина, автор текстов выставляет в выгодном свете Троцкого, которого Владимир Ильич и до, и после октября 1917 года почти всегда рассматривал как, мягко говоря, политического противника.
В-пятых, нет ни единого документа, который бы в режиме реального времени зафиксировал (подтвердил) работу В.И. Ленина над указанными статьями. Эти антисталинские тексты не были в свое время даже зарегистрированы в ленинском секретариате.
В-шестых, в дневниковых записях врачей и секретарей В.И. Ленина часто не совпадают даты его работы над последними в жизни Вождя статьями. Доктора пишут одно, помощники Владимира Ильича – другое.
В-седьмых, если бы Ленин решил за что-то серьезно и публично покритиковать И.В. Сталина, то он бы сначала сообщил об этом в Политбюро ЦК и лично Иосифу Виссарионовичу, а не стал бы через головы руководящих работников ВКП(б) обращаться прямо к съезду.
Исходя из всего вышеизложенного, нужно сделать вывод о том, что настоящие коммунисты и серьезные, объективные историки не могут рассматривать «Письмо к съезду», статью об автономизации и другие антисталинские тексты как ленинские работы. Эти фальшивки – идеологическая диверсия против большевизма. А тот, кто не согласен с этим мнением вольно или невольно помогает троцкистам и другим врагам социализма, СССР в деле противопоставления двух наших великих Вождей - Ленина и Сталина, способствует подрыву идеологии марксизма-ленинизма изнутри, создает дополнительные препятствия в деле возрождения в нашей стране социализма и СССР.

Письмо к съезду В.И. Ленина

«Письмо к съезду» — письмо В. И. Ленина, написанное в конце 1922 года и содержащее оценку его ближайших соратников. Письмо было оглашено в 1924 году перед XIII съездом РКП (б) Н. К. Крупской. Сталин на этом заседании впервые заявил об отставке. Каменев предложил решить вопрос голосованием. Большинство высказалось за оставление Сталина на посту Генерального секретаря РКП(б), против голосовали только сторонники Троцкого.

Затем было проголосовано предложение, что документ должен быть оглашен на закрытых заседаниях отдельных делегаций. Хотя таким образом с «Письмом к съезду» были ознакомлены все делегации, оно не упоминалось в материалах съезда. Позже этот факт использовался оппозицией для критики Сталина и партии (утверждалось, что ЦК «скрыл» «завещание» Ленина). Сам Сталин (в связи с этим письмом несколько раз ставивший перед пленумом ЦК вопрос о своей отставке) эти обвинения отвергал.

В декабре 1922 года состояние здоровья Ленина резко ухудшилось. В этот период он, тем не менее, надиктовал несколько заметок: «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об „автономизации“», «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции (по поводу записок Н. Суханова)», «Как нам реорганизовать Рабкрин (Предложение XII съезду партии)», «Лучше меньше, да лучше».

Надиктованное Лениным «Письмо к съезду» (1922) часто рассматривают как ленинское завещание. Некоторые полагают, что в этом письме содержалось настоящее завещание Ленина, от которого в дальнейшем отклонился Сталин. Сторонники этой точки зрения полагают, что, если бы страна развивалась по настоящему ленинскому пути, многих бы проблем не возникло. «Письмо к съезду» включает следующие положения:

  • Увеличение числа членов ЦК до нескольких десятков или даже до сотни.
  • Основным в вопросе устойчивости являются такие члены ЦК, как Сталин и Троцкий. Отношения между ними составляют большую половину опасности раскола.
  • Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью.
  • Тов. Троцкий, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хвастающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.
  • Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу.
  • Октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева, конечно, не являлся случайностью.
  • Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики).
  • Пятаков — человек несомненно выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся администраторством, чтобы на него можно было положиться в серьёзном политическом вопросе.
  • Несколько десятков рабочих, входя в состав ЦК, смогут лучше, чем кто бы то ни было другой, заняться проверкой, улучшением и пересозданием нашего аппарата.

Впервые «Письмо к съезду» было обнародовано на XX съезде КПСС в 1956 году. В своей речи «О культе личности и его последствиях» Н. С. Хрущёв использовал ленинские оценки Сталина для дискредитации последнего.

Манера поведения Сталина заставила Ленина пересмотреть его назначение, и в добавлении к «Письму к съезду» от 4 января 1923 года Ленин указал:

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение.»

Тем не менее, Ленин не предложил другой кандидатуры, а также резко высказался по поводу ряда других партийных деятелей (возможных соперников Сталина), в том числе по поводу «небольшевизма Троцкого». Но в письме не было указано на «небольшевизм Троцкого», наоборот он характеризовался как «самый способный человек в настоящем ЦК». Эти обвинения были более серьёзными для члена РКП(б), чем грубость (но Сталин был единственным человеком (упоминавшемся в письме), которого Ленин желал отстранить с занимаемого поста). Перед началом XIII съезда РКП (б) (май, 1924) Н. К. Крупская передала ленинское «Письмо к съезду». В ответ Сталин, по утверждению Троцкого, впервые заявил об отставке:

— Что ж, я действительно груб… Ильич предлагает вам найти другого, который отличался бы от меня только большей вежливостью. Что же, попробуйте найти.

Каменев предложил решить вопрос голосованием. Большинство высказалось за оставление Сталина на посту Генерального секретаря РКП(б), против голосовали только сторонники Троцкого. Впоследствии было выдвинуто предложение, что документ должен быть оглашён на закрытых заседаниях отдельных делегаций. Таким образом «Письмо к съезду» не упоминалось в материалах съезда. Позже этот факт использовался оппозицией для критики Сталина и партии (утверждалось, что ЦК «скрыл» «завещание» Ленина). Сам Сталин эти обвинения отвергал.

В последние годы некоторые российские историки высказывают сомнения в авторстве Ленина, допуская, что подлинным автором письма могла быть Н. К. Крупская. Данный вопрос остаётся предметом дискуссий.

Завещание Ленина

Вечером 21 января 1924 года Сталин, Зиновьев, Бухарин, Каменев и Томский приехали в Горки. Отдав дань уважения мертвому руководителю, поспешили в Москву, на заседание ЦК партии. Через два дня они вернулись в Горки, чтобы отправить тело Ленина в Москву, где гроб с умершим был установлен в Колонном зале. В течение четырех последующих дней массы народа часами стояли на холоде (а зима 1924 года была исключительно суровой), чтобы отдать дань уважения Ленину, так же, как ранее это делали их предки, поклонявшиеся усопшим царям.

Эмоциональная волна охватила страну. Глубокое религиозное чувство русских нашло выражение в погребальных песнях, стихийно родился культ Ленина. Настроение народа отразилось в решениях ЦК. Годовщина смерти объявлялась днем траура. Петроград переименовали в Ленинград. В Москве и других городах устанавливаются памятники вождю. Было решено бальзамировать тело Ленина и соорудить мавзолей у Кремлевской стены на Красной площади. "Правда" от 24 января 1924 года опубликовала статью Бухарина "Осиротевшие". Название, так же как и содержание, было чисто русским по духу.

Троцкий находился на Кавказе и не присутствовал на похоронах, но прислал телеграмму с такими же, как у Бухарина, выражениями обожания и поклонения. В обращении ЦК звучали те же интонации и выражения о вожде мирового коммунизма, любви и гордости международного пролетариата: "его физическая смерть не является смертью его дела". Но особое впечатление на народные массы произвела прощальная речь Сталина на траурном заседании II Всесоюзного съезда Советов 26 января, которая через четыре дня была напечатана в "Правде". Эта клятва верности и преданности партии Ленина, коммунистическая по терминологии, была православной по духу, вызывала в памяти повторы и ритмы литургии. Партийным руководителям-евреям речь казалась театральной и фальшивой. Но другим руководителям, а особенно народным массам, поэзия и музыка православной службы были понятны и являлись частью их жизни.

"Товарищи! Мы, коммунисты, - люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как честь принадлежать к этой армии. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин...

Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам высоко держать и хранить в чистоте великое звание члена партии. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь!..

Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить единство нашей партии как зеницу ока. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним и эту твою заповедь!..

Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить и укреплять диктатуру пролетариата. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы не пощадим своих сил для того, чтобы выполнить с честью и эту твою заповедь!..

Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять и расширять союз республик. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы выполним с честью и эту твою заповедь!.."

Близкие товарищи, которые знали о неприязненном отношении Ленина к Сталину, особенно в последние месяцы, могли поставить под сомнение искренность его прощальной речи. Но он действительно был искренен в своей преданности партии и делу Ленина. Он глубоко уважал Ленина - толкователя марксизма, руководителя, создавшего партию и захватившего власть.

Поведение Ленина в последние месяцы его жизни глубоко обижало и удивляло Сталина. Он еще ничего не знал о завещании, оно еще хранилось в секрете, но ему стало известно о личном враждебном отношении Ленина к нему. Прослужив верой и правдой Ленину и делу большевизма двадцать лет, он десять лет работал совместно с Лениным как член ЦК партии. Иногда он выражал несогласие, так же как Троцкий и другие. Ленин никогда не предъявлял обвинений. Их отношения основывались на доверии и преданности общему делу, он никогда не думал сместить Сталина или подорвать его авторитет. А наградой за преданность оказалась злобная кампания, направленная на подрыв его положения в партии. Для Сталина это казалось страшным предательством. Ни в то время, ни позднее он не отвечал Ленину тем же. Тем не менее у Сталина была хорошая память, и это предательство старого руководителя, возможно, сыграло свою роль в его подозрительности и недоверии в последующие годы.

Культ Ленина набирал силу и продолжал расти. К 1929 году на Красной площади было закончено строительство Мавзолея, который стал местом паломничества - религиозным центром Советской России. Портреты, бюсты, статуи можно было увидеть по всей стране. В школах, домах культуры, библиотеках и других заведениях были созданы "Ленинские уголки". Даже в убогих крестьянских хатах, далеко от городов, можно было увидеть фото Ленина, вырезанное из газеты и стоящее или вместо, или вместе с иконой. Ленин стал новым божеством, а каждое сказанное им слово - священным, имя - символом единства Советской России. Поддерживали культ и другие большевики, например Троцкий, но из практических соображений. Любовь народа к Ленину усиливала и укрепляла саму партию.

Сталина часто обвиняли в том, что он начал кампанию по созданию культа Ленина, но, как сказано выше, культ этот возник как стихийное выражение чувств народа. Просто Сталин понимал его. Православное учение оставило глубокие корни в нем. Хотя он не был верующим в обычном смысле этого слова, но и не был до конца атеистом. Сталин верил в судьбу. Была какая-то религиозность в его вере в большевизм и Россию.

Как и во время болезни Ленина, тройка - Зиновьев, Каменев и Сталин - продолжала осуществлять руководство. Пока еще никто из них не сделал открытого шага к принятию руководства на себя. Коллективное руководство всегда считалось идеальным. Однако между ними уже начали появляться трения.

Зиновьев принимал как должное, что, возглавляя Коминтерн и будучи ближайшим помощником Ленина в течение многих лет, он является его преемником. Это был крупный мужчина, очень способный, великолепный оратор. Каменев - бородатый красавец - был тоже очень способным человеком, причем намного мягче характером Зиновьева, которого он поддерживал. Рыков, старый большевик, ставший председателем Совнаркома после Ленина и которого уважали все члены партии, не был, однако, волевой, сильной личностью, и никто не считал его потенциальным руководителем.

Троцкий был как-то в стороне, потому что он не был старым большевиком, вступил в партию* недавно. Но это не играло бы роли, если бы его не боялись. Его не любили, за редким исключением, почти все, кто с ним работал. Все признавали его способности, но понимали и опасность для партии его методов. Русские революционеры видели в Троцком возможного Бонапарта, который в своем стремлении к власти может уничтожить и революцию. Боязнь объединила против Троцкого Зиновьева, Каменева и Сталина и пока держала их вместе.

Сталин в то время не считался соперником. Ненавязчивый, спокойный, скромный, он был партработником, отвечающим за административно-организационные вопросы. К нему очень легко было попасть на прием, он внимательно и терпеливо выслушивал посетителей, спокойно попыхивая своей трубкой. Терпение его было огромным, за что ему были благодарны многие члены партии. Он был очень сдержанным, немногословным человеком, который всегда выполнял то, что обещал. Только изредка Сталин делился своими впечатлениями и мыслями с ближайшими друзьями. Он в большой мере обладал талантом немногословия, и в этом отношении был уникальным человеком в стране, в которой все слишком много говорили.

Во время гражданской войны он нес на своих плечах большую ответственность, подвергая жизнь опасности, и за это партия оказала ему доверие. Он был справедливым и жестоким, но не таким грубым, как Ворошилов и Буденный. Он воспринимал критику с чувством юмора и, даже борясь с оппозицией, был менее суров, чем Ленин или Зиновьев. При обсуждении вопросов в Политбюро он всегда стремился к нахождению приемлемых для всех решений. Даже Троцкий отзывался о нем в то время как о "храбром и искреннем революционере".

Все известное о жизни Сталина в тот период не предвещало, что он станет таким бесчеловечным диктатором. Изменения произошли, видимо, за время болезни Ленина, когда, вероятнее всего, он впервые начал думать о себе как о преемнике Ленина. До 1921 года он не предъявлял прав на лидерство. Был горд, легко поддавался раздражению, но не имел личных амбиций. После отхода Ленина от дел у него, как и у многих других, появляются мысли о будущем партии. Где-то в 1922 или 1923 году Сталин начал серьезно думать, что ему необходимо взять руководство на себя в интересах будущего партии и коммунистической России. А приняв такое решение, он добивался своей цели настойчиво, методично и упорно. Борьба за власть приняла форму идеологических споров и дискуссий, в которых каждый участник пытался доказать, что только он является истинным ленинцем. Первой задачей "тройки" было отстранение Троцкого от власти. А затем развернулась борьба с таким "идейным течением, как троцкизм".

Сталин прочитал ряд лекций в коммунистическом университете имени Свердлова в Москве, вошедших в его работу "Об основах ленинизма", в которых подчеркивалась важность единства партии и партийной дисциплины, роль партии как вождя масс и необходимость укрепления союза рабочих и крестьян. То есть те же принципы, что и в клятве Ленину. Сталин доказывал, что идейный разгром троцкизма является необходимым условием дальнейшего движения к социализму.

Был проведен так называемый "ленинский призыв" в партию новых людей.

Численность партии увеличилась на двести тысяч человек. В основном это были молодые, послушные партсекретарям люди.

Поддержка большинства ЦК и ЦКК и контроль за деятельностью партаппарата делали позицию Сталина, бесспорно, очень прочной. Но за шесть дней до открытия XIII съезда партии случилось то, что поставило под угрозу его дальнейшую карьеру. Крупская отнесла Каменеву записки Ленина, продиктованные им в период между 23 декабря 1922 и 23 января 1923 года с сопроводительным письмом, в котором объясняла, почему она придержала эти записки, известные как "Завещание". Мол, Ленин выражал "определенное желание", чтобы они были представлены на рассмотрение следующего партсъезда после его смерти. В действительности же настоящие причины, по которым она так долго держала их у себя, не были названы. Делая записки достоянием гласности в то время, Крупская явно хотела дискредитировать Сталина политически.

После получения записок Каменев раздал копии шести видным большевикам, включая Зиновьева и Сталина. Было решено "представить их на рассмотрение лижайшего съезда партии". Однако этого не сделали. Накануне съезда, 22 мая 1924 года, они были лишь зачитаны группе из сорока делегатов. Зиновьев и Каменев не хотели, чтобы Сталин ушел со своего поста. Он был их верным союзником в борьбе с Троцким и оппозиционерами. Сам Троцкий практически не принимал участия в обсуждении. Наконец тридцатью голосами "за", десятью - "против" было принято решение не публиковать "Завещание", а довести содержание до отдельных делегатов, которым надо было объяснить, что Ленин писал его будучи серьезно больным.

Для Сталина узнать содержание "Завещания" и получить непосредственное подтверждение личной враждебности Ленина к нему, должно быть, было страшным ударом. Он пережил унижение от обвинений Ленина и от того, что принимал участие в обсуждении мер, которые необходимо было принять. Его положение оказалось под угрозой, так как съезд вряд ли проигнорировал бы мнение вождя, которого все боготворили. И должно быть, он с облегчением вздохнул, когда было принято решение не зачитывать записки на съезде и не публиковать их. Тем не менее Сталин подал заявление об отставке на заседании вновь избранного ЦК партии. Возможно, он был уверен, что им самим же тщательно отобранные члены ЦК не примут ее. Так и случилось. Все члены ЦК, включая и Троцкого, единодушно не приняли его отставку.

Предложил решить вопрос голосованием. Большинство высказалось за оставление Сталина на посту Генерального секретаря РКП(б), против голосовали только сторонники Льва Троцкого .

Оглашение и публикация

Затем было проголосовано предложение, что документ должен быть оглашён на закрытых заседаниях отдельных делегаций. Хотя таким образом с «Письмом к съезду» были ознакомлены все делегации , оно не упоминалось в материалах съезда, так как Ленин не предназначал его для публикации. Позже этот факт использовался оппозицией для критики Сталина и партии (утверждалось, что ЦК скрыл «завещание» Ленина) . Сам Сталин (в связи с этим письмом несколько раз ставивший перед пленумом ЦК вопрос о своей отставке ) эти обвинения отвергал . 10 ноября 1927 года в приложении «Дискуссионный листок» к газете «Правда» Ленинское «Письмо к съезду» было напечатано. Более того, в том же 1927 году этот документ был помещён в бюллетене № 30 XV съезда ВКП(б) .

C началом массовых репрессий в СССР в 30-х годах эта статья была объявлена сталинским руководством фальшивкой. Её хранение наказывалась длительными сроками тюремного заключения . Вновь доступной для читателей в СССР она стала только после XX съезда КПСС.

Обстоятельства написания

«Письмо к съезду» было надиктовано с 23 декабря 1922 года по 4 января 1923 года. При этом Ленин потребовал, чтобы продиктованное им хранилось в строжайшей тайне до очередного партийного съезда. Тем не менее, в нарушение воли автора, большая часть этих записей была тут же послана в ЦК РКП(б) .

Надиктованное Лениным «Письмо к съезду» часто рассматривают как ленинское завещание . Некоторые историки полагают, что в этом письме содержалось настоящее завещание Ленина, от которого в дальнейшем отклонился Сталин. Сторонники этой точки зрения полагают, что, если бы страна развивалась по настоящему ленинскому пути, история страны сложилась бы иначе, не было бы массовых репрессий , уничтожения крестьянства под лозунгом коллективизации и борьбы с кулаком, катастрофы сорок первого года .

«Письмо к съезду» включает следующие положения:

  • Увеличение числа членов ЦК до нескольких десятков или даже до сотни.
  • Основным в вопросе устойчивости являются такие члены ЦК, как Сталин и Троцкий. Отношения между ними составляют большую половину опасности раскола.
  • Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью.
  • Тов. Троцкий, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хвастающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.
  • Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу.
  • Октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева, конечно, не являлся случайностью.
  • Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нём есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики).
  • Пятаков - человек несомненно выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся администраторством, чтобы на него можно было положиться в серьёзном политическом вопросе.
  • Несколько десятков рабочих, входя в состав ЦК, смогут лучше, чем кто бы то ни было другой, заняться проверкой, улучшением и пересозданием нашего аппарата.

Давая персональные характеристики шести деятелей большевизма, Ленин никого из них не характеризует, как творчески, диалектически мыслящего теоретика .

Последствия

На съезде РКП(б) в мае 1924 года в Москве работа Ленина «Письмо к съезду» была оглашена по делегациям. В 1927 году оно было опубликовано в бюллетене № 30 XV съезда партии, а в 1956 году - отдельным изданием в дополнительном 36-м томе четвёртого издания полного Собрания сочинений Ленина.

В своей речи после закрытия XX съезда КПСС в 1956 году «О культе личности и его последствиях» Н. С. Хрущёв использовал ленинские оценки Сталина для дискредитации последнего.

Конфликт Сталина с Крупской, требовавшего от последней беречь Ильича от волнений, заставил Ленина пересмотреть его назначение, и в добавлении к «Письму к съезду» от 4 января 1923 года Ленин указал:

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение» .

Тем не менее, Ленин не предложил другой кандидатуры. Перед началом XIII съезда РКП(б) (май, ) Н. К. Крупская передала ленинское «Письмо к съезду». В ответ Сталин, по утверждению Троцкого, впервые заявил об отставке:

- Что ж, я действительно груб… Ильич предлагает вам найти другого, который отличался бы от меня только большей вежливостью. Что же, попробуйте найти.

В настоящее время ряд российских историков (В. А. Сахаров , Ю. Н. Жуков , В. П. Иванов, В. К. Ермаков) высказывают сомнения в авторстве Ленина, допуская, что подлинным автором письма могли быть Н. К. Крупская , либо Л. Д. Троцкий. Данный вопрос остаётся предметом дискуссий .

Отражение в литературе и искусстве

Примечания

Комментарии Источники

  1. Lenin"s Testament // Encyclopædia Britannica
  2. Сталин, Иосиф Виссарионович // Собаки - Струна. - М. : Советская энциклопедия, 1976. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 24, кн. I).
  3. Lars T. Lih. Political Testament of Lenin and Bukharin and the Meaning of NEP (англ.) // Slavic Review (англ.) русск. . - 1991. - June (vol. 50 , iss. 2 ). - P. 241–252 . - ISSN 2325-7784 . - DOI :10.2307/2500200 .
  4. Хрущёв Н. С. О культе личности и его последствиях // «Известия ЦК КПСС». - 1989. - № 3.
  5. Мурин Ю. Ещё раз об отставках И. Сталина // Родина . 1994. № 7. С. 73-74.
  6. Сталин И. В. Троцкистская оппозиция прежде и теперь. Речь на заседании объединённого пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) 23 октября 1927 г. // Сочинения. Т. 10. - М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1949. - С. 172-205.
  7. Медведев Р.А. Прогресс , 1990. - С. 59-67. - ISBN 5-01-002546-9 . - Тираж 50 000 экз.
  8. Наумов В. П., Курин Л. Л. Ленинское завещание. // Урок даёт история. / под. общ. ред. В. Г. Афанасьева, Г. Л. Смирнова. - М., Политиздат, 1989. - C. 7-56
    • Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. - М.: Прогресс , 1990. - С. 59-67. - ISBN 5-01-002546-9 . - Тираж 50 000 экз.
    • Наумов В. П. Ленинское завещание. // Страницы истории КПСС. Факты, проблемы, уроки. - М.: Высшая школа , 1988. - С. 241-288. - ISBN 5-06-001657-9 . - Тираж 100 000 экз.
    • Бутенко А. П. Откуда и куда идём. Взгляд философа на историю советского общества. - Л., Лениздат, 1990. - с. 23-28
    • Наумов В. П., Курин Л. Л. Завещание Ленина. // Историки спорят. 13 бесед. / под. общ. ред. В. С. Лельчука. - М., Политиздат, 1988. - C. 84-121
    • Наумов В. П., Курин Л. Л. Ленинское завещание. // Урок даёт история. / под. общ. ред. В. Г. Афанасьева, Г. Л. Смирнова. - М., Политиздат, 1989. - C. 7-56
  9. , с. 25-30.