Пояс пресвятой богородицы значение. Икона пояс пресвятой богородицы

В день празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы, 13 сентября, в Зачатьевском монастыре сугубое празднование. Совершается праздничная Литургия и крестный ход по обители. В обители этот праздник почитается особо, потому что в монастыре имеется вышитый пояс, освященный на ковчеге с Поясом Пресвятой Богородицы в Священной Ватопедской обители.

Множество паломников, чающих милостей Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, притекают в обитель, чтобы помолиться в числе других святынь и у Пояса Пресвятой Девы. Особенно много среди паломников супружеских пар, которые страдают от бесчадия. Они возносят молитвы перед чудотворным образом Божией Матери «Милостивая», чтимым старинным образом Зачатия святой праведной Анны, благовейно прикладываются к ковчежцу с Поясом Пресвятой Богородицы. На благословение в соборе Зачатьевского монастыря им вручают поясок, освященный в Ватопедской обители на ковчеге с Поясом Пресвятой Богородицы. Эти пояски регулярно поступают в Зачатьевский монастырь с Афона. Если бесчадные родители не могут приехать в Москву, в Зачатьевский млнастырь, они обращаются письменно с просьбой о молитве и им посылают поясок по почте. Многие из тех, кто с верою и усердием молится, старается изменить свою жизнь, по вере своей получают просимое и становятся счастливыми родителями. Мы знакомим вас с чудесами, произошедшими в Зачатьевской обители по молитвам людей к Пресвятой Богородице в надежде на чудодейственную силу Ее Честного Пояса.

Чудеса Пояса Пресвятой Богородицы

Екатерина (Карелия): «Здравствуйте! Чудо! Я беременная! Спасибо! Спасибо! Спасибо!» (письмо 20 января 2015 года, поясок отправлен в августе 2014 года)

Елена: «Получила поясок, и ровно через две недели узнали, что мы ждем ребенка! В декабре у нас родилась прекрасная доченька!» (письмо от 19 марта 2015 года, поясок отправлен в марте 2014 года)

Людмила (Москва): «Не верила, что чудеса бывают. Надеялась, что хотя бы с медицинской помощью все получиться. Но случившееся чудо перевернуло мою жизнь» (письмо 6 мая 2015 года, получила поясок в соборе в конце февраля 2015 года)

Ольга (Воронеж): «Не успела его даже поносить - узнала, что беременна!» (письмо от 7 мая 2015 года)

Нина (Казань): «Здравствуйте, дорогие сестры! Спасибо вам за ваши молитвы. Ровно через полгода после молитв о даровании чада я забеременела. Беременность протекала тяжело, но с Божией помощью завершилась благополучно. У нас родилась дочь».

Ольга (Барнаул): «Вот уже почти год с тех пор, как я получила от вас дорогой подарок, освященный поясок Пресвятой Богородицы. Милые сестры, в тот же месяц я забеременела, а 24 апреля этого года у меня родился сын Леонид. Хочу сердечно поблагодарить вас за доброту и молитвы. Поясок я носила не снимая всю беременность и молилась Матушке Царице Небесной о заступничестве. Спасибо вам за то, что вы молились за меня. Я всегда буду благодарна вам и буду молиться о вас» (письмо от 26 мая 2015 года).

Екатерина (Нижний Новгород): «Очень благодарна вам за освященный поясок, ношу его не снимая, прошу Бога и Богородицу подарить нам ребенка. Съездили с мужем в Дивеево, стала поститься. Через два месяца узнала, что беременна! Огромное спасибо! Верю, что все будет хорошо!» (письмо от 28 июля 2015 года)

Роман (Самара): «Сегодня получили поясок, огромное вам спасибо! После того, как мы написали письмо с просьбой выслать поясок, через некоторое время случилось чудо, супруга наконец забеременела. Мы верим, что Царица Небесная поможет нам родить здоровенького ребеночка. Спасибо вам, что помогаете людям. Храни вас Бог!» (письмо от 14 июня 2015 года, поясок отправлен в мае 2015 года)

Ольга (Рязань): «Здравствуйте, дорогие сестры! Пишу вам с огромной благодарностью за поясок Богородицы! У нас с мужем все получилось. Я забеременела, ношу поясок практически не снимая! Спасибо огромное, это такое счастье!» (письмо от 11 июня 2015 года, поясок отправлен в сентябре 2014 года)

Людмила (Севастополь): «Здравия вам! <…>. И еще спешу сообщить радостную весточку: я беременна, ждем малыша! Благодарю за помощь и благословение, молитвы и веру! Теперь буду носить поясочек, может, токсикоз будет меньше. С благодарностью и любовью, Евгений и Людмила! Надеемся, что уже с малышом сможем посетить Зачатьевский монастырь лично.» (письмо от 9 июня 2015 года, поясок отправлен в мае 2015 года).

Елена (Краснодарский край, просила поясок для подруги): «Дорогие сестры! Спешу выразить вам слова благодарности! Сегодня получила пояс Богородицы! Спасибо огромное! Но еще более радостная новость пришла неделю назад: моя подруга узнала, что ждет ребеночка! Без ЭКО, без каких-либо вмешательств! Бог им послал чудо! Я до сих пор не верю этому счастью! Спасибо вам за молитвы и за все, что вы делаете!» (письмо от 10 июня 2015 года)

Дарья (Санкт-Петербург): «Премного благодарим за поясок! Получила письмо с ним еще в начале июня и уже в конце июня узнала, что беременна! Это просто чудо! Ношу поясок и молюсь <…>. Благодарим вас за быстрый отклик и помощь!» (письмо от 8 июля 2015 года, поясок отправлен в июне 2015 года)

Анастасия (Петрозаводск): «Спасибо за поясок, сегодня я его получила. <…> благодаря и вашим молитвам Бог помог нам зачать. Я беременна!» (письмо от 7 августа 2015 года, поясок отправлен в июле 2015 года)

Людмила (Саратов): «Дорогие сестры! Огромное спасибо за помощь, в начале сентября у нас родится наконец третий малыш!» (письмо от 26 августа 2015 года, поясок отправлен в июле 2014 года после получения письма: «Дорогие сестры! У нас с мужем есть двое детей: им шестнадцать и восемь лет, но очень хотим третью малышку. После перенесенных мною заболеваний и лечений не получается беременеть. Очень верю в силу пояса, пожалуйста, помогите!»)

Елена (Амурская область): «Здравствуйте! Мне предстоят роды буквально на днях. Помолитесь, пожалуйста, о благополучных родах рабы Божией Елены. Самое главное, чтобы с ребенком все было хорошо, чтобы родился здоровый малыш. Спасибо!» (письмо от 26 августа 2015 года, поясок отправлен в июле 2014 года)

История Пояса Пресвятой Богородицы

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.

Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы

Частицы Ризы Богородицы приносились на Русь дважды – в XIV и XVII веках – и по сию пору сохраняются в Русской Церкви как великие святыни. С течением времени на Руси появились и свои чудотворные иконы Одигитрии (например, Смоленская). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения честно?й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (или Ризоположения, отмечается 2/15 июля) и чудотворных икон Богородицы.

Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви - Пояс Богородицы – в России впервые.

Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511–518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907–912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса

«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло своё отражение в иконографии.

Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III Арги?р (Аргиро?пуло) (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

http://www.cnsr.ru/

Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. В церковном календаре существует несколько праздников, которые посвящены Пресвятой Богородице. 13 сентября – это один из таких дней, в нем отмечается Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти. По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс. Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери, в это время он был далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.
В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь, в ней были установлены всенощные бдения и молебствия по средам. Единственная, оставшаяся от земной жизни Богородицы святыня, была помещена в ковчег и запечатана золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.
Несколько веков пролежал Пояс, запечатанный в закрытом ларце, до тех пор, пока Он не помог супруге императора Льва Мудрого (886-911) Зое, которая долгое время страдала недугом (возможно это была одержимость). Ее болезнь доктора не могли вылечить врачебными средствами.
Зое, по видению, было указано, что ее болезнь отступит, если на нее возложат святой Пояс Богородицы. Узнав об этом, патриарх, по просьбе императора, снял печать, открыл раку со святыней и все увидели, что она вообще не пострадала за столько веков.
По благословению патриарха на больную был возложен Пояс, и императрица сразу же была исцелена от болезни. С благодарностями Господу и Божией Матери был отслужен молебен, а исцеленная царица расшила спасший ее Пояс нитями из золота. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали.
Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
В десятом веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Прошло время, и три части пояса Божией Матери обнаружились в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В начале девятнадцатого столетия Грузия была принята в состав российской империи и в благодарность этому событию, грузинская царица Нино, подарила святыню императору Александру I. Когда реликвия прибыла из Грузии, царь украсил ларец драгоценными камнями и отдал ее обратно царице с наказом, чтобы она построила в Зугдиди церковь, которая будет местом хранения пояса. Повеление было исполнено, и до настоящего времени святыня находится в этом месте.
Пояс Богородицы явил миру великое множество чудес, с его помощью получали излечения тысячи людей и даже целые народы.

Некоторые из чудес, которые явил Пояс Богородицы:

1871 год.
В Константинополе произошла необычайно сильная вспышка холеры, которая буквально выкосила его жителей. Когда Пояс привезли в зараженный город, почти сразу же, после прибытия святыни, эпидемия отступила. А уже зараженные ею люди излечились. Тогда же стал известен случай, когда возложение Пояса Богородицы на юношу, который только что скончался от тяжелой болезни, помогло воскресить его из мертвых.
1894 год.
Избавление от саранчи, пожиравшей посевы в городе Мадита (Малая Азия). Как только корабль со святыней причалил к берегу, небо потемнело от насекомых, которые тут же стали падать в воду. Жители были спасены от неминуемого голода.
1915 год.
Также произошло спасение посевов в греческих провинциях от нашествия саранчи. В этот раз прилетели стаи птиц, которые стали есть вредителей.
1957 год.
С острова, который находится недалеко от Афона, в Ватопедский монастырь прибыли старейшины и попросили монахов спасти их от страшной засухи. Со святым Поясом из монастыря выдвинулся крестный ход. Как только святыня появилась на острове, начался сильный ливень.
В Ватопедском монастыре шьют и освящают копии Пояса, которые на своем чреве носят женщины, страдающие бесплодием. Наверное, Богородица слышит горячие просьбы, поэтому Божия благодать, при помощи настоящей веры и искренних молитв, через святыню опускается на бездетных супругов. В монастыре хранится огромное количество писем от счастливых людей с благодарностями Богу за рождение ребенка.

В 2011 году архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед, привез ковчег с частицей Пояса Богородицы в нашу страну. Святыню выставили для поклонения в Москве в Храме Христа Спасителя и сразу, со всей страны, для поклонения стали приезжать паломники. Невзирая на холодную погоду, на поклонение к Поясу образовалась огромнейшая живая очередь. Позже ковчег побывал еще в некоторых русских городах. За все это время около трех миллионов смогли поклониться Святому Поясу, который Своими руками держала Пречистая Дева Мария. Она благословила и помогла великому множеству людей, всем, кто обратился к Ней с верою и надеждою на помощь и спасение.
К частицам Пояса Богородицы в России можно приложиться в московском храме Ильи-пророка (2-й Обыденский переулок, д. 6), в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе в Петербурге.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Пояс Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

Дева Мария сплела Пояс своими руками. А перед смертью отдала его двум иерусалимским вдовам

Изменить размер текста: A A

Какова история одной из главных святынь православного мира? Мы задались этим вопросом и вот что узнали.

Пояс, по преданию, Богородица сплела сама из верблюжьей шерсти. А перед успением (смертью) отдала свой Пояс и ризу двум иерусалимским вдовам. Женщины передавали святыни из поколения в поколение.

В IV веке Пояс был перенесен в Константинополь , помещен в ковчег, который скрепили печатью и установили в церкви. Более пяти веков ковчег не вскрывали. А открыли ковчег по велению византийского императора Льва VI (886-912 годы). Дело в том, что его жена Зоя была очень больна, как описывают православные историки, "мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены".

Родня молилась о выздоровлении царицы - но болезнь не отступала. Однажды Зое приснилась Божья Матерь. И во сне она сказала Зое, что нужно попросить патриарха окрыть ковчег, достать ее Пояс, он и поможет царице излечиться. Царица рассказал о видении мужу. Тот попросил патриарха открыть ковчег. К удивлению присуствующих, Пояс Богоматери оказался совершенно целым - века оказались невластны над святыней. Как только патриарх поднял Пояс на царицей Зоей - она тотчас же излечилась. В благодарность она вышила Пояс злотыми нитями. Именно это, считается, помогло ему сохраниться до сегодняшнего дня.

После падения Константинополя Пояс был разделен на три части. Одна часть Пояса оказалсь на Афоне , в Ватопедском монастыре, вторая в монастыре на Кипре , третья - в грузинском Зугдиди . В начале XIX века царевна Нино подарила часть Пояса императору Александру I. Но русский император, украсил святыню драгоценными камнями и вернул ее обратно в Грузию , велев построить в Зугдиди специальную церковь для ее хранения.

Часть Пояса из Ватопедского монастыря и привезли в Россию . 200 лет реликвия не покидала стен монастыря, а в России не была никогда. И, как намекнул в аэропорту Внуково -3, где встречали реликвию, игумен Ватопедского монастыря, сопровождающий святыню, "наверное, больше никогда и не прибудет в Россию". Монахи пошли навстречу просьбам патриарха Кирилла, Фонда Андрея Первозванного и паломников из России (доступ женщинам на Афон закрыт). Пришедшим поклониться святыне ватопедские монахи раздают пояски, которые делают сами и освящают на Поясе Пресвятой Богородицы.

Недавно сопровождающий реликцию в России игумен Ватопедского монастыря архимадрит Ефрем ответил на важные вопросы , которые возникают у людей, желающим прикоснуться к Поясу.

- Помогает ли Пояс Богородицы в просьбе девушки о замужестве?

Богородица во всём помогает. Неплохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы она послала хорошего молодого человека, или если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку. Здесь нет ничего плохого

. - Как правильно носить поясок? Можно ли его стирать?

Как пояс обычный носите, так и этот поясок носите. Стирать его можно. Но первую воду не выливайте в канализацию, а полейте, например, дерево, потому что поясок всё-таки освящён.

- Можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте?

Если имеются в виду периоды, которые бывают у женщин, то здесь большая ошибка совершается, к сожалению, в России, что к иконам не прикладываются, некоторые в храм не ходят. Это ошибка. Только не причащаются. Всё остальное можно делать. Это что значит, раз женщина подвергается естественным явлениям женской природы, она что, нечестная и нечистая? Это не так.

- Если человек попадает к Поясу Пресвятой Богородицы вне очереди, сходит ли на него благодать?

Сходит (смеётся).

Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана России?

Лет шесть нас просили привезти Пояс. К нам приезжали гости, известные и неизвестные, министры и епископы. Даже ваш Святейший Патриарх после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой привезти Пояс, чтобы быть уверенным в своём успехе, написал письмо и во Вселенскую Патриархию. И действительно, нас эти два фактора как-то обязали. Но, кроме этого, и мы тоже этого очень желали. Когда господин Путин встречал святыню в аэропорту Санкт-Петербурга , он в личной беседе поблагодарил нас за то, что мы привезли Святой Пояс в Россию, когда у всего мира и у вас, в том числе, идёт кризис. Сказал, что народ очень в этом нуждается.

КСТАТИ

К поясу Пресвятой Богородицы приложилось 2 миллиона человек

Порядок возле храма Христа Спасителя поддерживают более 14 тысяч полицейских

Для поклонения святыне, которая будет находиться в храме Христа Спасителя до 27 ноября, ожидается приход большого количества верующих из числа жителей Москвы , а также паломников из других городов ().


ДОСЛОВНО

Актер Дмитрий ДЮЖЕВ:

Я уже побывал у Пояса Богородицы. Прикоснулся к ковчегу. Отстоял в многочасовой очереди. Но какие мысли меня посетили, о чем были чаяния и мольбы, поведать не могу. Очень личное. Верю, что Пояс Богородицы как великая святыня обладает чудодейственной силой.

ЧУДО

Поясок подарил семье москвичей маленького Афоню

В семье наших друзей очень долго ждали мальчика, - рассказал читатель «КП » Александр Майский. - Папе стукнуло сорок, когда он решился на поездку. Один ребенок в семье уже был - лапочка дочка. Очень хотелось и мальчика. Но никак не получалось - после рождения девочки у матери появились серьезные проблемы со здоровьем. И вот, получив благословение в патриархии, друг поехал. Прожил на Афоне несколько недель. Вернулся с пояском. Просветленный, постройневший, помолодевший.

Через девять месяцев в семье родился мальчишка - белокурый и пухлощекий. Назвали в честь месторасположения монастыря в Афоне - Афонасием. Для домочадцев и друзей - Афонька. Имя редкое, услышав его многие удивляются: «Зачем таким странным именем назвали?» А папа в ответ лишь улыбается: «Так Господу было угодно».

ВОПРОС ДНЯ

Чем объяснить ажиотаж вокруг православной реликвии?

Отец Елисей, настоятель храма Иоанна Кронштадтского, Волгоград:

Трудно объяснить желание сразу стольких людей прикоснуться к святыне. Каждый, наверное, руководствовался чем-то своим. Однако меня очень порадовало то, что русские люди, маловерные и малоправославные, наконец-то стали тянуться к вере.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

Это великая тяга русского народа к чуду. Такова наша ментальность - скорее мы ждем чудес, чем сами меняем жизнь к лучшему. Но, с другой стороны, пусть люди уж лучше стоят в очереди к церкви, чем в очереди за водкой.

Роман СЕЛАНТЬЕВ, религиовед:

Реликвия хранится на горе Афон, куда не пускают женщин. И это единственная возможность, когда они могут к святыне приложиться. Поэтому при организации поклонения надо было, конечно, отдавать преимущество слабому полу.

Дмитрий БЫКОВ, поэт, писатель, публицист:

Из всех ценностей, которые знала Россия, ей милее всего христианские. А Богородица - олицетворение милосердия, которого нам сейчас не хватает больше всего.

Зинаида КИРИЕНКО, актриса:

У людей очень много проблем. И они надеются, что хоть это им поможет.

Михаил БУЯНОВ, президент Московской психотерапевтической академии, профессор, врач-психиатр:

Во-первых, ажиотаж связан с невежеством людей: думают, что кто-то за них чудесным образом решит мгновенно все их проблемы. Во-вторых, причина - в отчуждении людей друг от друга, когда ты не знаешь, кто тебе поможет, а кто подножку поставит. Но главная причина - разрушение здравоохранения. Однако никакие Богородицы и никакие инопланетяне людям реально не помогут.

Мария МОЛЧАНОВА, слушательница радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):

В детстве мы все верим в чудеса: в волшебные палочки, ковер-самолет, золотую рыбку... Вырастая, мы становимся реалистами и циниками. Но чем старше мы становимся, тем больше возвращаемся в детство, и опять хочется поверить в чудеса и вернуться в сказку.

Вера, читательница сайта KP.RU, Москва:

Народ давно никому не верит, а святая реликвия очищает, вселяет веру и надежду, укрепляет дух. Вот это пример истинного воссоединения народа, его чаяний, надежд и стремлений.

А вы какого-то чуда ждете?

Протоиерей Игорь ФОМИН, клирик Казанского собора на Красной площади:

Чудное воскресение души человеческой и служение ближнему. Те, кто стоит в этой очереди, примут особую благодать, если смогут помочь тем, кто сейчас находится рядом с ними. Я планирую собрать свою семью и стать в очередь в одну из ближайших ночей.

Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист:

Чудес от Пояса никаких не жду. У меня ко всем реликвиям церковным настороженное отношение, потому как не верю в посредников и самим посредникам. А чуда жду только одного - чтобы в этом столпотворении никого не задавили, чтобы не было инфарктов и дети уцелели.

Алексей МИТРОФАНОВ, политик:

Я хочу полететь в космос. Это было бы чудом. Впрочем, первому космическому туристу был 61 год, у меня еще целых 12 лет (смеется). Если серьезно, то чудом для нас всех была бы цена нефти в 200 долларов за баррель.

Агван МИКАЕЛЯН, директор компании «ФинЭкспертиза»:

Чудом будет, если появится модель развития экономики страны. Мы отовсюду слышим, что старикам нужны высокие пенсии, а молодым - хорошие зарплаты, но никто четко не скажет вам, откуда все это брать. Экономика превращается в шоу.

Дмитрий ДЮЖЕВ, актер:

Обязательно отстою в этой многочасовой очереди, чтобы прикоснуться к Поясу. А молюсь я всегда только об одном чуде - чтобы перед смертью Бог дал мне возможность исповедаться.

Георгий ДАНЕЛИЯ, режиссер:

Чудом будет, если я умру в отличном настроении, зная, что с семьей, друзьями и страной все хорошо. Представляете, как обрадуются те, кто уже там, когда я им об этом расскажу?

Сергей СМИРНОВ, руководитель Института социальной политики Высшей школы экономики:

Я бы хотел увидеть чудо добра. Чтобы люди стали добрее друг к другу, снисходительнее к проступкам ближнего. Чтобы сиюминутные заботы не заслоняли вечных истин - истин религиозных, если человек верующий, или норм простой порядочности для всех остальных.

Максим АВЕРИН, актер, звезда сериала «Глухарь»:

Конечно. Хочется, чтобы божья благодать снизошла на нашу страну, чтобы Россия воспрянула. Но только просить нужно не нефти и золота, а спокойствия души.

Лариса ИЛЬЧЕНКО, олимпийская чемпионка по плаванию на открытой воде, Волгоград:

Я не привыкла ждать чудес. Считаю, чтобы чудо случилось, надо для этого что-то сделать, постараться. Надеюсь всегда на свои силы. Не видела, чтобы кому-то счастье просто так на голову свалилось.

Мурзик, читатель сайта KP.RU, Москва:

Я чудес стараюсь не ждать, а делаю их сам.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ НА KP.RU

Татьяна:

Я - верующий человек, но не вижу в этом фанатизме ничего правильного. Не слышала, чтобы в Греции , например, откуда привезли Пояс, толпы людей сутками выстаивали в очереди, желая приложиться к святыне.

Сергей:

Совсем забили людям голову. Когда же, наконец, народ станет верить в себя?

Гостья:

У меня была опухоль, злокачественная. Врачи сказали, что помочь уже не смогут. И я стала просто молиться. Через 3 месяца у меня ничего не обнаружили. Как тут не верить?

Михаил:

Забыли заповеди? «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».

Катерина:

Хотят люди верить - пусть верят, это их право! По крайней мере, православие не нуждается в жертвоприношении…

Алексей:

А мы приехали поклониться Поясу Пресвятой Богородицы вечером в воскресенье и простояли в очереди на улице всего 15 минут, потому что народу было мало!

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой, стоявшей в очереди к Поясу Богородицы:

Сомнительно. В выходные, наоборот, толпа была в два раза больше, чем в будни. Но отчасти Вы правы, если приехать после часа ночи, то можно«проскочить» за 2-3 часа.

Лариса:

Однажды ночью, в углу комнаты, я увидала образ Пресвятой Богородицы. А через месяц узнала, что беременна. Это была моя единственная, долгожданная беременность. С тех пор я верю во все это.

Нина:

Помогает не Пояс, не икона, а ВЕРА.

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой:

Это точно. Многие стояли в очереди, отбывая повинность. Дескать, главное – прикоснуться, и чудо гарантировано. А на самом деле ничего ведь не гарантировано...

Евгений:

Поражает то, что верующих стало больше, а зло и ненависть друг к другу никуда не делись…

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой :

Номинально стало больше, а фактически - нет. Если человек ходит по праздникам в церковь и красит яйца на Пасху, это не означает что он верующий. Просто он поступает так, как принято.

Лара:

Все это, конечно, хорошо - подумать о душе... Но перекрыли дороги, на работу не добраться. Сотни опоздавших… Нужно было продумать все.

Пояс Пресвятой Богородицы - настоящая реликвия, которая странствовала по всему миру и имеет длинную историю. К поясу Богоматери часто обращаются верующие женщины, которые страдают от бесплодия: о чудесах исцеления с помощью этой святыни ходят легенды.

Таинственное обретение

Известно, что во время погребения Девы Марии апостола Фомы не было в Иерусалиме. В этот момент он находился где-то в районе Индии, где распространял Благую Весть. Прибыл апостол Фома лишь на третий день, и тогда, будучи безутешным и желая проститься с Богоматерью, он попросил открыть гробницу. Апостолы выполнили его просьбу и изумились - гробница оказалась пуста. На дне они нашли лишь погребальную пелену, от ткани которой исходило чудное благоухание. Апостолы принялись молиться и вопрошать к Богу. Они хотели, чтобы Бог открыл им тайну, куда исчезло тело Девы Марии. Тогда Пресвятая Богородица явилась перед ними за вечерей и поприветствовала их: «Возрадуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

По преданиям, ещё до явления апостолам, Богородица явилась к апостолу Фоме, пока он молился и скорбел. Дабы его утешить, Богородица бросила с неба свой пояс, который Фома затем отнёс остальным ученикам.

Чудесное исцеление

Пояс Пресвятой Богородицы почитался великой святыней и был заключён в золотой ковчег. Этот ковчег в конце IX - начале X века был впервые открыт по просьбе императора Льва Мудрого. Его жену императрицу Зою одолевал нечистый дух, и Лев Мудрый молился Богу об её исцелении. Однажды императору случилось видение, что его жена исцелится, если на неё положат пояс Богоматери. По просьбе императора и с разрешения патриарха ковчег был вскрыт. Поразительно, но за десять веков хранившийся в ковчеге пояс сохранился в первозданном виде. Как только Пояс приложили к больной женщине, обуревавший её нечистый дух исчез. В знак благодарности императрица Зоя вышила весь Пояс, но не простой нитью, а золотом.

Разделение Пояса

Впоследствии Пояс был разделён на части, это произошло в Х веке. Так, святыня находилась одновременно в Грузии, Болгарии и на Кипре.

Елена, которая была племянницей византийского императора Романа III Аргира, также исцелилась благодаря Поясу Пресвятой Богородицы. Чудодейственный предмет отправился в Грузию, когда после войны Роман III Аргир заключил мир с грузинским царём Багратом IV Куропалатом и закрепил союз его свадьбой с Еленой. Невеста привезла реликвию с собой, с разрешения своего дяди, разумеется. Затем, в начале XIX века, пояс ненадолго оказался в России. Дочь грузинского царя Георгия XII Нино после принятия подданства России прислала реликвию российскому императору. Как ни странно, Александр I лишь украсил ковчег драгоценными камнями, а затем отправил подарок обратно и повелел выстроить в Зугдиди церковь. Каменная церковь должна была стать местом хранения Пояса Богородицы.

Эта часть Пояса до сих пор хранится в драгоценном киоте в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери.
В Сирии, в городе Хомс, есть знаменитый «Умм Зуннар» - храм, посвящённый Поясу. Святыня помещена согласно сирийским традициям: серебряный цветок на ножке-подставке с ажурными лепестками, а в центре, под стеклом, - тонкий поясок из верблюжьей шерсти, который по преданиям является частью пояса Богоматери. Пояс украшен золотыми нитями длиной около 60 сантиметров. Рядом с украшенной настоящими цветами нишей, в которой хранят сам Пояс, в «Умм Зуннаре» стоит специальный кувшинчик, куда прихожане бросают записки, адресованные Богоматери. В этот храм реликвия тоже попала необычно: в 1953 году в турецком монастыре в Мардине был найден древний манускрипт, где на арамейском языке указывалось место хранения Пояса. Манускрипт гласил, что это часть Пояса, которую Фома взял с собой. По молитвам верующих от этой части святыни многие годы происходят чудесные исцеления.

Другая часть пояса Пресвятой Богородицы хранится на Святой горе Афон. Туда, в грецкий Ватопедский мужской монастырь попала часть реликвии, которую носили с собой византийские императоры в военные походы. Это - подарок последнего независимого сербского правителя XIV века, Лазаря Хребеляновича. Князь Лазарь Хребелянович также прославлен как великомученик в лике святых православной церкви в Сербии.

Божественная мера

Пояс использовался при строительстве многих храмов на Руси в качестве эталона - божественной меры. Длина пояса составляет 1 метр 20 см. Так, например, Благовещенский собор Дивеевского монастыря имеет пропорции 30 поясов в длину, 20 в ширину и 50 в высоту. В сумме они равны ста, то есть совершающейся по чёткам монашеской сотнице.

Исцеление от поясков

Считается, что по вере паломника взятый из святого места камень может творить чудеса, а список с чудотворной иконы имеет такую же силу, как и оригинал. Точно так и маленькие пояски, которые делаются монахами Ватопедского монастыря и освящаются от пояса Богоматери, обладают исцеляющей силой - силой веры молящегося. Части оригинального Пояса переезжают с места на место, к ним выстраиваются длинные очереди и православные верят: в паломничестве путь имеет большое значение, и стояние в очереди к святыне - а значит подготовка к ней - неразделимо с самой встречей.

Пояски, освящённые на поясе Пресвятой Богородицы, передаются из рук в руки. Они отправляются людьми друг другу в разные страны и исцеляют множество недугов. Масса свидетельств об этих исцелениях известна с давних времён. Случаются они и в наше время. Больше всего таких свидетельств от людей, ранее страдавших бесплодием. Считается, что пояс Богородицы - сильнейший оберег при беременности и родах.

В России части Пояса хранятся в Петербурге (Казанский собор), Москве (храм Илии-Пророка) и в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры.