Церковный Православный праздник июня.

И в Западной, и в Восточной церкви Петр и Павел — два наиболее почитаемых апостола. Христианская традиция издревле чтила и вместе — вдвоем они представляют всю полноту Евангелия.

Петр был призван в ученики самим Христом, ему Он сказал: "на камне сем Я создам Церковь Мою"(Мф. 16:18) и "дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на Земле, то будет связано на Небесах, и что разрешишь на Земле, то будет разрешено на Небе" (Мф. 16:19). Павел, "апостол язычников" (Рим.11:13), прошел путь от яростного гонителя христиан до создателя многочисленных христианских общин в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира и автора посланий, ставшими неотъемлемой частью Нового Завета.

За проповедь веры Христовой оба они были казнены в Риме при императоре Нероне около 64-67 года: Петр был распят на перевернутом кресте, а Павел, как римский гражданин — обезглавлен.

Праздник святых апостолов Петра и Павла изначально был установлен Римской церковью в честь перенесения в 258 году мощей апостолов с мест их первоначального захоронения в катакомбы Сан-Себастиано в южной части Рима на Аппиевой дороге (впоследствии их вернули назад — мощи апостола Петра в Ватикан, а мощи апостола Павла — на Виа Остиенсис). Однако со временем это забылось, и с 300 года эту дату стали считать днем их общей мученической кончины, хотя достоверных сведений о датах их смерти нет.

Около 324 года, при императоре Константине Великом, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник в их честь стал особо значимым, а литургия — торжественной.

Римо-католическая церковь считает, что слова о "ключах от Царства Небесного" указывают на то, что Христос наделил Петра реальной властью и юридическими полномочиями, которые, в силу того, что Церковь будет существовать до скончания времен, должны быть переданы его преемникам — Римским епископам.

День поминовения апостолов Петра и Павла имеет самый высокий в католической церкви литургический статус — торжество.

Святитель Феофан, затворник Вышенский

Сын сельского священника Георгий Говоров получил от Бога редкий дар — учиться и учить. В 26 лет, пройдя все школьные ступени — Орловскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, — он принял постриг с именем Феофан, был взят преподавателем в Санкт-Петербургскую духовной академию, а через 6 лет, в 1847 году, отправился в составе Русской духовной миссии в Иерусалим, где почти десять лет изучал писания отцов церкви по древним рукописям, учил греческий, французский, еврейский и арабский и путешествовал по монашеским обителям, беседуя со старцами. А вернувшись в Петербург, был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.

Потом была командировка в Константинополь, ректорство в Духовной академии в Петербурге, рукоположение в епископский сан, служение в Тамбове и Владимире, и везде епископ Феофан запомнился тем, что открывал школы и училища. А еще своими проповедями, которыми он сопровождал каждое богослужение. Он и образование признавал только то, которое не только развивает ум, но главным образом облагораживает сердце. И говорил так, что задевал слушателей за живое, им хотелось запомнить его слова, еще раз над ними подумать. В результате пришлось издать двухтомник его слов к тамбовской пастве.

Тогда же, в Тамбове, он написал "Письма о христианской жизни" — целую систему христианского нравственного учения.

И там же, в Тамбовской епархии, объезжая ее с инспекцией, присмотрел он себе убежище — Вышенскую Успенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. И когда в 1866 году владыка Феофан подал в Синод прошение уволить его на покой, он попросил определить ему пребывание именно в этом монастыре.

Прошение его удовлетворили и направили в Вышу настоятелем, но он от должности отказался. Как отказался потом и от предложения возглавить Московскую кафедру. "Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него… Вышу можно променять только на Царство Небесное", — писал он.

В первые шесть лет в монастыре он вместе с другими монахами ходил ко всем церковным службам, в воскресенья и праздники совершал литургию и принимал множество посетителей, приходивших к нему за советом. Но после Пасхи 1872 года все это прекратил, затворился в отдельном флигеле, где ежедневно служил литургию в устроенной там домовой церкви, принимал только настоятеля, духовника и келейника и все время посвящал научным, литературным и переводческим трудам и обширнейшей переписке.

Все, что он писал, было, по сути, на одну тему — спасение во Христе. К собственным же подвигам он относился с иронией. "Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества", — писал он. И добавлял: "Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату".

Но это, конечно, из смирения. Многолетние духовные труды не прошли для него даром. Не случайно он более чем за 50 лет до 1917 года предсказал русскую революцию.

Под конец жизни владыку Феофана одолевали многие недуги, вдобавок он ослеп на правый глаз. Скончался он в праздник Крещения Господня в 1894 году. Похоронили его в Казанском соборе Вышенской пустыни.

А после 1917 года в монастыре сначала разместили "Детский городок III Интернационала", а в 1920-х годах его и вовсе закрыли, и там поочередно были: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая "колония", а с 1938 года — областная психиатрическая больница.

После канонизации святителя Феофана в 1988 году мощи его перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка. Правда, в 1990 году Рязанскому епархиальному управлению передали несколько зданий бывшей Вышенской пустыни для устройства женской обители, но начать их реставрацию было невозможно — психбольнице некуда было выехать. Она и сейчас занимает значительную территорию монастыря, даже после того как в 2002 году мощи святителя Феофана торжественно перенесли обратно в Вышу.
Но, несмотря на забвение внешнее, весь XX век, когда почти уже не осталось в живых духовных наставников, передавались верующими из руки в руки труды и письма Феофана Затворника, и для многих первым учебником на пути к воцерковлению стала его книга "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться". Он и после смерти остался учителем.

29 июня отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 29 июня

Петров пост (Апостольский) - 26 день

Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.

В 2018 году Петров (Петровский) пост начинается в понедельник, 4 июня, и заканчивается в среду, 11 июля.

Петров пост каждый год имеет разную длительность - дело в том, что его начало связано с Пасхой и Троицей, которые являются переходящими («блуждающими») праздниками, а окончание всегда в один и тот же день - накануне непереходящего (имеющего постоянную дату) праздника, который называется День Петра и Павла, или Петров день (в народной традиции Петры-Павлы). Этот праздник, отмечаемый в день памяти апостолов Петра и Павла, всегда приходится на 12 июля.

Таким образом, в 2018 году Петров пост продлится 38 дней. Это почти максимальная его протяженность - этот пост может длиться от восьми дней до полутора месяцев.

Святителя Тихона, епископа Амафунтского

Церковь чествует святого епископа Тихона родом из г. Амафунта (Кипр). Обладал даром чудотворения. Был борцом против язычества на Кипре. Жил до 425 года.

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище - Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета - девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре - в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем - плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину - православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых - величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители - креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Преподобных Тихона Медынского, Калужского и Тихона Луховского, Костромского чудотворца

День памяти Калужского и Луховского чудотворцев Тихонов. Жили в XV-начале XVI ст.

реподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» - Киева.

В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через некоторое время, по любви к уединению, он удалился в пустынное место в 17 верстах от города Калуги и в 15 верстах от города Медыни, названия которых позднее стали частью его имени. Место, выбранное святым, находилось на правом берегу небольшой речки Вепрейки, которая пятью верстами южнее впадает в р. Угру.

В последние годы жизни преподобного неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое «стояние на Угре» (1480 г.), положившее конец татарскому игу на Руси.

Подвижник поселился в дремучем лесу, в дупле исполинского дуба, простоявшего после кончины святого еще почти четыре века. В начале 1830-х годов дуб был сломлен грозой, а в 1838 году игумен основанной преподобным обители Геронтий устроил над сохранившимся могучим остовом часовню.

Пищей преподобному служили «былии саморосленныя» (дикорастущие), а питием - вода из целебного колодца, ископанного им самим при истоке Вепрейки и до сих пор именуемого «кладезем преподобного Тихона». Известие о святой жизни подвижника привлекло к нему учеников. Вокруг него постепенно стали собираться братия. Владелец тех мест князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) во время охоты обнаружил жилище святого. Он приказал преподобному немедленно удалиться из его вотчин. Оскорбив отшельника, князь замахнулся на него плетью. Поднятая на святого рука тотчас онемела и осталась неподвижной. Вразумленный наказанием Божиим, князь раскаялся и просил у инока прощения. Получив по молитве святого исцеление, он стал умолять пустынножителя навсегда остаться в его земле и устроить здесь обитель для своих учеников, обещая неоскудно снабдевать ее всем необходимым.

Преподобный Тихон основал пустынь, поставив в ней первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал первым игуменом монастыря и управлял братией со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Святой игумен питал алчущих, напоял жаждущих, принимал странных, заступался за обидимых. Преподобный Тихон имел дар слез и отличался молчаливостью.

По древнему монастырскому преданию, преподобный Тихон скончался в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. Год успения святого был отмечен в синодике Лаврентиева монастыря, составленном при царе Феодоре Иоанновиче.

В царствование Иоанна Грозного в Тихонову пустынь был внесен первый царский вклад, в записи о котором основатель обители назван «преподобным»: «Дано в сей монастырь, в доме Пречистыя Богородицы честнаго и славняго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона… Евангелие престольно письменное…» Всероссийское празднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года.

До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали «на вскрытии» в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613-1645) и Алексие Михайловиче (1645-1676) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона.

В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил Службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря калужанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году.

В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника.

Перенесение мощей святителя Феофана Затворника Вышенского

Приурочен перенесению святых мощей Георгия Говорова (в иночестве Феофан) 29 июня 2002 года в Вышенский женский монастырь. Святитель является автором многих трудов, он оказал большое влияние на духовное возрождение общества. К числу святых отнесен в 1988 году.

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году он окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1841 году и был удостоен степени магистра богословия. В том же году он принял монашество с именем Феофан.

Молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии (СПДА).

В 1847 г. будущий святитель в составе русской духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены духовной миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. святитель Феофан в сане архимандрита стал преподавателем в СПДА, затем – ректором Олонецкой духовной семинарии.

С 1856 г. архимандрит Феофан был настоятелем посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. – ректором СПДА.

В 1859 г. архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 году он по прошению был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

В 1872 г. святитель Феофан ушел в затвор, во время которого продолжал активную переписку со своими духовными учениками, занимался переводами с греческого и других языков, создал свои литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей. Наиболее значительные труды святителя Феофана ‑ «Письма о христианской жизни «, «Добротолюбие » (перевод), «Толкование апостольский посланий «, «Начертание христианского нравоучения «.

6 января 1894 г. святитель Феофан скончался и был погребен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители.

В 1920-х гг., во время атеистических гонений, Вышенский монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. – областная психиатрическая больница.

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь ‑ была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

«На Тихона солнце идет тихо» (Фото: Galyna Andrushko, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 16 июня

Святитель Тихон, чья память чтится Православной церковью в этот день, родился в городе Амафунте на острове Кипр. Родители воспитали сына в благочестии, обучили его чтению Священных книг. Еще в юном возрасте у Тихона проявился дар чудотворения. Однажды его отец, пекарь, отправил сына продавать хлеб, но мальчик все раздал беднякам бесплатно. Отец разгневался, но Тихон процитировал строки из Священного писания: «Дающий Богу сторицей примет» . И действительно: когда пекарь заглянул в свое хранилище, бывшее до этого пустым, он с изумлением увидел, что оно полно хлеба.

Благочестивого юношу приняли в церковный клир чтецом, а затем епископ Мемнон посвятил его в сан диакона. После смерти епископа его место занял Тихон. Он активно искоренял остатки язычества на Кипре, уничтожал идольские капища и продвигал христианскую веру. Святитель прославился добротой и милосердием - даже по отношению к язычникам, до которых он пытался донести Слово Божие.

С именем Тихона на Руси связаны разные поверья , позволяющие назвать его день тихим. К примеру, считалось, что с этой даты начинают затихать певчие птицы - лишь соловей продолжает петь до Петрова дня. Тихо ходят и звери - хоронятся в норы.

Говорили также: «На Тихона солнце идет тихо» . Удивительно, но это наблюдение подтвердила современная наука: по подсчетам астрономов, к концу июня Земля сбавляет скорость движения по орбите - по сравнению с 1 января.

На Тихона в деревнях часто устраивали толоки - так назывались пиры для тружеников, которых приглашали ради того, чтобы унавозить поля. Работников угощали обедом и вином, а застолье продолжалось до самого вечера, переходя в игры, песни и пляски. Считается, что толоки прежде устраивали с целью помочь бедным семьям - чтобы они за свою работу получили достойную награду и хороший отдых.

Также в этот день в некоторых районах устраивали особый обряд - «обегание непорочных дев вокруг гряд». Крестьяне верили, что если нагие девственницы ночью на Тихона обегут гурьбой грядки, это поможет получить хороший урожай.

Кроме всего прочего, к святому Тихону обращались за помощью от зубной боли. Во время молитвы говорили такие слова: «Святой Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные!» .

Именины в этот день

Ефрем, Константин, Михаил, Моисей, Петр, Тихон, Феофан

Годы партизанской славы не будут забыты (Фото: Aleksandr Kurganov, Shutterstock)

Отмечаемый ежегодно 29 июня в нашей стране День партизан и подпольщиков - важная дата в календаре российских памятных дат. 10 апреля 2009 года президент РФ подписал закон «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», на основании которого День партизан и подпольщиков был включен в список памятных дат и получил официальный статус.

Закон вступил в силу 1 января 2010 года. А предпосылкой установления данной памятной даты именно на 29 июня послужило одно историческое событие. В этот день в 1941 году вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой указывалась необходимость создания партизанских отрядов: «в занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии…, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия» .

Примечательно, что с инициативой о введении новой памятной даты выступили законодатели Брянской области - области, граничащей с Беларусью и одной из первых принявшей удары фашистов в 1941 году. В годы Великой Отечественной войны Брянщина стала одним из центров партизанского движения.

Как известно из исторических документов, действия партизан и работа подпольщиков сыграли огромную роль в успешном исходе Великой Отечественной войны. В тылу врага действовали, в общей сложности, более одного миллиона партизан - мужчины, женщины, подростки. Наверное, самым известным именем стало имя Зои Космодемьянской, зверски казненной фашистами в первый год войны.

Партизанами было уничтожено, ранено и захвачено в плен более миллиона фашистов и их пособников, было уничтожено более четырех тысяч танков и бронемашин, 65 тысяч автомашин, 1100 самолетов противника. В массовых операциях было разрушено и повреждено 1600 железнодорожных мостов, пущено под откос более 20 тысяч железнодорожных эшелонов гитлеровских войск.

К тому же за время Великой Отечественной войны партизанское движение на территории Советского Союза значительно обогатило теорию и практику партизанской борьбы. Поскольку, впервые в истории войн, партизаны проводили многие операции в тылу врага в тесном взаимодействии с частями Красной Армии и под единым командованием, а не только отдельные самостоятельные «вылазки».

За проявленные мужество и героизм, умелые и самоотверженные действия в годы войны более 311 тысяч партизан были награждены государственными наградами СССР, 248 человек получили звание Героя Советского Союза, а Сидор Ковпак и Алексей Федоров удостоены этого звания дважды.

В настоящее время многие документы, рассказывающие об истинном подвиге партизан и подпольщиков в годы войны, еще хранятся в государственных архивах под грифом «Совершенно секретно». Возможно, введение этой «военной» памятной даты послужит поводом к исследованиям и открытию неизвестных страниц партизанской славы.

И несомненно то, что учреждение Дня партизан и подпольщиков стало данью глубокого уважения к жизням и подвигу людей, благодаря которым в 1945 году была освобождена Родина.

В этот День по всей стране проходит множество памятных мероприятий с возложением цветов к памятникам погибшим в годы Великой Отечественной войны и другим мемориалам. Также чествуют ныне живущих ветеранов, партизан и подпольщиков, действовавших в тылу врага.

На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов

Новый профессиональный праздникДень кораблестроителя – установлен в нашей стране Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Дата празднования определена на 29 июня, и в 2017 году российские корабелы отмечали его впервые.

И хотя идея установить в России этот праздник звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения в Правительство страны руководства АО «ОСК», а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и архивное обоснование.

Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.

И символично, что в юбилейный год – год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли – тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера…

Тем более, что традиции кораблестроения в нашей стране имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.

А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме первого фрегата.

Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».

К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.

На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор мы остаёмся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях нашей страны, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первым в мире.

В 2007 году Указом Президента РФ создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг. А судостроение России – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году – 112 единиц флота.

В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

И сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.

«Решение правительства об учреждении Дня кораблестроителя мы воспринимаем не только как отличный подарок всей отрасли, но и как призыв соответствовать лучшим традициям отечественного судостроения, и военного и гражданского. Это стимул для более чем полумиллиона человек, которые в нашей стране связаны с корабельным делом, как можно больше сил отдавать своей профессии» , – Президент АО «ОСК» А.Л. Рахманов.

Оптина пустынь. Разлив реки Жиздры (Фото: wikipedia.org)

Старчество, процветавшее в Оптиной, во многом обязано своим существованием схиархимандриту Моисею (1782-1862). Заслуга преподобного Моисея состоит в том, что именно благодаря ему, его совместной работе со старцами Львом и Макарием, стало возможным не только внешнее благоустройство Оптиной Пустыни, но и самый ее духовный расцвет.

Когда преподобный Моисей после основания им Оптинского скита сделался настоятелем всей обители, в скит прибыл отец Леонид (старец Лев), положивший начало старчеству в Оптиной. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие в полном смысле этого слова.

Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних.

* Святителя Тихона, епископа Амафунтского (425). * Преподобного Тихона Медынского, Калужского (1492). Преподобного Тихона Луховского, Костромского, чудотворца (1503).
Священномученика Тигрия пресвитера (404). Мучеников 5-ти в Никомидии; 40 римлян; Евтропия чтеца (ок. 404). Святого Кайхосро, Грузинского (1558). Преподобных Никифора Калужского (XV-XVI); Моисея Оптинского (1862). Священномучеников Гермогена (Долганева), епископа Тобольского, его брата Ефрема (Долганева), Михаила (Макарова) и Петра (Карелина) пресвитеров и мученика Константина (Минятова) Тобольских (1918). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002).

Православные Святые угодники.

Святитель Тихон

Святитель Тихон жил в V в., был епископом города Амафунта, на острове Кипр; там он и родился. Родители его были христианами и отличались благочестием. Отец вел хлебную торговлю, Тихон же помогал ему. Помогая отцу в торговле, Тихон любил заниматься изучением Священного Писания, и изучал его не только чтобы знать, но чтобы и прилагать к своей жизни. Он пожелал вступить в церковный клир и был поставлен чтецом и толкователем Св. Писания, а затем и диаконом. Исполняя эти должности, он заслужил всеобщую любовь и уважение за свое усердие и благочестие, так что, когда умер епископ в Амафунте, то его избрали единодушно на епископскую кафедру. Сделавшись епископом, св. Тихон еще усерднее начал трудиться для славы Божией и для спасения ближних и всего собственного: как до него было мало христиан в городе, так после него осталось мало язычников. Двери дома его постоянно были открыты для всех: с любовью он выслушивал и с усердием выполнял просьбы и требования приходивших к нему. Доводилось ему быть перед языческим судилищем, и он смело, не боясь ни угроз ни мучений, исповедовал Христа. Приходилось терпеть и мучения; мучения он переносил с любовью. Дожив до глубокой старости, скончался в 425 г. Св. Тихон предузнал и возвестил другим время своей кончины.

Преподобный Тихон Луховский

Преподобный Тихон Луховский жил он в начале XV в. В молодых летах постригся в одном из московских монастырей. Отсюда, ища уединения, переселился в ту местность, где находится в настоящее время его монастырь. Тогда это был дремучий лес. Жилищем своим преподобный сделал дупло громадного дуба, остатки которого сохраняются до сих пор. Питался травой, а воду пил из колодца, который выкопал своими руками. Скоро уединение святого Тихона было открыто, и одни стали приходить к нему за добрым советом, а другие - чтобы жить вместе с ним. Нашлись у него и недоброжелатели, которые распространяли о нем дурные слухи, так что князь, владелец лесов, где спасался преподобный, грозно приказывал ему удалиться и при этом даже однажды замахнулся охотничьей плетью, чтобы ударить его. Но вдруг рука его одеревенела и осталась неподвижной. Тогда князь смирился и просил прощения у святого. Св. Тихон исцелил князя, и князь после того даже просил его не удаляться из его владений, а устроить монастырь. Просили его об этом и ученики. И он устроил неподалеку от своего дуба обитель в честь Успения Богородицы, где, по желанию учеников, сам был игуменом и управлял мудро и кротко. Скончался в 1503 г.; перед смертью принял схиму. Св. Тихон прославился вскоре после своей смерти. Мощи его до нашествия татар почивали открыто в настоящее время почивают под спудом в соборном храме и источают чудеса. Прп. Тихон называется Луховским, потому что подвизался у реки Лухи.

Мученики Тигрий пресвитер и Евтропий чтец

Мученики Тигрий пресвитер и Евтропий чтец пострадали во времена св. Иоанна Златоуста и за него. Когда Златоуста сослали в ссылку в г. Кумы, то в соборном храме г. Константинополя был пожар. Сгорело много зданий и храмов. Из храмов огонь пожигал преимущественно храмы врагов Иоанна. Эти враги вместо того, чтобы раскаяться, приписали пожар сторонникам Иоанна. Начали забирать многих из духовных лиц и мучить. Вместе с другими схватили и пресвитера Тигрия. Тигрий был человеком кротким и милостивым и достойным пастырем. Его обвиняли в поджоге и били воловьими ремнями, затем сослали в заточение, где он и скончался. Также как поджигателя мучили и святого Евтропия. Евтропий был девственник, отличавшийся чистотой сердца и чуждался всякого зла. Его тоже секли, затем строгали железом и заключили в темницу. Потом опять мучили так, что он скончался. Ночью, когда хоронили тело Евтропия, слышалось в воздухе необыкновенное пение.

24 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 24 октября

Собор преподобных Оптинских старцев

Празднование памяти старцев Введенской Оптиной пустыни. Установлено в 1996 году.

24 октября (11 октября по старому стилю) Святая Православная Церковь чтит память Собора преподобных Оптинских старцев: Льва (+1841), Макария (+1860), Моисея (+1862), Антония (+1865), Илариона (+1873), Амвросия (+1891), Анатолия (+1894), Исаакия (+1894), Иосифа (+1911), Варсонофия (+1913), Анатолия (+1922), Нектария (+1928), Никона исповедника (+1931), Исаакия священномученика (+1938).

Филиппова канитель

Апостола от 70-ти Филиппа, единого от семи диаконов.

День чествования одного из 70-ти апостолов Филиппа родом из Кесарии Палестинской. Был избран апостолами диаконом, затем епископом. Дожил до глубокой старости.

Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей.

После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам, заведовать приношениями верующих и заботиться о вдовах, сиротах, убогих. Старшим среди семи перводиаконов был святой архидиакон Стефан. Когда начались гонения, и первомученика Стефана иудеи побили камнями, апостол Филипп покинул Иерусалим. Он переселился в Самарию, и там успешно проповедовал христианство. В числе обращенных апостолом был знаменитый волхв Симон, который, «крестившись, не отходил от Филиппа» (Деян. 8, 9 — 13).

По указанию Ангела Господня апостол отправился на дорогу, соединявшую Иерусалим с Газой, и там встретил сановника царицы Эфиопской, которого тоже обратил в христианство (Деян. 8, 26 — 39). Святой апостол Филипп неутомимо проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. В Иерусалиме апостолы рукоположили его в сан епископа и послали в Лидию, где он крестил многих. Скончался святой Филипп в глубокой старости.

Преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского

Почитание святого Феофана, младшего брата преподобного Феодора Начертанного. Является творцом около 150 канонов. Прославился как защитник иконопочитания. Был сослан в ссылку в период иконоборчества. По возвращении рукоположен в епископа Никейского.

Преподобный Феофан Исповедник родился в Константинополе в благочестивой и знатной семье. Отец Феофана был в родстве с византийским императором Львом Исавром (717 — 741). Через три года после рождения Феофана отец его умер, оставив свою семью на попечение самого императора. Феофан вырос при дворе и стал сановником императора Льва Хазара (775 — 780). Положение обязывало его вступить в брак. По согласию с невестой Феофан сохранил целомудрие, ибо в душе его зрело желание принять иноческий образ.

Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства.

Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село», и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. Он был удостоен от Господа дара чудотворения: исцелял болезни, изгонял бесов. В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор, который осудил ересь иконоборчества. На Собор был вызван и преподобный Феофан. Он прибыл в заплатанном рубище, но просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия.

В возрасте 50 лет Преподобный тяжело заболел и до самой кончины жестоко страдал. Находясь на смертном одре, преподобный непрестанно трудился: он писал «Хронографию» – историю Христианской Церкви с 285 по 813 год. Этот труд до сих пор является ценным источником по истории Церкви.

По воцарении императора Льва Армянина (813 — 820), когда святой был уже глубоким старцем, возобновилось иконоборчество. Святого Феофана принуждали принять ересь, но он твердо воспротивился этому и был заключен в темницу. Его обитель «Великое Село» была сожжена. Пробыв в темнице 23 дня, Преподобный исповедник скончался (+ 818). После смерти нечестивого императора Льва Армянина обитель «Великое Село» была восстановлена, и туда перенесены были святые мощи исповедника.

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН родился в городе Амафунте на острове Кипр, в христианской семье. Уже в юности у него проявился дар чудотворения. Его отец был владельцем хлебопекарни и посылал сына продавать хлебы, но тот раздавал их беднякам даром. Узнав о том, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах, что «дающий Богу сторицею приимет». «Я же, — говорил юноша, — даю Богу хлебы взаймы», и предложил отцу пойти туда, где хранились запасы зерна. Отец с изумлением увидал, что хранилище, бывшее пустым, переполнено пшеницей. С тех пор он не препятствовал отроку раздавать нищим хлеб. Благочестивого юношу приняли чтецом в церковь, затем посвятили в сан диакона, а после смерти епископа Амафунтского он был избран на его кафедру. Святитель усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре и насаждал христианскую веру. Он был милостив, двери его дома — открыты для всех, он с любовью выслушивал и исполнял просьбы каждого, кто приходил к нему. Не боясь угроз и мучений, он твердо и бесстрашно исповедовал свою веру перед язычниками. Скончался он в 425 году. Смотрите так — же по теме все