Архиепископ максимилиан будет короновать антихриста. Двадцать лет на вологодской кафедре

Раздаются победные возгласы: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Но рядом с ними временами тихо звучит коварный вопрос: Христос воскрес, а мы? Что Его воскресение дало человечеству? Если Он воскрес, то почему умирают и не воскресают люди, в том числе — глубоко верующие христиане?

Знатоки церковной истории немедленно ринутся в атаку. Они напомнят о телесном вознесении Матери Божией, о воскресении Иоанна Богослова. Они вспомнят и о воскресении дочери святого Спиридона Тримифунтского и о семи спящих отроках Эфесских. Но совопросникам века сего этого мало. Они скажут: «Это было давным-давно, если было. А почему сейчас не воскресают люди?»

О первом рассказала мне моя мама, Галина Георгиевна Василик, заслуженный врач, ветеран труда. В детстве, в далекие сороковые годы, она слышала этот рассказ от своей соседки по коммунальной квартире Нины Ивановны Гнездиловой. В свою очередь Нине Ивановне его поведала ее тетушка Анна.

Дело было еще до революции. У тетушки Анны был дед, звали его, кажется, Николай. Жил он в деревне, был добрым работником, домовитым хозяином, человеком благочестивым. Пришло время отправляться деду Николаю путем всея земли — по болезни и старости. Он поболел немного и скончался. Его омыли, переодели, сняли с чердака гроб, лично им сделанный и положили покойника во гробу в чулан. Закрывать гроб не стали.

Вдруг родственники слышат голос из чулана: «Выпустите меня. Я живой». Заходят они в чулан, а дед в гробу сидит. Обомлела родня от ужаса и удивления, а дед и говорит им: «Живее зовите батюшку. Есть у меня один грех неисповеданный. Для исповеди меня с того света и отпустили». Позвали местного священника, а он был человек скептический и несколько вольнодумный. Время было такое — , когда даже зажиточные хозяева временами на чердаках «Искру» прятали, а семинаристы в своих ректоров стреляли.

Итак, приходит священник, а дед Николай ему и говорит: «Батюшка, исповедай меня. Я на том свете был. Мне там об одном забытом грехе напомнили». А священник ему: «Брось сказки рассказывать». А тот ему: «Поверь мне. Я там взаправду был». А священник ему и говорит: «Да брось ты, сочиняешь». А дед Николай ему в ответ: «Хочешь, докажу? Давай я тебе все твои тайные молитвы перескажу, которые ты в алтаре втайне от нас читаешь». И начал ему по порядку излагать все, начиная от молитв проскомидии: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию». Батюшка обомлел. Дед Николай был неграмотным. В алтарь допущен не был. Молитвы священник всегда читал про себя так, что даже пономарь ничего не знал и не слышал. А если бы дед и знал грамоту, то никто бы ему служебник не продал. Неоткуда ему было это все знать.

Батюшкин скептицизм рухнул в одночасье. Он внимательно исповедал деда Николая, отпустил ему все грехи, а тот после этого почти сразу преставился. С чистою душою к Богу пошел.

И второй случай, еще более удивительный. Я слышал о нем в 1987 году от иеромонаха Феофилакта, в миру Константина Ивановича Белянина, насельника Псково-Печерского монастыря в 1986-1991 гг. Он рано потерял сына, которого звали Константин. Константин был человеком чистым, верующим. По сыну о. Феофилакт тосковал. И вот произошло чудо. В Псково-Печерском монастыре ему явился... воскресший сын. Причем не призрак, а во плоти. О. Феофилакт показывал мне фотографию, на которой был запечатлен Константин Константинович недалеко от иконы Божией Матери во время крестного хода 28 августа 1986 года. Более того, его воскресший сын участвовал в трапезе. С отцом он беседовал и говорил с ним о том, как важно хранить заповеди Христовы для того, чтобы войти в Царствие Божие.

В Псково-Печерском монастыре могут остаться письменные свидетельства об этом чуде.

Но остается вопрос: а почему тогда все не воскресают немедленно по ? Ответ прост: требование этого всеобщего чуда означало бы немедленное общее и Страшный Суд. А готовы ли мы к нему? Все человечество вообще и каждый из нас конкретно? Еще не кончилась мировая история, не достроена великая башня Церкви (или колокольня, если хотите). Еще открыты для многих и многих врата покаяния. Парадоксально, но Господь попускает пока всем умирать телесно для того, чтобы многие и многие ожили духовно. Всеобщее воскресение наступит лишь тогда, когда определятся все, когда не останется ни одного нечестивца среди праведников, ни одного праведника среди нечестивцев. А пока отдельные воскресения усопших подобны Преображению Христа на горе Фавор: они лишь знаки и предвестия будущей славы Царствия Божия. Будем же к ним внимательны, братия и сестры, чтобы войти в эту славу.

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28-29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37 , 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6 , 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27 , 52-53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25 , 31-32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5 , 28-29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15 , 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15 , 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15 , 35-49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15 , 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1 , 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Поводом к публикации стала очередная опечатка на сайте Песоченской епархии - таковых там в последнее время довольно много.

«По официальному сообщению Песочненской епархии в г. Кирове (райцентр Калужской области) был "остужен молебен" , - пишет скандально известный дьякон Андрей Кураев (сам допуская опечатку в названии епархии). - Остужен молебен. Понятно, что эта очепятка не более чем повод для улыбки. Но на сайт епархии стоит зайти - чтобы увидеть бедность иконостаса в кафедральном соборе, бедность облачения на владыке Максимилиане (в Москве из таких тканей шьют стихари пономарям). И как в светской жизни России вовсе не везде царит московский достаток, так и в церковной жизни».

Этот пост Кураева вызвал бурные обсуждения в ЖЖ. Внимание блогеров привлекла тема скромности в одеяниях песоченского владыки и малограмотность епархиальных пресс-секретарей.

«"дан Крест", Кому дан, зачем дан, после чего дан? Похоже у них нет даже журналиста. Кажется реформа епархиального управления не принесла ожидавшегося оживления епархиальной жизни в провинциях. Скорее наоборот, отдаленные уголки, оторванные от единого центра, стали еще больше хиреть», - считает Антон Павлов.

«хочется поговорить и поразмышлять о духовном, подобие которого нашлось только в г.Кирове... А опечатка, как причина для публикации... З.Ы. Собираем вещи, и все едем в Киров, смотреть на аскетику и духовность....потому что, ближе, ничего подходящего, нет...», - предлагает yuzhnyi.

«У владыки и в Вологде все было очень-очень скромно. Все облачения простые. Панагии как у старообрядцев. Литые, без украшений. Ходил в старых застиранных подрясниках. По городу сам, зачастую за рулем ездил. Заправлялся сам.)» - рассказывает pyccku_inok.

«От скромности вл. Максимилиана особого толку не было в Вологодской епархии, и вряд ли будет в Песоченской. Т.к. вся эта внешняя благочестивая форма сопровождалась, например, дикими и опустошительными для церковной жизни разгонами, которые Его Высокопреосвященство устраивал священникам и целым приходам. В результате состояние предыдущей кафедры владыки в целом было весьма плачевным, вплоть до недавнего назначения в Вологду епископа Игнатия и заслуженного (по итогам многолетней деятельности) перевода вл. Максимилиана в районную епархию», - возражает Василий Гуньков.

«Это понятно, не все же пришли в Церковь за длинным рублем. Есть масса порядочных священников, большинство. Наверно про большинство порядочных епископов уже не скажешь», - полагает dzhon_konor.

«Архиерей-аскет? Большая редкость в нонешнее время. Одно это уже заслуживает уважения. Лишь бы только не как в поговорке: "Съедает в день одну просфорку и одним попом закусывает"», - думает pop_tuberozov.

«Так надо жирных кировских атеистичных свиней по настоящему доить.....забыли твари Бога..так матушка дыба и батенька ФСБ им напомнить...на б*ядей деньги есть а а иконостас нет...((((», - резко высказывается deonnisi, на что тут же получает ответ indjohe: «...вы бы в Киров с этой речью с"ездили...заодно б вас и отпели...».

«А как может быть иначе: была Калужская епархия с Кафедральным Троицким храмом в самой Калуге, а теперь (с конца прошлого года) это всё обозвали Митрополией и поделили на три(!) епархии. В Калуге то не все храмы расписаны и иконы в типографски-плёночном варианте (видимо, повсюду так: с иконописцами напряжёнка), а что желать от районных центров, если нет богатеев-москвичей-спонсоров. И аскетизм владыки Максимилиана тут ни при чём (он всего несколько месяцев как прибыл к месту теперешнего своего служения), хотя вполне похвален(как, впрочем, и аскетизм самого митрополита Климента), а вот реформаторство патриарха -- выше всяких похвал!», - считает 4e_pi_go.

«Запомнился мне Максимилиан одним случаем. У нас архиерейская начиналась,- встреча архиерея, то сё, дьякона бегают как тараканы, иподьякона злобствуют и рычат на попов. Попы белые, без конца поправляют камилавки, даже благочинный волчком кружится. И вот заходит в алтарь какой-то худой высокий монах, коричневый подрясник старый (или серый,не помню), некоторые на него машинально оглянулись, типа, что за...?! какого он тут ходит, кто пустил? Поклонился престолу, поклонился присутствующим, немножко постоял и вышел. Потом один из иподьяконов у другого спрашивает-это знаешь кто был?- Кто?- Вологодский Максимилиан! Да?! Умный такой дядька, живой. Может подколоть. От нашего как небо от земли», - вспоминает аноним.

«Вот норма и стала исключением.... А как же Апо́стольское прее́мство? Правда прихожане тоже мягко говоря уже "не те"», - критично настроен orthodox_plan.

«Владыка он, наверное, хороший. Фотографии, например, замечательные у него получаются. Но и нареканий о его деятельности, когда он был епископом Вологодским, я тоже слышал немало. Началось все с того, что владыка фактически запретил Леушинские стояния не только у себя в епархии, но и у соседей. Фактически преследовал Леушинскую икону Божией Матери. История получилась очень грязная. Потом разговоре с одной вологжанкой выяснилось, что владыка вообще не поощряет никакой общественной и просветительской деятельности вне стен храма. Никаких Крестных ходов, никаких "сборищ", воскресных школ. Храмы новые не строились, священников не рукополагали. Любые благие начинания зарубались на корню. Сейчас, при новом владыке, там забурлила жизнь. С другой стороны, рискну предположить, в его епархии не царила атмосфера всяческих поборов и стяжательства. Потому что почти везде преследуется генеральная линия партии: больше храмов -> больше монастырей -> больше денег. Может быть, поэтому владыка не стал митрополитом», - думает lex_grant.

«Хорошо у вл. Максимилиана получаются только фотографии. С остальным по крайней мере до назначения в Песоченскую епархию были большие проблемы. Показательно, что простые прихожане в бытность его в Вологде говорили, что архиерей в епархиальной жизни если и участвует, то заочно, а сам ползает где-то в стороне с фотоаппаратом (и не далеки люди были от истины). Но деньги очень любил Его Высокопреосвященство, при всей внешней скромности. После приезда на кафедру в 1993 году Максимилиан сразу разослал по приходам письмо, в котором указывалось: "Ваш епархиальный взнос составляет столько-то". Нет чтобы поздороваться для начала, так сразу о деньгах. Сей случай весьма показателен, и в дальнейшем свою заинтересованность почти исключительно в деньгах (надо же выставки фоторабот финансировать,и пусть для этого загибается вся епархия) он постоянно подтверждал», - полагает Василий Гуньков.

«Замечательная епархия. "Бедность" украшает христианскую церковь. Особенно в наше время», - уверен velin_dan.

В апреле исполнилось 20 лет со дня архиерейской хиротонии архиепископа Максимилиана. И все эти годы владыка управляет Вологодской епархией.

Две составляющие жизни любого архиерея - административная и духовная - не противоречат друг другу, а дополняют, и наш разговор касался обеих сторон деятельности архиепископа Максимилиана.

О любви и эгоизме

Дорогой владыко, от имени всех сотрудников и посетителей нашего сайта поздравляю вас с этой датой, значительной, конечно же, не только для вас лично, но и для всех нас.

Вы, владыко, конечно, хорошо помните солнечное апрельское утро, когда впервые вступили на вологодский перрон...

Хочу уточнить: в тот день в конце апреля я впервые приехал в Володу как архиерей, но в городе этом, как в других местах Северной Фиваиды, и до того не раз бывал в паломнических поездках. Посещал Ферапонтово, Кириллов, был в Покровском, так что представление о епархии имел. Главное, я хорошо знал, какие великие святые здесь подвизались, - и молитвенно обращался к ним за поддержкой. Без помощи вологодских подвижников нам было бы трудно сделать то, что сделано.

За 20 лет число приходов в епархии выросло с 34 до 97, воскресных школ было очень мало, а сейчас их больше пятидесяти; ежегодно освящаются и возводятся новые храмы и часовни... Но это - количественные показатели, важные, но не определяющие жизнь православной Вологодчины. А с духовной точки зрения - есть ли какие-то изменения в обществе, в людях?

Изменилось многое, и я сам тоже изменился. Мое отношение к явлениям тоже изменилось, поэтому моя оценка - субъективная.

Да, мы приобрели больше возможностей и свободы, человек может полнее себя реализовывать, раскрывать свои способности. Возьмем духовную литературу - сейчас не только Евангелие и Библию, но и многие другие замечательные христианские книги можно найти. А в советское время достать Библию можно было только по большому блату.

Русская Православная Церковь не испытывает больше государственного давления, которое 70 лет сковывало жизнь православных приходов. Но сколько грязи льется с экранов телевизоров, из интернета! «Бери от жизни все!» - вот чему учат молодежь. О цели земной жизни, об идеалах, о том, что строить жизнь нужно по законам добра и духовной красоты, о будущей загробной жизни, существование которой убедительно доказывает медицина, - об этом почти не говорят. Часто звучат слова о любви. Но что значит это слово в том понимании, какое нам сейчас навязывают? Любовь в христианском понимании - это готовность принести жертву для любимого, чем-то поступиться ради него. Кстати, и в советское время в людях тоже воспитывали понимание любви как служения - семье, любимому делу, Родине.

Сейчас этого нет. Сейчас для многих любовь - это прикрытый эгоизм; я люблю того, кто мне дает что-то приятное. На первом плане - эгоизм, и это приводит к печальным последствиям, в конечном итоге разрушает общество. По уровню коррупции мы находимся на одном из первых мест в мире, страна погрязла в пьянстве. Это же надо, в России приходится больше 15 литров чистого алкоголя на душу населения! По данным Всемирной организации здравоохранения, что 8 литров чистого алкоголя на душу населения - тот порог, за которым начинается угасание этноса! В Англии до пенсии доживают 90 % юношей, а в России - 40 %. Пьянство ведет к повышению уровня преступности. По данным МВД, около 80%% убийств и почти 50 % самоубийств совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Распространенным пороком стала наркомания, о которой раньше мы только слышали.

- Выходит, общество, получив свободу, начинает разлагаться...

Да, вероятно, мы не доросли еще до той свободы, в которой живем, она принесла нам негативные явления. Но сама-то свобода в этом не виновата, виновато наше неправильное понимание, неправильное отношение к ней.

Свобода - это не произвол. Свобода должна быть в добре, а не во зле, а у нас все смешалось. Помните, в раю запретными для первых людей были плоды на древе познания добра и зла; то есть там было смешано и добро, и зло! И сейчас в нашем обществе мы видим смешение и того, и другого. А результат этого? Проблем уйма: рост преступности, рост самоубийств, коррупция, демографические проблемы. Мы видим, что нация физически ослаблена, нравственно деградирует. Посмотрите, сейчас квалифицированного специалиста рабочей профессии найти практически невозможно. Редкий молодой человек хочет быть каменщиком, печником, токарем... Зато все стремятся стать юристами, банкирами. Раньше рабочие профессии были в почете, квалифицированные рабочие очень хорошо зарабатывали, снимали фильмы, которые их прославляли. А сейчас - о чем многочисленные сериалы, заполняющие все телеканалы?.. О таких изменениях можно говорить только с сожалением.

О лыжах и драке в раздевалке

- То есть за эти годы мы больше потеряли, чем приобрели?

Пожалуй, да. Митрополит Иоанн (Снычев) сказал, что Петр I больше разрушил, чем создал - может быть, и по отношению к нынешней ситуации в обществе можно то же самое сказать. Сейчас уже громко говорят, что нужно возродить многое из того, что было в Советском Союзе.

Возьмем отношение к физическому здоровью нации: СССР на всех Олимпийских играх всегда боролся за первое место. Какое место Россия заняла на зимней Олимпиаде 2010 года в Ванкувере? Одиннадцатое! И сейчас мы мечтаем о месте в пятерке... Это говорит о многом. Крупные соревнования - Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы - это своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает состояние физической культуры в стране. В советское время был сделан упор на массовый спорт, который нёс оздоровительный эффект, - и у нас была здоровая нация, здоровые дети, крепкие защитники Родины.

После института я работал преподавателем, домой ездил на электричке. Помню, подъезжаешь к станции, видишь две лыжни: по одной люди шли в лес, по другой возвращались. И почти всегда, особенно по выходным, - на трассе люди. Уже в наше время приезжаю - ни одной лыжни, все запорошено снегом. Никто лыжами не занимается. А ведь они приносили большую пользу, и денег много не требовалось на инвентарь, зато пользы для здоровья - очень много.

Не радует и духовная сторона спорта. Сейчас спортсмены гонятся за деньгами, а раньше боролись за честь своей страны. Происходят просто безобразные случаи. Несколько лет назад две наши конькобежки подрались прямо в раздевалке - одна не захотела бежать за команду... Об этом много писали. Помню заявление тренера в ответ на вопрос, почему его подопечные такое себе позволяют: «Я же их не воспитываю, только тренирую. Как они себя ведут, это не мое дело!» Это меня расстраивает.

Когда советских конькобежцев тренировал знаменитый Константин Кудрявцев, наши побеждали на чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. Константин Константинович был чемпионом мира, и тренером стал великим. Он своих ребят не только быстро бегать на коньках учил, он их развивал, воспитывал: в кино с ними ходил, на мандолине им играл... И какое было созвездие чемпионов - Виктор Косичкин, Евгений Гришин, Лидия Скобликова... Когда Лидия Скобликова на Олимпиаде в Инсбруке в 1964 году завоевала свою четвертую золотую медаль, подруги на руках несли её в раздевалку - так радовались её победе.

Тогда было нормально радоваться за друзей, потому что победа каждого была общей, и радость была общей. В Саппоро - это 1972 год - Вячеслав Веденин выиграл последний этап эстафеты - несмотря на то, что наши уже здорово уступали соперникам. И его товарищи по команде на руках несли, и его победе радовались.

А сейчас товарищи по команде дерутся... Это меня, конечно, не только расстраивает, но и настораживает. Куда идем?

Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертэн писал: «О, спорт, - ты мир!» Сейчас спорт - чаще всего коммерция, в нем главным становятся деньги. А где коммерция, там мира нет, там конкуренция; там нет и друзей, только компаньоны. Раньше в спорте не было «космических» гонораров, какие сегодня получают некоторые хоккеисты, футболисты. Да, и раньше спортсмены получали хорошие деньги, но не запредельные. Зато ученые получали много. Помню. У нас в поселке жил профессор, он мог себе позволить построить дом - редко у кого там была такая возможность. А сейчас профессор не может выписать нужную ему литературу, у него нет на это денег, он получает меньше иного спортсмена. Ученый - это созидатель, а что спортсмен создает?

О семьях священников, где пятеро детей - не рекорд, а почти норма

- Владыка, как перевернуть эту пирамиду, которая стоит углом вниз? Возможно ли?

Я считаю, возможно. Да, это непросто, это трудно - но возможно. Мне кажется, какие-то шаги в этом направлении делаются. Президент России В. В. Путин говорил о возрождении комплекса ГТО, о необходимости борьбы с пьянством, о некоторых других хороших вещах, что были в советское время. Вспоминая, как боролись с пьянством в конце восьмидесятых годов прошлого века, мы чаще говорим о перекосах - виноградники погубили, людей за выпивку с работы снимали. Да, это было. Но было и другое. Известный пропагандист трезвого образа жизни Владимир Жданов говорит, что дети, родившиеся в то время, когда государство боролось с пьянством, были здоровыми, крепкими. А вот среди тех, кто родился в 90-е и позже, все больше больных.

- Наверное, на здоровье детей влияет не только трезвость родителей?

Недавно в семье одного нашего священника родилась дочка, уже третья. Медики всех новорожденных оценивают по 10-балльной системе, чаще всего ставят 6-7 баллов, редко 8, это считается очень хорошо. Дочке священника поставили знаете сколько? 9,8! Почему так? Да потому что православные они, ведут здоровый образ жизни, вот и дети здоровые, крепкие. А ведь матушке уже сорок, медики считают - поздновато для родов У нас немало многодетных священников - есть семьи, где четверо, пятеро детей, у одного батюшки среднего возраста уже семеро деток.

Пример правильного отношения к жизни православные показывают, но следуют ему далеко не все. Иной раз видишь на улице девушку с сигретой и банкой пива, и думаешь - какие же дети у нее будут...

Кстати, о молодежи. О современной молодежи сейчас говорят в основном негативно, и во многом справедливо. Но ведь есть не только такие молодые люди, которые курят и пиво пьют на улицах. На службах в храмах все больше молодых лиц - и среди прихожан, и среди священнослужителей. Вы, владыко, много лет преподаете в Вологодском православном духовном училище, знаете молодые кадры священнослужителей как никто другой. В какую сторону они изменились за 20 лет?

Конечно, молодежь церковная во многом отличается от своих сверстников, всецело увлеченных мирскими занятиями. Из нашего училища за двадцать лет вышло немало священнослужителей, больше половины священников и диаконов епархии закончили ВПДУ. Но и на наших учащихся влияет мир, мы ведь не на Луне находимся и не с неба к нам поступают люди.

В училище стало меньше учащихся, особенно - на отделении ставленников, которое готовит священнослужителей. В текущем учебном году пришлось с двумя расстаться: оказалось, случайные люди, которые еще не определились со своим местом в жизни. А вот в советское время, если человек шел в семинарию, это был твердый, осознанный выбор, и он был связан с риском - учеба в семинарии могла сильно затруднить дальнейшую жизнь. Если человек все же не решался связать свою жизнь с Церковью, о светской карьере ему приходилось забыть... Сейчас же молодым людям легче прийти в Церковь, так же легко и уйти. Никаких негативных последствий... Не все, конечно, уходят, и молодых людей действительно больше на службах, чем 20 лет назад. Но проблема эта есть...

О визите Патриарха Кирилла

Владыко, вы были участником недавней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Олегом Александровичем Кувшинниковым.

Да, мы вместе с Олегом Александровичем пригласили Его Святейшество на празднование 500-летия обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского, и Святейший Патриарх Кирилл принял приглашение. Беседа была довольно долгой: Олег Александрович рассказывал о Вологодской области, ее экономике и населении, культуре и природе. Губернатор рассказал о сложном положении области и о путях выхода из него. Святейший Патриарх поделился своим опытом выхода из сложных ситуаций, вспомнил, как он поднимал Смоленскую епархию, как строил Храм Христа Спасителя в Калининграде. Приезд Святейшего Патриарха, - очень важное событие, и нужно хорошо подготовиться к нему.

Уже довольно длительное время в области идет подготовка к созданию в Вологде филиала Всемирного Русского народного собора. Этот вопрос поднимался на встрече?

Да, речь об этом заходила. Такие филиалы уже созданы в некоторых епархиях - например, Белгородской, Благовещенской. Они объединяют силы светской и церковной общественности, заинтересованной в развитии нашей культуры, науки, образования, экономики. Святейший Патриарх одобрил эту идею, согласился с ней и губернатор Вологодской области. Надеюсь, что такой филиал будет создан. Люди этим занимаются деятельные, энергичные, и эта общественная организация может принести немалую пользу.

О том, что разрушает рабство

Сейчас реалии жизни другие, общество по-другому смотрит на Церковь, Церковь иначе воспринимает общество, чем двадцать лет назад. Но есть ведь вещи неизменные, есть вечные духовные ценности, и наша материальная жизнь, мне кажется, зависит от духовной гораздо больше, чем порой кажется. Как вы думаете, в чем сегодня главная проблема духовной жизни и как ее можно решить?

Есть аксиома: дух творит себе форму. Если мы внимательно смотрим за тем, что человек творит, можем многое сказать о творце: по музыке можно судить о композиторе, по живописи - о художнике, по литературному произведению - о писателе, по архитектуре - об архитекторе. Если приглядеться к тому, что сейчас происходит вокруг нас, увидим два полюса. С одной стороны, в обществе идут открытые сатанинские процессы; сатанинским называется то, что борется с Богом, что искажает Его творение. Противоестественные вещи пытаются навязать людям как норму поведения, норму жизни. С другой стороны, мы видим возрастающее количество храмов, монастырей, часовен, большое количество православной литературы.

Впрочем, если внимательно присмотреться, даже в созидательной стороне можно увидеть то, что беспокоит. Беспокоит, что люди увлечены внешней деятельностью; многие забывают о внутреннем делании, а ведь именно оно определяет нашу жизнь. Если бы самым главным было внешнее делание, то есть политическое устроение государства, его экономика, его армия, уровень культуры и искусства в государстве, то Христос, наверное, родился бы не в бедной семье плотника, а в семье императора, и устроил бы прекрасную жизнь на земле. Было бы единое государство с отличными социальными условиями для всех, не нужна была бы армия, которая требует огромных средств. Спаситель дал бы нам прекрасные законы, показал бы образцы высокого искусства. Но все это не главное, и Священное Писание об этом не раз говорит. «Сыне, даждь Ми сердце твое» - обращается Господь к каждому из нас. Сердце, а не автомобиль, дом, не песню или роман, даже не храм. Внутреннее, а не внешнее. К сожалению, сейчас даже некоторые верующие именно внешнее считают главным.

Между тем, спасительная миссия Церкви осуществляется с помощью наших усилий и может быть успешной лишь в том случае, если мы сами стремимся к спасению. А значит, активная внешняя деятельность должна основываться на внутреннем духовном труде. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Главное старание у нас должно состоять в том, чтобы дух всегда прилеплялся к Богу. Дело это прекрасно изображается в Евангелии в лице Марфы и Марии. Марфа, хотя и святым делом занималась, так как услуживала Самому Господу, а Мария внимала только духовному учению, однако Господь предпочел последнюю первой... Господь, говоря: заботишься и суетишься о многом, а нужно немногое или даже только одно, поставляет высшее благо не в делании, а в созерцании Бога. Похваляя Марию, Господь тем показал, что Марфу считает ниже ее. Следовательно, Мария избрала благую часть, которая не отнимется от нее. Ибо телесное служение не может постоянно пребывать с человеком, а служение Марии никогда не может вовсе кончиться», оно продолжится в вечной жизни.

Если правильно внутреннее устроение - то и внешнее будет правильным. Историки пришли к выводу, что рабовладельческий строй пал благодаря христианству. Суть нашей веры заключается в любви к ближнему. А любовь к ближнему - это проявление любви к Богу. Апостол Павел в послании к Филимону просит принять беглого раба как брата возлюбленного. Во времена, когда раб был вещью, когда хозяин мог с ним делать все, что угодно, это было переворотом в сознании. Оказывается, если всех любить как братьев, нет разницы, кто какое положение в обществе занимает, - начальник или подчиненный, раб или господин. Вот рабовладельческий строй и пал.

Владыко, современная жизнь наполнена заботами исключительно материальными, и каждое дело кажется самым важным. Как тут разобраться, что пойдет на пользу душе, а что - нет?

Не следует забывать о том, что любое дело должно делаться не ради результата, ради конкретной пользы, а для того, чтобы усовершенствовать душу. Авва Дорофей пишет, что если во имя дела мы теряем мир - тогда, пусть и в совершенстве исполняем намеченное, совершаем 1/8 дела. А вот если мы и ничего не добиваемся, но сохраняем мир с людьми, это 7/8 дела. Преподобные Варсонофий Великий, Симеон Новый Богослов, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник и другие великие святые Отцы говорили, что дело, совершаемое без смирения, не приносит нам никакой духовной пользы.

К сожалению, сейчас я редко вижу, чтобы люди совершали какие-либо дела со смирением или ради приобретения оного. Увы, часто мы выполняем дела ради успеха, ради положительного результата, забываем о необходимости сохранять мир в душе. Таким образом, мы оказываемся пойманными на удочку лукавого, то есть начинаем гордиться, тщеславиться своими внешними успехами. А тщеславный раб, как говорил один из святых Отцов, - это бесплатный работник. Он не получит духовной награды за свои труды, в лучшем случае - не будет наказан за гордость, но может и этого не заслужить. Такое положение меня очень беспокоит.

По слову апостола Иоанна Богослова, всё, что в мире, - это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Это три кита, на которых стоит сатанинская сила. Похоть плоти - телесные удовольствия. Похоть очей - желание обладать тем, что видим. Гордость житейская - это слава, честь. Именно эти страсти изгнали человека из рая. Запретный плод был угоден для чрева, красив для глаз и давал власть надо всем: «Будете яко бози», - обещал сатана Адаму и Еве.

Эти качества свойственны всем людям. Но если мирские люди их грехами не считают, мы понимаем их суть. И если мы не будем с этими грехами бороться, какие же мы тогда христиане?! Мы тогда будем отличаться от мирских только тем, что носим какое-то особое облачение, чаще ходим в храм, постимся. Это все внешние атрибуты; они важные, но не самые главные. Это - только средства для исправления своей души. И если мы будем ограничиваться лишь внешними атрибутами, мы не сможем спастись. На Страшном суде Господь нас спросит о том, как мы относились к окружающим нас людям: накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, посетили ли находящегося в больнице или темнице. Как мало от нас требуется! Господь не требует исцелить больного, освободить узника. Он требует только совершить дело любви - посетить. Да, надо совершать внешние дела, но они должны подкрепляться нашим внутренним расположением; только тогда они будут иметь ценность в очах Божиих.

О встречах, которые стали событиями

Когда мы вспоминаем какой-то отрезок времени, обычно говорим о событиях, которыми он ознаменовался. Но время - это не только события, но и люди. Владыка, были у вас на Вологодчине встречи, которые стали событиями в вашей жизни? Какие люди вас поразили, удивили, запомнились?

Прежде всего, событиями были встречи со Святейшим Патриархом Алексием, который в 2007 году посетил нашу вологодскую землю. Одно дело - читать его проповеди, послания, видеть выступления по телевизору, и совсем иное - живое, непосредственное общение. Это так же, как музыка: хороша, конечно, она в записи, но живое исполнение очень сильно отличается. Святейший Патриарх Алексий был мощной, сильной личностью.

Конечно, и в епархиальной церковной среде у меня были замечательные встречи. Вручил я как-то одному человеку церковную награду, а он подошел ко мне после церемонии и попросил: «Владыка, если можно, больше меня ничем не награждайте». Я удивился, почему, а он ответил: «Чем больше наград получишь здесь, тем меньше там». Видно, что это - смиренный человек, он думает о будущей жизни и старается подготовиться к ней в жизни земной.

Замечательная личность - протоиерей Константин Васильев, многолетний настоятель кафедрального собора в Вологде. Когда я его впервые увидел, удивился, что на периферии есть такой образованный, энергичный, активный и способный человек. Я его лелеял как цветок в оранжерее, он был активным членом епархиального совета, единственным, кто мог мне аргументировано возражать, порой очень твердо.

Сильное впечатление на меня произвел протоиерей Василий Павлов - первый ректор нашего духовного училища после его возрождения. Закончил Московскую консерваторию, преподавал, был прекрасным пианистом - но оставил светскую карьеру и под влиянием архиепископа Михаила Мудьюгина посвятил жизнь служению Богу. Был регентом в кафедральном соборе, принял сан, стал настоятелем вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу. Этот человек оставил глубокий след в душах тех, кто учился у него, общался с ним, кто был близок к нему.

Очень яркой личностью был протоиерей Сергий Колчеев. Он вырос в Москве, закончил художественный факультет института кинематографии. Его талант художника заметили, обещали серьезную поддержку и требовалось от молодого живописца только одно - писать картины. Перед ним открывались блестящие перспективы, но он вдруг уехал в небольшой городок Никольск. Там и храма-то действующего не было, и молодой человек создавал общину, добился передачи Казанского храма, восстанавливал его. Я часто бывал в Никольске в то время, и сейчас понимаю, что приезжал именно к отцу Сергию.

Не могу не вспомнить протоиерея Стефана Сурначева, служившего в Великом Устюге. Он не был таким ярким, как отец Константин. Привлекали его смирение, доброта, расположенность к людям. Отец Стефан долго и тяжко болел, но не перекладывал свои немощи на других. Батюшка всегда был приветлив, ко всем обращался с улыбкой.

Глубокое впечатление на меня произвели некоторые работники «Северстали», с которыми я познакомился буквально в первые дни пребывания на Вологодчине. Это директор комбината Юрий Викторович Липухин, его соратники Анатолий Иванович Огарышев, Леонид Иванович Данилов, Владимир Леонидович Крохотин, Георгий Егорович Шевцов и другие. Да, они занимались производством, но у них был широкий кругозор, они очень по-доброму, заботливо относились к людям. Помню, Юрий Викторович распорядился выдать ссуды работникам «Северстали» на строительство коттеджей, а вскоре из-за инфляции эти суммы обесценились. Шли разговоры об индексации ссуд, но Липухин принял решение не индексировать, посчитав, что своим трудом эти люди заработали право на такую помощь со стороны предприятия. Анатолий Иванович Огарышев - прямой, порой резкий, но очень справедливый и добрый человек, прекрасный производственник, он заботился о людях, которые с ним работали. Леонид Иванович Данилов - один из двенадцати заслуженных изобретателей СССР. Он был выдающимся специалистом, великим тружеником. Но не кичился своими заслугами, не превозносился, с ним было очень легко общаться.

Возможно, новые условия жизни требуют нового подхода, но мне очень запомнились эти люди. Радостно, что и сейчас на этом предприятии есть люди, которые продолжают эту линию. И пусть они не все остались на «Северстали», ушли в другие сферы - как Георгий Егорович Шевцов, например, но трудовую закалку они получили именно там, и сформировались как личности под влиянием тех людей, которых я назвал.

Такие люди - светочи, опора в нашей жизни, пример для подражания. И светские люди встречались очень хорошие, добрые. Хотя, они, может быть, и не считают себя верующими, но это люди глубоко порядочные, честные, добрые. Они воспитаны в советском духе, в котором многое было от христианства, и они жили такой жизнью и в наше трудное время, сохранив и порядочность, и уважение к людям, и любовь к Родине. Так что, когда мы жалуемся на тяжелое время, надо понимать, что многое зависит от каждого из нас, от нашей личной порядочности.

- Спасибо, Ваше Высокопреосвященство, за интересную и глубокую беседу.

Беседу вел Андрей Сальников

Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский (Александр Павлович Лазаренко)

Закончил Калининградский (Московская обл., ныне г. Королев) механический техникум (1970 г.) и Центральный институт физической культуры г. Москвы (1976 г.). Служил в ракетных войсках. В 1979 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии. В 1982 г. был зачислен на первый курс Московской духовной академии, которую окончил в 1986 г. В октябре 1984 г. принят послушником в братию Свято-Троице-Сергиевой лавры. 26 декабря 1984 г. пострижен в монашество.

22 февраля 1993 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским.

10 апреля 1993 г. в Богоявленском соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Фотографии архиепископа Максимилиана были представлены на фотовыставках, которые проводились не только на Вологодчине, не только в России (Москва, Санкт-Петербург, Новгород и другие города), но и за границей - в Австрии, Италии. Летом минувшего года выставка фоторабот архиепископа Максимилиана «Сердце Северной Фиваиды» с успехом прошла в Российском центре науки и культуры в Риме.

В 2008 году был издан каталог фоторабот архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, приуроченный к выставке в московском выставочном зале «Новый Манеж».

В 2010 году к 60-летнему юбилею архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана Вологодская епархия выпустила в свет альбом фоторабот Владыки под названием «Сердце Северной Фиваиды», в котором представлено более 600 фотографий, посвященных различным аспектам современной жизни епархии.

Вологодская и Великоустюжская епархия создана в 1383 г.

На сегодняшний день территория епархии совпадает с территорией Вологодской области.

В епархии 97 действующих приходов, три мужских монастыря - Спасо-Прилуцкий Димитриев в Вологде, Кирилло-Белозерский в Кириллове, Свято-Троицкий Павло-Обнорский в селе Юношеском Грязовецкого района - и Воскресенский Горицкий женский в селе Горицы Кирилловского района.

В среднем на 5 тысяч жителей области приходится одно помещение для молитвы - храм, или часовня, молитвенный дом или комната.

В епархии 100 священников, 35 диаконов.

С 1990 года действует Вологодское православное духовное училище. В нем три отделения - ставленническое (готовят кандидатов на поставление в священный сан), катехизаторское (преподавателей воскресных школ), регентское (руководителей церковных хоров).

Епархиальные СМИ: ежеквартальный журнал «Благовестник» (до 2011 года - газета с тем же названием), официальный сайт. Журнал «Православное воспитание и образование», шесть приходов епархии выпускают приходские листки или газеты.

В минувшем году в Вологодской епархии насчитывалась 51 воскресная школа, в которых обучались 2 773 учащихся. В них трудится 263 преподавателя.

1 057 взрослых систематически посещают занятия по «Основам Православия» в воскресных школах.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана с 20-летием архиерейской хиротонии

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Максимилиану, архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому.

Ваше Высокопреосвященство!

Примите мои сердечные поздравления со знаменательной для Вас датой - 20-летием архиерейской хиротонии.

Вняв гласу Призывающего, Вы избрали нелегкий, но благодатный путь служения на ниве Христовой. Премудрый Промысл привел Вас в обитель Живоначальной Троицы, где Вы постигали богословские науки, навыкали молитве и послушанию. Приняв монашеский постриг и священный сан, Вы со тщанием исполняли возложенные на Вас различные обязанности, духовно возрастали под руководством опытных лаврских наставников.

Господу Пастыреначальнику было угодно вверить Вам Свое словесное стадо, и уже долгие годы Вы совершаете ответственные епископские труды на Вологодской земле, где за прошедшее время немало сделано, дабы слово Божие росло и число учеников Христовых умножалось (см. Деян. 6:7).

Во внимание к Вашему служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии считаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Макария, митрополита Московского, II степени.

Предстательством Пречистой Девы Марии да обновит Всемилостивый Спаситель Ваши душевные и телесные силы и да ниспошлет Свою щедрую помощь в дальнейших трудах, сохраняя в добром здравии, мире и радости на многая и благая лета.

С любовью во Христе

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

1225

В рабочем кабинете архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана стоят фотографии с видами Вологды, а в шкафу пакет с логотипом «Северстали». Три года назад, после 20 лет руководства Вологодской епархией, он уехал в Калужскую область к новому месту службы. Но в речи владыки Максимилиана нет-нет да промелькнет знакомое оканье.

- Владыка, Песоченская епархия меньше Вологодской?

Да, и существенно. Эта епархия - новая, образованная три с половиной года назад. Здесь 35 приходов при 20 священниках. Центром является калужский город Киров, где проживают 30 тысяч человек. До 1936 года он именовался Песочней, отсюда и название епархии. Сейчас на территории Кирова строится новый храм, а в близлежащем Мосальском районе ведется восстановление Свято-Успенского Ферапонтова монастыря. На калужской земле, как и на Вологодчине, живут хорошие и душевные люди, встретили здесь меня замечательно, митрополит Климент и местные власти всячески поддерживают. Год назад епархиальное управление переехало в новое двухэтажное здание, которое первоначально использовалось одной из федеральных структур. Вопрос с нашим переездом решался на самом высоком уровне - калужский губернатор выходил на Германа Грефа, а по церковной линии митрополит Калужский и Боровский Климент общался по этому поводу с Патриархом Кириллом.

- Покинув Вологду, вы ведь в ней так ни разу больше и не были?

Не был, так как не хочется бередить себе душу. Не стану скрывать - отъезд из Вологодской епархии мне дался очень тяжело. Но Бог есть и в Вологде, и в Калуге, и в Кирове. Тем более что связей с областью я не теряю: в Вологде, Череповце и других городах у меня по-прежнему много друзей. Звонят, иногда приезжают, новостями делятся. Говорят, что в финансовом плане Вологодчине сейчас приходится непросто. Но с Божьей помощью, думаю, все наладится. И в области, и в стране. Но для этого надо больше не о деньгах думать, а о жизни людей, об их нравственности, о борьбе с дурными привычками и слабостями.

Так считают и многие думающие светские люди, например, академик Никита Николаевич Моисеев. Специально его слова записал: «Нельзя математически решить проблемы социально-политического развития страны… Смысл жизни мы часто подменяем смыслом труда. Но надо не только экономику налаживать, надо решать задачу улучшения жизни народа. Экономический эффект тогда придет сам собой». Кстати, знаете, откуда я взял эту цитату?

- Наверное, из экономической книги?

Нет, это из газеты «Красный Север» за 7 апреля 2005 года, 15-я страница. В вашей газете много всего интересного печаталось, не зря она стала для меня своеобразным другом на долгие годы. В 1993-м, когда я только приехал в Вологодскую епархию, первыми журналистами, с кем довелось пообщаться, стали Наталия Серова и Андрей Сальников из «Красного Севера». Потом мы с редакцией договорились, что станем совместно выпускать православную страницу в газете. Очень часто приходилось встречаться с бывшим редактором «КС» Евгением Некрасовым - только самые хорошие воспоминания о нем сохранились, а потом мы стали плотно с Андреем Сальниковым работать. Он и в «Красном Севере» православную страницу вел, и нашу епархиальную газету «Благовестник» помогал выпускать.

Наша справка

Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) родился в 1950 году в городе Фрунзе. После окончания механического техникума работал в подмосковном конструкторском бюро экспериментального машиностроения, проходил срочную службу в ракетных войсках и был демобилизован в звании старшего сержанта. В 1976-м с отличием окончил Центральный институт физической культуры. После окончания срока отработки поступил в Московскую духовную семинарию, а затем и в духовную академию. В феврале 1993 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. С мая 2014-го назначен управлять Песоченской епархией, входящей в состав Калужской митрополии.

- Многие помнят вас не только как архиепископа Вологодского и Велико-устюжского, но и как талантливого фото-художника, пейзажные и портретные снимки которого регулярно появлялись на страницах как «КС», так и выходящего одно время «при газете» литературного журнала «Лад». Особенно запомнилась подборка ваших фотографий с зубрами, запечатленными на севере Усть-Кубинского района.

А мне самому из опубликованных в газете больше всего другая фотография нравится - портрет Василия Белова. Василий Иванович не очень любил фотографироваться и часто на снимках «зажатым» получался. А тут, во время нашей беседы, когда я на кнопку затвора нажимал, он увлекся немного и остался самим собой. Поэтому фотография получилась естественной, передающей характер Белова. Добавлю, что опубликованные на страницах «Красного Севера» материалы о православии я собственноручно ножницами выстригал из газетных листов и собирал в отдельные папки для архива епархиального управления. Надеюсь, они все еще там и хранятся. Подлинники же всех своих фотографий я перед отъездом передал на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь, предварительно рассортировав снимки по тематическим альбомам.

- Нескромный вопрос - а гонорары за газетные публикации и фотографии вы получали?

Не помню такого, но я не в обиде. Все-таки в первую очередь я архиерей, а уже потом фотограф-любитель. К слову, мои фотографии печатались и в других областных газетах. Ведь был период, когда в Вологде выходили и «Русский Север», и «Губернские новости». Но так получилось, что именно с «Красным Севером» мы всегда сотрудничали более плотно и плодотворно. Я ведь вашу газету узнал задолго до того, как приехал управлять епархией.

- Интересно, как?

Первый раз я оказался на вологодской земле еще студентом духовной семинарии - очень уж хотелось Ферапонтов монастырь посмотреть. Добрались - а внутри храмового комплекса строительные леса, реконструкция идет, а по этим самым лесам мужчина колоритный ходит с женой и детьми, что-то на древних стенах рассматривает. Познакомились. Оказалось, что это писатель и публицист Роберт Балакшин. Ну а потом я почти каждое лето в Ферапонтово приезжал, с людьми общался и газету «Красный Север» тоже видел.