Адрес куда привезли мощи николая чудотворца. История и места хранения мощей святителя николая чудотворца

Имя: святой Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник, святитель Николай, Николай Мир Ликийских, Санта-Клаус

Место рождения: город Патара (территория современной Турции)

Деятельность: епископ, архиепископ, православный святой, чудотворец

Национальность: грек

Рост: 168 см

Семейное положение: холост, женат не был

Место смерти: город Мира, провинция Ликия (город Демре, современная Турция)

Место захоронения: первоначально город Миры, затем в 1087 году 65% мощей было перенесено в Италию город Бари, в 1098 году другие 20% мощей перенесено в Венецию на остров Лидо, остальные 15% мощей разнесены по миру

Почитается: православной, католической, англиканской, лютеранской и древневосточной церквями

День почитания (празднования): 11 августа (29 июля) — рождение, 19 (6) декабря — смерть, 22 (9) мая — перенесение мощей

Покровитель: моряков, путешественников, невинно осужденных, детей

Данная статья дает ответ на следующие вопросы о святом Николае Чудотворце:







Где хранятся мощи Николая Чудотвоца?
Перенесение мощей святого Николая
Установление праздника святого Николая
Мощи святого Николая
День святого Николая
Когда приходит Святой Николай?

Кто такой Николай Чудотворец?
Что приносит Святой Николай?
День Святого Николая традиции
В чем помогает Николай Чудотворец?
Где находятся мощи святого Николая?
Откуда мощи Николая Чудотворца?
Когда день памяти Николая Чудотворца?
Какого числа День Николая Чудотворца?

Биография святого Николая Чудотворца. Жизнеописание святителя Николая Чудотворца.

Вряд ли сегодня найдется человек, который бы не слышал об одном из самых почитаемых в христианском мире святых — святителе Николае Чудотворце .

Слава его велика, его иконы одни из самых востребованных в православных церковных лавках. Но при всем этом, единицы знают истинную биографию и житие святого Николая.

Мир знает святого Николая под различными именами: Николай Чудотворец , Николай Угодник, святитель Николай, Николай Мирликийский и даже Санта-Клаус.

К сожалению, до нас практически не дошло никаких подтвержденных исторических сведений о биографии, жизни и деятельности Николая Чудотворца, а те, что дошли, вызывают массу вопросов из-за смешения в них житий двух разных святых — Николая Мирликийского и Николая Сионского Патарского.

Первый и единственный древний источник, в котором приводится житие святого Николая, — это свод рукописей, написанный в VI веке и известный как «Деяния о стратилатах» .

«Деяния о стратилатах» представляют собой десяток рукописей, выдержавшие пять редакций. Именно в самой первой и самой древней рукописи «Деяний о стратилатах» впервые рассказывается о жизни Николая Угодника, причем в ней, в отличие от последующих редакций, приведен наиболее лаконичный и лишенный какой-либо пышности и детализации рассказ о Николае Чудотворце. Все последующие редакции — это дальнейшая переработка первой, с добавлением всевозможных новых фактов и чудес из жизни святителя Николая. Самая подробная и пафосная — третья редакция, написанная гораздо позже. Интересно, что до сегодняшнего дня перевода «деяний» на русский язык не существует.

Таким образом, и по сегодняшний день среди десятка различных биографий Николая самыми известными из них остаются «Деяниях о стратилатах», а также «Житие святого Николая», составленное в X веке Симеоном Метафрастом.

Краткая биография Николая Чудотворца

Как рассказывают «Деяния», Николай жил в III-IV веках нашей эры. И это, пожалуй, все, что на сегодня мы знаем о времени жизни святого: точные даты рождения и смерти (день и год) Николая Чудотворца неизвестны и до сих пор представляют собой предмет споров историков. Так что, к великому сожалению, все приводимые в литературе даты, связанные с биографией Николая, весьма и весьма приблизительны и не могут быть подтверждены документально.

Тем не менее, опираясь на «деяния», принято считать, что Николай родился около 270 года нашей эры. Семья Николая жила в городе Патара, на территории современной Турции (сейчас город Демре) на берегу Средиземного моря. В те времена это была одна из самых богатых греческих колоний римской империи.

Родители Николая по национальности были греками и имели хороший достаток. «Деяниях» называют имена родителей Николая — Феофан (Епифаний) и Нона. Однако историки ставят под сомнение это утверждение, считая, что Феофан и Нона были родителями другого Николая, тоже архиепископа и тоже чудотворца — Николая Сионского. По мнению историков, эта ошибка закралась из-за того, что в VI веке в «деяниях» просто напросто смешали биографии двух Николаев Чудотворцев (Николая Мирликийского и Николая Сионского). Как бы там ни было, но святой Николай Мир Ликийских Чудотворец, реально существовавшая историческая личность.

Николай родился, когда его родители были уже в преклонном возрасте. С ранних лет он получил хорошее образование, умел писать и читать, был набожен и стремился к изучению Святого писания.

Когда Николай достиг юношеских лет его дядя, местный епископ Николай Патарский, видя христианское рвение племянника, сначала поставил Николая чтецом, а через некоторое время возвел его в сан священника.

Со временем дядя Николая, стал так доверять племяннику, что отлучаясь в поездки, и вовсе оставлял на него управление епархией.

После смерти родителей Николай унаследовал большое состояние, но выбрав служение Богу, раздал свое наследство нуждающимся людям.

В епископстве города Патары Николай прослужил священником примерно с 280 года по 307 год.

Николаю было около сорока лет, когда после смерти епископа соседнего города, он, чудесным образом, решением священного Собора был назначен епископом города Мира. Благодаря этому назначению Николай получил к своему имени приставку и стал епископом Мир Ликийским, откуда и пошло еще одно его имя — Николай Мирликийский.

Все последующие 30 лет до самой своей кончины Николай провел свою жизнь в этом городе Мира, где он и умер около 340 года.

Где похоронен святой Николай?

Сведения о месте захоронения Николая Чудотворца не изобилуют разнообразием и указывают, что святой Николай был похоронен в церкви «Святого Николая» в городе Демре (бывший Мира).

Но для вдумчивого читателя жития святого здесь и начинают возникать вопросы, а как это было? И перед нашими взорами разворачивается целая детективная история с похоронами Чудотворца в храме «Святого Николая».

Могила святого Николая Чудотворца

Итак, когда примерно в 334 году Николай Чудотворец умер, то храма «Святого Николая» еще не существовало и естественно возникает вопрос — где же было первоначальное захоронение Николая, если храма еще не существовало?

Все источники приводят данные, что храм «Святого Николая» был построен только в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. И это автоматически означает, что сначала Николай Чудотворец был похоронен где-то в другом месте, а лишь затем, после окончания строительства храма, его мощи были перенесены в храмовый саркофаг. Ведь не могли же строители воздвигать храм, топчась по могиле епископа.

Но оказывается, ответ на это вопрос есть — тело епископа Николая было захоронено в самой обычной могиле около церкви Святого Сиона, в которой он служил долгие годы.

Надо сказать, что ко времени погребения святителя в христианстве просто напросто еще не существовало обычая хоронить людей в стенах церкви. Этот обычай был узаконен только в 419 году на Карфагенском соборе. По всей видимости, примерно тогда же и было принято решение о перезахоронении останков Николая в сенах нового храма.

Первое же строение над могилой святого Николая было воздвигнуто в 336 году стратилатами (римскими военачальниками) прибывшими в Миры, чтобы почтить Николая, о смерти, которого они не знали.

«они разыскали место, где лежало его честное тело... [и] почтили Николая, соорудив портик»

Предположительно это была часовня над могилой епископа Мир Ликийских Николая Чудотворца.

Храм «Святого Николая»

Вообще то и к храму «Святого Николая» есть немало вопросов.

Начнем с того, что при посещении этого храма экскурсоводы рассказывают, что церковь «Святого Николая» была построена на фундаменте эллинского (языческого) храма Артемиды и показывают сохранившуюся на полу мозаику, принадлежавшую древнему храму.

Интересно, что в некоторых трудах разрушение этого, тогда еще языческого, храма приписывают лично Николаю Угоднику, возводя это действо чуть ли не в ранг чудес совершенных Николаем на посту епископа.

Но историки опровергают, что Николай вообще мог участвовать в разрушении храма Артемиды и указывают на то, что храм Артемиды был разрушен за 200 лет до рождения Николая банальным землетрясением, произошедшим во втором веке.

История умеет удивлять. И мощам святого Николая суждено было покоиться в христианском храме, построенном на фундаменте языческого храма греческой богини Артемиды.

Но покой храму только снился — храм «Святого Николая» постоянно подвергался разграблениям и разрушениям, да и сами мощи святого не имели покоя.

Уже через 100 лет после окончания строительства и перенесения мощей Николая в V веке храм, он был разрушен землетрясением.

В VI веке его восстановили. Но восстановленный храм тоже недолго простоял нетронутым, в VII веке он вновь был разрушен арабами во время очередного набега.

Следующие сто лет храм простоял полуразрушенным, пока в VIII веке не отстроили новый храм «Святого Николая».

Прошло 600 лет, и в XIV веке храм вновь был разрушен. Сильное землетрясение вызвало смену русла местной речки Мирос и храм «Святого Николая» был погребен под тоннами ила и грязи и на долгие века исчез от людских глаз вплоть до XIX века. И только в XIX веке случайность позволила обнаружить остатки храма и приступить к его раскопкам.

Раскопки храма так же изобилуют детективными подробностями и интригами.

Когда во время Крымской войны, в 1853 году, русские оказались в Турции, то они заинтересовалась церковью «Святого Николая». Вскоре от имени княгини Анны Голицыной, русские выкупили эту землю у Османской империи и образовали там русское поселение.

На месте храма начались раскопки и реставрация. На постоянное место жительства, на выкупленную землю потянулись русские переселенцы. Туркам это не понравилось, и они решили расторгнуть сделку, вернуть выкупленные русскими земли, а переселенцев вернуть в Россию.

Вскоре правительство Османской империи отменило сделку, выгнало с этой территории всех русских поселенцев, но взятые за продажу деньги вернуть забыло. Сегодня на просьбу вернуть затраченные средства Турция отвечает, что, дескать, землю покупали у Османской империи вот у нее и требуйте возврата денег.

Раскопки храма русскими прекратились в 1860 году и следующие раскопки практически полностью находящейся в толще наносов церкви «Святого Николая» начались только через 100 лет в 1956 году и продолжались до 1989 года.

Сегодня церковь «Святого Николая» не является действующим храмом, а является платным музеем, и только раз в году 6 декабря здесь проводятся церковные службы в память о кончине Николая Чудотворца (считается, что Николай умер 6 декабря 343 года).

К счастью ко времени затопления храма рекой, мощей Николая Чудотворца в них уже не было, к этому времени мощи святого уже почти три века назад были перевезены в Италию.

При посещении этого храма «Святого Николая» туристам показывают саркофаг, в котором якобы покоились мощи святого.

Интересно, что на саркофаге явно видны языческие рисунки и символы, и по всему видно, что этот саркофаг изготовлен еще в языческие времена для захоронения какого-то важного язычника.

Получается, что или этот языческий саркофаг повторно использовали, но уже для упокоения тела святителя или попросту Николай просто напросто не мог быть погребен в древнем языческом гробу. Загадки, загадки.

Другой факт, заслуживающий внимания это то, что после похищения мощей в 1087 году, ни в одной из хроник тех лет нет упоминания о каком-то саркофаге, наоборот итальянцы хвастались своим намерением в церкви святого Николая «разбить помост ея и унести священное тело». Как писал в XIX веке архимандрит Антонин Капустин в 1087 году «барийские матросы не видели в церкви никаких гробниц».

Перенос мощей Николая Чудотворца в Итальянский город Барии и на остров Лидо

Между тем перенос мощей святого Николая в Италию в XI веке был банальным воровством, правда, благодаря которому мощи святого Николая сохранились для нынешних поколений.

А было это так.

После смерти святого Николая Чудотворца, почитающие могилу стали замечать, что после посещения храма «Святого Николая» и поклонения его мощам, они стали получать исцеление. Естественно весть о чудесных свойствах мощей Николая Чудотворца разлетелась по Византии.

Итальянцы не могли пройти стороной около такой важной святыни и захотели заполучить ее себе. И в XI веке могила Николая чудотворца подверглась разграблению итальянскими купцами. Могилу святого итальянские купцы грабили дважды — в 1087 и 1099 годах.

Сегодня это похищение принято называть праздником перенесением мощей Николая Чудотворца, который христиане отмечают 22 (9) мая.

Так, благодаря банальному разграблению могилы, в XI веке большая часть мощей Николая (практически 85 процентов) оказалась в двух итальянских городах — в городе Бари, и на острове Лидо, где они находятся и по нынешний день.

Конечно, называя вещи своими именами подобное перенесение мощей можно смело назвать обычным воровством. Но, как говорится, нет худа без добра — и большинство историков сходятся во мнении, что, если бы, не это принудительное перенесение мощей святого, то, скорее всего, впоследствии мощи Николая Чудотворца были бы полностью разорены во время одного из позднейших османских набегов или затопления храма.

По смерти Николай Чудотворец был погребен в его родном городе Мира (ныне — город Демре на территории современной Турции) и его останки мирно пролежали там более 700 лет, пока в 1087 году не сложились обстоятельства позволившие итальянцам украсть мощи Николая и перевезти их в Италию.

В X веке христианство в Италии переживало рассвет — вера прочно вошла в жизнь, строились новые храмы и святыни. Но была одна проблема — все древние святые мощи находились на Востоке. К этому времени слава мощей Николая Чудотворца гремела по всей Италии.

Это было смутное время, турки-сельджуки захватывали все новые и новые территории и итальянские купцы, благословленные святой церковью под предлогом забрать «и уберечь» мощи святителя Николая отправились в экспедицию.

В это время христиане, жители Мир, переселились в более безопасное место, находящееся в трех километрах от старого города Мир. В самом же храме остались служить всего лишь несколько монахов. По легенде в 1086 году святой Николай:

«явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, боясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится в другое место»

Затем в 1087 году Николай Чудотворец явился во сне одному из священников города Бар и велел ему:

«Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно»

Утром священник поведал о своем видении и все радостно воскликнули:

«Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая»

Для исполнения воли Чудотворца итальянцы под прикрытием торговой миссии спешно подготовили экспедицию из трех кораблей для переноса мощей святителя. Интересно, что имена всех участников этой экспедиции сохранились до наших дней, как и сохранился подробнейший отчет о том как она проходила.

И вот 20 апреля 1087 года три купеческих корабля пришвартовались у берегов современной Турции. Моряки высадились в порту города Мира. На разведку в храм «Святого Николая» было отправлено всего два человека, которые вернувшись, доложили, что в храме с мощами святителя, находятся всего четыре монаха. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм. Для начала купцы пытались решить вопрос полюбовно и предложили монахам 300 золотых монет за то, что они заберут мощи святителя. Но монахи не приняли предложения купцов и собирались оповестить город об опасности. Но итальянцы не дали им этого шанса, они связали монахов и в спешке разграбили саркофаг с мощами святителя. Завернув похищенные мощи в обычную одежду, купцы, нигде не задерживаясь, быстро добрались до порта и тут же отчалили, взяв курс на Италию. Освободившиеся монахи подняли тревогу, но было поздно, итальянский корабль, увозящий мощи святого, был уже далеко.

8 мая 1087 года корабли благополучно прибыли в город Барии, «радостная» весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана. По свидетельству очевидцев торжественное перенесение мощей сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями хворых, что возбуждало ещё большее благоговение к Николаю Чудотворцу. Ровно через год, специально для хранения мощей святителя Николая, папой Урбаном II была освящена, построенная в честь святителя церковь «Святого Николая».

Тем временем жители города Мира, горюя об утрате святыни, занялись переносом мелких фрагментов мощей святого Николая, оставшихся от разграбления. А дело было в том, что во время спешного похищения итальянские купцы забрали не все мощи, а только самые крупные фрагменты (около 80 %), оставив все мелкие фрагменты тела в саркофаге.

Но, как оказалось впоследствии, эта мера не уберегла мощи святого от окончательного разграбления.

Вскоре, другие итальянские купцы из Венеции, зная о том, что в Мира продолжают храниться мощи святого, решают довершить дело соотечественников. И в 1099 году во время первого крестового похода венецианцы похищают практически все оставшиеся мощи святого, оставив в саркофаге совсем мелкие фрагменты тела святого.

Похищенные мощи также были доставлены в Италию, но уже в Венецию, где были помещены на острове Лидо в церкви «Святого Николая».

В последующие годы из Миры исчезли и разошлись по миру последние из уцелевших мельчайших фрагментов святых мощей.

Так, в результате разграбления могилы, в родном храме Николая не осталось ни одной из мощей святого.

Проведенные в 1957 и 1987 экспертизы показали, что мощи находящиеся в Бари и Венеции принадлежат одному человеку.

Установление праздника переноса мощей святого Николая

Праздник переноса мощей святого Николая был установлен папой Урбаном II, который в 1088 году официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. Греки и византийский восток этот праздник не принял, а на Руси он получил широкое распространение и празднуется по наши дни.

Где сегодня хранятся мощи святого Николая Чудотворца?

Сегодня мощи святого Николая Чудотворца хранятся в различных местах и вызвано это тем, что в свое время гробница с мощами святителя подвергалась разграблению несколько раз.

Основная часть мощей Николая Чудотворца (около 65%) хранятся хранятся в католической базилике Святого Николая в итальянском городе Бари, под престолом алтаря крипты, в полу которого сделано круглое отверстие в гробницу с мощами Николая святител. Через это отверстие один раз в год, на праздник перенесения мощей 9 мая, местные священнослужители извлекают миро, выделяемое мощами Николая Угодника.

Другие 20 % мощей Николая Чудотворца хранятся в раке над престолом католического храма «Святого Николая» на острове Лидо в Венеции.

Остальные 15 % процентов частей мощей Святого Николая разнесены по всему миру и хранятся в различных храмах и частных коллекциях. Все эти 15% процентов мелких фрагментов мощей святого не имеют подтверждения генетической экспертизы на их соответствие мощам, хранящимся в городе Барии.

В 1992 году была проведена антропологическая (важно: не генетическая) экспертиза в результате, в процессе которой были сопоставлены визуальные сопоставления на предмет соответствия мощей святого Николая, хранящиеся в Бари и в Венеции. После визуального осмотра мощей, ученые сделали вывод, что части скелета принадлежат одному и тому же человеку и венецианская часть мощей дополняет те части скелета, которые отсутствуют в Бари.

По некоторым сведениям часть мощей Николая (фрагменты челюстей и черепа) находяся в археологическом музее Антальи.

В 2005 году британские учёные-антропологи попыталась по черепу реконструировать внешний облик Святого Николая. Оказалось, что Святой Николай был крепкого телосложения, для того времени высокого роста, примерно 168 см, у него был высокий лоб, выступающие скулы и подбородок.

В 2017 году турецкие археологи сенсационно заявили, что останки, хранящиеся в Италии принадлежат вовсе ни Николаю Угоднику, а совсем другому человеку, что якобы доказывают последние раскопки в результате которых была найдена могила с останками истинного Святого Николая.

Чудеса святого Николая Чудотворца

Особое место в «деяниях» уделено чудесам Николая Чудотворца:

— стояние в младенческом возрасте во время крещения в купели без чьей бы то ни было поддержки на протяжении трех часов;

— принятие молока только из правой груди матери;

— принятие материнского молока по средам и пятницам всего один раз и только вечером, в девятом часу;

— спасение отца и трех девушек от грехопадения;

— посещение Святых мест, во время которого перед святым ночью сами собой открылись двери всех храмов;

— изгнание дьявола с корабля;

— усмирение силой молитвы бури;

— воскрешение моряка, упавшего с мачты во время бури;

— спасение трех невинно осужденных горожан от казни;

— спасение от смерти без вины оклеветанных римских военачальников;

— спасение родного города Миры от голода;

— к посмертным чудесам относят мироточение мощей святого.

Кроме того к Николаю принято обращаться за помощью в здоровье и исцелением.

Среди христиан бытует мнение, что Николай Чудотворец — это самый быстро откликающийся святой на просьбы просящих о помощи и заступничестве.

Православная церковь отмечает торжества в честь Святителя Николая Чудотворца трижды в год — 11 августа в день его рождения, 19 декабря, в день его кончины и 22 мая — в память о перенесении мощей святого в город Бари.

Николая Чудотворца принято считать прообразом современного Санта-Клауса. Случилось это после того, когда Николай чудесным образом спас трёх девушек от грехопадения — на протяжении трёх ночей он для каждой из девушек клал по мешочку с золотом в сушившийся носок. Именно отсюда и пошла традиция рождественских подарков которые принято класть в рождественский носок.

Santa Claus в переводе с английского звучит не иначе, как Святой Николай.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святой Николай Чудотворец Угодник почитается как помощник и защитник моряков и путешественников, торговцев, защитник несправедливо осужденных и помощник детей.

Даты праздников Николая Чудотворца

Христиане отмечают три праздника в честь святого Николая Чудотворца.

Каждый из праздников имеет свою гимнографию.

Православные и католики отмечают эти праздники в разные дни — это связано с использованием в службах православными и католиками различных календарей (юлианского и грегорианского соответственно).

Праздники в честь святого Николая непереходящие, то есть даты этих праздников фиксированы и каждый год отмечаются в одни и те же дни.

Первым в году отмечается день прибытия мощей Святого Николая в итальянский город Барии — православные его отмечают 22 мая, католики 9 мая — «Никола Весенний».

Затем христиане отмечают день рождения святого Николая Чудотворца — православные отмечают 11 августа, католики 29 июля — «Никола Летний».

В конце года христиане почитают день смерти Святого Николая Угодника — православные отмечают 19 декабря, католики 6 декабря — «Никола Зимний».

В каких документах упоминается Николай Чудотворец?

Существуют всего два главных документа, описывающих житие и деяния святителя Николая, причем в основе второго документа лежат событии, описанные в первом источнике.

Первый письменный документ, свидетельствующий о жизни и деяниях святителя Николая, найден в записях константинопольского пресвитера Евстратия. Этот документ был написан через 200 лет после смерти чудотворца в VI веке. Между тем записи Евстратия есть не что иное, как небольшой фрагмент рукописей под названием «Деяния о стратилатах» (Praxis de stratelatis).

Время составления рукописей под названием «Деяния о стратилатах» также относятся к VI веке. Впоследствии эти рукописи постоянно переписывались и дополнялись, существует порядка 10-и редакции «Деяния о стратилатах».

Таким образом, на сегодня не существует других сколь либо известных письменных памятников о святом Николае, кроме «Деяния о стратилатах».

«Деяния о стратилатах» по своему жанру относятся к прижизненным чудесам. оно сообщает нам самые ранние данные о жизни и деяниях святителя Николае Мирликийского.

Следующий значимый документ, проливающий свет на деяния и житие святителя Николая появился только в начале X века, когда блаженный Симеон Метафраст по приказу Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников, в том числе и рукописей «Деяния о стратилатах», полное житие святителя Николая.

Но есть одно. Это, но, связано с тем, что часть жизненных событий и деяний описанных в биографии Николая Чудотворца не имеют к нему никакого отношения. Мало того, многие деяния Николая попросту полностью идут в разрез с историческими датами.

В своих трудах архимандрит Антонин писал, что древние агиографы в своих рукописях допустили непростительную ошибку, смешав житие двух чудотворцев с одинаковым именем Николай.

Один из чудотворцев был жил в Ликии и был архиепископом гора Миры в IV веке (это наш Николай Чудотворец).

Другой чудотворец также жил в Ликии и его тоже звали Николай, только жил он уже в VI веке и был настоятелем Сионского монастыря, архиепископом Пинарским.

При изучении документов о житии Николая Пинарского оказалось что его родителей звали Епифаний и Нона, и у него тоже был дядя, и тоже епископ Николай, построивший Сионский монастырь.

Также в житие Николая Пинарского есть рассказ о его крещении и о том как но во время крещения простоял два часа в купели.

Вот как писал преподобный архимандрит Антонин (Капустин):

«Можно дивиться, каким образом, два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, а один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя... И так два было святителя Николая ликийских».

Чудеса Николая Чудотворца… Воскресение моряка

Во время одного из своих первых морских путешествий из Миры в Александрию, куда он ездил на обучение Николай Чудотворец воскресил моряка, сорвавшегося с корабельной мачты и разбившегося насмерть.

Чудеса Николая Угодника…Приданое для девиц

Однажды Николай спас целую семью.

В его родном городе жил разорившийся купец, который из-за отсутствия приданого не мог выдать своих дочерей замуж.

Не найдя ничего лучшего, чтобы поправить свое бедстственное положение, купец решает отправить своих взрослых дочерей на заработки — заниматься проституцией.

Узнав об этом решении, Николай решает спасти несчастную семью.

Ночами он тайно трижды подбрасывает купцу в окно мешочки с золотом. Купец, на полученное золото, восстанавливает не только свое благополучие, но и выдает дочек замуж.

По преданию один из мешочков с золотом, брошенный Николаем в окно купца, попадает прямо в носок, оставленный для просушки.

Именно благодаря этому случаю, сегодня и существует обычай класть подарки для детей в специальные носки для подарков от Санта-Клауса, коим сегодня и считают Николая Чудотворца.

Чудеса Святого Николая… Путешествие в Иерусалим

Во время одного из своих путешествий Святого Николая к святым местам в Иерусалим также происходили чудеса.

Было это так.

При подъезде к морю, Николай увидел, что на корабль готовящейся к отплытию всходит дьявол, желающий вызвать бурю, чтобы потопить корабль и матросов.

Тогда Николай принялся усердно молиться, и ему силою своей молитвы изгнать дьявола с корабля, усмирить бурю и спасти матросов от неминуемой смерти.

Другие же чудеса произошли непосредственно в самом Иерусалиме. После того как Святой Николай вошел в город, той же ночью на Сионской горе перед ним сами собой открылись запертые двери всех храмов допуская Николая ко всем святым местам.

После посещения святых мест Николай вдруг принимает решение удалиться в пустыню, но тут же, Божественный глас останавливает его и наказывает ему вернуться домой, чтобы продолжать свое служение Господу.

После возвращения домой он неожиданно принимает решение вступить в братство обители Святого Сиона, где принимает обед безмолвия. Но снова Господь вмешивается в Судьбу Святого Николая и возвещает ему о другом пути:

«Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое»

Чудеса Святого Николая…Чудесное становление Святого Николая епископом города Миры

В то время когда Николай нёс службу в своём родном городе Патара, в соседнем городе Мира умирает архиепископ Иоанн и встаёт вопрос о выборе нового епископа города Миры. Приходит день выбора нового епископа. В стане выбирающих нет согласия. Вновь происходит чудо — одному из епископов Собора во сне приходит видение, в котором Господь указывает на Николая, как нового епископа, чтобы тот мог в архиерейском сане продолжать свое служение. Наутро Собор единогласно принимает решение о назначение Николая епископом города Мира.

Чудеса Святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем оболганных горожан

Еще одно из чудес, совершенным Святым Николаем — это спасение от смерти трех неправедно осужденных горожан, которых оболгал корыстолюбивым градоначальник города.

Во время казни, когда палач уже занёс меч над головами несправедливо осуждённых, Святой Николай взошел на эшафот, рукой удержал занесенный меч и остановил казнь. Посрамленный градоначальник, пал ниц перед Николаем, раскаялся и просил Святого Николая о его прощении.

Чудеса Святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем трех римских военачальников

Следующее чудо — это чудесное спасение трех римских военачальников, которых император хотел казнить по ложному доносу.

Когда Николай спасал от смерти оклеветанных горожан, за несостоявшейся казнью наблюдало три римских военачальника. Они, увидев, как Николай остановил казнь и посрамил лживого градоначальника, прониклись к нему верой и уважением.

По возвращению домой им пришлось предстать перед императором с докладом. Поначалу император был ими весьма доволен, но после того как завистники оклеветали их приписав им заговор против императора, сменил милость на гнев и приказал их казнить.

По приказу императора военачальников арестовывают, помещают в темницу с тем, чтобы поутру казнить. Сидя в тюрьме, военачальники вспоминают о святом Николае и о чуде, которое тот им явил, накануне остановив казнь невинных горожан. Тогда они начинают горячо молиться Николаю, прося того о заступничестве.

И чудо не замедлило произойти. Этой же ночью Николай во сне является и перед императором и перед префектом Аблабией. Николай под страхом смерти наказывает освободить оклеветанных военачальников.

Проснувшись утром, император приказывает провести новое расследование, которое подтверждает невиновность оклеветанных военачальников.

Убедившись, что военачальники были оклеветаны, император милует осуждённых и дарит им подарки — золотое Евангелие, золотое кадило украшенное каменьями, два светильника и наказывает им передать эти дары святому Николаю в храм города Миры.

Военачальники отправляются в город Миры и предают дары для храма, горячо благодаря своего заступника Николая Чудотворца.

Чудеса святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем города Миры от голода

Однажды Святому Николаю довелось спасти родной город Миры от голода. Когда в городе осталось совсем мало запасов еды и казалось, что помощи было ждать уже не откуда, Николай творит новое чудо, котрое спасает город.

Во сне он является одному из итальянских купцов, во сне рассказывает ему о терпящем голод городе и просит привезти продовольствие, обещая при этом щедро заплатить.

Утром проснувшийся купец находит зажатыми у себя в ладони три золотых, которые святитель Николай послал ему в качестве предоплаты за продовольствие.

Откликнувшись на просьбу святого, купец тут же без промедления снарядил корабль с продовольствием. Так от святой Николай спас от голода целый город.

Икона Святого Николая

На иконах Святого Николая принято изображать с митрой на голове, символом его епископства.

Примечание

Город Мира — Турция провинция Анталия современный город Демре.

Арианство — одно из ранних течений в христианстве утверждавшее неединосущность Бога-Отца и Бога-Сына. Просуществовало с IV по VI века н. э.

Святитель Николай Чудотворец был епископом городов Миры в Ликии. Согласно Житию святых, родился он в состоятельной христианской семье в 260 году в Ликийском городе Патрах, а умер в 343 году в городе Миры, где большую часть жизни. Прославился Николай еще при жизни. Брошенный во время Диоклетиановых гонений он дал по мешочку золота в приданое трем нищенкам, вынужденным зарабатывать на жизнь торговлей собственным телом. После этого они вышли замуж и стали добропорядочными христианками.

В историю христианства Николай Угодник вошел под именем Николая Мирликийского, то есть из Миры Ликийской.

Николай также вернул к жизни трех маленьких мальчиков, убитых во время голода хозяином постоялого двора. А когда он совершал паломничество в Палестину, во время ужасного шторма спас корабль от гибели.

Николай Мирликийский дожил до глубокой старости и после смерти был похоронен в Мирах Ликийских. Буквально сразу мощи святителя Николая стали . Однако почитать его как святого стали лишь спустя 800 лет.

Мощи Николая Угодника

В 1087 году на восточные области Римской империи был совершен набег сарацинов. Была опустошена и Ликия. В это же время святитель Николай явился во сне священнику в городе Бари и повелел перенести свои мощи из города Миры в Бари. Этот город находился на юге Италии, в Апулии, которую издавна населяли греки. Однако в 11 веке власть там принадлежала норманнам, совершенно не интересующимся религиозной жизнью местного .

В Ликию было отправлено посольство на 3 кораблях. Они благополучно доставили мощи святого Николая в Бари. 9 мая (по старому стилю) 1087 года все население города вышло встречать священные мощи. Вначале их поместили в Иоанна Предтечи, которая находилась близ моря. По преданиям, это сопровождалось многими чудесами. В это же время в Киеве произошло чудо воскресения утонувшего младенца.

В день перенесения мощей святителя Николая 9/22 мая в город Бари русская православная церковь вспоминает Николая Угодника. В народе этот праздник называют Николой вешним.

Спустя 3 года в городе Бари воздвигли храм святителя Николая. Туда и перенесли в богато украшенной раке мощи святого. Там они находятся и .

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?


21 мая в Москву привезли частицу мощей святителя Николая. Сообщается, что часть мощей Николая Чудотворца будет доставлена из базилики итальянского города Бари в Россию впервые за 930 лет. Это не означает, однако, что до сих пор в России и Москве не было частиц мощей святителя Николая.

Редакция Rublev.com предлагает неполный список тех московских храмов и монастырей, где хранятся частицы мощей Николая Чудотворца .

С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.

Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области

Частица мощей святого хранится в московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря — Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых — Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.

Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Частицы мощей святителя Николая в епархиях Русской Церкви

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

В последние годы в Россию неоднократно привозили частицы мощей святителя Николая — как происходящие из православных храмов братских Поместных церквей, так и принадлежащие католическим монастырям и приходам, а также частным лицам.

Так, 19 мая 2012 года в храм во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом (домовый храм Российского православного университета) привезли древний тосканский реликварий с частицей мощей святого Николая Угодника. Акцию приурочили к празднованию 925-летия перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

Реликварий со святыней постоянно хранится в частной коллекции и был предоставлен храму для поклонения во временное пользование. Фрагмент мощей взят из левой большой берцовой кости от мощей святителя Николая, хранящихся в Венеции. Перед тем, как святыня была привезена в Москву, аутентичность реликвария подтвердили в воронежском центре экспертиз.

Чуть ранее, в марте 2012 года ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, привозили в Тульскую епархию.

В мае 2013 года ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца был доставлен из Москвы в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. Эта частица мощей была передана Благотворительному фонду свт. Николая Чудотворца францисканскими монахами, служащими при базилике святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Фонд организовал провоз мощей по восточным епархиям Русской церкви. Мощи провезли по Оби и Енисею, они посетили многие города Сибири, от Омска до Салехарда, прошли всю Камчатку от Командорских островов до южного побережья Камчатки.

Мощи прошли по Амуру, Благовещенскому, Хабаровскому краю, Еврейской Автономной республике, по Барнаульской епархии, а также по всему Северному Ледовитому океану от Мурманска до Сахалина. За несколько лет пребывания святыни в России ей поклонились более миллиона верующих.

1 декабря 2014 года частицу мощей свт. Николая привезли в Таиланд. Ковчег со святыней был доставлен в бангкокский аэропорт Суваннапхум рейсом «Аэрофлота» из Москвы. В тот же день ковчег со святыней перевезли в храм Всех Святых в Паттайе. С 1 по 25 декабря святыню провезли по всем православным храмам Таиланда, а затем перед ней состоялся чин закладки нового храма во имя святителя Николая Чудотворца в столице Таиланда Бангкоке.

В ноябре 2016 еще один ковчег с мощами свт. Николая посетил Белгород.

В феврале 2017 года реликварий с частицей мощей святого находился в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.

Мощи святителя Николая. Краткая история


Мощи Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. В настоящий момент основная часть мощей святого находится в этом итальянском городе. Гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов XX века. Вскрытие захоронения в Бари производилось только один раз, в 1953—1957 годах. Небольшие фрагменты мощей разошлись по многим крупным городам Европы, таким как Берлин, Париж, Рим, Венеция.

В Венеции, в храме св. Николая на острове Лидо находится примерно пятая часть мощей святителя. Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя — это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году.



Отзывы

  • елена - 10.06.2017 17:03
    Мне стыдно за нашу РПЦ. Мой дедушка был священником в Рязани.он был просветителем -учил детей,способных детей направлял в учебные заведения, следил за их судьбой,враче вал прихожан, так как был знатоком народной
    медицины.воспитал шестерых детей чистых хороших и талантливых.А сейчас даже многие верующие перестают ходить церковь,так как всё, что там творится,противоречит всем 10 заповедям. Церковь стала политизирована и это отвратительно.устроили ажиотаж по поводу мощей Николая Чудотворца, когда в Москве их имеется в 26 храмах.А в Ростове-на-дону у детей отнимают кукольный театр,которому уже 50 лет в прекрасном зелёном месте в самом центре города,совершая обычный рейдерский захват при поддержке руководства города. 10-я заповедь:"не желай дома ближнего твоего..." не для них. Мерзопакостный поступок.
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Материалы в данном сюжете

25.12.2017 16:48 | РИА Новости
Теология, Исаакий, Болгар: главные события религиозной жизни РФ в 2017 году

Святой Николай является одним из самых почитаемых на Руси святых. Чудеса, связанные с его именем, не имеют границ. Он помогал людям при жизни, помогает и после смерти. Огромное количество верующих нашли свое спасение и исцеление благодаря своим горячим молитвам, возносимым в его честь.

Житие святого Николая

Николай Чудотворец появился на свет в 234 году нашей эры в городе Патаре, который находился на территории бывшей Ликии (современной Турции). С малых лет он не переставал удивлять своих родителей. Так, во время крещения, еще не умея ходить, Святой Николай около трех часов простоял в купели на своих маленьких ногах.

Родители Феофан и Нонна были богатыми благочестивыми людьми и долго не могли иметь детей. Молитвы сделали свое дело, и Бог послал им сына, которого они назвали Николаем. Всю свою жизнь он тяготел к религии, постился по средам и пятницам, избегал праздности, светской жизни, соблазнов и женщин. Его дядя, епископ города Патары, видя такое благочестие, посоветовал родителям отдать Николая в богослужение, что они и сделали.

Святой Николай Чудотворец обладал баснословными знаниями и имел хорошее образование. В конце своего обучения он пошел в Иерусалим, чтобы поклониться святыням, после чего принял твердое решение посвятить свою жизнь Господу.

Получив пресвитерский сан, Николай Чудотворец пребывал в постоянной молитве и посте, жил без излишеств. Вскоре его дядя - епископ Николай доверил ему управление церковью. После смерти родителей все полученное наследство он направил на помощь нуждающимся. Спустя какое-то время Святой Николай решает оставить такую жизнь и уйти в незнакомое место, где он мог бы служить людям. Для этого он переселяется в город Мира. Там его никто не знает, и он живет здесь в нищете, молитвах. Укрытие герой нашего повествования находит в доме Господнем. В это время умирает архиерей этого города Иоанн. Для избрания на этот престол достойного кандидата священнослужители положились на божью волю, которая пала на Николая Угодника.

Эти времена славились гонением на христиан, а блаженный Николай был их руководителем, готовым страдать за веру. За это он был схвачен и заключен в тюрьму вместе с другими верующими братьями. Долгое время провел святой Николай Чудотворец в темнице, пока вступивший на престол, не освободил всех христиан. Город Миры с радостью встретил своего бывшего пастыря.

Великий Божий угодник прожил много лет. На протяжении всей своей жизни он помогал людям словом, делом и помышлением. Святой давал благословения, исцелял, защищал и совершал великое множество благочестивых поступков.

Праздник святого Николая

Русская православная церковь 19 декабря принимает поздравления с ведь он является одним из самых почитаемых святых. Издавна он считается заступником и утешителем, помощником в скорбных делах. Святой Николай покровительствует путешественникам и мореплавателям. Ведь он совершая паломнический поход в Иерусалим, море разбушевались и матросы попросили его помолиться о их спасении. Святитель Николай благодаря своей проникновенной молитве успокоил разбушевавшееся море.

Получают от него помощь и другие люди, которым он дарит надежду и помогает в бедах. Святой не отказывал ни христианину, ни язычнику, исповедовал всех, помогал встать на путь истинный.

Николай Угодник совершил множество благочестивых дел. И всегда ему помогала неуправляемая, сильная и ревностная молитва к Богу. Скончался святой в конце IV века после непродолжительной болезни, находясь уже в весьма преклонном возрасте. А его мощи с 1087 года хранятся в итальянском городе Бари.

Православная церковь ежегодно шлет поздравления с Днем святого Николая тысячам верующих 19 декабря, а также чествует память угодника Божьего особыми песнопеньями по четвергам.

О молитве Николаю Чудотворцу

Молитва святому Николаю наиболее читаемая в православии. Ведь Чудотворец помогает верующим на протяжении тысячи лет. Молитвы к Божьему угоднику не остаются без внимания. Его просят о детях, путешественниках, замужестве дочерей. Взывают к нему, когда в доме голодно, для защиты невинно осужденных.

Специального списка обращений, по которому можно обращаться к святому за помощью, нет. Он помогает всем в любых трудных житейских ситуациях.

Молиться нужно тогда, когда этого хочет душа и сердце. Правильно молиться два раза в день: утром и вечером. Самая благословенная и проникновенная молитва звучит на рассвете, когда все ещё спят. Перед сном святые слова успокаивают душу и настраивают на хороший безмятежный сон. Не стоит ограничиваться молитвами дома. Следует хотя бы иногда посещать церковь и ставить там свечу любимому святому. Существует 7 основных молитв святому Николаю.

Акафист Николаю Угоднику

Бесспорно, и действенны, а по-настоящему происходят чудеса и перемены в жизни, когда читаешь акафист святому Николаю. Слова, содержащиеся в нем, благоприятно отражаются не только на жизненной ситуации, но и помогают улучшить финансовое положение, получить хорошую должность без блата и денег, открыть свой процветающий бизнес, выйти замуж, зачать и родить долгожданного ребенка, победить тяжелую болезнь.

Читают акафист 40 дней подряд и обязательно стоя. Для этого изображение Николая Чудотворца ставят перед собой, зажигают свечу и начинают молитву. Следует постараться не пропускать ни одного дня, иначе придется все начинать заново.

Но это не обязательный ритуал, обращаться и святому Николаю можно и нужно всегда:

  • при посещении церкви;
  • дома перед иконой;
  • непосредственно столкнувшись с тяжелой ситуацией.

Есть один случай, который переходит из уст в уста. Один весьма нерадивый студент, не выучив как следует теорию, пошел сдавать экзамен и потерпел полное фиаско. Из трех билетов, которые ему были предложены, он не знал ни один, в результате ему поставили двойку. Расстроенный, он вышел из кабинета и начал молиться Николаю Угоднику. Святой ему помог. Через какое-то время вышел преподаватель и сказал, что он ошибочно поставил в ведомость высокую оценку, и ему следует выучить предмет и снова прийти к нему. Студент не только сходил в церковь и поставил свечу святому, но и блестяще пересдал экзамен.

Святые места, носящие имя святого Николая

Любовь народа и поступки, которые забыть невозможно, послужили тому, что в честь Николая Угодника был назван целый ряд святых мест. К ним относится церковь святого Николая, расположенная в Демре, на территории Турции. Это значимое сооружение византийской архитектуры на Востоке. Её возвели в начале VI века. На этом месте до строительства церкви находился храм богини Артемиды. Почтенный возраст здания, настенные древние фрески и иконы, роспись, мозаика из камня - все это делает храм уникальным, а место удивительным. Здесь изначально был похоронен святой Николай, но опасаясь разбоя турок-сельджуков, итальянские купцы выкрали его мощи и переправили их в Италию, в город Бали, где они и находятся до сих пор.

Еще одна церковь, названная в честь Святого Николая, располагается в Афинах. Точная дата её появления неизвестна, но отреставрирован храм был в 1938 году. Здесь местами сохранилась старая фреска. Все художественные работы велись известным художником Фотисом Кондоглу. В храме хранится частичка мощей Николая Чудотворца.

В России храм святого Николая находится в Кленниках в Москве. Он насчитывает уже несколько веков. Воздвигнут храм на месте старой деревянной церквушки в XV веке. Шестьдесят лет он простоял закрытым (с 1932 по 1990 гг.). В это время храм был разорен и использовался как склад для хозяйственных нужд. Но, благодаря стараниям верующих, церковь обрела свое второе рождение и засияла куполами. В настоящее время здесь хранится частичка мощей Божьего угодника Николая.

Монастырь святителя Николая

Есть и святого Николая. Находится он на острове Кипр. Существует легенда, которая повествует об ужасной засухе в IV веке. В это время территорию острова атаковали змеи. Их было так много, что святая царица Елена, которая приходилась матерью Константину Великому, отправившись на поиски Креста Господнего и обретя его, посетила по возвращении домой остров. Вернувшись в родной город, она тут же распорядилась отправить на Кипр тысячи кошек для борьбы с ядовитыми гадами, а присматривать за ними надлежало монахиням. Специально для них выстроили небольшой монастырь и назвали его в честь святого Николая, покровителя рыболовов и моряков.

Обитель до сих пор действует, там живет шесть монашек и множество кошек, за которыми они ухаживают. Поэтому монастырь очень часто называют просто кошачьим.

Икона святого Николая

Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых, и икона с его ликом присутствует в каждом доме верующих. Издавна она считалась уникальной вещью, ведь иконописец через живопись старался передать внутренний мир святого, его сущность, чтобы человек через неё мог установить связь с Богом.

Облик святого Николая не только помогает молиться, но и оберегает дом, заботится о том, чтобы живущие в нем люди, не испытывали нужду, голод, а также он несет благополучие.

Изображается святитель в:

  • поясном образе, где правая рука благословляет, а левая держит Евангелие;
  • полный рост, правая рука приподнята для благословения, левая держит закрытый Евангелие. В данной позе он запечатлен совместно с другими святыми, изображенными в полный рост;
  • облике Николы Можайского, где в правой руке он держит меч, а в левой крепость, как бы показывая, что он защитник верующих;
  • житийных иконах. Здесь образ святого дополнен 12, 14, 20 и 24 клеймами, которые обозначают события в жизни святого Николая;
  • иконографических образах. Это Богородица с особо избранными святыми, Рождество Николы, Перенесение мощей.

На каждого человека облик святого Николая производит разное впечатление. Одни видят в нем спасителя, другие помощника, третьи наставника. Смысл иконы как раз и состоит в передаче определенного образа святости, который действует на людей не хуже талисмана. Действенность в несколько раз будет сильнее, если произнести молитву.

Размещение икон в доме

Икону Николая Угодника следует не только иметь в доме, важно и правильно её расположить. Иконостас, как правило, располагают на востоке, но если восточный угол занят, то иконы можно расположить в любом свободном месте.

При размещении иконостаса должны учитываться следующие принципы:

  1. В самом центре должна быть расположена (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель и другие образы), она же должна быть и самой большой иконой.
  2. Слева от Иисуса Христа должен располагаться облик Божией Матери с Младенцем.
  3. Над образами Спасителя и Девы Марии не должно висеть никаких икон, исключение составляют или распятие.
  4. Все остальные иконы подбираются исходя из личных предпочтений христианина.
  5. В каждом иконостасе должны присутствовать иконы Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, целителя Пантелеимона, Ангела-Хранителя, а также крестильные иконы с именами святых, которые носит человек.
  6. Рекомендуется иконы вешать на кухне или в гостиной, но если нет возможности, можно разместить их и в спальне.
  7. Нельзя вешать иконы рядом с картинами или изображениями обычных людей.
  8. Иконостас должен располагаться в наиболее уединенном месте, подальше от телевизора, компьютера и прочей увеселительной техники.

Неважно, где находятся иконы и сколько их в доме, самое главное - молиться почитаемым святым регулярно. Ведь икона - это связь с богом, через которую передается особая благодать.

Мощи Николая Угодника

Жизнь святителя Николая полна благородных поступков, поэтому, скорее всего, Бог и даровал ему многие лета жизни, ведь умер он в 94 года. В настоящий момент его мощи, вернее, основную их часть, хранит собор святого Николая, расположенный в итальянском городе Бари. В честь Угодника названо множество храмов, а в некоторых из них как раз и хранятся остальные частички его мощей. Они оказывают благотворное и целебное влияние на людей, приложившиеся к ним, исцеляют тело и успокаивают душу.

В 2005 году английские ученые по черепу святого попытались воссоздать его образ. Они обратили внимание на то, что он имел плотное телосложение и рост около 1 м 68 см. У него был высокий лоб, резко выделялись на лице скулы и подбородок. Он имел карие глаза и смуглую кожу.

Современные чудеса

Святой Николай Чудотворец творил чудеса раньше, продолжает он их совершать и по сей день. Так, однажды отряд школьников пошел в поход. Они стали спускаться по воде на байдарках. Шлюпку перевернуло, спаслись все, но не сразу. У самого младшего участника группы было изображение святого Николая. С его слов, именно оно помогло ему спастись.

Ещё один мужчина долго сидел без работы. Он поделился своей проблемой со священником на исповеди, который, в свою очередь, предложил помолиться Николаю Угоднику у иконы. На следующий день знакомый предложил мужчине должность в одной фирме. Казалось бы, ерунда, но подобных историй тысячи. У одних людей после молитвы чудесным образом открывается до этого не поддававшийся замок, у других во время дождя, ветра и непогоды резко проглядывает солнце, третьи получают исцеление и продолжают свой путь.

Поэтому молитесь, и будете услышаны, просите, и вам воздастся.