Северный ледовитый океан. Тема: «Путешествие по океанам

1. В чем особенность географического положе­ния Северного Ледовитого океана? Как она отража­ется на его природе?

Особенность географического положе­ния Северного Ледовитого океана заложе­на в его названии. Это самый северный из океанов. Значительная его часть по­крыта толстыми льдами, которые не тают в течение всего года. Природа океана сурова, арктический климат затрудняет развитие живых организмов. Представи­телями животного мира являются разные виды рыб и птиц, моржи, тюлени, белые медведи. Северный Ледовитый океан омывает север Евразии и Северной Аме­рики и соединяется с Тихим океаном узким Беринговым проливом, а с Атлан­тическим океаном — широким водным пространством, через которое в Северный Ледовитый океан проникает ветвь теплого Северо-Атлантического течения.

2. Подготовьте к уроку дополнительные сообще­ния об исследованиях океана.

Российские, норвежские, английские и голландские исследователи много сделали для изучения этого океана, расположен­ного вокруг Северного полюса.

Вы сможете подробно познакомиться с подвигами великих и бесстрашных пу­тешественников и исследователей Се­верного Ледовитого океана и всей Арк­тики в целом, прочитав рекомендуемую литературу, приведенную в учебнике в конце главы.

3. Чем объяснить, что воздух над океаном теп­лее, чем над Антарктидой?

Вы сможете самостоятельно ответить на этот вопрос, изучив текст учебника (20).

4. Какие природные комплексы выделяют в оке­ане? Почему?

Особенности климата и рельефа способ­ствовали формированию двух отличаю­щихся друг от друга природных комплек­сов: природного комплекса Центральной (Приполярной) Арктики и комплекса ок­раинных морей, дном которых является континентальный шельф. Природные комплексы различаются по характеристи­кам водных масс, характеру растительно­го и животного мира.

5. Подготовьте творческое задание: составьте маршрут воображаемого путешествия по Ледовито­му океану, расскажите о нем в классе.

Это задание вы сможете выполнить, используя контурные карты и школьный атлас. Дайте описание окружающей при­роды; выделите причины, оказывающие влияние на природу тех территорий, ко­торые будет пересекать линия проложен­ного вами маршрута путешествия.

20. Северный Ледовитый океан

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали:

  • в чём особенность географического положения северного ледовитого океана
  • чем объяснить что воздух над океаном теплее чем над Антарктидой
  • какие природные комплексы выделяют в океане почему
  • подготовьте к уроку дополнительные сообщения об исследованиях океана
  • подготовьте творческое задание составьте маршрут воображаемого путешествия по ледовитому океану

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кудинцевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по географии в 7 классе

Тема: «Путешествие по океанам»

Подготовила:

учитель первой квалификационной категории

Евдокимова Е. И.

С. Кудинцево

2012 г.

ЦЕЛИ УРОКА :

Образовательная – закрепить у уч-ся полученные знания и умения по изученной теме "Океаны".

Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии.

Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с уч-ся.

ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, карточки-задания

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Взаимное приветствие

Чтение эпиграфа на доске

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

2. Основная часть.

Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью.

Ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский, Северный Ледовитый океан). Поэтому сегодня мы попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

Я думаю, что многие из вас любят путешествовать. И вот я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь. И на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад.

А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, заливы, проливы, течения.

Я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель – сказочный герой, то и мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом маленьком корвете

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Но сначала нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам, ребята, нужно заполнить пустые трюмы на корвете правильными словами. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее.

Задание № 1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРВЕТА

    Крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют "царь ракушкой". ТРИДАКНА

    Тип коралловой постройки. АТОЛЛ

    Широко распространённая водоросль на мелководьях. ЛАМИНАРИЯ

    Остров в Индийском океане. ЯВА

    Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ

    Одно из течений в Атлантическом океане. ГОЛЬФСТРИМ

    Залив в Атлантическом океане. МЕКСИКАНСКИЙ

Итак, наш корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье.

А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.

Задание №2.

Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на доске: 68 с.ш. 34 в.д.

Ключ: Мурманск

Молодцы! Правильно!

На берегу какого моря мы находимся? (Баренцево море)

К какому океану оно относится?

О, Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где-то далеко,

Твоё дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

Задание № 3.

Ребята, давайте вспомним особенности географического положения Северного Ледовитого океана и как оно сказывается на природе.

(сообщение ученика)

Итак, мы держим свой путь на восток. Капитан Врунгель указал, что мы должны из Северного Ледовитого океана попасть в Тихий океан, но вот беда, карта в одном месте чуть стерлась и мы не можем рассмотреть наш маршрут. Ребята, давайте восстановим карту. Как мы попадем в Тихий океан?

(ответ ученика о Беринговом проливе)

(Берингов пролив- пролив между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина фарватера 36 м. Пролив соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Пролив назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл этим проливом в 1728 году.)

Перед нами Тихий океан.

Об этом океане написал Ж. Верн: «Вы совершите путешествие в страну чудес. Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному… Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды мною исследованных!» И теперь начнём исследование Тихого океана.

Необыкновенный Тихий океан!

Необыкновенно великий океан, занимающий треть площади Земли. По видовому составу живых организмов ему нет равных!

Задание № 4.

Расскажите, ребята, об органическом мире Тихого океана.

(сообщение ученика)

Мы знаем, что Тихий океан – еще и самый неспокойный океан, и вот следующие задания. Выполнив их, мы сможем спокойно пересечь этот океан.

Задание №4 Чудеса из чудес.

Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.

1) 11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан)

2) Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан)

3) Фернанд Магеллан (дал название Тихому океану)

4) Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны)

5) 50-130 млн лет (возраст тихоокеанской литосферной плиты)

Задание № 5 Блиц-опрос по географическим терминам

Разделить класс на команды. Каждой команде даются карточки с географическими терминами. В течение одной минуты команды готовятся, а затем дают ответы.

Шельф (материковая отмель)

Пассат (постоянный ветер)

Цунами (гигантская волна)

Гольфстрим (тёплое течение)

Промилле (величина измерения солёности воды)

Муссон (сезонный ветер)

Куросио (тёплое течение)

Бриз (ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки)

Антарктида (материк)

Марианский (желоб)

Мексиканский (залив)

….. Западных ветров (течение)

Физкультминутка.

Я думаю, что пора немного отдохнуть.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Мы продолжаем свой путь по водам Тихого океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки. Но путь нам преградили пираты.

Задание № 6 . Отгадай – ка.

Этот человек родился и вырос в Англии. В 1577г. был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 кораблях в пиратский рейд к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Новыми никому неизвестными путями он обошел материк и проник из Атлантического океана в Тихий. Появляясь внезапно и неожиданно, грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Королева Англии Елизавета 1 стала благодаря ему очень богатой и присвоила ему звание рыцаря. Его именем был назван пролив между Тихим и Атлантическим океанами. Кто он? (Фрэнсис Дрейк).

Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте)

Атлантический океан! Необозримая водная равнина, Величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, Под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушавшие страх мореплавателям, - мыс Горн и мыс Бурь!»

/Жуль Верн)

Задание № 7

А теперь расскажите, чем интересен рельеф Атлантического океана?

(сообщение ученика)

И вот мы уже плывем по Атлантическому океану, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…

Задание № 8. «По морям, по волнам» (лото).

Учащиеся получают карточки с фрагментами к/к и написанными на листочках названиями географических объектов. Необходимо соединить таблички с названиями объектов на карточках.

На карточках размещены контуры следующих объектов: Черное море, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Саргассово море, о. Гренландия, Мексиканский залив.

Мы успешно пересекли Атлантический океан и попали в воды Индийского океана.

Огромный океан неведомого

Окружает нас

И чем больше мы знаем,

Тем больше загадок задаёт нам природа.

/Обручев В. А. /

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части.

Задание № 9

Ребята, расскажите, как влияет географическое положение Индийского океана на особенности природы.

Мы продолжаем путешествие. Но где же капитан Врунгель спрятал клад? А вот, кажется, подсказка.

Юнги, что это? Течение принесло нам письмо. Это послание от капитана Врунгеля!

В бутылке письмо.

«Попробуй остров Врунгеля найти,

Название острова откроется тому,

Кто знает: что, зачем и почему.

Кроссворд морской ты отгадай

И к кладу свой корабль направляй!

Задание № 10 «Морские открытия»

На доске кроссворд. Слово, зашифрованное в вертикальной строке, и есть название острова. Кто первый отгадает название острова, тот первым найдет клад!

    М А Р К О П О Л О

2. Г О Л Ь Ф С Т Р И М

3.Б Е Р И Н Г О В

4. П Е Р У А Н С К О Е

5.Д Р Е Й К А

6.А М У Н Д С Е Н

    Кто из европейцев эпохи Средневековья первым проплыл по Индийскому океану?

    Теплое течение второго по величине океана Земли, проходящее близ восточного побережья большого материка Западного полушария.

    Пролив, соединяющий Тихий океан с самым маленьким океаном Земли, носит имя мореплавателя, участника Великой Северной экспедиции, хотя первенство открытия этого пролива принадлежит не ему.

    Холодное течение первого по величине океана, проходящее близ южной части западного побережья Южной Америки.

    Он не только пересек Тихий океан, совершив второе кругосветное плаванье (1577-1580), но и открыл самый широкий на Земле пролив.

    Первооткрыватель Северного полюса, проплывший через Северный Ледовитый океан из Западной Европы в Восточную Азию

А вот и наш остров Победа! Но чтобы определить точное местоположение клада, нам нужно выполнить еще одно задание.

Задание № 11. Игра “Океаны”

На доске лежат названия всех океанов. Ученик выходит к доске, читает любую карточку и прикрепляет её к тому океану, к которому относится данная информация.

    Самый глубокий (Тихий)

    Самый пресный (Сев. Ледовитый)

    Самая глубокая впадина (Тихий)

    Самый мелкий (Сев. Ледовитый)

    Самый крупный остров (Атлантический)

    Море без берегов (Атлантический)

    “Титаник” (Атлантический)

    Нефть Персидского залива (Индийский)

    Незамерзающий порт Мурманск (Северный Ледовитый)

    Самое соленое море (Индийский)

Задание № 12 “Великие мореплаватели”. (дополнительное время)

Мировой океан занимает большую часть земной поверхности. Долгое время люди очень мало знали об океане, кроме того, они боялись плавать вдалеке от берега. С океаном было связано немало поверий, вызывавших трепет в людских душах. Так, вплоть до начала эпохи Великих географических открытий моряки не решались пересечь экватор. Каждый раз, когда корабли приближались к этому месту, команда требовала повернуть назад: ведь в районе экватора вода кипела, о чем писали древнегреческие географы, и именно в этом месте белые люди становились чернокожими. На арабской карте вблизи от экватора (западное побережье Африки) была изображена рука дьявола, поднимающаяся из воды. Как тут отважиться пересечь эту роковую линию? Сколько же надо мужества и упорства, чтобы преодолеть страх? Но все же такие мореплаватели нашлись.

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми фактами из жизни известных мореплавателей. Я вас познакомлю с некоторыми биографическими данными, причем, сначала информация будет менее известная.

На обдумывание – 15 секунд.

Васко да Гама.

    Придворный знатного происхождения, которого король Мануэл назначил руководить экспедицией по не выясненным до конца причинам.

    В распоряжении экспедиции было два тяжелых корабля, легкое быстроходное судно, а также транспортный корабль с запасами пищи. В пути мореплаватели подверглись страданиям от голода, цинги, столкнулись с противодействием арабов и пиратов. Домой вернулось на двух судах менее половины экипажа экспедиции.

    Открытый в результате плавания торговый путь обеспечил одной европейской стране на девяносто лет монополию торговли с Южной и Юго-Восточной Азией и огромные прибыли. Но после второй экспедиции первооткрыватель получил титул графа и на многие годы был отстранен от всякой деятельности. Только в конце жизни ему удалось совершить третью экспедицию.

    Из Индии в Португалию мореплаватели привезли гвоздику, корицу и драгоценные камни.

Христофор Колумб.

    Родился в семье шерстяника. В течение многих лет до 1485 года плавал на португальских судах, жил в Лиссабоне и на островах Мадейра и Порту-Санту.

    Читал на четырех языках, изучал и хорошо знал существовавшие на тот момент географические карты, При подготовке к плаванию обращался за советом к известному итальянскому астроному, космографу и географу Паоло Тосканелли.

    В первую экспедицию отправился в 1492 году на 3 судах с экипажем в 90 человек. Во время третьей экспедиции, в 1500 году, был арестован по доносу и закован в кандалы, которые сохранил до конца жизни. Всего совершил 4 экспедиции к неизвестным (открытым им) землям.

    Материк, который благодаря его путешествиям был открыт для европейцев, получил имя другого мореплавателя. Местных жителей он назвал индейцами.

Фернан Магеллан.

    Бедный дворянин, он некоторое время служил пажом в свите португальской королевы.

    Он участвовал в морских сражениях с арабами и маврами. Во время экспедиции смог подавить бунт, который через полгода плавания подняла группа офицеров на трех кораблях. Мятежники требовали изменить курс движения экспедиции и направиться к мысу Доброй Надежды.

    Во время перехода через один из океанов экспедиция не встретила ни одного обитаемого острова, на кораблях начался голод, почти все моряки болели цингой, а 19 человек умерли от этой болезням. К счастью, погода благоприятствовала путешественникам, не было ни одного большого шторма, поэтому океан был назван Тихим.

    Научный результат экспедиции был грандиозным: мореплаватели отправились в западном направлении, а вернулись с востока, чем было неоспоримо доказано, что Земля имеет шарообразную форму, а Мировой океан представляет собой единое целое.

3. Заключительный этап

Ну что, ребята, вот мы и отыскали клад капитана Врунгеля. Как вы думаете, что лежит в сундуке? Золото! А золото, это те знания, которые вы получили, изучая Мировой океан. Надеюсь, что вы сможете правильно распорядиться своим богатством. А за ваше упорство в стремлении к победе, я награждаю вас Орденом капитана Врунгеля.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

И закончить наш урок я хотела бы вот такими словами:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

4. Домашнее задание

Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов.

Маршрут путешествия по Южной Африканской республике

Автор : Кушнарёва Татьяна Николаевна – учитель географии МБОУ СОШ №9 г.Азова Ростовской области .
Описание материала :
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который можно взять за основу для проведения обобщающего урока географии в 7 классе, а также использовать и во внеурочное время, как дополнение для проведения викторин, тематических вечеров. Также он может быть полезен и для педагогов, работающих в начальной школе.

Цель маршрута:
Знакомство с Объектами Всемирного Наследия одной из южных стран Африки – ЮАР, познание великолепного мира удивительной природы.
Актуальность:
Каждый, уважающий себя путешественник, мечтает хотя бы один раз в жизни побывать в Африке. Самые захватывающие и интересные туристические маршруты проходят в Южной Африке. Африканский континент наполняет путешествия уникальными, незабываемыми впечатлениями. Нигде в мире нет такой невероятной и дикой саванны, где на свободе можно увидеть миллионы разнообразных животных и невероятных птиц, самые древние в мире разломы земной коры, прекрасное и чистое звездное небо, коварные пустыни, местные племена со своей самобытной культурой, сохранившейся до нашего времени в нетронутом состоянии.

Начало маршрута:

Приглашаю вас отправиться в ЮАР – край невероятных открытий.
г.Азов, через 1 час.20 мин. мы на взлётной полосе в Аэропорте г. Ростова-на-Дону
Полетели!!!
Расстояние(Ростов-На-Дону) -(Йоханнесбург) - 8259 км.
Минимальное время полета: 16 ч. 5 мин


Я приглашаю вместе со мной отправиться в путь, ведь мы уже в ЮАР


Первый объект нашего маршрута


Мапунгубве располагается на крайнем севере ЮАР – там, где она граничит с Зимбабве и Ботсваной. Это ландшафт открытых обширных саванн у слияния рек Лимпопо и Шаше. Мапунгубве превратилось в крупнейшее на юге континента королевство, существовавшее вплоть до XIV в. Сохранились почти в неизменности остатки дворцов и всей связанной с ними жилой зоны. Здесь можно также увидеть руины двух более ранних столиц. В целом это дает представление о социальном и политическом развитии данного района в течение более чем 400 лет.
Критерии: ii, iii, iv, vi (объект культурного наследия)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2003

Приглашаю Вас посетить Стеркфонтейн, Сварткранс, Кромдрай и окрестности – места находок ископаемых гоминид


Таунг-Скал-Фоссил-Сайт – это одно из добавлений к объекту, внесенному в Список Всемирного наследия в 1999 г. Здесь в 1924 г. был найден знаменитый череп Таунга, принадлежавший «австралопитеку африканус». Долина Макапан, также добавленная в состав данного объекта наследия, выделяется обилием найденных в здешних пещерах археологических следов, подтверждающих присутствие человека около 3,3 млн лет тому назад. Эта территория содержит важные свидетельства происхождения и эволюции человечества. Ископаемые остатки, обнаруженные здесь, сделали возможной идентификацию ряда образцов древних гоминид, в особенности – образцов парантропа, датируемых периодом между 4,5 и 2,5 млн лет тому назад, а также являются свидетельством начала использования в быту огня в период от 1,8 до 1,0 млн лет тому назад.

Год включения в Список Всемирного наследия: 1999, 2005

Преодолев расстояние в 50 км, мы попадаем в космический рай


Объект, расположенный примерно в 120 км к юго-западу от Йоханнесбурга, является представительным фрагментом крупной метеоритной импактной структуры, или астроблемы. Возраст кратера – 2 023 млн лет, т.е. это древнейшая астроблема из всех, обнаруженных к настоящему времени на Земле. Радиус астроблемы– 190 км, т.е. это еще и самый крупный и наиболее обнаженный на глубину объект такого рода. Вредефорт известен как след самого мощного в истории Земли метеоритного удара, который привел к глобальным последствиям. Так, по мнению некоторых ученых, столкновение с метеоритом могло изменить весь ход развития нашей планеты. Объект хранит ценнейшие свидетельства геологической истории Земли, и позволяет нам лучше понять её эволюцию. В результате произошедших в земной коре геологических изменений большинство древних метеоритных кратеров уже исчезло, и на этом фоне Вредефорт является единственным на Земле объектом, на котором доступен для непосредственного изучения геологический разрез астроблемы ниже её подошвы.
Kритерии: viii (объект природного наследия)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2005

Приглашаю Вас увидеть живописнейший мир - Культурный и флористический ландшафт Рихтерсвельд


Культурный и флористический ландшафт Рихтерсвельд – живописный участок гористой пустыни площадью 160 тыс. га на северо-западе ЮАР, который принадлежит и управляется местной общиной. Здесь располагаются сезонные пастбищные угодья народности нама, что отражает полукочевой уклад их жизни, который, возможно, сохраняется на юге Африки уже в течение двух тысячелетий. Это единственная территория, где люди нама все еще сооружают переносные жилые дома – «хару-омс»: маленькие полусферические сооружения, состоящие из деревянного каркаса, образованного пересекающимися деревянными дугами, и покрытого красивыми плетеными циновками из местного тростника. Объект включает участки сезонных миграций и выпаса скота, а также фермы, используемые пастухами во время перемещений со своими стадами. Скотоводы, населяющие эту территорию, собирают лекарственные и иные растения и имеют устойчивые устные традиции, связанные с различными местами и свойствами ландшафта.
Критерии: iv, v (объект культурного наследия)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2007

Следующий объект со своей историей


В период XVII-ХХ вв. Роббен-Айленд использовался как тюрьма, больница для обездоленных и как военная база. Его постройки, особенно относящиеся к концу ХХ в., такие как сверхсекретная тюрьма для политических заключенных, стали свидетелями победы демократии и свободы над угнетением и расизмом.
Критерии: iii, vi (объект культурного наследия)

Приглашаю вас в Мир гор


Малоти-Дракенсберг является трансграничным объектом наследия, который включает два национальных парка – Ухахламба-Дракенсберг в ЮАР. Район, с его высокими базальтовыми скалами-контрфорсами, гигантскими обрывами, останцами из золотистого песчаника, причудливыми каменными арками и столбами, пещерами, утесами, горными озерами, обладает исключительной природной красотой. Многообразие ландшафтов поддерживает высокий уровень эндемизма и обеспечивает существование глобально редких видов растений. Это также убежище для таких угрожаемых видов птиц, как капский гриф (Gypscoprotheres) и бородач (Gypaetusbarbatus). В многочисленных пещерах и гротах обнаружены наскальные рисунки – это крупнейшая и наиболее концентрированная их коллекция во всей Африке к югу от Сахары. Изображения дают представление о духовной жизни народности сан, населявшей данную местность свыше 4 тыс.лет.
Критерии: i, iii, vii, x (объект культурно-природого наследия)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2000

Если вы устали в пути, предлагаю насладиться следующим объектом и морским воздухом.


Современные речные, морские и эоловые процессы сформировали здесь самые разнообразные природные комплексы, включая коралловые рифы, протяженные песчаные пляжи, прибрежные дюны, озерные системы, а также обширные водно-болотные угодья. Постоянное воздействие прибрежных течений и штормов на эти природные комплексы, а также расположение парка в переходной географической зоне (между субтропиками и тропиками), обусловили не только исключительное видовое многообразие, но и продолжение самого процесса видообразования. Мозаичный характер местности создает здесь крайне живописные пейзажи. В парке находят убежище различные животные – обитатели саванн, водно-болотных угодий и морской среды.
Kритерии: vii, ix, x (объект природного наследия)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1999

На этом наше путешествие по Южной Африканской Республики подошло к концу, надеюсь, что вы узнали много интересного о некоторых Объектах Всемирного Наследия этого государства.

Благодарю всех за внимание!

Этот океан отличается суровостью климата, обилием льдов и относительно малыми глубинами. Жизнь в нем полностью зависит от обмена водой и теплом с соседними океанами.

Географическое положение океана. Северный Ледовитый океан - наименьший из океанов Земли. Он самый мелководный. Океан расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, острова и архипелаги. (Остальные данные о положении океана установите по карте.)

Значительную часть площади океана составляют моря, большинство которых окраинные и только одно внутреннее. В океане много островов, расположенных вблизи материков.

История исследования океана. Исследование Ледовитого океана - это история героических подвигов многих поколений мореплавателей, путешественников и ученых ряда стран. В далекие времена на утлых деревянных кочах и ладьях пускались русские люди - поморы в путешествия. Зимовали на Груманте (Шпицбергене), плавали к устью Оби. Они вели промысел рыбы, охотились на морского зверя и хорошо знали условия плавания в полярных водах.

Используя сведения о плаваниях русских, анг-личане и голландцы предприняли попытки отыскать кратчайшие пути из Европы в страны Востока (Китай и Индию). В итоге плавания Виллема Баренца в конце XVI в. была составлена карта западной части океана.

Начало планомерному изучению берегов океана положила Великая Северная экспедиция (1733-1743). Ее участники совершили научный подвиг - прошли и положили на карту берега от устья Печоры до Берингова пролива.

Первые сведения о природе приполярных областей океана были собраны в конце XIX в. во время дрейфа «Фрама» Ф. Нансена и плавания к полюсу в начале XX в. Г. Седова на шхуне «Св. Фока».

Возможность прохода через океан за одну навигацию была доказана в 1932 г. экспедицией ледокола «Сибиряков». Участники этой экспедиции под руководством О. Ю. Шмидта проводили промеры глубин, измеряли толщину льда, вели наблюдения за погодой.

В нашей стране были разработаны новые методы исследования этого океана. В 1937 г. на дрейфующей льдине была организована первая полярная станция «Северный полюс» (СП-1). Четыре полярника во главе с И. Д. Папаниным провели героический дрейф на льдине от Северного пол юса-до Гренландского моря.

Для исследования океана сейчас применяют самолеты, которые садятся на льдины и проводят одноразовые наблюдения. Снимки из космоса дают информацию об изменениях в состоянии атмосферы над океаном, о перемещении льдов.

В результате всех этих исследований накоплен большой материал о природе Северного Ледовитого океана: о климате, органическом мире; уточнено строение рельефа дна, изучены придонные течения.

Многие тайны природы Ледовитого океана уже известны, но многое еще предстоит открыть будущим поколениям, в том числе, может быть, и кому-то из вас.

Рис. 48. Побережье Северного Ледовитого океана

Особенности природы Северного Ледовитого океана. Рельеф дна имеет еложное строение. Центральная часть океана пересечена горными хребтами и глубокими разломами. Между хребтами лежат глубоководные впадины и котловины. Характерная особенность океана - большой шельф, который составляет более трети площади дна океана.

Климатические особенности определяются полярным положением океана. Над ним преобладают арктические воздушные массы. Летом часты туманы. Воздушные массы Арктики значительно теплее воздушных масс, формирующихся над Антарктикой. Причина этого - запас тепла в водах Ледовитого океана, который постоянно пополняется теплом вод Атлантики и в меньшей мере Тихого океана. Таким образом, как ни странно, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а существенно согревает обширные пространства суши Северного полушария, особенно в зимние месяцы.

Под действием западных и юго-западных ветров из Северной Атлантики в Ледовитый океан входит мощный поток теплых вод Северо-Атлантического течения (см. карту). Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток. Через весь океан от Берингова пролива до Гренландии происходит движение вод в обратном направлении - с востока на запад.

Самая характерная особенность природы этого океана - наличие льдов. Их образование связано с низкой температурой и относительно низкой соленостью поверхностных водных масс, которые опреснены большим количеством речных вод, стекающих с материков.

Вынос льда в другие океаны затруднен. (Почему?) Поэтому здесь преобладает многолетний лед толщиной 2-4 м и больше. Ветры и течения вызывают движение и сжатие льдов, образование торосов.

Основную массу организмов в океане образуют водоросли, способные жить в холодной воде и даже на льдах. Органический мир богат только в приатлантическом районе и на шельфе близ устьев рек. Здесь образуется планктон, на дне растут водоросли, обитают рыбы (треска, навага, палтус). В океане живут киты, тюлени, моржи. Обитают в Арктике белые медведи, морские птицы, ведущие колониальный образ жизни и обитающие на берегах. Все население гигантских «птичьих базаров» питается в океане.

В Ледовитом океане выделяют два природных пояса. Граница полярного (арктического) пояса на юге примерно совпадает с краем континентального шельфа. Эта наиболее глубоководная и суровая часть океана покрыта дрейфующими льдами. Летом льдины покрываются слоем талой воды. Этот пояс малопригоден для жизни организмов.

Рис. 49. Побережье Чукотского моря

Часть океана, прилегающая к суше, относится к субполярному (субарктическому) поясу. В основном это моря Ледовитого океана. Природа здесь не так сурова. Летом у берегов вода свободна ото льда, сильно опреснена реками. Проникающие сюда теплые воды из Атлантики создают условия для развития планктона, которым питаются рыбы.

Виды хозяйственной деятельности в океане. Северный Ледовитый океан имеет исключительно важное значение для стран, берега которых омывают его воды. Суровая природа океана затрудняет в нем поиски полезных ископаемых. Но уже разведаны месторождения нефти и природного газа на шельфе Карского и Баренцева морей, у берегов Аляски и Канады.

Биологические богатства океана невелики. В приатлантическом районе ловят рыбу и добывают водоросли, охотятся на тюленей. Добыча китов в океане строго лимитирована.

Освоение Северного морского пути началось только в 30-х гг. XX в. Северный морской путь (сокращенно СМП) - это главная судоходная магистраль в Арктике, которая значительно сокращает расстояния между европейскими и дальневосточными портами. СМП играет огромную роль в освоении Сибири. По этому пути в Сибирь везут оборудование и продовольствие, вывозят лес и руду. Навигация длится от 2 до 4 месяцев, а на отдельных участках с помощью ледоколов ее продолжительность больше. Для обеспечения работы СМП в нашей стране созданы специальные службы: полярная авиация, целая сеть метеорологических станций на побережье и на дрейфующих льдинах.

Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют выразительным словом «полярники». Принадлежность к полярникам определяется не только профессией, но и географической сферой деятельности. Несмотря на то что человек вооружен мощной техникой, работать в Ледовитом океане трудно и опасно. Полярникам присущи не только отвага и мужество, выносливость и трудолюбие, но и высокое профессиональное мастерство.

  1. В чем особенность географического положения Северного Ледовитого океана? Как она отражается на его природе?
  2. Подготовьте к уроку дополнительные сообщения об исследованиях океана.
  3. Чем объяснить, что воздух над океаном теплее, чем над Антарктидой?
  4. Какие природные комплексы выделяют в океане? Почему?
  5. Подготовьте творческое задание: составьте маршрут воображаемого путешествия по Ледовитому океану, расскажите о нем в классе.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ортолыкская средняя общеобразовательная школа им. М.И. Лапшина»

Внеклассное мероприятие

«Путешествие по океанам»

Разработала: учитель географии

Тулина Урсула Германовна

с. Ортолык, 2015 г.

ПРЕДМЕТ: География

КЛАСС: 7

ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ: "Путешествие по океанам"

ЦЕЛИ : Образовательная – закрепить у учащихся полученные знания и умения по изученной теме "Океаны". Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у учащихся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии. Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у учащихся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизация знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с учащимися.

ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, карточки-задания

ХОД УРОКА

    Организационная часть

Взаимное приветствие

Чтение эпиграфа на доске учеником.

Учитель: Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы не просто ученики, вы сегодня исследователи – географы, и экологи. Мы совершим путешествие – путешествие по океанам.

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

Организация проведения урока

Класс делится на две группы. Выбирается руководитель каждой группы. Первая группа географы , которые определяют географическое положение, историю исследования океана, и особенности природы. Вторая группа экологи, которые раскрывают виды хозяйственной деятельности. Как только определенная группа закончит свое выступление, остальные группы задают вопросы, дискутируют, анализируют услышанный материал. Каждая группа придумывает авторское стихотворение, посвященное к определенному океану.

Учитель : ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский, Северный Ледовитый океан). Поэтому попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время, которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

В плаванье отправимся мы дети,

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Россия представляет собой здание выходящая фасадом на Северный Ледовитый океан, и мы отправимся в плаванье из порта, который находится

в г. Мурманске.

С начала нам необходимо заправить корабль знаниями. Для этого вам ребята нужно заполнить пустые клетки, написанны на доске. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее. Кто – то из вас один пойдёт к доске, и будет заполнять его, а все остальные помогайте, подсказывайте!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ:

    В Тихом океане обитает крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют "царь ракушкой"? ТРИДАКНА

    В океане обитает много? АКУЛ

    Широко распространённая водоросль на мелководьях. ЛАМИНАРИЯ

    Остров в Индийском океане. ЯВА

    Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ

    Одно из течений в Атлантическом океане. ГОЛЬФСТРИМ

    Самая глубоководная впадина в Тихом океане. МАРИАНСКИЙ ЖЕЛОБ

Теперь, мы можем отправиться в плаванье. Курс плаванья будет с Запада на Восток, присутствуют две группы исследователей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУПП И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
Группа географов (руководитель)
Группа экологов (руководитель)

Мы путешествуем по Северному Ледовитому океану. С любой группы требуется авторское стихотворение по исследуемому океану (по желанию).

О Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где-то далеко,

Твоё дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

Уважаемые географы и экологи , так как вы уже прошли раздел океаны, то должны уметь определять географическое положение объекта, особенности природы, и виды хозяйственной деятельности океана, поэтому сразу перейдем к исследованию, и к изложению материала. Расскажите о географическом положении, об истории исследовании океана, об особенностях природы Северного Ледовитого океана. А пока мы будем слушать ответ (отвечает ученик у доски, показывая географические объекты, расположенные в этом океане). Вторая группа задают вопросы географам. Экологи расскажут виды хозяйственной деятельности океана.

Учитель: Послушав ответ, проверяем группу географов и биологов. Северный Ледовитый океан исследован, и мы плывём дальше к Атлантическому океану. Вторая группа зачитывает авторское стихотворение.

Атлантический океан!

Необозримая водная равнина,

Величественная водная гладь!

Из конца в конец бороздят эти воды корабли все стран,

Под флагами всех наций мира.

/Жуль Верн)

Ребята, а давайте с вами вспомним какие материки, омывает Атлантический океан? (Ответы учеников).

Учитель: А теперь, уважаемые географы , расскажите, чем интересен природа Атлантического океана? (Слушаем ответ группы географов).

Вопрос ко всем:

Органический мир Атлантики:

а) беднее видами, чем Тихий океан;

б) богаче видами, чем Тихий океан;

В полярных водах Атлантического океана обитают:

а) треска и морской окунь;

б) скумбрия и мойва;

в) киты и тюлени;

Вопросы по услышанному материалу, задают экологи географам.

Группа экологов

Группу экологов просим показать на карте мира, где распространено самое большое загрязнение от нефти в Атлантическом океане. И почему возникают эти загрязнения?

Хоть заданья были и с подвохом по Атлантическому океану справились вы все совсем не плохо. И теперь начнём исследование Тихого океана.

ВОПРОС: Как мы попадаем из Атлантического океана в Тихий? (

Магелланов пролив на Южном Америке)

Группа географов определите географическое положение и историю исследования океана, и особенности природы океана? Вопросы: 1. Как ещё называют Тихий океан? "Сильный", "Великий" "Славный". Назовите плиту, на которой лежит Тихий океан? Африканская плита, Евразийская плита, плита Наска.

Группа экологов раскрывают виды хозяйственной деятельности океана.

Учитель : Наше с вами плаванье продолжается из Тихого океана в Индийский океан.

Огромный океан неведомого

Окружает нас

И чем больше мы знаем,

Тем больше загадок задаёт нам природа.

/Обручев В. А. /

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части. Группа географов расскажет нам, как влияет географическое положение Индийского океана на климат, температуру воды. Группа экологов виды хозяйственной деятельности океана.

Ребята, а что мы знаем об охране океана? Может быть нам экологи помогут? (Ответ экологов).

Уч итель:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

2. Заключительный инструктаж

Выставление оценок учеников друг другу;

Подведение итогов урока

3. Домашнее задание

Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов