А)Принятие конституции РФ. А) выход США из договора

Агрессивность — это устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступает причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты. Психологи утверждают, что агрессивность не была присуща человечеству изначально и малыши усваивают модель агрессивного поведения с первых дней своей жизни.

Агрессивность с латинского языка означает нападать и характеризует свойство личности, отдающее предпочтение в использовании насильственных методов в достижении своих целей.

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Признаки агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

Виды агрессивных реакций опросник Басс-Дарки:

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;

— вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой , т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Агрессивность у женщин

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность устраняется следующими принципами и коррекционной работой:

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

положительное отношение к внутреннему миру.

Хочется отметить направления коррекционной работы с агрессивностью детей:

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие , формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

Упражнения на снижение агрессивности:

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

7. Игра: «Кляксы».

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

13. Игра: «Котик».

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

17. Игра «Рвакля».

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Агрессивность лечение

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться . Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.


Многие его запомнили политикой разрядки, то есть политикой, направленной на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Частичное примирение двух систем произошло на международной арене в 70-е годы. Именно в это время (1973) Брежнев получил Ленинскую премию за укрепление мира между народами. 1 августа 1975 года Брежнев подписал Хельсинкские соглашения, подтвердившие нерушимость границ в Европе. ФРГ до этого не признавала Потсдамские соглашения, изменившие границы Польши и Германии, и не признавала наличие ГДР. ФРГ, фактически, даже не признавала аннексию Калининграда и Клайпеды СССР.

РАЗВИТИЕ ВО ВСЕХ СФЕРАХ
В брежневские годы происходило развитие страны во всех сферах. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены.

РОСТ ЭКОНОМИКИ
В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то через 20 лет, в 1980-м, - уже более 80%. СССР вышел на первое место в мире по производству цемента, с 1966-го заметно опережал по этому показателю в расчете на душу населения США и Великобританию.


В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн человек. Также имел место ввод в эксплуатацию 1,6 млрд кв. м жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом, квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. В годы застоя поощрялось развитие личных подсобных хозяйств колхозников, даже появился лозунг «Хозяйство личное - польза общая»; также широко раздавались земли под садоводческие товарищества горожан.

ОБРАЗОВАНИЕ
В 1966 году в СССР был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, в 1978-м введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире

Категории: Выбор Редакции , История , Официально
Теги:

Интересная статья? Расскажи друзьям:

10 ноября 1982 года умер генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Многими период его нахождения на высшем руководящем посту страны воспринимается как лучший в советской истории. В связи с этим, мы решили рассказать о пяти достижениях Леонида Брежнева.

РАЗРЯДКА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Многие его запомнили политикой разрядки, то есть политикой, направленной на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Частичное примирение двух систем произошло на международной арене в 70-е годы. Именно в это время (1973) Брежнев получил Ленинскую премию за укрепление мира между народами. 1 августа 1975 года Брежнев подписал Хельсинкские соглашения, подтвердившие нерушимость границ в Европе. ФРГ до этого не признавала Потсдамские соглашения, изменившие границы Польши и Германии, и не признавала наличие ГДР. ФРГ, фактически, даже не признавала аннексию Калининграда и Клайпеды СССР.

РАЗВИТИЕ ВО ВСЕХ СФЕРАХ
В брежневские годы происходило развитие страны во всех сферах. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены.

РОСТ ЭКОНОМИКИ
В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то через 20 лет, в 1980-м, - уже более 80%. СССР вышел на первое место в мире по производству цемента, с 1966-го заметно опережал по этому показателю в расчете на душу населения США и Великобританию.

РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн человек. Также имел место ввод в эксплуатацию 1,6 млрд кв. м жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом, квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. В годы застоя поощрялось развитие личных подсобных хозяйств колхозников, даже появился лозунг «Хозяйство личное - польза общая»; также широко раздавались земли под садоводческие товарищества горожан.

ОБРАЗОВАНИЕ
В 1966 году в СССР был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, в 1978-м введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире

В начале 50-х годов дестабилизация экономики приняла угрожающие масштабы. Анализируя трудности, советское руководство, пришедшее к власти после смерти Сталина, сделало вывод, что их главная причина – недостатки в руководстве и управлении: излишняя бюрократизация, чрезмерная централизация. Отсюда – борьба с бюрократизмом и ряд реорганизаций в середине 50-х годов, призванных дать больше самостоятельности республикам и регионам. И бюрократизм, и излишняя централизация были реальным злом, поэтому борьба с ними дала положительный эффект. Однако проблемы экономики были гораздо более серьезными.

В начале 60-х годов в ходе экономической дискуссии ряд ученых (Е. Либерман, С. Новожилов, В. Немчинов) предложили изменить всю систему управления на основе «сквозного» совершенствования хозяйственного механизма, развития производственного самоуправления. Однако их идеи не были поддержаны. Н. Хрущев считал, что централизованное планирование в социалистическом хозяйстве должно быть обязательно сохранено, в противном случае надо обращаться к рынку, а это уже будут не социалистические отношения, а рыночные, капиталистические.

Какую роль сыграли в экономическом возрождении СССР после войны репарации, полученные с Германии?

Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования, позволили достичь довоенного уровня.

В чем вы видите причины и основное содержание денежной реформы 1947 г.?

Денежная реформа в декабре 1947 г. была проведена с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесценению. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. Хотя многие не считают данную денежную реформу деноминацией, поскольку при реформе порядок цен, зарплат и иных платежей остался прежним, и полагают, что она носила лишь конфискационный характер. Так 10 старых рублей наличными обменивались на один рубль новых. Обмен наличных денег проводился в течение одной недели («Кто не успел, тот опоздал»). Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит Постановление Совета Министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печеный - 2 кг; крупа, макароны - 1 кг; мясо и мясопродукты - 1 кг; колбасные изделия и копчености - 0,5 кг; сметана - 0,5 кг; молоко - 1 л; сахар - 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани - 6 м; нитки на катушках - 1 катушка; чулки-носки - 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая - по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное - 1 кусок; спички - 2 коробки; керосин - 2 л. Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

Тема №8. Задание 4. Выделите не менее 15 ключевых терминов по теме и дайте их определение. Поиск путей реформирования советского общества (середина 1950-х - конец 1980-х гг.).

1. «Холодная война» - термин, получивший широкое распространение после 2-й мировой войны 1939-45, для обозначения политики реакционных и агрессивных кругов Запада в отношении Советского Союза и др. социалистических стран, а также народов, борющихся за национальную независимость, мир, демократию и социализм.

2. ГУЛАГ - главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений (1930–1960).

3. Движение диссидентства- движение против правящего режима и в защиту прав человека в СССР ибывших социалистических странах. Считается, что толчком к его зарождению а послужил доклад Н.С.Хрущева на 20-м съезде КПСС (февраль 1956), развенчивавший культ личности И.В.Сталина.

4. Десталинизация - либерализация советского режима началась не после разоблачения Сталина на XX съезде, как думают многие, а сразу же после смерти Сталина.

5. Доктрина Брежнева - сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок для того, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.

6. Карибский кризис - 1962, был вызван агрессивными действиями американского империализма против Кубы. Победа Кубинской революции 1959 и проведение революционным правительством радикальных мероприятий, затронувших интересы американских монополий, встретили резко враждебное отношение со стороны правящих кругов США.

7. Либерализация цен - элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

8. Милитаризм - государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов. Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом, военное силовое вмешательство в дела других суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и ее внешней и внутренней политике, и, зачастую, как следствие всего этого - нарастание явлений внутреннего экономического кризиса, выражающегося в обогащении привилегированной военно-политической элиты страны, а также в истощении бюджетных ресурсов самого милитаристического государства, падении внутренних экономических его показателей. Однако под влиянием гонки вооружения в стране замечается научно-техническое развитие, а так же поощряется спорт и массовая военная подготовка.

9. Оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева (1953-1964).

10. Политика ограниченного суверенитета - проводимая советским руководством, получила на Западе название «доктрины Брежнева». Она исходила из того, чтоединство стран социалистического лагеряявляется их общей заботой, и если возникает угроза социализму в какой-либо стране, то на его защиту должны встать все страны содружества.

11. Политика разрядки - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Термин является калькой с фр. détente, однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 50-х до конца 70-х годов. С середины 80-х, после кратковременного всплеска конфронтации, связанного с введением советских войск в Афганистан, курс на разрядку напряженности вновь стал главенствующим в международной политике двух сверхдержав.

12. Репрессия - карательная мера , наказание, применяемые государственными органами.

13. Теневая экономика - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

14. Эпоха застоя – используемое в публицистике обозначение эпохи «развитого социализма», периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия - с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее - до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.

15. Ядерный паритет - ситуация, когда противостоящие государства-сверхдержавы (и их союзники) обладают сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Поскольку одновременно сверхдержавы имели и крупнейшие вооружённые силы (основой которых и является ядерное оружие) и стратегический паритет, данное понятие фактически тождественно военно-стратегическому паритету . Эти понятия лежали в основе холодной войны, и соответственно бо́льшей части мировой политики второй половины XX века, хотя несколько по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

Тема №9. Задание 5. работа с документами

1. Укажите, какими мотивами руководствовались реализаторы приватизации, стремясь привлечь в российскую экономику иностранные инвестиции. Ответ: Активная деятельность по привлечению иност-ранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовой приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию.

- создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);

- четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами,а также между федеральными и местными властными структурами;

- создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

- снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

- введение частной собственности на землю;

- создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

2. Определите сферу интересов иностранных инвесторов в российской экономике, а также факторы подобных предпочтений. Ответ: В российской жизни существовало несколько стимулов, которые активизировали инвестиционную активность иностранных предпринимателей в России. Во-первых, в 1877 году российское правительство ввело "золотые пошлины". Отныне таможенные пошлины взимались по прежним ставкам, но в золотой валюте. При низком курсе бумажного рубля это дало пятидесятипроцентное увеличение ставок. Этот шаг российского правительства вынудил французских поставщиков стали и чугуна создать ряд акционерных компаний, целью которых было инвестирование переоборудования и строительства российских металлообрабатывающих заводов. Эта же таможенная политика положила начало производственной деятельности в России немецких химических компаний. Во-вторых, отсутствие конкуренции со стороны импортных товаров давало возможность быстрой и выгодной реализации продукции, что вело к более высокой, чем на Западе, норме прибыли в промышленности, делая производство в России привлекательным для иностранного инвестирования. В-третьих, повышение рентабельности капиталовложений в России давало и наличие относительно дешевой рабочей силы. Следует также учесть, что размещение производственных мощностей в непосредственной близости от рынка сбыта давало возможности ускоренного реагирования на его изменения и лучшего учета его специфических особенностей, а также сокращало транспортные и ликвидировало таможенные расходы. Прежде всего иностранные инвестиции направлялись в сферу обращения, в железнодорожное строительство и банки. Иностранные предприниматели вывозили сырье и продукты, ввозили машины, оборудование, бытовую технику и другие товары народного потребления. Русское правительство относилось сдержанно к преобладанию зарубежных фирм в области внешней торговли. Это было связано с общей слабостью внешней торговли России в это время. В российском экспорте преобладали сырье и полуфабрикаты. Лишь с 1890-х годов началось вложение иностранных капиталов в сферы промышленного производства и городского транспорта. В нем стали участвовать иностранные банки. Нужно отметить, что русское правительство держало иностранные промышленные предприятия под жестким контролем и даже делало энергичные попытки передавать их в руки российских подданных. Ощущая поддержку государства, российские предприниматели активно отстаивали свои позиции, зачастую даже устанавливая контроль над компаниями, учрежденными иностранными инвесторами. Так, в 1911 году золотодобывающая компания "Лена Голдфилдс", созданная английскими предпринимателями, перешла под контроль российских акционеров. Иностранный капитал играл значительную роль в развитии российской промышленности, но не решающую. По мнению О. Платонова, общий объем зарубежных вложений в промышленность составлял не более 9 – 14 % всех промышленных капиталов. Эта цифра не превышает аналогичных показателей основных западноевропейских стран и свидетельствует о включении Российской империи в сферу действия общемировой тенденции интернационализации капитала. Хотя нужно признать, что оценка удельного веса иностранных инвестиций в русской промышленности неоднозначна. В свое время П.В. Оль писал, что в период с 1880-го по 1913 год капиталы иностранного происхождения составляли около 50% всех вложенных в промышленность России. Однако известно, что на начало XX века доля иностранных предпринимателей среди владельцев торговых домов составляла лишь 11,3 %. Иностранный капитал поступал в страну в виде непосредственных капиталовложений в форме государственных займов и через продажу ценных бумаг на фондовом рынке Европы. Российское правительство сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Однако под иностранным предпринимательством следует понимать не только вложение денежных средств. На наш взгляд, стоит учитывать экспорт средств производства и деятельность иностранных специалистов в России. В качестве иностранцев-предпринимателей должны рассматриваться все, кто привез свой капитал, коммерческие и технические знания, а не только те, кто прибыл сюда как представитель зарубежной фирмы, и чьи коммерческие интересы и дальше определялись из-за границы. Иностранцы, переселившиеся в Россию, стали одним из источников формирования предпринимательских слоёв населения страны. Выходцы, как правило, из Западной Европы, не порывая своих связей с родиной, все больше срастались с русской средой. Процесс русификации стал главной особенностью иностранного предпринимательства в России. Он шел достаточно быстро. В большинстве случаев иностранные предприниматели обрусели, некоторые были связаны семейными узами с русским купечеством. Часть из них приняла русское подданство (зачастую это было продиктовано интересами дела) и в отдельных случаяхправославную веру. Иностранные предприниматели охотно шли на сотрудничество с российскими деловыми кругами. Это давало возможность установить связи в правительственных сферах, избежать ошибок из-за незнания местных особенностей. По Дж. Маккею, после 1885 года можно выделить три вида иностранного предпринимательства в России: 1) крупные западноевропейские фирмы, открывшие свои отделения в России; 2) предприниматели, подолгу живущие в России и сами принимавшие участие в хозяйственных начинаниях (например Ж. Гужон); 3) группа предпринимателей, представлявшая интересы крупных компаний, объединившихся вокруг крупного предпринимателя, банка или иностранного промышленного центра. С начала XX века наблюдается неуклонный рост численности иностранных компаний. Если в период с 1869-го по 1896 год в России было зарегистрировано 71 иностранное предприятие, то к началу XX века, по официальным данным, в стране насчитывалось 136 предприятий, созданных иностранными предпринимателями. К 1914 году в Российской империи их действовало свыше 300. При этом 170 из них было учреждено в период с 1901-го по 1913 год. Активную роль иностранные инвесторы играли в деятельности 1 232 совместных предприятий.

3. Постарайтесь объяснить, почему участие иностранных инвесторов в процессе приватизации имело зачастую негативные последствия для приватизируемых государственных и муниципальных предприятий. Ответ: Негативные последствия приватизации подразделяются на два класса: объективные и субъективные. К объективным можно отнести такие несомненно существующие проблемы как деформированная структура экономики с преобладанием монополий и гипертрофированным развитием военно-промышленного комплекса, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР, борьба ветвей власти, неготовность населения к реформам. Субъективные причины внесли существенный вклад в общую картину негативных последствий приватизации. В первую очередь это форсированные темпы приватизации и ее излишняя политизированность. Экономическая эффективность приватизации по сути на первом этапе не планировалась. Доминировала политическая цель: форсированно создать широкий класс собственников для того, чтобы сделать реформы необратимыми. Цель приватизации не достигнута. Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями - и в центре, и на местах, что резко криминизировало ситуацию. Приватизация шла без учета менталитета российских граждан, которые одной из основных ценностей считают сильное государство. В результате обвальной приватизации государство серьезно ослаблено.

Разрядка (политика)

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Термин появился в начале 70-х годов XX века и является калькой с французского détente, однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 60-х до конца 70-х годов.

Политические предпосылки разрядки

К второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну , продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в из состава этой организации. 17 января произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в окончились неудачей.

США

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский . Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

  • 1967
    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • 1969, 17 ноября, Хельсинки : начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • 1971, 30 сентября, Вашингтон , подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
  • 1972
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

Культурное и экономическое сотрудничество

Окончание разрядки

  • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ , а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан .
  • 1980
    • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
    • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
    • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
  • 1981
    • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
    • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
    • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Разрядка (политика)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разрядка (значения). Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегичес … Википедия

    Разрядка: Разрядка (политика) разрядка (снижение) международной напряжённости. Разрядка (психология) многозначный термин, обозначающий различные процессы (механизмы) восстановления психического равновесия субъекта, обеспечивающие понижение для… … Википедия

    Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ II), Вена, 18 июня 1979 г. Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) политика, направленная на… … Википедия

    Разрядка: Разрядка (типографика). Разрядка (политика). Разрядка (психология) … Википедия

    РАЗРЯДКА, и, жен. 1. см. разрядить 2, ся 2. 2. Успокоение, ослабление (напряжённых отношений, нервного состояния). Нервная р. 3. В отношениях между странами: отказ от политики недоверия и напряжённости, от вмешательства во внутренние дела, от… … Толковый словарь Ожегова

    - (détente) Буквально ослабление. Термин использовался для характеристики периодов ослабления напряженности в отношениях между США и СССР во время холодной войны (Cold War) и напрямую ассоциировался с процессом (и прогрессом) контроля над… … Политология. Словарь.

    разрядка - РАЗРЯДКА1, и, ж Состояние успокоения, ослабления напряженных отношений, нервного состояния. Проблемы, которые здесь обсуждались, требовали такого напряжения ума, что постоянная разрядка была необходима (Гран.). РАЗРЯДКА2, и, ж Политика отказа от… … Толковый словарь русских существительных