«Русская Планета» узнала о принятом в Кремле «принципиальном решении. Чикиркин олег валерьевич

Олег Белозеров – российский государственный и общественный деятель, действительный госсоветник первого класса, молодой чиновник и руководитель дорожно-транспортных предприятий. За свой профессионализм в мае 2009 года был назначен на должность замминистра транспорта РФ, а 20 августа 2015 года получил повышение и указом премьер-министра РФ был назначен на должность главы ОАО «Российские железные дороги».

Родился Белозеров Олег Валентинович 26 сентября 1969 года в латвийском городе Вентспилсе. Родители работали врачами в местной поликлинике: отец – рентгенологом, мать – невропатологом. С ранних лет серьезным увлечением мальчика стала легкая атлетика – прыжки в длину и спринт. В беге на дистанцию 400 м Олег добился поразительных результатов. Его школьный рекорд до сих пор официально остается непобитым.

Ещё в детстве на мальчика произвела впечатление железная дорога. Олег любил с родителями путешествовать по Латвии, а затем совершал небольшие вояжи самостоятельно. Романтичную натуру удивляли средневековые замки, мимо которых проносился поезд. Такие путешествия оставили неизгладимые воспоминания в памяти Белозерова.

Олег был примерным учеником в школе, стремился к получению знаний, что позволило ему в 1992 году с успехом окончить Санкт-Петербургский университет экономики и финансов и получить диплом экономиста в сфере планирования промышленности. Помимо получения высшего образования Олег Белозеров отдал долг Родине, прослужив год на границе с Норвегией, в Мурманске. Завершал службу молодой человек в спортроте.


После окончания вуза Белозеров решил продолжить учебу, поэтому поступил в аспирантуру, чтобы получить степень кандидата наук. И здесь его ожидал успех: Олег защитил диссертацию на тему «Организация логистики поставок в вертикально интегрированных структурах корпоративного типа» и стал кандидатом экономических наук.

Получив высшее образование, Олег Валентинович первое время работал по специальности и получал драгоценный опыт в выбранной сфере деятельности. В результате биография Олега Белозерова вышла на другой уровень. Благодаря трудолюбию и упорству будущий глава ОАО «РЖД» попал в мир энергетики, заняв руководящую должность в компании ОАО «Ленэнерго».

Карьера

С 2000 года карьера Олега Белозерова была непрерывно связана с дорожно-транспортным направлением. Первой должностью на новой ступени биографии стало «Грузовое автотранспортное предприятие № 21», в котором он занимал должность заместителя директора. Проработав немного на занимаемом посту, Олег Валентинович попал в аппарат полномочного представителя президента РФ на территории Северо-Западного федерального округа, где возглавлял финансово-экономический отдел.


В 2002 году будущий глава РЖД Олег Белозеров был приглашен в ОАО «ЛОМО» на должность главы управления корпоративным имуществом, в конце этого же года был назначен гендиректором ОАО «Российская топливная компания». Через два года Олег Валентинович получил повышение и стал замруководителя Федерального дорожного агентства, которое буквально через полгода возглавил. На протяжении следующих пяти лет, до 2009 года включительно Белозеров руководил дорожным агентством и доказывал свой профессионализм на данном поприще.

В 2009 году его заметили в правительстве Российской Федерации, куда в результате он попал в качестве заместителя министра транспорта страны. В Минтрансе будущий глава РЖД занимался вопросами развития автомобильных и железных дорог, зарекомендовав себя как ответственный сотрудник, который, несмотря на трудности с бюджетом и инвестированием, много сделал для страны в данном направлении.


За время трудовой деятельности достижения Олега Белозерова были неоднократно отмечены почетными званиями и наградами. В 2004 году он удостоился знака «Почетный работник топливно-энергетического комплекса», в 2006 году получил орден «За заслуги перед Отечеством» I степени, а в 2014 году стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

20 августа 2015 года заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров был назначен на должность главы РЖД. Указ о назначении был подписан премьер-министром страны Дмитрием Медведевым, который поручил Олегу Валентиновичу без «раскачки» приступать к выполнению обязанностей на новой должности. Получить этот пост Белозерову удалось после того, как предшественник Владимир Якунин добровольно уволился, оставив кресло руководителя российской государственной вертикально интегрированной компании, входящей в тройку самых крупных в мире.


Смена руководства произошла по причине того, что прежний руководитель РЖД не смог наладить работу монопольной организации без постоянных преференций со стороны госбюджета. Перед Белозеровым была поставлена задача оптимизировать расходы отрасли.

На новой должности главы РЖД Олегу Белозерову предстояло развивать перспективные проекты, запланированные бывшим руководством, в число которых входили реконструкция железных дорог в Сербии, строительство Транскорейской магистрали, продолжение строительства высокоскоростных магистралей в России по направлению Москва-Казань. При этом перед новым руководителем РЖД поставили задачи «соединить подходы» в пассажирских перевозках, снизить процент неудовлетворенности пассажиров от предоставляемых транспортной компанией услуг и поддержать экономический уровень РЖД, не допустив убыточности предприятия.


У Белозерова высока конкуренция с бывшим главой РЖД Владимиром Якуниным, сделавшим многое для развития крупнейшей инфраструктурной монополии, но он незамедлительно приступил к выполнению обязанностей. Новый глава РЖД Олег Белозеров сосредоточил внимание на повышении скорости движения в России, а также приложил усилия к инвестированию капитала в эту отрасль РФ.

Прежде всего компания избавилась от убыточных активов, но при этом продолжила финансирование железнодорожных больниц, поликлиник, а также футбольного и хоккейного клубов «Локомотив». Новый глава РЖД произвел кадровые перестановки, увеличил поток контейнерных перевозок. РЖД отказалась от покупки импортных рельсов, вместо этого были заключены договоры с российскими металлургическими компаниями «Евраз» и «Мечел».


Были подняты цены на грузоперевозки на 9%, отменены некоторые льготы, что позволило увеличить прибыль РЖД. С одной стороны, такая мера позволила компании полностью обходиться без финансовых вливаний со стороны государства, с другой стороны, стала косвенным налогом для граждан России, так как цены на перевозимые грузы возросли. Но уже в 2016 году корпорация впервые за последние годы достигла максимальных показателей по грузоперевозкам.

Личная жизнь

Личная жизнь Олега Белозерова также стабильна, как и трудовая деятельность. Глава РЖД с 1994 года женат на Ольге Александровне и воспитывает двоих детей. Сын Матвей родился в 1996 году, получает диплом журналиста. Дочь Вероника, 2001 года рождения, определяется с выбором вуза. Семейные фото руководителя РЖД не появляются в СМИ.


Олег Валентинович не фигурировал в скандалах ни по карьерным вопросам, ни по личным. Друзья и близкие считают его отличным семьянином, заботливым отцом и любящим мужем.

Доходы Олега Белозерова в 2014 году, согласно информации из официальных источников, составили чуть больше 12 млн рублей, причем такую же сумму заработала и жена. Также у главы РЖД в собственности имеется квартира площадью почти 220 кв. метров, дача и земельный участок.

Олег Белозеров сейчас

В 2017 году компания РЖД под руководством Белозерова достигла рекордных показателей прибыли, которая составила 139,7 млрд руб, что повлияло на рост зарплаты руководителя холдинга. Если в 2015 году Белозеров заработал за год 86,2 млн руб, то в 2016 году сумма годовых доходов составила 172,9 млн руб. В отличие от предшественника, Белозеров подает налоговую декларацию открыто. Такой рост обусловлен высокой эффективностью работы Олега Валентиновича.

В этом же году Белозеров обратился к руководству страны с просьбой поменять название его должности с «президент» на «генеральный директор», так как второе наименование принято в международной практике.


В мае 2017 года на встрече с китайскими коллегами в Пекине Олегу Белозерову стало плохо, и гендиректор российской компании был госпитализирован с диагнозом «Воспаление аппендицита». В больнице Олега Белозерова благополучно прооперировали.

Сейчас Белозеров продолжает улучшать работу холдинга РЖД, но в 2018 году ему не удалось повысить тарифы на места в плацкарте из-за вмешательства антимонопольной службы.

РЖД без конкурса отдает контракт на строительство трассы «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей компании «Трансюжстрой», с которой, видимо, тесно связан Олег Тони (вице-президент по строительному комплексу РЖД). Компания «Мост», которая может быть аффилирована с Тони, выигрывает тендеры РЖД, конкурируя дочерними компаниями. Уже упоминавшийся «Трансюжстрой» забирает контракт на реконструкцию малого кольца московской железной дороги на которую предполагалось потратить 263 млрд и, проводя несогласованные с метрополитеном работы, едва не губит жизни пассажиров московской «подземки». Впечатляющий список «заслуг» господина Тони делает его одним из первых кандидатов «на вылет» с приходом нового главы РЖД Олега Белозерова.

Скажи мне кто твой друг

Инженер-строитель по образованию Олег Тони в своей карьере прошел путь от начальника производственного отдела в Строительном управлении до гендиректора «Балтийской строительной компании» и соучредителя «Трансстройбанка» и других. Близкими партнерами Олега Тони, похоже, были и остаются бизнесмены Игорь Найвальт, Анатолий Антипов и Александр Шевелев.

Деятельность партнеров господина Тони говорит за себя. Например, Игорь Найвальт основал в 1994 году известную «Балтийскую строительную компанию», которая долгое время была основным подрядчиком МПС. Широкую известность компания получила благодаря «стройкам века», среди которых реконструкция ж/д сообщения Москва-Петербург, строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению стоимостью $300млн. У проектов есть еще одна общая характеристика, кроме звания «строек века», - ни один из них не был завершен. Анатолий Антипов и Александр Шевелев также являются известными на инфраструктурой рынке персонажами. Анатолия Антипова журнал Forbes включил в список «королей госзказа».

Но обо всем по порядку. Дороги Тони, Антипова и Найвальта сошлись в начале нового тысячелетия, когда в 2002 году партнеры создали ООО «БСК» (не путать с «Балтийской строительной компанией», основанной Найвальтом в 1994). Похоже, что до сих пор доли в компании не менялись. По всей видимости Олег Тони, владеет 3% уставного капитала компании, Антипову принадлежит скромный 1%, Найвальту - все 76%. Помимо «БСК» некоторые из партнеров совместно владеют «Трансстройбанком», обслуживающим интересы строительных активов, а также имеют отношение к компании «Трансюжстрой». На последней нужно остановиться подробнее.

Олимпийские рекорды

История «Трансюжстроя» начинается в далеком 1974, когда был создан трест «Нижнеангарсктрансстрой» для строительства участков БАМа. Впоследствии трест с непроизносимым названием стал компанией «Трансюжстрой», которая вплоть до конца 90-х перебивалась непрофильными подрядами. Портфель компании включал даже проекты по строительству храмов - впрочем, опыт подобного строительства пригодится ей в будущем.

«Золотой век» для «Трансюжстроя» наступил после 2005 года, ровно после того, как Олег Тони поступил на госслужбу заняв кресло вице-президента по строительству «РЖД». Одновременно «Трансюжстрой» начал получать невероятные заказы вроде строительства к сочинской Олимпиаде совмещенной автомобильной и железнодорожной дороги «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей. Контракт этот компания получила без конкурса, о нем стало известно только после раскрытия монополией отчетности. Тогда представители РЖД оправдывали свои действия тем, что «Трансюжстрой» является давним партнером холдинга и тем, что Градостроительный кодекс якобы позволяет отдавать контракты вне конкурса. Комментируя этот проект газете «Ведомости» близкий к совету директоров РЖД источник сказал, что «на совете директоров выбор подрядчиков не обсуждался, это прерогатива менеджмента». Получается, господин Тони как вице-президент по строительству «отдал» заказ на своей же компании без конкурса?

По теме

Но этот заказ не был единственным - еще контракт на 13 млрд рублей на выполнение строительных работ на той же трассе «Адлер-Красная поляна» компания выиграла в конкурсе, в котором была единственным участником. Кроме многомиллиардных контрактов компании перепало от РЖД множество заказов поменьше. Например, в пресловутом Адлере «Трансюжстрой» возводила здание вокзала, перед Универсиадой в Казани компания строила линию «Аэроэкспресса». Сваливались на компанию и совсем непрофильные работы - в рамках поддержки господином Якуниным русской православной церкви «Трансюжстрою» отдали строительство храма Св. Александра Невского в Роттердаме.

Сегодня компанией «Трансюжстрой» официально владеет кипрский оффшор, след бенефициаров уходит на Британские Виргинские острова. Но до смены собственника доли друзей Олега Тони - Анатолия Антипова и Александра Шевелев - прослеживались очень хорошо. Первому принадлежала доля в 73%, второй владел долей в 18%. Всем известно, что Антипов и Шевелев имеют отношение к компании.

Скандальный мост

Еще одной компанией, получающей значительные заказы от РЖД, является «СК Мост». Она была основана в 1991 году предпринимателями Евгением Суром и Владимиром Костылевым, которые сегодня занимают не последние места в списках богатейших россиян. В 2012 году компанией заинтересовался и Геннадий Тимченко, прикупивший долю в 25%.

История с крупнейшим заказом «Моста» еще скандальнее, чем истории с подрядами «Трансюжстроя» - и сумма контракта выше в разы, и условия получения этого заказа совсем вопиющие. В 2008 году без всякого тендера по указу бывшего тогда президентом Дмитрия Медведева «Мост» получил подряд на строительство моста на остров Русский к саммиту АТЭС. Цена контракта превышала $1 млрд. Текст указа, кстати, официально опубликован так и не был.

Основные владельцы «Моста» Сур и Коростылев решили ковать железо пока горячо и после саммита АТЭС отправились за другими, не менее впечатляющими контрактами. Бизнесмены закружились с тогдашним главой РЖД Владимиром Якуниным. По всей видимости, тогда они и получили часть банка «Миллениум», в совет директоров которого входила жена Якунина Наталья и председателем совета директоров которого до сих пор является Олег Тони. Новые связи превратились в новые контакты для «Моста» - многие подряды РЖД были отданы «Мосту». Как-то журнал Forbes проанализировал тендеры РЖД и выявил интересную особенность - претендентами на одни и те же контракты зачастую являются разные подразделения «СК Мост». Например, контракт на реконструкцию Облученского тоннеля на Дальнем Востоке летом 2011 года оспаривали две компании. Группа «Строй-трест» (входит в «СК Мост») заявляла срок работы в 49 месяцев и просила за контракт 3.9млрд рублей. Конкурент «Строй-треста» - ОАО «УСК Мост» - обещала уложиться в 4,2 млрд рублей и 53 месяца.

История с «Мостом» является еще одним ярким примером, иллюстрирующим все ту же тенденцию - заказы РЖД, похоже, раздавались компаниям с учетом не опыта или технических возможностей подрядчиков, а наличия у них связей с топ-менеджментом монополии.

Халатность за 263 млрд рублей

Скандальные проекты преследуют партнеров Олега Тони постоянно - в январе прошлого года халатность «Трансюжстроя» едва не привела к гибели пассажиров метро.

Реконструкцию малого кольца МЖД под пассажирские перевозки РЖД решила отдать, разумеется, «Трансюжстрою» на которую предполагалось потратить 263 млрд рублей. Проектная компания «Трансюжстроя» представила руководству московского метрополитена проектную документацию, которая метрополитен не устроила. Переделав документы пару раз «Трансюжстрой» просто плюнула на согласования. В итоге при проведении работ вбиваемый столб едва не обрушился на головы пассажиров метро.

Но этот инцидент ничем не обернулся для «Трансюжстроя». Да, московский мэр грозно потребовал перед телекамерами найти и наказать виновных, но потом все было спущено на тормозах. Уголовное дело бы грозило компании Олега Тони только в случае, если размер ущерба превысил бы 500 тысяч рублей. «Подземка» в этот раз оценила ущерб в 356 тысяч рублей. Что по меньшей мере странно, так как похожий инцидент, случившийся в 2006 на станции «Войковская», метрополитен оценил в 70 млн рублей.

Случай с московской «поздемкой» может показывать размах вседозволенности и безнаказанности, царивших в РЖД. Но открытая передача миллиардных заказов без конкурсов своим же компаниям - это одна история, а вот случай едва не обернувшейся трагедией - совсем другое дело. Но ситуация для Олега Тони и «Трансюжстроя» может измениться в самое ближайшее время - слухи говорят, что новый глава РЖД Олег Белозеров в первую очередь произведет чистку рядов топ-менеджмента монополии. Вероятно с подобной историей работы Олег Тони не усидит долго в своем кресле.

Общеизвестно, что определяющими факторами состояния российского общества являются коррупция, пронизывающая ее снизу до самого верха, и отсутствие свободы слова и печати. «По большому счету» здесь добавить нечего, а вот в частностях - вполне можно.

Наиболее закрытыми и, естественно, наиболее коррумпированными сегментами российского общества являются государственные корпорации, которые сплошь, без исключения возглавляются «друзьями Путина». Что знают россияне об их деятельности? В сущности, ничего. За исключением того, что эти «друзья Путина» платят сами себе - естественно, из государственных денег - многомиллионные, естественно, в долларах - зарплаты и бонусы. Просто потому, что по закону они были обязаны публиковать декларации о своих доходах. Но недавно Путин разрешил этим своим дружбанам даже в этом не отчитываться перед обществом - мол, надо соблюдать тайну частной жизни «Ну как не порадеть родному человечку!»

Впрочем, эти официальные гигантские доходы руководителей госкорпораций - не более чем надводная часть айсберга их реальных доходов. Ведь бесконтрольность позволяет им брать гигантские взятки. В этом плане даже среди госкорпораций выделяется ОАО «РЖД» со своим недавним руководителем Якуниным, знаменитым «хозяином шубохранилища». Но оказывается, его ближайшее окружение не слишком отличается от своего бывшего хозяина.

В нашу редакцию обратился россиянин - назовем его Рашид. Это, конечно, не настоящее его имя, но легко догадаться, что с ним сделает путинская система, если мы предадим огласке его подлинное имя. Вот его история.

Рашид - предприниматель средней руки, таких в России десятки тысяч, специализируется в области торговли. Решил он организовать торговлю на вокзалах - а все торговые площади на российских вокзалах принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которое до недавнего времени возглавлял Якунин. Будучи реалистичным и прагматичным российским бизнесменом, который отлично понимает, что весь бизнес в России делается не иначе как через взятки, он начал «искать концы» к руководству РЖД, и с этой целью обратился к «авторитетному» предпринимателю Али Висаеву (начиная отсюда - все фамилии подлинные). Тот сказал ему, что может «решить вопрос» через генерального директора торгового центра «Казанский» (расположен в Москве, вблизи Казанского вокзала) Александра Ульянова.

Ульянов действительно может очень многое - ведь он является ставленником руководителя департамента имущества РЖД Игоря Пачосика, а тот, в свою очередь, является человеком одного из «самых-самых» топов РЖД - старшего вице-президента по корпоративному управлению и стратегическому развития Валерия Решетникова.

И Рашид заплатил 130 миллионов рублей (это было больше года назад, по тогдашнему курсу - более 3 миллионов долларов), которые, по пути немного худея, дошли на самый верх - до Решетникова.

Только вот торговых площадей он не получил. Прошло более года - а воз и ныне там. Попытался вернуть деньги - получил отказ. В общем, стопроцентный «кидок».

В отчаянии Рашид решил обратиться в российские СМИ, чтобы они рассказали о его истории. В крупнейших СМИ над ним только посмеялись - мол, такой прожженный безнесмен, и не знает, что есть области, закрытые для критики. Все же жестко контролируется с самого верха. Тогда он рассудил, что есть интернет, и в каждое интернет-издание Кремль своего цензора посадить не может. Прошелся по паре десятков хорошо известным россиянам порталов, которые, пусть и не слишком часто, но все же что-то публикуют по коррупции в высших эшелонах власти. И выяснил интересную вещь.

Оказывается, все эти порталы «заблокированы» РЖД. Проще говоря - они регулярно получают от РЖД немаленькие деньги - десятки тысяч долларов в месяц - за то, что не публикуют негатив по РЖД. И вот тогда-то он решил обратиться в наши, украинские СМИ, справедливо рассудив, что, они, пожалуй, остались единственным источником, из которого нормальные россияне (не все же там ватники) могут получить реальную информацию о том, что же у них творится. И пришел к нам - и не с пустыми руками, собрал интересную информацию по ряду делишек руководства РЖД, в особенности Решетникова.

На Курском вокзале по указанию Решетникова парковки переданы в управление ООО «АПС-Мастер» - очень прибыльный бизнес сам по себе. Но Решетникову и его команде этого мало - расчеты, на которых базируется арендная плата за парковки, сделана самой компанией-арендатором, в результате чего она занижена по сравнению с рыночной в несколько раз. Возникающие таким образом огромные теневые доходы идут в карман людей Решетникова - конечно, львиная доля ему самому.

То же самое ООО «АПС-Мастер» получило от людей Решетникова парковку по адресу ул.Земляной вал, владение 29. Заплатило за это всего 1 миллион рублей - государству, РЖД. Разница с рыночной ценой составила 30-35 миллионов рублей, которые пополнили карманы команды Решетникова.

Рашиду удалось также выяснить схему функционирования парковок на Курском, Павелецком, Киевском, Казанском, Ярославском, Рижском и Ленинградском вокзалах в Москве - везде ими заправляет ООО «АПС-Мастер». А ООО «АПС-Сервис» является в ней финансовым агентом. Именно ему принадлежат кассовые аппараты, обслуживающие парковки. Реальными хозяевами «АПС-Сервиса» являются нефтяной магнат Вячеслав Лейбман и первый заместитель начальника Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Максим Золотарев, а функции коммерческого директора исполняет их ставленник Сергей Усов. «Крышей» этой преступной схемы являются недавно назначенный руководитель указанной Дирекции железнодорожных вокзалов Виталий Вотолевский и его помощник по безопасности Георгий Шпортун.

Схема работает так. Официально деньги, которые получает в кассу фирма, полностью переводятся в ДЖВ, которой руководит Вотолевский. Через 45 дней ДЖВ назад переводит фирме понесенные затраты и доход, который согласован с ДЖВ. Кассы принадлежат ООО «АПС-Сервис», который и осуществляет инкассацию, поэтому финансовые потоки находятся под конечным контролем Решетникова. Деньги после инкассации переводятся на счет фирмы через банк «Верхневолжский» и потом фирма их отправляет в ДЖВ.

На самом деле сумма по Z-отчетам кассовых аппаратов (это отчеты, которые делает кассир в конце рабочего дня перед инкассацией) значительно больше суммы, которую фирма отправляет в ДЖВ. При пересчете часть денег сразу забирается фирмой. Чтобы никто не мог это сопоставить, они часто меняются кассовые аппараты. Информацию на серверах управления парковки меняется вручную, так как это не память кассового аппарата, а обычный компьютер.

Бесперебойность работы схемы обеспечивается сговором всех указанных лиц. Если бы его не было, она просто не смогла бы существовать. Так и определяется круг лиц, на который делится доход, недополученный государством.

Помимо «АПС-Мастера», есть еще интересная фирмочка под название «Бекар-Эксплуатация». Договоры с ней тоже заключаются по ценам, которые в десятки раз ниже рыночных. В частности, за эксплуатацию санитарных комнат «Бекар-Эксплуатация» платит РЖД 45 миллионов рублей за полгода, а вот выручает от них в десятки раз больше. Служба безопасности РЖД этого в упор не видит, что неудивительно - ведь «Бекар-Эксплуатация» — это карманная фирма вице-президента по корпоративной безопасности РЖД Александра Бобрешова.

Все эти контракты в конечных интересах Решетникова и Бобрешова подписывал Виталий Вотолевский, игнорируя требование обязательного проведения конкурсов и не проверяя предоставленную этими компаниями информацию. В результате РЖД и, естественно, государство, недополучило гигантские суммы.

Все это накопал обычный предприниматель средней руки, который, в общем, и заниматься этим особо не умеет, да и ресурсы которого более чем ограниченны. Можно себе представить, что там творится на самом деле.

Хотя, может быть, Решетников с Ульяновым и хотели бы вернуть нашему Рашиду деньги, но - не могут. Ульянов отдален - за чрезмерно длинный язык. Болтал направо и налево, что с Якуниным суть ли не в бане вместе парится, это дошло до вице-президента РЖД Михаила Акулова, и с тех пор он никуда не вхож. А за увольнением Якунина поползли слухи о скорой отставке Решетникова и Бобрешова - об этом написала весьма информированная российская газета Ведомости . Пока они не уволены, но, поговаривают, уже отстранены от дел. А деньги-то, полученные от Рашида, уже давно потрачены - а новые в сложившейся ситуации взять неоткуда. Все-таки не 3 копейки.

Но как бы там ни было, что для России плохо - хорошо для Украины. Конечно, жаль, что уволили Якунина, который и был отцом всего этого коррупционного механизма. Но это, думается, все же не приведет к ликвидации коррупции в РЖД - просто новый руководитель Олег Белозеров уберет слабо подконтрольных ему людей Якунина и поставит на их место своих.

И как там разворовывали государственные деньги, так и будут продолжать разворовывать. Ну и кидать бизнесменов, которые, подобно нашему Рашиду, имеют глупость доверять таким людям.

Владимир Иванович Якунин – госслужащий, экс-глава ОАО «Российские железные дороги», чрезвычайный и полномочный посол РФ.

Forbes оценил его доход за 2014 год в $11 миллионов, поместив на 9 место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских руководителей. Однако Григорий Левченко, пресс-секретарь экс-главы монополии, опроверг эти данные, заявив в СМИ, что в действительности сумма заработка Владимира Ивановича была почти в 5 раз меньше и составляла $2,4 миллиона.

После своего ухода из власти летом 2015 года бывший хозяин железных дорог не дал согласия стать кандидатом в сенаторы - по предложению руководителя Калининградской области Николая Цуканова представлять его регион в СовФеде. Отказаться от предварительного намерения его заставила юридическая несовместимость данного статуса с возможностью продолжения деятельности в сфере международных отношений, на которой он планирует сконцентрироваться после отставки.

Детство Владимира Якунина

Появился на свет будущий высокопоставленный управленец 30 июня 1948 года на родине своей матери во Владимирской области. В те годы его папа-летчик министерства госбезопасности, служил в эстонском городе Пярну, где была сложная политическая обстановка. Поэтому из соображений безопасности тот отправил жену рожать в деревню к ее родителям. После улучшения ситуации она вместе с сыном вернулась обратно на место службы мужа.


Детство Володи прошло на эстонском побережье Балтийского моря, в портовом и курортном городке. Его мама была бухгалтером, папа в свободные от службы часы увлекался карточной игрой в преферанс. В 1964 году отец уволился, и семья перебралась из Пярну в город на Неве. Там Владимир окончил школу и высшее учебное заведение «Военмех».

Начало карьеры Владимира Якунина

После получения в 1972 году высшего образования молодой инженер трудился в Государственном институте прикладной химии (с подчинением 6-му Управлению), где разрабатывались составы для боеприпасов, систем воздействия на атмосферные явления.

В 1974 году он поступил на работу в органы госбезопасности. В 1977 году он заочно окончил Высшую школу КГБ и был направлен в госкомитет экономических связей при Совмине. В период 1982-1985 гг. он руководил отделом по работе с иностранцами столичного Физтеха, являясь офицером контрразведки КГБ.

Владимир Якунин: Есть ли жизнь после РЖД

С 1985 года Владимир Иванович находился на дипломатической службе в США.

Предпринимательская деятельность Владимира Якунина

В 43 года Якунин занялся бизнесом. В партнерстве с прежними сослуживцами он учредил Международный центр делового сотрудничества, принимал участие в становлении банка «Россия», НПП «Темп», руководил автоцентром «Бикар».


Под контролем возглавляемого Владимиром Путиным отдела по внешним связям администрации Северной столицы Якунин занимался экспортом цветных металлов. Одновременно он трудился в компании «Стрим», экспортируя лес, хлопок, нефтепродукты. Дача Якунина находилась в кооперативе «Озеро» - аналоге московской «Рублевки», учредителем которого он стал вместе с будущим главой государства.

Все его совладельцы, включая Якунина, Юрия Ковальчука, братьев Сергея и Андрея Фурсенко , Николая Шамалова, в период президентства Владимира Владимировича заняли весомые должности во власти и бизнесе.

В частности, Якунин 2002 году стал замминистра путей сообщения, блестяще осуществив реорганизацию ведомства в ОАО. В 2005 году он стал главой Российских Железных Дорог.

Аналитики отмечали, что кандидатура Владимира Ивановича фигурировала в качестве преемника главы государства. Но Якунин, якобы, не имел желания баллотироваться на президентский пост, уступив место молодым претендентам, Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову .

Владимир Якунин – президент РЖД

В 2012 году в столице Франции на заседании генассамблеи Международного союза железных дорог он был назначен председателем данной организации, призванной гармонизировать отношения между железными дорогами стран Европы.


В 2013 году на возглавляемом Якуниным предприятии возникали финансовые проблемы. Для сохранения денежных ресурсов рабочих предприятия переводили на сокращенную неделю.

В 2014 году глава страны присвоил руководителю РЖД ранг чрезвычайного и полномочного посла. Благодаря оптимизации логистики, Якунину удалось увеличить на четверть объем грузоперевозок в контейнерах. В 2015 году совет директоров компании своим решением увязал размер премий своего руководителя с показателями финансовой деятельности. В августе президент РЖД распоряжением правительства был освобожден от занимаемой должности. Поговаривали, что он пойдет в сенаторы, но Якунин отказался от данного предложения.

Во время работы Владимира Якунина в РЖД в России появилось высокоскоростное сообщение: между Москвой и Санкт-Петербургом запустили «Сапсаны», развивающие скорость до 250 км/час. Были введены в эксплуатацию несколько серий нового подвижного состава: «Ласточки» (производящаяся в России адаптация немецкого Siemens Desiro), «Стрижи» и двухэтажные поезда. Тогда же были внедрены электронные билеты, а на вокзалах появился беспроводной доступ в интернет.

При Якунине началась масштабная кампания по реконструкции вокзалов и организации парковочных пространств. Благоустройство коснулось и привокзальных территорий - прилегающие к вокзалам площади начали очищать от беспорядочных ларьков, цветочников, нелегальных таксистов и бездомных. Запущены проекты по модернизации Транссиба и БАМа, был возрожден проект Малого кольца Московской железной дороги (известной сейчас как МЦК), аэропорты Москвы с центром связали Аэроэкспрессы. К Олимпиаде в Сочи был построен вокзал в Адлере, реконструирована железнодорожная инфраструктура всего южного побережья.

Личная жизнь Владимира Якунина

Экс-глава РЖД женат, имеет двоих сыновей - Андрея, 1975 года рождения, и Виктора, родившегося в 1978-м. Со своей супругой Натальей он познакомился еще в период учебы в ленинградской школе. Поженились они в 1971 году. Как и супруг, она окончила «Военмех».


В начале 2000-х она занялась бизнесом, являлась одним из руководителей «Миллениум банка». Сегодня она выступает в качестве соучредителя «Геленджикского курортного комплекса-Меридиан», ООО «МСК Трейд», занимается благотворительной деятельностью. Вместе с мужем она стала главой учрежденного в Женеве целевого фонда «Диалог цивилизаций».

Их старший сын – экономист, закончил университет Санкт-Петербурга. Вместе со своей семьей он проживает в Лондоне. У пары есть сын и дочка. Ему принадлежит гостиничная сеть из 20 отелей в городах России, он занимается также рядом крупных инновационных строительных проектов.


Сын Виктор – юрист, закончил тот же ВУЗ, что и брат. Затем он продолжил образование в школе бизнеса Лондона, позже – в школе при Колумбийском университете Нью-Йорка. Виктор – директор юридического подразделения крупнейшей международной энергетической группы компаний Gunvor. Он проживает с супругой и двумя детьми в Северной столице.

Экс-президент РЖД – доктор политических наук. Он является завкафедрой политологии МГУ, профессором экономической школы Стокгольма. Владимир Якунин имеет государственные награды, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орден Почета.

Владимир Якунин сегодня

После отставки Владимир Якунин сосредоточился на научной и общественной деятельности. Он – со-основатель Исследовательского Института «Диалог Цивилизаций», Председатель Попечительского Совета Фонда Андрея Первозванного, Председатель Попечительского совета Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».

с 17.07.2013 - Главный инженер дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД»

Дата рождения 24.08.1970
Место рождения: г.Нижнеудинск, Иркутская обл.
Образование: высшее

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации (свыше 72 часов), МВА:

  • в 2003 г. Байкальский государственный университет экономики и права
    «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ»
  • в 2007 г. Российская академия путей сообщения ФГБ ОУ ВПО МИИТ
    «Программа подготовки резерва кадров на должности начальников служб локомотивного хозяйства»
  • в 2008 г. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации
    «Корпоративное управление железнодорожным транспортом»

  • «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, их предупреждение и ликвидация на ж.д. транспорте»
  • в 2011 г. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации
    «МВА: Стратегия Инновационного Развития Компании»
  • в 2012 г. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
    «Корпоративное управление»
  • в 2013 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»
    «Электробезопасность»

Краткосрочное обучение (менее 72 часов):

  • в 2009 г. Иркутский государственный университет путей сообщения
    «Промышленная безопасность»
  • в 2010 г. Иркутский государственный университет путей сообщения
    «Охрана труда»
    «Иностранный язык для профессиональных целей (Английский)»
  • в 2010 г. Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения «Обучение и проверка знаний требований охраны труда»
  • в 2013 г. АННОО УЦ «За безопасный труд»
    «Охрана труда»

Работа в прошлом

с 01.09.1987 по 03.07.1988
с 04.07.1988 по 29.07.1988 Слесарь локомотивного депо Иркутск-сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги
с 30.07.1988 по 05.07.1989 Учащийся Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта
с 06.07.1989 по 25.08.1989 Помощник машиниста электровоза локомотивного депо станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги
с 26.08.1989 по 04.07.1990 Студент Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта
с 05.07.1990 по 05.08.1990 Пропитчик цеха электрических машин улан-удэнского локомотивовагоноремонтного завода
с 06.08.1990 по 09.06.1991 Студент Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта
с 10.06.1991 по 15.08.1991
сс 16.08.1991 по 30.06.1992 Студент Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта
с 07.07.1992 по 12.05.1993 Служба в рядах Россиской армии
с 07.06.1993 по 29.07.1993 Слесарь по ремонту электровозов локомотивного депо Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги
с 30.07.1993 по 31.01.1994 Бригадир локомотивного депо Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги
с 01.02.1994 по 12.05.1998 Мастер локомотивного депо Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги
с 13.05.1998 по 12.01.2000 Старший мастер локомотивного депо Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги
с 13.01.2000 по 30.09.2003 Главный инженер локомотивного депо Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги
с 01.10.2003 по 15.08.2004 Главный инженер локомотивного депо Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»
с 16.08.2004 по 24.01.2006 Начальник локомотивного депо Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»
с 25.01.2006 по 12.05.2009 Главный инженер службы локомотивного хозяйства Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»
с 13.05.2009 по 30.11.2009 Начальник службы локомотивного хозяйства Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»
с 01.12.2009 по 30.09.2011 Начальник дирекции тяги Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»
с 01.10.2011 по 16.07.2013 Начальник восточно-сибирской дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД»
с 17.07.2013 Главный инженер дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД»