В чем обман анании и сапфиры. Страшная история Анании и Сапфиры: лишает ли Бог жизни за грехи? Письмо в редакцию

Анания и Сапфира

Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение, 2 но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.

3 Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что ты солгал Святому Духу и утаил часть денег за проданное поле? 4 Не твое ли оно было, пока оставалось непроданным ? И после его продажи не в твоей ли власти было всё , полученное за него? Как могло такое прийти тебе на ум? Ведь ты не людям солгал, а Богу».

5 Услышав эти слова, Анания пал на землю бездыханным. Великим страхом и благоговением исполнились все, кто прослышал об этом. 6 Молодые люди встали, завернули тело в саван и, вынеся его , похоронили.

7 Часа через три пришла и жена его, ничего не подозревая о случившемся. 8 Петр обратился к ней: «Скажи мне, вы продали землю за столько - то?»

«Да, - ответила она, - за столько».

9 И тогда Петр сказал ей: «Как это вы сговорились испытать Дух Господень?! Вот у двери уже слышны шаги тех людей , которые похоронили мужа твоего, и тебя они вынесут».

10 В тот же миг она пала к его ногам бездыханной. Юноши, войдя, нашли ее мертвой. Они вынесли и похоронили ее рядом со своим мужем. 11 Вся церковь и все, кто об этом слышал, были охвачены великим трепетом.

Из книги Спутники дамасской дороги автора Шаховской Иоанн

Первосвященник Анания (23:2-10). Он приказал бить апостола по устам и тем ясно показал свою демоническую одержимость; демоны более всего ненавидят уста возвестителей Божьей истины.Известно, еще из книги Бытия, что диаволу змию дана власть только над пятою человека, Богу

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Сапфира После того как Святой Дух сошёл на апостолов, новое учение стало постепенно распространяться среди иудеев. Верующие жили вместе и имели общее имущество. И не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, вступая в общину,

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Анания Святой Анания был проповедником в городе Дамаске. Известен же он более всего тем, что совершил крещение над Савлом - будущим апостолом Павлом. О подробностях этого важного в истории раннего христианства события книга Деяний святых апостолов не сообщает.

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Анания, как первообраз современных европейских коммунистов. Анания, еще не возвысившийся до сознания того, что общение имуществ условливается нравственным единением и любовью друг к другу первых христиан, увлекся этим неизвестным древнему миру духом

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

2. Анания и Сапфира наказаны за лицемерие (5:1-11) История обмана и смерти этих супругов имеет важное значение по нескольким соображениям. Она показывает честность Луки как историка - он не утаил этот скверный эпизод. Автор проливает свет на внутреннюю Жизнь первой

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

3. Савл и Анания: появление Савла в церкви в Дамаске (9:10–25) В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

а. Павел и первосвященник Анания (23:1–5) Во–первых, почему первосвященник был так разгневан вступительной фразой Павла, что велел бить его по губам? Вряд ли его били за то, что он начал говорить, не дождавшись разрешения. Сомнительно также, что были затронуты принципы и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Преподобный Анания Новгородский (+ 1581) Память его празднуется 17 июняПрп. Анания, инок новгородского Антоние-ва монастыря, был иконописцем и строгим исполнителем иноческих правил. За 33 года своей иноческой жизни он ни разу не выходил за врата своего монастыря и отгонял от

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава V. Анания и Сапфира (1-10). Дальнейшие успехи Церкви Христовой и Апостолов (11-16). Новое гонение Синедриона: заключение Апостолов в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ пред Синедрионом (17-33). Мудрый совет Гамалиила (34-39). Первые раны за имя Христово

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Анания и Сапфира Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение, 2 но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.3 Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Анания и Сапфира 1 Один же человек, по имени Анания, вместе со своей женой Сапфирой, продал своё имение 2 и часть вырученной суммы оставил себе, причём его жена знала об этом. Остальное же он принёс и положил к ногам посланников Масиха. 3 Петир сказал ему:- Анания, как это

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Анания В раннехристианском сообществе была принята коммунистическая форма собственности: Деян., 4: 32. …и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Деян., 4: 34–35. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Сапфира, пораженная смертию Апостолы, исполнившись Духа Святаго, со сме- вШялостью продолжали говорить слово Божие. У многочисленного же общества верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл своим, но все было у них общее. Апостолы же с

Из книги автора

Святой апостол Анания Святой апостол Анания принадлежит к числу семидесяти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний святых апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший

Из книги автора

Анания, Мисаил и Азария Навуходоносор возвысил Даниила, одарил его богатством и хотел поставить его над всем Вавилоном. Но Даниил попросил царя поставить над страной его друзей, Ананию, Мисаила и Азарию, сам же остался при царском дворе.Вскоре Навуходоносор приказал

Из книги автора

АНАНИЯ преподобный, иконописец Антониевского монастыря, упоминается в летописях новгородских между угодниками новгородскими; он преставился 1521 г. О месте его погребения никаких сведений нет (21) Ист. Росс. Иер. III,

Спрашивает Наталья
Отвечает Виктор Белоусов, 11.06.2007


Мир Вам, Наталья!

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
()

За лжесвидетельство в вопросе "финансовой верности" обычно не полагалось смертного наказания, и нигде в Писании об этом не сказано. Данный случай исключителен.

Другое дело - когда Анания и Сапфира поставили идола мамонну (сребролюбие) выше Бога, и привселюдно произнесли лжесвидетельство своей веры.

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Разное":

Владимир Кедреянов

Анания и Сапфира


Глава первая

В эпоху римского владычества на окраине Иерусалима стоял небольшой, но красивый и ухоженный дом. Он занимал часть земельного надела площадью в треть югера, на котором росли три смоковницы, виноград, гранатовое дерево и две яблони. Недалеко от дома находился сарай для коз, не так давно построенный хозяином, плотником Ананией, и теперь его жена Сапфира постигала секреты изготовления сыра.

Уже смеркалось, когда Анания вернулся домой, совершил омовение и устало опустился на скамью. День выдался тяжелый: сегодня заканчивали крышу огромного дома, который строил для своего сына богач Захария. Много сыновей было у Захарии, много и домов. Плотники, во время работы отпускавшие шутки в адрес одного из самых богатых в Иерусалиме купцов, так и не смогли точно сказать, сколько. Анания говорил, что семь, Енея - девять, остальные сходились на восьми.

Анания потянулся, стараясь расслабить уставшие мышцы, и попытался удобнее устроиться на жесткой скамье.

Как на работе? - спросила мужа Сапфира.

Она была удивительно хороша: ее огромные глаза блестели, когда видели возлюбленного; в них искрился огонь желания, сверкала любовь. Тонкие брови выгибались изящными дугами, а нежная кожа своим цветом напоминала благородную слоновую кость. Но это только цветом. В остальном же сравнить ее было не с чем - мягкая и в то же время упругая, соблазнительная и по-матерински нежная, словом, само совершенство. Ровные, белые, без единого изъяна зубы Сапфиры сверкали, как жемчуг. Небольшой, правильной формы нос, маленький чувственный рот, часто алевшие щеки - все в ней было гармонично и прекрасно. Ее высокую и тонкую шею обвивало ожерелье из каких-то недорогих камней, а из-под легкого покрывала выбивались мягкие черные волосы, которые, правда, уже тронула седина. На Сапфире был новый, ниспадавший изящными складками белый хитон, скрепленный на правом плече и левом боку двумя серебряными аграфами. Эти красивые застежки молодая женщина очень любила и гордилась ими. Ее ноги были обуты в красные сандалии из кожи козленка.

Красота у нас почти всегда ассоциируется с радостью, весельем и счастьем. Это нетрудно объяснить: от созерцания красоты мы испытываем блаженство, и потому нам сложно представить, чтобы была несчастлива ее обладательница. Но, увы, часто так и случается. Проницательный человек, посмотрев на Сапфиру, смог бы заметить то, что в ее недолгой жизни было много горя. Да, молодая женщина страдала, но пыталась скрыть это от мужа. Она не хотела, чтобы Анания падал духом.

Сейчас хозяйка накрывала на стол; хлеб, козий сыр, виноград и фиги выглядели очень аппетитно. Этот чудесный натюрморт дополнял небольшой кувшин с вином. Супругов ждал сытный ужин.

Захария пока не рассчитался, - ответил Анания. - Говорит, что все его деньги вложены в товары.

Лицо Сапфиры слегка помрачнело. Расплатиться с долгами хотелось побыстрее, пока проценты не достигли угрожающей величины. Когда полгода назад умерла Руфь, мать Анании, понадобилось много денег, и пришлось взять в долг у ростовщика Иезекииля.

Подлец ваш Захария, - сказала Сапфира и поправила аграф на плече. - Когда я еще жила в отчем доме, у наших соседей была собака, постоянно просившая есть. Хозяева, добрые люди, кормили ее до отвала, и часто у того пса пища выходила тем же путем, что и входила.

Да, - засмеялся Анания, - это ты точно заметила. Захария своей ненасытной жадностью весьма схож с той собакой. Но, дорогая, не волнуйся, как - нибудь выкрутимся. Главное, что у меня есть ты - родное, бесценное сокровище…

А у меня - ты…

Анания обнял жену. Во время работы он часто мечтал, как вернется домой и обнимет, поцелует свою милую Сапфиру. Вечером мечта неизменно сбывалась, и минуты их встречи были самыми радостными в его жизни. Глаза Сапфиры тоже искрились счастьем: целым миром - удивительным, нежным, любящим - был для нее муж. Каждый будний день она с нетерпением ждала своего Ананию, представляя, как он - высокий, статный, красивый, кареглазый, с густой, но аккуратной бородой - войдет в дом, обнимет ее и поцелует, а она сытно и вкусно накормит супруга. И Анания поблагодарит ее за чудесный ужин и снова поцелует. И впереди у них еще будет вся ночь…

Долгий и страстный поцелуй супругов завершился, и они сели ужинать. Анания был очень голоден. Сапфира, лишь слегка притрагивавшаяся к пище, с доброй, ласковой и немного озорной улыбкой наблюдала за мужем. Ей нравилось, что ее большой и сильный Анания ест с таким удовольствием, и в эти мгновения она забывала обо всех невзгодах.

Сапфире исполнилось девятнадцать лет, Анании - двадцать два. Они были женаты уже пять лет, но, казалось, их медовый месяц еще не закончился. Ненасытная жажда любви соединяла их молодые тела и души, и большинство вечеров превращалось в милый праздник жизни. Через многие несчастья они смогли пронести немеркнущий факел своей любви, не обожглись его горячим пламенем и не дали холодному ветру скучной повседневности погасить этот чистый, животворный огонь. Они жили лишь тогда, когда были вместе.

* * *

Первый век нашей эры… Столетие величайших побед человеческого духа и гнуснейших преступлений… тоже человеческих. Век могущества Римской империи, один из веков расцвета ее культуры. Он начался, когда Овидия еще не отправили в ссылку, а завершился концом творческого и жизненного пути Квинтилиана и Марциала. Ироничный арбитр изящества Петроний, свободолюбивый Лукан, мудрый Федр, всезнающий Плиний Старший, неизвестные творцы фресок в Помпеях и строители Колизея - всё это тоже первый век.

Впрочем, люди, в нем жившие, и не подозревали, что он первый. Об этом «узнали» лишь в середине 8 века, когда приняли предложенную еще в 532 году каким-то Дионисием Малым систему летоисчисления от «рождества Христова». Принять-то приняли, но по неграмотности своей христианской ошиблись на несколько лет. Ведь доподлинно известно, что царь Ирод, который, согласно Библии, преследовал младенца-богочеловека, умер в 4 году до Р.Х. Выходит, Спаситель родился раньше, чем родился.

Но это позже первый век стал у многих ассоциироваться прежде всего с христианством. А в то время о новой секте знали не больше, чем мы о «Белом братстве» или «Детях Бога». И совершенно так же оценивали.

Интересное тогда было время, и, наверное, чем больше проходит веков, тем красочнее и привлекательнее оно становится. Искусства процветали в Риме, Элладе, других землях необъятной империи. Но жизнь бывает не только культурной. Простое бытие, примитивное существование теплилось в Иудее - маленькой части римской провинции Сирия.

Иудею так и хочется назвать тихой, спокойной, уютной. Но, сделав это, мы бы погрешили против истины. Иудея - местечко буйное. Вспомним, как иерусалимцы пытались сопротивляться самому Титу (позднее признанному идеалом императора), и ему пришлось разрушить их городишко. Хотели евреи быть свободными, но не хотели быть образованными. Из книжек только Библию читали.

Понятно, что по этому поводу говорят антисемиты, а семитолюбы считают, что Библии достаточно. Великий грех тратить время на чтение других книг, если его можно использовать для молитвы или заучивания слов бога наизусть. Или для того, чтобы разбогатеть.

Когда мы смотрим на историю Иудеи этого периода, то невольно поражаемся: чуть ли не в каждом селении появляется свой пророк, который проповедует, собирает учеников, борется с официальным иудаизмом. Иисус Христос был лишь одним из многих. Да, такого мистического движения, такой религиозной активности больше не наблюдалось нигде и никогда. А объясняется всё просто. Жил относительно нормальный народ, но в 586 г. до н. э. царь Навуходоносор II, захватив Иерусалим, велел евреям переселиться в Вавилон. И им пришлось покинуть землю, которая в течение многих веков была родиной. Но ко всему привыкает человек. Обосновались евреи и в Вавилоне, наладили хозяйство, зажили спокойно и зажиточно. Прошли годы, и появилась возможность вернуться на утраченную родину, к религиозным святыням - тем местам, где так называемый Моисей якобы разговаривал с вроде бы Иеговой, где Соломон блудил с сотнями «жен» и наложниц, а Лот совокуплялся со своими дочерьми. Где милостивый бог, который предположительно есть любовь, как будто уничтожил Содом и Гоморру (но неужели все жители этих городов занимались гомосексуализмом?!).

К таким очаровательным святыням захотели возвратиться далеко не все евреи. Нормальные предпочли не ехать в неизвестность, а остаться в уже обустроенном месте. Поехали лишь глубоко верующие.

Из Иудеи в Вавилон пришел народ, а из Вавилона в Иудею возвращалась секта.

Прошло шестьсот с лишним лет, но разве изменился генофонд населения, обитавшего в той местности? Яблоко от яблони недалеко падает. И вот в таких условиях зародилась самая массовая религия. Сколько людей погубили ее адепты, как они затормозили прогресс человечества - знают все. Только некоторые стараются это забыть.

б. Ложь Анании и Сапфиры (5:1-11)

Эта история напоминает об истории Ахана, записанной в Иис. Н. 7 (сравните Чис. 15:32-36; 16:1-35).

Деян. 5:1-2 . Грех Анании и его жены Сапфиры объясняется в стихах 3-4, 9. Они могли, конечно, удержать для себя часть дохода от продажи имущества, но, сговорившись между собой, предпочли солгать апостолам, сказав, что отдают им все вырученное, тогда как часть его утаили. То, что положили к ногам апостолов, они положили с ложью; употреблением выделенной фразы в случае Варнавы (4:35,37) и в их случае подчеркивается контрастность чувств и мотивов, которыми руководствовались "сын утешения" и эта пара.

Деян. 5:3-4 . Петр возлагает ответственность на Ананию, который допустил сатане вложить в свое сердце соблазн лжи. Это тем более был соблазн, что необходимости в этой лжи не было, ибо Анания и его жена вправе были распорядиться тем, что им принадлежало по своему усмотрению. Они солгали Духу Святому (стих 3), поддавшись вражескому внушению. В стихе 4 Петр говорит, что Анания солгал Богу. Так в контексте стихов 3 и 4 подтверждается Божество Святого Духа.

Деян. 5:5-6 . Услышав сии слова, Анания пал бездыханен. Как Петр напишет позже, надобно было "начаться суду с дома Божия" (1-Пет. 4:17). В той обстановке совершенное Аианией и Сапфирой было "грехом к смерти" (1-Иоан. 5:16). Суровость суда объясняется тем, что этому преступлению и последовавшему за ним наказанию предназначено было стать примером в условиях Нового Завета, как судьба Ахана сделалась примером для ветхозаветного Израиля (1-Кор. 10:6).

Деян. 5:7-10 . Сапфира, не зная о внезапной смерти мужа, солгала вслед за ним.

Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? "Искусить Духа Господня" (или Святого Духа) означает попытку выяснить, насколько далеко может зайти человек, не подвергаясь суду, обещанному Духом (сравните Втор. 6:16; Матф. 4:7).

Деян. 5:11 . При известии о наказании, постигшем Ананию и Сапфиру, великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (т. е. верующих и неверовавших). Об этом говорится дважды (стих 5 и 11). Рассказывая об этом случае, Лука преследовал несколько целей: 1) показать неприемлемость греха для Бога, особенно греха обмана, нечестности в пределах Тела Его - Церкви; 2) показать отличие Церкви от Израиля, где успели позабыть, к сколь суровой каре может прибегнуть Бог в воспитательных целях.

Слово церковь тут употреблено в книге Деяний Апостолов впервые. Здесь, как и в 9:31, а также в 20:28, оно употреблено в отношении Церкви как Тела Христова; в 11:26 и 13:1 этим словом обозначена местная община верующих; 3) на примере печальной участи Анании и Сапфиры Петр показал, что Бог начал действовать в новом, созданном Им, человеческом объединении.

3. ПРЕУСПЕВАНИЕ ЦЕРКВИ (3:12-42)

а. Апостолы подают "удостоверение" о себе (1:12-16)

Тем, что сообщается в этом разделе, читатели подготавливаются к последующим событиям.

Деян. 5:12 . Снова и снова Бог совершал через Апостолов… многие знамения и чудеса; любопытно, что местом постоянных встреч тех, кто составили первую церковь в Иерусалиме, стал храм, точнее. Соломонова крытая галерея в храме.

Деян. 5:13 . Посторонние, т. е. неверующие, не решались пристать (из любопытства, не имея тех же чувств, что они) к этим необычным людям - из благоговейного страха перед ними. Тем более после случая с Ананией и Сапфирой!

Деян. 5:14 . Зато и уверовавших во Христа становилось все больше. И они - множество мужчин и женщин - "не боялись" присоединиться к Господу. Это было феноменальным явлением - столь быстрый численный рост первоначальной Церкви (2:41,47; 4:4; 6:1,7; 9:31).

Деян. 5:15-16 . Чудеса, совершавшиеся апостолами, прежде всего были направлены на утверждение истинности Божиего слова. Люди убеждались в том, что им дана необычайная целительная сила. Думали (а, возможно, убедились в этом на опыте, хотя, по мнению некоторых богословов, это было проявлением суеверия), что исцеляются и те, которых тень проходящего Петра осенила. Так или иначе, но апостолы возвращали здоровье больным и изгоняли нечистых духов из одержимых. Все это они делали, как обещал им Господь (Матф. 10:8; Мар. 16:17-18).

б. Второе заключение апостолов и освобождение их (5:17-20)

Деян. 5:17-20 . Вторично были задержаны и заключены в… темницу… Апостолы, по-видимому, все 12, но явившийся им Ангел Господень сверхъестественным образом освободил их, повелев продолжать публичное провозглашение во храме (очевидно, во дворах его, поблизости от тех мест где собирались члены общины) всех сиих слов жизни (буквально - "этой жизни"; необычное обозначение Благовестия). в книге Деяний Апостолов это - первое из трех "тюремных чудес" (сравните происшедшее с Петром; 12:6-10, а также с Павлом и Силой; 16:26-27).

е. Испытание апостолов и слова их в свою защиту (5:21-32)

Деян. 5:21а . Повинуясь Божиему посланнику, апостолы с утра явились в храм и стали учить.

Деян. 5:21б-25 . Нижеследующее описание исполнено иронии. 1) Мы видим служителей, обыскивающих темницу, которая оказалась пустой, несмотря на то, что была заперта и охранялась снаружи стражами. 2) Перед нами облеченные властью иудеи, собравшиеся судить тех, кого в их распоряжении не оказалось. 3) И вот им, в гневе спрашивающим друг друга, куда подевались эти люди, сообщают, что они стоят в храме и учат народ.

Деян. 5:26-27 . Не прибегая к силе из страха перед народом, начальник стражи… со служителями… привел апостолов и поставил их перед синедрионом, чтобы допросить. (О синедрионе в толковании на 4:15.)

Деян. 5:28 . Не запретили ли мы вам… учить о имени сем? - прозвучал вопрос первосвященника. И вслед за этим обвинение: вы… хотите навести на нас кровь Того Человека.

Деян. 5:29 . Здесь Петр вновь провозглашает основополагающий для апостолов принцип (сравните 4:19-20). Верно и то, что христианам следует повиноваться своим гражданским властям, если это не вовлекает их в грех против Бога (Рим. 13:1-7; 1-Пет. 2:13-17).

Деян. 5:30-31 . В подлиннике слова Петра… вы умертвили, повесивши на древе …звучат с особой силой как обвинение в адрес "судей", упрекающих апостолов в том, что "хотят навести на них кровь Того Человека". Петр снова, как представитель апостолов, повторяет то, что говорил прежде: "вы… убили, но Бог воскресил Его" (сравните 2:23-24; 3:15; 4:10), дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов (сравните 2:38; 10:43; 13:38; 26:18).

Деян. 5:32 . Апостолы отлично сознавали свою ответственность перед Богом, как это следует из слов Петра: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый - в том смысле, что Он подкреплял их свидетельство, давая апостолам сверхъестественную силу, являвшую себя как в смелой проповеди их, так и в совершении ими чудес. Петр говорит, что Святой Дух дается всем повинующимся Богу, т. е. верующим в Иисуса Христа (Рим. 8:9).

г. Освобождение апостолов (5:33-42)

Деян. 5:33 . Охваченные яростью, религиозные начальники умышляли умертвить их. Все повторялось по той же "схеме", что за несколько недель до того в отношении Христа. Как росло сопротивление Ему, так росло оно теперь по отношению к Его ученикам.

Деян. 5:34-35 . Гамалиил, фарисей… и законоучитель, пользовавшийся всеобщим уважением, попытался повлиять на членов синедриона, чтобы они не преследовали апостолов. Руководствовавшийся не симпатией к церкви, а чувством духовной интуиции, он опасался помешать Божииму делу на земле (стих 39).

Деян. 5:36 . Ничего не известно об этом Февде с его 400 мятежниками, восстание которого не привело ни к какому результату. У еврейского историка 1-го века Иосифа Флавия записано о мятеже, возглавленном Февдой, но он происходил позднее и принял гораздо большие масштабы. А, кроме того, имел место ранее того, который возглавил Иуда (стих 37).

Деян. 5:37 . О мятеже под руководством Иуды Галилеянина, который Гамалиил приводит в качестве второго примера, Иосиф Флавий иаписал довольно подробно, рассказав и о казни Иуды, и о том, что эти беспорядки подлили масла в огонь новых мятежей.

Деян. 5:38-39 . Впечатляюще заканчивает свою речь Гамалиил. Это недавно возникшее движение само покажет, от человеков ли оно, или от Бога, заявил он. И в первом случае оно закончится также бесславно, как мятежи, поднятые Февдой и Иудой Галилеянином. Но если оно от Бога, то ваше сопротивление ему лишено смысла и берегитесь, чтобы вам не оказаться… богопротивниками. Любопытно, что речь Гамалиила явилась в каком-то смысле апологией Церкви Иисуса Христа, прозвучавшей из уст того, кто был в лагере ее противников.

Деян. 5:40 . И члены синедриона отпустили… Апостолов, однако, не удовлетворившись еще одним предупреждением, предварительно подвергли их бичеванию (и… били их). Отпуская же, повторили прежнее свое запрещение им говорить об имени Иисуса (относительно "имени Иисуса" толкование на 3:16).

Деян. 5:41-42 . И вот, несмотря на мучительное физическое наказание, апостолы пошли из синедриона, радуясь. (Снова звучит "тема радости", характерная для книги Деяний Апостолов; толкование на 2:46-47.) Бесчестие… за имя Господа апостолы сочли честью для себя. Позже Петр станет призывать христиан "радоваться" своему участию в "Христовых страданиях" (1-Пет. 4:13; сравните 1-Пет. 2:18-21; 3:8-17). Несмотря на повторное запрещение, апостолы не переставали учить и благовествоватъ об Иисусе Христе. Тем не менее, написанное Лукой в Деян. 5:17-42 имело целью показать, что Израиль в массе своей продолжал идти прискорбным путем отвержения Иисуса как Мессии.

В книге Деяний апостолов есть эпизод на котором спотыкаются даже самые крутые богословы. Из названия статьи вы уже знаете о чём пойдёт речь.

Итак, глава 5 ст. с 1 по 11...

Нет, стоп! Поднимемся немного выше и посмотрим на ст. 32-37 главы 4: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов."

Из этого отрывка видно, что апостолам удалось то, что не удалось Хрущёву - построить коммунизм. В общине первых христиан не было "никого нуждающегося" , поскольку входившие в общину люди отдавали всё своё добро апостолам.

А теперь из брошюры А. Дворкина "Десять вопросов навязчивому незнакомцу…" (брошюра о деструктивных сектах) приведём вопрос №

7. Если я вступлю в вашу организацию, как я должен буду изменить свою жизнь? Должен ли я буду бросить учебу или работу, пожертвовать вам свои сбережения и свою собственность и разорвать отношения со всеми близкими и друзьями , если они будут высказываться против этого моего решения?

Вообще-то сложно поверить в то, что когда адепты новой религии продавали всё что у них было, их родственники не возражали.

А вот теперь почитаем про самих Ананию и Сапфиру.

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Богословы трактуют смерть Анании и Сапфиры как Божье наказание за то что они солгали Духу Святому, по словам апостола Петра. Но как можно соврать тому, кого не знаешь? Вряд ли Анания и Сапфира были знакомы с Духом Святым, вряд ли он их удостаивал общения, вряд ли он каким-то образом являлся им собственнолично или посылал к ним своих ангелов, т. е. они Святого Духа ни сном ни духом... Как же они тогда могли ему соврать? Судя по всему Анания и Сапфира были обыкновенными приспособленцами, поэтому и решили не выделяться, а поступить как все ("все , которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов") . Но, по-видимому, у этих приспособленцев ещё оставался какой-то контроль над собственными мозгами почему они и утаили часть денег. И соврали самому Петру, а вовсе не Святому Духу. Святому Духу они врали только в трактовке апостола Петра. Может быть Пётр и был на коротке с Святым Духом, но не Анания и Сапфира. Так что, врал Анания Петру и общине, а не Духу Святому. За что и поплатился смертью.

Если же принять трактовку апостола Петра и богословов, тогда встаёт вопрос о нравственности самого Святого Духа. Вы бы стали убивать того кто вам соврал? Например хотите занять тысячу рублей у знакомого, и знаете, что у него есть эта тысяча, а он вам врёт, что у него есть только 500 рублей, и даёт взаймы только 500. Допустим ваш знакомый поступает не вполне честно, но это явно не тянет на смертную казнь. И ни на какой срок не тянет. Максимальное наказание за такое тяжкое преступление - слегка пожурить и изобразить некоторую досаду. Как же благ и человеколюбец, который ничьей не желает погибели, а желает всем спастись, вместо того чтобы пристыдить врунишку и укоризненно покачать головой, убивает его. Нифигасе человеколюбец! Ишь как Святой Дух оскорбился на враньё Анании! Что-то на дела Чикатилы и Гитлера он так не оскорблялся.

Богословы также отмечают, что эпизод с Ананией и Сапфирой показывает сколь высок был нравственный уровень ранней общины, мол, во всей общине всего два врунишки завелись. Но давайте-ка глянем как поступает община с Ананией и Сапфирой и насколько это высоко нравственно.

Как только Анания "пал бездыханен" , юноши его взяли и вынесли вперёд ногами и похоронили. Вообще-то, по-человечески, надо было хотя бы родственникам сообщить, жене, например, детям, внукам, родителям, бабушкам, дедушкам, сёстрам, братьям, дядям, тётям - ну были же у него какие-то родственники, жена-то уж точно была, но её в известность не поставили - почему? Сказано: "юноши приготовили его к погребению" - как же они его приготовили к погребению, если даже жену в известность не поставили? Не по-человески это как-то. Сапфира пришла через три часа после смерти Анании и в это же время вернулись погр е бавшие её мужа с лопатами наготове. За три часа успели Ананию и приготовить, и могилу вырыть, и зарыть. К чему такая спешка? Высокий и оперативный был нравственный уровень у ранней общины. Ему даже остыть не дали. А если он просто в обморок упал, ошарашенный прозорливостью Петра, а его, вместо того чтобы дать нашатырю понюхать, на кладбище отнесли.

"И великий страх объял всю церковь" - а вот наконец и оно, ради чего всё было. СТРАХ. СТРАХ - то без чего никак не может обойтись Бог Авраама. СТРАХ - это ключевое слово Библии. Потому что если у вас не трясутся поджилки, у вас язык не повернётся назвать Бога Авраама благим и человеколюбивым.