В чем секрет энергии Шакти? Что говорят тантра и йога о роли женщины? Шакти как милостивый аспект Бога. Пробуждение энергии Шакти

Богиня Ума (Шакти) - энергия вселенной, сила космического мира, включающего в себя все слои материального мира. Она считается созидательным аспектом Всевышнего. Имена, под которыми Ума известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы все их перечислять. Если же некоторые из них, такие как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни , указывают на её происхождение от Гималаев или от ее первого отца Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие как Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Господа Шивы. Подавляющее большинство богинь Ведического пантеона являются ее экспансиями (расширенными аспектами). Наиболее важнейшими из них являются Дурга, Кали, Налита, Гаури, Чанди и Аннапурна.
Так же как и её супруг Шива, Ума имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума, она представляет мирный аспект богини. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, в правой она держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущена вниз. Если она изображается без Шивы, то обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.
В своих устрашающих аспектах она проявляет себя в основном как Дурга и Кали . Характеристики этих богинь настолько отличны от образа Умы, что поначалу трудно воспринимать их как одно божество. Ума - любящая, скромная и спокойная жена, подчиненная своему мужу. Дурга редко изображается вместе со своим супругом, она восседает на льве или тигре, у нее от восьми до шестнадцати рук, в каждой из них она держит оружие. В мифах Дурга выступает в роли воительницы. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола, который не мог быть побежден ни одним из полубогов. Её изображают грозной и жестокой, и с достаточными на то основаниями. Однако она всегда выступает в роли защитницы полубогов и людей от асуров (демонов).
Более противоречив образ Кали, который объясняют как персонификацию гнева Дурги. Ее воинственность направлена не только против демонов, но и против всего мира, включая людей. Ее изображают нагой, истощенной, с ожерельем из черепов, из широко разинутого рта свисает язык, окрашенный кровью жертв. Однако в мифах говорится, что ее ярость можно смягчить, воззвав к "чувству материнства". Почитание Кали, так же как и Дурги, в качестве богини-покровительницы особенно распространено в наши дни в Бенгалии. Хотя все женские божества именуются Шакти их супругов-полубогов, слова «Шакти» и «Дэви» более часто, если не исключительно, относятся к супруге Господа Шивы.
Гималаи символизируют акашу (первоэлемент «эфир»), то есть первый фундаментальный элемент мироздания. Поэтому дочь Гималаев Парвати символизирует сознательную субстанцию мира. Отсюда другое ее имя - Ума («Сияющая»).
Согласно Пуранам, после сотворения мира Ума вначале была рождена как Дакшаяни , дочь прародителя человечества Дакши и Прасути , а затем вопреки воле своего отца вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша неоднократно оскорблял его, говоря о том, что Он вечно скитается по разным грязным местам, носит только набедренную повязку, и его всегда сопровождают духи и привидения. Когда Дакша решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался Господь Шива. Вопреки совету своего супруга не ходить на эту церемонию, Дакшаяни всё-таки пошла без приглашения на это жертвоприношение и после того, как ее отец стал публично поносить и оскорблять ее супруга, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. После этого она стала известна как Сатья («Целомудренная»). Шива, узнав об этом, пришел в столь сильную ярость, что немедленно сотворил гигантского монстра, который с другими ракшасами пришел на арену жертвоприношений и учинил там страшное кровопролитие. Дакше он отрубил голову и сжег в жертвенном огне. Правда позднее Шива простил Дакшу, оживив его тело, но вместо человеческой головы даровал ему голову козла.
Сатъя же воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его вновь взять себя в жены. Во время сурового тапаса (духовного подвижничества), предпринятого ею, она в конце концов отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить самоистязание дочери, пыталась уговорить её словами: «У-ма» (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), она известна как Гаури («Белая»). Как Мать вселенной, она является Амбой или Амбикой , где оба слова означают «Мать».

Господь Шива сам признает, что без своей вечной спутницы Шакти Он не способен созидать или разрушать, и что один, без нее, Он неподвижен как труп.
От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в свадхистхана-чакре, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без ее покровительства человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей. Ума выражает особую милость тем семьям, в которых рождается много детей. Но при условии, что их родители в действительности могут дать им любовь, достойное образование и обеспечить их всем, в чем они будут нуждаться в детстве и юности. Те, кто просто зачинают детей, не думая об их последующей судьбе, уподобляются животным и теряют покровительство Умы. Конфликт с Матерью Парвати возникает у тех, кто без всяких ограничений растрачивают драгоценную энергию шакти в сексуальных наслаждениях и совершают аборты. В следующем воплощении богиня Ума лишает такого человека воли, плодовитости, сексуальной силы (вплоть до бесплодия), сильного и здорового тела.
Богиня Ума благоволит к тем, кто питаются «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи -100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов. Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока, не содержат ни одного процента праны. При употреблении мяса и птицы человек теряет оджас. А из грибов организм не может извлечь прану. Рыба, как только умирает, немедленно теряет всю прану.

Ума оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве), отравлять ее химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, то это несомненно вызовет гнев Парвати, которая, приняв одну из своих разрушительных форм, может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей. На самом деле мы можем видеть, что именно эти явления и происходят в современном мире. Очевидно, что терпению Матери Парвати пришел конец. О том, что ждет человечество в будущем, если мы ничего не изменим, можно только догадываться.

Обычно к Уме обращаются с помощью специальной мантры.

АУМ ХРИМ ШРИЛ КЛИМ
ПАРАМЕШВАРИ СВАХА

Необходимо услышать мантру от человека, находящегося в Шива-сампрадайе или Шакти-сампрадайе . Эту мантру активизируют на заходе солнца, повторяя ее по 108 раз в течение 28 дней.
Богиня Ума проявляет свою энергию через все цветы, имеющие высокую устойчивость на повреждающие факторы внешней среды и долго сохраняющие жизнь после того, как их срезали. Например, гвоздики, гладиолусы, герберы.
С Умой связаны такие минералы, как агат, амазонит, жад, карнеол, кахолонг, малахит, оникс, турмалин и зеленый нефрит . А из металлов - медь.
В человеке - она вместе с Ямараджем (богом смерти) управляет свадхистхана-чакрой, творческой энергией шакти, репродуктивной системой. В аспекте Парвати она управляет пролактином и эстрогенами, в аспекте Дурги - прогестероном.

Мы надеемся, что эта небольшая статья поможет нашим читателям понять важность отношений с внутренней энергией Бога в ее аспектах -Лакшми, Сарасвати и Умы. И оттого насколько мы хорошо осознаем это, зависит будущее не только каждого из нас, но и процветание, гармония и благополучие всей планеты.

Традиция Натхов относится к шиваитским направлениям, но у нас почитается еще и Шакти - Богиня.

Шакти - это сила, которая позволяет Шиве проявиться как форме. Мы знаем много форм Шивы - Рудра, Бхайрава, Агхора, Садьоджата, Татпуруша, Садашива. Если обобщенно, то Шива является изначальной пустотой, он за пределами всех гун (ниргуна), за пределами всех качеств. Он является сверх-сознанием (парасамвит), является вездесущим сознанием, а Шакти является энергией, благодаря которой это сознание раскрывается.

Но есть разные формы энергии и разные формы сознания. Соответственно, мы не можем однозначно утверждать, что Шакти - только одна энергия. Шива и Шакти изначально нераздельны, поэтому Натхи говорят что у Шивы есть основная Шакти, Ниджа-Шакти. Ниджа - означает «своя», это энергия, которая на всех этапах самопроявления, самораскрытия, связана с Шивой и она всегда направлена на то, чтобы быть с Шивой. Даже если нам, обусловленным существам, кажется что она относительна и обусловливает нас и никак не связана с духовностью, однако она остается связанной с Шивой. И раз она ориентирована на реализацию связи с Шивой, она может быть ориентирована для нас (лично для нас) таким образом, чтобы осознать себя как Шиву, наше Бого-тождество, Бого-подобие. Этот принцип очень важен.

Шакти - это трансформация , изменение, время, которое бежит и постоянно меняется. А Шива - это пространство, стабильность, вечность. Пространство не меняется, а время, как сказал кто-то из великих: «Время - это материал из которого состоит жизнь», так и есть. То, что мы видим вокруг - материя, но на самом деле это колебания на уровне атомов, молекул, микро-частиц, которые постоянно обмениваются, и все эти разно-вибрационные движения порождают материю, вся эта материя является энергией, является Шакти.

И так как мы застреваем в каких-то определенных вибрациях, нам кажется, что вся материя плотная. Но эта плотность - относительная, она относительна по отношению к чему-то. И когда посредством взаимодействия с более мощным видом духовной энергии, мы расширяем свое сознание и, посредством Шакти, возвращаем его к тождеству с сознанием Шивы, - мы начинаем понимать, что вся плотность энергии является относительной, то есть для нас все ограничения в относительном пространстве и относительном времени начинают исчезать. И Шакти здесь играет очень большую роль.

Но мы не просто должны концентрироваться на «какой-то энергии», ведь мы обычно концентрируемся на том, что идеализируем, что нам искренне интересно. А что может более идеализировано, чем Божественное? Поэтому мы Шакти воспринимаем как Божество и через эту идеализацию мы способны проникнуть в реальность этой Божественной Шакти. Наше сознание очищается от блоков посредством динамической Шакти, и расширяется. И тогда оно может абстрагироваться от своей относительности, от захламленности вещами второстепенной важности.

Когда наше сознание захламлено, оно подвержено влиянию той Шакти, которая называется Майя. Майя - от слова «мейя», означает «мерность», обусловленность относительным пространством. С одной стороны - это форма и она может играть функцию расширения, если мы не цепляемся за нее, если мы очень мудро обращаемся с этой энергией. С другой стороны, мы можем зацепиться за форму, взять себе эту зацепку на ум, и жить в этом - вот это называется захламлением.

Поэтому Шакти двояка - с одной стороны, она является источником просветления нашего сознания, с другой стороны, - источником обуславливания. Поэтому с одной стороны, это Богиня-Мать, которая создала вселенную, обуславливающую нас, весь социум - это проявление Майи. Социум, с одной стороны, может и грешен, но все зависит от того, как мы с ним взаимодействуем. По большому счету, эта Шакти не может быть ни негативной, ни позитивной. С другой стороны, понятие греха необходимо нам, потому что когда мы считаем что безгрешны, то можем впадать в прелесть и считать себя уже реализованными йогами, отождествленными с Шивой (Шивохам). Но на самом деле - это форма самолюбования, поэтому, в какой-то мере, понятие греха необходимо, чтобы человека подстегивать, чтоб он не застревал в своих достижениях.

С одной стороны, мы должны помнить что есть грехи и несовершенства этого мира, с другой, мы должны понимать что по большому счету, концептуально, греха нет, все является Богом, все есть в Боге. Даже такие силы, как асуры, демонические преты, пишачи - они часть Шакти, их тоже создала Богиня-Мать, иногда она даже может принимать их формы, чтобы бороться с самими же демонами (Махадеви, Махасури - это можно прочитать в Деви-Махатмье), и это, конечно, надо очень адекватно воспринимать.

Вот таким образом мы воспринимаем Шакти, без нее не может существовать никаких методик и упай. Но нам нужна Шакти именно во всей своей полноте, чтобы все объекты этого мира, которые с нами соприкасаются, направить на свое развитие. Если мы будем думать что Шакти присутствует только в пранаямах и мантрах - это будет как-то работать, но это начальный этап. На более высоком этапе мы понимаем, что Шакти проявляется через все - через все все события, через наши чувственные состояния, через мыслительные процессы, через жизненные процессы в нашем теле.

Мы не изолируем практику от жизни именно посредством Шакти. Так как Шива, как мужское начало, более прямолинейный, стабильный, конкретный, но если эта стабильность вечна, это хорошо, а если стабильность есть в этом, материальном мире - это становится формой тупости, и тогда нам нужны женские качества чтобы быть более гибким. И Богиня-Мать Шиве, как ребенку, помогает адаптироваться. А что часто бывает с разными эзотериками, которые считают что они эксклюзивные, что у них форма джняни (начитанного человека), и что все остальное для него - бездуховно? Это бездуховное начинает его очень мощно рушить.

Вот почему мы изображаем Шакти в виде грозных форм - Кали, Дурги. Но на самом деле это не плохо и не хорошо, тут все просто: если вы хотите развиваться, она будет для вас позитивной, если не хотите - негативной. Поэтому Шактизм, направление где поклоняются Богине-Матери, природе и ее проявлениям, - это очень важная Традиция. И внутри нашей Традиции тоже есть понятие Шакти, но мы ее почитаем тогда, когда понимаем для чего она нужна - для того, чтобы достичь единства с Шивой. В конечном счете, мы понимаем что Шива и Шакти едины, Энергия и Сознание нераздельны, между Пустотой и Полнотой нет разницы, мы абстрагируемся от любой формы изолированности и обсуловленности. Шакти в этом играет важнейшую роль.

Видео Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа: Шива и Шакти
Теги:

Шиву индусы именуют Махадевой, великим Богом. Если верна догадка, что печати, найденные при раскопках доарийских городов, изображают именно Шиву, то, следовательно, его чтили в стране очень давно (9). Мифы связывают Шиву с Гималаями и наделяют именем Пашупати, Владыки скота, из чего можно заключить, что первоначально он был покровителем горных пастухов.
Арьи отождествили этого туземного бога со своим Рудрой (Ревущим), повелителем грозы и бури. Однако в ведический период он затерялся в толпе бесчисленных божеств, и о нем долго почти нигде не упоминают. Столетия спустя в Махабхарате появляется сказание о том, как Шива силой отвоевал себе место среди богов(10). И наконец индуизм провозглашает его олицетворением божественного могущества.
Хотя Шиву изображают человекоподобным, образ его далеко выходит за чисто человеческие пределы. Он не просто небесный великан, подобный Индре или богам Гомера; в нем стали чтить то неисповедимое, грозное, внушающее трепет, что связывается со сверхчеловеческим и запредельным.
Символика шиваизма куда серьезней, чем может показаться. Ведь величие галактических пожаров, пугающая бездонность космоса - ничто в сравнении с непостижимой реальностью их Творца. Даже Библия, столь далекая от натурализма, учит о Боге как об "огне поядающем". Но в шиваистских образах слишком сильны стихийные и даже демонические элементы. В итоге "страх Божий", священное благоговение, становится непереносимым ужасом, когорый вселяется в душу человека от самой мысли об этом природном Божестве (11). Разрушитель миров, Шива представляется индусу страшным и подавляющим воображение. У него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, его украшает ожерелье из черепов. Его называют Натараджа, "танцующий царь", ибо его экстатическая пляска несет конец всему преходящему. То, что в мироздании нет ничего незыблемого, обусловлено характером Шивы.
Может показаться странным, что Шиву называют также и "благим", и "создателем". Однако этот парадокс объясняется тем, что в глазах индуса разрушение не есть полный конец, но составляет лишь фазу в бесконечном космическом круговороте. Все распавшееся по воле Шивы не исчезает, а входит в царство божественного Покоя. Поэтому к нему обращались с такими словами.

Ты произвел этот тройственный мир Со всем, что подвижно и что неподвижно, В Тебя же, Владыка, все уходит по истечении юг. (12)

Шива как бы несет в себе загадочное двуединство эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Это бог буйный и неистовый; праиндийцы, вероятно, поклонялись в его лице производительной силе бытия. Поэтому эмблемой его стал, как и в Финикии, фаллос, или лингам. В одном из гимнов Шива прославляется как "могучий телец", и не случайно греки отождествляли его с Дионисом (13). Он дарует не только опьянение жизнью, но и власть над ее энергией. Вот почему Шиву называют "Великим йогом", наставником аскетов, которые добиваются обладания мировой праной.
Таким образом, в Махадеве запечатлелась двуликость Природы, рождающей и истребляющей, внушающей одновременно страх и благоговение. Но еще яснее это проявляется в женской ипостаси Шивы Шакти.
Она издавна почиталась в Индии как Богиня-Мать, которая, соединяясь со своим божественным супругом, давала жизнь всем существам (14). Прорастание растений, половая энергия животных и человека - область ее владычества. Идея космической сексуальности символизируется знаком "йони-лингама" и, вероятно, нашла отражение в священной формуле индусов: "Ом мани падме хум"(15).
Образ Шакти во многом был ближе и понятнее, чем образ неприступного Шивы. Шакти мыслилась не просто богиней, но сверхбогиней, Махадеви. Культ ее временами приобретал форму "женского монотеизма". Уже у первобытных народов высший Бог иногда назывался Матерью. Эмоциональные корни этого понять нетрудно: "Мать" представлялась существом более близким и любящим, чем "Отец". Кроме того, в религиях, которые считали мир не творением, а порождением Сущего, было так естественно обратиться к Его "материнскому" образу. Для того, чтобы почувствовать дух поклонения Шакти, достаточно вспомнить слова Рамакришны, воспевавшего в своих гимнах Мать Вселенной. Его молитвы проникнуты такой теплотой, искренним восхищением и преданностью, что их можно сравнить лишь с самыми возвышенными проявлениями благочестия. Объясняя смысл культа Шакти, Рамакришна говорил: "Моя Мать, первичная Божественная энергия, находящаяся внутри мира явлений и вне его. Дав рождение миру, она живет в нем"(16). Подобные представления знакомы и Западу (культы Деметры и Кибелы, идеи Софии и "Вечной женственности").
Однако в шактизме есть и другой аспект, тесно связанный с мистическим эротизмом учения тантры, которая коренится в земледельческой магии. Пытаясь подчинить природные силы, люди искали способов слияния с ними. Поэтому обряды тантры превращались в своего рода "узаконенную раскованность", как это было в дионисизме. То, что в обычной жизни индус считал грехом, в ритуале становилось священным. Во время тайных тантристских действ участники их ели мясо, пили вино и обладали женщинами, тем самым надеясь войти в союз с космическими стихиями, заключенными в Шакти(17). Тантризм проник даже в йогу, которая ставила одной из своих целей взнуздать "змея Кундалини". Эту энергию отождествляли с самой богиней и верили, что именно она одаряет своих поклонников сверхъестественным могуществом.
В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати, светлую зарю Ушас, но и жуткое существо, подобное Природе, пожирающей своих детей. Тогда ее именовали Дургой (Неприступной) и Кали (Черной). Ее многорукие изваяния, особенно распространенные на юге Индии, напоминают чудовищных мексиканских идолов.
Эта неоднозначность культа Шивы-Шакти была связана не только с попыткой представить непредставимое, изобразить сверхчеловеческое, но прежде всего с тем, что индуизм не отделял Бога от природы. Любовь и священный трепет рождались в подлинно религиозном переживании, в то время как обоготворение естественных сил влекло за собой замутнение нравственного сознания. Подобно тому как стихии не знают ни греха, ни добродетели, так Шива и Шакти нередко представлялись богами внеэтическими. В одном из текстов тантры этот релятивизм выражен с предельной ясностью:

Все равно, что друг, что враг;
Что дочь, все равно, что жена;
Все равно, что шлюха, что мать;
Что прачка, все равно, что брахманка,
Все равно, что лохмотья, что богатый наряд,
Что алмаз, все равно, что навоз;
Все равно, что ад, что рай;
Что грех, все равно, что заслуга (18).

Точно так же в Китае пантеист Чжуан-цзы рассматривал мораль как второстепенную условность, изобретенную людьми для собственного удобства(19).
Неудивительно, что подобные взгляды, пусть даже сильно смягченные, могли давать повод к злоупотреблениям. Уже в древности многие индусы смотрели на тантриков с отвращением и подозрительностью. И хотя обвинения против них чаще всего были основаны на непонимании, легко представить, как этот натуралистический и магический культ приводил к извращенным эксцессам, оргиям и демонизму.

9. См.J. Масkау. Еаrlу Indus Civalization. London, 1948, р. 67, Я. Гусева. Индуизм М., 1977, с. 90 сл.
10. Махабхарата XII, 284.
11. В своих лекциях по философии культа о П. Флоренский сделал попытку богословски истолковать христианское понятие о "страхе Божием", но странным образом исходил только из религиозной психологии ветхозаветного и даже языческого мира (см. БТ, т. 17, М, 1977, с. 88 сл). Более убедительная интерпретация проблемы "религиозного страха" дана в написанной в те же годы работе Р. Отто "Священное" (англ. пер. R. Оtto. Тhе The Idea of Holy. London, 1959).
12. Махабхарата, III, 81, 109.
13. Аррчан. Индика, VII, 4-9; Страбон. География, XV, 1, 8. Примечательно, что фигура из Мохенджо-Даро (III тыс. до н. э.), в которой обычно видят Шиву, украшена рогами. Это лишний раз указывает на сходство Шивы с богом-быком Вакхом.
14. По словам Д. Сармы, "шактизм есть, несомненно, результат арианизации массы неарийских культов и древних верований" (D. Sarma. Hinduism, р. 30).
15. Пуссен указывает на то, что "мани" и "падма" первоначально означали женские и мужские гениталии и соединение их символизировало космическую сексуальность (J.Наstings. (ed.) Encyclopedia of Religion and Ethic, v. XII, р. 196).
16. Провозвестие Рамакришны, с. 107.
17. См.: Д. Чаттопадхьяя. Локаята даршана. Пер. с англ. М. , 1961, с. 344 сл. Хотя тантрическая литература относится к средневековому времени, истоки тантризма и культа Шакти гораздо древнее Вед. Отождествление со стихиями через ритуал вкушения и обладания восходит к культам, в которых магия переплеталась со страстным стремлением обрести единение с Божеством. См. о подобных обрядах в первобытной религии. Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 160 сл.
18. Цит по: А Пятигорский. Тантризм.-ФЭ, т. 5, с. 181.

Невероятно, но без женской энергии Шакти духовный рост личности невозможен! Оказывается…

В тантре¹ существуют два важных полюса энергии, известные как Шива² и Шакти³. Эти энергии действуют по-разному и оказывают различное влияние на пространство и человека.

В человеческом обществе Шиве и Шакти со­ответствуют мужчина и женщина. Во вселенском масштабе ас­пекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана⁴. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются Ида и Пингала. Ида представляет сознание, а Пингала - жизненную силу или прану.

Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не соприкасаются, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соеди­нении в материи происходит взрыв. Времени соответст­вует положительная энергия, а пространству - отрицательная.

Как взаимодействуют энергии Шивы и Шакти?

Мужчина и женщина пред­ставляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Часто можно встретить изображение Кали, которая, почти обнаженная, стоит одной ногой на земле, а другую поставила на Шиву. У нее свирепое выражение лица, язык в крови, а на шее ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробуж­денном состоянии.

Также попадаются изобра­жения Шивы, сидящего в позе лотоса, хотя они довольно ред­ки. Половина его тела - Шива, а другая половина - Шакти. Шиву и Парвати иногда изображают в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры.

Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под назва­нием Тарапитха. Там можно увидеть изображение Шакти, кормящей грудью бога Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на раз­ных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика - то есть женщина - это ученик, а мужчина - гуру.

На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соединены в одном теле, одной структуре и одной идее.

На третьем уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место.

Это философская интерпретация стадий пробуждения Шакти, внутренне присущая каждому человеку.

Каково духовное предназначение женщины?

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чисто духовная позиция по отношению к эволюции высшего сознания.

Строение женщины, ее эмоции и ее психическое развитие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духовной силы (кундалини⁴) гораздо легче происходит в теле женщины, чем в теле мужчины. Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины мужчина, который входит в более глубокие области ума, возвращаясь, не способен принести с собой эти переживания.

Погружаясь очень глубоко в свое сознание, человек переживает определенный опыт. Но когда он возвращается из более глубокого состояния ума к грубому осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса.

У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заряжено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки - любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание - представляют собой проявления ее внутреннего состояния.

«Если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуха­ний, цветов, улыбок, или красоты».

Это показывает, что внут­реннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вы­рваться наружу. В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизируется определенным центром.

В мужском теле Муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины вы­полняют Мула Бандху, и ничего не происходит. Но в теле женщины Муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. По­этому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина все­гда была главным переносчиком энергии, а мужчина - средой. В Индии существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии.

Что говорит тантра о роли женщины?

Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средст­вом. Шива никогда не считался творцом. Именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов.

У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основ­ном, женщины; мужчины просто присутствуют. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина дол­жен просто следовать ее указаниям. Такова индийская тради­ция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Какие есть типы посвящений?

Калачакра — это посвящение сын принимает от матери. Оно особенно распространено на севере Биха­ра. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в облас­ти, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе.

Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане и индуисты ходят в храм и там поклоняются своим богам, точно так же сын каждое утро поклоня­ется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшей в семье, это духовное поклонение, обус­ловленное не тем, что она его мать, а тем, что она - его гуру (учитель).

То же происходит и в Вама Марге, но здесь женщине покло­няется не сын, а партнер. Вама марга — это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Женщина благословляет своего мужчину. Здесь именно женщина дает этот знак мужчи­не, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре.

Шакти на первом месте

В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщи­не. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «про­светленная» или «великая».

Когда Рамакришна женился, он был очень молод, а его жена была еще ребенком, но он все рав­но считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней с уважением и почитанием.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней.

Если в духовной жизни придерживаться тех же принципов, то следует пони­мать, что в любой сфере женщина выступает как инициатор, а мужчина как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.

Какую роль женщине отводит хахта-йога?

В тантре существует еще один путь, именуемый Дакшина Марга, или ведическая тантра. Здесь учас­тие женщины - будь то в роли дочери, матери, или жены - не является необходимым, поскольку считается, что обе силы уже присутствуют в самом духовном искателе.

Ида - это женский аспект, а Пингала - мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха- йоги.

Ида соответствует Шакти, а Пингала - Шиве. Когда они со­единяются в Аджна чакре, происходит настоящее единение.

Считается, что Шакти обитает в Муладхаре, а Шива — в Сахасраре. Обитая в Сахасраре, Шива пребывает в вечной йога-нидре - пассивный, безразлич­ный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и одно­родным сознанием.

Шакти пребывает в Муладхаре, и ее пробуждают с помощью специальных прак­тик йоги. Она становится возбужденной и поднимается по центральному каналу вверх. Когда Шакти достигает Аджна чары, про­исходит их соединение с Шивой.

Танец Шивы

Воссоединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Энергия кундалини из Аджна чакры поднимается к Сахасрара чакре и там Шива соединяется с Шакти. Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога-нидры, он начинает танцевать. Танец Шивы символизирует пробуждение силы в человеке.

Затем Шива и Шакти спускаются по одному и тому же пути к Муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, более грубый план. Вот почему в крийя-йоге есть восходящий и нисходя­щий пути энергии.

Возможно ли создание нового общества?

На Востоке роль женщины огромна, однако ее положе­ние в современных культурах весьма далеко от этого.

Чтобы в наши дни возродить прежнюю роль женщины, необходимо изменить все общест­венное мировоззрение. Социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, в которой понимается и принимается роль женщи­ны в духовной эволюции человечества. Только так можно перейти на более высокий уровень развития общества.

Нава Йогини Тантра

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Тантра - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон ииндуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными (Википедия).

² Шива - индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти и верховный бог в шиваизме (Википедия).

³ Шакти - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы; в более широком смысле - женская творческая сила Шивы, реже - Вишну и других богов индуизма (Википедия).

⁴ Узнать больше о пробуждении энергии Кундалини, вы сможете в этой

Тантризм основан на символическом поклонении Шакти - Великой Богине, являющейся Матерю всего сущего. Культ Богини-матери уходит в глубину веков. Принимая образы многоликих женских Божеств, Шакти находит самое полное свое воплощение в Возлюбленной супруге Шивы, известной и почитаемой под различными именами, коих наберется около тысячи. Сила Шакти проявлена в каждом живом существе, но наиболее всего она сконцентрирована именно в женщине, как в продолжательнице жизни на Земле, матери, проявительнице красоты, любви и доброты в этом мире.

Шакти как активный аспект Шивы

Шива и Шакти – половинки одного целого, существующие поодиночке, но одновременно нуждающиеся друг в друге. Их отделённость и единство - та непостижимая сила, на которой и держится мироздание. Калидаса писал:

"Шакти и Шива соотносятся друг с другом как слово с его смыслом и не отделимы друг от друга, как жар огня от самого огня"

Шива – блаженное, неизменное, чистое, статическое Сознание, пронизывающее все.
Шакти – динамичная, вечно меняющаяся Сила, приводящая материю в движение. Корень «шак», лежащий в основе слова "Шакти", переводится с санскрита как «мочь, быть способным». То есть Шакти – это способность нашего сознания меняться и активно действовать. Вот почему ее ещё называют "подвижным аспектом сознания Шивы".

Шакти как изначальная Сила мироздания

Шакти – это изначальная Сила, или Адья-Шакти - универсальный поток Сознания, приводящий в движение мироздание, она творит и рушит миры, рождает реальность и поглощает ее в конце каждой манвантары.
Шакти – Лоно мироздания, и вместе с тем Семя, падающее в Лоно и производящее на свет всё живое.
Шакти – Начало, Прародительница Божеств, Источник самой Божественности. Она, собственно, и есть сам Бог, Она - та Истина, которую ищут, та цель, к которой стремятся…

В «Деви Упанишад» Шакти дает себе такое определение:

“Я - сущностная форма Брахмана. От Меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и не пустоты. Я - и в блаженстве, и в не блаженстве. Я - и в постижении, и в не постижении. Я должна быть постигнута и в Брахме, и в Брахмани. Я - пять космических элементов и вне пяти элементов. Я - весь этот необъятный мир. Я - Веда и не Веда. Я - Знание и незнание. Я - рожденная и не рожденная. Снизу и сверху и повсюду вокруг - везде Я”.

У Божественных стоп Матери плавают бесконечные Вселенные, и каждая из них находится под Ее контролем. Шакти-Деви правит тремя материальными гунами и следит за Творением.

Шакти как милостивый аспект Бога

Ребенок девять месяцев зреет в материнской утробе, затем родившись, он питается материнским молоком, и первое, что он произносит, - это слово «мама». Земная мать - воплощение Матери Божественной…

Шива безразличен к происходящему в мире, он полностью непривязан, поэтому часто его изображают сидящим с закрытыми глазами, погруженным в самадхи, он не отвлекается на внешние события.
Шакти внимательна к происходящему в мире, заботится о каждом живом существе. Однако именно Шива изначальный Вдохновитель Лилы - игры мироздания, которую творит Шакти.

Шакти как конечная цель бытия

Божественную Мать иногда называют третьим глазом Шивы, именно Она помогает узреть Истину. Именно Она проливает милость на преданных, даруя вечное блаженство. Без милости Её невозможно достичь знаний и освобождения.
Без осознания природы Матери Деви, садхака неспособен реализовать себя на духовном плане. В «Нируттара-тантре» написано:

«Без постижения природы Шакти нирвана не достигается».

Трепетное и радостное почитание Божественной Матери, безусловная преданность Ей - вот залог спасения в век Кали-Юги. Вот цитата из «Шакта-прамода»:

"Тот, чье сердце наполнилось блаженством Калики, а ум - преданностью Ей, тот становится бхактой Кали, воистину обладателем всех богатств и совершенств. В кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали дарует все желаемое! В кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали должна быть почитаема!"