Сын анубиса. Египетской бог анубис

Тема жизни и смерти испокон веков вызывала множество противоречивых мнений и споров. Анубис тату – опасный и зловещий образ, имеющий особый сакральный смысл, Именно этот бог был повелителем мертвых в древнеегипетской мифологии и решал, чья душа достойна попасть в рай. Что означает тату с Анубисом в современном мире, можно ли выбирать его в качестве нательного украшения?

Представления древних египтян о боге смерти

Мифы Древнего Египта повествуют нам о сыне Осириса, загадочном и таинственном божестве Анубисе. Это существо с телом человека и головой шакала имеет шокирующий вид. Да и репутация этого бога более чем негативная. Он непосредственно связан с потусторонним загробным миром, управляет душами умерших людей. Бог Анубис также является покровителем кладбищ, некрополей, гробниц, хранителем ядов и лекарств.

Божество впервые упоминается еще в Текстах древних пирамид в 23 веке до н.э. Согласно преданию, мать Анубиса Нефтида, будучи супругой Сета, тайком родила сына от Осириса и оставила малыша на берегу Нила. Его нашла и воспитала богиня Исида. Позже, когда отец Осирис был убит Сетом, Анубис занялся организацией погребения отца. Он завернул тело в ткани, пропитанные особой жидкостью, таким образом создав первую в мире мумию.

Анубис также вершил суд над мертвыми. Вместе с богом Гором он клал сердце человека на одну чашу весов, а статуэтку богини правды Маат на другую. Умерший в это время перечислял все грехи и раскаивался. Если он говорил правду – то сердце перевешивало, и душа попадала в рай. Если весы показывали ложь, и статуэтка оказывалась тяжелее – человека пожирало чудовище в преисподней.
На фресках Анубис изображался с головой шакала или волка, телом человека. В одной руке он держал иероглиф анкх, символизирующий жизнь, в другой – бамбуковый жезл (см. фото в галерее). Образ божества охранял входы в гробницы великих фараонов. До наших дней дошла элегантная статуя Анубиса, выполненная из дерева сикоморы. Уникальный экспонат хранится в музее города Хильдесхайма.

Значения татуировки с Анубисом

Татуировка Анубис одинаково хорошо подходит как для мужчин, так и для женщин. При этом необходимо понимать, что значение тату Анубис особенное. Это не просто интересный рисунок. Это заранее продуманная жизненная позиция, обозначение своего представления о мире. Очень подходят данные татуировки людям, профессиям которых покровительствует бог Анубис. Это работники сферы ритуальных услуг, психиатры, психологи, анестезиологи.

Существует множество почитателей древнеегипетской культуры. Эффектное тату одного из богов обозначит ваше увлечение данной темой.

Иногда татуировка значит, что человек попал в очень сложную жизненную ситуацию, возможно, даже тупиковую. Но выход должен быть однозначно. В этом обязательно поможет тату с изображением Анубиса. А еще вера человека, осознанно решившегося нанести ее на тело.

Некоторые молодые люди пока еще не нашли свою жизненную дорогу. Иногда это случается и в более зрелом возрасте. Выбрать правильный вектор движения и расставить приоритеты также поможет данное тату. Силуэт Анубиса, нанесенный на тело женщины, говорит о том, что она склонна к фатализму. Такая женщина мало чего боится в жизни, отчаянна и целеустремленна. В остальном тату Анубис значение совпадает для обоих полов. На зоне подобная наколка означает, что заключенный не до конца раскаялся в содеянном и теряется в выборе пути.

Техника выполнения

Изображение древнеегипетского бога эффектно выглядит в стиле реализм. Композиция максимально соответствует древнеегипетским фрескам (см. фото в галерее), передавая все мелкие нюансы и элементы. Детализация, насыщенные цвета и контуры делают работу настоящим произведением искусства. Тату Анубиса на руке или на плече непременно привлечет внимание окружающих. Но стоит помнить, что к образу надо относиться с особым уважением.

Любителям монохромных тату придется по душе дотворк или гравюра. В первом варианте рисунок наносится мелкими точками, которые образуют эффектную композицию. Гравюра переносит нас в Средневековье, поэтому эскизы Анубиса в латах и с жезлом в руке смотрятся действительно потрясающе. Эффект достигается при помощи линейной штриховки, аккуратных четких контуров, тонких линий. Большое тату будет красиво выглядеть на плече или на спине.

Смотрите видео

Все верования, связанные с посмертием, испокон веков были проникнуты благоговением и мистицизмом. Анубис отвечал за важный в древнеегипетской культуре ритуал . Он подготавливал тело к бальзамированию и мумификации. Изображения Анубиса сохранились на многих гробницах и погребальных камерах. Статуи бога мертвых украшают храм Осириса и гробницы-катакомбы в Александрии, а на печати древнего города Фивы изображена над девятью пленниками.
Амулет с изображением собаки символизирует магию потустороннего мира и охраняет душу в ее последнем путешествии.

Изображение Анубиса рядом с телом покойного было необходимо для дальнейшего путешествия души. Считалось, что бог с головой собаки встречает душу человека у врат загробного мира и провожает ее в зал суда. Там воплощение души – сердце – взвешивалось на специальных весах, на другой чаше которых лежало перо богини истины Маат.

Город собак

Анубису был посвящен город Кинополь (с греческого – «город собаки»). Там же почитали и супругу Анубиса, Инпут. Она так же изображалась с собачьей головой.

В этом городе собаки были защищены законом, они могли входить в любой дом, и никто не мог поднять на них руку. За убийство собаки полагалась смертная казнь. Если житель другого города убивал собаку из Кинополя, это могло послужить поводом к объявлению войны.

Фараонова собака существует до сих пор, и ее характерная острая мордочка с большими стоячими ушами очень похожа на древние изображения Анубиса.

Любили не только в Кинополе. Геродот свидетельствовал, что египтяне погружались в глубокий в случае смерти домашней собаки, брили головы и отказывались от еды. Набальзамированное тело собаки на специальном , а погребальная церемония сопровождалась громкими рыданиями.

Собака не случайно стала символом мира . Египтяне верили, что собаки могут предчувствовать смерть. Воющая в ночи собака , что Анубис готовится проводить чью-то душу в загробный мир. Считалось, что собаки видели призраков так же ясно, как живых, поэтому в преисподней собаки сторожили врата, не давая душам умерших вырваться обратно.

Роль Анубиса в древнеегипетском пантеоне была сходной – он сторожил и охранял богов. Недаром имя его «Стоящий впереди чертога богов». Также Анубис вершил суд среди богов, и даже палач в древнем Египте надевал маску с головой дикой собаки, символизируя руку бога в исполнении приговора.

Бог Анубис, в оригинале – Инпу, был первоначально богом загробного мира.

После того, как тамошним правителем стал Осирис, Анубис остался проводником душ умерших. В Египте он покровительствовал кладбищам и некрополям, считался хранителем ядов и лекарств.

Центром его культа был город, по-гречески именуемый Кинополь – то есть «город собак». Такое название было связано с внешностью Анубиса, который изображался с головой собаки или шакала, а иногда и просто в облике этих животных.

В ранний период, до появления культа Осириса, Анубис был одним из верховных божеств Египта. Он носил титул «Хентиаменти», что означало «владыка Запада», под «западом» в то время понимали загробный мир.

В более поздний период Анубиса объявили сыном Осириса, поэтому он не противится, когда любимый отец воцаряется в царстве мёртвых вместо него. Ведь Анубис собственноручно собрал тело Осириса, разрубленное Сетом на мелкие части.

Анубис на суде Осириса

Когда Осирис становится правителем загробного мира, Анубис сопровождает души мёртвых по Аменти – своеобразному преддверию этого мира, из которого они попадают прямо на суд Осириса. Анубис становится возле весов и взвешивает сердца кандидатов.

При этом критерии суда выглядели своеобразно: на одной чаше весов находилось сердце, обозначающее у египтян душу и любовь, а на другой чаше – перо богини Маат, символизировавшее разум, то есть расчёт. Если перевешивало сердце, душа направлялась в рай, а если разум – в ад.

Очевидно, такое понимание возникло в эпоху Среднего царства, когда культ Осириса и Анубиса распространился среди небогатых и малообразованных людей: образованность и разумный расчёт, свойственные господствующему классу, казались им бездуховностью.

Как родился Анубис

По мифологическому сказанию, в Осириса влюбилась Нефтида – жена Сета. Она явилась к нему в облике Исиды и совокупилась с ним. В результате родился Анубис, которого Нефтида поспешила спрятать в зарослях тростника, опасаясь гнева мужа. Там Анубиса нашла Исида, которая вскормила его и сделала своим сыном.

Анубис у греков и римлян

Анубис был одним из египетских богов, особенно популярных в античности. Об этом сохранилось достаточное количество сведений:

  • Вергилий описывал, что этот бог был изображён на щите Энея – героя Троянской войны и одного из основателей Рима (либо предка его основателей);
  • Ювенал упоминал, что культ Анубиса был распространён в Риме;
  • В Греции Анубис отождествлялся с Гермесом, который также имел функцию проводника душ умерших, позже оба божества слились у греков в одно – Германубис.

Изобретатель бальзамирования

По мифологическому рассказу, Анубис был послан богом Ра, чтобы собрать части тела убитого Сетом Осириса. Вновь сложенное тело он забальзамировал, собственно, Анубис считается изобретателем этого способа хоронить умерших. Поэтому жрец, осуществлявший мумифицирование, надевал маску бога-шакала.


В храмах Анубиса были специальные помещения, где содержались собаки и шакалы – священные животные, после их смерти их тоже мумифицировали и хоронили в саркофагах. В священных текстах Анубис называет себя «владыкой покоев очищения», то есть помещений для бальзамирования.

Инпут

У Анубиса была и женская ипостась – богиня Инпут. Она также изображалась с собачьей головой. Иногда Инпут представлялась как самостоятельная богиня – жена Анубиса.

Отождествления

В Древнем Египте, население которого больше других интересовался загробной жизнью, царству мёртвых посвящались самые разные боги. Впоследствии некоторые из них были отождествлены с Анубисом:

  • Упуаут – бог войны, который первоначально выполнял обязанности проводника душ (чем позже занялся Анубис). Изображался в виде волка или человека с волчьей головой.
  • Исдес – покровитель «запада», то есть загробного мира. Имел облик большого чёрного пса.
  • Дуамутеф – сын Гора, защищавший прах умерших. Также изображался в виде собаки. В его облике изготавливали канопы – специальные кувшины, в которых ссыпали внутренности умершего. Каноп ставился рядом с саркофагом, где находилась собственно мумия.

Истоки почитания Анубиса и других «собачьих» богов

В глубокой древности египтяне стали замечать, что собаки и шакалы собираются на кладбищах и роются возле могил. Они решили, что эти животные как-то связаны со смертью. Пока представления о загробном мире не были развиты, смерть представлялась им мрачной стихией. Чтобы попытаться прогнать шакалов или избежать их вредного влияния, они решили их обожествить.

Владыка Асьюта Асьют был столицей 17-го нома (провинции) Древнего Египта, носившего имя Анубиса. В своих речах Анубис представляется в том числе владыкой этого города. Позже греки назвали его Кинополем, то есть «городом собаки». Археологи обнаружили в Асьюте следы самого древнего почитания Анубиса.

17.06.2017

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Имя

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw , за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).

Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.

Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.

В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис . В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.

Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра . В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет . Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды . Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида :

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она ​​стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…

Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».