Церковь и бог разные вещи. Религия и Вера

Религия это комплекс идей. Проводит их в жизнь активный субъект т. е. церковь (организация) и околоцерковные круги.
Церковь призывается на помощь правительству, когда последнее выражает интересы меньшинства, манипулириющего большинством в своих корыстных интересах, т. е. при авторитарном режиме. Такой режим вынужден заниматься оболваниванием общества, чтобы оно не смогло ему организованно противостоять, а религия подходит для оболванивания как нельзя лучше. Религия минует критический разум и обращается напрямую к чувствам человека, внушая ему таким образом нужные идеи. Такой человек легко становится зомбированным и голосует за тех, кто держит свечки в храме во время массовых молебнов, широко освещаемых СМИ...

Вера религиозная - не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестеств. существ, свойств, отношений. вера религ. представляет собой осн. признак религ. сознания, определяет культ религ., переживания и поведение верующих. В теологии вера религ. рассматривается либо как неотъемлемое свойство человеческой души, либо как дарованная богом благодать, т. е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу.
На самом же деле способность верить обусловлена соц. природой человека, а превращение этой способности в веру религ. вызвано соц. условиями, порождающими потребность масс в религии. вера религ., как элемент психики верующих, представляет собой сложное образование, включающее интеллект., эмоц. и волевой моменты. Интеллект. элемент веры религ. - это совокупность религ. представлений, образов, имеющихся в сознании верующих. Поскольку эти представления не могут быть научно доказаны и обоснованы и в то же время оцениваются верующими как жизненно важные, то большую роль в вере религ. приобретает эмоц. элемент. Теологи, пытаясь возвысить веру религ., объявляют ее высш. проявлением человеческого. сознания: высш. нравств. ценностью, более высокой, чем разум, формой познания, что противоречит данным науки и практики.
Устранение соц. факторов религиозности, усвоение научных знаний ведет к преодолению веры религиозной.

Когда верующий начинает мыслить он забывает верить. А если он работает, а не сидит без дела умствуя, и ведь в сущности не зная о чем тем более. Займись же он, верующий, научной деятельностью...«Во всех известных мне случаях верующие физики и астрономы в своих научных работах ни словом не упоминают о Боге. Они одновременно живут как бы в двух мирах - одном материальном, а другом каком-то трансцендентном, божественном. У них происходит как бы расщепление психики. Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. Таким образом, совместимость занятий наукой с верой в Бога отнюдь не тождественна с совместимостью веры в Бога с научным мышлением» В. Л. Гинзбург

«Мифы об атеизме»
«16 четких тезисов о том, чем является атеизм и чем не является.»

«Современная религия как игра »
«Статья "Современная религия как игра" Сергея Солдаткина раскрывает новые аспекты религиозного сознания в современном мире: тотально игровое, постмодернистское отношение к религиозным представлениям и культу.»

Я крещеная, но не воцеквленная. Семья у меня не религиозная, мама верит в Бога, но в церковь не ходит, а отец — атеист. Для меня религия и вера — совершенно разные вещи. Религия — это соблюдение каких-то ритуалов и правил, в то время как вера — это то, что действительно ведет к Богу. Ведь можно быть некрещеным, не соблюдать пост, не ходить в церковь и не читать молитвы, но при этом вести честную жизнь, не нарушать заповеди, не поддаваться соблазнам, любить и помогать окружающим, обращаться к Богу не молитвой, а своими словами, но искренне от всего сердца. Не ходить в церковь на исповедь, но при этом искренне раскаиваться в своих грехах и просить прощения у Бога. А можно внешне соблюдать все ритуалы и носить крестик и при этом душой не стремиться. Я предполагаю, что религия дана в помощь, вроде такого гида. Но неужели человек верующий и истинно следующий законам Божьим, но не ходящий в церковь может не заслужить прощения? Мало того, сама по себе церковь вызывает у меня большие…

С рассказом Моисея

Не соглашу рассказа моего:

Он вымыслом хотел пленить еврея,

Он важно лгал, - и слушали его.

Бог наградил в нем слог и ум покорный,

Стал Моисей известный господин,

Но я, поверь, - историк не придворный,

Не нужен мне пророка важный чин!

Те деятели иудохристианского культа, которые пытаются переврать всё, от науки и до классики русской литературы, оседлать всё и вся, подстроив себе в угоду, которые сунули свои поганые рыла в произведения Александра Сергеевича Пушкина, и попытались, к примеру, подменить «попа» на «купца» в произведении А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его балде» (ссылаясь в этом момнете на авторитет друга А. С. Пушкина В. А. Жуковского, который, в свою очередь, сделал эту подмену при публикации пушкинского наследия - из-за церковной цензуры) - эти деятели заявляют, де, Александр Сергеевич был «верующим христианином» (у последователей…

В чем разница между верой и религией, и почему необходимо следовать всем обрядам и традициям в Родной Вере

Сейчас, по интернету среди родноверов, ходят довольно странные толки: со
всех сторон доносится «это долбославы придумали раскрещивание»,
«раскрещивание придумали евреи, иди в свою синагогу», «если хочешь
раскреститься — пойди ударься головой, может поможет», «Вера должна быть
в сердце, а если она станет религией, то значит вера умерла», «вера и
религия — разные вещи», «мне не надо никаких обрядов, главное, что я
верю», «если для того что бы верить надо проводить какие-то обряды, то
это уже сектанство», «а если человек не прошел обрядов, то к нему
относиться как к говну?», «почему у вас посвящаются только славяне, вера
она для всех, а не для избранных, вы самоутверждаетесь и превозноситесь
за счет других»… И тому подобное. Самое страшное, что говорят это
именно новичкам, которые еще не умеют отличить…

Созерцатель сказал(а): …

Мне, во-первых, кажется, что религия и вера, это вещи совершенно разные. Даже ответ на вопрос «зачем оно надо?» для них будет разным.

Вера, это тонкая материя, которую каждый для себя «создает» самостоятельно. Она может совпадать с церковными догматами избранной религии, а может быть вообще вне религий. Настоящая вера, это подсознательная уверенность в чем-то. В существовании жизни после смерти, в наличии Бога или богов, в том, что старикам и детям нельзя причинять зло, или в том, что перебежавшая дорогу черная кошка обязательно принесет неудачу.

Религия, это система. Довольно логичная, выстроенная не одним человеком и не для одного человека. Мировые религии объединяют огромное количество людей, и их догматы разрабатывались на протяжении столетий. Кстати, не в поледнюю очередь эти «правила» зависели от текущей политической, экономической и культурной ситуации в обществе.

Я не могу с уверенностью говорить, будто бы это единственные причины появления религии,…

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Нужна ли верующему человеку церковь?

Время от времени приходится слышать, что вера и Церковь - это совсем разные вещи, которые между собой не связаны, что вера вполне может обойтись без Церкви. Так ли это?

Античный философ Аристотель советовал начинать любое рассуждение с определения понятий - что именно мы называем тем или иным словом? Что такое вера? Это слово может обозначать разные вещи. Иногда это просто нежелание смириться с бессмысленностью мира, с вечным небытием как итогом всего: «закопают - лопух вырастет», иногда - смутное ощущение присутствия чего-то непостижимо высокого и прекрасного. иногда, в минуту беды или опасности, просьба о помощи и защите, обращенная к кому-то, часто даже не очень понятно, к кому именно. Иногда - просто признание того, что Бог, наверное, существует где-то там, за пределами моей жизни и всего, с чем я имею дело.

Такая вера, конечно, может обойтись без Церкви - и отлично…

Здравомыслие. Вера и религия — это разные вещи. Вера — состояние души. Вочман Ни писал, что Вера — норма, атеизм — аномалия. Самому Богу безразлично, в какие одежды рядится Вера (новый Завет. Деяния.) Религия — это ИНСТИТУТ, творение человеков, адаптированное под современное состояние духовности человеческого общества, культуру, быт, политическое устройство общества. Религию можно переделать под требования момента, корректировать опять же в угоду политической системы и правящей элите, что сейчас делается, например, с историей Руси. Вера остаётся неизменной, независимо от среды и условий жизни. Религия легко манипулирует массами людей, целыми народами (Крестовые походы и т.д.). Для манипуляций сознанием религии используют целые системы ложных символов, буквально навязанных верующим (Как и чем креститься, место Иисуса в Святой Троице, и САМА Троица и т.д.) Можно Верить НЕРЕЛИГИОЗНО. Без обрядов, ползания на коленях, без Рождества, но тогда жизнь станет преснее, не правда ли?…


Начнем с того, что рисовать иконы, сам Ииисус не рекомендовал- «Не сотвори кумира». Где кумир, это идол.
Ну и где один раз отступишь, так и второй раз и третий.
но в споре рождается истина)

так вот, если бы ты верил, по настоящему, ты бы бегом бегал каждое воскресение в церковь и всё соблюдал.
Ибо ты верил бы и в Ад.
Но ты маловер. И не веришь в Ад, а значит и в спасение.

а в какого Бога верить, если в Церковь не ходить? в какую тогда Церковь предлагается не ходить?

Почитайте Толстого «Царство Божие внутри нас»

Начнем с того, что…

05.04.2012 00:00

| Печать | E-mail

«В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет! И в церкви всё не так,
Всё не так, как надо».
В.С. Высоцкий

Любопытную статистику опубликовала газета «Независимая» в приложении «Религии» (от 4.04.2012 г.). Вопрос, который был задан респондентам, звучал так: «Влияют ли на ваше отношение к Церкви обсуждаемые сейчас в СМИ скандалы?». Интерес вызывают высказывания некоторых опрошенных об их отношении к церкви, понимании того, что вера в Бога (вера Богу) и вера в церковь – это две совершенно противоположные вещи.

Ниже приводим эту публикацию полностью. В КОБ вопросам религии и веры Богу посвящены следующие книги: «Мастер и Маргарита: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры?», «Вопросы иерархии РПЦ», учебный курс «Сравнительное богословие» и другие работы.

Скандалы вере не помеха

Россияне определились в своём отношении к…

Я верю в Бога, но не верю в религии

Толковый словарь В.И.Даля

ВЕРА
уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; | совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. | Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание; | стар. клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку.

РЕЛИГИЯ
вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере.

Довольно часто я задаю себе вопрос а что имеет ввиду человек, когда говорит о том, что он верит или не верит в Бога? Как оказалось это интересный вопрос, ибо ответы могут шокировать. Может оказаться…

Религия есть форма, в которую облекается желание человека приобщиться к чему-либо высокому. Вера — чувство идущее из самых глубин человеческой сути, дающее понимание правильности поступков. Вера это содержание. Выдавая религию за веру люди начинали войны и уничтожали чужие жизни миллионами. Веря в себя, в Бога и свои поступки люди совершали поступки, которые не должны быть забыты. При помощи религии человек приобщается к общей мысли. Он в обществе и ему комфортно до тех пор, пока он следует интересам этого общества. Вера дает человеку свободу для любого избранного им дела и не ограничивает ни в чем. Подмена понятий религии и веры очевидна и люди разумные видят подобное явление насквозь, всегда осознавая, что есть благо, а что — зло. Вера служит человеку щитом и мечом в борьбе с самим собой и жизненными неурядицами. Человек служит религии и отдает всего себя, думая, что «истинность» ценностей общества непоколебима. Верящий человек очень хорошо умеет различать добро и зло, понимая…

Религия и Вера — разные вещи!!! Религия- большей частью лицимерие. Вера всегда нужна человеку, а религия — фанатизм и показуха…

Я говорю это с точностью до наоборот.
Я религиозен, но не набожен, я не верую.

Цитата(Maariet @ 27-02-2006, 14:47)

вера — вера в бога грома — это некого рода поклонение, т.к всякая
вера это часть поклонения, просто искаженная

Здрасьте к вам! Где люди слышать, что язычники ПОКЛОНЯЛИСЬ богам? Поклонение подразумевает рабство. Язычники ПОЧИТАЛИ, ЧТИЛИ богов как предков своих. Именно поэтому мы частенько вспоминает как зовут наших деушек и пра-пра родственников для интереса или в поисках имени.
Тако было, тако бысть, так и буде!
Поклонение богам — фанатизм. Показуха, которой занимает СМИ — вообще грех по Православию. Попробуйте попросить сфоткаться с монахом из Печорского Монастыря… ответом будет захлопывающаяся дверь перед вашим носом. Каждый монах попавший в…

архимандрит Кирилл (Говорун):
Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.

священник Даниил (Сысоев):
Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это…

Вера и религия — это понятия разные?

Вера и религия — это понятия разные? Я совсем запуталась в собственных противоречиях. Мое религиозное воспитание в детстве равнялось нулю. Моя бабушка, к которой я ходила вместо садика и после занятий в школе, была абсолютно неверующей, имела ангельский характер и вообще была золотым человеком.

Вера и религия — это понятия разные? Я совсем запуталась в собственных противоречиях.

Мое религиозное воспитание в детстве равнялось нулю. Моя бабушка, к которой я ходила вместо садика и после занятий в школе, была абсолютно неверующей (она из семьи дореволюционных учителей), имела ангельский характер и вообще была золотым человеком. Жизнь свою посвятила семье, воспитанию детей, часто вынуждена была переезжать по городам (промышленным стройкам) с дедом. Чудесная хозяйка, прекрасно готовила, но пасок никогда не пекла. Икон не было. Да и представить свою бабушку даже в 70 лет в косыночке я…

Этот вывод основан на личном опыте и скорее всего подобный опыт есть у каждого, просто мы его обычно не замечем или придумываем себе разные оправдания типа повезло, случайность, совпадение и т.п.

Сначала для атеистов.

Я рос в семье атеистов, сам был атеистом и все моё окружение на тот момент были сплошные атеисты. Естественно, как и у большинства выросших в Советском Союзе – Бога нет, религия опиум для народа и т.п., но рано или поздно, в жизни каждого человека происходят некие события, которые заставляют задуматься - а так ли это?

Начну с того, что ещё в детстве со мной происходили необычные вещи, что в последующем вызвало интерес к религии, мистике, эзотерике, магии. Читал всё, что попадалось на эти темы, но серьёзно ничем не занимался, просто познакомится.

Однажды в детстве я приболел и не пошёл в школу. Заняться было нечем, и я просто лежал на кровати и тупо разглядывал ковёр на стене, ну многие помнят те ковры в Советское время в народе их называли Персидские. В какой-то момент возникла мысль о том, как я устроен внутри и соорудив себе мысленно подводную лодку я отправился внутрь себя исследовать свои органы, поплавал, посмотрел, как и что там внутри работает, надоело, и я переключился на потолок. Заинтриговала одна трещина на потолке, а так как вставать было в лом, такая была расслабленность, то почему-то захотелось подлететь к ней поближе, ну как космонавты в невесомости и я вдруг, в один момент, оказался под потолком, ощущение было как при снятии резиновой перчатки с руки, но только по всему телу, как будто я выскользнул из большой резиновой перчатки. Изрядно испугался от неожиданности и ещё был страх, что не смогу вернуться обратно и не помню, как оказался снова в теле.

Второй необычный случай был в школе. Проболев две недели и много пропустив в первый же день попадаю на контрольную по математике. Началась паника, как писать, я ничего не знаю, какое-то время, пока весь класс писал контрольную я находился в ступоре и тут вдруг неожиданно возникает мысль – да и чёрт с ней с контрольной, я же болел, у меня оправдание, что будет, то и будет сразу наступило какое-то спокойствие и умиротворённость и от нечего делать начал глазеть по сторонам, из любопытства заглянул в тетрадь к соседке посмотрел, как она решает и вдруг неожиданно понял, как решить свой вариант, просто снизошло. За оставшееся от урока время я моментально всё решил и сдал тетрадь в числе первых, правда особо не рассчитывая на хорошую оценку. В результате единственный в классе получил пять за ту контрольную!

По крайней мере три раза меня спасали от смерти и это только те, случаи, которые я осознаю, возможно их было больше. Ну не бывает таких случайностей и совпадений, чтобы, например, на скорости под 90 вылететь в овраг на Яве с коляской и пролетев, через все буераки не перевернувшись, в единственно возможном направлении с точностью до миллиметра, проскочить промеж двух громадных (каждый размером с легковой автомобиль) валунов и при этом с одной стороны чиркнуть резиновой ручкой руля, а с другой небольшая царапинка на крыле коляски? Разве такое вообще возможно? Были и ещё два, не менее экстремальных случая с вероятностью летального исхода 99%. Описывать не буду, но каждый раз это было что-то не реальное. Что это было? Окончательных выводов я тогда не делал, но где-то внутри меня возникало смутное подозрение, что мне кто-то помогает избежать смерти. Во всех эпизодах я каждый раз задним числом отмечал про себя какое-то удивительное спокойствие в те моменты, не было ни паники, ни страха.

Был интересный опыт и с магией. В конце восьмидесятых была популярная телепрограмма «Взгляд», там иногда появлялись разные экстрасенсы, колдуны и пр. и однажды, чисто случайно в одной из таких передач появился некий Евгений (не помню кем он себя тогда называл, маг, колдун, экстрасенс, да и не суть) и вот этот товарищ предложил всем убедиться в своих магических способностях – типа если вы меня попросите в определённое время я избавлю вас от тараканов, навсегда! Жил я тогда в общежитии и с тараканами была просто беда, точнее будет сказать, что это мы у них в колонии жили, а не они у нас. В назначенное время, как он и предлагал я к нему обратился, мысленно попросил избавить от этой напасти. В результате в нашей квартире тараканы исчезли, совсем исчезли. У соседей были, а у нас пропали, и несколько лет, пока я жил в этом общежитии они больше не появлялись!

В дальнейшем жизнь складывалась как в песне –

Было перепробовано всё в жизни, ну или почти всё, кроме этого -

Конечно не молятся, переложили ответственность с себя на священника и ждут, что он их отмолит, сделает всю духовную работу за вас. У человека есть почти всё, для того, чтобы пройти этот путь. Есть свой Храм Божий –

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3, 16).
если кто растлит храм Божий, того растлит Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1Кор. 3, 17)

"Кто владеет информацией, тот владеет миром" Натан Ротшильд.
«Невежество есть величайшее зло в мире» - Будда

Остаётся только разобраться в себе и сделать свой выбор, ибо у нас от Бога есть свобода выбора, и постучать. Если сделан Духовный выбор, то всё, что нужно это заняться собой – мысли, поступки, познание, духовная практика ( , медитации) и тогда настанет то самое - Тысячелетнее царство в душах людей!

Всё что доносили до людей Иисус, Будда, Саи Баба, Ригден Джаппо - суть одно и тоже! Я им всем благодарен за помощь и науку, а также своему ангелу хранителю, святому Агапиту Печерскому и Марии Магдалине, которая не раз вытаскивала мою пятую точку целой изо всех передряг! И отдельное спасибо тому парню с Конта, который чуть больше года назад выложил здесь свою исповедь, о том, как он пришёл к Богу и оставил под ней ту самую ссылку , которая для меня всё и решила!

Самая главная победа - победа над самим собой!

Теперь о вере и Церкви - точнее, о том, что вещи это совершенно разные и первое прекрасно обходится без второго. Об этом я слышу на протяжении двадцати лет, но особо часто сия мысль звучит в последний год, на волне антицерковной медийной кампании.

Тема одновременно и проста, и сложна. Проста - потому что с богословской точки зрения тут действительно всё довольно прозрачно. Если мы говорим, конечно, о вере во Христа, а не о некой сферической вере в вакууме, вере во «что-то там такое». Церковь - не человеческое изобретение, она основана Самим Христом, и спорить с этим фактом - то же самое, что отвергать Евангелие.

Теперь о сложности. Сложность в том, что это вышеприведенное рассуждение ничего не значит для множества людей, которые веруют не во Христа, а во «что-то там такое». Это «что-то там такое» они могут даже называть словом Бог , могут даже и Христом называть. На самом же деле предмет их веры - это гремучая смесь из собственных фантазий, выдранных с мясом кусков из Библии и… и какого-то странного ощущения, дыхания чего-то нездешнего. Называя вещи своими именами - душа человеческая по природе христианка и тянется ко Христу, ощущает Его - не видя, не понимая. Так слепой от рождения человек может воспринимать солнце - не как свет, а как тепло особого рода, отличающееся от тепла печки.

Вера ли это? Наверное, да. Вера - это же, по словам апостола Павла, «уверение вещей невидимых». Вера ли это во Христа? Тут однозначно ответить не могу. С одной стороны, Тот, Чьи прикосновения ощущает сердце такого вот верующего во «что-то там» человека - это действительно Господь наш Иисус Христос. С другой стороны, тот умственный конструкт, который такие люди принимают за предмет своей веры, к Христу может иметь отношение самое отдаленное. Как бы они его ни называли: «Мировой разум», «Душа мира», «Высшее начало», «Провидение», да хотя бы и Христос - они сами его сочинили, слепили по своему образу и подобию. Придумали себе такого бога, с которым удобно, вера в которого дает психологический комфорт, ласкает ум причастностью к чему-то возвышенному.

Иногда такая вера вообще ничего от человека не требует, ни в чем не ограничивает, и более того - помогает самооправдаться, если совесть грызет. Но иногда такая вера предполагает и некие самоограничения - как правило, произвольную подборку из Десяти Заповедей (что характерно, первая заповедь, та самая, которая о верности единому Богу, в подобную подборку никогда не включается). Человек, придумав себе веру, может искренне пытаться не воровать, не лжесвидетельствовать, не блудить - потому что эти ограничения соответствуют его придумке. Но если и впадает во грехи - то стыдно ему становится не перед этим придуманным богом, но перед самим собой.

Иначе говоря, в рамках такой веры Бог воспринимается как нечто неотделимое от тебя самого, как некое твое высшее «Я», твой идеальный образ. Если и обращаешься к Богу «Ты» - на самом деле все равно обращаешься к себе.

Я по себе это хорошо знаю. Сам таким был лет с шестнадцати и почти до двадцати шести. Ощущал какое-то дуновение Божие, но как только ни трактовал его! И в самопальном понимании Евангелия, и по Даниилу Андрееву (чей поэтический дар я и сейчас не отрицаю), и по Каббале (о которой полторы статейки в желтой прессе читал), и по Карлосу Кастанеде (этого я штудировал основательно). А вот Церковь я воспринимал как чисто человеческую придумку, сборище темных людей, неспособных подняться до таких глубоких рассуждений. Смешно.

Но даже в такой смешной, искусственной вере все равно есть какой-то тихий отзвук веры истинной. Это фантазия на 99 процентов, но никогда на все сто. Всегда есть какой-то, пусть и микроскопический, шанс, что верующий в собственноручно придуманного бога вдруг опомнится и уверует в Бога Истинного. Этот самый «бог в душе» может оказаться переходной стадией между полным неверием и подлинным христианством. К сожалению, многие на ней застревают навсегда.

А вообще о таком наивном богостроительстве гораздо лучше сказал Александр Галич в стихотворении «Псалом»:

Б.Чичибабину

Я вышел на поиски Бога.

В предгорьи уже рассвело.

А нужно мне было немного –

Две пригоршни глины всего.

И с гор я спустился в долину,

Развел над рекою костер,

И красную вязкую глину

В ладонях размял и растер.

Что знал я в ту пору о Боге

На тихой заре бытия?

Я вылепил руки и ноги,

И голову вылепил я.

И полон предчувствием смутным

Мечтал я, при свете огня,

Что будет Он добрым и мудрым,

Что Он пожалеет меня!

Когда ж он померк, этот длинный

День страхов, надежд и скорбей –

Мой бог, сотворенный из глины,

Сказал мне:

Иди и убей!..

И канули годы.

Все так же, но только грубей,

Мой бог, сотворенный из слова,

Твердил мне:

Иди и убей!

И шел я дорогою праха,

Мне в платье впивался репей,

И Бог, сотворенный из страха,

Шептал мне:

Иди и убей!

Но вновь я печально и строго

С утра выхожу за порог -

На поиски доброго Бога

И - ах, да поможет мне Бог!

Написал это Галич в 1971 году. Через год он принял таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Мне, во-первых, кажется, что религия и вера, это вещи совершенно разные. Даже ответ на вопрос "зачем оно надо?" для них будет разным.

Вера, это тонкая материя, которую каждый для себя "создает" самостоятельно. Она может совпадать с церковными догматами избранной религии, а может быть вообще вне религий. Настоящая вера, это подсознательная уверенность в чем-то. В существовании жизни после смерти, в наличии Бога или богов, в том, что старикам и детям нельзя причинять зло, или в том, что перебежавшая дорогу черная кошка обязательно принесет неудачу.

Религия, это система. Довольно логичная, выстроенная не одним человеком и не для одного человека. Мировые религии объединяют огромное количество людей, и их догматы разрабатывались на протяжении столетий. Кстати, не в поледнюю очередь эти "правила" зависели от текущей политической, экономической и культурной ситуации в обществе.

Я не могу с уверенностью говорить, будто бы это единственные причины появления религии, ведь не на пустом же месте люди шли на смерть ради какой-то идеи. Но элемент принуждения в этом всегда присутствует. Насильственное крещение некоторых народов, давление большинства людей на конкретного человека, присутствие традиционного мнения по каким-то вопросам, примеров можно много найти.
Религия (и церковь, как основной ее проводник), это, мне кажется, очень сильный инструмент воздействия на людей. Разделение христиан произошло гораздо позже, чем умер Иисус Христос. Английская религия отделились от Ватикана не из-за веры. Крестовые походы спровоцировала не только борьба за "истинную веру".

Нам, по-моему, очень всем повезло родиться тогда и там, где и когда у нас есть возможность выбора. Но. Религия (и это уже сугубо имхо) в наше время стала подменяться идеологией. Чтобы общество нормально функционировало, необходима какая-то связующая идея, чтобы люди ощущали свою принадлежность к чему-то большему. И эта идея неизбежно возникает на протяжении всей истории человечества. Это может быть как католицизм, например, так и строительство коммунизма.

К тому же многие люди верят во что-то только потому, что так привыкли. Что не задумывались, во что же они верят. Потому что, к примеру, воскресное посещение церкви для многих является обязательным ритуалом, как приготовление салата оливье на Новый Год*))

И я, кстати, не могу сказать, что это плохо. Кому-то так проще жить, кому-то проще выбирать во что верить (и верить ли в принципе) самому. Кто-то держит Пост, и это приносит ему радость, а кто-то ищет в лесах "места силы" и проводит там магические обряды. Тоже получая какое-то удовольствие, я думаю.

Если человек любит салат оливье, не пихая его в окружающих половниками, я не вижу в этом ничего плохого*)